Определение Верховного Суда РФ от 22.07.2014 N АПЛ14-294
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 22 июля 2014 г. N АПЛ14-294
Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Манохиной Г.В.,
членов коллегии Корчашкиной Т.Е., Назаровой А.М.,
при секретаре Д.,
с участием прокурора Масаловой Л.Ф.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению А. о признании частично недействующим пункта 41 Административного регламента предоставления Министерством юстиции Российской Федерации государственной услуги по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 30 декабря 2011 г. N 455,
по апелляционной жалобе Министерства юстиции Российской Федерации на решение Верховного Суда Российской Федерации от 8 апреля 2014 г., которым заявленное требование удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Манохиной Г.В., объяснения представителей Министерства юстиции Российской Федерации В., Ж., поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителя А. - К., возражавшего против доводов апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей апелляционную жалобу необоснованной,
Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации
установила:
приказом Министерства юстиции Российской Федерации (Минюст России) от 30 декабря 2011 г. N 455 утвержден Административный регламент предоставления Министерством юстиции Российской Федерации государственной услуги по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций (далее - Административный регламент). Нормативный правовой акт зарегистрирован в Минюсте России 2 февраля 2012 г., регистрационный N 23117, опубликован в "Российской газете", 2012 г., 16 марта.
А. просил Верховный Суд Российской Федерации признать недействующим пункт 41 Административного регламента в части положения абзаца первого о том, что все документы, кроме документов, представленных в электронной форме, и учредительных документов некоммерческой организации, представляются на государственную регистрацию в двух экземплярах, один из которых должен быть подлинником. В обоснование заявленного требования ссылался на то, что оспариваемая норма содержит требование о представлении документов в двух экземплярах, в том числе одного из них в подлиннике, что противоречит статье 16 Федерального закона от 11 июля 2001 г. N 95-ФЗ "О политических партиях", которая не содержит такого требования и устанавливает исчерпывающий перечень документов, представляемых для государственной регистрации политической партии, созданной на учредительном съезде политической партии (пункт 1), и которая запрещает федеральному уполномоченному органу требовать от политической партии не предусмотренные пунктом 1 этой статьи документы (пункт 2).
Нарушение своих прав заявитель усматривает в том, что Минюст России приостановил государственную регистрацию политической партии, уполномоченным лицом которой он являлся, при этом одним из мотивов для этого послужило непредставление некоторых документов в двух экземплярах.
Решением Верховного Суда Российской Федерации от 8 апреля 2014 г. заявление А. удовлетворено. Признан недействующим со дня вступления данного решения в законную силу пункт 41 Административного регламента предоставления Министерством юстиции Российской Федерации государственной услуги по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 30 декабря 2011 г. N 455, в той мере, в какой данный пункт позволяет распространить на перечень документов, представляемых для государственной регистрации политической партии, созданной на учредительном съезде политической партии, требование о представлении всех документов на государственную регистрацию в двух экземплярах, один из которых должен быть подлинником.
В апелляционной жалобе Минюст России просит отменить решение Верховного Суда Российской Федерации от 8 апреля 2014 г. и вынести по делу новое решение, считает, что решение суда первой инстанции не соответствует сложившейся практике, поскольку ранее суд не удовлетворил аналогичное по основаниям заявление о порядке государственной регистрации некоммерческих организаций. Также Минюст России указывает, что из анализа Правил разработки и утверждения административных регламентов предоставления государственных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 мая 2011 г. N 373, следует, что соответствующий федеральный орган исполнительной власти при составлении административного регламента предоставления государственной услуги обязан в исчерпывающем перечне документов, необходимых для получения названной услуги, предусмотреть, какие конкретно документы и информацию должен представить заявитель. Со ссылкой на то, что в подпункте 1 пункта 30 Административного регламента приведен исчерпывающий перечень документов, необходимых для предоставления услуги по государственной регистрации политической партии, создаваемой на учредительном съезде, а нормы указанного пункта (прямо определяющего, какие документы могут быть представлены в копии) являются специальными по отношению к общей норме оспоренного заявителем пункта 41 Административного регламента, в апелляционной жалобе делается вывод, что применение данного пункта не допускает иного толкования. Также Минюст России полагает, что требование предоставить на государственную регистрацию политической партии в двух экземплярах документы обусловлено необходимостью их представления в ФНС России для ведения Единого государственного реестра юридических лиц, и в Минюст России для ведения реестра зарегистрированных некоммерческих организаций и предоставления содержащейся в нем информации, а также для принятия последующих решений о государственной регистрации в отношении политической партии и осуществления контроля за соответствием ее деятельности законодательству.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для ее удовлетворения.
Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, а также в связи с ведением государственных реестров - единого государственного реестра юридических лиц и единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, регулируются Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", статья 10 которого предусматривает, что федеральными законами может устанавливаться специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц.
