<Письмо> ФНС России от 17.01.2018 N БС-4-21/640@
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА
ПИСЬМО
от 17 января 2018 г. N БС-4-21/640@
ОБ ОСНОВАНИЯХ
ПРИМЕНЕНИЯ НАЛОГОВОГО ВЫЧЕТА ПО ЗЕМЕЛЬНОМУ НАЛОГУ
В целях применения положений Федерального закона от 28.12.2017 N 436-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 436-ФЗ), касающихся налогового вычета по земельному налогу (далее - вычет), направляем для использования в работе письмо Минфина России от 16.01.2018 N 03-05-04-02/1391 (прилагается).
Исходя из разъяснений Минфина России при взаимодействии с налогоплательщиками по вопросам применения вычета (в т.ч. в рамках мероприятий, предусмотренных письмом ФНС России от 10.01.2018 N БС-4-21/64@ "О проведении в 2018 году публичной информационной кампании по информированию о налоговых льготах при налогообложении имущества физических лиц") полагаем возможным учитывать следующее:
1) согласно абз. 1 п. 6.1 ст. 391 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), вычет применяется в отношении одного земельного участка по выбору налогоплательщика. Для целей применения вычета Уведомление о выбранном земельном участке (далее - Уведомление) может быть представлено налогоплательщиком в налоговый орган по своему выбору. При непредставлении Уведомления вычет предоставляется в отношении одного земельного участка с максимально исчисленной суммой земельного налога.
Таким образом, для применения вычета представление Уведомления не требуется и осуществляется исключительно по волеизъявлению налогоплательщика;
2) для категорий налогоплательщиков - физических лиц, указанных в п. 5 ст. 391 НК РФ (далее - налогоплательщики), не требуется дополнительно представлять заявление о предоставлении налоговой льготы в виде вычета, предусмотренное п. 10 ст. 396 НК РФ, если у налогового органа имеются документированные сведения, позволяющие подтвердить право налогоплательщика на налоговую льготу в виде вычета. Например, ранее налогоплательщикам предоставлены и применялись налоговым органом налоговые льготы по земельному налогу в виде уменьшения налоговой базы на не облагаемую налогом сумму в соответствии с п. 5 ст. 391 НК РФ (в редакции до вступления в силу Закона N 436-ФЗ), по налогу на имущество физических лиц (в т.ч. на основании подп. 1 - 3, 4, 6, 8, 10, 12 п. 1 ст. 407 НК РФ) и (или) налоговые льготы при налогообложении имущества в соответствии с законами субъектов Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
Доведите настоящие разъяснения до нижестоящих налоговых органов в целях администрирования земельного налога, проведения информационно-разъяснительной работы и взаимодействия с налогоплательщиками.
Действительный
государственный Советник
Российской Федерации
2 класса
С.Л.БОНДАРЧУК
Приложение
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 16 января 2018 г. N 03-05-04-02/1391
В Департаменте налоговой и таможенной политики рассмотрено письмо по вопросу о предоставлении налоговой льготы по земельному налогу в виде налогового вычета и сообщается следующее.
Федеральным законом от 28 декабря 2017 г. N 436-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации (далее - Федеральный закон N 436-ФЗ) в главу 31 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) внесены изменения, предусматривающие увеличение размера налогового вычета по земельному налогу, расширение перечня категорий граждан, имеющих право на такой налоговый вычет, а также изменение порядка предоставления налогового вычета.
Так, в соответствии с пунктом 5 статьи 391 Налогового кодекса налоговая база по земельному налогу уменьшается на величину кадастровой стоимости 600 кв. метров площади земельного участка, находящегося в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении налогоплательщиков - физических лиц, относящихся к одной из категорий, указанных в настоящем пункте.
Перечень категорий граждан, имеющих право на указанный налоговый вычет, дополнен такой категорией как пенсионеры, получающие пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством, а также лица, достигшие возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины), которым в соответствии с законодательством Российской Федерации выплачивается ежемесячное пожизненное содержание.
На основании пункта 10 статьи 396 Налогового кодекса налогоплательщики - физические лица, имеющие право на налоговую льготу по земельному налогу в виде налогового вычета, представляют в налоговый орган по своему выбору заявление о предоставлении налоговой льготы, а также вправе представить документы, подтверждающие право налогоплательщика на налоговую льготу.
Согласно пункту 6.1 статьи 391 Налогового кодекса налоговый вычет предоставляется в отношении одного земельного участка по выбору налогоплательщика. Уведомление о выбранном земельном участке может быть представлено налогоплательщиком в налоговый орган по своему выбору. При непредставлении такого уведомления налоговый вычет предоставляется в отношении земельного участка с максимально исчисленной суммой земельного налога.
По мнению Департамента, налогоплательщики - физические лица, которым предоставлялись налоговые льготы по земельному налогу в виде уменьшения налоговой базы на не облагаемую налогом сумму в соответствии с пунктом 5 статьи 391 Налогового кодекса (в редакции, действовавшей до вступления в силу Федерального закона N 436-ФЗ) и (или) налоговые льготы по земельному налогу в соответствии с нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), вправе не представлять повторно заявление о предоставлении налоговой льготы по земельному налогу.
Кроме того, в случае, если налогоплательщиком - физическим лицом, имеющим право на налоговую льготу по земельному налогу в виде налогового вычета, не представлено заявление о предоставлении налоговой льготы, полагаем возможным в целях снижения административной нагрузки на налогоплательщиков осуществлять предоставление такой налоговой льготы по решению налогового органа на основании имеющихся у налогового органа документированных сведений, позволяющих подтвердить право такого налогоплательщика на налоговую льготу по земельному налогу.
Директор Департамента
А.В.САЗАНОВ