Рейтинг@Mail.ru

"Основные направления деятельности Счетной палаты Российской Федерации на 2025 - 2027 годы"

Утверждены

Коллегией Счетной палаты

Российской Федерации

26 декабря 2024 года

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЧЕТНОЙ ПАЛАТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

НА 2025 - 2027 ГОДЫ

1. Общие положения

1.1. Введение

В декабре 2024 года принята новая Стратегия развития Счетной палаты Российской Федерации на 2025 - 2030 годы (далее - Стратегия развития), определяющая видение, основные приоритеты, цели, задачи и направления трансформации Счетной палаты Российской Федерации (далее - Счетная палата) на шестилетний период.

Стратегическая цель Счетной палаты до 2030 года - способствовать решению поставленных Президентом Российской Федерации задач социально-экономического развития Российской Федерации, повышению эффективности формирования и использования государственных ресурсов и противодействию нарушениям при управлении государственными ресурсами.

Данная цель будет достигаться как посредством осуществления Счетной палатой своей основной деятельности, связанной с проведением внешнего государственного аудита (контроля), так и за счет продолжения внутренних организационных преобразований, направленных на развитие и повышение эффективности реализации аудиторской функции Счетной палаты.

Настоящие Основные направления деятельности Счетной палаты Российской Федерации на 2025 - 2027 годы (далее - ОНД) конкретизируют ключевые планы по выполнению Стратегии развития на первые три года ее действия.

В частности, они включают набор отраслевых комплексов мероприятий (далее - ОКМ), планируемых к реализации до конца 2027 года и сформированных на основе риск-ориентированного анализа проблемных областей социально-экономического развития Российской Федерации, которые Счетная палата планирует сфокусированно рассмотреть через последовательное проведение серии взаимосвязанных мероприятий (раздел 2 ОНД).

В целях успешного проведения запланированных мероприятий подготовлены общесистемные направления развития Счетной палаты, которые содержатся в разделе 3 ОНД. Они станут основой для формирования стратегических проектов Счетной палаты, а также годового целеполагания ее функциональных подразделений.

Среди общесистемных направлений развития особое значение в ближайшие три года будет уделяться развитию подходов цифрового аудита, основанного на качественных и полных данных, применению современных цифровых технологий, аналитических инструментов и методов, в том числе расширению использования технологий на основе искусственного интеллекта. Как ожидается, это позволит увеличить покрытие и глубину анализа проверяемых высокорисковых вопросов деятельности объектов аудита (контроля) аудиторскими процедурами, существенно повысить производительность труда инспекторов Счетной палаты.

Другим безусловным приоритетом в области внутренней трансформации Счетной палаты на следующие три года станет развитие ее человеческого капитала как основы профессионализма Счетной палаты.

1.2. Итоги реализации Основных направлений деятельности Счетной палаты Российской Федерации на 2022 - 2024 годы

Как и настоящие ОНД, Основные направления деятельности Счетной палаты Российской Федерации на 2022 - 2024 годы прежде всего определяли приоритеты в области проведения тематических мероприятий, а также внутренней трансформации Счетной палаты.

Реализация комплексов мероприятий Счетной палаты

В 2022 - 2024 годах Счетной палатой было реализовано 24 комплекса мероприятий, сформированных на основе анализа ключевых рисков и долгосрочных вызовов для социально-экономического развития Российской Федерации.

В целях выполнения этих комплексов мероприятий за три года Счетной палатой было реализовано 138 уникальных мероприятий, из которых 44 - контрольные, 62 - экспертно-аналитические, 32 - иные мероприятия. В рамках реализации комплексов мероприятий 2022 - 2024 годов было достигнуто 122 предусмотренных ОНД результата, в том числе в 2022 году - 40, в 2023 году - 48 и в 2024 году - 34 результата.

Об итогах реализации комплексов мероприятий были проинформированы Президент Российской Федерации, палаты Федерального Собрания Российской Федерации, Правительство Российской Федерации.

Отчеты о реализации комплексов мероприятий опубликованы на портале Счетной палаты, а отдельные тематики регулярно рассматривались в рамках ежемесячных Бюллетеней Счетной палаты Российской Федерации.

Трансформация Счетной палаты

Для выполнения задач ОНД 2022 - 2024 годов, а также завершения реализации положений Стратегии развития на 2018 - 2024 годы Счетная палата в предыдущие три года реализовала портфель проектов внутренней трансформации, состоящий из пяти проектных инициатив:

- доказательный подход: расширенная аналитика данных;

- развитие практики финансового аудита;

- продвижение рекомендаций Счетной палаты;

- антикоррупция;

- кадры.

Доказательный подход: расширенная аналитика данных

Проект был направлен на расширение поддержки мероприятий аудита продвинутыми методами анализа данных, а также на повышение качества мероприятий за счет увеличения доказуемости их итогов и оценки влияния результатов мероприятия на ситуацию в предметной области.

В период действия ОНД на 2022 - 2024 годы в рамках реализации проекта достигнуты следующие ключевые результаты:

- усилены компетенции сотрудников Счетной палаты в области проведения исследований с применением расширенной аналитики данных для получения доказательств в аудите, в том числе посредством сформированных внутренних центров компетенций по анализу данных и качественным исследованиям;

- сформирована методология и инструменты применения расширенной аналитики данных, в том числе приняты методологические документы по оценке надежности данных, документированию аналитических расчетов, проведению и анализу экспертных интервью и т.д.;

- сформированы подходы и инструментарий по мониторингу, анализу и оценке государственных программ Российской Федерации и национальных проектов с использованием расширенной аналитики данных.

Развитие практики финансового аудита

Проект предусматривал оптимизацию практики проведения мероприятий по финансовому аудиту, формирование предложений по автоматизации и цифровизации процесса проведения мероприятий и развитие системы управления качеством аудита.

В рамках проекта достигнуты следующие ключевые результаты:

- выработаны подходы к планированию и проведению контрольных мероприятий по финансовому аудиту с учетом риск-ориентированного подхода, сформирована необходимая нормативная база;

- разработаны инструменты по автоматизированному выявлению рисков нарушений в ходе мероприятий;

- оптимизированы процессы проведения мероприятий по финансовому аудиту;

- оптимизирован процесс составления и представления информации в сводных заключениях Счетной палаты;

- усовершенствована система управления качеством финансового аудита.

Продвижение рекомендаций Счетной палаты

Проект направлен на развитие подходов к работе с рекомендациями, формируемыми Счетной палатой по итогам проведения контрольных и экспертно-аналитических мероприятий.

Были достигнуты следующие основные результаты:

- разработаны и внедрены принципы и правила подготовки и формулирования рекомендаций;

- сформированы и внедрены механизмы продвижения рекомендаций;

- созданы цифровые продукты для работы с рекомендациями.

Антикоррупция

Цель проекта заключалась в повышении результативности деятельности Счетной палаты по профилактике коррупционных правонарушений посредством автоматизации выявления и оценки коррупционных рисков в бюджетной сфере.

Ключевые результаты проекта:

- определена и внедрена в профессиональную подготовку и практическую деятельность инспекторского состава Счетной палаты методология выявления и оценки коррупционных рисков в ходе подготовки и проведения мероприятий;

- проведено обучение инспекторского состава методологии выявления и оценки коррупционных рисков;

- созданы цифровые продукты для осуществления Счетной палатой антикоррупционной деятельности, в том числе с использованием алгоритмов искусственного интеллекта;

- проведена серия мероприятий по обмену опытом в области антикоррупционной деятельности в том числе совместно с Генеральной прокуратурой Российской Федерации, Институтом законодательства и сравнительного правоведения, а также с международными объединениями в области борьбы с коррупцией.

