В рамках финанализа отдельно рассматривают техническое и экономическое состояние основных фондов. Для анализа наличия и движения ОС используют различные индексы и коэффициенты. Один из них — коэффициент фондоотдачи основных средств, который рассчитывают и оценивают по особым правилам.
Письмо Минэкономики РФ от 16.09.1993 N АШ-598/6-210
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 16 сентября 1993 г. N АШ-598/6-210
О РАЗРАБОТКЕ ПРОЦЕДУРЫ САНАЦИИ, РЕОРГАНИЗАЦИИ И
ПРЕКРАЩЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НЕСОСТОЯТЕЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
В соответствии с постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 февраля 1993 г. N 160 "О плане действий Совета Министров - Правительства Российской Федерации по реализации экономической реформы в 1993 году" Минэкономики России подготовило и направляет Временные методические рекомендации по оказанию государственной поддержки и санации предприятий (прилагаются).
Указанными методическими рекомендациями следует руководствоваться при подготовке комплекса мероприятий, связанных с оказанием государственной поддержки и санацией предприятий, а также перечней предприятий, подпадающих под признаки несостоятельности (банкротства), имея в виду определение предприятий, подлежащих государственной поддержке, и предприятий, полностью бесперспективных, к которым возможно применение реорганизационных и ликвидационных процедур, предусмотренных Законом Российской Федерации "О несостоятельности (банкротстве) предприятий".
Первый заместитель министра
экономики Российской Федерации
А.Т.ШАПОВАЛЬЯНЦ
Приложение
к письму Минэкономики России
от 16.09.93 г. N АШ-598/6-210
ВРЕМЕННЫЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОКАЗАНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ И
САНАЦИИ ПРЕДПРИЯТИЙ
Временные методические рекомендации по оказанию государственной поддержки и санации предприятий предназначены для региональных и отраслевых органов управления, занимающихся вопросами несостоятельности (банкротства) предприятий. Они могут служить исходной методической базой для проведения комплекса мероприятий, связанных с оказанием государственной поддержки и санацией предприятий.
Данные методические рекомендации могут дополняться, уточняться и конкретизироваться с учетом отраслевых и региональных особенностей. Они также могут дорабатываться по мере принятия новых законодательных и нормативных актов, касающихся несостоятельности предприятий, оказания им государственной поддержки (санации).
Концепция и принципы данного документа ("Основные положения методических рекомендаций по поддержке (санации) предприятий") направлялись в министерства и ведомства Российской Федерации и в целом были одобрены.
Временные методические рекомендации по оказанию государственной поддержки и санации предприятий подготовлены коллективом специалистов Министерства экономики Российской Федерации (Копейкиным М.Ю., Глаголевым А.В., Свинаренко А.Г., Гореловым С.В., Прокофьевым О.В.), а также НИИУ при Минэкономики России (Зеленским А.Г., Турмачевым Е.С., Седовой В.Б.) и НИЭИ при Минэкономики России (Малыгиным А.А.).
При подготовке рекомендаций были использованы материалы научно-внедренческого предприятия "Информация - Экономика" (ИНЭК).
I. Общие положения
1. В настоящих Временных методических рекомендациях определяются основные принципы, условия и порядок оказания государственной поддержки и санации предприятий <*>.
2. Санация предприятия - должника - реорганизационная процедура, предусмотренная Законом Российской Федерации "О несостоятельности (банкротстве) предприятий", при которой государством в качестве собственника предприятия - должника оказывается финансовая помощь предприятию - должнику.
Продолжительность санации не должна превышать 18 месяцев.
3. Государственная поддержка предприятия - должника - оказание финансовой помощи предприятию - должнику до возбуждения дела о несостоятельности предприятия в арбитражном суде.
Государственная финансовая поддержка может распространяться на предприятия независимо от формы собственности.
4. Внешним признаком несостоятельности (банкротства) предприятия является приостановление его текущих платежей, если предприятие не обеспечивает или заведомо не способно обеспечить выполнение требований кредиторов в течение трех месяцев со дня наступления сроков их исполнения, в случае если задолженность составляет сумму не менее 500 минимальных размеров оплаты труда, установленных Законом Российской Федерации "О несостоятельности (банкротстве) предприятий".
5. Критерий несостоятельности (банкротства) - неспособность предприятия удовлетворить требования кредиторов по оплате товаров (работ, услуг), включая неспособность обеспечить обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды, в связи с превышением обязательств должника над его имуществом или в связи с неудовлетворительной структурой баланса должника.
6. С целью выявления предприятий, подпадающих под признаки несостоятельности (банкротства), используются следующие финансовые показатели, рассчитываемые на основании отчетных данных баланса (форма 1) и отчета о финансовых результатах и их использовании (форма 2):
1) Отношение заемных и собственных средств отражает финансовую структуру средств предприятия и показывает степень зависимости предприятия от кредиторов. Расчет производится как отношение всех заемных средств предприятия к собственным.
2) Общий коэффициент покрытия - показатель платежеспособности, отражающий достаточность оборотных средств у предприятия, которые могут быть использованы им для погашения своих краткосрочных обязательств. Расчет производится как отношение всех оборотных средств к краткосрочным обязательствам.
