Определение Верховного Суда РФ от 02.09.2008 N КАС08-450
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 2 сентября 2008 г. N КАС08-450
Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего: Манохиной Г.В.,
членов коллегии: Пелевина Н.П., Пирожкова В.Н.,
с участием прокурора: Масаловой Л.Ф.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению открытого акционерного общества "Авиакомпания "Сахалинские Авиатрассы" о признании частично недействующим пункта 99 Федеральных авиационных правил "Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей", утвержденных Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 28 июня 2007 года N 82,
по кассационной жалобе открытого акционерного общества "Авиакомпания "Сахалинские Авиатрассы" на решение Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2008 года, которым в удовлетворении заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Манохиной Г.В., объяснения представителя открытого акционерного общества "Авиакомпания "Сахалинские Авиатрассы" Лаврова А.Г., поддержавшего доводы кассационной жалобы, представителей Министерства транспорта Российской Федерации Сухановой А.С., Тонких С.Р., Злобина А.А., возражавших против доводов кассационной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей решение суда оставить без изменения, Кассационная коллегия
установила:
Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 28 июня 2007 года N 82 утверждены Федеральные авиационные правила "Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей" (далее - Правила).
Названный нормативный правовой акт зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 27 сентября 2007 года, регистрационный номер 10186, опубликован в "Российской газете" 10 октября 2007 года N 225.
Пунктом 99 Правил предусмотрено, что при перерыве в перевозке по вине перевозчика, а также в случае задержки рейса, отмены рейса вследствие неблагоприятных метеорологических условий, по техническим и другим причинам, изменения маршрута перевозчик обязан организовать для пассажиров в пунктах отправления и в промежуточных пунктах следующие услуги:
предоставление комнат матери и ребенка пассажиру с ребенком в возрасте до семи лет;
два телефонных звонка или два сообщения по электронной почте при ожидании отправления рейса более двух часов;
обеспечение прохладительными напитками при ожидании отправления рейса более двух часов;
обеспечение горячим питанием при ожидании отправления рейса более четырех часов и далее каждые шесть часов - в дневное время и каждые восемь часов - в ночное время;
размещение в гостинице при ожидании вылета рейса более восьми часов - в дневное время и более шести часов - в ночное время;
доставка транспортом от аэропорта до гостиницы и обратно в тех случаях, когда гостиница предоставляется без взимания дополнительной платы;
организация хранения багажа.
Услуги, указанные в настоящем пункте, предоставляются пассажирам без взимания дополнительной платы.
Открытое акционерное общество "Авиакомпания "Сахалинские Авиатрассы" обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим пункта 99 Правил в части, предусматривающей бесплатное предоставление пассажирам в случае задержки рейса, отмены рейса вследствие неблагоприятных метеорологических условий, по техническим и другим причинам, изменения маршрута перевозки таких услуг, как:
два телефонных звонка или два сообщения по электронной почте при ожидании отправления рейса более двух часов;
обеспечение прохладительными напитками при ожидании отправления рейса более двух часов;
обеспечение горячим питанием при ожидании отправления рейса более четырех часов и далее каждые шесть часов - в дневное время и каждые восемь часов - в ночное время;
размещение в гостинице при ожидании вылета рейса более восьми часов - в дневное время и более шести часов - в ночное время;
доставка транспортом от аэропорта до гостиницы и обратно в тех случаях, когда гостиница предоставляется без взимания дополнительной платы;
организация хранения багажа.
Открытое акционерное общество в подтверждение требования указало, что оспариваемые положения Правил противоречат статье 106 Воздушного кодекса РФ, предусматривая дополнительные услуги и льготы для пассажиров в случае задержки рейса, отмены рейса вследствие неблагоприятных метеорологических условий, по техническим и другим причинам, и статье 20 Варшавской конвенции для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок от 12 октября 1929 года, согласно которой перевозчик не несет ответственности, если докажет, что им и поставленными им лицами были предприняты все необходимые меры к тому, чтобы избежать вреда, или что им было невозможно их принять.
Судом принято приведенное выше решение, об отмене которого и направлении дела на новое рассмотрение просит в кассационной жалобе открытое акционерное общество "Авиакомпания "Сахалинские Авиатрассы". Полагает, что суд неправильно применил нормы материального права. В соответствии с требованиями пункта 3 статьи 106 Воздушного кодекса Российской Федерации Правила не могут устанавливать объем и количество льгот и услуг, предоставляемых пассажирам при перерыве по вине перевозчика, а также в случае задержки рейса, отмены рейса вследствие неблагоприятных метеорологических условий, по техническим причинам и другим причинам, а только порядок реализации льгот и услуг, предусмотренных Воздушным кодексом Российской Федерации.
Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, не находит оснований к отмене решения суда по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
Суд первой инстанции, проанализировав содержание оспариваемых нормативных положений, сопоставив их с требованиями действующего законодательства, пришел к правильному выводу о том, что они не противоречат федеральному законодательству, направлены на защиту законных интересов и прав граждан.
В силу пункта 7 статьи 3 Гражданского кодекса Российской Федерации министерства и иные федеральные органы исполнительной власти могут издавать акты, содержащие нормы гражданского права, в случаях и пределах, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами.
В соответствии с пунктом 2 статьи 784 Гражданского кодекса Российской Федерации общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.
Пунктом 1 статьи 102 Воздушного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что перевозчики при выполнении воздушных перевозок обязаны соблюдать общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа и грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей, устанавливаемые федеральными авиационными правилами.
Порядок предоставления пассажирам воздушных судов услуг и льгот устанавливаются федеральными авиационными правилами (пункт 3 статьи 106 Воздушного кодекса Российской Федерации).
Федеральные авиационные правила - это нормативные правовые акты, регулирующие отношения в области авиации и принимаемые в порядке, определенном Правительством Российской Федерации (статья 2 Воздушного кодекса Российской Федерации).
Согласно Положению о Министерстве транспорта Российской Федерации, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 года N 395, названное Министерство является федеральным органом исполнительной власти в области транспорта, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере транспорта, в том числе гражданской авиации. Пунктом 5.2.1 этого Положения Министерство транспорта Российской Федерации наделено правом самостоятельно урегулировать правила перевозок пассажиров, багажа, груза, грузобагажа в установленной сфере деятельности на основании и во исполнение транспортных уставов и кодексов.
Разрешая данное дело, суд первой инстанции правильно исходил из того, что Правила приняты Министерством транспорта Российской Федерации во исполнение вышеуказанных законоположений в пределах предоставленных ему полномочий и в них обоснованно предусмотрены требования к обслуживанию пассажиров.
Суд обоснованно не согласился с доводами заявителя о том, что оспариваемыми положениями Правил Министерство транспорта Российской Федерации, в нарушение требований пункта 2 статьи 106 Воздушного кодекса Российской Федерации, незаконно расширило перечень услуг и льгот, предоставляемых пассажирам при перерыве в воздушной перевозке по вине перевозчика или при вынужденной задержке воздушного судна при отправке и (или) в полете.
В соответствии с пунктом 1 статьи 106 Воздушного кодекса Российской Федерации перевозчик обязан организовать обслуживание пассажиров воздушных судов, обеспечивать их точной и своевременной информацией о движении воздушных судов и предоставляемых услугах.
Пункт 2 статьи 106 Воздушного кодекса РФ не устанавливает исчерпывающего перечня услуг при выполнении перевозки.
Договор воздушной перевозки включает в себя целый ряд услуг (бронирование, доставка пассажиров и багажа к воздушному судну, предоставление специального обслуживания инвалидам, предоставление питания в полете, выдача багажа и т.д.), обусловленных спецификой функционирования воздушного транспорта, без которых невозможно выполнение в полном объеме и надлежащим образом договора перевозки.
При таком положении перечень услуг, предоставляемых пассажирам в случае перерыва или при вынужденной задержке воздушного судна при отправке и (или) в полете, установленный подпунктом 4 пункта 2 статьи 106 Воздушного кодекса Российской Федерации (бесплатное пользование услугами комнат отдыха, комнат матери и ребенка, а также местом в гостинице, при перерыве в воздушной перевозке по вине перевозчика или при вынужденной задержке воздушного судна при отправке и (или) в полете), также нельзя признать исчерпывающим.
Предусмотренные пунктом 99 Правил услуги, предоставляемые пассажирам без взимания дополнительной платы, как правильно указал суд в решении, соответствуют общепризнанным нормам международного права и не противоречат статье 20 Конвенции об унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок, которая не регулирует вопросы перечня услуг, предоставляемых пассажирам при перерыве в воздушной перевозке или при вынужденной задержке воздушного судна при отправке и (или) в полете.
Установленные оспариваемыми положениями меры правовой защиты пассажиров направлены на защиту интересов пассажиров в целях недопустимости ухудшения уровня их обслуживания в связи с задержкой отправки воздушного судна, в рамках исполнения условий договора воздушной перевозки пассажиров.
Доводы кассационной жалобы основаны на правильном толковании норм материального права, примененных судом при разрешении данного дела, и не могут служить поводом к отмене решения суда.
Оснований, предусмотренных статьей 362 ГПК РФ, для отмены решения суда в кассационном порядке не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 360, 361, 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2008 года оставить без изменения, кассационную жалобу открытого акционерного общества "Авиакомпания "Сахалинские Авиатрассы" - без удовлетворения.
Председательствующий
Г.В.МАНОХИНА
Члены коллегии
Н.П.ПЕЛЕВИН
В.Н.ПИРОЖКОВ