Письмо Госарбитража СССР от 17.07.1990 N С-13/ОП-92
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АРБИТРАЖ СССР
ПИСЬМО
от 17 июля 1990 г. N С-13/ОП-92
О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ РАССМОТРЕНИЯ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ СПОРОВ,
СВЯЗАННЫХ С ЗАКЛЮЧЕНИЕМ И ИСПОЛНЕНИЕМ ДОГОВОРОВ
КОНТРАКТАЦИИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИИ
В целях обеспечения единства практики рассмотрения споров, возникающих при заключении и исполнении договоров контрактации сельскохозяйственной продукции, Госарбитраж СССР считает необходимым дать следующие рекомендации.
1. Стороной по договору контрактации сельскохозяйственной продукции может быть любое сельскохозяйственное предприятие, непосредственно производящее (добывающее) сельскохозяйственную продукцию, независимо от ведомственной принадлежности, в том числе и подсобное, образованное в составе объединения в промышленности.
Заготовителем может выступать государственная или иная организация, на которую в установленном порядке возложены функции государственной закупки сельскохозяйственной продукции.
2. Согласно действующему законодательству государственный заказ совхозам и другим сельскохозяйственным предприятиям в директивном порядке не доводится. Вместе с тем хозяйства могут принять на себя на добровольной основе исполнение госзаказа на поставку продукции в общесоюзный и республиканские фонды. Согласие на принятие госзаказа должно быть выражено хозяйством в активной форме.
Заключение договора контрактации сельскохозяйственной продукции не означает, что хозяйство согласилось на принятие госзаказа. Поэтому арбитражам при рассмотрении споров по условиям такого договора не следует исходить из данных госзаказа.
3. Поскольку договоры на продажу сельскохозяйственной продукции, заключаемые хозяйствами, не основаны на обязательном для обеих сторон плановом акте (за исключением случаев, когда хозяйство приняло на себя добровольно исполнение госзаказа), возникшие при заключении договора разногласия могут быть переданы на разрешение арбитража только при наличии об этом письменного соглашения сторон.
4. Договор контрактации, как правило, заключается на продажу сельскохозяйственной продукции в сыром виде или прошедшей необходимую первичную обработку.
Однако стороны при заключении договора могут предусмотреть, что в счет выполнения обязательств по сдаче продукции в свежем (натуральном) виде хозяйство часть продукции продает в переработанном виде. В этом случае в договоре указывается количество, ассортимент и сроки сдачи переработанной продукции. Арбитражу следует отклонять требования хозяйства о включении в договор контрактации условия о продаже переработанной продукции при возражении заготовителя против такого условия, кроме случаев, когда количество подлежащей продаже переработанной продукции указано в государственном заказе, доведенном до заготовителя. Возникшие разногласия по указанному вопросу рассматриваются арбитражами в общем порядке.
Вид договора на реализацию переработанной продукции, не предусмотренной договором контрактации, определяется по соглашению сторон, а при разногласиях - арбитражем, исходя при этом из того, что на реализацию такой продукции следует заключать договор поставки.
5. При возражениях хозяйства против заключения договора арбитраж не вправе принимать заявление заготовителя о понуждении хозяйства заключить договор контрактации, поскольку отсутствуют плановые основания, обязательные для обеих сторон.
При отгрузке хозяйством продукции во исполнение договора контрактации грузополучателю транзитом по указанию заготовителя во взаимоотношениях этого получателя с хозяйством стороны должны руководствоваться нормативными актами, регулирующими закупки сельскохозяйственной продукции.
В случае, когда с согласия сторон заключен договор поставки, а не договор контрактации, такой договор не может быть признан незаконным. Если же одна из сторон возражает против заключения договора поставки на реализацию сельскохозяйственной продукции в сыром виде или прошедшей первичную обработку, арбитражу следует выносить решение о заключении договора контрактации сельскохозяйственной продукции независимо от того, что ранее стороны заключали договоры поставки.
При заключении договора поставки в своих взаимоотношениях стороны руководствуются положениями о поставках товаров и продукции.
