"Методические рекомендации по разработке планов восстановления финансовой устойчивости инфраструктурными организациями финансового рынка"
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
20 мая 2016 г. N 17-МР
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО РАЗРАБОТКЕ ПЛАНОВ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ФИНАНСОВОЙ УСТОЙЧИВОСТИ
ИНФРАСТРУКТУРНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ ФИНАНСОВОГО РЫНКА
Глава 1. Общие положения
1.1. В целях определения возможных вариантов восстановления финансовой устойчивости в ситуациях реализации (возможной реализации) риска существенных финансовых потерь инфраструктурных организаций финансового рынка (далее - инфраструктурные организации), Банк России рекомендует использовать настоящие Методические рекомендации. Для целей настоящих Методических рекомендаций под инфраструктурными организациями понимаются организаторы торговли, клиринговые организации и расчетные депозитарии.
1.2. Методические рекомендации подготовлены с учетом международных подходов, определенных в документе "Восстановление финансовой устойчивости инфраструктурных организаций финансового рынка" <1>, разработанном Комитетом по платежам и рыночным инфраструктурам совместно с Международной организацией комиссий по ценным бумагам (далее - КПРИ-МОКЦБ) в октябре 2014 года.
--------------------------------
<1> "Recovery of financial market infrastructures", October, 2014, CPMI-IOSCO (www.bis.org/cpmi/publ/d121.pdf).
В соответствии с подходами КПРИ-МОКЦБ одним из основных механизмов восстановления способности инфраструктурной организации осуществлять свои ключевые функции <1> и (или) осуществлять операции в случае угрозы финансовой устойчивости являются планы восстановления финансовой устойчивости инфраструктурных организаций (далее - Планы восстановления). До разработки Планов восстановления в соответствии с настоящими Методическими рекомендациями инфраструктурным организациям рекомендуется определить перечень осуществляемых ею ключевых функций.
--------------------------------
<1> Функции, нарушение осуществления которых, по оценке инфраструктурной организации, может существенно повлиять на финансовое положение инфраструктурной организации и (или) финансовое положение клиентов инфраструктурной организации.
1.3. В случае если инфраструктурная организация имеет разработанный План восстановления, либо инфраструктурная организация, являющаяся кредитной организацией, имеет разработанный План восстановления финансовой устойчивости кредитной организации, Банк России рекомендует дополнить его положениями с учетом настоящих Методических рекомендаций и в дальнейшем поддерживать его в актуальном состоянии.
Инфраструктурной организации, являющейся клиринговой организацией, рекомендуется дополнить правила управления рисками положениями, основанными на настоящих Методических рекомендациях.
1.4. При разработке Плана восстановления рекомендуется привлечь заинтересованные стороны (акционеров (участников) инфраструктурной организации, клиентов инфраструктурной организации <1>, связанных инфраструктурных организаций, в том числе системно значимых <2>, лиц, которые имеют право давать обязательные для инфраструктурной организации указания либо иным образом имеют возможность определять ее действия), которые могут оказать содействие в случае реализации событий по нескольким неблагоприятным для инфраструктурной организации сценариям, включая наиболее критические.
--------------------------------
<1> Клиентами инфраструктурной организации являются лица, заключившие с инфраструктурной организацией договор на клиринговое обслуживание (для клиринговых организаций), на оказание услуг по проведению организованных торгов (для организаторов торговли) или депозитарное обслуживание (для расчетных депозитариев).
<2> Связь между двумя или несколькими инфраструктурными организациями (в том числе инфраструктурной организацией и системно значимой инфраструктурной организацией) представляет собой набор договорных и операционных соглашений, которые могут быть заключены, в том числе непосредственно между инфраструктурными организациями (инфраструктурной организацией и системно значимой инфраструктурной организацией) или с привлечением посредника (принцип 20 "Связи ИФР", Письмо Банка России от 29.06.2012 N 94-Т "О документе Комитета по платежным и расчетным системам "Принципы для инфраструктур финансового рынка").
1.5. Полномочиями по утверждению Плана восстановления рекомендуется наделить совет директоров (наблюдательный совет) инфраструктурной организации.
