Рейтинг@Mail.ru

Определение Конституционного Суда РФ от 08.06.2004 N 214-О

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 8 июня 2004 г. N 214-О

ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЗАПРОСА

ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О ПРОВЕРКЕ

СООТВЕТСТВИЯ КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ РЯДА

ПОЛОЖЕНИЙ ПУНКТА 1 СТАТЬИ 4 ЗАКОНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

"О СТАТУСЕ СУДЕЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей М.В. Баглая, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, А.Л. Кононова, Л.О. Красавчиковой, Ю.Д. Рудкина, Н.В. Селезнева, А.Я. Сливы, В.Г. Стрекозова, О.С. Хохряковой, Б.С. Эбзеева, В.Г. Ярославцева,

заслушав в пленарном заседании заключение судьи Г.А. Гаджиева, проводившего на основании статьи 41 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" предварительное изучение запроса Верховного Суда Российской Федерации,

установил:

1. В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 года "О статусе судей в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 15 декабря 2001 года) судьей может быть гражданин Российской Федерации, имеющий высшее юридическое образование и соответствующий требованиям, предъявляемым к кандидату на должность судьи Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, а также федеральными законами, в том числе имеющий необходимый стаж работы по юридической профессии, в который включается время работы на требующих юридического образования государственных должностях в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органах, образуемых в соответствии с Конституцией Российской Федерации, конституциями (уставами) субъектов Российской Федерации, а также в государственных органах, существовавших в Российской Федерации до принятия действующей Конституции Российской Федерации, а также муниципальных должностях, в том числе в органах местного самоуправления; кроме того, в стаж работы по юридической профессии включаются время работы на требующих юридического образования должностях в органах Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, в юридических службах организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, в научно-исследовательских институтах и иных научно-исследовательских учреждениях, время работы в качестве преподавателя юридических дисциплин в учреждениях среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования, а также время работы в качестве адвоката и нотариуса.

В запросе Верховного Суда Российской Федерации оспаривается конституционность названных положений, касающихся стажа работы по юридической профессии как условия для занятия должности судьи. По смыслу этих положений, как утверждает заявитель, допускается включать в стаж работы на должностях, требующих юридического образования, периоды трудовой деятельности лиц, имеющих юридическое образование, т.е. наличие юридического образования является необходимым условием для замещения должностей, указанных в пункте 1 статьи 4 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации", и, следовательно, стаж работы на должностях, требующих юридического образования, следует исчислять для кандидата на должность судьи с момента получения им высшего юридического образования.

Верховный Суд Российской Федерации полагает, что именно такой подход к исчислению стажа работы по юридической профессии, необходимого для назначения (избрания) на должность судьи, содержится в пункте 1 Разъяснений и рекомендаций в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" и Федерального закона "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации" (приняты на заседании Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации 15 - 18 июля 2002 года), которые являются обязательными для квалификационных коллегий судей при отборе кандидатов на должности судей и применяются на практике.

По мнению Верховного Суда Российской Федерации, в вопросе о конституционности содержащегося в пункте 1 статьи 4 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" нормативного положения, согласно которому в стаж работы по юридической профессии включается время работы на требующих юридического образования должностях (в федеральных органах власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления и т.д.), имеется неопределенность, поскольку из статьи 119 Конституции Российской Федерации не следует, что необходимый для занятия должности судьи стаж работы по юридической профессии определяется с момента получения лицом высшего юридического образования.

2. В силу статьи 119 Конституции Российской Федерации претендовать на судейскую должность имеет право гражданин Российской Федерации, достигший 25-летнего возраста, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет; при этом федеральным законом могут быть установлены дополнительные требования к судьям судов Российской Федерации.

По смыслу приведенной диспозитивной нормы, федеральный законодатель наделен достаточно широким усмотрением в установлении квалификационных требований к судье: конституционный термин "дополнительные требования" означает, что ему предоставлена возможность закреплять как требования, в Конституции Российской Федерации не упоминаемые (как это сделано, например, в статье 8 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации"), так и иные повышенные по сравнению с установленными непосредственно Конституцией Российской Федерации требования (именно таким образом этот термин интерпретируется в пункте 1 статьи 4 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации").

