Рейтинг@Mail.ru

Апелляционное определение Верховного Суда РФ от 10.03.2016 N АПЛ16-37

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 10 марта 2016 г. N АПЛ16-37

Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего Манохиной Г.В.,

членов коллегии Зайцева В.Ю., Корчашкиной Т.Е.,

при секретаре Г.,

с участием прокурора Масаловой Л.Ф.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению М. о признании частично недействующим пункта 1.13 раздела "Наименование учреждений" списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781,

по апелляционной жалобе М. на решение Верховного Суда Российской Федерации от 16 декабря 2015 г., которым в удовлетворении заявленного требования отказано.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Зайцева В.Ю., объяснения административного истца, который поддержал апелляционную жалобу, представителя Правительства Российской Федерации Е., возражавшей против доводов апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей апелляционную жалобу необоснованной, Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации

установила:

постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781, опубликованным 4 ноября 2002 г. в Собрании законодательства Российской Федерации, N 44, 6 ноября 2002 г. в "Российской газете", утвержден список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Список).

Согласно пункту 1.13 раздела "Наименование учреждений" Списка (далее - пункт 1.13 Списка) к учреждениям социального обслуживания, работа в которых дает право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, относятся: реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями; социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних; социальный приют для детей и подростков; центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей; детский дом-интернат для умственно отсталых детей; детский дом-интернат для детей с физическими недостатками.

М. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании пункта 1.13 Списка не действующим в той части, в которой он ограничивает круг учреждений социального обслуживания только теми, которые имеют статус юридического лица, и не относит к ним структурные подразделения учреждений социального обслуживания, созданные для осуществления педагогической деятельности среди детей и подростков. Как указал административный истец, пенсионный орган не включил в его педагогический стаж работу в должности воспитателя в социальном приюте для детей и подростков муниципального бюджетного учреждения "Комплексный центр социального обслуживания населения Сортавальского муниципального района". Решением Сортавальского городского суда Республики Карелия от 5 марта 2014 г. его требования о включении данного периода в стаж педагогической работы и назначении досрочной трудовой пенсии оставлены без удовлетворения. По мнению М., оспариваемое положение Списка допускает возможность его произвольного толкования и не относит к учреждениям социального обслуживания структурные подразделения учреждений социального обслуживания, созданные для осуществления педагогической деятельности среди детей и подростков, что противоречит пункту 2 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", имеющего большую юридическую силу и устанавливающего право граждан на досрочную пенсию в зависимости от профессиональной деятельности, а не от аббревиатуры в наименовании учреждений.

Решением Верховного Суда Российской Федерации от 16 декабря 2015 г. в удовлетворении административного искового заявления отказано.

В апелляционной жалобе М. просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленного требования. Выражает несогласие с выводом суда первой инстанции о том, что в пункте 1.13 Списка Правительство Российской Федерации раскрыло понятие "учреждения социального обслуживания". Как указано в жалобе, оспариваемая правовая норма не позволяет уяснить ее смысл и содержание, что делает невозможным разрешение спора административного истца с пенсионным органом о праве на досрочную трудовую пенсию.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации оснований для ее удовлетворения и отмены обжалуемого решения не находит.

С 1 января 2015 г. вступил в силу Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", который в статье 30 о сохранении права на досрочное назначение страховой пенсии закрепляет, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 этого федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста (пункт 19 части 1).

Согласно пункту 2 статьи 27 действовавшего до 1 января 2015 г. Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" списки работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых трудовая пенсия по старости назначается досрочно, утверждались Правительством Российской Федерации. Аналогичное правовое регулирование предусмотрено частью 2 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях".

Действуя в пределах предоставленного ему полномочия, Правительство Российской Федерации приняло постановление от 29 октября 2002 г. N 781, а также вступившее в силу с 1 января 2015 г. постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение", в соответствии с которым при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяется утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 Список.