6. В соответствии с Положением о порядке заключения и исполнения договоров контрактации сельскохозяйственной продукции <*> проект договора контрактации составляет заготовитель. Хозяйство, если у него имеются разногласия, составляет протокол разногласий и направляет его вместе с подписанным договором заготовителю, который в установленном порядке передает их на разрешение арбитража. При заключении договора непосредственно в хозяйстве возникшие разногласия передаются на разрешение арбитража заготовителем.
В том случае, когда проект договора направляет заготовителю хозяйство и заготовитель подписывает договор с протоколом разногласий, разногласия в установленном порядке передает на разрешение арбитража хозяйство.
---------------------------
<*> В дальнейшем, как правило, употребляется "Положение о договорах конрактации".
7. При реализации хозяйством сельскохозяйственной продукции без договора взаимоотношения сторон должны регулироваться общими нормами гражданского законодательства.
Если получатель согласен на принятие и использование реализованной без договора продукции, хозяйство и получатель должны согласовать цену, по которой она будет оплачена. При отсутствии такого согласования либо отказе получателя от использования продукции она принимается получателем на ответственное хранение, а хозяйство обязано распорядиться ею.
Поскольку скоропортящаяся продукция подлежит реализации на месте, при уклонении хозяйства от распоряжения ею получатель обязан принять все необходимые меры к ее реализации и полученные от реализации суммы за вычетом расходов по транспортировке, разгрузке, экспедированию, хранению и реализации перечислить хозяйству.
8. При передаче на разрешение арбитража разногласий о месте приемки заготовителем продукции следует исходить из требований Положения о договорах контрактации о том, что приемка должна производиться в хозяйстве либо на приемном пункте, которые являются местом исполнения обязательств.
Что касается разногласия по вопросу о приемке продукции по количеству и качеству у получателя, следует учитывать, что такое условие может быть принято только при согласии хозяйства.
9. При разрешении споров по ассортименту подлежащей продаже сельскохозяйственной продукции исходить из необходимости максимального удовлетворения потребностей населения и промышленности в сельскохозяйственной продукции и сырье и производственных возможностей хозяйства с учетом его специализации. В необходимых случаях запрашивать заключение государственной инспекции по заготовкам и качеству продукции или другого агропромышленного формирования о возможности производства хозяйством требуемой заготовителем сельскохозяйственной продукции.
10. Разногласия по вопросу обеспечения хозяйства тарой, тарными гвоздями и упаковочными материалами, необходимыми для упаковки продукции, должны решаться в зависимости от того, выделены ли хозяйству на них фонды и в каком количестве. При представлении хозяйством доказательств, подтверждающих невыделение ему фондов либо выделение в меньшем количестве, арбитражу следует обязывать заготовителя обеспечивать хозяйство тарой, тарными гвоздями и упаковочными материалами, устанавливая количество и сроки их передачи с учетом требований, предусмотренных в п. 26 Положения о договорах контрактации.
Если договором предусмотрена обязанность заготовителя по обеспечению хозяйства тарой, на заготовителя возлагается и обязанность по доставке тары непосредственно хозяйству.
В договоре предусматривается порядок и сроки возврата тары и упаковочных материалов, если эти условия не предусмотрены инструкциями и правилами, регламентирующими закупки соответствующих видов продукции.
Штраф, указанный в Положении о договорах контрактации, подлежит взысканию за нарушение сроков возврата тары, установленных обязательными для сторон инструкциями, правилами или договором.
Требования хозяйства о взыскании штрафа за невозврат принадлежащей ему деревянной и картонной тары подлежат удовлетворению и в тех случаях, когда заготовитель ссылается на сдачу этой тары тарособирающим (тароремонтным) предприятиям и организациям.
11. Как указано в Положении о договорах контрактации, предложение о расторжении или изменении договора считается принятым, если сторона, получившая это предложение, не дала на него ответа в течение 10 дней.
Поэтому при подготовке материалов к рассмотрению дела в заседании следует запрашивать от истцов представления возражения ответчика на предложения истца о расторжении или изменении договора. Если при рассмотрении дела будет установлено, что ответчик не дал ответа на предложение истца, производство по делу следует прекращать.
