Письмо ГТК РФ от 31.08.1995 N 07-11/12510
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТАМОЖЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 31 августа 1995 г. N 07-11/12510
О РАССЫЛКЕ МАТЕРИАЛОВ
Направляем для использования в работе разъяснения Таможенно - тарифного управления по вопросам применения метода 6 ("Резервный метод") для определения таможенной стоимости ввозимых товаров (см. Приложение).
Просим обеспечить распространение данных материалов по подведомственным таможенным органам в срок до 1 октября 1995 г.
Заместитель начальника
Таможенно-тарифного
управления ГТК России
Л.А.БОНДАРЬ
Приложение
ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО
ТАМОЖЕННОГО КОМИТЕТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РАЗЪЯСНЕНИЯ
В результате проведенного Таможенно-тарифным управлением ГТК России анализа применения метода 6 ("Резервного метода") для определения таможенной стоимости ввозимых товаров было выявлено, что в отдельных случаях таможенными органами при использовании данного метода допускаются методологические ошибки: неправильно выбирается база для определения таможенной стоимости; некорректно применяется ценовая информация; возможность использования различных вариантов и способов оценки в рамках метода 6 неправомерно толкуется слишком широко, без учета принципов таможенной оценки и ограничений, установленных Законом Российской Федерации "О таможенном тарифе". Трактовка отдельных положений Закона Российской Федерации "О таможенном тарифе" и ведомственных нормативных документов по таможенной стоимости производится в отрыве от контекста документа, формально, без учета всего документа в целом, действующего законодательства.
Учитывая это, в целях обеспечения правильного использования для оценки товара в таможенных целях метода 6 Таможенно-тарифное управление ГТК России разъясняет.
1. Толкование статьи 24 "Резервный метод" Закона Российской Федерации "О таможенном тарифе" необходимо осуществлять во взаимосвязи с положениями статей 19 - 23 Закона. При этом следует учитывать, что особенностью метода 6 ("Резервного метода") определения таможенной стоимости является то, что в отличие от предыдущих пяти методов он не устанавливает какую-либо специальную исходную базу оценки (по методу 1, например, такой базой является цена сделки с ввозимыми товарами, по методу 2 - цена сделки с идентичными товарами, по методу 5 - калькуляция издержек на производство и продажу товаров на экспорт и т.д.).
В соответствии с Законом Российской Федерации "О таможенном тарифе" (п. 1 статьи 24) таможенная стоимость по методу 6 должна определяться "с учетом мировой практики".
Мировая практика трактует метод 6 как гибкое использование всех предыдущих методов оценки. В связи с этим, используя данный метод, необходимо соблюдать все основные принципы таможенной оценки, относящиеся к применению методов 1 - 5. Это означает, что при определении таможенной стоимости по методу 6 в качестве базы для таможенной оценки могут использоваться:
- таможенная стоимость идентичных, однородных товаров или товаров того же класса и вида <*>, принятая таможенным органом и отвечающая установленным требованиям (в данном случае имеет место использование метода 6 на базе методов 1, 2 или 3);
--------------------------------
<*> Товарами одного класса или вида являются товары, относящиеся к одной группе или диапазону товаров, изготовленных отдельной отраслью или подотраслью (сектором) промышленности, и имеющие примерно одинаковую репутацию на рынке.
- цена ввозимых, идентичных или однородных товаров либо товаров того же класса или вида, по которой они продаются на внутреннем рынке Российской Федерации, скорректированная с учетом разрешенных вычетов (6-й метод на базе метода 4);
- ценовые данные из нейтральных источников информации (каталоги независимых фирм типа Евротакс, ОТТО и т.п.; издания, содержащие подробное описание конкретного товара и четкое определение структуры цены; публикуемые или рассылаемые официальные прейскуранты цен на товары либо торговые предложения фирм по поставкам конкретных товаров и их ценам, а также биржевые котировки цен).
При использовании в рамках метода 6 данных по другим сделкам, а также разрешенной ценовой информации необходимо учитывать базовые, исходные условия конкретных сделок (например, такие, как количество закупаемого товара и коммерческий уровень его продажи, наличие скидок с цены, условия поставки и платежей по контракту и др.). Должны также выполняться требования по составу затрат, включаемых в таможенную стоимость (статьи 19, 22, 23 Закона Российской Федерации "О таможенном тарифе").
Общим требованием по всем исходным ценовым данным, используемым для определения таможенной стоимости по методу 6, является их строгая адресность, т.е. цена (стоимость) должна относиться к конкретному товару, который описан таким образом, что может быть однозначно идентифицирован (коммерческое наименование товара, его описание на ассортиментном уровне, сведения о фирме - изготовителе, материал, технические параметры и прочие характеристики в зависимости от вида товара).
Таким образом, определение таможенной стоимости по методу 6 должно базироваться на реальных, обоснованных ценовых данных, если их использование не противоречит требованиям п. 2 ст. 24 Закона Российской Федерации "О таможенном тарифе".