Возможно применение дополнительных показателей, характеризующих признаки несостоятельных предприятий (приложение 1).
7. Решение об оказании государственной поддержки или участии в санации предприятия - должника принимает орган управления, занимающийся вопросами несостоятельности (банкротства) предприятий (отраслевые и региональные комиссии по санации; органы, уполномоченные управлять имуществом предприятия; финансовые органы соответствующего уровня).
---------------------------
<*> На основе данных Временных методических рекомендаций возможна разработка отраслевых и региональных методических документов.
II. Порядок рассмотрения вопроса об оказании государственной
поддержки и санации предприятий
1. Вопрос о проведении санации предприятия - должника рассматривается при возбуждении арбитражным судом производства по делу о несостоятельности (банкротстве) предприятия.
В 15-дневный срок (статья 14 Закона Российской Федерации "О несостоятельности (банкротстве) предприятий") со дня получения уведомления о возбуждении делопроизводства в арбитражном суде орган, уполномоченный принимать решения по делам о несостоятельности, обязан представить в арбитражный суд свои предложения об участии в санации и обязательство гарантировать удовлетворение имущественных требований всех кредиторов и возмещение арбитражных расходов.
2. Вопрос об оказании государственной поддержки предприятия-должника рассматривается:
на основе анализа финансово-экономического состояния государственного предприятия, в результате которого установлено, что предприятие не может самостоятельно платить по своим обязательствам;
при обращении предприятия - должника негосударственной формы собственности.
3. Решение об оказании государственной поддержки или санации принимается на основании анализа материалов, характеризующих экономическое и финансовое состояние предприятия, и предложений по его оздоровлению с учетом критериев, определенных в данных методических рекомендациях (раздел III).
4. Для принятия решения об оказании государственной финансовой поддержки предприятия должны представить:
а) основные реквизиты предприятия;
б) показатели финансово-экономического состояния предприятия (приложение 2);
в) санационный проект (технико-экономическое обоснование плана мероприятий по оздоровлению предприятия).
5. Оценка предприятий, нуждающихся в государственной поддержке, осуществляется в следующей последовательности.
5.1. Определение признаков неплатежеспособности и несостоятельности предприятий (п. п. 4 - 6 раздела "Общие положения").
5.2. Проведение анализа финансово-экономического состояния предприятия.
5.3. Анализ причин неплатежеспособности (приложение 4).
5.4. Проведение экспертизы санационных проектов и анализа показателей работы предприятия в прогнозном периоде (в случае оказания поддержки) с соответствующими показателями в отчетном периоде.
5.5. Формирование перечня предприятий, нуждающихся в государственной поддержке.
5.6. Распределение имеющихся финансовых средств, определение сроков и порядка их выделения и возврата в зависимости от:
- эффективности санационных проектов;
- потребности в финансовых средствах;
- срока окупаемости и возврата средств;
- определения значимости функционирования предприятия по критериям принадлежности к приоритетным направлениям структурной перестройки экономики.
6. При проведении отбора предприятий, нуждающихся в оказании государственной поддержки, могут быть приняты следующие решения:
- об оказании государственной поддержки и предоставлении финансовых средств;
- о принятии решения собственника предприятия - должника о подаче заявления должника в арбитражный суд о возбуждении производства по делу о несостоятельности (банкротстве) с целью применения к нему реорганизационных и ликвидационных процедур (в этом случае одновременно определяется форма участия государства в указанных процедурах);
- о рекомендации предприятию привлечения других источников финансирования.
7. Для принятия решения о проведении санации предприятия - должники вместе с уведомлением о возбуждении производства по делу о несостоятельности (банкротстве) должны представить:
а) основные реквизиты предприятия;
б) список его кредиторов и должников с расшифровкой их дебиторской и кредиторской задолженности;
в) бухгалтерский баланс либо заменяющие его бухгалтерские документы;
г) предложения по его оздоровлению (краткий план мероприятий).
8. На основе анализа материалов, представляемых предприятием для проведения санации, могут быть приняты следующие решения:
- ходатайствовать о внесении предложения в арбитражный суд о проведении санации самостоятельно;
- ходатайствовать о проведении санации с последующим объявлением конкурса желающих принять в ней участие;
- отказать в проведении санации.
9. При принятии положительного решения о проведении санации предприятия - должника определяются ответственные лица (санаторы) за ее проведение.
10. В месячный срок после принятия положительного решения о проведении санации ответственные за ее проведение лица обязаны представить санационный проект (технико-экономическое обоснование плана мероприятий по оздоровлению предприятия).
11. Санаторы - юридические или физические лица, ответственные за ее проведение, несут полную имущественную ответственность по средствам, выделяемым государством на оказание поддержки санируемого предприятия.
III. Критерии принятия решений об оказании государственной
поддержки и санации предприятий
При отборе предприятий, подлежащих государственной поддержке, целесообразно использовать критерии по направлениям деятельности и принадлежности к приоритету, а также ряд финансовых и социальных критериев.
Исходя из принятых приоритетов целесообразно принять следующие ограничения.
1. Предприятия, продукция которых может быть реализована на потребительском рынке, в первую очередь изготавливающие продовольственные и непродовольственные товары народного потребления и лекарственные средства.
