<Письмо> Банка России от 13.04.2010 N 12-1-5/666
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 13 апреля 2010 г. N 12-1-5/666
О НАПРАВЛЕНИИ МАТЕРИАЛОВ ПО ИТОГАМ ВСТРЕЧИ
РУКОВОДИТЕЛЕЙ БАНКА РОССИИ С КОММЕРЧЕСКИМИ БАНКАМИ,
СОСТОЯВШЕЙСЯ 25 - 26 МАРТА 2010 ГОДА
Департамент финансового мониторинга и валютного контроля Банка России рассмотрел письмо Ассоциации российских банков от 18.03.2010 N А-02/1КВ-195а, а также приложенные к нему материалы, и направляет ответы на вопросы, содержащиеся в указанном письме Ассоциации российских банков, относящиеся к компетенции Департамента.
Директор Департамента
финансового мониторинга
и валютного контроля
Е.И.ИЩЕНКО
Приложение
ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ,
СОДЕРЖАЩИЕСЯ В ПРИЛОЖЕНИИ К ПИСЬМУ АССОЦИАЦИИ РОССИЙСКИХ
БАНКОВ ОТ 18.03.2010 N А-02/1КВ-195А
1. По вопросу о правомерности предоставления кредитной организацией аудиторской организации информации, полученной в рамках исполнения кредитной организацией требований Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Федеральный закон N 115-ФЗ), с учетом установленного статьей 4 Федерального закона N 115-ФЗ запрета на информирование кредитной организацией клиентов и иных лиц о принимаемых мерах противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
В соответствии со статьей 42 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" аудиторская организация обязана составить заключение о результатах аудиторской проверки кредитной организации, содержащее сведения, в том числе, о состоянии внутреннего контроля в кредитной организации.
При этом, как следует из Положения Банка России от 16.12.2003 N 242-П "Об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах", осуществляемая кредитной организацией деятельность по выполнению требований законодательства в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма является составной частью внутреннего контроля кредитной организации.
Учитывая изложенное, полагаем, что предоставление кредитной организацией аудиторской организации информации и документов, необходимых ей для подготовки заключения о состоянии внутреннего контроля в кредитной организации, не является нарушением установленного статьей 4 Федерального закона N 115-ФЗ запрета на информирование клиентов и иных лиц о принимаемых мерах противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
2. По вопросу о проблемах согласования кредитными организациями, являющимися профессиональными участниками рынка ценных бумаг, с Федеральной службой по финансовым рынкам (далее - ФСФР России) правил внутреннего контроля, которые не учитывают требования Положения о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, утвержденного Приказом Федеральной службы по финансовому мониторингу от 1 ноября 2008 года N 256 (далее - Положение Росфинмониторинга N 256).
По нашему мнению, нормы Положения Росфинмониторинга N 256 не распространяются на кредитные организации, независимо от того, являются они профессиональными участниками рынка ценных бумаг или нет, и соответственно все кредитные организации в рамках осуществления мероприятий по подготовке и обучению кадров в целях ПОД/ФТ должны руководствоваться исключительно требованиями, установленными Указанием Банка России от 9 августа 2004 года N 1485-У "О требованиях к подготовке и обучению кадров в кредитных организациях".
Указанная выше позиция по рассматриваемому вопросу была доведена до сведения ФСФР России с просьбой скорректировать соответствующую информацию, размещенную 8 мая 2009 года на ее официальном сайте.
Кроме того, вышеизложенная позиция Банка России была доведена также до сведения Федеральной службы по финансовому мониторингу с просьбой проинформировать ФСФР России о том, что требования к подготовке и обучению кадров, содержащиеся в Положении Росфинмониторинга N 256, не распространяются на кредитные организации независимо от того, являются они или не являются профессиональными участниками рынка ценных бумаг, и рекомендовать ФСФР России скорректировать информацию, размещенную 8 мая 2009 года на ее официальном сайте.
Дополнительно сообщаем, что Федеральная служба по финансовому мониторингу проинформировала Банк России о том, что, по ее мнению, требования Положения Росфинмониторинга N 256 в целом не распространяются на кредитные организации.
3. Вопросы применения Инструкции Банка России от 15.06.2004 N 117-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок" (далее - Инструкция Банка России N 117-И):
3.1. По какому коду вида валютной операции следует отражать следующие операции:
- перевод резидентом в соответствии с договором банковского вклада (депозита) денежных средств в иностранной валюте с расчетного счета на депозитный счет, а также возврат денежных средств с депозитного счета на расчетный счет.
Банковский вклад (депозит) является клиентским счетом. Поэтому при переводе денежных средств в иностранной валюте с расчетного счета резидента на его депозитный счет следует использовать код вида операции - 61130;
- зачисление денежных средств, ошибочно поступивших на транзитный валютный счет резидента.
Если резидент идентифицирует поступившие в его пользу денежные средства как ошибочно поступившие, то в этом случае при возврате этих денежных средств отправителю следует использовать код вида операции - 99010.
