Платежное поручение — это документ, который используют для перевода средств с расчетного счета организации ее контрагентам для оплаты товаров, работ и услуг. Его же заполняют для перечисления в бюджет сумм, которые входят или не входят в единый налоговый платеж. В течение 2024 года платежкой можно заменить и уведомления об исчисленных суммах налогов (сборов, взносов, авансовых платежей).
<Письмо> ФНС России от 11.07.2016 N ГД-4-8/12408
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА
ПИСЬМО
от 11 июля 2016 г. N ГД-4-8/12408
Федеральная налоговая служба направляет для сведения и использования в работе правовую позицию Верховного Суда Российской Федерации, выраженную в определении от 21.03.2016 N 307-КГ16-960, а также письмо Министерства финансов Российской Федерации от 17.05.2016 N 03-02-07/2/28207 по вопросу очередности списания пени по поручениям налогового органа на списание и перечисление денежных средств со счетов налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), а также поручениям налогового органа на перевод электронных денежных средств налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) в бюджетную систему Российской Федерации.
Соответствующая информация о необходимости доработки программного обеспечения налоговых органов доведена до АО "ГНИВЦ", о сроках реализации будет сообщено дополнительно.
Довести вышеуказанную информацию до подведомственных налоговых органов.
Действительный
государственный советник
Российской Федерации
3 класса
Д.Ю.ГРИГОРЕНКО
Приложение
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 17 мая 2016 г. N 03-02-07/2/28207
Министерство финансов Российской Федерации рассмотрело обращение и сообщает следующее.
Согласно пункту 1 статьи 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации Минфин России дает письменные разъяснения по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.
Минфин России не уполномочен давать разъяснения по вопросам применения Гражданского кодекса Российской Федерации.
Вместе с тем поддерживается правовая позиция Верховного Суда Российской Федерации, выраженная в определении от 21.03.2016 N 307-КГ16-960, согласно которой из содержания пункта 2 статьи 855 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что очередность списания средств в уплату налогов зависит от того, списываются ли они в добровольном или принудительном порядке. При этом пунктами 1, 8 статьи 45 и пунктами 1, 8 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что обязанность по уплате налогов и пеней исполняется налогоплательщиком либо самостоятельно, либо в принудительном порядке по решению налогового органа путем обращения взыскания на денежные средства на банковских счетах, а также на электронные денежные средства этого налогоплательщика. Из приведенных норм права следует, что платежи в бюджет, осуществляемые по поручениям налоговых органов (то есть в принудительном порядке), подлежат исполнению банком в третью очередь, а платежи по налоговым обязательствам, производимые на основании платежных распоряжений налогоплательщика, - в пятую очередь.
Учитывая изложенное, Минфин России рекомендует при взыскании налоговыми органами налогов, сборов, пеней за счет денежных средств на счетах налогоплательщиков, а также за счет их электронных денежных средств руководствоваться указанной позицией Верховного Суда Российской Федерации.
И.В.ТРУНИН