Кадры

Проект направлен на развитие кадрового потенциала Счетной палаты, повышение уровня компетенций, формирование системы постоянного обучения и повышения квалификации, развитие системы материального и нематериального стимулирования сотрудников.

В период действия ОНД на 2022 - 2024 годы в рамках реализации проекта:

- выстроена система постоянного обучения и повышения квалификации, связанная с практической работой сотрудников и адаптированная под задачи подразделений;

- разработана система материального и нематериального стимулирования сотрудников, мотивирующая к достижению ключевых задач деятельности Счетной палаты;

- обеспечена связь показателей результативности с мотивацией персонала;

- усилена система подбора кадрового состава;

- повышена вовлеченность сотрудников Счетной палаты.

В новом плановом периоде Счетная палата продолжит проведение своей трансформации, позволяющей выполнить цель и задачи Стратегии развития, реализовать комплексы мероприятий, предусмотренные настоящими ОНД.

2. Комплексы мероприятий Счетной палаты на 2025 - 2027 годы

Портфель мероприятий Счетной палаты в 2025 - 2027 годах будет состоять из следующих групп мероприятий:

1) аудит формирования и контроль за исполнением федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации;

2) отраслевые комплексы мероприятий;

3) мероприятия, реализуемые по поручениям и обращениям Президента Российской Федерации, поручениям палат Федерального Собрания Российской Федерации, обращениям Правительства Российской Федерации, а также реализуемые с учетом обращений правоохранительных и иных органов в рамках соглашений о сотрудничестве;

4) прочие мероприятия, включая аудит международных организаций.

Аудит формирования и контроль за исполнением федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации

Аудит формирования и контроль за исполнением федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации (аудит бюджета) - это регулярные мероприятия Счетной палаты.

В рамках данных мероприятий проводятся:

- предварительный аудит формирования федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации;

- оперативный анализ исполнения и контроль за организацией исполнения федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации;

- последующий контроль за исполнением федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации.

Основная задача мероприятий по аудиту бюджета - проверка и анализ обоснованности показателей проектов федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, анализ полноты и своевременности поступлений доходов федерального бюджета, его кассового исполнения, проверка достоверности бюджетной отчетности и целевого и эффективного использования средств федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, анализ финансового обеспечения и реализации национальных и федеральных проектов, государственных программ Российской Федерации.

Краткое описание отраслевых комплексов мероприятий приводится далее.

ОКМ N 1. Аудит реализации мер по совершенствованию администрирования отдельных неналоговых платежей

Цель ОКМ:

содействие увеличению доходного потенциала Российской Федерации в части неналоговых доходов, выявлению системных проблем, препятствующих исчислению и уплате неналоговых платежей

Для достижения цели ОКМ в период 2025 - 2027 годов Счетная палата планирует рассмотреть следующие вопросы.

2025 год

2026 год

2027 год

Совершенствование порядка администрирования экологического сбора.

Порядок формирования платы за использование федерального имущества и платежей при пользовании природными ресурсами, своевременность их индексации и соответствие экономическим условиям.

Устранение нарушений и недостатков при администрировании штрафов.

Полнота и актуальность информации в единой федеральной государственной информационной системе учета отходов от использования товаров в целях проверки платежной базы для расчета экологического сбора.

Своевременность и достаточность принятых федеральными органами исполнительной власти мер по взысканию долгов перед федеральным бюджетом.

Полнота начисления и уплаты указанных видов доходов.

Определение потенциала и создание условий для увеличения поступлений неналоговых доходов.

Определение потенциала и создание условий для увеличения поступлений неналоговых доходов.

Актуальность информации о дебиторской задолженности по неналоговым доходам федерального бюджета в едином электронном реестре должников федерального бюджета по неналоговым платежам.

Причины образования дебиторской задолженности по неналоговым доходам и достаточность принимаемых администраторами доходов мер по ее взысканию.

Определение потенциала и создание условий для увеличения поступлений неналоговых доходов.

Ответственный за реализацию ОКМ - член Коллегии Счетной палаты, возглавляющий направление аудита доходов

ОКМ N 2. Аудит учета и управления федеральным имущественным комплексом (за исключением земельных участков)

Цель ОКМ:

содействие повышению качества учета и управления федеральным имуществом

Для достижения цели ОКМ в период 2025 - 2027 годов Счетная палата планирует рассмотреть следующие вопросы.

2025 год

2026 год

2027 год

Совершенствование учета и управления имуществом, обращенным в собственность (в том числе конфискованным имуществом) и в доход Российской Федерации, а также поступающим в казну Российской Федерации в качестве выморочного имущества, и механизмов вовлечения такого имущества в хозяйственный оборот.

Совершенствование подходов к управлению организациями с государственным участием и методов корпоративного управления.

Совершенствование учета и управления имуществом, составляющим государственную казну Российской Федерации (за исключением земельных участков, имущества, обращенного в собственность (в том числе конфискованного имущества) и в доход Российской Федерации), а также механизмов вовлечения имущества в хозяйственный оборот.

Ответственный за реализацию ОКМ - член Коллегии Счетной палаты, возглавляющий направление аудита доходов

ОКМ N 3. Аудит реализации мер по развитию транспортной инфраструктуры, направленных на повышение транспортной доступности территорий

Цель ОКМ:

содействие повышению транспортной доступности территорий Российской Федерации

Для достижения цели ОКМ в период 2025 - 2027 годов Счетная палата планирует рассмотреть следующие вопросы.

2025 год

2026 год

2027 год

Результативность реализации программ лизинга воздушных судов в целях повышения региональной транспортной доступности.

Результативность формирования системы организации воздушного движения в целях повышения региональной транспортной доступности.

Согласованность проектов строительства (реконструкции) транспортной инфраструктуры, необходимой для повышения транспортной доступности территорий.

Результативность реализации комплексных проектов по развитию транспортной инфраструктуры, финансируемых за счет средств федерального бюджета и иных ресурсов.

Достаточность мер государственной поддержки реализации инфраструктурных проектов, направленных на повышение транспортной доступности, законность использования бюджетных средств и иных ресурсов.

Ответственный за реализацию ОКМ - член Коллегии Счетной палаты, возглавляющий направление аудита транспорта и международного сотрудничества

ОКМ N 4. Аудит реализации мер по обеспечению соответствия автомобильных дорог нормативным требованиям

Цель ОКМ:

содействие повышению качества и безопасности автомобильных дорог

Для достижения цели ОКМ в период 2025 - 2027 годов Счетная палата планирует рассмотреть следующие вопросы.

2025 год

2026 год

2027 год

Достижение показателей по приведению в нормативное состояние автомобильных дорог, использование бюджетных средств.

Результативность реализации мероприятий по повышению транспортно-эксплуатационного состояния дорожной сети, использование бюджетных средств.

Достаточность мер государственной поддержки обеспечения сохранности автомобильных дорог.

Ответственный за реализацию ОКМ - член Коллегии Счетной палаты, возглавляющий направление аудита транспорта и международного сотрудничества

ОКМ N 5. Аудит научно-технологического развития и государственной поддержки инновационной деятельности

Цель ОКМ:

содействие повышению эффективности научных исследований и разработок, внедрению инновационных технологий, отвечающих принципам и основным направлениям государственной политики в сфере научной, научно-технической и инновационной деятельности для обеспечения технологического лидерства

Для достижения цели ОКМ в период 2025 - 2027 годов Счетная палата планирует рассмотреть следующие вопросы.

