Рейтинг@Mail.ru

Определение Верховного Суда РФ от 02.07.2009 N КАС09-295

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 2 июля 2009 г. N КАС09-295

Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего: Федина А.И.,

членов коллегии: Манохиной Г.В., Кнышева В.П.,

при секретаре: Поповой Ю.В.,

с участием прокурора: Масаловой Л.Ф.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Камаловой Аиды Азатовны о признании частично недействующим пункта 5 Положения о формах и порядке проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы среднего (полного) общего образования, утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 ноября 2008 г. N 362,

по кассационной жалобе Камаловой А.А. на решение Верховного Суда Российской Федерации от 21 апреля 2009 года, которым отказано в удовлетворении заявленного требования.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Федина А.И., объяснения представителей заявителя - Аверьянова И.М. и Хамидуллиной К.З., поддержавших доводы кассационной жалобы, объяснения представителей Министерства образования и науки РФ - Линской Ю.В., Курдиной Н.В. и Брызгаловой С.М., возражавших против удовлетворения кассационной жалобы, выслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей кассационную жалобу необоснованной,

Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации

установила:

Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 ноября 2008 г. N 362 утверждено Положение о формах и порядке проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы среднего (полного) общего образования (далее - Положение). Приказ зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 13 января 2009 г. N 13065 и официально опубликован в "Российской газете" N 15, 30 января 2009 г.

Пунктом 5 Положения установлено, что государственная (итоговая) аттестация по всем общеобразовательным предметам, указанным в пункте 4 данного Положения (за исключением иностранных языков), проводится на русском языке.

Камалова А.А. просила Верховный Суд Российской Федерации признать пункт 5 Положения недействующим в части, не позволяющей проводить государственную (итоговую) аттестацию по всем общеобразовательным предметам, указанным в пункте 4 Положения, на других языках народов Российской Федерации (за исключением проведения государственной (итоговой) аттестации по русскому языку и иностранным языкам). Как указала заявительница, данное положение противоречит статье 6 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании", пунктам 1, 2, 4 статьи 9 Закона Российской Федерации от 25 октября 1991 г. N 1807-1 "О языках народов Российской Федерации", согласно которым граждане Российской Федерации имеют право на получение основного общего образования на родном языке, а также на выбор языка обучения в пределах возможностей, предоставляемых системой образования, нарушает право ее дочери, обучающейся в гимназии с татарским языком обучения, на получение образования на родном языке и ставит ее в неравные условия по сравнению с детьми, обучающимися на русском языке.

Верховный Суд Российской Федерации вынес указанное решение.

В кассационной жалобе Камалова А.А. просит об отмене судебного решения, считая его незаконным и необоснованным.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для ее удовлетворения.

В соответствии с частью 1 статьи 68 Конституции Российской Федерации государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык.

В части 2 вышеуказанной статьи закреплено также право республик на установление своих государственных языков.

Республика Татарстан (Татарстан) является субъектом Российской Федерации (статья 65 Конституции Российской Федерации).

В силу пункта 2 статьи 9 Закона Российской Федерации от 25 октября 1991 г. N 1807-1 "О языках народов Российской Федерации" граждане Российской Федерации имеют право на получение основного общего образования на родном языке, а также на выбор языка обучения в пределах возможностей, предоставляемых системой образования. Право граждан на получение образования на родном языке обеспечивается, как указано в пункте 2 статьи 6 Закона Российской Федерации "Об образовании", созданием необходимого числа соответствующих образовательных учреждений, классов, групп, а также условий для их функционирования.

Общее образование согласно пункту 1 статьи 19 Закона Российской Федерации "Об образовании" включает в себя три ступени, соответствующие уровням образовательных программ: начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование.

Суд правильно указал, что анализ вышеприведенных правовых норм федеральных законов позволяет сделать вывод, что государство гарантирует получение на родном языке основного общего образования, т.е. одной из трех ступеней общего образования (до 9 класса), что не исключает получение образования более высокого уровня на родном языке при наличии такой возможности, предоставленной системой образования.