Обязательным требованием при использовании метода 6 является также обеспечение максимально возможного подобия товаров (т.е. при рассмотрении предполагаемых аналогов для сравнения стоимости товаров сначала подбираются идентичные товары, затем однородные, а при их отсутствии - товары того же класса или вида).
С учетом изложенных выше требований к ценовой информации и подбору товаров - аналогов следует рассматривать п. 2 г) ст. 24 Закона Российской Федерации "О таможенном тарифе", которым запрещается использование в качестве основы для определения таможенной стоимости "произвольно установленной или достоверно не подтвержденной цены товара" (что происходит в том случае, когда выбор аналога для оценки товара сделан некорректно). Таким образом, не допускается для целей таможенной оценки в рамках 6-го метода использование усредненных данных по обобщенным группам товаров (обувь женская, костюмы мужские, духи, вино виноградное и т.д.).
2. В п. 2 а) статьи 24 Закона Российской Федерации "О таможенном тарифе" установлено, что "в качестве основы для определения таможенной стоимости товара по резервному методу не может быть использована цена товара на внутреннем рынке Российской Федерации".
В ряде случаев таможенными органами это положение применяется буквально, без учета других положений Закона. Это приводит к тому, что исключается возможность применения для определения таможенной стоимости товаров метода 6 на базе метода 4 ("Метода на основе вычитания стоимости").
Между тем, суть п. 2 а) статьи 24 Закона Российской Федерации "О таможенном тарифе" заключается в том, что не разрешается использовать для оценки товаров в таможенных целях по методу 6 цену товара на внутреннем рынке Российской Федерации в "чистом" виде, т.е. без соответствующей корректировки, обеспечивающей приведение внутренней цены к требуемой структуре таможенной стоимости (т.е. без корректировки, предусмотренной статьей 22 Закона Российской Федерации "О таможенном тарифе"). Для того чтобы стало возможным исчисление таможенной стоимости на основе внутренней цены на оцениваемые идентичные или однородные товары или на товары того же класса или вида, из нее необходимо выделить те элементы затрат, которые в соответствии с Законом Российской Федерации "О таможенном тарифе" не подлежат включению в таможенную стоимость (например, суммы налога на добавленную стоимость и спецналога, ввозной таможенной пошлины, сборов за таможенное оформление, взимаемые при ввозе товаров на территорию Российской Федерации, расходы по доставке товаров после места ввоза; расходы по предпродажной обработке товара, сумма торговой надбавки и др.).
В качестве примера приводим следующую схему расчета таможенной стоимости телевизора Mitsubishi c диагональю 21 дюйм (54 см) по методу 6 на основе цены продажи телевизора на территории России и ее соответствующей корректировки (т.е. 6-й метод на базе метода 4):
- Цена продажи телевизора данной марки для московского региона (базовая цена) - 360 USD.
- Сумма торговой надбавки, включая расходы покупателя на территории Российской Федерации и его прибыль, при реализации телевизора в Москве составляет примерно 25%:
360 x 25% / 125% = 72 USD.
- Из полученной суммы 288 USD (360 - 72 = 288) теперь необходимо вычесть суммы ввозных таможенных пошлин и налогов:
- сумма налога на добавленную стоимость и спецналога при ввозе телевизора при ставках 20% и 1,5%:
288 x 21,5% / 121,5% = 50,96 USD;
- суммы ввозной таможенной пошлины и сборов за таможенное оформление при ставках 30% и 0,15%:
237,04 x 30,15 / 130,15 = 54,91 USD.
- Итого сумма вычитаемых компонентов:
72 + 50,96 + 54,91 = 177,87 USD.
- Расчетная таможенная стоимость телевизора:
360 - 177,87 = 182,13 USD.
Обращаем Ваше внимание, что при определении таможенной стоимости товара по 6-му методу на базе метода 4 следует учитывать конкретные условия каждого региона (уровень региональных цен, торговых надбавок и т.д.). При этом нельзя допускать двойного вычитания элементов.
3. Особое внимание при определении таможенной стоимости товара с использованием 6-го метода на базе методов 2 - 4, а также при работе со справочной литературой (каталоги, прейскуранты и пр.) следует уделять корректному выбору аналога для таможенной оценки.
При определении таможенной стоимости по методу 6 в том случае, если отсутствуют данные по идентичным и однородным товарам, в качестве аналога могут рассматриваться товары того же класса или вида, т.е. имеющие ту же репутацию на рынке, что и оцениваемые, и являющиеся взаимозаменимыми у потребителя. Товары могут быть ввезены как из той же страны, что и оцениваемые товары, так и из других стран.
