<Письмо> ФНС России от 20.02.2025 N КЧ-4-8/1702@
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА
ПИСЬМО
от 20 февраля 2025 г. N КЧ-4-8/1702@
О НАПРАВЛЕНИИ РАЗЪЯСНЕНИЙ О ПОРЯДКЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ЕНП
ФНС России в дополнение к письму от 05.12.2024 N КЧ-4-8/13806@ "О направлении разъяснений о порядке распределения ЕНП" сообщает следующее.
В целях обеспечения правильности учета налоговых платежей, в соответствии с пунктом 15 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации, поручение на перечисление суммы денежных средств в счет исполнения обязанности по уплате налогов, авансовых платежей, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов заполняется в соответствии с правилами, установленными Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации.
Правила указания информации в реквизитах распоряжений о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации (далее - Правила) утверждены Приказом Минфина России от 12.11.2013 N 107н.
В соответствии с пунктом 4.4 приложения N 2 Правил при перечислении платежей, обязанность по уплате которых установлена Налоговым кодексом Российской Федерации в реквизите "104" расчетного документа указывается КБК, предназначенный для перечисления денежных средств в качестве единого налогового платежа.
Положения, позволяющие указывать КБК конкретного налога в расчетном документе при представлении поручения как уведомления об исчисленных суммах налогов, сборов, авансовых платежей по налогам, страховых взносов (далее - Уведомления), установленные Федеральным законом от 14.07.2022 N 263-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации" утратили силу с 01.01.2024.
В этой связи, указание в реквизите "104" КБК отличного от КБК единого налогового платежа при перечислении платежей, обязанность по уплате которых установлена Налоговым кодексом Российской Федерации, недопустимо.
Принадлежность сумм денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве единого налогового платежа, определяется налоговыми органами в строгом соответствии с нормами п. 8 ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) на основании учтенной на едином налоговом счете налогоплательщика суммы его совокупной обязанности.
Исключение составляют только налогоплательщики, находящиеся в процедуре банкротства. В данном случае распределение единого налогового платежа осуществляется в соответствии с соблюдением очередности погашения требований кредиторов, установленных статьей 134 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".
Других исключений в определении принадлежности сумм денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве единого налогового платежа, нет.
В соответствии с Правилами в реквизите "24" (назначение платежа) указывается дополнительная информация, необходимая для идентификации назначения платежа. Обращается внимание, что поле "24" является текстовым и не участвует в обработке при определении принадлежности платежа органом Федерального казначейства.
В этой связи, при перечислении денежных средств в качестве единого налогового платежа данное поле не требует заполнения.
Принимая во внимание изложенное, несоблюдение законодательства Российской Федерации, в том числе положений Приказа Минфина России N 107н влечет за собой ситуации, при которых плательщики, указывают в платежных документах КБК конкретного налога, а Федеральное казначейство в соответствии с пунктом 17 Приказа Минфина России от 15.11.2024 N 172н "Об утверждении Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему РФ и их распределения между бюджетами бюджетной системы РФ" (ранее Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 29.12.2022 N 198н) зачисляют денежные средства на ЕНП, недопустимо.
Действительный
государственный советник
Российской Федерации
2 класса
К.Н.ЧЕКМЫШЕВ