Рейтинг@Mail.ru

<Письмо> Банка России от 27.07.2004 N 88-Т

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 27 июля 2004 г. N 88-Т

О ПРИМЕНЕНИИ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ

БАНКА РОССИИ УКАЗАНИЯ БАНКА РОССИИ ОТ 16.01.2004

N 1379-У "ОБ ОЦЕНКЕ ФИНАНСОВОЙ УСТОЙЧИВОСТИ БАНКА

В ЦЕЛЯХ ПРИЗНАНИЯ ЕЕ ДОСТАТОЧНОЙ ДЛЯ УЧАСТИЯ

В СИСТЕМЕ СТРАХОВАНИЯ ВКЛАДОВ"

Направляются для использования в работе Методические рекомендации о применении территориальными учреждениями Банка России Указания Банка России от 16.01.2004 N 1379-У "Об оценке финансовой устойчивости банка в целях признания ее достаточной для участия в системе страхования вкладов" в части оценки показателей прозрачности структуры собственности банка.

Первый заместитель

Председателя Банка России

А.А.КОЗЛОВ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

О ПРИМЕНЕНИИ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ

БАНКА РОССИИ УКАЗАНИЯ БАНКА РОССИИ ОТ 16.01.2004

N 1379-У "ОБ ОЦЕНКЕ ФИНАНСОВОЙ УСТОЙЧИВОСТИ БАНКА

В ЦЕЛЯХ ПРИЗНАНИЯ ЕЕ ДОСТАТОЧНОЙ ДЛЯ УЧАСТИЯ В СИСТЕМЕ

СТРАХОВАНИЯ ВКЛАДОВ" В ЧАСТИ ОЦЕНКИ ПОКАЗАТЕЛЕЙ

ПРОЗРАЧНОСТИ СТРУКТУРЫ СОБСТВЕННОСТИ БАНКА

1. В таблице 3 Приложения 3 (далее - таблица 3) к Положению Банка России от 16.01.2004 N 248-П "О порядке рассмотрения Банком России ходатайства банка о вынесении Банком России заключения о соответствии банка требованиям к участию в системе страхования вкладов" (зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 23 января 2004 года N 5484, "Вестник Банка России" 27 января 2004 года N 5) (далее - Положение N 248-П) применительно к показателям прозрачности структуры собственности банка рекомендуется по каждому показателю (независимо от того, положительная оценка или отрицательная) указывать основания, по которым вынесена оценка, в соответствии с приложением 3 к Указанию Банка России от 16.01.2004 N 1379-У "Об оценке финансовой устойчивости банка в целях признания ее достаточной для участия в системе страхования вкладов", зарегистрированному в Министерстве юстиции Российской Федерации 23 января 2004 года N 5485 ("Вестник Банка России" 27 января 2004 года N 5) (далее - приложение 3 к Указанию N 1379-У).

Информацию, на основании которой принято решение о присвоении оценки показателю прозрачности структуры собственности банка, в соответствии со ссылкой 4 к таблице 3 рекомендуется отражать в таблице 3 следующим образом:

- при использовании акта (сводного акта) тематической инспекционной проверки банка - ссылкой на соответствующую страницу акта;

- при использовании иной информации - указанием на источник информации.

Достоверность используемой при оценке прозрачности структуры собственности информации, предусмотренная пунктом 7.2 Указания N 1379-У, проверяется территориальным учреждением Банка России. Копии подтверждающих документов, заверенные руководителем банка, рассматриваются для целей контроля за соблюдением пункта 7.2 Указания N 1379-У после установления идентичности оригинала и заверенной банком копии. Подтверждающие документы в структурные подразделения Банка России направляются при наличии запроса последнего.

2. Показатель ПУ1, оцениваемый в соответствии с пунктом 1 приложения 3 к Указанию N 1379-У, характеризует степень открытости информации об учредителях (участниках) банка и их взаимосвязях (с учетом норм банковского законодательства, законодательства об акционерных обществах и обществах с ограниченной ответственностью).