12. Приемка сельскохозяйственной продукции по количеству и качеству должна производиться в порядке и в сроки, установленные Положением о договорах контрактации, стандартами, типовыми договорами контрактации и соответствующими инструкциями. Если нормативные акты, регулирующие порядок и сроки приемки по количеству и качеству, не изданы либо нормативные акты не содержат таких условий, порядок и сроки приемки сельскохозяйственной продукции по количеству и качеству определяются сторонами в договоре. Споры, возникающие между хозяйством и заготовителем при приемке об оценке качества и определении количества закупаемой продукции, разрешаются государственной инспекцией по заготовкам и качеству продукции.
Споры по расчетам за принятую продукцию рассматриваются арбитражем на общих основаниях. При этом арбитражу следует по существу оценивать представленные заготовителем (получателем) приемные документы, подтверждающие качество и количество принятой продукции, проверять соблюдение сторонами установленных правил при приемке.
13. Взаимоотношения получателя с заготовителем (поставщиком) регулируются положениями о поставках продукции и товаров. Ответственность за поставку сельскохозяйственной продукции ненадлежащего качества перед получателем несет заготовитель (поставщик), независимо от того, кто фактически (хозяйство или заготовитель) отгружал продукцию, если будет доказано, что заготовитель уклонился от приемки у хозяйства продукции либо дал указание (представил отгрузочную разнарядку) хозяйству об отгрузке получателю продукции от имени хозяйства.
При отгрузке хозяйством продукции от своего имени без предъявления ее заготовителю иск получателя к хозяйству, с которым получатель в соответствии с договором контрактации производил расчеты, о возмещении убытков от недосдачи или отгрузки продукции ненадлежащего качества (при отсутствии в этом вины транспорта) подлежит рассмотрению по существу спора с этим хозяйством.
Следует иметь в виду, что действующим законодательством заготовителю (получателю) не предоставлено право взыскивать с хозяйства в бесспорном порядке стоимость недоброкачественной продукции. Поэтому, если хозяйство предъявляет иск о взыскании с получателя (заготовителя) необоснованно списанной в бесспорном порядке суммы, такой иск подлежит рассмотрению по существу.
С хозяйства, заключившего договор контрактации, не может быть взыскан штраф за ненадлежащее качество продукции, если иное не предусмотрено Положением о договорах контрактации, инструкциями, правилами о порядке проведения закупок либо в договоре с согласия обеих сторон установлены санкции за такое нарушение.
14. При возникновении споров о форме расчетов арбитражам следует иметь в виду, что расчеты, как правило, производятся путем перечисления сумм платежными поручениями, оплаты чеками. При установлении в договоре акцептной формы расчетов стороны вправе предусматривать основания для отказа от акцепта платежного требования.
Если такие основания не указаны в договоре, отказ заготовителя (плательщика) по каким-либо мотивам от акцепта платежного требования следует признавать неосновательным, поскольку согласно Правилам безналичных расчетов в народном хозяйстве плательщик по договору контрактации сельскохозяйственной продукции вправе заявить отказы от акцепта только по мотивам, предусмотренным в договоре.
В том случае, когда заготовитель (плательщик) отказался от акцепта платежного требования по мотивам, не предусмотренным договором, с него следует взыскать санкции, установленные Положением о договорах контрактации, независимо от решения по существу иска о взыскании основной суммы. Спор о взыскании основной суммы следует рассмотреть по существу.
15. Согласно п. 23 Положения о договорах контрактации отказ заготовителя или получателя от приемки доставленной на приемный пункт (предприятие) продукции должен быть оформлен в письменном виде (отметка в товарно-транспортной накладной, направление извещения заготовителя или указанного им получателя об отказе от приема продукции и т.п.). При отказе заготовителя (получателя) от письменного заявления об отказе от приемки хозяйство составляет акт с участием представителей организаций, указанных в п. 23 Положения о договорах контрактации.