2. Предприятия, обеспечивающие поддержание обороноспособности и безопасности государства, особенно предприятия и производства, связанные с высокими, в том числе международными, требованиями по технике безопасности и экологии (ядерного вооружения и энергетического атомного комплекса, производство радиоактивных материалов и их хранение, производство боеприпасов).
3. Предприятия, деятельность которых регулируется, в том числе лицензируется, государством, работающие по регулируемым ценам.
Кроме того, государственная поддержка может оказываться по следующим группам предприятий:
перспективные предприятия, которые смогут активизировать хозяйственную деятельность в различных отраслях экономики, в первую очередь той части производственной инфраструктуры, которая необходима для ускорения технологической перестройки производства (создания и развития сетей связи, информационной системы на базе электронизации, современных транспортных систем);
предприятия, выпускающие конкурентоспособную, импортозамещающую и экспортную продукцию, в том числе с использованием уникальных "прорывных" технологий;
предприятия, производство которых в значительной степени зависит от закупок сырья, комплектующих изделий и оборудования в странах ближнего и дальнего зарубежья и где в настоящее время отсутствует гарантия стабильного импорта из-за ограниченности валютных средств и разрыва хозяйственных связей;
предприятия, обеспечивающие выпуск энергосберегающей техники и освоение новых прогрессивных технологий, увеличивающих производительность труда, улучшающих социальные условия труда, рассчитанных на применение новых материалов, автоматизацию производства и повышающих экологичность производства;
предприятия, обеспечивающие создание условий для повышения инвестиционной активности;
предприятия с широкими кооперационными межотраслевыми и межрегиональными связями.
При отборе предприятий для оказания государственной поддержки необходима оценка социальных последствий остановки отдельных предприятий или производств с позиций формирования рынка труда и регулирования процессов занятости, особенно в районах, характеризующихся:
высокой долей отраслей промышленности, в первую очередь тяжелой и оборонной, которые наиболее подвержены спаду производства;
узкой специализацией хозяйства, отсутствием возможности для его диверсификации (удаленность поселений, слабая транспортная и социальная инфраструктура);
спецификой демографической ситуации некоторых районов.
Особое внимание при отборе предприятий для государственной поддержки должно оказываться тем из них, которые расположены в крупных промышленных узлах с высокой концентрацией взаимосвязанных производств, а также в малых городах и поселках (город-завод), в которых эти предприятия являются единственным источником существования жителей.
При отборе сельскохозяйственных предприятий и предприятий горнодобывающей промышленности необходимо учитывать природно-экономические условия производства.
Принадлежность к приоритету по направлению деятельности является основанием для государственной поддержки только при условии, если одновременно выдерживаются финансовые критерии.
Оценка имущественно-финансового состояния предприятий, подлежащих государственной поддержке, является важнейшим этапом работы по их отбору и базируется на анализе основных характеристик деятельности предприятий, позволяющем оценить их положение на товарных рынках.
Государственной поддержке подлежат предприятия, которые:
производят или смогут после оказания им поддержки производить продукцию, имеющую в настоящее время или в ближайшие 1 - 2 года спрос на внутреннем или внешнем рынке, и имеют поэтому возможность реально увеличить объемы производства и обеспечить соответственно "цепное" увеличение спроса на продукцию смежников. Для выявления этого условия необходимо установить причины падения объемов производства (отсутствие спроса, сырья и материалов, средств у потребителей и т.д.) и перспективы спроса на продукцию предприятия;
способны будут при оказании им временной финансовой поддержки улучшить свои производственные, экономические и социальные показатели. При анализе финансового состояния должны учитываться сальдо дебиторской и кредиторской задолженности, соотношение обязательств и переоцененных активов, степень ликвидности активов, объем и состав оборотных средств, в том числе объем запасов готовой продукции. При этом государственной поддержке подлежат те предприятия, которые не создавали у себя излишние запасы оборотных фондов, не затоварились готовой продукцией из-за завышения цен и не осуществляли других действий, искусственно приведших к финансовым затруднениям;
производят продукцию по ценам, удовлетворяющим рынок;
не завышают излишне заработную плату своим работникам, вызывая тем самым рост затрат и цен на свою продукцию и сужая возможности ее сбыта;
не завышают излишне рентабельность и цену на свою продукцию, стремясь получить высокую прибыль даже в условиях спада производства. Для выявления этого условия осуществляется анализ рентабельности в сопоставлении со средней по отрасли или региону и динамики цен на выпускаемую продукцию. В случае, если государственная поддержка оказывается в виде кредита, необходимо убедиться, что рентабельность данного предприятия позволит вернуть кредит в установленный срок;
применяют или смогут применить после поддержки передовые технологии. Необходима оценка по определенным параметрам технического уровня предприятий по сравнению с мировым и внутренним.
Важнейшим условием оказания государственной поддержки является наличие у предприятия технико-экономического обоснования плана мероприятий по оздоровлению предприятий (санационный проект), содержащего конкретные программные мероприятия его развития или текущей деятельности, включающие анализ конъюнктуры внутреннего и внешнего рынка в текущем и перспективном периодах, финансового положения, внутренних и внешних источников финансирования, условий кредитования отдельных мероприятий банками (процент риска) и позволяющие в случае временной поддержки выйти из кризисного состояния.