При оценке Показателя ПУ1 в соответствии с пунктом 1 приложения 3 к Указанию N 1379-У рекомендуется проанализировать следующую информацию:

2.1. Для банков, действующих в форме обществ с ограниченной ответственностью, - правильность, полноту и своевременность составления учредительных документов банка (их утверждения в новой редакции, внесения изменений, связанных с изменением состава участников), их представления в территориальное учреждение Банка России для принятия решения о государственной регистрации; полноту и соблюдение сроков представления в территориальное учреждение Банка России списков участников банка по форме приложения 3 к Инструкции Банка России от 14.01.2004 N 109-И "О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций", зарегистрированной в Министерстве юстиции Российской Федерации 13 февраля 2004 года N 5551, "Вестник Банка России" 20 февраля 2004 года N 15 (далее - Инструкция N 109-И).

В случае, когда банк, действующий в форме общества с ограниченной ответственностью, при наличии изменений в составе участников и/или их долей не представил информацию, установленную федеральными законами и иными нормативными актами, и данный факт оказывает существенное влияние на возможность определения состава учредителей (участников) банка, показателю ПУ1 в соответствии с пунктом 1 приложения 3 к Указанию N 1379-У присваивается балл 3.

В случае, когда банк, действующий в форме общества с ограниченной ответственностью, при наличии изменений в составе участников и/или их долей не представил информацию, установленную федеральными законами и иными нормативными актами, но данный факт не оказывает существенного влияния на возможность определения состава учредителей (участников) банка, показателю ПУ1 в соответствии с пунктом 1 приложения 3 к Указанию N 1379-У присваивается балл 2.

В таблице 3 территориальное учреждение Банка России в соответствии со ссылкой 4 к таблице 3 кратко раскрывает основания, с учетом которых была вынесена оценка, и содержание выявленных нарушений.

2.2. Для банков, действующих в форме акционерных обществ, - своевременность представления и полноту раскрытия информации в форме представления регистрационных документов (решения о выпуске ценных бумаг, отчета об итогах выпуска ценных бумаг, проспекта ценных бумаг в установленных законодательством случаях), ежеквартальных отчетов по ценным бумагам, сообщений о существенных фактах (Инструкция Банка России от 22.07.2002 N 102-И "О правилах выпуска и регистрации ценных бумаг кредитными организациями на территории Российской Федерации", зарегистрированная в Министерстве юстиции Российской Федерации 9 октября 2002 года N 3852, "Вестник Банка России" 17 октября 2002 года N 55); полноту и соблюдение сроков представления в территориальное учреждение Банка России списков акционеров банка, владеющих более 1% акций, по форме приложения 3 к Инструкции N 109-И; раскрытие информации об акционерах, передавших свои акции номинальным держателям (в том числе при представлении информации по форме приложения 3 к Инструкции N 109-И).

Если выявленные нарушения оказывают существенное влияние на определение состава акционеров банка, то показателю ПУ1 в соответствии с пунктом 1 приложения 3 к Указанию N 1379-У присваивается балл 3. При отсутствии существенного влияния на определение состава акционеров банка показателю ПУ1 в соответствии с пунктом 1 приложения 3 к Указанию N 1379-У присваивается балл 2.

В таблице 3 территориальное учреждение Банка России в соответствии со ссылкой 4 к таблице 3 кратко раскрывает основания, с учетом которых была вынесена оценка, и содержание выявленных нарушений.

2.3. Для банков всех организационно-правовых форм:

- правильность составления и ведения списков аффилированных лиц банка; своевременность представления в Банк России изменений в список аффилированных лиц;

- своевременность представления информации об участии в банковских холдингах, отчетности банковских/консолидированных групп;

- направление в Банк России уведомлений о единоличном или в составе группы лиц приобретении более 5% долей (акций) банка (статья 11 Федерального закона "О банках и банковской деятельности", глава 5 Инструкции N 109-И);

- предварительное согласование приобретения единолично или в составе группы лиц более 20% долей (акций) банка (статья 11 Федерального закона "О банках и банковской деятельности", глава 5 Инструкции N 109-И).

