Рейтинг@Mail.ru

Определение Конституционного Суда РФ от 07.02.2008 N 295-О-О

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 7 февраля 2008 г. N 295-О-О

ПО ЗАПРОСУ

ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ ПОЛОЖЕНИЯ АБЗАЦА ЧЕТВЕРТОГО

ЧАСТИ ПЕРВОЙ СТАТЬИ 22 ЗАКОНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

"О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТАЙНЕ"

Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, А.Л. Кононова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Н.В. Селезнева, А.Я. Сливы, В.Г. Стрекозова, О.С. Хохряковой, Б.С. Эбзеева, В.Г. Ярославцева,

заслушав в пленарном заседании заключение судьи Л.М. Жарковой, проводившей на основании статьи 41 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" предварительное изучение запроса Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации,

установил:

1. Согласно абзацу четвертому части первой статьи 22 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года N 5485-1 "О государственной тайне" основаниями для отказа должностному лицу или гражданину в допуске к государственной тайне могут являться постоянное проживание его самого и (или) его близких родственников за границей и (или) оформление указанными лицами документов для выезда на постоянное жительство в другие государства.

В своем запросе в Конституционный Суд Российской Федерации Высший Арбитражный Суд Российской Федерации просит признать названную норму противоречащей статьям 55 (часть 3) и 119 Конституции Российской Федерации в части, позволяющей считать наличие близких родственников, проживающих за границей и (или) оформляющих документы для выезда на постоянное жительство в другие государства, основанием для отказа судье в допуске к государственной тайне, а претенденту на должность судьи - в соответствующей рекомендации квалификационной коллегии судей. Заявитель утверждает, что установленные ею ограничения не учитывают особенности деятельности и статуса судьи, вытекающие из Конституции Российской Федерации и федеральных законов, создают препятствия в осуществлении правосудия и нарушают принцип соразмерности ограничений конституционно значимым целям. При этом конституционность абзаца четвертого части первой статьи 22 Закона Российской Федерации "О государственной тайне" применительно к возможности постоянного проживания за границей самого судьи или оформления им документов для выезда на постоянное жительство в другое государство заявителем под сомнение не ставится.

2. Конституция Российской Федерации закрепляет в статье 29 (часть 4) право каждого свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом и одновременно устанавливает, что перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом. При этом в соответствии с ее статьей 55 (часть 3) права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Отношения, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне, их засекречиванием или рассекречиванием и защитой в интересах обеспечения безопасности Российской Федерации, регулируются Законом Российской Федерации "О государственной тайне", положения которого, согласно его статье 1, обязательны для исполнения на территории Российской Федерации и за ее пределами органами законодательной, исполнительной и судебной власти, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями и организациями независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, должностными лицами и гражданами Российской Федерации, взявшими на себя обязательства либо обязанными по своему статусу исполнять требования законодательства Российской Федерации о государственной тайне.

Названный Закон определяет в статье 21 порядок допуска должностных лиц и граждан к государственной тайне, предусматривающий в том числе проведение по решению руководителя органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации проверочных мероприятий, целью которых служит выявление обстоятельств, могущих служить основанием для отказа должностному лицу или гражданину в допуске к государственной тайне. К таким основаниям статья 22 относит признание гражданина судом недееспособным, ограниченно дееспособным или рецидивистом, нахождение его под судом или следствием за государственные и иные тяжкие преступления, наличие у него неснятой судимости за эти преступления; наличие медицинских противопоказаний для работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну, согласно перечню, утверждаемому федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области здравоохранения и социального развития; постоянное проживание его самого и (или) его близких родственников за границей и (или) оформление указанными лицами документов для выезда на постоянное жительство в другие государства; выявление в результате проверочных мероприятий действий оформляемого лица, создающих угрозу безопасности Российской Федерации; уклонение его от проверочных мероприятий и (или) сообщение им заведомо ложных анкетных данных.

Наряду с общим порядком допуска должностных лиц и граждан к государственной тайне федеральный законодатель установил и особый порядок допуска к государственной тайне в отношении ряда лиц, особенности правового статуса которых вытекают из Конституции Российской Федерации или непосредственно предусматриваются федеральным законом, а именно членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы, судей на период исполнения ими своих полномочий, а также адвокатов, участвующих в качестве защитников в уголовном судопроизводстве, по делам, связанным со сведениями, составляющими государственную тайну.

Согласно статье 21.1 Закона Российской Федерации "О государственной тайне" (введена Федеральным законом от 6 октября 1997 года N 131-ФЗ) указанные лица допускаются к сведениям, составляющим государственную тайну, без проведения проверочных мероприятий; при этом они предупреждаются о неразглашении государственной тайны, ставшей им известной в связи с исполнением своих полномочий, и о привлечении их к ответственности в случае ее разглашения, о чем у них отбирается соответствующая расписка; сохранность государственной тайны в таких случаях гарантируется путем установления федеральным законом ответственности указанных лиц за ее разглашение.