IV. Анализ финансово-экономического состояния предприятия
Анализ экономического состояния предприятия проводится за отчетный период и должен содержать следующую информацию:
1. Форма собственности и распределение уставного капитала
1.1. Структура предприятия, Паспорт, Устав.
1.2. Организационно-правовая форма.
1.3. Доля государства в капитале предприятия.
1.4. Доля иностранного капитала.
2. Финансовое состояние предприятия
2.1. Прибыль (убытки) и ее распределение. Рентабельность.
2.2. Себестоимость товарной продукции.
2.3. Дебиторская и кредиторская задолженность.
2.4. Просроченная задолженность по ссудам банка и по взаимным расчетам хозорганов.
2.5. Непроизводительные расходы.
2.6. Запасы товарно-материальных ценностей.
2.7. Состояние собственных оборотных средств (наличие, прирост, излишек или недостаток).
2.8. Наличие финансовой помощи предприятию со стороны государства (льготные кредиты, субсидии, дотации и др.).
3. Оценка производственного потенциала
3.1. Стоимость основных производственных фондов и степень их износа.
3.2. Степень загрузки производственных мощностей. Фондоотдача.
3.3. Обеспеченность материально-сырьевыми и топливно-энергетическими ресурсами.
3.4. Объемы и номенклатура выпускаемой продукции.
3.5. Степень монополизма данного предприятия.
3.6. Площадь земельного участка и наличие площадей для нового строительства или расширения.
3.7. Стоимость незавершенного строительства.
4. Кооперационные связи и сбыт продукции
4.1. Реализация продукции. Цены по основной номенклатуре выпускаемой продукции.
4.2. Характеристика основных поставщиков сырья.
4.3. Характеристика основных потребителей продукции с выделением потребителей в странах СНГ и за рубежом.
4.4. Остатки готовой продукции на складе в натуральном и стоимостном выражениях.
4.5. Рынок сбыта.
5. Труд, кадровый состав предприятия, заработная плата
5.1. Динамика численности работников с выделением основного производственного персонала и АУП.
5.2. Динамика уровня заработной платы с выделением основного производственного персонала и АУП.
5.3. Количество работников, получающих минимальную заработную плату.
5.4. Количество работников, занятых неполный рабочий день.
6. Социальная инфраструктура предприятия
6.1. Стоимость основных непроизводственных фондов по видам объектов (жилые дома, детские сады, поликлиники и др.).
6.2. Текущие затраты на содержание объектов социальной инфраструктуры по видам объектов.
6.3. Дотации, субсидии, получаемые предприятием на содержание социальной инфраструктуры.
6.4. Объем реализации платных услуг, оказываемых организациями социальной инфраструктуры предприятия.
6.5. Удельный вес основных непроизводственных фондов предприятия в общей стоимости непроизводственных фондов региона по видам.
7. Оценка воздействия производственной деятельности предприятия на экологическую ситуацию в регионе
7.1. Сведения о штрафных санкциях.
V. Технико-экономическое обоснование санации предприятия
1. Наличие технико-экономического обоснования (ТЭО) мероприятий по оздоровлению предприятия является обязательным условием при рассмотрении и принятии решения об оказании ему государственной поддержки.
2. ТЭО должно содержать следующие основные разделы:
1) Общие положения.
2) Характеристика предприятия, состав и мощности производств, номенклатура выпускаемой продукции, ее качество, технический уровень, сырьевая база и др.
3) Потребность в выпускаемой продукции, анализ рынка.
4) Потребности в материальных и энергетических ресурсах, источники их обеспечения.
5) Основные технические решения по перепрофилированию предприятия (реконструкции, техперевооружению). Используемые технологии и оборудование.
6) Численность персонала и производительность труда.
7) Смета на строительство (реконструкцию, техперевооружение).
8) Себестоимость продукции.
9) Эффективность мероприятий по оздоровлению предприятия.
10) Основные технико-экономические показатели.
11) Финансовая и экономическая оценка.
12) Выводы и рекомендации.
3. Возможно предоставление ТЭО мероприятий по оздоровлению предприятия, выполненное по международным методикам (например, разработанным "ЮНИДО").
4. Для проведения экспертизы ТЭО (проектов) с целью принятия решения об оказании государственной поддержки или санации предприятия необходимо:
- единство системы оценочных показателей ТЭО;
- единство единиц измерений этих показателей;
- единство методических подходов при формировании этих показателей.
Состав оценочных показателей рекомендуется сосредоточить в трех группах: призначные, обосновывающие и первичные. Они в свою очередь подразделяются на базисные (фактического состояния) и прогнозные (состояния предприятия в результате санационных мер). В качестве призначных оценочных показателей эффективности санационного проекта рекомендуется рассматривать:
- рентабельность (величину среднегодовой прибыли к годовым издержкам или балансовой стоимости основных фондов) в базисном и прогнозируемом периодах (дисконтированные, т.е. приведенные к сопоставимому по времени виду);
- срок окупаемости (прогнозируемую величину среднегодовой прибыли к дисконтированной величине санационных затрат);
- "точку безубыточности" (соотношение показателя минимальной величины прогнозируемой рентабельности к сроку погашения инвестиций).
