<Письмо> Казначейства России от 28.12.2012 N 42-7.4-05/8.0-748
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗНАЧЕЙСТВО
ПИСЬМО
от 28 декабря 2012 г. N 42-7.4-05/8.0-748
Федеральное казначейство в связи с поступающими обращениями от территориальных органов Федерального казначейства по вопросам отражения в бюджетном учете отдельных видов операций сообщает следующее.
По вопросу реализации металлолома.
Согласно подпункту 25 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации реализация лома и отходов черных и цветных металлов освобождается от налогообложения налогом на добавленную стоимость. Соответственно указанные операции казенных учреждений обложению налогом на добавленную стоимость не подлежат.
Согласно статье 247 главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации территориальные органы Федерального казначейства (далее - ТОФК) при осуществлении указанных операций являются плательщиками налога на прибыль.
В соответствии с положениями статьи 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации ТОФК осуществляют принятие и исполнение бюджетных обязательств (в том числе бюджетных обязательств по уплате налога на прибыль) в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств. При этом бюджетными обязательствами являются расходные обязательства, подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году.
Согласно Указаниям о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина России от 21.12.2011 N 180н:
зачисление денежных средств от реализации металлолома следует отражать по статье 440 "Уменьшение стоимости материальных запасов" классификации операций сектора государственного управления (далее - КОСГУ);
уплата налога на прибыль с доходов от реализации металлолома осуществляется по статье 290 "Прочие расходы" КОСГУ.
В соответствии с положениями приказа Министерства финансов Российской Федерации от 06.12.2010 N 162н "Об утверждении Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению" операции по реализации металлолома отражаются в бюджетном учете следующими бухгалтерскими записями:
По вопросу аренды помещений.
Согласно п. 3 статьи 161 Налогового кодекса Российской Федерации при аренде федерального имущества, имущества субъектов Российской Федерации и муниципального имущества арендатор признается налоговым агентом в случае, если арендодателем являются:
орган государственной власти и управления, орган местного самоуправления;
орган государственной власти и управления (или орган местного самоуправления) и балансодержатель данного имущества, не являющийся органом государственной власти и управления или органом местного самоуправления. В этом случае, как правило, заключается трехсторонний договор между собственником имущества в лице органа государственной власти и управления или органа местного самоуправления (арендодателя), балансодержателем имущества (унитарным предприятием) и арендатором.
Налоговые агенты - арендаторы указанного имущества самостоятельно исчисляют, удерживают из арендной платы, уплачиваемой арендодателю, а затем перечисляют в федеральный бюджет соответствующую сумму налога.
Таким образом, учитывая, что ТОФК не является налоговым агентом по уплате налога на добавленную стоимость, обязанности по уплате данного налога возлагаются на арендатора арендуемого имущества.
Согласно статье 42 Бюджетного кодекса Российской Федерации доходы, получаемые ТОФК в виде арендной и иной платы за передачу в возмездное пользование государственного (муниципального) имущества, являются доходами бюджетов от использования имущества. В силу норм п. 3 статьи 41 Бюджетного кодекса Российской Федерации указанные доходы с 1 января 2012 г. относятся к неналоговым доходам соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Сдача в аренду имущества, находящегося в оперативном управлении у ТОФК, подлежит обложению налогом на прибыль в общеустановленном порядке. ТОФК производят уплату налога на прибыль самостоятельно за счет бюджетных ассигнований (в пределах лимитов бюджетных обязательств), доведенных по статье 290 "Прочие расходы" КОСГУ.
В соответствии с положениями приказа Министерства финансов Российской Федерации от 06.12.2010 N 162н "Об утверждении Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению" операции сдачи в аренду имущества, находящегося в оперативном управлении у ТОФК, отражаются в бюджетном учете следующими бухгалтерскими записями:
По вопросу реализации транспортных средств.
В соответствии с п. 4 статьи 298 Гражданского кодекса Российской Федерации ТОФК не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом без согласия собственника имущества. Согласно главе 30 Гражданского кодекса Российской Федерации реализация транспортного средства осуществляется на основании договора купли-продажи. В силу норм статьи 8 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" при продаже государственного имущества проведение его оценки является обязательным.
Согласно абз. 3 п. 1 статьи 51 Бюджетного кодекса Российской Федерации средства от продажи имущества ТОФК, находящегося в государственной собственности Российской Федерации, подлежат зачислению в доход федерального бюджета по нормативу 100%.
Рассмотрим ситуацию на примере.
ТОФК с разрешения территориального управления Росимущества по субъекту Российской Федерации реализуется транспортное средство. Его первоначальная стоимость составляет 840 000 руб., амортизация за время эксплуатации начислена в размере 720 000 руб. После проведения оценки транспортного средства продажная (рыночная) цена установлена в сумме 180 062 руб. (включая НДС).
В соответствии с положениями приказа Министерства финансов Российской Федерации от 06.12.2010 N 162н "Об утверждении Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению" операции по реализации транспортного средства отражаются в бюджетном учете следующими бухгалтерскими записями:
Р.Е.АРТЮХИН