Рейтинг@Mail.ru

<Письмо> Госналогслужбы РФ от 15.05.1997 N ПВ-6-18/368

ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 15 мая 1997 г. N ПВ-6-18/368

О РЕШЕНИИ ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОТ 22.04.97 ПО ДЕЛУ N ГКПИ97-179

Государственная налоговая служба Российской Федерации направляет для сведения и использования в практической работе Решение Верховного Суда Российской Федерации от 22.04.97 по делу N ГКПИ97-179 по вопросу о соответствии законодательству Российской Федерации пункта 9 Инструкции Государственной налоговой службы Российской Федерации N 39 "О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость" (в редакции от 22.08.96) в части требований обложения налогом на добавленную стоимость сумм авансовых платежей, полученных российскими организациями (предприятиями) от иностранных и российских лиц в счет предстоящего экспорта товаров, работ и услуг.

Указанным выше Решением Верховного Суда Российской Федерации требования Инструкции Государственной налоговой службы Российской Федерации N 39 (в редакции от 22.08.96) об обложении налогом на добавленную стоимость сумм авансовых платежей, полученных российскими организациями (предприятиями) от иностранных и российских лиц в счет предстоящего экспорта товаров, работ и услуг, признаны соответствующими законодательству Российской Федерации.

В связи с изложенным обязываю налоговые органы строго соблюдать установленный порядок обложения налогом на добавленную стоимость сумм авансовых платежей, не допуская случаев необоснованного возмещения или зачета сумм налога на добавленную стоимость с авансов, полученных российскими организациями (предприятиями).

Доведите изложенное до нижестоящих налоговых органов.

Государственный советник

налоговой службы 1 ранга

В.А.ПАВЛОВ

ВЕРХОВЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

от 22 апреля 1997 года

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:

Председательствующего - судьи Верховного Суда РФ Черняева А.Ф.

народных заседателей Акифьева В.И., Слуянова В.В.

при секретаре Асири Л.А.

с участием прокурора Федотовой А.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению открытого акционерного общества "Магнитогорский металлургический комбинат" и Куликовой Ирины Петровны о признании незаконным (недействующим) абзаца четвертого п. 9 Инструкции Государственной налоговой службы Российской Федерации N 39 от 11.10.95 "О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость" (в редакции от 22.08.96), установил:

заявители обратились в Верховный Суд Российской Федерации с вышеуказанными требованиями, сослались на то, что содержащиеся в абзаце 4 п. 9 Инструкции Государственной налоговой службы РФ N 39 от 11.10.95 (в редакции от 22.08.96) (далее Инструкции) Положения не основаны на Законе и нарушают их права на получение предусмотренной Законом РФ "О налоге на добавленную стоимость" (ст. 5) льготы об освобождении от уплаты этого налога при экспорте товаров собственного производства.

Заявители сослались также на то, что применение указанного Положения Инструкции, по которому налогом на добавленную стоимость облагаются суммы авансовых платежей, полученные АО от иностранных фирм в счет предстоящего экспорта продукции Акционерного общества, нарушает права как предприятия, так и акционеров в части получения зарплаты и дивидендов.

Полагая, что, внеся в Инструкцию это Положение, Госналогслужба РФ тем самым внесла изменения в Закон "О налоге на добавленную стоимость", чем превысила свои полномочия.

В судебном заседании представитель АО "ММК" Маслова Л.А. и представитель Куликовой И.П. - Шепилов С.В. свои требования поддержали. Куликова И.П. в суд не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие с участием ее представителя Шепилова С.В.

Представители Государственной налоговой службы Черемискин В.И., Балашова Л.В., Савельев П.И., а также привлеченные к участию в деле в качестве заинтересованных лиц представители Министерства финансов РФ Блинов М.В., Семкина Т.И., Цибизова О.Ф. с требованиями заявителей не согласились и просили суд отказать в удовлетворении заявления, ссылаясь на то, что Положение Инструкции, оспариваемое заявителями, не противоречит Закону, и что право на налоговую льготу по экспортируемым товарам возникает в случае фактического пересечения товаров границы Российской Федерации.

