Рейтинг@Mail.ru

<Письмо> ФНС России от 24.03.2015 N СА-4-7/4709@

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО

от 24 марта 2015 г. N СА-4-7/4709@

Федеральная налоговая служба в целях организации эффективной работы по реализации налоговыми органами обязанности, установленной подпунктом 2 пункта 2 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), сообщает следующее.

28.06.2013 принят Федеральный закон N 134-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям".

Данным законом внесены изменения в статью 45 Кодекса в той части, которая определяет порядок взыскания задолженности в судебном порядке с зависимых и основных обществ.

1. В целях реализации права на взыскание суммы задолженности налогоплательщика с его основных или зависимых обществ необходимо учитывать, что такое взыскание допускается при наличии следующих общих условий:

- задолженность образовалась по итогам проведенной налоговой проверки;

- задолженность должна числиться за налогоплательщиком более трех месяцев;

- зависимость указанных в подпункте 2 пункта 2 статьи 45 Кодекса организаций устанавливается в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации, либо (с учетом собранных налоговыми органами доказательств) организации могут быть признаны судом иным образом зависимыми при рассмотрении иска налогового органа о взыскании задолженности в порядке подпункта 2 пункта 2 статьи 45 Кодекса.

При определении зависимости указанных организаций в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации следует учитывать, что с 1 сентября 2014 года подпараграф 7 параграфа 2 главы 4 части 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГК РФ) утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 05.05.2014 N 99-ФЗ. С 01.09.2014 из ГК РФ исключены понятия "зависимое хозяйственное общество" и "преобладающее общество". При этом нормы о дочернем и основном хозяйственных обществах в настоящий момент закреплены в статье 67.3 ГК РФ. Кроме того, понятие аффилированных лиц дано в статье 53.2 ГК РФ.

Учитывая, что положения подпункта 2 пункта 2 статьи 45 Кодекса не приведены в соответствие с указанными изменениями в ГК РФ, налоговым органам при подготовке исковых заявлений о взыскании суммы задолженности налогоплательщика с его основных или зависимых обществ следует учитывать, что согласно части 4 статьи 3 Федерального закона N 99-ФЗ законодательные и иные нормативные правовые акты до их приведения в соответствие с изменившимися положениями ГК РФ применяются постольку, поскольку не противоречат последним.

В настоящее время статьей 67.3 ГК РФ установлено, что хозяйственное общество признается дочерним, если другое (основное) хозяйственное товарищество или общество в силу преобладающего участия в его уставном капитале, либо в соответствии с заключенным между ними договором, либо иным образом имеет возможность определять решения, принимаемые таким обществом.

Основные положения о хозяйственных товариществах и обществах определены в статье 66 ГК РФ.

При этом Федеральным законом от 28.06.2013 N 134-ФЗ в подпункт 2 пункта 2 статьи 45 Кодекса внесены изменения, в соответствии с которыми суд вправе признать организации, не подпадающие под вышеуказанное определение, иным образом зависимыми с налогоплательщиком, за которым числится задолженность.

Следует отметить, что законодательством Российской Федерации о налогах и сборах не установлены ограничения в виде возможности взыскания задолженности по налогам лишь с российских основных или зависимых обществ налогоплательщика.

Таким образом, налоговые органы не лишены возможности обратиться в арбитражный суд Российской Федерации с иском о взыскании задолженности налогоплательщика с его иностранного основного или зависимого общества, если подача такого заявления возможна в соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации, международными договорами и с разделом V Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).

2. В подпункте 2 пункта 2 статьи 45 Кодекса также установлены и специальные условия, которые необходимо учитывать при реализации права на взыскание суммы задолженности налогоплательщика с его основных или зависимых обществ.

Обращение взыскания возможно лишь на ту выручку за реализуемые товары (работы, услуги) зависимого или основного общества, которая поступила на банковские счета основных или зависимых обществ.

Взыскание с основных или зависимых обществ возможно только в пределах поступивших сумм выручки за реализуемые товары (работы, услуги) на банковские счета зависимых или основных обществ.

При обращении с исками в порядке подпункта 2 пункта 2 статьи 45 Кодекса необходимо учитывать, что выручка от покупателей продукции зависимого или основного общества может поступать на счета основных или дочерних обществ в порядке каких-либо взаиморасчетов между ними. При этом Кодекс не содержит условия о том, что поступившие на счета основных или дочерних обществ денежные средства должны быть исключительно собственными средствами организации, за которой числится задолженность по налогам. Данная позиция сформирована в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.10.2011 N 4872/11.

Обращение взыскания возможно лишь на те переданные денежные средства или иное имущество зависимого или основного общества, которые были переданы основным или зависимым обществам после того момента, когда организация, за которой числится задолженность, узнала или должна была узнать о назначении выездной налоговой проверки или о начале проведения камеральной налоговой проверки.