2025 год

2026 год

2027 год

Меры государственной поддержки создания уникальных научных установок класса "мегасайенс" (центр коллективного пользования "Сибирский кольцевой источник фотонов" (СКИФ).

Результаты мероприятий по формированию системы оценки эффективности функционирования институтов инновационного развития и других организаций, осуществляющих государственную поддержку инновационной деятельности, в отношении проектов, находящихся на ранних стадиях инновационного (инвестиционного) цикла.

Результаты мероприятий по формированию системы научной (научно-технической) экспертизы для принятия эффективных решений в области научного и научно-технологического развития.

Меры государственной поддержки, направленные на достижение приоритетов научно-технологического развития и обеспечение технологического лидерства по всем уровням готовности технологий.

Реализация мероприятий программ и проектов инновационного развития, результаты которых направлены на решение задач обеспечения технологического суверенитета Российской Федерации.

Меры по созданию и модернизации приборной базы ведущих организаций, выполняющих научные исследования и разработки.

Меры государственной поддержки создания уникальных научных установок класса "мегасайенс" (СКИФ) в части результата по созданию источника синхротронного излучения поколения 4+.

Ответственный за реализацию ОКМ - член Коллегии Счетной палаты, возглавляющий направление аудита экономического развития, образования, науки и инноваций

ОКМ N 6. Аудит реализации мер, направленных на повышение качества российского образования, включая кадровое обеспечение и развитие инфраструктуры

Цель ОКМ:

содействие созданию условий для развития кадрового потенциала и материально-технической базы российского образования в целях повышения его качества

Для достижения цели ОКМ в период 2025 - 2027 годов Счетная палата планирует рассмотреть следующие вопросы.

2025 год

2026 год

2027 год

Реализация мер государственной поддержки системы среднего профессионального образования.

Реализация мер государственной поддержки создания и развития системы подготовки кадров для обеспечения технологического суверенитета.

Реализация мер по созданию инфраструктуры в целях повышения конкурентоспособности российского высшего образования.

Осуществление капитального ремонта и совершенствование материально-технической базы образовательных организаций среднего профессионального и высшего образования.

Совершенствование системы подготовки педагогических кадров.

Реализация мероприятий по обеспечению доступности дошкольного образования.

Осуществление капитального ремонта в образовательных организациях дошкольного и общего образования.

Ответственный за реализацию ОКМ - член Коллегии Счетной палаты, возглавляющий направление аудита экономического развития, образования, науки и инноваций

ОКМ N 7. Анализ эффективности мер по переориентации внешнеэкономической деятельности Российской Федерации на взаимодействие с дружественными странами

Цель ОКМ:

содействие повышению эффективности реализации мер по переориентации внешнеэкономической деятельности Российской Федерации на взаимодействие с дружественными странами

Для достижения цели ОКМ в период 2025 - 2027 годов Счетная палата планирует рассмотреть следующие вопросы.

2025 год

2026 год

2027 год

Торговая политика дружественных стран, потенциально ограничивающая доступ российских товаров на соответствующие рынки.

Эффективность использования средств федерального бюджета на создание транспортных коридоров с дружественными странами (на примере коридоров "Север - Юг", "Транссиб").

Результативность и эффективность функционирования портов Оля и Владивосток в части их вклада в развитие взаимодействия с дружественными странами.

Результативность реализации мер по противодействию негативным эффектам при внедрении зарубежными странами механизмов трансграничного углеродного регулирования.

Переориентация и увеличение вклада резидентов особых экономических зон, территорий опережающего социально-экономического развития в развитие экономического взаимодействия с дружественными странами.

Ответственный за реализацию ОКМ - член Коллегии Счетной палаты, возглавляющий направление аудита экономического развития, образования, науки и инноваций

ОКМ N 8. Аудит реализации мер по стимулированию привлечения инвестиций в экономику в условиях внешнего санкционного давления

Цель ОКМ:

содействие повышению эффективности реализации комплекса государственных мер поддержки инвестиций на федеральном и региональном уровнях

Для достижения цели ОКМ в период 2025 - 2027 годов Счетная палата планирует рассмотреть следующие вопросы.

2025 год

2026 год

2027 год

Совершенствование механизмов повышения инвестиционной активности субъектов Российской Федерации, в том числе за счет реализации новых инвестиционных проектов.

Внедрение субъектами Российской Федерации регионального инвестиционного стандарта как элемента улучшения делового климата экономики регионов.

Достижение целей технологического суверенитета и структурной адаптации экономики в рамках реализации наиболее масштабных мер стимулирования инвестиций (промышленная ипотека и кластерная инвестиционная платформа).

Совершенствование механизма реализации индивидуальных программ социально-экономического развития субъектов Российской Федерации.

Ответственный за реализацию ОКМ - член Коллегии Счетной палаты, возглавляющий направление аудита экономического развития, образования, науки и инноваций.

ОКМ N 9. Аудит реализации государственных мер, направленных на технологическое развитие здравоохранения

Цель ОКМ:

содействие повышению эффективности использования средств, направленных на технологическое развитие здравоохранения

Для достижения цели ОКМ в период 2025 - 2027 годов Счетная палата планирует рассмотреть следующие вопросы.

2025 год

2026 год

2027 год

Создание и функционирование национальных медицинских исследовательских центров.

Реализация государственных мер, направленных на научно-техническое развитие в сфере здравоохранения.

Ключевые недостатки информатизации в сфере здравоохранения как в отдельных регионах, так и в целом на уровне Российской Федерации, препятствующие переходу сектора здравоохранения на новый управленческий уровень.

Обеспечение доступности в национальных медицинских исследовательских центрах высококвалифицированной медицинской помощи для граждан.

Резервы для повышения эффективности использования бюджетных средств на проведение научных исследований и осуществление научно-технической деятельности.

Резервы для снижения затрат на информатизацию здравоохранения, в том числе за счет оптимизации и интеграции всех цифровых систем в отрасли, предотвращения затрат на разработку идентичных решений, внедрения системы электронного документооборота.

Внедрение национальными медицинскими исследовательскими центрами инновационных медицинских технологий, включая систему ранней диагностики и дистанционный мониторинг состояния здоровья пациентов, и клинических рекомендаций

Эффективность внедрения в деятельность медицинских организаций научных разработок, способствующих достижению лучших результатов за счет сопоставимых или меньших затрат.

Эффективность использования средств на создание, развитие и внедрение информационных систем в здравоохранении, в том числе с учетом обеспечения технологического суверенитета.

Ответственный за реализацию ОКМ - член Коллегии Счетной палаты, возглавляющий направление аудита здравоохранения и спорта

ОКМ N 10. Аудит реализации государственных мер, направленных на создание доступной спортивной инфраструктуры

Цель ОКМ:

содействие повышению доступности условий для занятий населения физической культурой и спортом

Для достижения цели ОКМ в период 2025 - 2027 годов Счетная палата планирует рассмотреть следующие вопросы.

2025 год

2026 год

2027 год

Основные проблемы при планировании, создании, оснащении и использовании спортивных объектов.

Обеспеченность образовательных организаций спортивными объектами, оборудованием и инвентарем.

Вовлечение граждан в систематические занятия физической культурой и спортом посредством пропаганды здорового образа жизни и информирования населения о созданных условиях для занятий физической культурой и спортом.