В качестве обосновывающих показателей рекомендуется рассматривать показатели: среднегодовой стоимости реализованной продукции, издержек производства и обращения, прибыли, стоимости основных фондов и оборотных средств в базисном и прогнозируемом периодах (с соответствующим дисконтированием).
В качестве первичных оценочных показателей рекомендуется принимать:
1) общий размер и виды санационных средств (инвестиций), характер их распределения во времени (единоразовые, распределенные по периоду санирования), направления их использования;
2) среднегодовую стоимость реализованной продукции, начиная с базисного года и до окончания срока возврата санационных инвестиций (дисконтированную по годам);
при тех же условиях оценки:
3) среднегодовую величину прибыли предприятия;
4) годовые ставки налогов и арендных платежей, отчислений в фонды, проценты за банковский кредит, выплаты дивидендов (в случаях акционирования предприятия);
5) годовые издержки производства и обращения, накладные расходы (при тех же условиях);
6) сроки и условия погашения санационных кредитов;
7) среднегодовую численность работников предприятия;
8) степень изношенности основных фондов;
9) степень загруженности производственных мощностей;
10) объемы и направления производственных капитальных вложений в предприятие (за 6 лет, предшествующих базисному, включая последний).
При проведении экспертизы особое внимание рекомендуется уделять показателям, характеризующим финансовую устойчивость проекта, инвестиционные затраты, а также графикам возврата льготных кредитных ресурсов. Важное место должно отводиться анализу прогнозных показателей рынков сбыта продукции.
Экономические показатели санационных проектов должны рассматриваться с позиции изменений по следующим основным параметрам:
рост прибыли (может быть достигнут за счет роста объемов производства при сохранении действующего уровня цен, снижения издержек производства и внереализованных потерь, соблюдения договоров - поставок);
направление распределения прибыли (приоритет должен быть отдан развитию производства);
снижение издержек производства (за счет технического перевооружения, модернизации, улучшения использования основных фондов, рационального использования сырья, сокращения потерь от брака);
сокращение сверхнормативных запасов товарно - материальных ценностей (за счет ускорения оборачиваемости, доведения запасов до обоснованной величины).
В приложении 3 приведены экономические показатели для оценки целесообразности оказания государственной поддержки программ развития предприятий.
5. Величина государственной поддержки для оздоровления финансового положения неплатежеспособного предприятия (Пg) рассчитывается по следующей формуле:
Пg = З - (Р + R),
где З - сумма затрат на осуществление мер, обеспечивающих рентабельную работу неплатежеспособного предприятия, в тыс. руб.;
Р - стоимость внутренних резервов неплатежеспособного предприятия, используемая для финансового оздоровления, в тыс. руб.;
R - стоимость помощи, оказываемой предприятиями, заинтересованными в рентабельной работе неплатежеспособного предприятия, в тыс. руб.
Величина государственной поддержки, исчисленная по приведенной формуле, является одним из наиболее важных показателей, фиксируемых в санационном проекте.
Стоимость внутренних резервов неплатежеспособного предприятия, используемая для его финансового оздоровления, формируется за счет:
- реализации продукции, пользующейся ограниченным спросом;
- реализации продукции по более низким ценам, чем цены, реализация продукции по которым ограничивает ее сбыт;
- сокращения дебиторской задолженности;
- продажи лишних товарно-материальных ценностей: оборудования, строительных материалов и т.д.;
- рационального использования производственных площадей и помещений, включая их сдачу в аренду.
Финансовая помощь неплатежеспособному предприятию для его финансового оздоровления может оказываться также предприятиями следующих трех групп, которые могут быть заинтересованы в его санации:
- предприятия - партнеры по кооперации с неплатежеспособным предприятием;
- предприятия - компании (холдинги), владеющие контрольным пакетом акций той компании, в которую входит неплатежеспособное предприятие;
- предприятия - кредиторы, имеющие уверенность в финансовом оздоровлении неплатежеспособного предприятия.
Финансовая помощь предприятиями первых двух групп оказывается, как правило, для полной или частичной оплаты просроченной задолженности кредиторам и оплаты обязательных платежей в бюджет. Последняя группа предприятий, т.е. предприятия - кредиторы, оказывает финансовую помощь главным образом путем согласия на отсрочку выплаты долгов.
Для предприятий - должников негосударственной формы собственности, обратившихся за оказанием государственной поддержки, наличие сторонних инвесторов, предприятий, заинтересованных в его санации, обязательно.
Сумма средств, предоставляемых неплатежеспособному предприятию для его финансового оздоровления, подлежащая возврату за счет части прибыли, получаемой после оздоровления, определяется по формуле сложных процентов, т. е. с учетом процентов, выплачиваемых за пользование кредитом
Приложения
к Временным методическим рекомендациям
по оказанию государственной поддержки
и санации предприятий
Приложение 1
1. Показатели причин неплатежеспособности предприятия
1.1. Платежеспособность (неплатежеспособность) предприятия определяется путем соотнесения суммы текущих активов и внешней задолженности предприятия.