Право выбора образовательного учреждения с тем или иным языком воспитания и обучения детей в силу пункта 3 статьи 9 Закона "О языках народов Российской Федерации" принадлежит родителям или лицам, их заменяющим, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии со статьей 15 Закона "Об образовании" освоение образовательных программ среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях, имеющих государственную аккредитацию, завершается обязательной государственной (итоговой) аттестацией обучающихся, которая проводится в форме единого государственного экзамена (пункт 4); единый государственный экзамен представляет собой форму объективной оценки качества подготовки лиц, освоивших образовательные программы среднего (полного) общего образования, с использованием заданий стандартизированной формы (контрольных измерительных материалов), выполнение которых позволяет установить уровень освоения ими федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования (пункт 4.1); результаты единого государственного экзамена признаются образовательными учреждениями среднего и высшего профессионального образования как результаты вступительных испытаний по соответствующим общеобразовательным предметам (пункт 4.2); лицам, сдавшим единый государственный экзамен, выдается свидетельство о результатах единого государственного экзамена (пункт 4.3).

Оспариваемое Камаловой А.А. Положение определяет порядок проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы среднего (полного) общего образования (пункт 1), т.е. третьей, завершающей ступени общего образования, и распространяется только на имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения, реализующие основные общеобразовательные программы среднего (полного) общего образования (пункт 2).

Пункт 5 Положения, устанавливающий проведение государственной (итоговой) аттестации по всем общеобразовательным предметам на русском языке, касается только государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы среднего (полного) общего образования, проводимой по окончании 11 (12) класса, и не нарушает право граждан на получение основного общего образования (до 9 класса) на родном языке, т.к. не регулирует порядок проведения обязательной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы основного общего образования.

В связи с изложенным несостоятельна ссылка Камаловой А.А., содержащаяся как в первоначальном заявлении, так и в кассационной жалобе на противоречие оспоренной нормы ст. 9 Закона Российской Федерации от 25 октября 1991 г. N 1807-1 "О языках народов Российской Федерации", гарантирующей право на получение основного общего образования (одной из трех ступеней общего образования) на родном языке. При этом в силу данного федерального закона получение образования более высокого уровня на родном языке возможно, но в пределах возможностей, предоставляемых системой образования.

Вопросы изучения государственных языков республик в составе Российской Федерации регулируются соответствующим законодательством этих республик.

Законом Республики Татарстан от 19 октября 1993 г. N 1982-Х 11 "Об образовании" предусмотрено, что татарский и русский языки в общеобразовательных учреждениях изучаются в равных объемах (пункт 2 статьи 6).

Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 16 ноября 2004 г. N 16-П установлено, что регулирование статуса татарского языка как государственного языка Республики Татарстан, его изучение (преподавание) в рамках основного общего образования как общеобязательной дисциплины должны осуществляться без ущерба для функционирования и изучения русского языка как государственного языка Российской Федерации в соответствии с общефедеральными государственными стандартами с учетом того, что в отличие от русского языка татарский язык не является официальным языком на территориях других субъектов Российской Федерации. В противном случае создавалась бы возможность нарушения гарантированных Конституцией Российской Федерации принципов равенства прав и свобод человека и гражданина и несения гражданами Российской Федерации равных обязанностей на всей ее территории, в том числе применительно к реализации права на образование и языковых прав и свобод (статья 6, часть 2; статья 19, часть 2; статья 43 и 68 Конституции Российской Федерации).

Одновременно Конституционный Суд Российской Федерации указал, что изучение татарского языка должно осуществляться в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации федеральными государственными образовательными стандартами и не препятствовать прохождению итоговой аттестации, выдаче документа о получении основного общего образования и получению образования более высокого уровня.