Механизм поддержки проектов по созданию и использованию спортивных объектов с привлечением механизма государственно-частного партнерства (концессии) в регионах.

Участие некоммерческих организаций в развитии детско-юношеского спорта.

Реализация Концепции развития детско-юношеского спорта в Российской Федерации и иных программных документов в данной сфере.

Предоставление льгот гражданам и организациям в целях повышения финансовой доступности физкультурно-оздоровительных услуг.

Основные причины завышения стоимости создания и оснащения спортивных объектов, включая неприменение типовой проектной документации.

Финансовая доступность услуг в сфере физической культуры и спорта для населения.

Ответственный за реализацию ОКМ - член Коллегии Счетной палаты, возглавляющий направление аудита здравоохранения и спорта

ОКМ N 11. Аудит применения инструментов бюджетной политики в топливно-энергетическом и атомно-энергопромышленном комплексах

Цель ОКМ:

содействие повышению эффективности инструментов бюджетной политики в топливно-энергетическом и атомно-энергопромышленном комплексах, а также снижению нагрузки на федеральный бюджет

Для достижения цели ОКМ в период 2025 - 2027 годов Счетная палата планирует рассмотреть следующие вопросы.

2025 год

2026 год

2027 год

Реализация мер по стимулированию повышения уровня передела в нефтяной отрасли, в том числе по достижению заданного результата по выходу светлых нефтепродуктов и ожидаемого соотношения процессов первичной и вторичной переработки нефти.

Реализация комплекса мероприятий (мер) по формированию и распределению тарифной выручки за услуги по передаче электрической энергии в субъектах Российской Федерации.

Реализация проекта по созданию исследовательской ядерной установки на базе многоцелевого исследовательского реактора на быстрых нейтронах.

Бюджетные инвестиции на развитие газомоторного топлива и зарядной инфраструктуры для электромобилей.

Реализация мероприятий по созданию инфраструктуры для обращения с отходами I - II классов опасности.

Реализация ключевых проектов в рамках федерального проекта "Развитие Северного морского пути".

Ответственный за реализацию ОКМ - член Коллегии Счетной палаты, возглавляющий направление аудита в сфере закупок, энергетического комплекса и СМИ

ОКМ N 12. Анализ проблемных областей контрактной системы в сфере закупок

Цель ОКМ:

содействие повышению эффективности использования средств бюджетов на осуществление закупок товаров, работ, услуг, а также совершенствованию законодательства о контрактной системе в сфере закупок

Для достижения цели ОКМ в период 2025 - 2027 годов Счетная палата планирует рассмотреть следующие вопросы.

2025 год

2026 год

2027 год

Результативность использования бюджетных средств при софинансировании капитальных вложений в объекты государственной собственности субъектов Российской Федерации (муниципальной собственности).

Эффективность привлечения исполнителями (подрядчиками, поставщиками) при реализации государственных контрактов соисполнителей (субподрядчиков).

Совершенствование контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных (муниципальных) нужд с учетом лучших международных практик.

Совершенствование механизмов определения единственного исполнителя (подрядчика, поставщика) при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд.

Эффективность использования бюджетных средств на закупочную деятельность государственных заказчиков с применением инструментов нормирования закупок.

Оценка обоснованности закупок и их влияние на выполнение показателей государственного задания бюджетными учреждениями, подведомственными федеральным органам исполнительной власти.

Ответственный за реализацию ОКМ - член Коллегии Счетной палаты, возглавляющий направление аудита в сфере закупок, энергетического комплекса и СМИ

ОКМ N 13. Аудит реализации мер по снижению и предотвращению негативного воздействия на окружающую среду

Цель ОКМ:

содействие снижению и предотвращению негативного воздействия на окружающую среду

Для достижения цели ОКМ в период 2025 - 2027 годов Счетная палата планирует рассмотреть следующие вопросы.

2025 год

2026 год

2027 год

Эффективность реализации федеральных проектов по созданию комплексной системы обращения с твердыми коммунальными отходами и экономики замкнутого цикла.

Эффективность принимаемых мер в целях сохранения уникальной экологической системы озера Байкал и отдельных экологических систем.

Совершенствование деятельности органов государственной власти при реализации федеральных проектов, направленных на достижение национальной цели "Экологическое благополучие" в сфере водных ресурсов.

Совершенствование государственного управления, направленного на обеспечение безопасности населения и объектов экономики и предотвращение негативного воздействия вод.

Эффективность деятельности органов государственной власти, направленных на предотвращение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций природного характера в сферах водного и лесного хозяйства.

Эффективность функционирования и развития системы государственного экологического мониторинга.

Эффективность реализации федеральных проектов по ликвидации объектов накопленного вреда окружающей среде.

Эффективность деятельности органов государственной власти, направленной на снижение выбросов опасных загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

Ответственный за реализацию ОКМ - член Коллегии Счетной палаты, возглавляющий направление аудита природопользования и АПК

ОКМ N 14. Аудит реализации мер, направленных на обеспечение продовольственной безопасности

Цель ОКМ:

содействие достижению показателей продовольственной безопасности в целях обеспечения населения страны безопасной, качественной и доступной сельскохозяйственной продукцией

Для достижения цели ОКМ в период 2025 - 2027 годов Счетная палата планирует рассмотреть следующие вопросы.

2025 год

2026 год

2027 год

Эффективность государственной поддержки, направленной на защиту имущественных интересов сельскохозяйственных производителей (сельскохозяйственное страхование с государственной поддержкой).

Эффективность оказываемой в рамках отдельных субсидий государственной поддержки производства сельскохозяйственной продукции, по которой установлены пороговые значения продовольственной безопасности.

Влияние государственной поддержки на развитие сельских территорий, а также на привлечение рабочей силы и создание на указанных территориях рабочих мест.

Эффективность государственной поддержки, направленной на развитие картофелеводства и овощеводства, по которым объем производства продукции ниже пороговых значений, установленных Доктриной продовольственной безопасности Российской Федерации, а также на увеличение инвестиционной привлекательности соответствующих подотраслей.

Эффективность мероприятий, направленных на развитие отечественной селекции в области овощеводства и картофелеводства, а также на коммерциализацию ее результатов.

Ответственный за реализацию ОКМ - член Коллегии Счетной палаты, возглавляющий направление аудита природопользования и АПК

ОКМ N 15. Аудит реализации мер по развитию минерально-сырьевой базы Российской Федерации в целях обеспечения отраслей экономики основными видами стратегического минерального сырья

Цель ОКМ:

содействие реализации мер по развитию минерально-сырьевой базы Российской Федерации

Для достижения цели ОКМ в период 2025 - 2027 годов Счетная палата планирует рассмотреть следующие вопросы.

2025 год

2026 год

2027 год

Эффективность использования федеральных и иных ресурсов в целях реализации основных направлений деятельности АО "Росгеология", в том числе по геологическому изучению недр.

Состояние минерально-сырьевой базы Российской Федерации.

Эффективность управления государственным фондом недр в целях обеспечения отраслей экономики страны основными видами стратегического минерального сырья.

Эффективность мер, принимаемых в целях импортозамещения дефицитных видов минерального сырья для обеспечения потребностей экономики Российской Федерации.

Соблюдение недропользователями требований по рациональному использованию недр.

Ответственный за реализацию ОКМ - член Коллегии Счетной палаты, возглавляющий направление аудита природопользования и АПК

ОКМ N 16. Аудит реализации мер, направленных на совершенствование государственного управления в сфере юстиции, судопроизводства и архивного дела

Цель ОКМ:

содействие повышению эффективности деятельности органов юстиции, уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения, судебной системы и Росархива

Для достижения цели ОКМ в период 2025 - 2027 годов Счетная палата планирует рассмотреть следующие вопросы.

