<Письмо> ФФОМС от 21.10.2009 N 5225/30-5/и
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ФОНД ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ
ПИСЬМО
от 21 октября 2009 г. N 5225/30-5/и
О НАПРАВЛЕНИИ РЕКОМЕНДАЦИЙ
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования направляет для сведения и использования в работе Приказ ФОМС от 8 мая 2009 г. N 98 "Об утверждении Рекомендаций "Об обеспечении информированности населения о правах при получении медицинской помощи в условиях ОМС" (далее - Рекомендации).
Приказ Федерального фонда обязательного медицинского страхования в соответствии с письмом Министерства юстиции Российской Федерации от 19 октября 2009 г. N 01/13216-ДК признан не подлежащим представлению на государственную регистрацию как акт рекомендательного характера.
Настоящие Рекомендации разработаны в целях реализации Приказов ФОМС от 26 мая 2008 г. N 111 "Об организации контроля объемов и качества медицинской помощи при осуществлении обязательного медицинского страхования" и от 14 августа 2008 г. N 175 "Об утверждении формы ведомственного статистического наблюдения N ПГ и инструкции по ее заполнению", определяющих методологические подходы к организации работы ТФОМС и СМО по обеспечению информированности населения о правах в области охраны здоровья и отражающих наиболее эффективные формы информирования граждан для последующего изучения и применения опыта субъектов Российской Федерации.
Подходы к обеспечению информированности граждан об их правах при получении медицинской помощи даны в прилагаемом информационном письме.
Председатель
А.В.ЮРИН
Приложение
ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО
ПО РЕАЛИЗАЦИИ РЕКОМЕНДАЦИЙ "ОБ ОБЕСПЕЧЕНИИ
ИНФОРМИРОВАННОСТИ НАСЕЛЕНИЯ О ПРАВАХ ПРИ ПОЛУЧЕНИИ
МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ В УСЛОВИЯХ ОМС", УТВЕРЖДЕННЫХ
ПРИКАЗОМ ФОМС ОТ 08.05.2009 N 98
ФОМС рекомендует использовать в работе территориальных фондов обязательного медицинского страхования (далее - ТФОМС) и страховых медицинских организаций (далее - СМО) следующие подходы к обеспечению информированности граждан об их правах при получении медицинской помощи, регламентированные основными нормативными правовыми актами.
Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 N 5487-1 (далее - Основы) определено, что граждане имеют право на регулярное получение достоверной и своевременной информации о факторах, способствующих сохранению здоровья или оказывающих на него вредное влияние, включая общедоступную информацию о санитарно-эпидемиологическом благополучии района проживания, рациональных нормах питания, о продукции, работах, услугах, их соответствии санитарным нормам и правилам, о других факторах. Эта информация предоставляется органами государственной власти и органами местного самоуправления в соответствии с их полномочиями через средства массовой информации или непосредственно гражданам (статья 19).
В соответствии со статьей 31 Основ каждый гражданин имеет право в доступной для него форме получить имеющуюся информацию о состоянии своего здоровья, включая сведения о результатах обследования, наличии заболевания, его диагнозе и прогнозе, методах лечения, связанном с ними риске, возможных вариантах медицинского вмешательства, их последствиях и результатах проведенного лечения.
При обращении за медицинской помощью и ее получении пациент имеет право на сохранение в тайне информации о факте обращения за медицинской помощью, о состоянии здоровья, диагнозе и иных сведений, полученных при его обследовании и лечении.
В соответствии со статьей 61 Основ информация о факте обращения за медицинской помощью, состоянии здоровья гражданина, диагнозе его заболевания и иные сведения, полученные при его обследовании и лечении, составляют врачебную тайну. Гражданину должна быть подтверждена гарантия конфиденциальности передаваемых им сведений.
С согласия гражданина или его законного представителя допускается передача сведений, составляющих врачебную тайну, другим гражданам, в том числе должностным лицам, в интересах обследования и лечения пациента, для проведения научных исследований, публикации в научной литературе, использования этих сведений в учебном процессе и в иных целях.
Предоставление сведений, составляющих врачебную тайну, без согласия гражданина или его законного представителя допускается:
1) в целях обследования и лечения гражданина, не способного из-за своего состояния выразить свою волю;
2) при угрозе распространения инфекционных заболеваний, массовых отравлений и поражений;
3) по запросу органов дознания и следствия и суда в связи с проведением расследования или судебным разбирательством;
4) в случае оказания помощи несовершеннолетнему в возрасте, установленном частью второй статьи 24 Основ, для информирования его родителей или законных представителей;
5) при наличии оснований, позволяющих полагать, что вред здоровью гражданина причинен в результате противоправных действий;
6) в целях проведения военно-врачебной экспертизы в порядке, установленном положением о военно-врачебной экспертизе, утверждаемым Правительством Российской Федерации.
Лица, которым в установленном законом порядке переданы сведения, составляющие врачебную тайну, наравне с медицинскими и фармацевтическими работниками с учетом причиненного гражданину ущерба несут за разглашение врачебной тайны дисциплинарную, административную или уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации.
Основным документом, обеспечивающим защиту прав и свобод человека и гражданина при обработке его персональных данных, в том числе защиту прав на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, является Федеральный закон от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ "О персональных данных".
Согласно Федеральному закону от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" гражданин (физическое лицо) имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, информации, непосредственно затрагивающей его права и свободы.
