Письмо Госналогслужбы РФ от 26.10.1995 N ВП-6-12/563
ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 26 октября 1995 г. N ВП-6-12/563
РАЗЪЯСНЕНИЯ ПО ВОПРОСАМ УЧЕТА НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ -
ОРГАНИЗАЦИЙ
В связи с поступившими запросами по совместному письму Госналогслужбы России, Минфина России, Центрального Банка России от 16.06.95 N N ВГ-4-12/25н/47/174 "Об обязательном указании идентификационных номеров налогоплательщиков при оформлении расчетно-платежных документов", зарегистрированного в Минюсте России 23.06.95 N 880 (далее - совместное письмо Госналогслужбы России, Минфина России, Центрального Банка России), а также по вопросам учета налогоплательщиков - организаций Госналогслужба России разъясняет.
1. Сохраняется ли идентификационный номер налогоплательщика у реорганизованной организации?
При реорганизации организаций присвоение идентификационных номеров налогоплательщиков осуществляется в зависимости от формы реорганизации.
При реорганизации в форме слияния идентификационные номера налогоплательщиков реорганизуемых организаций исключаются из Госреестра налогоплательщиков, передаются в архив и в дальнейшей работе не используются. В организации, возникшей в результате реорганизации, присваивается новый идентификационный номер налогоплательщика.
При реорганизации в форме разделения идентификационный номер налогоплательщика реорганизуемой организации исключается из Госреестра налогоплательщиков, передается в архив и в дальнейшей работе не используется. Организациям, возникшим в результате реорганизации, присваиваются новые идентификационные номера налогоплательщиков.
При реорганизации в форме присоединения идентификационный номер налогоплательщика присоединяемой организации исключается из Госреестра налогоплательщиков, передается в архив и в дальнейшей работе не используется. Организации, к которой происходит присоединение, номер не изменяется.
При реорганизации в форме выделения, влекущей за собой передачу части прав и обязанностей к вновь создаваемой организации с сохранением у реорганизуемой организации оставшейся части прав и обязанностей, не происходит исключение из Госреестра налогоплательщиков реорганизуемой организации; информация о ней корректируется согласно измененным учредительным документам. Вновь созданной организации присваивается новый идентификационный номер налогоплательщика.
При реорганизации в форме преобразования идентификационный номер налогоплательщика реорганизуемой организации исключается из Госреестра налогоплательщиков, передается в архив и в дальнейшей работе не используется. Реорганизованной организации присваивается новый идентификационный номер налогоплательщиков.
В случае, когда организация меняет организационно-правовую форму путем внесения изменений в свои учредительные документы без осуществления реорганизации, идентификационный номер налогоплательщика у организации не изменяется.
2. Могут ли налоговые органы запрашивать у налоговых органов других регионов России сведения об идентификационных номерах налогоплательщиков организаций, их филиалов и приравненных к ним подразделений, расположенных на разных территориях?
Для осуществления функций по контролю за полнотой поступления в бюджет налоговых и иных платежей налоговые органы могут запрашивать у налоговых органов других регионов России сведения, необходимые для правильного налогообложения, в том числе о постановке на налоговый учет и присвоенных идентификационных номерах налогоплательщиков организациям, их филиалам и приравненным к ним подразделениям, расположенных на этих территориях.
Кроме того, налоговые органы могут требовать от организаций, их филиалов и приравненных к ним подразделений, осуществляющих свою деятельность на данной территории, документы, подтверждающие их постановку на налоговый учет.
3. Выдается ли идентификационный номер налогоплательщика организации, финансируемой за счет средств бюджетов любого уровня и имеющей только бюджетные счета, и есть ли особенности в порядке учета такой организации в налоговом органе?
Каждая организация, финансируемая за счет средств бюджетов любых уровней и являющаяся самостоятельным плательщиком каких-либо налогов, подлежит постановке на учет в налоговом органе в общеустановленном порядке; при этом ей присваивается идентификационный номер налогоплательщика.
Налоговые органы указывают идентификационный номер налогоплательщика в справках, выдаваемых налогоплательщику по его письменному заявлению для представления в банки и иные кредитные учреждения для открытия счетов (приложения N N 1 и 3 к Порядку применения Указа Президента Российской Федерации от 23 мая 1994 г. N 1006 "Об осуществлении комплексных мер по своевременному и полному внесению в бюджет налогов и иных обязательных платежей").
Особенностью налогового учета организаций, финансируемых за счет средств федерального бюджета, является то, что при открытии ими бюджетных счетов, а также текущих счетов по учету бюджетных средств других уровней на оплату труда и другие социальные выплаты в соответствии с выделяемыми бюджетными ассигнованиями не требуется представление в банк справок о постановке на учет в налоговом органе до особых указаний.
4. Предусматривается ли применение санкций за неуказание идентификационного номера налогоплательщика в расчетно-платежных документах?
Принимая во внимание то, что работа налоговых органов по присвоению идентификационных номеров налогоплательщиков была начата два года назад и проводится на постоянной основе, а также то, что совместное письмо Госналогслужбы России, Минфина России, Центрального Банка России было опубликовано за месяц до введения этого порядка в действие, отсутствие сведений у налогоплательщика о присвоенном ему идентификационном номере налогоплательщика свидетельствует о том, что либо он не стал на налоговый учет, либо он не прошел своевременно переучет в налоговом органе, либо не представляет в налоговый орган сведений об открытых и закрытых счетах в банках, т.е. такой налогоплательщик осуществляет деятельность с нарушением действующего налогового законодательства. Рекомендуем в отношении такого налогоплательщика проводить встречную документальную проверку.