2025 год

2026 год

2027 год

Деятельность Минюста России по цифровой трансформации, в том числе по увеличению доли государственных услуг, оказываемых в электронном виде.

Реализация мер, направленных на обеспечение федеральных судов современными зданиями и современными информационными технологиями.

Реализация мер, направленных на обеспечение процессуальных действий в дистанционном формате.

Деятельность Росархива по обеспечению постоянного хранения и использования электронных документов Архивного фонда Российской Федерации.

Реализация Минюстом России мер, направленных на обеспечение доступности бесплатной юридической помощи, оказываемой гражданам дистанционно в электронном виде.

Деятельность ФСИН России по осуществлению государственных капитальных вложений, направленных на улучшение условий содержания осужденных и подследственных; анализ мер по снижению объемов незавершенного строительства.

Реализация мер по обеспечению удаленного (дистанционного) использования гражданами архивных документов и справочно-поисковых средств к ним.

Реализация мер, направленных на обеспечение безопасности федеральных судов, судей и участников судебных заседаний.

Использование ФССП России федеральных ресурсов при реализации полномочий по принудительному исполнению исполнительных документов о взыскании алиментов и задолженности по алиментным обязательствам.

Реализация мер, направленных на формирование единого информационного пространства судебной системы с органами принудительного исполнения и учреждениями уголовно-исполнительной системы.

Реализация мер, направленных на внедрение информационных технологий в работу судебной системы.

Ответственный за реализацию ОКМ - член Коллегии Счетной палаты, возглавляющий направление аудита государственного управления

ОКМ N 17. Антикоррупционный аудит системы государственного управления

Цель ОКМ:

содействие повышению эффективности реализации мер по противодействию коррупции в процессе формирования, управления и распоряжения средствами федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, федеральной собственностью и иными ресурсами в пределах компетенции Счетной палаты, обеспечивающими социально-экономическое развитие Российской Федерации

Для достижения цели ОКМ в период 2025 - 2027 годов Счетная палата планирует рассмотреть следующие вопросы.

2025 год

2026 год

2027 год

Внедрение антикоррупционных мер в федеральных органах государственной власти.

Качество формирования планов по противодействию коррупции федеральных органов государственной власти.

Система управления коррупционными рисками объектов аудита (контроля).

Актуализация примерного перечня индикаторов коррупционных рисков и возможных коррупционных рисков.

Бюджетные процессы предоставления субсидий некоммерческим организациям и результаты их использования.

Приобретение сувенирной и подарочной продукции, ее реализация (выкуп) и передача в федеральную собственность.

Ответственный за реализацию ОКМ - член Коллегии Счетной палаты, возглавляющий направление аудита государственного управления

ОКМ N 18. Аудит инструментов государственной поддержки, направленных на развитие ракетно-космической промышленности в условиях внешнего санкционного давления

Цель ОКМ:

содействие обеспечению развития ракетно-космической промышленности в условиях внешнего санкционного давления

Для достижения цели ОКМ в период 2025 - 2027 годов Счетная палата планирует рассмотреть следующие вопросы.

2025 год

2026 год

2027 год

Эффективность использования бюджетных средств, направленных на осуществление мероприятий по поддержанию в технической и эксплуатационной готовности отдельных комплексов, обеспечивающих функционирование системы ГЛОНАСС; оценка масштабов применения российского оборудования и программного обеспечения при осуществлении этих мероприятий.

Использование средств федерального бюджета на реализацию мероприятий по строительству объектов космодрома "Восточный".

Эффективность реализации мер, направленных на обеспечение технологической независимости по направлению перспективных космических технологий, в том числе по созданию современных сборочных производств (конвейерного и поточного типов) космических аппаратов с возможностью их серийного изготовления на отечественной электронной компонентной базе.

Реализация в условиях санкций приоритетов и задач государственной политики по развитию космических систем навигации, дистанционного зондирования Земли из космоса, связи, вещания, ретрансляции, технологии интернета вещей и широкополосного доступа к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Ответственный за реализацию ОКМ - член Коллегии Счетной палаты, возглавляющий направление аудита промышленности и технологического развития

ОКМ N 19. Аудит реализации мер по развитию ключевых отраслей обрабатывающей промышленности в условиях внешнего санкционного давления

Цель ОКМ:

содействие обеспечению развития ключевых отраслей обрабатывающей промышленности в условиях внешнего санкционного давления

Для достижения цели ОКМ в период 2025 - 2027 годов Счетная палата планирует рассмотреть следующие вопросы.

2025 год

2026 год

2027 год

Результативность мер по развитию (импортозамещению) автомобильной промышленности, реализуемых Минпромторгом России.

Реализация мер, направленных на поддержку лизинга гражданских судов, а также мер, направленных на обеспечение выполнения программы льготного лизинга гражданских судов.

Эффективность использования бюджетных средств на реализацию мероприятий по разработке и внедрению новых технологий в сфере производства беспилотных авиационных систем.

Реализация мер, принятых для развития приоритетных направлений станкоинструментальной промышленности.

Использование средств федерального бюджета, направленных российским организациям на финансовое обеспечение затрат на выполнение комплексных проектов по разработке, созданию и внедрению в серийное производство судового комплектующего оборудования.

Реализация мероприятий, направленных на обеспечение технологической независимости и формирование новых рынков в сфере беспилотных авиационных систем.

Использование средств федерального бюджета на поддержку развития производства малотоннажной и среднетоннажной химической продукции.

Реализация мер государственной поддержки, принятых для развития электронной и радиоэлектронной промышленности.

Использование средств федерального бюджета, направленных на финансирование проекта по созданию и запуску серийного производства самолета Ту-214.

Использование средств федерального бюджета, предоставленных автономной некоммерческой организации "Агентство по технологическому развитию".

Использование средств федерального бюджета, направленных на финансирование проекта по созданию и запуску серийного производства самолета Ил-114.

Использование средств федерального бюджета, выделенных на создание инфраструктуры, включая транспортно-логистические центры и промышленные зоны, обеспечивающей производственную кооперацию с дружественными странами при осуществлении внешнеэкономической деятельности.

Использование средств федерального бюджета, направленных на финансирование проекта по созданию и запуску серийного производства самолета МС-21.

Реализация мер государственной поддержки, направленных на организацию производства отдельных лекарственных средств, включенных в перечень стратегически значимых лекарственных средств, производство которых должно быть обеспечено на территории Российской Федерации.

Выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в судостроительной отрасли и внедрение результатов таких работ в производство.

Ответственный за реализацию ОКМ - член Коллегии Счетной палаты, возглавляющий направление аудита промышленности и технологического развития

ОКМ N 20. Аудит развития и реализации механизмов финансирования трансформации российской экономики

Цель ОКМ:

содействие реализации механизмов финансирования трансформации российской экономики

Для достижения цели ОКМ в период 2025 - 2027 годов Счетная палата планирует рассмотреть следующие вопросы.

2025 год

2026 год

2027 год

Реализация отдельных проектов, финансируемых с привлечением средств государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ" и Фонда национального благосостояния (далее - ФНБ).

Реализация отдельных проектов, финансируемых с привлечением средств ФНБ.

Реализация отдельных проектов, финансируемых с привлечением средств ФНБ.