Выслушав объяснения представителей заявителей Маслову Л.А., Шепилова С.В., представителей Государственной налоговой службы Черемискина В.И., Балашову Л.В., Савельева П.И., представителей Министерства финансов РФ Блинова М.В., Семкину Т.И., Цибизову О.Ф. заключение прокурора Генеральной прокуратуры Федотовой А.В., полагающей в удовлетворении заявления отказать, и исследовав материалы дела, Верховный Суд РФ не находит оснований к удовлетворению заявления.

В оспариваемом заявителями п. 9 Инструкции указано, что налогом на добавленную стоимость облагаются суммы авансовых платежей, полученные российскими организациями (предприятиями) от иностранных и российских лиц в счет предстоящего экспорта товаров, работ и услуг. После подтверждения реального экспорта товаров, работ и услуг в установленном порядке налог на добавленную стоимость с авансов, полученных российскими организациями, подлежит зачету.

В соответствии с п.п. "а" пункта 1 ст. 5 Закона РФ "О налоге на добавленную стоимость" от налога на добавленную стоимость освобождаются экспортируемые товары, как собственного производства, так и приобретенные.

Понятие экспорта дано в Таможенном кодексе РФ и Федеральном законе "О государственном регулировании внешнеэкономической деятельности".

Так, согласно ст. 97 Таможенного кодекса Российской Федерации экспорт товаров - таможенный режим, при котором товары вывозятся за пределы таможенной территории Российской Федерации без обязательства об их ввозе на эту территорию.

Следовательно, признаком экспорта товаров, дающим право на налоговую льготу, является фактическое пересечение грузом границы Российской Федерации. То есть товар считается реализованным на экспорт, если он вывезен за пределы Российской Федерации.

По этому, по мнению суда, право применения данной льготы по действующему законодательству постановлено в зависимость от того, был ли фактически осуществлен экспорт товара, и не связано с условиями поставки, действиями и намерениями поставщика.

В соответствии со ст. 10 Закона "О налоге на добавленную стоимость" Инструкция по применению настоящего Закона разрабатывается и издается Государственной налоговой службой по согласованию с Министерством финансов РФ, т.е. Госналогслужба РФ действовала в пределах предоставленной ей Законом компетенции.

В соответствии с абзацем вторым п. 1 ст. 4 указанного Закона в облагаемый оборот включаются также любые получаемые предприятиями денежные средства, если их получение связано с расчетами по оплате товаров (работ, услуг).

С учетом приведенных норм Закона, требования Инструкции, оспариваемые заявителями, по убеждению суда Закону не противоречат, не дополняют его. Не нарушаются и права заявителей на получение налоговой льготы.

Так как Положением Инструкции установлено, что после подтверждения реального экспорта товаров, работ и услуг в установленном порядке, налог на добавленную стоимость с авансов полученных российскими организациями, подлежит зачету.

При возникновении споров, связанных с реализацией данного требования Инструкции, АО "ММК" не лишено возможности обратиться в суд с конкретными требованиями.

С учетом изложенного суд считает, что доводы заявителей о противоречии требований Инструкции Закону и нарушении их прав являются неосновательными и они не могут служить основанием к удовлетворению заявления.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 191 - 197 ГПК РСФСР, Верховный Суд Российской Федерации решил:

Куликовой Ирине Петровне и открытому акционерному обществу "Магнитогорский металлургический комбинат" в удовлетворении заявления о признании незаконным (недействующим) п. 9 Инструкции Государственной налоговой службы Российской Федерации N 39 от 11.10.96 ( в редакции от 22.08.96) в части требований обложения налогом на добавленную стоимость суммы авансовых платежей, полученных российскими организациями (предприятиями) от иностранных и российских лиц в счет предстоящего экспорта товаров, работ и услуг и что после подтверждения реального экспорта товаров, работ и услуг в установленном порядке, налог на добавленную стоимость с авансов, полученных российскими организациями (предприятиями), подлежит зачету, отказать.

Настоящее Решение обжалованию и опротестованию в кассационном порядке не подлежит и вступает в законную силу со дня его провозглашения.

Председательствующий

А.Ф.ЧЕРНЯЕВ

Народные заседатели

В.И.АКИФЬЕВ

В.В.СЛУЯНОВ

Другие документы по теме
"О разъяснениях к Постановлению N 25 от 27.04.2009"
"О формировании и экономическом обосновании территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2016 год"
<О формировании региональных фондов финансовой поддержки муниципальных образований>
"Об установлении коэффициента-дефлятора К1 на 2007 год"
Ошибка на сайте