К текущим активам относятся:
запасы и затраты (раздел II актива баланса);
денежные средства, расчеты и прочие активы (раздел III актива баланса).
К внешней задолженности относятся:
долгосрочные пассивы (раздел II пассива баланса);
расчеты и прочие пассивы (раздел III пассива баланса).
Если соотношение суммы текущих активов и внешней задолженности больше или равно единице (сумма текущих активов больше или равна внешней задолженности, подлежащей погашению в текущем периоде), предприятие считается платежеспособным. Если это соотношение меньше единицы, предприятие неплатежеспособно.
1.2. При определении платежеспособности предприятия следует учитывать, что наличие запасов на предприятиях не означает реальной платежеспособности, поскольку запасы незавершенного производства, готовой продукции и других товарно-материальных ценностей при банкротстве предприятия могут оказаться труднореализуемыми для погашения долгов. Поэтому необходимо сделать уточняющий расчет платежеспособности, т.е. определить соответствие легкореализуемых активов внешней задолженности.
1.3. Изменение уровня платежеспособности предприятия устанавливается по изменению показателя оборотного капитала (оборотных средств), который определяется как разница между всеми текущими активами и краткосрочными долгами. Уменьшение оборотного капитала (оборотных средств) свидетельствует о снижении уровня платежеспособности. Более детальный анализ текущих активов и краткосрочных обязательств должен показать, что конкретно стоит за изменением величины оборотного капитала.
1.4. Способность предприятия выполнять срочные обязательства определяется показателем, характеризующим отношение оборотного капитала к краткосрочным обязательствам. Если это отношение меньше единицы, предприятие не способно выполнять свои краткосрочные обязательства. При расчете данного показателя следует иметь в виду, что неблагоприятным может оказаться не только низкое, но и слишком высокое его значение. Оно свидетельствует о неправильном формировании финансов на предприятии, что снижает в целом эффективность его деятельности.
1.5. Важная характеристика финансового состояния предприятия содержится в показателе ликвидности, который рассчитывается как отношение всех текущих активов к краткосрочным обязательствам (последние принимаются за единицу). Если отношение текущих активов к краткосрочной задолженности меньше единицы, то это означает, что внешние обязательства нечем оплатить. При условии, когда текущие активы равны краткосрочным обязательствам, т.е. соотношение равно 1 : 1, у предприятия нет свободы в принятии решений, что свидетельствует о "вхождении" его в состояние неплатежеспособности.
1.6. В чрезвычайных обстоятельствах (при резком ухудшении показателей финансово-хозяйственной деятельности предприятия) необходим срочный расчет показателя ликвидности, определяющий срочную возможность возвратить краткосрочные долги. Она определяется на основе соотношения легкореализуемых активов денежных средств и дебиторской задолженности и краткосрочных обязательств. Предприятие неликвидно, если краткосрочные обязательства превышают денежные средства и дебиторскую задолженность.
1.7. В расчетах показателей неплатежеспособности, ликвидности, оборотного капитала участвуют дебиторская задолженность и запасы. Зависимость платежеспособности от дебиторской задолженности определяется оборачиваемостью счетов дебиторов, которая рассчитывается как отношение выручки от реализации (см. форму N 2 "Отчет о финансовых результатах и их использовании") к объему задолженности. Снижение значения этого показателя свидетельствует о замедлении обращения дебиторской задолженности в наличные деньги, что является неблагоприятным фактором, снижающим платежеспособность предприятия.
Оборачиваемость запасов товарно-материальных ценностей рассчитывается как отношение затрат на производство реализованной продукции (см. форму N 2 "Отчет о финансовых результатах и их использовании") к среднегодовым запасам. Чем ниже показатель оборачиваемости, тем медленнее запасы превращаются в наличные деньги.
Анализ оборачиваемости дебиторской задолженности и запасов необходимо проводить в динамике.
1.8. Способность предприятия выполнять свои обязательства анализируется и через структуру финансов - источников средств (см. статьи пассива баланса).
Соотношением собственного капитала и привлеченного определяется надежность финансового состояния предприятия. Риск неплатежеспособности возрастает в случае резкого уменьшения доли собственного капитала предприятия.
1.9. Анализ структуры источников средств предприятия позволяет судить о расширении или сужении деятельности предприятия. Уменьшение краткосрочных кредитов и увеличение собственного капитала может быть свидетельством сокращения деятельности предприятия. Но однозначно такого вывода сделать нельзя, так как доля этих средств может находиться и под влиянием других факторов, например, процентных ставок за кредит.
Ориентиром для заключения о расширении или сужении деятельности предприятия может быть нераспределенная прибыль. Снижение данного показателя свидетельствует о сужении деятельности предприятия.
1.10. Перечисленные выше показатели служат индикаторами (внешними признаками), позволяющими оценить состояние предприятия - его платежеспособность или неплатежеспособность. Если показатели в сопоставлении и динамике свидетельствуют о снижении платежеспособности предприятия, тогда анализируются отдельные статьи актива (текущие активы) и пассива (внешние обязательства) баланса предприятия. Например, по разделу II актива баланса "Запасы и затраты" анализ конкретизируется: исследуется состав производственных запасов, незавершенного производства, готовой продукции и т.д.
2. Показатели финансовых результатов деятельности предприятия.
