Апелляционное определение Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 11.02.2021 N АПЛ20-496
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 11 февраля 2021 г. N АПЛ20-496
Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Манохиной Г.В.,
членов коллегии Зайцева В.Ю., Горчаковой Е.В.
при секретаре Г.Е.,
с участием прокурора Гончаровой Н.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению М. о признании недействующей формы акта о готовности сетей газопотребления и газоиспользующего оборудования объекта капитального строительства к подключению (технологическому присоединению), являющейся приложением N 2 к типовой форме договора о подключении (технологическом присоединении) объектов капитального строительства к сети газораспределения, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2017 г. N 713,
по апелляционной жалобе М. на решение Верховного Суда Российской Федерации от 28 октября 2020 г. по делу N АКПИ20-558, которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Зайцева В.Ю., объяснения представителя Правительства Российской Федерации Г.И., возражавшей против доводов апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., полагавшей апелляционную жалобу необоснованной, Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации
установила:
Правительство Российской Федерации 15 июня 2017 г. издало постановление N 713 "Об утверждении типовых форм документов, необходимых для подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сети газораспределения, и о внесении изменений в Правила подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения" (далее - Постановление), которым утвердило типовую форму договора о подключении (технологическом присоединении) объектов капитального строительства к сети газораспределения, приложение N 2 к которой предусматривает форму акта о готовности сетей газопотребления и газоиспользующего оборудования объекта капитального строительства к подключению (технологическому присоединению) (далее также - Форма акта о готовности). Названным постановлением утверждена также типовая форма акта о готовности сетей газопотребления и газоиспользующего оборудования объекта капитального строительства к подключению (технологическому присоединению).
Нормативный правовой акт размещен на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 21 июня 2017 г., опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации 26 июня 2017 г., N 26 (Часть I).
М. обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением, в котором просила признать недействующей форму акта о готовности сетей газопотребления и газоиспользующего оборудования объекта капитального строительства к подключению (технологическому присоединению). В обоснование требования ссылалась на то, что названная форма противоречит части 3 статьи 48, частям 1, 2 и 7.1 статьи 53, части 16 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статье 5, частям 4, 5 и 7 статьи 39 Федерального закона от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", неправомерно возлагает на нее как на лицо, осуществляющее строительство объекта индивидуального жилищного строительства, обязанность изготовить и представить газораспределительной организации проектную документацию, наделяет газораспределительную организацию правом проводить строительный контроль, в том числе оценивать качество строительно-монтажных работ в части обеспечения безопасности.
Как указано в заявлении, 18 марта 2019 г. административный истец заключила с АО "Газпром газораспределение Тверь" договор о подключении (технологическом присоединении) к газораспределительным сетям низкого давления, на основании пункта 5.4 которого данная организация провела мониторинг исполнения технических условий при строительстве газопроводов от газоиспользующего оборудования до точек подключения. В результате мониторинга она получила письмо директора филиала АО "Газпром газораспределение Тверь" о невозможности подписания акта о готовности сети газопотребления и газоиспользующего оборудования объекта капитального строительства к подключению, поскольку не представлены материалы, подтверждающие соблюдение обязательных к применению положений технических регламентов. Полагает, что газораспределительная организация обусловила подписание указанного акта предоставлением информации, относящейся к проектной документации, которую она представлять не должна.
Правительство Российской Федерации административный иск не признало, пояснив в письменных возражениях, что нормативный правовой акт издан в пределах его полномочий, не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, прав административного истца не нарушает.
Решением Верховного Суда Российской Федерации от 28 октября 2020 г. в удовлетворении административного искового заявления М. отказано.
В апелляционной жалобе административный истец, считая такое решение незаконным и необоснованным, просит его отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении административного иска в связи с неправильным применением судом норм материального права.
Административный истец и ее представитель в судебное заседание апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. Представитель административного истца направил в суд апелляционной инстанции возражения на отзыв на апелляционную жалобу, в которых указал, что не согласен с тем, что Форма акта о готовности носит универсальный характер, а также считает Форму акта о готовности не соответствующей Градостроительному кодексу Российской Федерации. Также указал на неясность вопроса о технической документации, которую необходимо представить газораспределительной организации.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу представитель Правительства Российской Федерации просит в ее удовлетворении отказать, полагая, что обжалуемое решение является законным и обоснованным, а доводы апелляционной жалобы безосновательными.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации оснований для ее удовлетворения и отмены обжалуемого решения суда не находит.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основанием для признания нормативного правового акта не действующим полностью или в части является его несоответствие иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу. По настоящему административному делу такое основание для признания Формы акта о готовности, являющейся приложением N 2 к типовой форме договора о подключении (технологическом присоединении) объектов капитального строительства к сети газораспределения, недействующей отсутствует.
