<Письмо> Банка России от 31.01.1995 N 09-15-3-1/75
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 31 января 1995 г. N 09-15-3-1/75
Центральный банк РФ сообщает следующее.
1. Предложенные Ассоциацией российских банков меры по предотвращению банкротств банков в части совершенствования расчетов с целью ликвидации неплатежей в хозяйстве России соответствуют направлениям государственной политики и уже претворяются в жизнь.
В целях организации работы по нормализации расчетов и укреплению платежной дисциплины на предприятиях, в организациях и учреждениях в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 августа 1994 г. N 1362-р в субъектах Российской Федерации созданы региональные оперативные комиссии. Исходя из того, что состояние платежной дисциплины связано с результатами деятельности хозяйства и за своевременность расчетов несет ответственность хозяйствующий субъект, председателями таких комиссий являются заместители руководителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, ведающие экономическими вопросами.
Представители соответствующих Национальных банков и Главных управлений Центрального банка Российской Федерации, а также коммерческих банков могут по решениям органов исполнительной власти принимать участие в работе оперативных комиссий и вносить предложения по ликвидации неплатежей. Организаторские функции в работе по укреплению платежной дисциплины предприятий и организаций не входят в деятельность Центрального банка Российской Федерации.
Влияние банков на состояние расчетов оказывается через их ускорение и обеспечение надежности, внедрение в связи с этим более прогрессивных форм и инструментов платежа, создание более совершенной инфраструктуры.
В этом направлении Центральным банком Российской Федерации проводится реформирование платежной системы. Утверждена целевая программа информатизации, включающая ряд направлений, в том числе создание электронной системы перевода денежных средств. В настоящее время в рамках проекта по реализации опытной нити электронной платежной системы отрабатываются технологии по электронным расчетам на внутрирегиональном межбанковском уровне и межрегиональном уровне. Межрегиональные электронные расчеты применяются на 14 территориях, а внутрирегиональные - на 30 территориях Российской Федерации, что значительно ускоряет расчеты.
К концу 1995 года эксперимент планируется распространить примерно на 50% всех регионов России.
Банк России разрабатывает концепцию создания государственного клиринга на базе расчетно-кассовых центров. Организован эксперимент по отработке такой программы в одном из регионов России.
Разработана методология двух вариантов осуществления клиринговых операций, выданы лицензии на их проведение четырем частным клиринговым организациям.
В области межгосударственных расчетов разработаны технологии обработки потоков платежных документов, поступающих от ГРКЦ России в Национальные банки государств и обратно, а также программное обеспечение системы межбанковских расчетов, реализующее технологию автоматизированной обработки данных по межгосударственным расчетам.
В числе новых платежных инструментов применяются пластиковые карточки, отрабатывается внедрение расчетов чеками банков.
Практикуется проведение зачетов взаимных долгов хозяйства. В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 августа 1994 г. N 907 органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации организуют зачеты взаимной задолженности предприятий, расположенных в регионе. Национальные банки республик и Главные управления Банка России оказывают в этой работе методологическую и организационную поддержку.
Вопрос о восстановлении дисциплины обязательности платежей за купленную продукцию вне зависимости от инструментов платежа также уже решен через повышение ответственности хозяйствующих субъектов за выполнение договорных обязательств. В этом направлении принят ряд мер законодательного порядка.
С 1 января 1995 года введен в действие новый Гражданский кодекс Российской Федерации, который значительно изменяет правоотношения в процессе выполнения договоров в сторону более строгой ответственности лиц за их неисполнение или ненадлежащее исполнение.
Принят Указ Президента Российской Федерации от 20 декабря 1994 г. N 2204 "Об обеспечении правопорядка при осуществлении платежей по обязательствам за поставку товаров (выполнение работ или оказание услуг)", который устанавливает ряд законодательных норм по срокам выполнения обязательств, оплате поставленной продукции, применяемым мерам экономического воздействия за нарушение договоров.
Что касается воздействия на злостных неплательщиков, которые, имея собственные средства, направляют их в депозиты или на покупку валюты вместо платежей по обязательствам, то в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 23 мая 1994 г. N 1006 "Об осуществлении комплексных мер по своевременному и полному внесению в бюджет налогов и иных обязательных платежей" налоговым органам предоставлено право взыскания в принудительном порядке недоимок по налогам и другим обязательным платежам с таких неплательщиков.
2. В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 ноября 1994 г. N 1220 "О мерах по оздоровлению финансового положения предприятий и организаций агропромышленного комплекса" в декабре 1994 года отсрочена на 10 лет задолженность по централизованным кредитам, предоставленным сельхозпроизводителям всех форм собственности, включая звероводческие, пчеловодческие, рыбоводные, крестьянские (фермерские), учебно-опытные хозяйства, числящиеся на балансе Центрального Банка России, в сумме 5,6 трлн. рублей с погашением, начиная с 1995 года, равными долями.
