Определение Конституционного Суда РФ от 27.01.2011 N 128-О-О
КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 27 января 2011 г. N 128-О-О
ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ
ГРАЖДАНКИ МОЧАЛОВОЙ ИННЫ ГРИГОРЬЕВНЫ НА НАРУШЕНИЕ
ЕЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ПУНКТОМ 4 СТАТЬИ 5 И ПОДПУНКТОМ 2
ПУНКТА 2 СТАТЬИ 9 ЗАКОНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
"О ВЫНУЖДЕННЫХ ПЕРЕСЕЛЕНЦАХ"
Конституционный Суд Российской Федерации в составе заместителя Председателя О.С. Хохряковой, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, Н.В. Селезнева, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев по требованию гражданки И.Г. Мочаловой вопрос о возможности принятия ее жалобы к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,
установил:
1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданка И.Г. Мочалова оспаривает конституционность следующих положений Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 года N 4530-1 "О вынужденных переселенцах":
пункта 4 статьи 5, согласно которому статус вынужденного переселенца предоставляется на пять лет; федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий принимают меры, предусмотренные статьей 7 данного Закона, по обеспечению обустройства вынужденного переселенца и членов его семьи на новом месте жительства на территории Российской Федерации; при наличии обстоятельств, препятствующих вынужденному переселенцу в обустройстве на новом месте жительства, срок действия его статуса продлевается территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, на каждый последующий год по заявлению вынужденного переселенца;
подпункта 2 пункта 2 статьи 9, в соответствии с которым лицо утрачивает статус вынужденного переселенца в связи с истечением срока предоставления статуса в соответствии с пунктом 4 статьи 5 данного Закона.
Как следует из представленных материалов, И.Г. Мочалова приобрела статус вынужденного переселенца с 11 августа 1995 года, срок действия которого в последующем неоднократно продлевался. В 2005 году Управление Федеральной миграционной службы России по городу Санкт-Петербургу и Ленинградской области приглашало И.Г. Мочалову для решения вопроса о продлении статуса вынужденного переселенца в связи с окончанием срока действия данного статуса. Приказом Управления Федеральной миграционной службы России по городу Санкт-Петербургу и Ленинградской области утверждено решение Комиссии по предоставлению статуса и учету вынужденных переселенцев Управления по делам миграции ГУВД Санкт-Петербурга и Ленинградской области, в соответствии с которым И.Г. Мочалова была признана утратившей статус вынужденного переселенца на основании подпункта 2 пункта 2 статьи 9 Закона Российской Федерации "О вынужденных переселенцах".
Предписанием Управления Федеральной миграционной службы России по городу Санкт-Петербургу и Ленинградской области И.Г. Мочаловой предложено добровольно освободить жилое помещение фонда жилья для временного поселения вынужденных переселенцев. Решением Приморского районного суда города Санкт-Петербурга от 26 августа 2009 года, оставленным без изменения судом кассационной инстанции, удовлетворено требование Управления Федеральной миграционной службы России по городу Санкт-Петербургу и Ленинградской области о выселении И.Г. Мочаловой из жилого помещения фонда жилья для временного поселения вынужденных переселенцев и отказано в удовлетворении встречного иска И.Г. Мочаловой о восстановлении статуса вынужденного переселенца и восстановлении в сводных списках нуждающихся в жилых помещениях.
По мнению заявительницы, оспариваемые законоположения, допускающие возможность утраты статуса вынужденного переселенца гражданином, обустройство которого на новом месте жительства не осуществлено, не соответствуют статьям 2, 45 (часть 1) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные И.Г. Мочаловой материалы, не находит оснований для принятия ее жалобы к рассмотрению.
Закон Российской Федерации "О вынужденных переселенцах" определяет статус вынужденных переселенцев, устанавливает экономические, социальные и правовые гарантии защиты их прав и законных интересов на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации (преамбула).
Оспариваемые законоположения, устанавливающие пятилетний срок действия статуса вынужденного переселенца с правом последующего его ежегодного продления, а также основания его утраты, закрепляют временный характер данного статуса, признаваемого за гражданином, покинувшим свое место жительства вследствие стечения крайне тяжелых жизненных обстоятельств (пункт 1 статьи 1), и предполагающего в связи с этим необходимость предоставления повышенной государственной поддержки, способствующей его обустройству на новом месте жительства.
Оказывая содействие вынужденному переселенцу, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий: включают вынужденного переселенца в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации в список граждан на получение жилья независимо от срока проживания в данной местности; оказывают вынужденному переселенцу помощь при вступлении в жилищный кооператив, помощь в индивидуальном жилищном строительстве, включая предоставление (приобретение) земельного участка и приобретение строительных материалов в установленном порядке; предоставляют вынужденным переселенцам, нуждающимся в получении жилых помещений, социальные выплаты на их приобретение; предоставляют в первоочередном порядке одинокому вынужденному переселенцу (престарелому или инвалиду), нуждающемуся в постоянном уходе, место в учреждении социальной защиты населения (подпункты 2, 3, 4 и 8 пункта 1 статьи 7).
Вместе с тем федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий оказывают содействие вынужденному переселенцу в возвращении оставленного им на территории Российской Федерации имущества, находящегося в его собственности; при невозможности возвращения имущества вынужденному переселенцу в соответствии с законодательством Российской Федерации выплачивается компенсация (подпункт 1 пункта 4 статьи 7). При этом лицо, утратившее статус вынужденного переселенца в связи с истечением срока его предоставления, сохраняет право на получение компенсации за утраченное имущество в соответствии с пунктом 4 статьи 7 данного Закона.
Кроме того, заявление о продлении срока действия статуса вынужденного переселенца, поданное лицом после истечения срока действия статуса, рассматривается по существу при наличии у него уважительных причин несвоевременного обращения (пункт 23 Административного регламента Федеральной миграционной службы по исполнению государственной функции по предоставлению статуса вынужденного переселенца, продлению срока его действия, утрате и лишению статуса вынужденного переселенца, а также по учету вынужденных переселенцев, утвержденного Приказом Федеральной миграционной службы от 20 декабря 2007 года N 465).
Таким образом, оспариваемые законоположения, действующие в системе правового регулирования статуса вынужденного переселенца, не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права граждан. Решение же вопросов о том, сохранялись ли основания для продления заявительнице статуса вынужденного переселенца, а также были ли выполнены государством обязанности по обустройству вынужденного переселенца и компенсации вреда, как связанных с установлением фактических обстоятельств дела, к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации не относится (статья 125 Конституции Российской Федерации и статья 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации").
Исходя из изложенного и руководствуясь частью второй статьи 40, пунктом 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Мочаловой Инны Григорьевны, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Заместитель Председателя
Конституционного Суда
Российской Федерации
О.С.ХОХРЯКОВА