В соответствии с частью 10 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации порядок подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения может устанавливаться Правительством Российской Федерации.
Во исполнение полномочий, предоставленных федеральным законодателем, Правительство Российской Федерации постановлением от 30 декабря 2013 г. N 1314 утвердило Правила подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения (далее - Правила подключения (технологического присоединения)).
Пунктами 59, 60 Правил подключения (технологического присоединения) установлено, что подключение объектов капитального строительства к сети газораспределения осуществляется на основании договора о подключении. По договору о подключении исполнитель обязуется осуществить подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства к сети газораспределения с учетом обеспечения максимальной нагрузки (часового расхода газа), указанной в технических условиях, а заявитель обязуется оплатить услуги по подключению (технологическому присоединению).
Согласно подпункту "б" пункта 98 названных правил исполнитель обязан осуществлять мониторинг выполнения заявителем технических условий о присоединении. Осуществление указанных действий завершается составлением и подписанием обеими сторонами акта о готовности сетей газопотребления и газоиспользующего оборудования объекта капитального строительства к подключению (технологическому присоединению) по типовой форме, утвержденной Постановлением.
Таким образом, Правительство Российской Федерации имело компетенцию на утверждение Формы акта о готовности, которая является частью порядка подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сетям инженерного технического обеспечения.
Форма акта о готовности предусматривает указание наименования газораспределительной организации (исполнителя), с одной стороны, и заявителя - юридического лица или физического лица с другой стороны, сведений о проектной документации объекта капитального строительства, характеристик построенной сети газопотребления. В разделе "Заключение" предусмотрено указание о соответствии проектной и технической документации техническим условиям на подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к сети газораспределения, являющимся неотъемлемой частью договора о подключении (технологическом присоединении) объектов капитального строительства к сетям газораспределения (пункт 1), о выполнении строительно-монтажных работ в полном соответствии с проектом заявителя (пункт 2), о выполнении монтажа газоиспользующего оборудования в полном объеме в соответствии с проектом заявителя (пункт 3), о готовности сети газопотребления и газоиспользующего оборудования к подключению (технологическому присоединению) (пункт 4).
В силу части 7.1 статьи 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации после завершения строительства, реконструкции объекта капитального строительства подписывается акт, подтверждающий соответствие параметров соответственно построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям проектной документации (в том числе решениям и мероприятиям, направленным на обеспечение соблюдения требований энергетической эффективности и требований оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов), лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или техническим заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора строительного подряда, а также лицом, осуществляющим строительный контроль, в случае осуществления строительного контроля на основании договора), за исключением случаев осуществления строительства, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства, садовых домов.
В соответствии с частями 4, 5, 7 статьи 39 Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" обязательная оценка соответствия зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и с сооружениями процессов строительства, монтажа, наладки в форме, предусмотренной пунктом 5 части 1 данной статьи, осуществляется лицом, осуществившим строительство (лицом, осуществившим строительство, и застройщиком (заказчиком) в случае осуществления строительства на основании договора), путем подписания документа, подтверждающего соответствие построенного, реконструированного или отремонтированного здания или сооружения проектной документации. Оценка соответствия зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и с сооружениями процессов строительства, монтажа, наладки в указанной форме не осуществляется в отношении объектов индивидуального жилищного строительства.
Обязательная оценка соответствия зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и с сооружениями процессов строительства, монтажа, наладки в форме, предусмотренной пунктом 6 части 1 приведенной статьи, осуществляется лицом, осуществившим строительство, путем подписания документа, подтверждающего соответствие построенного, реконструированного или отремонтированного здания или сооружения требованиям названного федерального закона.
Оценка соответствия зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и с сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки и утилизации (сноса) в формах, указанных в пунктах 2 - 4 и 7 части 1 данной статьи, осуществляется в соответствии с правилами и в сроки, которые установлены законодательством о градостроительной деятельности.
Частью 3 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что осуществление подготовки проектной документации не требуется при строительстве, реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства, садового дома. Застройщик по собственной инициативе вправе обеспечить подготовку проектной документации применительно к объекту индивидуального жилищного строительства, садовому дому.
