<Письмо> МАП РФ от 14.12.1999 N ИЮ/10696
МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО АНТИМОНОПОЛЬНОЙ
ПОЛИТИКЕ И ПОДДЕРЖКЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
ПИСЬМО
от 14 декабря 1999 г. N ИЮ/10696
О БЕЗАКЦЕПТНОМ СПИСАНИИ
В правовой практике антимонопольных органов возникает вопрос о правомерности включения в хозяйственные договоры условий о безакцептном списании денежных средств в оплату товаров.
Данные условия договоров допускаются некоторыми нормативными правовыми актами, регулирующими порядок расчетов с потребителями продукции и услуг (например, коммунальных, энергетических, водопроводно-канализационных предприятий). Так, Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 19.03.1993 N 4986-1 устанавливает безакцептную форму расчетов за оказываемые услуги связи.
Статьей 4 Федерального закона "О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации" установлено, что изданные до введения в действие нормативные акты по вопросам, которые согласно этой части могут регулироваться федеральными законами, действуют до введения в действие соответствующих законов.
Статья 854 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливает, что без распоряжения клиента списание денежных средств, находящихся на счете, допускается по решению суда, а также в случаях, установленных законом или предусмотренных договором между банком и клиентом.
Таким образом, в тех случаях, когда нормативными актами, в том числе постановлениями Верховного Совета Российской Федерации, имеющими силу закона, установлен безакцептный порядок списания денежных средств, они подлежат применению до принятия соответствующего закона по данному вопросу.
При применении Закона Российской Федерации "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" необходимо принять во внимание, что само включение в договор условий о безакцептном списании денежных средств за оказываемые услуги нельзя рассматривать как нарушение действующего антимонопольного законодательства.
Однако условие о безакцептном списании в совокупности с другими положениями договора, предлагаемого к заключению хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение, может быть квалифицировано как нарушение ст. 5 Закона Российской Федерации "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", например, в случае навязывания условий договора, невыгодных для контрагента, или включения в договор условий, которые ставят контрагента в неравное положение по сравнению с другими хозяйствующими субъектами.
И.Ю.ЮТАНОВ