До утверждения советом директоров (наблюдательным советом) инфраструктурной организации Плана восстановления рекомендуется предусмотреть получение предварительного одобрения комитетом пользователей, комитетом по рискам или иным органом, в состав которого входят клиенты инфраструктурной организации (при наличии такого коллегиального органа) такого Плана восстановления.
1.6. Разработанный инфраструктурной организацией План восстановления, в том числе после его актуализации, рекомендуется направлять в Банк России (Департамент рынка ценных бумаг и товарного рынка).
1.7. В случае принятия инфраструктурной организацией решения не использовать настоящие Методические рекомендации (в том числе отдельные положения настоящих Методических рекомендаций) в своей деятельности Банк России рекомендует инфраструктурной организации представить обоснование принятия такого решения.
Глава 2. Рекомендации по разработке планов восстановления финансовой устойчивости. Принципы эффективного планирования восстановления финансовой устойчивости инфраструктурной организации
2.1. Инфраструктурной организации рекомендуется включать разработку Плана восстановления в процессы управления и стратегического планирования инфраструктурной организации.
В Плане восстановления рекомендуется определить набор вариантов и мер, позволяющих действовать в разнообразных стрессовых ситуациях (возникающих как вследствие специфических событий самой инфраструктурной организации, так и событий финансового и товарного рынков, на которых инфраструктурная организация осуществляет ключевые функции, в целом) (далее - варианты Плана восстановления), а также условия, при наступлении которых должна начаться их реализация.
2.2. Цель Плана восстановления заключается в заблаговременной разработке мер по восстановлению финансовой устойчивости и поддержанию непрерывности осуществления ключевых функций инфраструктурной организацией в случае реализации риска существенных финансовых потерь, а также в разработке мер по предупреждению и предотвращению такого ухудшения доступными инфраструктурной организации инструментами и методами.
2.3. Планирование восстановления финансовой устойчивости позволяет оценивать способность инфраструктурной организации противостоять стрессовым ситуациям, поддерживать непрерывность осуществления ключевых функций инфраструктурной организацией за счет внутренних ресурсов и (или) возможностей, обусловленных наличием договорных отношений с третьими лицами. При этом инфраструктурной организации рекомендуется разрешать возникающие проблемы, связанные с угрозой ее финансовой устойчивости, без угрозы для стабильности финансовой системы Российской Федерации и организаций, осуществляющих деятельность на финансовом рынке Российской Федерации.
2.4. Инфраструктурной организации рекомендуется обеспечивать поддержание Плана восстановления в актуальном состоянии, посредством его регулярного пересмотра и внесения в него изменений (не реже одного раза в год, а также при существенных институциональных или финансово-экономических изменениях (в том числе в случае наступления значимых событий <1> в деятельности инфраструктурной организации, способных повлиять на возможность реализации Плана восстановления) и с учетом анализа текущей ситуации на рынке).
--------------------------------
<1> К значимым событиям, способным повлиять на возможность реализации Плана восстановления, в том числе относятся события, связанные с изменением финансовой ситуации, оказывающей значительное влияние на финансовую устойчивость инфраструктурной организации, внедрением новых направлений деятельности инфраструктурной организации, которые могут привести к увеличению обязательств инфраструктурной организации более чем на 20%, существенными изменениями в законодательстве Российской Федерации, влияющими на условия функционирования инфраструктурной организации, а также наступлением иных событий, не позволяющих реализовать значительную часть мероприятий по восстановлению финансовой устойчивости инфраструктурной организации.
Инфраструктурной организации рекомендуется определить перечень значимых событий в своей деятельности, способных повлиять на возможность реализации Плана восстановления и в случае реализации которых потребуется пересмотр Плана восстановления, в том числе внесение в него изменений.
2.5. Инфраструктурной организации рекомендуется установить во внутренних документах порядок разработки, утверждения и оценки на предмет актуальности и реализуемости Плана восстановления, а также назначить ответственных лиц за разработку Плана восстановления, контроль его содержания, поддержание его в актуальном состоянии, своевременность принятия решений по его реализации.
2.6. При подготовке Плана восстановления инфраструктурной организации рекомендуется придерживаться примерной структуры Плана восстановления, приведенной в Приложении к настоящим Методическим рекомендациям.
