Рейтинг@Mail.ru

<Письмо> Госналогслужбы РФ от 01.07.1997 N ВЗ-6-04/493

ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 1 июля 1997 г. N ВЗ-6-04/493

Государственная налоговая служба Российской Федерации в связи с поступающими запросами с мест направляет для использования в практической работе рекомендации при осуществлении контроля за правильностью исчисления и своевременностью внесения платежей в бюджет предприятиями и организациями АПК, занимающимися сельскохозяйственным производством.

Государственный советник

налоговой службы 1 ранга

В.А.ЗВЕРХОВСКИЙ

Приложение

РЕКОМЕНДАЦИИ

ДЛЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ

ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ КОНТРОЛЯ ЗА ПРАВИЛЬНОСТЬЮ

ИСЧИСЛЕНИЯ И СВОЕВРЕМЕННОСТЬЮ УПЛАТЫ ПЛАТЕЖЕЙ В БЮДЖЕТ

ПРЕДПРИЯТИЯМИ И ОРГАНИЗАЦИЯМИ АПК, ЗАНИМАЮЩИМИСЯ

СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫМ ПРОИЗВОДСТВОМ

Налог на прибыль

В соответствии с Законом Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций" от 27.12.91 N 2116-1 (с изменениями и дополнениями), предприятия любых организационно - правовых форм не являются плательщиками налога по прибыли от реализации произведенной ими сельскохозяйственной и охотохозяйственной продукции, а также произведенной и переработанной на данном предприятии собственной сельскохозяйственной продукции, за исключением предприятий индустриального типа, определяемых по перечню, утверждаемому законодательными (представительными) органами власти субъектов Российской Федерации.

При определении сельскохозяйственной и охотохозяйственной продукции следует руководствоваться Общероссийским классификатором продукции ОК 005-93, принятым Постановлением Госстандарта России от 30 декабря 1993 г. N 361, введенным в действие с 1 июля 1994 года.

От налога освобождается прибыль от реализации сельскохозяйственной продукции, прошедшей только первичную переработку.

Так, например, прибыль от реализации сельскохозяйственным предприятием молочной продукции: молока, сливок, сметаны, творога, кефира, а также мяса скота, выращенного сельскохозяйственным предприятием, семян подсолнечника, масла растительного собственного производства, зерна, муки собственного помола, виноматериалов, невыделанных шкурок пушных зверей налогообложению не подлежит.

Если продукция сельхозпереработки используется на том же предприятии, как сырье для дальнейшего производства (из муки - хлебобулочные и кондитерские изделия, из мяса - колбасные изделия, из молока - сыр, масло, из виноматериалов - вино, из шкурок зверей - меховые изделия), т.е. перерабатывается не сельскохозяйственное сырье, а промышленная продукция, то прибыль, полученная от производства и реализации этой продукции подлежит при налогообложении уменьшению на сумму расчетной прибыли от производства сельскохозяйственной продукции и переработки сельскохозяйственного сырья, определяемой исходя из удельного веса затрат на производство и переработку сельхозсырья в общих затратах промышленной продукции.

При передаче сельскохозяйственного сырья в переработку другому предприятию на давальческих началах (подсолнечника на маслозавод, сахарной свеклы на сахарный завод), прибыль, полученная от реализации промышленной продукции (масла подсолнечного, сахара) подлежит уменьшению на сумму расчетной прибыли, определяемую исходя из удельного веса затрат от производства сельскохозяйственной продукции в общих затратах промышленной продукции (письмо Госналогслужбы России, согласованное с Минфином России от 08.08.94 N НП-4-02/92н).

Прибыль, полученная от реализации несельскохозяйственной продукции, оказания услуг, подлежит налогообложению в общеустановленном порядке.

Промышленные и сельскохозяйственные предприятия агропромышленного комплекса, как малые предприятия, в первые два года работы не уплачивают налог на прибыль при осуществлении производства и одновременно переработки сельскохозяйственной продукции; при производстве продовольственных товаров, товаров народного потребления, строительных материалов, медицинской техники, лекарственных средств и изделий медицинского назначения, а также при строительстве объектов жилищного, производственного, социального и природоохранного назначения (включая ремонтно - строительные работы), при условии, если выручка от указанных видов деятельности превышает 70 процентов общей суммы выручки от реализации продукции (работ, услуг). При этом днем начала работы предприятия считается день его государственной регистрации.