Если денежные средства в рамках внешнеторгового контракта (кредитного договора (договора займа)) ошибочно поступили на счет резидента в уполномоченном банке, не являющемся банком ПС, то при переводе резидентом этих средств на свой счет в банке ПС следует использовать код вида операции - 61130;
- зачисление иностранной валюты на транзитный валютный счет резидента, поступившей с текущего валютного счета того же резидента, открытого в другом уполномоченном банке;
Для кодирования этой операции также следует использовать код - 61130;
- оплата резидентами претензий по контрактам, на которые распространяется требование оформления Паспорта сделки (например: оплата претензий по качеству товара), а также следует ли Банку отражать платежи по претензиям в ведомости банковского контроля по соответствующим Паспортам сделок?
Для кодирования этой операции также следует использовать код - 35020. Так как эти платежи непосредственно не связаны с оплатой товара, то рекомендуем в ВБК их не отражать.
3.2. Следует ли отражать операции по привлечению кредитными организациями денежных средств физических и юридических лиц во вклады (до востребования и на определенный срок), в том числе возврат банком средств, привлеченных во вклад, зачисление резидентам процентов по привлеченным вкладам, в электронной базе данных по валютным операциям?
В соответствии с пунктом 1.17 Инструкции Банка России года N 117-И уполномоченный банк ведет в электронном виде базу данных по валютным операциям с отражением в ней предусмотренной указанным пунктом информации.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 3 статьи 9 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле" операции между резидентами и уполномоченными банками, связанные с внесением денежных средств резидентов на банковские счета (в банковские вклады) (до востребования и на определенный срок) и получением денежных средств резидентов с банковских счетов (банковских вкладов) (до востребования и на определенный срок) относятся к валютным операциям, которые могут осуществляться без ограничений.
Таким образом, валютные операции, связанные с внесением (получением, включая начисленные проценты) денежных средств в банковские вклады (с банковских вкладов) в иностранной валюте, отражаются в базе данных по валютным операциям с кодом вида валютной операции - 99090.
3.3. Бюджетные организации перечисляют заработную плату физическим лицам - нерезидентам через счета, открытые в Управлении Федерального Казначейства (далее - УФК), у которого, в свою очередь, открыты счета в РКЦ Банка России. В конечном итоге средства на счета физических лиц - нерезидентов поступают со счетов, открытых в Банке России. Следует ли отражать в электронной базе данных операции по поступлению средств для клиентов - нерезидентов со счетов, открытых в Банке России?
Операции, связанные с зачислением денежных средств в валюте Российской Федерации на счета нерезидентов, открытые в уполномоченных банках, независимо от того, откуда поступили эти денежные средства, отражаются уполномоченным банком в базе данных по валютным операциям с кодом - 70060.
При этом в расчетном документе, поступившем из РКЦ Банка России, код вида валютной операции будет отсутствовать.
4. По вопросу контроля за деятельностью, осуществляемой банковскими платежными агентами.
В соответствии с частью 5 статьи 13.1 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" (в редакции Федерального закона от 03.06.2009 N 121-ФЗ) кредитная организация, с которой у банковского платежного агента заключен договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц, обязана осуществлять контроль за соблюдением банковским платежным агентом порядка осуществления приема платежей физических лиц в соответствии с правилами осуществления расчетов в Российской Федерации, установленными Банком России, требований указанной статьи Федерального закона "О банках и банковской деятельности" и законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
При этом отмечаем, что Федеральным законом от 03.06.2009 N 121-ФЗ непосредственно не определен порядок осуществления такого контроля со стороны кредитных организаций. Также в Федеральном законе от 03.06.2009 N 121-ФЗ отсутствуют нормы, указывающие на обязанность Банка России определять порядок контроля кредитным организациями за соблюдением банковским платежным агентом порядка осуществления приема платежей физических лиц в соответствии с правилами осуществления расчетов в Российской Федерации, установленными Банком России, требований статьи 13.1 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" и законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
Учитывая изложенное, вопросы, касающиеся определения порядка такого контроля со стороны кредитных организаций, наш взгляд, могут быть урегулированы непосредственно в договоре, заключаемом кредитной организацией с банковским платежным агентом, а также закреплены во внутренних документах кредитной организации.
При этом отмечаем, что внутренний контроль кредитной организации должен обеспечивать исключение вовлечения кредитной организации и участия ее служащих в осуществлении противоправной деятельности, в том числе легализации (отмывании) доходов, полученных преступным путем, и финансировании терроризма (пункт 1.2.4 Положения Банка России от 16.12.2003 N 242-П "Об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах").
Дополнительно сообщаем, что в соответствии со статьей 5 Федерального закона N 115-ФЗ (в редакции Федерального закона N 121-ФЗ) к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, относятся операторы по приему платежей. Деятельность операторов по приему платежей физических лиц осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 03.06.2009 N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами", в котором, в частности, раскрыто понятие оператора по приему платежей физических лиц, из которого следует, что банковский платежный агент не является оператором по приему платежей.
При этом следует отметить, что в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.03.2010 N 123 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" пункт 2 Положения о представлении информации в Федеральную службу по финансовому мониторингу организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.04.2002 N 245, дополнен абзацем, в соответствии с которым операторы по приему платежей отнесены к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, предоставляющим информацию в Федеральную службу по финансовому мониторингу, предусмотренную Федеральным законом N 115-ФЗ.