ТФОМС, созданные в соответствии с Законом Российской Федерации от 28 июня 1991 г. N 1499-1 "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" (далее - Закон), реализуют государственную политику в области обязательного медицинского страхования, ведут базы данных и иные информационные ресурсы в сфере обязательного медицинского страхования граждан, обязанность защищать интересы застрахованных возложена на СМО.
В соответствии с Положением о территориальном фонде обязательного медицинского страхования, утвержденным Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24 февраля 1993 г. N 4543-1 (далее - Положение), задачами ТФОМС являются обеспечение прав граждан в системе ОМС и достижение социальной справедливости и равенства всех граждан в системе ОМС.
Проведение разъяснительной работы по вопросам, относящимся к компетенции территориальных фондов ОМС, является одной из функций ТФОМС, определенных Положением.
В соответствии с Приказом ФОМС от 26.05.2008 N 111 "Об организации контроля объемов и качества медицинской помощи при осуществлении обязательного медицинского страхования" ТФОМС и СМО могут осуществлять информирование застрахованных граждан об их правах на получение медицинской помощи гарантированного объема и качества в системе ОМС.
При этом расходы по обеспечению информированности граждан о правах в системе ОМС предусматриваются в смете расходов территориальных фондов ОМС и СМО.
Примерная форма памятки для информирования территориальными фондами ОМС и страховыми медицинскими организациями граждан об их правах при получении медицинской помощи дана в приложении к информационному письму.
Приложение
к Информационному письму
ПРИМЕРНАЯ ФОРМА ПАМЯТКИ
ДЛЯ ГРАЖДАН, ЗАСТРАХОВАННЫХ ПО ОМС, ПРИ ПОЛУЧЕНИИ
МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ
1. В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
2. Право граждан на бесплатную медицинскую помощь в государственной и муниципальной системах здравоохранения в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, право на гарантированный объем бесплатной медицинской помощи, предоставляемой в соответствии с Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, устанавливается статьями 20, 20.1 Основ.
3. Право граждан на обязательное медицинское страхование - статьи 1, 6 Закона.
4. Право граждан на выбор страховой медицинской организации - статья 6 Закона.
5. Право граждан на выбор лечебно-профилактического учреждения - статья 30 Основ и статья 6 Закона.
6. Право граждан на выбор врача, в том числе врача общей практики (семейного врача) и лечащего врача - статья 30 Основ и статья 6 Закона.
7. Право граждан на возмещение ущерба в случае причинения вреда его здоровью при оказании медицинской помощи - статья 220 Трудового кодекса Российской Федерации; статьи 30, 66, 67, 68 Основ; статья 6 Закона и статья 45 Федерального закона от 22 июня 1998 г. N 86-ФЗ "О лекарственных средствах".
8. Право граждан на проведение экспертизы - раздел IX Основ,
в том числе независимой медицинской экспертизы - статья 53 Основ.
9. Право граждан на обжалование действий государственных органов и должностных лиц, ущемляющих права и свободы граждан в области охраны здоровья, - статья 69 Основ.
10. Право граждан на получение информации - статьи 19, 31 Основ.
11. Право граждан на врачебную тайну - статья 61 Основ.
12. Право граждан, застрахованных по ОМС, при получении медицинской помощи на защиту своих персональных данных - статья 17 Закона о персональных данных.
13. Право граждан на обжалование действий или бездействий оператора, осуществляющего обработку его персональных данных, - статья 17 Закон о персональных данных.
14. На граждан, получающих медицинскую помощь в рамках системы ОМС, распространяются также права пациента, гарантируемые статьями 30, 31, 32, 33, 34, 61 Основ.
В соответствии со статьей 30 Основ при обращении за медицинской помощью и ее получении пациент имеет право на:
1) уважительное и гуманное отношение со стороны медицинского и обслуживающего персонала;
2) выбор врача, в том числе семейного и лечащего врача, с учетом его согласия, а также выбор лечебно-профилактического учреждения в соответствии с договорами обязательного и добровольного медицинского страхования;
3) обследование, лечение и содержание в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям;
4) проведение по его просьбе консилиума и консультаций других специалистов;
5) облегчение боли, связанной с заболеванием и (или) медицинским вмешательством, доступными способами и средствами;
6) сохранение в тайне информации о факте обращения за медицинской помощью, о состоянии здоровья, диагнозе и иных сведений, полученных при его обследовании и лечении, в соответствии со статьей 61 Основ;
7) информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство в соответствии со статьей 32 Основ;
8) отказ от медицинского вмешательства в соответствии со статьей 33 Основ;
9) получение информации о своих правах и обязанностях и состоянии своего здоровья в соответствии со статьей 31 Основ, а также на выбор лиц, которым в интересах пациента может быть передана информация о состоянии его здоровья;
10) получение медицинских и иных услуг в рамках программ добровольного медицинского страхования;
11) возмещение ущерба в соответствии со статьей 68 Основ в случае причинения вреда его здоровью при оказании медицинской помощи;
12) допуск к нему адвоката или иного законного представителя для защиты его прав;
13) допуск к нему священнослужителя, а в больничном учреждении на предоставление условий для отправления религиозных обрядов, в том числе на предоставление отдельного помещения, если это не нарушает внутренний распорядок больничного учреждения.
В случае нарушения прав пациента он может обращаться с жалобой непосредственно к руководителю или иному должностному лицу лечебно-профилактического учреждения, в котором ему оказывается медицинская помощь, в соответствующие профессиональные медицинские ассоциации и лицензионные комиссии либо в суд.
15. Согласно части 3 статьи 17 Конституции Российской Федерации осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.