2.4. Раскрытие иной информации, установленной Федеральными законами "Об акционерных обществах" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 1, ст. 1; 1996, N 25, ст. 2956; 1999, N 22, ст. 2672; 2001, N 33 (часть I), ст. 3423; 2002, N 12, ст. 1093; 2002, N 45, ст. 4436; 2003, N 9, ст. 805; 2004, N 11, ст. 913), "О рынке ценных бумаг" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 17, ст. 1918; 1998, N 48, ст. 5857; 2002, N 52 (часть II), ст. 5141), "Об обществах с ограниченной ответственностью" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1988, N 7, ст. 785; 1998, N 28, ст. 3261; 1999, N 1, ст. 2; 2002, N 12, ст. 1093).

3. Если на любом этапе оценки соответствия банка требованиям к участию в системе страхования вкладов территориальным учреждением Банка России выявлена информация, позволяющая рассматривать учредителей (участников) банка в качестве группы лиц, и такая группа лиц не представила информацию о себе для получения предварительного согласия Банка России (не уведомила Банк России) в случаях, установленных статьей 11 Федерального закона "О банках и банковской деятельности", то в соответствии с пунктом 1 приложения 3 к Указанию N 1379-У показатель ПУ1 оценивается в следующем порядке:

- при наличии письменного согласия банка с выявленной группой лиц, которая владеет более 5%, но менее 20% акций (долей) банка, и направлении уведомления Банка России по форме приложения 2 к Инструкции N 109-И допускается присвоение балла 2;

- при владении группой лиц более 20% и наличии письменного согласия банка с выявленной группой лиц, включающего сведения о полном составе группы лиц, наличии связей учредителей (участников) банка с другими членами группы лиц, а также о характере такой связи (соглашение, согласованные действия, участие в уставных капиталах друг друга, доверительное управление, иная форма связи), допускается присвоение балла 2;

- при отсутствии письменного согласия банка с выявленной группой лиц в соответствии с пунктом 1 приложения 3 к Указанию N 1379-У присваивается балл 3.

В таблице 3 территориальное учреждение Банка России в соответствии со ссылкой 4 к таблице 3 кратко раскрывает основания, с учетом которых была вынесена оценка, и содержание выявленных нарушений.

4. Если в процессе анализа списков аффилированных лиц территориальным учреждением Банка России выявлены нарушения в части полноты содержащейся в них информации и банк устранил указанные нарушения и представил соответствующую информацию в территориальное учреждение Банка России, то показателю ПУ1 может быть присвоен балл 2.

5. В случае нарушения только сроков предоставления отчетности (информации) показателю ПУ1 в соответствии с пунктом 1 приложения 3 к Указанию N 1379-У может быть присвоен балл 2.

В таблице 3 территориальное учреждение Банка России в соответствии со ссылкой 2 к таблице 3 кратко раскрывает основания, с учетом которых была вынесена оценка, и содержание выявленных нарушений.

6. Применение подходов, установленных пунктом 2 приложения 3 к Указанию N 1379-У для оценки показателя ПУ2, ориентировано на выявление лиц (групп лиц), не установленных на уровне учредителей (участников) банка, которые прямо или косвенно (через третьи лица) оказывают существенное влияние на решения, принимаемые органами управления банка, а именно:

- физических лиц, которые прямо или косвенно оказывают существенное влияние на решения, принимаемые органами управления банка;

- органов государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также ими созданных унитарных предприятий;

- юридических лиц, которые в силу масштабов своей коммерческой деятельности и структуры собственности являются относительно независимыми от своих учредителей (участников). К таким лицам не относятся лица, которые имеют хотя бы один из признаков, определенных в пункте 2.5 приложения 3 к Указанию N 1379-У.

