Определение Верховного Суда РФ от 08.04.2010 N КАС10-147
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 8 апреля 2010 г. N КАС10-147
Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Федина А.И.,
членов коллегии Манохиной Г.В., Пирожкова В.Н.,
при секретаре К.,
с участием прокурора Масаловой Л.Ф.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению А. о признании недействующими (в части) пунктов 4, 5 и 6 Порядка и условий оформления и выдачи гражданам удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденного Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации от 8 декабря 2006 г. N 727/831/165н,
по кассационной жалобе А. на решение Верховного Суда Российской Федерации от 20 января 2010 г., которым в удовлетворении заявленного требования отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Федина А.И., объяснения представителей Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - С., Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации - Д. и Е., Министерства финансов Российской Федерации - Н., возражавших против удовлетворения кассационной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей кассационную жалобу необоснованной, Кассационная коллегия
установила:
Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации от 8 декабря 2006 г. N 727/831/165н утвержден Порядок и условия оформления и выдачи гражданам удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС (далее - Порядок), который устанавливает единые обязательные на всей территории Российской Федерации правила оформления и выдачи удостоверения гражданам, указанным в пунктах 3 и 4 части первой статьи 13 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
А. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании частично недействующими пунктов 4, 5 Порядка, определяющих, какие документы прилагаются к письменному заявлению при обращении соответствующих категорий граждан в уполномоченный орган для оформления и получения удостоверения, и пункта 6 Порядка (за исключением абзаца второго), содержащего перечень документов, подтверждающих участие граждан в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения.
Заявитель считает, что названные пункты в части, требующей для военнослужащих, привлекавшихся для выполнения работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы, предоставления документов о работе в зоне отчуждения, противоречат статьям 55 (часть 2) и 115 (часть 1) Конституции Российской Федерации, положениям Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", в силу которых действие названного Закона распространяется на военнослужащих, привлеченных к выполнению указанных работ, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ. В заявлении ссылался на то, что в октябре 1987 г., являясь офицером Балхашского городского военного комиссариата, он доставил военнообязанных, призванных на специальные сборы для выполнения работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы, в войсковую часть, дислоцирующуюся в зоне усиленного радиоэкологического контроля, однако исполнение им служебных обязанностей в зоне отчуждения не признается, оспариваемые нормы нарушают его право на замену удостоверения участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.
Верховным Судом Российской Федерации постановлено вышеприведенное решение, об отмене которого просит в кассационной жалобе заявитель, считая его незаконным.
В кассационной жалобе А. указал на то, что суд дал неправильное толкование ст. 13 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", так как действие названного Закона распространяется на военнослужащих, привлеченных к выполнению указанных работ независимо от выполняемых работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы, и независимо от места дислокации, значит, и вне зоны отчуждения.
Обсудив доводы кассационной жалобы, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований к отмене решения суда.
В соответствии с частью 1 статьи 253 ГПК РФ установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что оснований для признания незаконными оспариваемых нормативных положений не имеется.
Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" установлено, что гражданам, указанным в пунктах 3 и 4 части первой статьи 13 этого Закона, выдаются удостоверения участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и нагрудные знаки; эти документы дают право на меры социальной поддержки, предусмотренные данным Законом, с момента их предъявления; порядок и условия оформления и выдачи удостоверений определяются органами, уполномоченными Правительством Российской Федерации (части четвертая и пятая статьи 15).
Согласно подпункту "а" пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2004 г. N 818 "О федеральных органах исполнительной власти, уполномоченных определять порядок и условия оформления и выдачи удостоверений отдельным категориям граждан из числа лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, и гражданам из подразделений особого риска" такими органами являются Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Министерство финансов Российской Федерации.
Суд сделал правильный вывод о том, что Порядок, отдельные положения которого оспариваются заявителем, утвержден указанными федеральными органами исполнительной власти совместным Приказом от 8 декабря 2006 г. в пределах предоставленных им полномочий. Нормативный правовой акт зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 5 февраля 2007 г., регистрационный N 8898, опубликован в "Российской газете" 10 февраля 2007 г.
Пункты 4, 5 и 6 Порядка в части, требующей предоставления для оформления и получения удостоверения документов, подтверждающих выполнение военнослужащими работ в зоне отчуждения, основаны на положениях части первой статьи 13 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", согласно которой к категории граждан-военнослужащих, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, относятся, в частности, военнослужащие и военнообязанные, призванные на специальные сборы и привлеченные в 1986 - 1987 годах для выполнения работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения, включая летно-подъемный, инженерно-технический составы гражданской авиации, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ (пункт 3); военнослужащие и военнообязанные, призванные на специальные сборы и привлеченные в 1988 - 1990 годы к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ, а также лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, проходившие в 1988 - 1990 годах службу в зоне отчуждения (пункт 4).
Из анализа приведенных законоположений следует, что необходимым условием отнесения военнослужащих к категории граждан, на которых распространяется действие указанного Закона, является выполнение ими в 1986 - 1990 годы работ в пределах зоны отчуждения независимо от того, где дислоцировалась их войсковая часть и какие работы в зоне отчуждения ими выполнялись.
Категории граждан, в отношении которых не требуется соблюдения указанного условия, прямо оговорены в Законе, в частности, к ним отнесены медицинские работники, получившие сверхнормативные дозы облучения при оказании медицинской помощи и обслуживании в период с 26 апреля по 30 июня 1986 г. лиц, пострадавших в результате чернобыльской катастрофы и являвшихся источником ионизирующих излучений.
Довод заявителя о том, что военнослужащие реализуют право на труд посредством прохождения ими военной службы независимо от места дислокации, поэтому указание на выполнение работ в зоне отчуждения к ним не может относиться, является ошибочным.
Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" является специальным законом, относит к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие этого Закона, военнослужащих не в связи с прохождением ими службы в определенной местности, а по основанию выполнения работ в зоне отчуждения.
Список работ, относящихся к работам по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, проведенным в период с 26 апреля 1986 г. по 31 декабря 1990 г. в зоне отчуждения Российской Федерации, утвержден Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 13 августа 1993 г. N 5625-1.
Документы, перечисленные в оспариваемых пунктах Порядка, предназначены для подтверждения факта выполнения работ в зоне отчуждения, следовательно, содержание данных пунктов в оспариваемой части соответствует федеральному закону.
Вывод суда о том, что оспариваемые положения нормативного правового акта не противоречат положениям Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", обоснован.
В удовлетворении заявления судом отказано правомерно.
Оснований для отмены решения суда по доводам кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 360, 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Верховного Суда Российской Федерации от 20 января 2010 года оставить без изменения, а кассационную жалобу А. - без удовлетворения.
Председательствующий
А.И.ФЕДИН
Члены коллегии
Г.В.МАНОХИНА
В.Н.ПИРОЖКОВ