Рейтинг@Mail.ru

<Письмо> ФНС России от 21.04.2025 N ШЮ-4-17/4062@

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО

от 21 апреля 2025 г. N ШЮ-4-17/4062@

Федеральная налоговая служба в дополнение к письму ФНС России от 17.01.2025 N Д-5-17/1ДСП@ сообщает следующее.

При проведении проверок соблюдения валютного законодательства в части выплат резидентами нерезидентам заработной платы, минуя счета в уполномоченных банках, налоговыми органами устанавливаются случаи получения нерезидентами дохода в натуральной форме, в том числе связанного с организацией работодателем-резидентом питания, проживания, медицинского обслуживания, оформления патентов для осуществления трудовой деятельности нерезидентов и иных услуг.

По мнению ФНС России, поскольку выплаты в натуральной форме не подпадают под определение валютных операций, установленное пунктом 9 части 1 статьи 1, частью 2 и частью 3 статьи 2 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле", такие выплаты не могут квалифицироваться как незаконные валютные операции и осуществление резидентом таких выплат не образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Если выплаты резидентами нерезидентам дохода в натуральной форме входят в систему оплаты труда, то их осуществление должно подтверждаться:

1. наличием коллективного или трудового договора, предусматривающего выплату дохода в натуральной форме, например, оплату питания для работников-нерезидентов, оформление которого обязательно в силу абзаца второго статьи 131 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ). Доля заработной платы, выплачиваемой в неденежной форме, не должна превышать установленный статьей 131 ТК РФ допустимый размер 20 процентов от начисленной месячной заработной платы. Вместе с тем получение нерезидентом дохода в натуральной форме с превышением установленной доли не является нарушением валютного законодательства Российской Федерации;

2. наличием письменных заявлений работников на выплату заработной платы в натуральной форме. При этом необходимо учитывать, что добровольное волеизъявление работника на выплату заработной платы в неденежной форме, подтверждаемое его письменным заявлением, может быть выражено как при конкретной выплате, так и в течение определенного срока (например, в течение квартала, года). Отсутствие такого письменного заявления может быть основанием для истребования пояснений работников о факте выплаты заработной платы в натуральной форме;

3. наличием в Справках о доходах и суммах налога физического лица кодов вида доходов, применяемых при использовании неденежной формы оплаты труда (2510, 2520 и 2530) <1>.

--------------------------------

<1> Утверждены Приказом ФНС России от 10.09.2015 N ММВ-7-11/387@ "Об утверждении кодов видов доходов и вычетов".

Если указанные выплаты не входят в систему оплаты труда, то вышеперечисленные требования законодательства к документальному оформлению таких выплат не применяются.

В таком случае факт получения работниками-нерезидентами дохода в натуральной форме может подтверждаться:

1. удержанием работодателем с таких доходов налога на доходы физических лиц, а также отражением таких доходов в Справках о доходах и суммах налога физического лица через код 4800 - иные доходы, который, например, можно отнести на доходы, связанные с оплатой питания работников-нерезидентов работодателем-резидентом;

2. наличием договора работодателя-резидента со сторонней организацией, например, на организацию питания работников-нерезидентов;

3. иными документами, подтверждающими передачу товаров (выполнение работ, оказание услуг) в пользу работников - нерезидентов (актами выполненных работ, счетами на оплату, платежными поручениями) и т.д.

Отсутствие какого-либо из вышеуказанных доказательств само по себе не свидетельствует об осуществлении денежных выплат работодателем-резидентом в пользу работников-нерезидентов, минуя счета в уполномоченных банках, в наличной форме. Достаточность указанных доказательств для подтверждения факта выплат в натуральной форме и наличие оснований для привлечения к ответственности за нарушение валютного законодательства в связи с совершением валютных операций, минуя счета в уполномоченных банках, в рамках производства по делу об административном правонарушении определяются должностным лицом налогового органа по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности (статья 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Управлениям ФНС России по субъектам Российской Федерации и межрегиональным инспекциям ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам поручается довести настоящее письмо до нижестоящих налоговых органов.

Действительный

государственный советник

Российской Федерации

2 класса

Ю.В.ШЕПЕЛЕВА

Другие документы по теме
<О внесении изменений в Реестр организаций и лиц, осуществляющих производство, переработку и (или) хранение подконтрольных товаров, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза>
(утв. Минспортом России 16.04.2025, Общероссийской физкультурно-спортивной общественной организацией "Федерация Киокушин России")
(утв. Минспортом России 10.04.2025, Общероссийской общественной организацией "Всероссийская федерация легкой атлетики")
Ошибка на сайте