2.7. Инфраструктурной организации рекомендуется предусмотреть в Плане восстановления условия и процедуры для своевременной реализации мер по восстановлению финансовой устойчивости инфраструктурной организации, а также перечень стресс-сценариев, учитывающих макроэкономические и финансовые стрессы, которые могут оказать значительное воздействие на финансовую устойчивость инфраструктурной организации. Примерный перечень стресс-сценариев, которые могут быть использованы при разработке Плана восстановления, приведен в Главе 3 настоящих Методических рекомендаций.
2.8. Инфраструктурной организации рекомендуется интегрировать План восстановления в систему управления рисками инфраструктурной организации, в случае ее наличия.
2.9. При разработке Плана восстановления инфраструктурной организации рекомендуется применять комплексный подход к оценке рисков, возникающих в ее деятельности, учитывать специфику рисков, присущих деятельности инфраструктурной организации, а также их существенность для деятельности конкретной инфраструктурной организации.
2.10. В Планах восстановления инфраструктурной организации, являющейся клиринговой организацией, рекомендуется предусматривать конкретные решения в ситуациях критического снижения величины ее собственных средств и (или) ликвидности в случае развития событий по нескольким неблагоприятным для нее сценариям, включая наиболее критические.
2.11. Инфраструктурной организации рекомендуется проводить самостоятельную оценку вариантов Плана восстановления на соответствие рекомендациям пунктов 2.1 - 2.4 настоящей Главы.
2.12. Рекомендуется руководствоваться следующими принципами эффективного планирования восстановления финансовой устойчивости инфраструктурной организации:
1) определение ключевых параметров Плана восстановления с учетом размера инфраструктурной организации, набора ключевых функций, взаимосвязи и взаимозависимости с другими инфраструктурными организациями (в том числе системно значимыми) и участниками финансового и товарного рынков, уровня финансовой устойчивости <1>, структуры, в том числе особенностей структуры ее активов/пассивов и системы управления рисками, а также включение в План восстановления мер по снижению уровня рисков и (или) изменению перечня рисков, присущих ее деятельности, и поддержанию величины собственных средств инфраструктурной организации и вариантов действий, в случае развития событий по нескольким неблагоприятным для инфраструктурной организации сценариям, включая наиболее критические;
--------------------------------
<1> Финансовая устойчивость инфраструктурной организации характеризуется состоянием финансовых ресурсов, обеспечивающих непрерывность осуществления ключевых функций инфраструктурной организацией.
2) определение в Плане восстановления набора количественных и качественных показателей (событий, условий), при которых начинается реализация различных вариантов Плана восстановления (далее - индикаторы реализации Плана восстановления), обеспечивающих настолько раннее начало реализации мер, предусмотренных вариантами Плана восстановления, насколько это необходимо для минимизации затрат и предотвращения возможного негативного влияния предпринимаемых мер на инфраструктурную организацию и финансовую систему Российской Федерации в целом. В дополнение к индикаторам реализации Плана восстановления инфраструктурной организации рекомендуется также разработать индикаторы, которые могут служить сигналами раннего предупреждения. При этом инфраструктурной организации рекомендуется обеспечить регулярный мониторинг указанных индикаторов. При разработке индикаторов реализации Плана восстановления и сигналов раннего предупреждения рекомендуется руководствоваться положениями Главы 4 настоящих Методических рекомендаций;
3) наличие комплексного и эффективного набора инструментов восстановления финансовой устойчивости (с точки зрения надежности, своевременности и наличия правовых оснований), рекомендации по которым приведены в Главе 5 настоящих Методических рекомендаций. При определении набора инструментов инфраструктурной организации рекомендуется учитывать специфику оказываемой ею деятельности;
4) наличие механизмов внутригруппового взаимодействия и соглашений об оказании инфраструктурной организацией внутригрупповой финансовой поддержки в случае реализации стрессовых сценариев. Рекомендации по соглашениям об оказании внутригрупповой финансовой поддержки приведены в Главе 6 настоящих Методических рекомендаций;
5) обеспечение инфраструктурной организацией своевременного осуществления мер по восстановлению своей финансовой устойчивости;
6) создание информационной системы, оперативно генерирующей информацию, сигналы раннего предупреждения и индикаторы реализации Плана восстановления, необходимые для процесса планирования и принятия решений о начале реализации Плана восстановления инфраструктурной организацией, в случае реализации риска существенных финансовых потерь;
7) проведение оценки системных последствий в результате возможного неисполнения обязательств инфраструктурной организацией или прекращения ее деятельности для участников финансового и товарного рынков Российской Федерации и финансовой системы Российской Федерации в целом;
8) наличие надежной, эффективной и устойчивой системы управления инфраструктурной организации и достаточность ее ресурсов для обеспечения процесса планирования восстановления финансовой устойчивости инфраструктурной организации.