Механизмы финансирования (кредитования) проектов технологического суверенитета и проектов структурной адаптации экономики.

Меры государственной поддержки финансирования, в том числе кредитования, проектов кластерной инвестиционной платформы и прочих инструментов привлечения инвестиций в проекты по выпуску приоритетной промышленной продукции.

Ответственный за реализацию ОКМ - член Коллегии Счетной палаты, возглавляющий направление аудита финансовых рынков и государственного долга

ОКМ N 21. Аудит реализации мер по обеспечению стабильности банковского сектора и национальной платежной системы в интересах бизнеса и населения

Цель ОКМ:

содействие обеспечению стабильности банковского сектора и национальной платежной системы в интересах бизнеса и населения

Для достижения цели ОКМ в период 2025 - 2027 годов Счетная палата планирует рассмотреть следующие вопросы.

2025 год

2026 год

2027 год

Реализация Банком России мероприятий по развитию национальной платежной инфраструктуры.

Реализация мер по предупреждению банкротства банков.

Реализация мер по бесперебойному функционированию системы расчетно-платежных операций в целях обеспечения структурных изменений экономики.

Реализация Банком России мероприятий, связанных с обеспечением финансовой стабильности и развития финансовых услуг.

Реализация Банком России положений Основных направлений развития национальной платежной системы на 2025 - 2027 годы.

Ответственный за реализацию ОКМ - член Коллегии Счетной палаты, возглавляющий направление аудита финансовых рынков и государственного долга

ОКМ N 22. Аудит состояния внутреннего и внешнего долга

Цель ОКМ:

содействие повышению эффективности управления государственными финансами Российской Федерации

Для достижения цели ОКМ в период 2025 - 2027 годов Счетная палата планирует рассмотреть следующие вопросы.

2025 год

2026 год

2027 год

Структура и динамика внутреннего и внешнего долга Российской Федерации, долга организаций с государственным участием и расходов на его обслуживание.

Механизм списания задолженности регионов по бюджетным кредитам и направления высвобождающихся средств на поддержку инвестиций и в инфраструктурные проекты.

Структура и динамика внутреннего и внешнего долга Российской Федерации, долга организаций с государственным участием на начало 2027 года.

Состояние внешнего долга Российской Федерации и возможность замещения его внутренними заимствованиями.

Инструменты, используемые Минфином России в качестве источников финансирования дефицита федерального бюджета.

Долговая устойчивость организаций с государственным участием как фактор риска для федерального бюджета.

Состояние государственного долга субъектов Российской Федерации на начало 2025 года и факторы, оказавшие на него влияние.

Структура и динамика государственного долга субъектов Российской Федерации и факторы, повлиявшие на состояние государственного долга субъектов Российской Федерации.

Управление остатками на едином казначейском счете и распределение доходов от операций по управлению единым казначейским счетом.

Результативность управления средствами единого казначейского счета.

Ответственный за реализацию ОКМ - член Коллегии Счетной палаты, возглавляющий направление аудита финансовых рынков и государственного долга

ОКМ N 23. Аудит реализации государственных мер по модернизации жилищно-коммунального хозяйства

Цель ОКМ:

содействие повышению эффективности реализации государственных мер поддержки в сфере ЖКХ

Для достижения цели ОКМ в период 2025 - 2027 годов Счетная палата планирует рассмотреть следующие вопросы.

2025 год

2026 год

2027 год

Эффективность использования инфраструктурных бюджетных кредитов на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов в коммунальной сфере.

Эффективность использования инструментов инфраструктурного меню на реализацию проектов в жилищно-коммунальном хозяйстве.

Эффективность использования средств федерального бюджета, а также средств институтов развития на реализацию мероприятий по модернизации коммунальной инфраструктуры (субсидии, инфраструктурные бюджетные кредиты и др.).

Эффективность использования средств федерального бюджета на строительство (реконструкцию, в том числе с элементами реставрации, техническое перевооружение) очистных сооружений водопроводно-канализационного хозяйства и (или) линейных объектов, обеспечивающих реализацию мероприятий федерального проекта "Оздоровление Волги".

Ответственный за реализацию ОКМ - член Коллегии Счетной палаты, возглавляющий направление аудита регионального развития и ЖКХ

ОКМ N 24. Аудит эффективности государственных капитальных вложений в сфере строительства

Цель ОКМ:

содействие повышению эффективности государственных капитальных вложений

Для достижения цели ОКМ в период 2025 - 2027 годов Счетная палата планирует рассмотреть следующие вопросы.

2025 год

2026 год

2027 год

Стоимость строительства квадратного метра объектов социальной сферы в субъектах Российской Федерации на примере больниц, поликлиник, школ и детских садов.

Эффективность использования субъектами Российской Федерации средств, предоставленных публично-правовой компанией "Фонд развития территорий" на реализацию специального инвестиционного проекта.

Эффективность консолидации бюджетных расходов на строительство (реконструкцию) объектов капитального строительства, включая закупки оборудования, входящего в сметы на строительство, на примере публично-правовой компании "Единый заказчик в сфере строительства" (объекты, введенные в эксплуатацию 2025 - 2026 годах).

Эффективность бюджетных расходов на строительство (реконструкцию) объектов капитального строительства, включая закупки оборудования, входящего в сметы на строительство, на примере публично-правовой компании "Единый заказчик в сфере строительства".

Эффективность использования средств федерального бюджета на реализацию мероприятий по созданию объектов капитального строительства на примере акционерного общества "Корпорация развития Дальнего Востока и Арктики".

Эффективность использования средств федерального бюджета на реализацию мероприятий по созданию объектов капитального строительства в сфере туризма на примере акционерного общества "КАВКАЗ.РФ".

Ответственный за реализацию ОКМ - член Коллегии Счетной палаты, возглавляющий направление аудита регионального развития и ЖКХ

ОКМ N 25. Аудит реализации мер государственной политики, направленных на цифровую трансформацию государственного управления

Цель ОКМ:

содействие реализации мер государственной политики, направленных на цифровую трансформацию государственного управления

Для достижения цели ОКМ в период 2025 - 2027 годов Счетная палата планирует рассмотреть следующие вопросы.

2025 год

2026 год

2027 год

Результаты цифровой трансформации отрасли таможенного регулирования с точки зрения эффективности использования средств федерального бюджета, востребованности функциональности и данных информационных систем, обеспечения информационной безопасности, реализации политики импортозамещения.

Достаточность и целесообразность использования для задач цифровой трансформации единых цифровых платформенных решений, созданных в целях цифровой трансформации государственного управления, в том числе с учетом возможности их масштабирования и обеспечения информационной безопасности.

Управление государственными данными, их гармонизация и синхронизация, лучшие практики использования и применения государственных данных при принятии государственными органами управленческих решений.

Результаты создания и использования инфраструктуры, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных услуг и исполнения государственных функций в электронной форме.

Ответственный за реализацию ОКМ - член Коллегии Счетной палаты, возглавляющий направление аудита цифрового развития и государственной поддержки предпринимательства

ОКМ N 26. Анализ ценообразования на программное обеспечение и компоненты информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, закупаемые с привлечением средств федерального бюджета

Цель ОКМ:

содействие повышению эффективности ценообразования на программное обеспечение и компоненты информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, приобретаемые с привлечением средств федерального бюджета

Для достижения цели ОКМ в период 2025 - 2027 годов Счетная палата планирует рассмотреть следующие вопросы.