7. При анализе показателя ПУ2 рекомендуется использовать следующие подходы.

7.1. Применительно к конкретному банку рекомендуется определить степень влияния его учредителей/участников (показатель ПУ1) на решения, принимаемые общим собранием.

В качестве общего подхода рекомендуются следующие критерии:

- в банках с числом учредителей (участников) менее 50 - анализ по учредителям (участникам) банка, владеющим не менее 1% голосующих акций (голосов, приходящихся на доли) банка;

- для открытых акционерных обществ и банков с числом учредителей (участников) более 50 - анализ по лицам, владеющим более 5% голосующих акций (голосов, приходящихся на доли) банка;

- при отсутствии в банке (с числом более 50 учредителей/участников) лиц, владеющих более 5% голосующих акций (голосов, приходящихся на доли) банка - анализ по 20 крупнейшим учредителям (участникам).

При использовании иных подходов к выявлению учредителей (участников) банка, оказывающих существенное влияние на решения, принимаемые органами управления банка, содержание этих подходов в соответствии со ссылкой 4 к таблице 3 раскрывается в таблице 3.

7.2. Применительно к учредителям (участникам) банка - юридическим лицам анализируется наличие лиц (групп лиц), которые имеют возможность оказывать прямо или косвенно (через третьих лиц) существенное влияние на решения, принимаемые их органами управления.

7.3. Когда речь идет о правах, вытекающих из договоров доверительного управления, поручения, комиссии, агентских договоров и других договоров или по иным основаниям, если указанные права предоставляют лицу возможность участвовать в управлении банком наравне с учредителями (участниками), то существенное влияние анализируется как в отношении непосредственно учредителей (участников) банка (доверителей), так и в отношении лиц, получивших возможность прямо оказывать указанным способом существенное влияние на деятельность банка (поверенных).

7.4. В отношении каждого из учредителей (участников), которые не подпадают под перечень лиц, установленных в пункте 2.5 приложения 3 к Указанию N 1379-У, территориальное учреждение Банка России присваивает балл 1 или балл 2 показателю ПУ2 в том случае, если ему представлена информация, предусмотренная пунктом 2.4 приложения 3 к Указанию N 1379-У (в письменном виде по произвольной форме или со ссылкой на отчетность банка, содержащую информацию в таком же объеме).

7.5. По учредителям (участникам) банка, имеющим хотя бы один из признаков, перечисленных в пункте 2.5 приложения 3 к Указанию N 1379-У, рекомендуется проведение анализа следующим образом.

7.5.1. На основании имеющихся документов (учредительных, реестра акционеров, списков аффилированных лиц, уведомлений о приобретении более 5% долей (акций) банка, документов, представленных для согласования приобретения более 20% акций (долей) банка, отчетности по форме, установленной Банком России, иных документов учредителя (участника) банка) выявляется лицо (группа лиц), имеющее(их) полномочия, предусмотренные частью 3 пункта 2.1.1 приложения 3 к Указанию N 1379-У.

Косвенное влияние названных лиц на решения, принимаемые органами управления банка, в первую очередь рекомендуется устанавливать посредством анализа участия юридических лиц в уставных капиталах.

В случае если территориальное учреждение Банка России не имеет возможности оценить существенность влияния какого-либо лица (группы лиц) на учредителя (участника) банка в силу участия в уставном капитале, то целесообразно проанализировать документы, отражающие порядок принятия решений органами управления банка, а также его учредителями (участниками). Перечень информации и документов, которые могут быть дополнительно использованы для анализа структуры собственности, установлен в пункте 4 приложения 3 к Указанию N 1379-У.

