Рейтинг@Mail.ru

<Письмо> ФНС РФ от 25.03.2009 N ШС-22-3/221@

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО

от 25 марта 2009 г. N ШС-22-3/221@

О ПРИМЕНЕНИИ ЛЬГОТ ПО ЕСН

ОБЩЕСТВЕННЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ ИНВАЛИДОВ

В связи с установлением фактов неправильного применения отдельными налоговыми органами норм статьи 239 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) ФНС России сообщает следующее.

Если в течение налогового периода организация, применяющая налоговую льготу по единому социальному налогу (далее - ЕСН), установленную подпунктом 2 пункта 1 статьи 239 Кодекса, лишилась права на ее применение (например, в апреле численность инвалидов и их законных представителей составила менее 80% от числа членов общественной организации инвалидов), то начиная с месяца (апреля в данном случае), когда это право было утрачено, организация с выплат и иных вознаграждений, начисленных в пользу физических лиц по трудовым, гражданско-правовым и авторским договорам, уплачивает ЕСН в общеустановленном порядке.

При этом необходимо иметь в виду, что организация, утратив возможность на применение льготы по подпункту 2 пункта 1 статьи 239 Кодекса, вправе использовать норму подпункта 1 пункта 1 этой же статьи Кодекса и не облагать ЕСН суммы выплат и иных вознаграждений, начисленных в пользу каждого инвалида I, II или III группы, не превышающих в течение налогового периода 100000 рублей.

Если в текущем налоговом периоде (например, в июле) организация вновь начинает соответствовать условиям, установленным подпунктом 2 пункта 1 статьи 239 Кодекса, льгота к выплатам, начисленным в пользу каждого физического лица, не являющегося инвалидом I, II или III группы, начинает применяться с того месяца налогового периода (в данном случае с июля), когда условия для применения льготы были восстановлены.

Рассмотрим это на условном примере заполнения расчетов авансовых платежей по ЕСН в части, подлежащей уплате в федеральный бюджет, за I квартал, полугодие и 9 месяцев года.

Пример.

В течение I квартала общественная организация инвалидов имела право на применение льготы по подпункту 2 пункта 1 статьи 239 Кодекса.

В апреле месяце она его утратила, а с июля вновь восстановила.

Предположим, что в течение года в данной организации по трудовым договорам работают 10 человек, из них 6 - являются инвалидами III группы. Зарплата каждого физического лица - 20000 руб. ежемесячно.

При таких условиях организация расчет ЕСН в федеральный бюджет и заполнение расчетов авансовых платежей производит в следующем порядке.

Таблица N 1

руб.

Таким образом, в связи с утратой в апреле права на применение льготы по подпункту 2 пункта 1 статьи 239 Кодекса, но, используя с этого же месяца в отношении выплат в пользу инвалидов III группы льготу, установленную подпунктом 1 пункта 1 статьи 239 Кодекса, организация в строке 0400 расчета авансовых платежей по ЕСН за полугодие должна учесть следующие суммы:

- выплаты в пользу 6-и инвалидов III группы за период январь - май в общей сумме 600 000 рублей (20 000 x 5 мес. x 6 чел.), в том числе за январь - март в общей сумме 360 000 рублей (20 000 x 3 мес. x 6 чел.);

- выплаты в пользу 4-х физических лиц, не являющихся инвалидами I, II или III группы, произведенные в I квартале в общей сумме 240 000 рублей (20 000 x 3 мес. x 4 чел.), т.е. до потери права на льготу.

Обращаем внимание, что льгота по 6-ти работникам - инвалидам III группы, установленная статьей 239 Кодекса в отношении выплат в их пользу в сумме 100 000 рублей нарастающим итогом с начала года, использована организацией в полной сумме за период с января по май месяц. Начиная с июня месяца, суммы выплат, превышающие нарастающим итогом с начала года 100 000 рублей по каждому работнику-инвалиду, подлежат налогообложению ЕСН в общеустановленном порядке.

В отношении физических лиц, не являющихся инвалидами I, II или III группы, право на льготу у организации вновь возникло в июле месяце применительно к выплатам в их пользу в размере, не превышающем 100 000 рублей на каждое физическое лицо за период с начала года.

Предельный размер льготируемой суммы выплат у каждого из указанных 4-х физических лиц достиг размера 100 000 руб. нарастающим итогом с начала года в августе месяце. При этом не учтены выплаты за период с апреля по июнь, когда право на применение льготы организацией было утрачено [(20 000 x 8 мес.) - (20 000 x 3 мес.) = 100 000 руб.].

В строке 0410 "Сумма налоговых льгот за последние 3 месяца отчетного периода" расчета авансовых платежей по ЕСН за 9 месяцев подлежит отражению сумма 160 000 рублей по 4-м физическим лицам за июль и август месяцы. При этом в строках 0420 и 0430 за июль и август соответственно значения налоговых льгот отражаются в равных суммах - по 80 000 рублей.

Таблица N 1 является сводом показателей из индивидуальных форм учета, в которых организацией отражаются начисленные выплаты, суммы ЕСН и страховых взносов по каждому физическому лицу.

Применительно к приведенному условному примеру отражение показателей в формах индивидуального учета, которые будут вестись организацией по инвалидам, отличается от такого же учета по физическим лицам, не являющимся инвалидами.

В части отдельных показателей это иллюстрируется нижеследующими таблицами.

По каждому из 6-ти инвалидов:

Таблица N 2

руб.

По каждому из 4-х физических лиц, не являющихся инвалидами:

Таблица N 3

руб.

Управлениям ФНС России по субъектам Российской Федерации довести данное письмо до нижестоящих налоговых органов для применения в работе.

Действительный

государственный советник

Российской Федерации

2 класса

С.Н.ШУЛЬГИН

Другие документы по теме
"О пилотном введении профессиональных стандартов"
"Об установлении рублевых эквивалентов показателей, предусмотренных Указанием Банка России от 01.12.2003 N 1346-У"
"О рассмотрении обращения"
<Об ограничении прав участников государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, не предоставивших согласия на обработку персональных данных>
Ошибка на сайте