В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 1 декабря 1999 года N 210-О по жалобе гражданина Ю.Е. Багно и подтвержденной в других определениях по аналогичным жалобам, законодатель - исходя из конституционно-правового статуса судей (статьи 119 - 122 Конституции Российской Федерации), предопределенного тем, что они осуществляют публично-правовые задачи судебной власти, - вправе предъявлять к судьям особые квалификационные требования как к представителям судебной власти, включая специальные требования к кандидатам на должности судей, порядку назначения на должность, пребывания в должности и прекращения полномочий, а потому нормы, формулирующие квалификационные требования к судьям, сами по себе не могут приводить к нарушению конституционных прав граждан.

Следовательно, в вопросе о конституционности предписания пункта 1 статьи 4 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" о том, что в стаж работы по юридической профессии, необходимый для занятия должности судьи, включается время работы на требующих юридического образования должностях государственной или муниципальной службы, - как обусловленного повышенными требованиями к профессиональной квалификации судей и являющегося единым для всех кандидатов на судейские должности судей - неопределенность отсутствует, а значит, отсутствует предусмотренное в части второй статьи 36 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" основание для принятия обращения в Конституционный Суд Российской Федерации к рассмотрению.

3. В запросе Верховного Суда Российской Федерации утверждается, что согласно Разъяснениям и рекомендациям в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" и Федерального закона "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации" стаж работы на должностях, требующих юридического образования, следует исчислять для кандидата на должность судьи с момента получения им высшего образования.

Это утверждение, однако, не основано на содержании названного акта. Так, в соответствии с его пунктом 1 "при решении вопроса об исчислении стажа работы по юридической профессии, необходимого для назначения (избрания) на должность судьи (для судей Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации - не менее 10 лет, для судей верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда, федерального суда округа - не менее 7 лет, для судей других судов и мировых судей - не менее 5 лет (пункт 1 статьи 4 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" в редакции от 15 декабря 2001 года), следует иметь в виду, что допускается включать в стаж работы на должностях, требующих юридического образования, периоды трудовой деятельности лиц, имеющих среднее юридическое образование, и лиц, получивших высшее юридическое образование, а также неполное высшее юридическое образование (при наличии подтверждающего документа установленного образца). Для совмещающих обучение в юридическом вузе с работой на требующих юридического образования должностях, указанных в этом Законе, стаж начинает исчисляться после успешного окончания того курса, после которого вузом в соответствии с его уставом выдается документ установленного образца о неполном высшем юридическом образовании. При этом учитывается только образование, полученное претендентом в учебном заведении, имеющем государственную аккредитацию".

В Разъяснениях и рекомендациях также отмечено, что Инструкция о порядке определения стажа работы по юридической профессии для кандидатов на должности судей федеральных судов от 27 декабря 1996 года после принятия Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" действует в той мере, в какой она не противоречит указанному и другим федеральным конституционным и федеральным законам. Согласно пункту 5 Инструкции в спорных случаях окончательное решение о стаже работы по юридической профессии принимается соответствующей квалификационной коллегией судей, рассматривающей заявление кандидата о рекомендации на должность судьи, с приведением в заключении мотивов принятого решения.

Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой статьи 43 и частью первой статьи 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации

определил:

1. Отказать в принятии к рассмотрению запроса Верховного Суда Российской Федерации, поскольку он не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми обращение в Конституционный Суд Российской Федерации может быть признано допустимым.

2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данному запросу окончательно и обжалованию не подлежит.

3. Настоящее Определение подлежит опубликованию в "Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации".

Председатель

Конституционного Суда

Российской Федерации

В.Д.ЗОРЬКИН

Судья-секретарь

Конституционного Суда

Российской Федерации

Ю.М.ДАНИЛОВ

Другие документы по теме
"Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы граждан Жаркова Дмитрия Феликсовича и Школьной Людмилы Викторовны на нарушение их конституционных прав пунктом 5 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации"
"Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Татрова Владимира Петровича на нарушение его конституционных прав положениями абзаца первого подпункта 1 статьи 15 Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию", статей 21 и 24 Закона Российской Федерации "О государственной тайне" и подпункта 19 пункта 24 Инструкции по обеспечению режима секретности в Российской Федерации"
"По запросу Первомайского районного суда города Пензы о проверке конституционности части первой статьи 374 Трудового кодекса Российской Федерации"
"По ходатайству главы города Екатеринбурга об официальном разъяснении Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 7 декабря 2006 года N 542-О по запросу Законодательного собрания Республики Карелия о проверке конституционности ряда положений части 11 статьи 154 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", а также жалобе главы города Екатеринбурга на нарушение теми же законоположениями конституционного права на местное самоуправление"
Ошибка на сайте