2.1. В обобщенном виде формулы финансовых коэффициентов выглядят следующим образом:
Для формулы, определяющей рентабельность средств или их источников, в расчетах могут быть использованы показатели прибыли от реализации, балансовой прибыли, облагаемой налогом прибыли, чистой прибыли, остающейся в распоряжении предприятия после уплаты налогов.
В качестве показателя средней за период величины средств предприятия могут быть использованы итог баланса - нетто, величины мобильных средств, материальных мобильных средств, готовой продукции, дебиторской задолженности, кредиторской задолженности, основных средств и других внеоборотных активов, собственных средств и т.д.
2.2. Финансовые коэффициенты рентабельности:
1) Рентабельность продаж
Коэффициент рентабельности продаж показывает, сколько прибыли приходится на единицу реализованной продукции. Рост K1R является следствием роста цен при постоянных затратах на производство реализованной продукции (работ, услуг) или снижения затрат на производство при постоянных ценах. Уменьшение свидетельствует о снижении цен при постоянных затратах на производство или о росте затрат на производство при постоянных ценах, т.е. о снижении спроса на продукцию всего предприятия.
2) Рентабельность всего капитала предприятия
Коэффициент рентабельности капитала показывает эффективность использования всего имущества. Снижение K2R также свидетельствует о падающем спросе на продукцию предприятия и о перенакоплении активов.
3) Рентабельность основных средств и прочих внеоборотных активов
Коэффициент K3R отражает эффективность использования основных средств и прочих внеоборотных активов, измеряемую величиной прибыли, приходящейся на единицу стоимости средств. Рост K3R при снижении K2R свидетельствует об избыточном увеличении мобильных средств, что может быть следствием образования излишних запасов товарно-материальных ценностей, затоваренности готовой продукцией в результате снижения спроса, чрезмерного роста дебиторской задолженности или денежных средств.
4) Рентабельность собственного капитала
Коэффициент K4R отражает эффективность использования собственного капитала.
2.3. Финансовые коэффициенты оборачиваемости:
1) Коэффициент общей оборачиваемости капитала
Коэффициент K1A отражает скорость оборота (в количестве оборотов за период) всего капитала предприятия. Рост K1A означает ускорение кругооборота средств предприятия или инфляционный рост (в случае снижения K2R или K3R). Снижение K1A означает замедление кругооборота средств предприятия.
2) Коэффициент оборачиваемости мобильных средств
Коэффициент K2A показывает скорость оборота всех мобильных (как материальных, так и нематериальных) средств предприятия. Рост K2A характеризуется положительно, если сочетается с ростом K3A, и отрицательно, если K3A уменьшается.
3) Коэффициент оборачиваемости материальных оборотных средств
K3A = N / Zср.
Коэффициент K3A отражает число оборотов запасов и затрат предприятия за анализируемый период. Снижение K3A свидетельствует об относительном увеличении производственных запасов и незавершенного производства или о снижении спроса на готовую продукцию (в случае уменьшения K4A).
4) Коэффициент оборачиваемости готовой продукции
K4A = N / Zrср,
где Zrср - средняя за период величина готовой продукции.
Коэффициент K4A показывает скорость оборота готовой продукции. Рост K4A означает увеличение спроса на продукцию предприятия, снижение K4A - затоваривание готовой продукцией в связи со снижением спроса.
5) Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности
K5A = N / Racp,
где Racp - средняя за период дебиторская задолженность.
Коэффициент K5A показывает расширение или снижение коммерческого кредита, предоставляемого предприятием. Если коэффициент рассчитывается по выручке от реализации, формируемой по мере оплаты счетов, рост K5A означает сокращение продаж в кредит. Снижение K5A в этом случае свидетельствует об увеличении объема предоставляемого кредита.
6) Средний срок оборота дебиторской задолженности
K6A = 365 / K5A.
Коэффициент K6A характеризует средний срок погашения дебиторской задолженности. Положительно оценивается снижение K6A и наоборот.
7) Коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности
K7A = N / Rpср,
где Rpср - средняя за период кредиторская задолженность.
Коэффициент (по аналогии с K5A) показывает расширение или снижение коммерческого кредита, предоставляемого предприятию. Рост K7A означает увеличение скорости оплаты задолженности предприятия, снижение K7A -рост покупок в кредит.
8) Средний срок оборота кредиторской задолженности
K8A = 365 / K7A.
Коэффициент K8A отражает средний срок возврата долгов предприятия (за исключением обязательств перед банком и по прочим займам).
9) Фондоотдача основных средств и прочих внеоборотных активов
Коэффициент K9A характеризует эффективность использования основных средств и прочих внеоборотных активов, измеряемую величиной продаж, приходящейся на единицу стоимости средств.
10) Коэффициент оборачиваемости собственного капитала
Коэффициент K10A показывает скорость оборота собственного капитала. Резкий рост K10A отражает повышение уровня продаж, которое должно в значительной степени обеспечиваться кредитами и, следовательно, снижать долю собственного капитала в общем капитале предприятия. Существенное снижение K10A отражает тенденцию к бездействию части собственных средств.