В акте должно быть указано количество доставленной продукции, от приемки которой отказался заготовитель (получатель). Арбитражам следует оценивать по существу и иные доказательства, представленные хозяйством в подтверждение отказа заготовителя от приемки продукции.
При возникновении между сторонами спора о количестве и качестве продукции, от приемки которой отказался заготовитель (получатель), арбитражи должны исходить из количества, указанного в товарно-транспортной накладной и надлежаще составленном акте, и документов установленной формы о качестве доставленной хозяйством продукции, если заготовитель (получатель) не докажет иное.
16. В соответствии с п. п. 27 и 28 Положения о договорах контрактации расчеты за закупаемую сельскохозяйственную продукцию производятся по закупочным или розничным ценам. Все расходы по транспортировке, экспедированию и разгрузке продукции несет заготовитель по установленным нормам и тарифам, действующим по месту нахождения хозяйства для вида транспорта, которым осуществлялась доставка продукции.
Следовательно, заготовитель (получатель) должен оплачивать хозяйству все расходы по транспортировке, экспедированию и разгрузке и в том случае, когда расчеты производились по розничным ценам за вычетом установленных торговых и торгово-сбытовых скидок.
Расходы по доставке продукции не возмещаются только в случае, когда закупается по розничным ценам картофель, плодоовощная продукция, молоко и сливки и эти цены (за вычетом установленных скидок) выше закупочных (п. 29 Положения).
В случаях, когда розничные цены на указанную продукцию за вычетом торговой скидки ниже закупочных цен или равны им, оплата продукции, доставленной хозяйством непосредственно в магазин или на предприятия общественного питания, производится заготовителем по закупочным ценам с возмещением хозяйствам транспортных расходов. Поэтому необходимо привлекать в качестве ответчика заготовителя, если получатель этой продукции отказался оплачивать ее по заготовительным ценам и возмещать транспортные расходы.
Расходы по транспортировке, экспедированию и разгрузке продукции, отгруженной хозяйством без договора, от использования которой получатель отказался, возмещению не подлежат и в том случае, когда в последующем получатель в связи с уклонением хозяйства от распоряжения ею реализовал эту продукцию на месте.
17. Заготовитель обязан принять от хозяйства всю продукцию, предъявленную им сверх объемов, предусмотренных в договоре, на условиях этого договора, при своевременном извещении хозяйством заготовителя (по сезонной продукции не позднее чем за 15 дней до начала заготовок) о количестве и сроках предлагаемой к продаже такой продукции.
Условия и цены на стандартную скоропортящуюся продукцию, сдаваемую сверх предусмотренных договором объемов, а также нестандартную плодоовощную и другую скоропортящуюся продукцию, пригодную для использования в свежем или переработанном виде, должны быть предусмотрены в договоре. Разногласия по этим вопросам рассматриваются арбитражем на общих основаниях.
18. Хозяйство вправе требовать от заготовителя оплаты стоимости сельскохозяйственной продукции, от оплаты которой отказался получатель, с которым согласно договору производились расчеты, и установленного Положением о договорах контрактации штрафа, т.к. в соответствии со ст. 38 Основ гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик в таких случаях ответственность должна нести сторона по договору. Действующим законодательством не предусмотрена обязанность хозяйства в этом случае предъявлять заготовителю платежное требование на инкассо через банк (при установлении акцептной формы расчетов).
При предъявлении хозяйством иска к получателю о взыскании недоплаченной стоимости продукции арбитражу следует привлекать к участию в деле в качестве ответчика заготовителя и рассматривать спор на общих основаниях с учетом конкретных обстоятельств и материалов дела.
19. Согласно п. 32 Положения о договорах контрактации за каждый случай отказа от приемки сельскохозяйственной продукции, предъявленной хозяйством в пункте сдачи, в соответствии с договором или согласованным графиком заготовитель уплачивает установленный штраф, убытки, а по скоропортящейся продукции - полную ее стоимость независимо от того, реализовало ли хозяйство эту продукцию, а также расходы по доставке сельскохозяйственной продукции в оба конца.