В третий и четвертый год работы указанные выше малые предприятия уплачивают налог в размере соответственно 25% и 50% от установленной ставки налога на прибыль, если выручка от указанных видов деятельности составляет свыше 90% общей суммы выручки от реализации продукции (работ, услуг).

Указанные льготы предоставляются малым предприятиям, критерии отнесения которых к малым предприятиям (включая среднюю численность работников) установлены Федеральным законом от 14 июня 1995 г. N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации". При этом следует иметь в виду, что к малым предприятиям могут относиться только предприятия, являющиеся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации.

Под субъектами малого предпринимательства, согласно указанному закону, понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых для участия Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25 процентов, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25 процентов и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней (малые предприятия): в сельском хозяйстве - 60 человек; в промышленности, строительстве - 100 человек.

Убытки, полученные от реализации производственной сельскохозяйственной продукции, в том числе подсобного сельского хозяйства и охотничьей продукции, а также произведенной и переработанной на данном предприятии сельскохозяйственной продукции собственного производства при исчислении налогооблагаемой прибыли не учитываются.

При налогообложении средств, поступивших сельскохозяйственным предприятиям от изъятия у них земельных участков следует руководствоваться следующим.

Для целей налогообложения из общей суммы денежных средств, полученных собственниками земли от других предприятий и организаций в счет возмещения причиненных убытков, исключаются затраты, произведенные хозяйством на изымаемых земельных участках (агротехнические работы, затраты капитального характера и другие) и относящиеся к сельскохозяйственному производству, стоимость расположенных на изымаемых земельных участках зданий, объектов и сооружений, а также потери сельскохозяйственного производства в размере стоимости освоения равновеликой площади новых земель с учетом проведения на них мероприятий по окультуриванию и повышению плодородия почв до уровня плодородия изымаемых земель (по кадастровой оценке).

Оставшаяся сумма учитывается как прибыль, полученная от несельскохозяйственной деятельности и подлежит налогообложению в общеустановленном порядке.

При налогообложении деятельности Федеральной продовольственной корпорации и ее региональных органов следует иметь в виду.

В соответствии с пунктом 5 Постановления Российской Федерации от 26.01.95 N 82 "Вопросы Федеральной продовольственной корпорации" разрешено Федеральной продовольственной корпорации для финансирования ее деятельности производить начисления в размере до 3% от суммы закупок сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. При этом не учитываются затраты по доставке, приемке, хранению, отгрузке, перевозке и другим расходам до момента реализации товаров.

В том случае, когда Федеральная продовольственная корпорация и ее территориальные органы реализуют сельскохозяйственную продукцию, сырье и продовольствие по ценам, превышающим фактические затраты по приобретению (покупке) с учетом 3-процентных начислений, транспортировке и хранению, они платят все налоги, предусмотренные для торгово - закупочных предприятий.

При налогообложении прибыли от реализации семян филиалами научно - производственной фирмы "Российские семена" следует учитывать следующее.

Если филиалы проводят селекционно - семеноводческую деятельность, отработку агротехники новых сортов, принимают участие в приемке и апробации семеноводческих посевов, размножают полученные семена в базовых хозяйствах и являются совместно с сельскохозяйственными предприятиями участниками процесса производства перспективных семян на долговременной договорной основе, доводят их до посевных кондиций путем сортировки, сушки, организуют хранение с соблюдением единого порядка ценового регулирования и составляют единую систему семеноводства в Российской Федерации, то прибыль, полученная ими от реализации семян не подлежит налогообложению. Если фирма и ее филиалы осуществляют закупку семян и реализуют их другим хозяйствам, не принимая непосредственного участия в производстве семян, в отработке агротехники новых сортов, то прибыль от реализации семян подлежит налогообложению в общеустановленном порядке.

При определении налогооблагаемой базы сельскохозяйственного предприятия следует иметь в виду, что если оно реализует животных основного стада без постановки на откорм, то в этом случае реализация сельскохозяйственной продукции (скот основного стада) отражается как реализация и прочее выбытие основных фондов. Но учитывая, что животные относятся к сельскохозяйственной продукции, то прибыль, полученная от реализации животных основного стада без постановки на откорм, не включается в налогооблагаемую базу.