Взыскание возможно только в пределах переданных денежных средств и иного имущества, поступивших основным или зависимым обществам от налогоплательщика-должника.

При этом стоимость переданного имущества определяется как остаточная стоимость имущества, отраженная в бухгалтерском учете организации, на момент, когда организация, за которой числится задолженность, узнала или должна была узнать о назначении выездной налоговой проверки или о начале проведения камеральной налоговой проверки.

Возможность обращения в суд с заявлением в порядке подпункта 2 пункта 2 статьи 45 Кодекса не исключает необходимость реализации налоговыми органами процедуры принудительного взыскания задолженности в бесспорном порядке с самого налогоплательщика.

Если налоговым органом в указанных случаях будет установлено, что выручка за реализуемые товары (работы, услуги) поступает на счета нескольких организаций или если с момента, когда организация, за которой числится задолженность, узнала или должна была узнать о назначении выездной налоговой проверки или о начале проведения камеральной налоговой проверки, произошла передача денежных средств, иного имущества нескольким основным (преобладающим, участвующим) обществам (предприятиям), зависимым (дочерним) обществам (предприятиям), взыскание задолженности производится с соответствующих организаций пропорционально доле поступившей им выручки за реализуемые товары (работы, услуги), доле переданных денежных средств, стоимости иного имущества.

Взыскание задолженности по налогам с основных или зависимых обществ возможно и в случае, если налоговым органом будет установлено, что перечисление выручки за реализуемые товары (работы, услуги), передача денежных средств, иного имущества основным или зависимым обществам были произведены через совокупность взаимосвязанных операций, в том числе в случае, если участники указанных операций не являются основными или зависимыми обществами.

3. В целях реализации права на взыскание суммы задолженности налогоплательщика с его основных или зависимых обществ необходимо учитывать, что такое взыскание осуществляется в порядке искового производства.

Из толкования положений подпункта 2 пункта 2 статьи 45 Кодекса следует, что до вступления в силу решения арбитражного суда, в котором суд установит зависимость организаций, а также проверит соблюдение условий для взыскания задолженности, установленных подпунктом 2 пункта 2 статьи 45 Кодекса, у основного или зависимого общества будут отсутствовать обязательства перед бюджетом по долгам налогоплательщика-должника.

Исходя из этого, положения главы 26 АПК РФ по искам, поданным в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 45 Кодекса, не применяются, и требование об уплате взыскиваемой суммы в добровольном порядке, предусмотренное частью 2 статьи 213 АПК РФ, не направляется.

Следует отметить, что признание банкротом налогоплательщика-должника не может влиять на применение подпункта 2 пункта 2 статьи 45 Кодекса в отношении зависимого и/или основного общества налогоплательщика-должника.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 26.10.2012 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон N 127-ФЗ) несостоятельность (банкротство) это признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей. При этом согласно положениям статьи 1 Закона N 127-ФЗ данный закон устанавливает основания для признания должника несостоятельным (банкротом), регулирует порядок и условия осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства), порядок и условия проведения процедур, применяемых в деле о банкротстве, и иные отношения, возникающие при неспособности должника удовлетворить в полном объеме требования кредиторов.

Как следует из указанных положений Закона N 127-ФЗ, объявление должника банкротом не является отдельной процедурой взыскания, а устанавливает статус должника - как неспособного рассчитаться по своим долгам, в связи с чем взыскание сумм задолженности с зависимого и/или основного общества налогоплательщика-должника в порядке подпункта 2 пункта 2 статьи 45 Кодекса в случае признания банкротом самого налогоплательщика-должника не противоречит положениям Закона N 127-ФЗ, даже если сумма задолженности полностью включена в реестр требований кредиторов в деле о банкротстве налогоплательщика-должника.

В случае удовлетворения судом требований налогового органа, заявленных в порядке подпункта 2 пункта 2 статьи 45 Кодекса, сумма денежных средств, подлежащая взысканию на основании вступившего в законную силу решения суда с зависимого или основного общества, исключается из реестра требований кредиторов в деле о банкротстве налогоплательщика-должника, поскольку в таком случае сумма задолженности налогоплательщика-должника фактически трансформируется в новую задолженность - задолженность зависимого и/или основного общества. Взыскание этой суммы задолженности с нового должника (зависимого и/или основного общества налогоплательщика) должно осуществляться с использованием всех мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Таким образом, налоговые органы при обращении в арбитражные суды с исками о взыскании задолженности в порядке подпункта 2 пункта 2 статьи 45 Кодекса должны обеспечить представление в суд доказательств, подтверждающих основания для взыскания задолженности налогоплательщика с его основных или зависимых обществ.

При анализе документов, представленных налогоплательщиком и имеющихся у налогового органа, необходимо выявлять договорные и иные обязательства налогоплательщика как с зависимыми или основными обществами, так и с независимыми контрагентами, с учетом того, что изменение таких обязательств в будущем может быть использовано налогоплательщиком в целях уклонения от исполнения обязанности по уплате налогов и будет являться основанием для обращения в суд в порядке подпункта 2 пункта 2 статьи 45 Кодекса.