Рассматривая дело, суд первой инстанции правомерно указал, что возложение законодателем на Правительство Российской Федерации полномочия по определению того, какого рода профессиональная деятельность может быть отнесена к педагогической и сопряжена ли она с повышенными психофизиологическими нагрузками, предполагает, что в основе соответствующей дифференциации должны лежать объективные критерии оценки характера труда и функциональных обязанностей по той или иной должности.

Раздел "Наименование учреждений" Списка конкретизирует применительно к пенсионному обеспечению не раскрытое в поименованных выше федеральных законах понятие "учреждения для детей", обеспечивая тем самым реализацию права граждан на досрочное пенсионное обеспечение. В пункте 1.13 названы учреждения социального обслуживания, а именно: реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями; социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних; социальный приют для детей и подростков; центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей; детский дом-интернат для умственно отсталых детей; детский дом-интернат для детей с физическими недостатками.

Из оспариваемой нормы не следует, что право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, связывается исключительно с наличием у перечисленных в ней учреждений социального обслуживания статуса юридического лица.

Согласно пункту 13 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 и применяемых на основании пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665, в стаж работы засчитывается работа в должностях, указанных в Списке, в следующих структурных подразделениях организаций (независимо от того, предусмотрены эти организации в Списке или нет): общеобразовательные школы всех наименований (за исключением открытой (сменной) общеобразовательной школы); гимназия; межшкольный учебно-производственный комбинат трудового обучения и профессиональной ориентации учащихся (межшкольный учебный комбинат); школа-интернат; детский сад; ясли-сад (сад-ясли); детские ясли; техникум; колледж; училище; лицей.

Таким образом, Правительство Российской Федерации исходит из того, что работа в соответствующих должностях в учреждениях для детей, которые не обладают правами юридического лица, а являются структурными подразделениями организаций (независимо от того, предусмотрены эти организации в Списке или нет), подлежит зачету в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей.

Как неоднократно отмечалось Конституционным Судом Российской Федерации, законодатель связывает право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лишь с такой работой, при выполнении которой организм работника подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером профессиональной деятельности; учитываются также и различия в характере труда, функциональных обязанностях лиц, работающих на одних и тех же должностях, но в разных по профилю и задачам деятельности учреждениях и организациях. Законодатель, предписывая Правительству Российской Федерации утверждать соответствующий список, не наделяет его полномочиями самостоятельно регулировать пенсионные отношения отдельных категорий работников, занятых определенной профессиональной деятельностью, и по своему усмотрению устанавливать их пенсионные права, вводить дополнительные по сравнению с законом ограничения права на пенсионное обеспечение (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 16 ноября 2006 г. N 514-О, от 29 мая 2014 г. N 1112-О, от 23 июня 2015 г. N 1272-О).

Доводы административного истца в апелляционной жалобе о незаконности Списка в оспариваемой части фактически сводятся к несогласию с конкретными правоприменительными решениями, однако их проверка не может быть осуществлена в рамках настоящего дела, рассматриваемого по правилам главы 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации "Производство по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов".

Предусмотренные статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основания для отмены обжалуемого решения суда в апелляционном порядке отсутствуют.

Руководствуясь статьями 308 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации

определила:

решение Верховного Суда Российской Федерации от 16 декабря 2015 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу М. - без удовлетворения.

Председательствующий

Г.В.МАНОХИНА

Члены коллегии

В.Ю.ЗАЙЦЕВ

Т.Е.КОРЧАШКИНА

Другие документы по теме
"Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Шорора Александра Олеговича на нарушение его конституционных прав пунктом 4 части первой статьи 24 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации"
"Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Гнипа Олега Александровича на нарушение его конституционных прав статьей 128 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2003 год"
<Об увеличении Федеральным законом или договором размера возмещения вреда, понесенного в случае смерти кормильца> (Извлечение)
"Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Ореховой Натальи Петровны на нарушение ее конституционных прав положениями статей 135 и 136 Жилищного кодекса РСФСР"
Ошибка на сайте