Статьей 5 Федерального закона от 1 июня 2005 года N 53-ФЗ "О государственном языке Российской Федерации" гарантируется получение образования на русском языке в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, т.е. на любой стадии получения образования.

Русский язык как государственный язык Российской Федерации изучается в общеобразовательных учреждениях и образовательных учреждениях профессионального образования. Во всех имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях, за исключением дошкольных образовательных учреждений, изучение русского языка как государственного языка Российской Федерации является обязательным и регулируется государственными образовательными стандартами (пункт 2 статьи 10 Закона "О языках народов Российской Федерации").

Федеральный компонент государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования направлен на обеспечение обучающимся равных возможностей для их последующего профессионального образования и профессиональной деятельности, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда.

Согласно федеральному компоненту государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденного Приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. N 1089, основные компоненты обязательного минимума содержания основных образовательных программ по русскому языку для образовательных учреждений с русским языком обучения и с родным (нерусским) языком обучения едины.

В связи с изложенным довод Камаловой А.А. о том, что проведение государственной (итоговой) аттестации, проводимой в форме единого государственного экзамена по всем общеобразовательным предметам, указанным в пункте 4 оспариваемого Положения (за исключением иностранных языков), на русском языке нарушает права ее несовершеннолетней дочери на получение образования на родном языке, несостоятелен.

Довод кассационной жалобы о том, что если система образования в Республике Татарстан предоставляет возможность учащимся с 1 по 11 (12) классы получать образование на родном татарском языке, то и государственная (итоговая) аттестация обучающихся должна обязательно проводиться на родном татарском языке, не согласуется с вышеприведенными положениями федеральных законов.

В соответствии со ст. ст. 251, 253 ГПК РФ судом рассматриваются заявления о признании нормативных правовых актов противоречащими полностью или в части федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции правильно исходил из того, что оспариваемый нормативный акт принят компетентным федеральным органом исполнительной власти. Проведение государственной (итоговой) аттестации, проводимой в форме единого государственного экзамена по всем общеобразовательным предметам, указанным в пункте 4 оспариваемого Положения (за исключением иностранных языков), на русском языке федеральному законодательству или другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, не противоречит.

Вывод о законности оспоренного (в части) нормативного правового акта сделан судом, исходя из компетенции правотворческого органа, его издавшего, и содержания изложенных в нем норм на основе надлежащего анализа норм федерального законодательства.

Предусмотренных ст. 362 ГПК РФ оснований для отмены решения суда в кассационном порядке не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 360, 361 Гражданского процессуального кодекса РФ, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации

определила:

решение Верховного Суда Российской Федерации от 21 апреля 2009 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Камаловой А.А. - без удовлетворения.

Председательствующий

А.И.ФЕДИН

Члены коллегии

Г.В.МАНОХИНА

В.П.КНЫШЕВ

Другие документы по теме
<Об оставлении без изменения решения Верховного Суда РФ от 08.06.2010, которым было отказано в удовлетворения заявления о признании недействующими абзацев 4 - 7 пункта 18.5 Административного регламента исполнения Федеральной миграционной службой государственной функции по осуществлению полномочий в сфере реализации законодательства о гражданстве Российской Федерации, утв. Приказом ФМС РФ от 19.03.2008 N 64>
<Об оставлении без изменения решения Верховного Суда РФ от 05.06.2012 N АКПИ12-708 о частичном удовлетворении заявления о признании недействующими пунктов 37 и 38.6 (частично) Административного регламента по предоставлению Федеральной миграционной службой государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство в Российской Федерации, утв. Приказом ФМС России от 29.02.2008 N 41>
"Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Абидуева Александра Николаевича на нарушение его конституционных прав пунктом 3 части четвертой статьи 392 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации"
"По запросу Курганского областного суда о проверке конституционности положений статьи 252, части первой статьи 389.13, части третьей статьи 389.20 и части первой статьи 389.24 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации"
Ошибка на сайте