Для сбора доказательств в обеспечение процедуры взыскания задолженности налогоплательщика с его основных или зависимых обществ налоговые органы в частности осуществляют следующие мероприятия:

- анализ регистрационных документов налогоплательщика и информационных ресурсов с целью выявления актуальной информации о наличии либо отсутствии дочерних и основных обществ;

- анализ информации, полученной в ходе проведения налоговой проверки, по результатам которой образовалась задолженность, а также иных мероприятий налогового контроля с целью установления организаций, которые могут быть признаны зависимыми с налогоплательщиком-должником в судебном порядке, а также выявления хозяйственных операций налогоплательщика-должника, суммы выручки за которые могли поступать на расчетные счета дочерних и основных обществ, а также зависимых с налогоплательщиком-должником;

- анализ выписок по расчетным счетам в банках налогоплательщика-должника, его дочерних и основных обществ, а также организаций, которые могут быть признаны зависимыми с налогоплательщиком-должником в судебном порядке (включая период с момента, когда налогоплательщик узнал о проведении в отношении него налоговой проверки) с целью установления обстоятельств передачи денежных средств и (или) поступления выручки за реализуемые товары (работы, услуги) налогоплательщика-должника на счета его основных и (или) дочерних обществ;

- анализ регистров бухгалтерского и налогового учета налогоплательщика, а также иных документов с целью установления фактов и обстоятельств уменьшения его активов;

- направление запросов в соответствующие государственные органы с целью установления собственников имущества, ранее принадлежавшего налогоплательщику-должнику (в случае если переход права собственности подлежит государственной регистрации);

- истребование необходимой информации и осуществление допросов должностных лиц налогоплательщика-должника, его основных и дочерних обществ, а также его контрагентов с целью установления обстоятельств перечисления выручки за реализуемые товары (работы, услуги) на счета зависимых и (или) основных обществ;

- анализ текущей деятельности налогоплательщика-должника с целью установления обстоятельств, свидетельствующих о продолжении производственной или иной деятельности при отсутствии активов и денежных операций по счетам в банках;

- анализ деятельности основных контрагентов налогоплательщика-должника с целью выявления обстоятельств заключения характерных договоров с иными лицами, которые могут быть признаны зависимыми с налогоплательщиком-должником.

С целью обеспечения эффективности взыскания задолженности в порядке, установленном подпунктом 2 пункта 2 статьи 45 Кодекса, и поступления денежных средств в бюджет, налоговым органам необходимо установить объем выручки за реализуемые товары (работы, услуги), поступивший основным или зависимым обществам, а также иное поступившее имущество от налогоплательщика-должника.

Кроме того, налоговые органы устанавливают фактическое состояние расчетов с бюджетом и активов зависимых и (или) основных обществ на дату обращения в суд с иском в порядке подпункта 2 пункта 2 статьи 45 Кодекса, с целью обеспечения эффективного взыскания задолженности налогоплательщика-должника с его основных или зависимых обществ.

Одновременно с иском налоговые органы направляют в суд ходатайство о принятии обеспечительных мер с приложением всех документов и сведений о передаче денежных средств, иного имущества или о перечислении выручки за реализуемые товары (работы, услуги) на счета зависимых и (или) основных обществ.

4. Налоговые органы обязаны обеспечить своевременную подачу исковых заявлений в суд.

Проекты исковых заявлений согласовываются в порядке, предусмотренном пунктом 6 приказа ФНС России от 09.02.2011 N ММВ-7-7/147@ "Об организации работы по представлению интересов налоговых органов в судах".

Проекты исковых заявлений в суд направляются на согласование в срок, не превышающий 1 месяца с момента выявления оснований, указанных в подпункте 2 пункта 2 статьи 45 Кодекса.

Несогласованные заявления в арбитражный суд не направляются.

Налоговым органам на основании настоящего письма в срок до 31.03.2015 необходимо разработать регламенты по реализации полномочий, предусмотренных подпунктом 2 пункта 2 статьи 45 Кодекса, и внести соответствующие изменения в положения о правовых (юридических) отделах, а также в должностные инструкции их сотрудников.

В целях эффективной реализации полномочий, предусмотренных подпунктом 2 пункта 2 статьи 45 Кодекса, Федеральная налоговая служба поручает начальникам (исполняющим обязанности начальника) межрегиональных ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам и руководителям (исполняющим обязанности руководителя) управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации обеспечить выполнение положений настоящего письма.

Действительный

государственный советник

Российской Федерации

2 класса

С.А.АРАКЕЛОВ

Другие документы по теме
"О направлении информации"
"Разъяснения по вопросу приостановления операций по счетам налогоплательщика за непредставление налоговых деклараций по налогу на имущество организаций"
"О порядке закрытия паспорта сделки"
Ошибка на сайте