Глава 3. Примерный перечень стресс-сценариев, рекомендуемых к использованию при разработке Плана восстановления
3.1. При разработке Плана восстановлении инфраструктурной организации рекомендуется учитывать результаты стресс-тестирования системы управления рисками, проводимого в целях оценки основных рисков, присущих деятельности инфраструктурной организации, в случае его проведения. При проведении стресс-тестирования системы управления рисками инфраструктурной организации рекомендуется использовать стресс-сценарии, направленные на определение перечня вероятных событий, способных повлиять на реализуемость Плана восстановления.
3.2. Инфраструктурной организации рекомендуется формировать перечень стресс-сценариев, учитывающий как минимум три исключительных, но вероятных события, имеющих системный и (или) уникальный характер. При определении (выборе) вышеуказанных событий инфраструктурной организации рекомендуется исходить из их наибольшей значимости для инфраструктурной организации с учетом ее размера, структуры, осуществляемых ею ключевых функций, уровня и сочетания принимаемых рисков, а также взаимосвязи и взаимозависимости с другими инфраструктурными организациями (в том числе системно значимыми) и участниками финансового и товарного рынков Российской Федерации и финансовой системой Российской Федерации в целом.
3.3. Инфраструктурной организации рекомендуется использовать стресс-сценарии, включающие, где это допустимо, оценку влияния события на:
- величину собственных средств инфраструктурной организации;
- показатели ликвидности инфраструктурной организации;
- риски, присущие деятельности инфраструктурной организации;
- рентабельность (доходность) инфраструктурной организации;
- операции инфраструктурной организации;
- деловую репутацию инфраструктурной организации;
- другие.
3.4. Инфраструктурной организации рекомендуется включать в стресс-сценарии как минимум одно из следующих событий:
- событие системного характера, при котором возникающие риски могут оказать негативное влияние на финансовую систему Российской Федерации или реальную экономику в целом;
- уникальное событие, при котором возникающие риски могут оказать негативное влияние на конкретную инфраструктурную организацию, группы организаций или организации в рамках группы, в которую входит инфраструктурная организация.
3.5. Инфраструктурной организации рекомендуется проводить стресс-тестирование с использованием более трех стресс-сценариев, учитывающих события, определенные в пункте 3.4 настоящей Главы.
3.6. В перечень стресс-сценариев инфраструктурной организации также рекомендуется включать стресс-сценарии, учитывающие как медленно, так и быстро развивающиеся события.
3.7. При разработке стресс-сценария, основанного на событии системного характера, инфраструктурной организации рекомендуется учитывать в том числе следующие события:
- возросший страновой риск и отток капитала из страны;
- неблагоприятные изменения цен активов на одном или нескольких рынках;
- макроэкономический спад, сопровождающийся снижением странового рейтинга, увеличением уровня инфляции, ростом безработицы.
3.8. При разработке стресс-сценария, основанного на уникальном событии, инфраструктурной организации рекомендуется учитывать в том числе следующие события:
- ухудшение деловой репутации инфраструктурной организации;
- резкое снижение ликвидных средств инфраструктурной организации;
- неблагоприятное изменение цен активов, переданных инфраструктурной организации в качестве обеспечения;
- значительные потери инфраструктурной организации, вызванные реализацией кредитного риска;
- значительные потери инфраструктурной организации, вызванные реализацией операционного риска.