7.5.2. Порядок проведения и результат анализа в соответствии с пунктом 4.6 Положения N 248-П раскрываются в таблице 3 подробно (но без представления подтверждающих документов), с включением информации о лицах (группах лиц), которые не могут быть признаны лицами, оказывающими существенное влияние на решения, принимаемые органами управления банка (в эту категорию входят те лица, которые не оказывают существенного влияния в силу незначительности участия в уставном капитале банка и которые не подлежали анализу; номинальные держатели, не представившие сведения о собственниках акций; лица, имеющие признаки, указанные в пункте 2.5 приложения 3 к Указанию N 1379-У, но не представившие информацию для дальнейшего анализа, и т.д.).

7.5.3. Конкретная суммарная доля участия лиц, оказывающих прямо или косвенно существенное влияние на решения, принимаемые органами управления банка, определяется применительно к каждому банку, исходя из сложившейся структуры собственности.

7.6. Присвоение показателю ПУ2 оценки осуществляется в соответствии с п. 2.1.1 приложения 3 к Указанию N 1379-У.

7.7. Информация, на основании которой принято решение о присвоении оценки показателю ПУ2, раскрывается территориальным учреждением Банка России в таблице 3. Описание структуры собственности (в произвольном виде) рекомендуется включать в таблицу 3 или прилагать к ней на отдельном листе.

8. Применение показателя ПУ3 в соответствии с пунктом 3 приложения 3 к Указанию N 1379-У является необходимым элементом контроля за идентификацией лиц, установленных при оценке показателя ПУ2. Показатель ПУ3 рассчитывается исходя из степени влияния резидентов офшорных зон на решения, принимаемые органами управления банка.

9. Порядок расчета коэффициента ПС3 приведен в пункте 3 приложения 3 к Указанию N 1379-У. При расчете коэффициента учитывается, что в соответствии с пунктом 3.2 приложения 3 к Указанию N 1379-У в него не включаются:

- голоса, приходящиеся на кредитные организации, которые не пользуются льготным налоговым режимом и правом не раскрывать и не предоставлять в надзорный орган страны местонахождения информацию при проведении финансовых операций;

- голоса, приходящиеся на резидентов офшорных зон, в том случае, если они раскрыли информацию об иных лицах, имеющих возможность косвенно (через данного резидента) оказывать существенное влияние на решения, принимаемые органами управления банка. При этом наличие информации о владельцах акций (долей) резидентов офшорных зон может не признаваться достаточным подтверждением раскрытия информации об иных лицах, имеющих возможность косвенно оказывать существенное влияние на решения, принимаемые органами управления банка.

9.1. Лица (группы лиц), влияющие прямо или косвенно (через третьих лиц) на принятие решений органами управления резидента офшорных зон, выявляются на основании надлежащим образом оформленных (а именно: апостилированных либо легализованных, переведенных на русский язык с нотариальным заверением перевода) документов, определяющих взаимоотношения таких лиц и резидентов офшорных зон (учредительные документы, содержащие состав учредителей (участников); выписки из торгового или иного реестра, выполняющего функции государственного реестра юридических лиц страны местопребывания; договора доверительного управления; поручения, комиссии; иные документы, определяющие взаимоотношения, указанные в пункте 2.1.1 приложения 3 к Указанию N 1379-У). К указанным документам не относятся письма нотариусов, адвокатов, аудиторских организаций, содержащие аналогичную информацию.

9.2. Коэффициент ПС3 рассчитывается с учетом приходящихся на долю нерезидента голосов (т.е. не учитываются привилегированные акции для акционерных обществ, а применительно к обществам с ограниченной ответственностью рекомендуется обращать внимание на порядок определения числа голосов участников общества, указанный в учредительных документах банка и/или его учредителей (участников)).

9.3. Факты (информация), учтенные при оценке показателя ПУ3, в соответствии со ссылкой 2 к таблице 3 раскрываются территориальным учреждением Банка России в таблице 3.

Другие документы по теме
"Об исчислении налоговой ставки налога на добычу полезных ископаемых за июнь 2006 года"
<О проведении государственной экспертизы проектной документации>
"О налоге на доходы физических лиц"
"Об установлении коэффициента-дефлятора в целях применения главы 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации на 2006 год"
Ошибка на сайте