Особенности планирования, учета и калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг) в сельском хозяйстве изложены в Методических рекомендациях Минсельхозпрода России, направленных Госналогинспекциям по субъектам Российской Федерации письмом Госналогслужбы России от 15.01.97 N ВК-6-04/48.

Налог на имущество предприятий

Предприятия по производству, переработке и хранению сельскохозяйственной продукции, выращиванию, лову и переработке рыбы и морепродуктов не являются плательщиками налога на имущество в соответствии с пунктом "б" статьи 4 Закона Российской Федерации от 13.12.91 N 2030-1 "О налоге на имущество предприятий" (с изменениями и дополнениями) при условии, если выручка от указанных видов деятельности составляет не менее 70 процентов общей суммы выручки от реализации продукции (работ, услуг).

Льгота предоставляется по итогам работы за отчетный год. При этом в общую сумму выручки от реализации продукции (работ, услуг) не включается выручка, полученная от реализации основных фондов и иного имущества.

Достаточным условием является ведение предприятием одного из указанных видов деятельности.

Если по результатам работы отчетного года рассматриваемая выручка составит менее 70 процентов, то уплата налога производится по годовому расчету в десятидневный срок со дня, установленного для представления бухгалтерского отчета за год.

Если у предприятия используется часть имущества для производства, переработки и хранения сельскохозяйственной продукции, оно вправе пользоваться льготой, установленной пунктом "в" статьи 5 вышеуказанного Закона, в соответствии с которой стоимость имущества предприятия, исчисленная для целей налогообложения, уменьшается на балансовую (нормативную) стоимость имущества, используемого для производства, переработки и хранения сельскохозяйственной продукции, выращивания, лова и переработки рыбы.

Сельскохозяйственные предприятия также вправе пользоваться другими льготами, установленными Законом "О налоге на имущество предприятий", если на их балансе имеется льготируемое имущество.

В целях правильности применения льгот предприятия обязаны обеспечить раздельный учет такого имущества.

Налог на добавленную стоимость

Утратил силу. - Письмо МНС РФ от 22.02.2001 N ВГ-6-03/158@.

Плата за землю

В соответствии с Законом Российской Федерации "О плате за землю" с изменениями и дополнениями крестьянские (фермерские) хозяйства освобождены от уплаты налога за землю в течение 5 лет с момента предоставления им земельных участков. Колхозы, совхозы и другие сельскохозяйственные предприятия агропромышленного комплекса согласно Федеральному закону Российской Федерации "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О плате за землю" от 09.08.94 N 22-ФЗ уплачивают земельный налог согласно приложению N 1 "Средние размеры земельного налога и доля централизации налога и арендной платы в федеральный бюджет", а промышленные и другие предприятия, расположенные вне населенных пунктов, в размере 20 процентов от средних ставок земельного налога, установленных в соответствии с приложением 2 таблицы 1 к Закону для поселений с численностью до 20 тысяч человек.

От уплаты земельного налога освобождаются: научные организации, опытные, экспериментальные и учебно - опытные хозяйства научно - исследовательских учреждений и учебных заведений сельскохозяйственного и лесохозяйственного профиля, а также научные учреждения и организации другого профиля за земельные участки, непосредственно используемые для научных, научно - экспериментальных, учебных целей и для испытания сортов сельскохозяйственных и лесохозяйственных культур; предприятия и организации Российской Академии сельскохозяйственных наук.

Подоходный налог с физических лиц

В соответствии с подпунктом "ш" пункта 1 статьи 3 Закона Российской Федерации от 07.12.91 N 1998-1 "О подоходном налоге с физических лиц" не подлежат налогообложению доходы членов крестьянского (фермерского) хозяйства, получаемые в этом хозяйстве от сельскохозяйственной деятельности, в течение пяти лет, начиная с года образования хозяйств.

Данная льгота предоставляется вне зависимости от того, какой статус имеет крестьянское (фермерское) хозяйство: либо статус юридического лица, в соответствии с положениями Закона РСФСР от 22.11.90 "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", либо статус предпринимателя без образования юридического лица, согласно статье 23 Гражданского Кодекса Российской Федерации.

Доходы, полученные членами крестьянского (фермерского) хозяйства от несельскохозяйственной деятельности, облагаются налогом в общеустановленном порядке.