Задержки налогоплательщиком перечислений налогов и иных обязательных платежей в соответствующие бюджеты, вызванные незаполнением или неправильным заполнением идентификационного номера налогоплательщика в расчетно-платежных документах, не освобождают его от ответственности за несвоевременную уплату соответствующих налогов. В этом случае налогоплательщик несет ответственность, предусмотренную в статье 13 (подпункт "в") Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации".
5. Имеют ли право банки предъявлять требование к налогоплательщику - физическому лицу, ведущему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, указывать идентификационный номер налогоплательщика в расчетно-платежных документах?
В настоящее время действие порядка об обязательном указании идентификационного номера налогоплательщика в расчетно-платежных документах не распространяется на физических лиц, ведущих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Соответствующие требования банков являются неправомерными и противоречат содержанию п. 1 совместного письма Госналогслужбы России, Минфина России и Центрального Банка России.
6. Должен ли указываться идентификационный номер налогоплательщика при оформлении платежей во внебюджетные фонды?
В соответствии с совместным письмом Госналогслужбы России, Минфина России и Центрального Банка России в период до 1 января 1996 г. предусматривается указание идентификационного номера налогоплательщика только при оформлении налоговых и иных платежей в соответствующие бюджеты.
Начиная с 1 января 1996 г. идентификационный номер налогоплательщика должен указываться при оформлении любых расчетно-платежных документов, в том числе при перечислении платежей во внебюджетные фонды.
7. Каков порядок исключения крестьянских (фермерских) хозяйств из Государственного реестра предприятий?
Исключение крестьянского (фермерского) хозяйства, созданного до введения в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации, из Государственного реестра предприятий осуществляется в общеустановленном порядке, в том числе и на основании решения, принятого крестьянским (фермерским) хозяйством о прекращении его деятельности в статусе юридического лица.
Если членами крестьянского (фермерского) хозяйства принято решение на базе имущества хозяйства создать хозяйственное товарищество или производственный кооператив (статья 259 Гражданского кодекса Российской Федерации), то соответствующие изменения правового статуса должны быть зарегистрированы в соответствии с действующим порядком. После регистрации изменений должна быть заполнена новая Карта постановки на налоговый учет и включения в Госреестр предприятий и представлены копии учредительных документов в соответствии с выбранной организационно-правовой формой.
Внесение изменений в Государственный реестр регламентируется Положением о порядке ведения Государственного реестра предприятий, постановкой задачи "Автоматизированного ведения Госреестра" 1 и 2 очереди и дополнениями к ней, а также методическими рекомендациями 1 и 2 выпуска.
8. Какие санкции могут применяться налоговым органом к полным и смешанным товариществам, не приведшим свои учредительные документы в соответствие с нормами Гражданского кодекса?
В соответствии с п. 3 ст. 6 Федерального закона "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" учредительные документы полных товариществ и смешанных товариществ, созданных до официального опубликования части первой Кодекса, подлежат приведению в соответствие с нормами главы 4 Гражданского кодекса не позднее 1 июля 1995 года. Согласно ст. 8 вышеуказанного Закона впредь, до введения в действие Закона о регистрации юридических лиц, применяется действующий порядок регистрации юридических лиц, то есть Приложение о порядке государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 8 июля 1994 г. N 1482.
В соответствии с п. 1 ст. 14 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" налоговые органы вправе обратиться в арбитражный суд с иском о признании несоответствия учредительных документов полных и смешанных товариществ требованиям действующего законодательства и взыскании доходов, полученных этими товариществами.
9. С 1 января 1996 г. идентификационный номер налогоплательщика должен указываться в расчетно-платежных документах по любым платежам как плательщиком, так и получателем. Каким образом и кто сообщит плательщику об идентификационном номере получателя и наоборот? Обязаны ли налоговые органы предоставлять или подтверждать идентификационные номера налогоплательщиков партнерам по хозяйственной деятельности?
В соответствии с совместным письмом Госналогслужбы России, Минфина России и Центрального Банка России с 1 января 1996 г. идентификационный номер налогоплательщика должен указываться в расчетно-платежных документах по любым платежам по строкам как "Плательщик", так и "Получатель". Для этого плательщик должен знать идентификационный номер получателя и наоборот.
В этих целях партнеры по хозяйственной деятельности должны проинформировать друг друга о присвоенных им идентификационных номерах налогоплательщиков путем взаимного представления копий информационных писем, выданных им налоговыми органами.
Налоговые органы не обязаны предоставлять или подтверждать идентификационные номера налогоплательщиков партнерам по хозяйственной деятельности.
10. Каким учреждениям налоговые органы имеют право предоставлять сведения о счетах налогоплательщиков - организаций?
В соответствии с п. 1 указания Госналогслужбы России и Департамента налоговой полиции России N N ВГ-6-18/322/ВЯ-1375 от 30.08.94, измененным совместным Приказом Госналогслужбы России и Департамента налоговой полиции России N N ВГ-6-18/404/СА-1826 от 28.10.94, налоговые органы могут предоставлять информацию об открытых счетах налогоплательщиков в банках и кредитных учреждениях правоохранительным и судебным органам только на основании письменных мотивированных запросов (требований), оформленных на официальных бланках, за подписью руководителей органов дознания, следователей, прокуроров, их заместителей и судей.
Согласно п. 2 совместного письма Госналогслужбы России и Минюста России N N ВГ-6-08/481/06-02-85-95 от 11.09.95 госналогинспекция по району, городу, району в городе, получив запрос судебного исполнителя, направляет ему перечень расчетных, текущих и иных счетов юридического лица, наименование и местонахождения банков, в которых открыты эти счета.
Передача конфиденциальной информации о счетах осуществляется в соответствии с требованиями, установленными нормативными актами Госналогслужбы России.
Первый заместитель
Руководителя Госналогслужбы РФ -
Государственный советник
налоговой службы 1 ранга
В.И.ПОТАПОВ