В силу статьи 15 Федерального закона "О политических партиях" политическая партия и ее региональные отделения подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" с учетом установленного данным федеральным законом специального порядка государственной регистрации политической партии и ее региональных отделений. Политическая партия и ее региональные отделения осуществляют свою деятельность в полном объеме, в том числе как юридические лица, с момента государственной регистрации. Подтверждением государственной регистрации политической партии или ее регионального отделения является документ, подтверждающий факт внесения записи о политической партии или ее региональном отделении в единый государственный реестр юридических лиц (пункт 1); решение о государственной регистрации политической партии и ее региональных отделений принимается соответственно федеральным уполномоченным органом и его территориальными органами (далее - уполномоченные органы). Внесение в единый государственный реестр юридических лиц сведений о создании, реорганизации и ликвидации политической партии и ее региональных отделений, а также иных предусмотренных федеральными законами сведений осуществляется уполномоченным в соответствии со статьей 2 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" федеральным органом исполнительной власти (далее - регистрирующий орган) на основании принимаемого федеральным уполномоченным органом или его территориальным органом решения о соответствующей государственной регистрации. При этом порядок взаимодействия уполномоченных органов с регистрирующим органом по вопросам государственной регистрации политической партии и ее региональных отделений определяется Правительством Российской Федерации (пункт 2).
Федеральным уполномоченным органом, принимающим решение о государственной регистрации политических партий, является Минюст России (подпункт 30.7 пункта 7 Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. N 1313), а уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, - Федеральная налоговая служба (пункт 1, подпункт 5.3.1 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2004 г. N 506).
Перечень документов, представляемых в федеральный уполномоченный орган для государственной регистрации политической партии, созданной на учредительном съезде политической партии, закреплен в пункте 1 статьи 16 Федерального закона "О политических партиях". При этом согласно пункту 2 статьи 16 названного закона федеральный уполномоченный орган не вправе требовать от политической партии представления документов, не предусмотренных в пункте 1 этой статьи.
В указанном исчерпывающем перечне документов, необходимых для государственной регистрации политической партии, определены документы, которые должны представляться не в подлиннике, а в виде их копий, и требуемое количество экземпляров документов.
Разрешая дело, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что содержащаяся в абзаце первом пункта 41 Административного регламента норма, по ее буквальному смыслу, требует для государственной регистрации любых некоммерческих организаций, включая политические партии, представления подлинного экземпляра каждого документа и его копии, что не соответствует положениям статьи 16 Федерального закона "О политических партиях".
Суд первой инстанции проверил довод представителя Минюста России о том, что требование о предоставлении документов в двух экземплярах основано на установленной федеральным законом обязанности направить в регистрирующий орган весь комплект документов, поданных в федеральный уполномоченный орган, для включения в единый государственный реестр юридических лиц, и пришел к правильному выводу о его несостоятельности как не основанном на положениях Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (статья 5) и Федерального закона "О политических партиях" (пункты 3, 5 статьи 15). В обоснование этого вывода суд правильно указал в решении, что федеральный законодатель, определив особый порядок государственной регистрации политической партии, предусматривающий участие двух органов государственной власти - федерального уполномоченного органа и регистрирующего органа, не установил обязанность политической партии представлять для каждого из этих органов государственной власти документы, необходимые для осуществления государственной регистрации.
Анализ содержания пунктов 3, 5 статьи 15, пунктов 1, 2 статьи 16 Федерального закона "О политических партиях" позволяет прийти к выводу, что федеральный уполномоченный орган направляет в регистрирующий орган лишь те документы, которые входят в состав документов, поданных политической партией в соответствии с утвержденным перечнем, и необходимы для ведения единого государственного реестра юридических лиц.
Признав, что оспариваемое положение Административного регламента лишено правовой определенности, допускающей возможность его произвольного применения, и это создает угрозу нарушения права граждан Российской Федерации на объединение в политическую партию, суд вынес правомерное решение, удовлетворив заявление А.
Ссылка в апелляционной жалобе на наличие вступившего в силу решения Верховного Суда Российской Федерации от 29 июля 2008 г., которым рассмотрена правомерность установления ряда требований к порядку государственной регистрации некоммерческих организаций, не может свидетельствовать о незаконности обжалованного решения суда, вынесенного по иным правовым основаниям и в отношении регистрации исключительно политических партий.
Указание в апелляционной жалобе на пункт 30 Административного регламента, содержащий исчерпывающий перечень документов, необходимых для предоставления услуги по государственной регистрации политической партии, создаваемой на учредительном съезде, не опровергает вывод суда о неопределенности пункта 41 Административного регламента, поскольку положения данной нормы, как уже указывалось выше, не согласуются с требованиями статьи 16 Федерального закона "О политических партиях".
Предусмотренных законом оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Верховного Суда Российской Федерации от 8 апреля 2014 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства юстиции Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий
Г.В.МАНОХИНА
Члены коллегии
Т.Е.КОРЧАШКИНА
А.М.НАЗАРОВА