Сохранность государственной тайны, которая может стать известной судье в связи с исполнением им своих полномочий, обеспечивается также отнесением дел, связанных с государственной тайной, к подсудности суда уровня не ниже суда субъекта Российской Федерации (пункт 1 части первой статьи 26 ГПК Российской Федерации, часть третья статьи 31 УПК Российской Федерации), рассмотрением дел, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, в закрытом судебном заседании (часть вторая статьи 10 ГПК Российской Федерации, пункт 5 части второй статьи 231 и пункт 1 части второй статьи 241 УПК Российской Федерации, часть 2 статьи 11 АПК Российской Федерации). Кроме того, Уголовным кодексом Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность за государственную измену путем выдачи государственной тайны, за разглашение государственной тайны, а также за утрату документов, содержащих государственную тайну (статьи 275, 283 и 284).

3. Исходя из конституционно-правового статуса судей (статьи 119 - 122 Конституции Российской Федерации), предопределенного тем, что они реализуют публично-правовые цели правосудия, федеральный законодатель вправе предъявлять к ним как представителям судебной власти особые квалификационные и иные требования, включая специальные требования к кандидатам на должность судьи, порядку назначения на должность, пребывания в должности и прекращения полномочий судьи.

Закрепляя порядок отбора кандидатов на должность судьи и порядок наделения судей полномочиями, Закон Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" предусматривает, в частности, что претендент на должность судьи представляет в квалификационную коллегию судей среди прочих документов анкету, содержащую биографические сведения о нем (в том числе некоторые сведения о близких родственниках), которые подлежат проверке на достоверность и по результатам исследования которых квалификационной коллегией принимается решение о соответствии претендента на должность судьи предусмотренным законом требованиям (статьи 5 и 6).

Между тем содержащие соответствующее регулирование федеральные конституционные законы "О судебной системе Российской Федерации" и "Об арбитражных судах в Российской Федерации", Закон Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" и Федеральный закон "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации" не называют в качестве таких требований ни отсутствие у претендента на должность судьи близких родственников, постоянно проживающих за границей и (или) оформляющих документы для выезда на постоянное жительство в другие государства, ни наличие у него допуска к государственной тайне.

4. Таким образом, положение абзаца четвертого части первой статьи 22 Закона Российской Федерации "О государственной тайне", как относящееся к общему порядку допуска к государственной тайне должностных лиц и граждан, ни само по себе, ни в системе действующего правового регулирования не допускает отказ претенденту на должность судьи в рекомендации квалификационной коллегии судей на должность судьи на том основании, что его близкие родственники постоянно проживают за границей и (или) оформляют документы для выезда на постоянное жительство в другие государства, и не может рассматриваться как нарушающее права лиц, претендующих на должность судьи или занимающих эту должность, а следовательно, неопределенность в вопросе о соответствии данного положения статьям 55 (часть 3) и 119 Конституции Российской Федерации отсутствует.

Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой статьи 43 и частью первой статьи 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации

определил:

1. Отказать в принятии к рассмотрению запроса Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, поскольку он не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми обращение в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимым.

2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данному запросу окончательно и обжалованию не подлежит.

3. Настоящее Определение подлежит опубликованию в "Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации".

Председатель

Конституционного Суда

Российской Федерации

В.Д.ЗОРЬКИН

Судья-секретарь

Конституционного Суда

Российской Федерации

Ю.М.ДАНИЛОВ

Другие документы по теме
<Об оставлении без изменения решения Верховного Суда РФ от 19.03.2008 N ГКПИ08-527, которым было оставлено без удовлетворения заявление о признании недействующими пунктов 3.1 и 3.2 раздела II и пункта 1.2 раздела III Положения о порядке проведения патолого-анатомических вскрытий, утв. приказом Минздравмедпрома РФ от 29.04.1994 N 82>
<Об оставлении без изменения решения Верховного Суда РФ от 03.12.2012 N АКПИ12-1459, которым было отказано в удовлетворении заявления о признании частично недействующими пунктов 40 и 41 Порядка выдачи листков нетрудоспособности, утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 29.06.2011 N 624н>
"Об отказе в принятии к рассмотрению жалоб граждан Дроздова Виктора Васильевича и Дроздовой Елены Алексеевны на нарушение их конституционных прав статьей 52 и пунктом 6 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации"
<Об оставлении без изменения решения Верховного Суда РФ от 24.11.2015 N АКПИ15-1111, которым было оставлено без удовлетворения заявление о признании недействующим абзаца второго пункта 2.7 Положения о порядке проведения инвентаризации имущества налогоплательщиков при налоговой проверке, утв. Приказом Минфина России N 20н, МНС России N ГБ-3-04/39 от 10.03.1999>
Ошибка на сайте