Приложение N 2
ПОКАЗАТЕЛИ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ
(млн. рублей)
Примечание. Форма заполняется по предприятиям, предлагаемым для государственной поддержки, и по предприятиям, подпадающим под признаки несостоятельности (банкротства).
Приложение N 3
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ ДЛЯ ОЦЕНКИ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ ПРОГРАММ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ
Приложение 4
1. Порядок анализа причин неплатежеспособности предприятий.
К числу наиболее вероятных причин, обусловливающих неплатежеспособность предприятия, относятся следующие:
- производство продукции, пользующейся ограниченным спросом вследствие ее морального устаревания или перепроизводства;
- производство продукции низкого качества;
- высокие цены реализуемой продукции, в связи с чем задерживается ее сбыт;
- низкий уровень использования производственных мощностей;
- значительная дебиторская задолженность за товары отгруженные, не оплаченные в срок.
1.1. Причины производства продукции, пользующейся ограниченным спросом.
Основной причиной продолжения производства указанной продукции является задержка обновления ее выпуска из-за отсутствия у предприятия достаточных средств на техническое перевооружение или реконструкцию.
1.2. Причины производства продукции низкого качества.
Установление указанных причин следует начинать с оценки уровня применяемой технологии и установленного оборудования, с помощью которого производится продукция низкого качества.
Если причиной низкого качества производимой продукции является применение устаревшего оборудования, то в качестве меры, обеспечивающей повышение качества продукции, следует рекомендовать проведение технического перевооружения неплатежеспособного предприятия или его реконструкцию.
В случае же, когда указанные причины производства продукции низкого качества отсутствуют, но выпуск такой продукции имеет место, тогда меры, обеспечивающие повышение качества производимой продукции, устанавливаются на основе результатов анализа и оценки соблюдения производственной и технологической дисциплины, организации контроля качества выпускаемой продукции, уровня квалификации рабочих ведущих профессий, качества сырья, материалов и комплектующих изделий и т.д. С учетом этих результатов формируется состав организационно-технических мероприятий, обеспечивающих повышение качества производимой продукции. В состав таких мероприятий включаются мероприятия по экономическому стимулированию производства продукции высокого качества, совершенствованию технологии, совершенствованию материально - технического снабжения, повышению квалификации рабочих и т.д.
1.3. Причины установления высоких цен реализуемой продукции.
Причины высоких цен реализуемой продукции выявляются в результате анализа себестоимости производимой продукции, поскольку она является главной составляющей цены. При этом следует использовать показатели себестоимости продукции в разрезе статей затрат других рентабельно работающих предприятий, выпускающих продукцию, аналогичную продукции, производимой данным неплатежеспособным предприятием.
В процессе анализа прежде всего определяются затраты по эксплуатации оборудования. При их нарастании по годам отчетного периода и превышении сходных затрат рентабельно работающих предприятий, выпускающих аналогичную продукцию, необходимо оценить технические уровни парков основного технологического оборудования неплатежеспособного предприятия и сравнить их с техническими уровнями парков соответствующего технологического оборудования рентабельно работающих предприятий. Если результаты сравнения покажут, что парки оборудования неплатежеспособного предприятия имеют наиболее низкие показатели технического уровня, то в качестве меры, обеспечивающей рентабельную работу последнего, следует рекомендовать его техническое перевооружение или проведение реконструкции. В случае же, когда четкой разницы между техническими уровнями сравниваемых парков не наблюдается, то в качестве меры, обеспечивающей рентабельную работу неплатежеспособного предприятия, рекомендуется принять меры организационно-технического характера, т. е. организационно - технические мероприятия, устанавливаемые в результате анализа себестоимости производимой продукции по статьям затрат. В состав этих мероприятий включаются мероприятия по совершенствованию организации и оплаты труда, по организации рационального использования сырья, материалов и топливно-энергетических ресурсов, по наведению порядка хранения товарно-материальных ценностей, сокращению административно-управленческих расходов, ликвидации непроизводительных расходов и т.д.
1.4. Причины низкого уровня использования производственной мощности.
В первую очередь проверяется правильность расчетов производственной мощности с целью оценки соответствия этих расчетов действующей методике ее определения. В случае несоответствия уровень использования производственной мощности исчисляется по отношению к значению мощности, рассчитанной на основе действующей методики. После этого устанавливается степень сопряженности между производительностью ведущего звена (цеха, участка, агрегата, установки, группы оборудования), по которому рассчитывается производственная мощность, и производительностью остальных звеньев, анализируются простои оборудования, оценивается обеспеченность предприятия рабочими кадрами соответствующей квалификации и т.д. В заключение устанавливается состав организационно-технических мероприятий, обеспечивающих повышение уровня использования производственной мощности. К числу таких мероприятий относятся мероприятия по расшивке "узких мест", совершенствованию ремонта и технического обслуживания оборудования с целью сокращения его простоев, повышению квалификации рабочих и т.д.
1.5. Причины дебиторской задолженности.
Выявляются наиболее значительные должники неплатежеспособного предприятия и совместно с ними выясняются их возможности погашения долга. В случаях, когда должники отказываются добровольно уплатить долг в ближайшее время, возможно рассмотрение вопроса о направлении в арбитражный суд иска о возбуждении дела об их банкротстве.