Стоимость непринятой сельскохозяйственной продукции исчисляется по ценам, действующим на день отказа от приемки.
Предъявленной продукцией следует считать продукцию, доставленную хозяйством на приемный пункт (предприятие) в соответствии с договором или согласованным графиком, а при приемке ее непосредственно в хозяйстве - доставленную на приемный пункт сдачи - приемки в хозяйстве.
Арбитражам следует требовать от хозяйства представления документов, подтверждающих реализацию продукции или нахождения ее на ответственном хранении, а если продукция реализована, то на какую сумму. По скоропортящейся продукции достаточно представления хозяйством только доказательства отказа от приемки такой продукции.
20. При установлении арбитражем факта неправильной оплаты принятой заготовителем (получателем) продукции вследствие неправильного определения качества, количества и т.п. с заготовителя подлежит взысканию штраф, указанный в п. 33 Положения о договорах контрактации.
Если же при рассмотрении спора арбитраж установит, что заготовитель уклонился от оплаты сданной либо отгруженной продукции (несвоевременно перечислил причитающуюся хозяйству сумму либо необоснованно отказался от акцепта платежного требования), заготовитель уплачивает штраф, предусмотренный в п. 34 Положения о договорах контрактации.
Пеня за просрочку платежа подлежит взысканию только при установлении факта уклонения (отказа от акцепта) заготовителя от оплаты продукции.
21. За нарушение обязательств по договору контрактации применяются санкции, указанные в Положении о договорах контрактации и договоре.
Дополнительные санкции, не предусмотренные Положением о договорах контрактации, могут быть предусмотрены в договоре, как это указано в п. 44 Положения, с согласия обеих сторон. Следовательно, если сторонами не достигнуто соглашение об установлении дополнительных санкций, спор о необходимости установления санкций и их размере арбитражу неподведомствен.
22. При рассмотрении споров, связанных с взысканием с хозяйства убытков, вызванных невыполнением хозяйством принятых по договору обязательств, следует иметь в виду, что заготовитель, уплативший по договору поставки неустойку либо штраф за поставку продукции ненадлежащего качества, не вправе взыскивать их с хозяйства под видом убытков, кроме случаев, когда хозяйство, не предъявив продукцию заготовителю для приемки, отгрузило ее получателю.
23. Арбитражи вправе в исключительных случаях уменьшить размер подлежащих взысканию санкций за нарушение обязательств по договору контрактации, указав в решении обстоятельства, послужившие основанием для такого уменьшения.
Если при рассмотрении спора будет установлено грубое нарушение стороной обязательств по договору контрактации, арбитраж вправе взыскать санкции в повышенном до 50 процентов размере, с обращением этой части в доход союзного бюджета.
24. Документами, подтверждающими указанные в п. 40 Положения о договорах контрактации обстоятельства, могут быть: заключение государственной инспекции по заготовкам и качеству продукции, справки ветеринарного надзора, справки метеослужбы, решения местных органов власти, акт, составленный с участием представителя госстраха и т.п.
Арбитражу следует оценивать предъявленные хозяйством документы, в том числе подтверждающие вину заготовителя, и определять, в какой мере стихийные бедствия, иные неблагоприятные условия либо вина заготовителя повлияли на невыполнение или ненадлежащее выполнение хозяйством обязательств по договору контрактации. Выяснять, на какой площади погибли посевы, имелась ли возможность сдать часть продукции за счет снятого урожая с остальной площади, принимались ли хозяйством меры для предотвращения отрицательных последствий стихийного бедствия или иных неблагоприятных условий.
25. По спорам, возникающим между заготовителем (получателем) и хозяйством по качеству реализованной по договору контрактации продукции (за исключением споров о взыскании санкций), применяется годичный срок исковой давности, независимо от того, кто предъявляет иск, поскольку сокращенный - шестимесячный срок исковой давности согласно ст. 47 Основ гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик применяется только для исков, вытекающих из поставки продукции и товаров ненадлежащего качества.
Первый заместитель Главного
государственного арбитра СССР
В.Н.ИСАЙЧЕВ