В случае, если в крестьянском (фермерском) хозяйстве не ведется раздельного учета личных доходов членов этого хозяйства, полученных от сельскохозяйственной и несельскохозяйственной деятельности, то разделение общего дохода каждого члена хозяйства для целей налогообложения производится по проценту, исчисленному как соотношение общего дохода крестьянского (фермерского) хозяйства к доходу от несельскохозяйственной деятельности.

Вышеуказанная льгота предоставляется членам крестьянских (фермерских) хозяйств по доходам от сельскохозяйственной деятельности, полученным от такого хозяйства, которое действует как самостоятельный хозяйствующий субъект, и не распространяется на доходы, полученные от ассоциаций, кооперативов и других предприятий, учреждений и организаций.

Отчисления в дорожные фонды

В соответствии с Законом Российской Федерации от 18.10.91 N 1759-1 "О дорожных фондах в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями), от уплаты налогов на пользователей автомобильных дорог, налога с владельцев транспортных средств и налога на приобретение автотранспортных средств освобождаются колхозы, совхозы, крестьянские (фермерские) хозяйства, объединения, акционерные и другие предприятия, занимающиеся производством сельскохозяйственной продукции, удельный вес доходов от реализации которой в общей сумме их доходов составляет 70 и более процентов.

Удельный вес доходов от реализации сельскохозяйственной продукции определяется по результатам работы за прошедший год:

если за прошедший год удельный вес указанных доходов составил 70 и более процентов, то в текущем году налог не уплачивается, но если по результатам работы текущего года этих хозяйствующих субъектов доходы будут менее 70 процентов - уплата налога за текущий год производится в десятидневный срок со дня, установленного для представления бухгалтерского отчета и баланса за год;

в случае, если в течение прошедшего года налог уплачивался, но по результатам работы за истекший год удельный вес доходов составил 70 и более процентов, плательщику по его заявлению производится возврат уплаченных сумм налога или их зачет в счет будущих платежей в установленном порядке;

если за прошедший год удельный вес указанных доходов составил менее 70 процентов, то в текущем году уплата налога производится нарастающим итогом по квартальным расчетам в пятидневный срок со дня, установленного для представления квартальной бухгалтерской отчетности, а по годовым расчетам - в десятидневный срок со дня, установленного для представления бухгалтерского отчета и баланса за год.

Отчисления в социальные фонды

В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации сельскохозяйственные предприятия как организации - работодатели являются плательщиками страховых взносов (платежей) в государственные внебюджетные социальные фонды:

а) в Пенсионный фонд Российской Федерации - в размере 20,6%, уплачивают страховые взносы организации - работодатели, занятые в производстве сельскохозяйственной продукции (удельный вес дохода от производства сельскохозяйственной продукции в общем объеме доходов предприятия, занимающегося производством сельскохозяйственной продукции, составляет не менее 70%), остальные предприятия - 28 процентов. Также удерживается один процент с заработка работающих граждан, включая пенсионеров. С 1997 г., в соответствии с Федеральным законом от 05.02.97 N 26-ФЗ, страховые взносы в Пенсионный фонд России начисляются на выплаты, начисленные в пользу работников по всем основаниям независимо от источников финансирования, включая вознаграждения по договорам гражданско - правового характера, предметом которых являются выполнение работ и оказание услуг, в том числе по договорам, заключенным с индивидуальными предпринимателями, а также по авторским договорам;

б) в фонды обязательного медицинского страхования - в размере 3,6% по отношению к начисленной оплате труда по всем основаниям, включая выполнение работ по договорам подряда и поручения;

в) в Государственный фонд занятости населения Российской Федерации - 1,5% по отношению к начисленной оплате труда по всем основаниям, включая выполнение работ по договорам подряда и поручения;

г) в Фонд социального страхования Российской Федерации - в размере 5,4% по отношению к начисленной оплате труда по всем основаниям.

Начальник Управления

ресурсных платежей -

Государственный советник

налоговой службы II ранга

И.К.ВЫСКРЕБЕНЦЕВ

Другие документы по теме
"В дополнение к Рекомендациям по порядку заполнения формы "Сведения о среднесписочной численности за предшествующий календарный год"
<О вступлении в силу Приказа Минфина России от 09.12.2013 N 117н>
<О порядке бухгалтерского учета средств, получаемых организациями из федерального бюджета>
<О разъяснении порядка действий налоговых органов при получении ими судебных приказов иностранных судов>
Ошибка на сайте