Суд первой инстанции при рассмотрении административного дела пришел к правильному выводу о соответствии Формы акта о готовности приведенным нормам федеральных законов, так как она имеет универсальный характер, то есть распространяется на все случаи подключения (технологического присоединения) к сети газораспределения как физических, так и юридических лиц. Исходя из этого указание в форме акта о готовности (пункт 1, раздел "Заключение") на наличие проектной документации заполняется в случаях, когда в силу требований статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка проектной документации необходима, а также когда застройщик по собственной инициативе обеспечивает подготовку проектной документации применительно к объекту индивидуального жилищного строительства, садовому дому.
Форма акта о готовности действует в системной связи с подпунктом "б" пункта 97 Правил подключения (технологического присоединения), в котором указано о необходимости изготовления проектной документации на объекты капитального строительства только, если разработка проектной документации предусмотрена законодательством Российской Федерации. Таким образом, в отношении объектов индивидуального жилищного строительства в Форме акта о готовности сведения о проектной документации не указываются. Следовательно, довод М. о том, что оспариваемый нормативный правовой акт возлагает на нее как на лицо, осуществляющее индивидуальное жилищное строительство, обязательство изготовить и представить газораспределительной организации проектную документацию, является несостоятельным.
Частью 2 статьи 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что строительный контроль проводится лицом, осуществляющим строительство. В случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора строительного подряда строительный контроль проводится также застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором либо привлекаемыми ими на основании договора индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом. Застройщик или технический заказчик по своей инициативе может привлекать лицо, осуществляющее подготовку проектной документации, для проверки соответствия выполняемых работ проектной документации.
Форма акта не наделяет газораспределительную организацию правом осуществления строительного контроля.
Довод апелляционной жалобы об обязанности газораспределительной организации осуществить подключение (технологическое присоединение) к газораспределительным сетям, в том числе и пуск газа, независимо от подписания Формы акта о готовности, ошибочен.
Мероприятия по подключению объектов капитального строительства к сети газораспределения, предусматриваемые договором о подключении, включают в себя в том числе мониторинг исполнителем выполнения заявителем технических условий (подпункт "г" пункта 97 Правил подключения (технологического присоединения). Осуществление мониторинга завершается составлением и подписанием обеими сторонами Формы акта о готовности.
Довод апелляционной жалобы о неясности того, что представляет собой техническая документация, которую необходимо представить газораспределительной организации, необоснован.
Технические условия содержат в том числе обязательства по обеспечению подключаемого объекта капитального строительства газоиспользующим оборудованием и приборами учета газа, которые соответствуют обязательным требованиям законодательства о техническом регулировании. Форма акта о готовности предусматривает указание сведений о проверке технической документации на соответствие техническим условиям.
Согласно пункту 83 Правил подключения (технологического присоединения) договор о подключении должен содержать технические условия, включающие в том числе информацию, указанную в пункте 75 данных правил.
В силу пункта 75 Правил подключения (технологического присоединения) технические условия прилагаются к договору о подключении и содержат следующую информацию: а) характеристики газопровода (диаметр, материал труб, максимальное рабочее давление, протяженность), к которому осуществляется подключение (технологическое присоединение); б) суммарный максимальный часовой расход газа и отдельно по каждому подключаемому объекту капитального строительства (если их несколько); в) пределы изменения давления газа в присоединяемом газопроводе; г) обязательства заявителя по обеспечению подключаемого объекта капитального строительства газоиспользующим оборудованием и приборами учета газа, которые соответствуют обязательным требованиям, установленным законодательством Российской Федерации о техническом регулировании; д) другие условия подключения (технологического присоединения) к сети газораспределения, включая точку подключения (для заявителей первой категории, а также в случае отсутствия необходимости строительства исполнителем сети газораспределения до границ земельного участка заявителя).
Установив, что Постановление в оспариваемой части не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд первой инстанции правомерно, на основании пункта 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, принял решение об отказе в удовлетворении административного искового заявления М.
Обжалуемое судебное решение вынесено с соблюдением норм процессуального права и при правильном применении норм материального права. Предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены решения в апелляционном порядке не имеется.
Руководствуясь статьями 308 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Верховного Суда Российской Федерации от 28 октября 2020 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу М. - без удовлетворения.
Председательствующий
Г.В.МАНОХИНА
Члены коллегии
В.Ю.ЗАЙЦЕВ
Е.В.ГОРЧАКОВА