3. Статьями 5, 13 Закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" на Банк России возложено проведение единой денежно-кредитной политики, определение экономически обоснованных границ находящейся в обращении денежной массы и осуществление установленных законом методов этого регулирования. Для денежно-кредитного регулирования и осуществления антиинфляционных мер Банком России за счет депонирования средств коммерческими банками и кредитными учреждениями создается фонд обязательных резервов.
Средства этого фонда имеют строго целевое назначение и возвращаются коммерческому банку только в случае излишне внесенных им денежных средств в этот фонд либо при отзыве у него лицензии на совершение банковских операций для осуществления расчетов по его обязательствам. В других случаях возврат или списание средств, депонируемых в фонде обязательных резервов, не производится.
В связи с этим предложение Ассоциации коммерческих банков о разрешении использовать в экстренных случаях средства фонда обязательных резервов для расчетов с вкладчиками и предоставления коммерческим банкам беспроцентных ссуд под часть этих средств считаем неприемлемым.
Что касается предложения о предоставлении краткосрочных кредитов для поддержания текущей ликвидности банков, то Положением о порядке проведения операций по оплате расчетных документов с корреспондентских счетов коммерческих банков от 18 февраля 1994 г. N 13-1/204 предусмотрено при отсутствии или недостаточности средств на корсчете в исключительных случаях с разрешения руководителя Главного территориального управления (Национального банка) предоставление головному коммерческому банку централизованного кредита для осуществления безотлагательных платежей, связанных с поддержанием жизнеобеспечивающих отраслей хозяйства, при условии полного отсутствия кредитного риска сроком до 7 рабочих дней в размере, не превышающем 25 процентов средств коммерческого банка, перечисленных в фонд обязательных резервов, со взиманием процентной ставки в размере 1,2 учетной ставки Банка России.
4. Состояние дел в экономике и денежно-кредитной сфере свидетельствует о том, что в настоящее время возможно рассмотрение вопроса не о снижении норм отчислений в фонд обязательных резервов, а об их увеличении. Нецелесообразно также принятие предложения о предоставлении коммерческим банкам отсрочек по взносам в указанный фонд.
Не может быть принято предложение о начислении процентов по средствам, которые внесены в резервный фонд, и по денежным суммам, которые хранятся на корсчетах коммерческих банков, поскольку Центральный банк Российской Федерации в соответствии со своими функциями не вступает в депозитные взаимоотношения с юридическими лицами, из которых возникает обязанность выплаты процентов.
5. Просьба об изменении действующего порядка взимания процентов за просроченные проценты не может быть поддержана, т.к. по своему экономическому содержанию несвоевременно уплаченные проценты по ссудам банка - это просроченная задолженность банку, на которую должен распространяться общий режим взимания процентов по просроченным ссудам.
6. Претворение в жизнь предложения о пресечении практики отвлечения участниками банков средств в виде полученных ими кредитов в суммах, значительно превышающих их взносы в уставный фонд банка, на наш взгляд, возможно только в законодательном порядке, что предлагалось Центральным банком РФ при обсуждении в Государственной Думе РФ проекта Закона "О банках и банковской деятельности".
В целях стабилизации банковской системы Центральный банк РФ, исходя из своих полномочий, последовательно проводит политику увеличения минимального размера уставного фонда коммерческих банков.
7. В целях усиления контроля за порядком создания новых банков Департаментом банковского надзора подготовлен проект соответствующих указаний, который находится на рассмотрении у руководства ЦБ РФ.
Кроме того, подготовлен первый вариант новых методических указаний о создании и развитии коммерческих банков. Однако в связи с введением в действие первой части Гражданского кодекса РФ он требует определенной переработки.
В целях защиты интересов населения Банком России направлены указания от 27 декабря 1994 г. N 221-94, устанавливающие жесткие параметры для банков, привлекающих или ходатайствующих о получении права на привлечение средств физических лиц. При этом имеется в виду, что вновь создаваемые банки с 1 января 1995 года будут получать лицензии без права привлекать средства населения во вклады (депозиты), а для действующих банков указанная норма будет служить критерием - аналогично директивным экономическим нормативам - при рассмотрении вопросов, связанных с изменением банками организационно-правовой формы, открытии ими филиалов, получении валютной и генеральной лицензии, всех формах вывоза капитала.
8. По нашему мнению, до принятия закона об обязательном страховании вкладов граждан коммерческие банки и их ассоциации могут приступить к созданию фондов страхования денежных вкладов (депозитов) населения на принципах добровольного участия банков за счет отчислений, относимых на расходы до налогообложения. Позиция Банка России по указанному вопросу изложена в письме, направленном в адрес Ассоциации российских банков 16.11.94 за N 15-2-3/1271.
Создание Федерального фонда страхования денежных вкладов (депозитов) и счетов населения, по нашему мнению, без участия Правительства РФ в лице Минфина РФ, Госкомимущества РФ, Федерального управления по делам о несостоятельности (банкротстве), Росстрахнадзора не представляется возможным.
Вместе с тем Банк России готов принять участие в рассмотрении проблемы совместно с Ассоциацией российских банков и руководителями ряда коммерческих банков.
Заместитель Председателя
Центрального банка
Российской Федерации
А.А.ХАНДРУЕВ