Например, товаром того же класса для телевизора является телевизор с той же диагональю, с тем же количеством систем, тем же типом аудиосопровождения (моно, стерео), тем же типом экрана (плоский, выпуклый), с теми же дополнительными функциями (таймер, телетекст и т.д.), имеющий ту же репутацию на рынке, что и оцениваемый. Примерно равную репутацию на потребительском рынке (при одинаковых технических параметрах) имеют телевизоры таких фирм, как Sony и Panasonic; к другому классу товаров с примерно одинаковой репутацией у потребителя можно отнести телевизоры фирм Mitsubishi, Orion и Hitachi (с сопоставимыми техническими параметрами).
При подборе аналогов для таможенной оценки автомобилей по методу 6 нужно учитывать следующее.
Товаром того же класса для легкового автомобиля является легковой автомобиль с теми же функционально-техническими возможностями, что, как правило, отражается в типе кузова (седан, комби, автомобиль повышенной проходимости, микроавтобус, фургон, специальная форма спортивного автомобиля и т.п.); примерно с тем же объемом двигателя; с той же системой питания (бензиновая (карбюратор, вспрыск), дизельная). Например, к одному классу могут быть отнесены небольшие городские автомобили типа Toyta Starlet, Toyta Corolla Compact, Opel Corsa Sity, Renault Cillo с объемом двигателя до 1500 см куб., имеющие, как правило, форму комби. Несмотря на разные страны происхождения, новые автомобили этих моделей могут рассматриваться в качестве аналогов при оценке, т.к. они имеют не только похожие конструкционные и технические характеристики, но и примерно одинаковую репутацию на автомобильном рынке.
Для бывших в употреблении автомобилей аналоги следует подбирать с учетом страны происхождения. Например, немецкие автомобили всех классов на протяжении срока службы значительно меньше теряют в стоимости, чем итальянские или французские; японские автомобили занимают промежуточное положение.
Существенную роль для стоимости автомобилей играет страна, где они были приобретены. Так, для новых и бывших в употреблении автомобилей, экспортируемых из Европы, не следует подбирать аналоги среди автомобилей, ввезенных из США, Юго-Восточной Азии или Японии. При подборе аналогов для определения таможенной стоимости автомобилей по методу 6 нельзя также использовать автомобили с разным расположением рулевой колонки (левосторонним и правосторонним).
Однако для новых автомобилей производства ведущих европейских и американских компаний, собранных на дочерних предприятиях в других странах, но выпущенных под товарным знаком этих компаний, можно подбирать аналоги среди новых автомобилей, ввезенных из стран, где находится головное предприятие этих компаний (делая при их оценке необходимые поправки к цене базового автомобиля).
4. При использовании метода 6, когда невозможно гибкое применение методов 2 - 5, допускается использование разумных подходов к оценке товара, не противоречащих установленным законодательством принципам таможенной оценки, согласующихся с реальной коммерческой практикой и базирующихся на информации, имеющейся в стране - импортере (что соответствует международным правовым нормам в области таможенной оценки и, таким образом, удовлетворяет положению ст. 24 Закона Российской Федерации "О таможенном тарифе", требующим определять таможенную стоимость с учетом мировой практики).
В качестве примеров, когда при использовании метода 6 оказывается невозможным использовать оценочные базы, установленные методами 1 - 5, можно привести следующие:
- товары ввозятся по договору аренды или найма;
- товары реимпортируются после ремонта или модернизации;
- товары ввозятся временно в качестве испытательных образцов или выставочных экспонатов;
- ввозится уникальная продукция, предметы искусства и т.д.
Например, товар ввозится на условиях договоров аренды или найма, т.е. неприменим метод 1, и при этом подобное оборудование ранее не ввозилось в Россию, у арендодателя отсутствуют данные о калькуляции издержек на производство данного оборудования, либо он отказывается их предоставить, т.е. нет возможностей использовать методы 2 - 5 либо 6-й метод на их основе. В этом случае наиболее реалистичной основой для определения таможенной стоимости по методу 6 может быть величина арендной платы, пересчитанная на весь период эксплуатации данного оборудования. Например, если оборудование ввозится по договору аренды на 2 года, а его нормативный срок службы (период эксплуатации) составляет 10 лет, то для определения стоимости оборудования арендная плата за 2 года должна быть пересчитана на 10 лет. При этом необходимо учитывать, что если в сумму текущих арендных платежей вошли расходы, не подлежащие включению в таможенную стоимость (например, затраты на ремонт и поддержание оборудования в исправности), то в том случае, если они выделены отдельной строкой и при необходимости могут быть проверены и подтверждены документально, эти расходы могут не включаться в таможенную стоимость.
Другим примером определения таможенной стоимости ввозимых товаров по методу 6, не основанного на гибком использовании методов 1 - 5, является использование в качестве исходной ценовой базы стоимости товара, определенной в результате товарно - стоимостной экспертизы.
Однако во всех случаях применения метода 6 должна быть обеспечена наиболее реалистичная оценка товара, учитывающая действительные, общепринятые условия коммерческой практики, имеющие место при обычном течении торговли (т.е. в условиях нормальной конкуренции и свободного рынка).