2025 год

2026 год

2027 год

Использование средств федерального бюджета в рамках государственных закупок программного обеспечения и компонентов информационно-телекоммуникационной инфраструктуры с точки зрения ценообразования на такие товары и услуги, реализации политики импортозамещения и рисков неэффективного использования средств федерального бюджета.

Использование средств федерального бюджета, выделяемых федеральным учреждениям в рамках целевых субсидий, с точки зрения ценообразования на программное обеспечение и компоненты информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, реализации политики импортозамещения и рисков неэффективного использования средств федерального бюджета.

Использование средств федерального бюджета, выделяемых юридическим лицам - получателям субсидий из федерального бюджета, с точки зрения ценообразования на программное обеспечение и компоненты информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, реализации политики импортозамещения и рисков неэффективного использования средств федерального бюджета.

Ответственный за реализацию ОКМ - член Коллегии Счетной палаты, возглавляющий направление аудита цифрового развития и государственной поддержки предпринимательства

ОКМ N 27. Аудит реализации мер социальной поддержки социально уязвимых групп населения

Цель ОКМ:

содействие повышению эффективности использования бюджетных средств и обеспечению соблюдения прав граждан при предоставлении им мер социальной поддержки

Для достижения цели ОКМ в период 2025 - 2027 годов Счетная палата планирует рассмотреть следующие вопросы.

2025 год

2026 год

2027 год

Сокращение задолженности по обеспечению детей-сирот жильем.

Повышение эффективности использования бюджетных средств на поддержку семей с детьми.

Усиление влияния мер социальной поддержки граждан на социально-экономическое положение многодетных семей.

Повышение эффективности использования средств бюджетов всех уровней в целях увеличения количества обеспеченных жильем детей-сирот.

Повышение адресности предоставления мер социальной поддержки в части льгот на оплату жилищно-коммунальных услуг.

Совершенствование механизма проактивного назначения пенсий и социальных выплат.

Повышение эффективности использования бюджетных средств на социальные доплаты к пенсии и компенсационные выплаты, связанные с уходом за нетрудоспособными гражданами.

Устранение проблем, приводящих к нарушению прав граждан при назначении социальных доплат к пенсии и компенсационных выплат, связанных с уходом за нетрудоспособными гражданами.

Ответственный за реализацию ОКМ - член Коллегии Счетной палаты, возглавляющий направление аудита социальной защиты и культуры

ОКМ N 28. Аудит реализации мер, направленных на поддержку занятости населения

Цель ОКМ:

содействие повышению эффективности использования бюджетных средств и обеспечению соблюдения прав граждан при реализации мер поддержки занятости населения

Для достижения цели ОКМ в период 2025 - 2027 годов Счетная палата планирует рассмотреть следующие вопросы.

2025 год

2026 год

2027 год

Повышение эффективности использования бюджетных средств на содействие занятости получателей социального контракта.

Реализация поручений Президента Российской Федерации по внедрению новой модели оплаты труда работников бюджетного сектора экономики.

Обеспечение уровня заработной платы работников бюджетного сектора экономики не ниже целевых показателей, установленных указами Президента Российской Федерации.

Усиление влияния социального контракта на снижение бедности.

Сокращение дефицита кадров организаций бюджетного сектора экономики.

Повышение уровня трудоустройства отдельных категорий граждан, прошедших обучение и получивших дополнительное профессиональное образование.

Повышение эффективности информационных систем в сфере занятости населения.

Рост числа самозанятых граждан с устойчивым уровнем доходов от трудовой деятельности.

Ответственный за реализацию ОКМ - член Коллегии Счетной палаты, возглавляющий направление аудита социальной защиты и культуры

3. Основные общесистемные направления развития

Счетной палаты на 2025 - 2027 годы

На период 2025 - 2027 годов Счетная палата выделяет набор приоритетных тем трансформации, работа по которым позволит усилить ее функциональные возможности, успешно провести комплексы мероприятий, предусмотренные в разделе 2 ОНД, и выполнить положения Стратегии развития:

1) реализация комплексной программы цифровой трансформации;

2) развитие экспертизы по отдельным тематикам аудита (контроля);

3) оптимизация подходов к проведению и управлению результатами мероприятий Счетной палаты;

4) развитие подходов к работе с человеческим капиталом;

5) развитие взаимодействия с контрольно-счетными органами субъектов Российской Федерации, федеральных территорий и муниципальных образований (далее - КСО);

6) развитие международного сотрудничества.

1. Реализация комплексной программы цифровой трансформации

В период 2025 - 2027 годов планируется реализовать комплексную программу цифровой трансформации Счетной палаты, включающую следующие основные блоки:

1) создание единой цифровой платформы, предоставляющей функционал единого рабочего места инспектора для осуществления аудита (контроля) с необходимыми инструментами, сервисами и прикладными решениями на всех этапах аудита (контроля);

2) развитие датацентричности, предусматривающее проведение аудита (контроля) на базе дистанционного мониторинга деятельности объектов аудита (контроля) и тенденций отраслей экономики, обеспечиваемого за счет доступности данных и применения инструментов продвинутой аналитики, в том числе с использованием технологий машинного обучения и искусственного интеллекта, с превентивным реагированием на выявляемые риски;

3) совершенствование систем обеспечения деятельности, предусматривающее цифровизацию и автоматизацию работы всех обеспечивающих функций Счетной палаты для организации "бесшовного" взаимодействия между подразделениями и повышения качества предоставляемых ими внутренних сервисов;

4) развитие цифровой инфраструктуры, предусматривающее оптимизацию цифровой архитектуры, создание собственного центра обработки данных, обновление парка серверного и телекоммуникационного оборудования, импортозамещение компьютерной аппаратуры и прочего ИТ-оборудования;

5) совершенствование информационной безопасности, предусматривающее внедрение передовых отечественных систем информационной безопасности, оптимизацию процесса и сокращение времени реагирования на инциденты информационной безопасности, выстраивание мониторинга событий информационной безопасности в режиме 24/7.

2. Развитие экспертизы по отдельным тематикам аудита (контроля)

В период 2025 - 2027 годов планируется развитие экспертизы и рабочего инструментария Счетной палаты по следующим тематикам внешнего государственного аудита (контроля), связанным с существенными рисками управления федеральными и иными ресурсами.

2.1. Аудит реализации национальных целей, национальных и федеральных проектов, государственных программ Российской Федерации, формирования и исполнения федерального бюджета

Основные планируемые результаты:

- развитие подходов к проведению мониторинга и анализа формирования и использования системы целевых показателей при разработке и реализации документов стратегического планирования Российской Федерации;

- создание "сквозной" цифровой системы мониторинга реализации национальных и федеральных проектов, государственных программ Российской Федерации и субъектов Российской Федерации;

- внедрение новых решений в области риск-ориентированного подхода.

2.2. Аудит государственных закупок

Основные планируемые результаты:

- формирование и внедрение для использования в рамках проведения мероприятий базы данных референтных цен товаров, работ, услуг;

- внедрение подходов к анализу причин роста стоимости товаров, работ, услуг в рамках цепочек движения товаров (формирования стоимости работ и услуг);

- внедрение подходов к выявлению злоупотреблений, связанных с организацией осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд.

2.3. Аудит расходов на капитальное строительство

Основные планируемые результаты:

- развитие компетенций по использованию в аудите специализированной (градостроительной, проектно-сметной и прочей) документации, в том числе с использованием методов сбора и обработки больших данных;

- формирование базы типовых нарушений в сфере строительства и реконструкции объектов;

- внедрение системы оценки рисков на различных стадиях капитального строительства объектов.

