Определение Верховного Суда РФ от 26.07.2012 N АПЛ12-387
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 26 июля 2012 г. N АПЛ12-387
Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Федина А.И.,
членов коллегии Манохиной Г.В., Крупнова И.В.,
при секретаре К.Ю.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению В. о признании частично недействующим пункта 131 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 3 ноября 2005 г. N 205,
по апелляционной жалобе В. на решение Верховного Суда Российской Федерации от 11 апреля 2012 г., которым в удовлетворении заявленного требования отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Федина А.И., объяснения представителей Министерства юстиции Российской Федерации Ц. и К.И., возражавших против доводов апелляционной жалобы, Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации
установила:
приказом Министерства юстиции Российской Федерации (далее - Минюст России) от 3 ноября 2005 г. N 205 утверждены Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений (далее - Правила).
Согласно пункту 131 Правил в лечебно-профилактических учреждениях изолированно от других категорий осужденных содержатся только мужчины, осужденные при особо опасном рецидиве преступлений, осужденные к пожизненному лишению свободы, а также осужденные, которым смертная казнь в порядке помилования заменена лишением свободы на определенный срок или пожизненным лишением свободы, осужденные к отбыванию лишения свободы в тюрьме. Указанные осужденные содержатся в специально выделенных и оборудованных по тюремному типу палатах. Отдельно от других осужденных содержатся несовершеннолетние, а женщины отдельно от мужчин. Осужденные, больные инфекционными заболеваниями, содержатся раздельно по видам инфекций и отдельно от больных, проходящих лечение по поводу неинфекционных заболеваний.
В. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим пункта 131 Правил, ссылаясь на то, что оспариваемые положения нормативного правового акта противоречат части 4 статьи 10, части 4 статьи 80, части 3 статьи 82, части 1 статьи 125 УИК РФ, существенно ограничивают его права и ужесточают режим содержания. Он отбывает наказание в исправительной колонии с особым режимом, где осужденные проживают в общежитиях. В связи с имеющимися заболеваниями его регулярно направляют для прохождения обследования в лечебно-профилактическое учреждение, где определяют в запираемую, оборудованную по тюремному типу палату.
Решением Верховного Суда Российской Федерации от 11 апреля 2012 г. в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной жалобе В. просит указанное решение суда отменить, считая его незаконным и необоснованным, удовлетворить заявленные им требования.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для ее удовлетворения.
В силу части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации допускается возможность ограничения федеральным законом прав человека и гражданина как средства защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Статьей 10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации (часть 2).
В соответствии с частью 1 статьи 82 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации режим в исправительных учреждениях - установленный законом и соответствующими закону нормативными правовыми актами порядок исполнения и отбывания лишения свободы, обеспечивающий охрану и изоляцию осужденных, постоянный надзор за ними, исполнение возложенных на них обязанностей, реализацию их прав и законных интересов, личную безопасность осужденных и персонала, раздельное содержание разных категорий осужденных, различные условия содержания в зависимости от вида исправительного учреждения, назначенного судом, изменение условий отбывания наказания.
Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации в части 3 статьи 82 предусматривает, что в исправительных учреждениях действуют Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, утверждаемые Министерством юстиции Российской Федерации по согласованию с Генеральной прокуратурой Российской Федерации.
Приказом Минюста России от 3 ноября 2005 г. N 205 утверждены согласованные с Генеральной прокуратурой Российской Федерации оспариваемые заявителем в части Правила. Нормативный правовой акт зарегистрирован в Минюсте России 14 ноября 2005 г., регистрационный N 7161, опубликован в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти 21 ноября 2005 г., N 47.
В силу части 1 статьи 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд пришел к правильному выводу о том, что оспариваемые заявителем положения нормативного правового акта не противоречат действующему законодательству, регулирующему правоотношения в рассматриваемой сфере.
Определяя особенности содержания осужденных в лечебно-профилактических учреждениях, пункт 131 Правил устанавливает раздельное содержание в лечебно-профилактических учреждениях отдельных категорий осужденных, которые содержатся в специально выделенных и оборудованных по тюремному типу палатах.
Оспариваемые положения нормативного правового акта соответствуют уголовно-исполнительному законодательству Российской Федерации. Согласно части 2 статьи 80 УИК РФ лица, впервые осужденные к лишению свободы, содержатся отдельно от осужденных, ранее отбывавших лишение свободы. Изолированно от других осужденных содержатся: осужденные при опасном рецидиве, осужденные при особо опасном рецидиве преступлений; осужденные к пожизненному лишению свободы; осужденные, которым смертная казнь заменена в порядке помилования лишением свободы на определенный срок.
Требования раздельного содержания осужденных согласно части 4 статьи 80 УИК РФ не распространяются на лечебные исправительные учреждения, а также на исправительные колонии, при которых имеются дома ребенка. Пункт 131 Правил регулирует вопросы содержания осужденных в лечебно-профилактических учреждениях: больницах, специальных психиатрических и туберкулезных больницах, медицинских частях. Медицинская помощь осужденным к лишению свободы предоставляется в соответствии с Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений и законодательством Российской Федерации.
Часть 1 статьи 125 УИК РФ определяет условия отбывания лишения свободы в исправительных колониях особого режима: осужденные к лишению свободы, отбывающие наказание в обычных или в облегченных условиях, проживают в общежитиях (части 1, 2); в строгих условиях - в помещениях камерного типа (часть 3).
При переводе осужденного в лечебно-профилактическое учреждение вид режима не изменяется.
Лечебно-профилактическая и санитарно-профилактическая помощь осужденным к лишению свободы организуется и предоставляется в соответствии с Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений и законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 101 УИК РФ).
Как правильно пояснили суду представители заинтересованного лица, положения пункта 131 Правил регулируют особенности размещения и условия содержания осужденных в лечебно-профилактических учреждениях, что не является мерой взыскания, при этом вид режима не изменяется, остаются неизменными права и обязанности осужденных, включая права на дополнительные и краткосрочные свидания, права на получение посылок, передач, бандеролей, материально-бытовое обеспечение. Использование в пункте 131 Правил слов "указанные осужденные содержатся в специально выделенных и оборудованных по тюремному типу палатах" касается лишь самого оборудования палаты (в техническом смысле) и не вносит каких-либо изменений в условия определенного вида режима.
В апелляционной жалобе не приведено доводов, опровергающих выводы суда о законности оспариваемых положений нормативного правового акта, оснований считать такие выводы ошибочными не имеется.
Выводы суда основаны на нормах материального права, проанализированных в решении, предусмотренных законом оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Верховного Суда Российской Федерации от 11 апреля 2012 г. оставить без изменения, а апелляционную жалобу В. - без удовлетворения.
Председательствующий
А.И.ФЕДИН
Члены коллегии
Г.В.МАНОХИНА
И.В.КРУПНОВ