<Письмо> ФАС России от 02.10.2024 N КТ/89031-ПР/24
ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПИСЬМО
от 2 октября 2024 г. N КТ/89031-ПР/24
О РАССМОТРЕНИИ ОБРАЩЕНИЯ
ФАС России, рассмотрев обращение, сообщает следующее в рамках своей компетенции.
По вопросу нелегального размещения сетей электросвязи на объектах инфраструктуры сообщаем, что условия и порядок доступа к инфраструктуре регламентированы Правилами недискриминационного доступа к инфраструктуре для размещения сетей электросвязи, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22.11.2022 N 2106 (далее - Правила), согласно которым в соответствии с пунктом 19 предоставление доступа к инфраструктуре осуществляется на основании договора.
Правоотношения, связанные с предоставлением одной стороной в пользование за плату другой стороне мест на опорах ЛЭП для совместной подвески кабелей, рекламных конструкций и иных объектов, в соответствии с которым собственник линии за плату предоставляет доступ иным лицам к принадлежащему ему имуществу для совместного пользования этим имуществом, по своей правовой природе подлежат регулированию нормами главы 39 Гражданского кодекса Российской Федерации (возмездное оказание услуг).
Таким образом, отношения между собственником инфраструктуры и оператором связи являются гражданско-правовыми и регулируются нормами Гражданского кодекса Российской Федерации, Правилами и условиями договора.
Защита прав собственника от нарушений, не связанных с лишением владения, регламентирована главой 20 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Возмещение неосновательного обогащения, возникшего в результате бездоговорного пользования имуществом, регламентировано главой 60 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Таким образом, действующим законодательством предусмотрен общий порядок защиты прав хозяйствующих субъектов и возмещения неосновательного обогащения вследствие бездоговорного пользования имуществом.
В соответствии со статьей 304 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Таким образом, в случае самовольного размещения пользователем инфраструктуры средств (линий) связи на объектах инфраструктуры собственник инфраструктуры вправе в порядке, установленном гражданским и процессуальным законодательством, обратиться в суд, арбитражный суд или третейский суд с негаторным иском об устранении нарушения его права.
В части роста тарифов на услуги по предоставлению доступа к инфраструктуре для размещения сетей электросвязи ФАС России сообщает, что обращение не содержит сведений о лице, в отношении которого подано заявление, а также документов, свидетельствующих о признаках нарушения антимонопольного законодательства, в связи с чем у ФАС России отсутствует возможность рассмотреть обстоятельства, указанные в обращении, по существу.
По вопросу изменения единицы тарификации услуги по предоставлению доступа к инфраструктуре для размещения сетей электросвязи с опоры ВЛ на кабель ВОЛС сообщаем, что в настоящее время ФАС России проводится проверка указанных действий на предмет соответствия требованиям антимонопольного законодательства.
В части включения в состав тарифов на предоставление доступа к инфраструктуре затрат по переносу сетей электросвязи вследствие капитального ремонта объектов инфраструктуры сообщаем, что согласно пункту 38 Правил, цены (тарифы) на предоставление доступа к инфраструктуре для размещения сетей электросвязи устанавливаются владельцем инфраструктуры.
Пунктом 39 Правил установлено, что цены (тарифы) на предоставление доступа к инфраструктуре для размещения сетей электросвязи устанавливаются в российских рублях на уровне, обеспечивающем возмещение экономически обоснованных расходов владельцев инфраструктуры на предоставление доступа к инфраструктуре и получение необходимой прибыли владельцами инфраструктуры.
При установлении цен (тарифов) на предоставление доступа к инфраструктуре для размещения сетей электросвязи могут учитываться в том числе расходы владельцев инфраструктуры на проведение работ, связанных с модернизацией, реконструкцией, переустройством объектов инфраструктуры, работ, связанных с переносом, переустройством сетей электросвязи вследствие капитального ремонта, модернизации, реконструкции, переустройства объектов инфраструктуры, а также в случаях, предусмотренных пунктом 34 настоящих Правил.
Включение в состав цен (тарифов) на предоставление доступа к инфраструктуре для размещения сетей электросвязи расходов, обусловленных или связанных с проведением работ по ремонту, модернизации, реконструкции, замене объектов инфраструктуры или их части, допускается в случае, если в соответствии с договором ответственность за проведение таких работ возлагается на владельца инфраструктуры.
На основании изложенного, возможность включения в состав тарифов на оказание услуг по предоставлению доступа к инфраструктуре для размещения сетей электросвязи затрат, связанных с переносом, переустройством сетей электросвязи вследствие капитального ремонта, модернизации, реконструкции, переустройства объектов инфраструктуры при условии, если такая обязанность возложена на владельца инфраструктуры договором, прямо предусмотрена действующим законодательством.
К.М.ТАУКЕНОВА