2.4. Аудит информационных систем

Основные планируемые результаты:

- развитие практик аудита обоснованности затрат на создание, развитие и эксплуатацию информационных систем;

- развитие подходов к определению соответствия фактического состояния информационных систем предъявляемым к ним целевым требованиям;

- внедрение подходов к выявлению и анализу всех посредников, участвующих в цепочке движения товаров (формирования стоимости работ и услуг) от производителя (импортера) до заказчика по государственным контрактам в области информационных технологий.

2.5. Аудит управления государственным имуществом

Основные планируемые результаты:

- расширение возможностей для аудита полного цикла использования государственного имущества на основе различных источников данных;

- повышение качества сведений об объектах федерального недвижимого имущества, учтенных в государственных информационных системах (ресурсах);

- развитие подходов к аудиту эффективности управления государственным имуществом в целях защиты интересов государства как собственника.

2.6. Аудит осуществления инновационной деятельности и научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР)

Основные планируемые результаты:

- развитие подходов к анализу соответствия фактических результатов инновационной деятельности и НИОКР первоначально заявленным целям их проведения;

- развитие подходов к анализу востребованности и отсутствия дублирования инновационной деятельности и НИОКР;

- развитие подходов к анализу управления результатами НИОКР как интеллектуальной собственности государства.

2.7. Аудит государственных корпораций, организаций с государственным участием и иных организаций в пределах компетенции Счетной палаты

Основные планируемые результаты:

- развитие подходов к работе с финансовой, управленческой и иной отчетностью организаций;

- развитие подходов к анализу эффективности и устойчивости деятельности организаций;

- развитие практик аудита системы управления и процессов организаций.

2.8. Выявление правонарушений и работа с правоохранительными органами

Основные планируемые результаты:

- совершенствование практик работы с областью потенциальных экономических преступлений - выявление признаков, сбор информации, оформление материалов для передачи в правоохранительные органы и т.д.;

- развитие практик проведения, в том числе совместно с иными заинтересованными государственными органами, мониторинга финансовых операций, поиска аффилированных лиц для выявления возможных нарушений;

- привлечение представителей правоохранительных органов к участию в проведении контрольных мероприятий Счетной палаты.

3. Оптимизация подходов к проведению и управлению результатами мероприятий Счетной палаты

В период 2025 - 2027 годов Счетная палата ставит перед собой следующие основные задачи, связанные с оптимизацией подходов к проведению и управлению результатами мероприятий:

1) совершенствование системы управления качеством на уровне как Счетной палаты в целом, так и отдельных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, включая оптимизацию процессов планирования, подготовки и проведения мероприятий, применение новых подходов к формированию и ведению рабочей документации, автоматизацию процессов формирования отчетов и внедрение автоматизированного контроля качества проведения мероприятий;

2) разработка подходов к проведению отдельных мероприятий по тематикам, предусматривающим существенные расходы федерального бюджета (государственные закупки, субсидии из федерального бюджета на поддержку отраслей экономики, строительство инфраструктурных объектов, развитие государственных информационных систем и др.), в целях оперативного выявления значимых нарушений и их причин в рамках указанных мероприятий;

3) совершенствование основных процедур и подходов, применяемых в рамках аудита соответствия, включая автоматизацию базовых процессов его проведения, в целях повышения доказательности результатов и выводов контрольных и экспертно-аналитических мероприятий с применением аудита соответствия;

4) развитие подходов к аудиту эффективности, в том числе оценка эффективности отдельных мер государственной поддержки, определение резервов для повышения эффективности деятельности объектов аудита (контроля) и реализация новых инструментов комплексной оценки всей совокупности инструментов, видов и форм государственной поддержки, обеспечение возможности проведения сравнительного анализа комплексной государственной поддержки между различными бенефициарами, отраслями;

5) оптимизация структуры и объема стандартов и методических документов Счетной палаты за счет исключения дублирующих положений, в том числе в целях повышения удобства применения их инспекторским составом;

6) снижение трудозатрат на проведение мероприятий, в том числе за счет оптимизации процессов, в целях повышения общей производительности труда, выполнения большего числа контрольных и экспертно-аналитических мероприятий при одновременном повышении глубины анализа, проводимого в рамках мероприятий;

7) развитие подходов к продвижению результатов основой деятельности Счетной палаты (требования и предложения (рекомендации), содержащиеся в представлениях и информационных письмах Счетной палаты, заключения по итогам экспертизы проектов законодательных и иных нормативных правовых актов и т.д.);

8) разработка и внедрение системы оценки эффектов от реализации предложений (рекомендаций), формируемых по итогам мероприятий Счетной палаты.

4. Развитие подходов к работе с человеческим капиталом

В период 2025 - 2027 годов планируется развитие подходов к работе с человеческим капиталом по следующим направлениям:

1) развитие инструментария для прогнозирования потребности в ресурсах и формирования состава участников мероприятий;

2) совершенствование инструментов индивидуального целеполагания сотрудников Счетной палаты по развитию их навыков и компетенций, создание условий для профессионального и карьерного роста;

3) формирование структуры, выполняющей функции корпоративного университета Счетной палаты, развитие форм персонализированного обучения сотрудников на рабочих местах, основанных на модели компетенций и оценке реальных потребностей в знаниях и умениях для решения стоящих перед Счетной палатой стратегических задач;

4) совершенствование программ материального и нематериального стимулирования сотрудников, подходов к повышению уровня их удовлетворенности условиями труда;

5) развитие инструментов аналитической поддержки для принятия кадровых решений.

5. Развитие взаимодействия с КСО

В период 2025 - 2027 годов Счетная палата ставит следующие основные задачи, связанные с развитием взаимодействия с КСО:

1) подготовка предложений о внесении в законодательство Российской Федерации изменений, направленных на совершенствование регулирования внешнего государственного и муниципального финансового контроля;

2) повышение качества совместных и параллельных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий Счетной палаты и КСО, в том числе проведение мероприятий с использованием единых методологических подходов внешнего государственного аудита (контроля);

3) создание системы развития и оценки потенциала КСО;

4) оказание содействия в профессиональном развитии сотрудникам КСО;

5) формирование цифровой экосистемы внешнего государственного и муниципального аудита (контроля).

6. Развитие международного сотрудничества

В период 2025 - 2027 годов Счетная палата ставит следующие основные задачи, связанные с развитием международного сотрудничества:

1) поиск, анализ и систематизация лучших зарубежных практик в различных сферах государственного управления в целях повышения эффективности контрольной и экспертно-аналитической деятельности Счетной палаты и развития методологии аудита;

2) укрепление двусторонних и многосторонних форматов взаимодействия с высшими органами аудита стран ближнего зарубежья, Азии, Африки, Ближнего Востока, Латинской Америки, дружественных стран из других регионов, в том числе осуществление с ними обмена опытом обучающих мероприятий и аудиторской деятельности;

3) развитие практики проведения совместных и параллельных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий с высшими органами аудита государств-членов Союзного государства, ЕАЭС, СНГ и других зарубежных стран;

4) проведение работы по повышению уровня представленности Счетной палаты в руководящих органах международных организаций и других объединений высших органов аудита; участие в разработке международных стандартов и других методических документов;

5) реализация инициативы по формированию международного центра компетенций в сфере государственного аудита, в том числе в рамках проекта "Цифровой университет для сообщества ИНТОСАИ";

6) развитие практики проведения мероприятий внешнего аудита международных организаций.

Другие документы по теме
Ошибка на сайте