Глава 4. Рекомендации по сигналам раннего предупреждения и индикаторам реализации Плана восстановления
4.1. Индикаторы реализации Плана восстановления (далее - индикаторы) рекомендуется направлять на определение момента, события или иного признака, требующего, по оценке инфраструктурной организации, незамедлительного уведомления органов управления инфраструктурной организации или иных ответственных лиц, а также при необходимости Банка России о его наступлении.
В дополнение к индикаторам инфраструктурной организации рекомендуется также разработать сигналы раннего предупреждения, которые могут служить основанием для обсуждения в рамках инфраструктурной организации целесообразности применения мер, направленных на предотвращение потенциального ухудшения ситуации. Сигналы раннего предупреждения также могут служить основанием для пересмотра инфраструктурной организацией вариантов Плана восстановления.
4.2. При разработке индикаторов инфраструктурной организации рекомендуется руководствоваться следующими принципами:
- наличие качественных и количественных характеристик индикаторов, включая критерии их возникновения;
- обеспечение пересмотра индикаторов и их характеристик на регулярной основе (не реже одного раза в год);
- обеспечение эффективности индикаторов относительно разнообразных стрессовых ситуаций, возникающих как вследствие специфических событий самой инфраструктурной организации, так и событий финансового и товарного рынков, на которых инфраструктурная организация осуществляет ключевые функции, в целом;
- наличие инструментов и возможностей для эффективного мониторинга и контроля индикаторов, доведения до органов управления инфраструктурной организации информации о результатах мониторинга и контроля индикаторов с целью предупреждения необоснованных задержек своевременной реализации Плана восстановления.
4.3. В целях минимизации числа ситуаций, когда количественные индикаторы срабатывают с задержками (указывают на уже реализовавшуюся стрессовую ситуацию в деятельности инфраструктурной организации), инфраструктурным организациям рекомендуется использовать систему индикаторов, содержащую различные прогнозные показатели.
В качестве таких показателей рекомендуется использовать:
- снижение кредитных рейтингов контрагентов инфраструктурной организации;
- ограничение уровня кредитного риска инфраструктурной организации;
- ухудшение показателя финансового рычага инфраструктурной организации.
4.4. Инфраструктурной организации рекомендуется предусмотреть реализацию Плана восстановления в случае выявления рисков, угрожающих ее финансовой устойчивости, даже если ни один из количественных индикаторов не достигнут.
4.5. При разработке качественных индикаторов рекомендуется учитывать требования контрагентов о досрочном исполнении обязательств, непредвиденные изменения в структуре руководства инфраструктурной организации, неблагоприятные последствия принятия судебных решений, реализация репутационного риска и другие.
Инфраструктурной организации также предлагается дополнительно рассматривать несколько индикаторов, характеризующих основные риски, присущие ее деятельности.
4.6. Инфраструктурной организации рекомендуется в качестве примерного перечня индикаторов (для количественных индикаторов - числовые значения/интервалы) использовать следующие:
1) индикаторы риска ликвидности инфраструктурной организации:
- наличие "разрывов" ликвидности (нарушение баланса прав требований и обязательств по срокам погашения);
- ухудшение качественного соотношения прав требований и обязательств по срокам погашения;
2) индикаторы операционного риска инфраструктурной организации:
- существенные недостатки операционной деятельности инфраструктурной организации, выявленные в результате проведения внутреннего и (или) внешнего аудита ее операционной деятельности;
- неудовлетворительные результаты проведенного инфраструктурной организацией стресс-тестирования операционного риска и (или) оценки системы управления операционным риском на соответствие национальным и международным стандартам в области управления рисками;
- наблюдаемое два квартала подряд увеличение отношения величины понесенных потерь инфраструктурной организацией в результате реализации операционного риска к величине собственных средств инфраструктурной организации и страхового покрытия по заключенным инфраструктурной организацией договорам страхования;
- наблюдаемое два квартала подряд увеличение за установленный период количества нарушений работы структурных подразделений инфраструктурной организации, случаев нарушений сотрудниками инфраструктурной организации правил и требований, регламентирующих осуществление операций инфраструктурной организацией и (или) размера расходов (убытков) инфраструктурной организации вследствие таких нарушений;
- наблюдаемое два квартала подряд увеличение количества нарушений бесперебойной работы программно-технических средств инфраструктурной организации;
- достижение инфраструктурной организацией количества операций, осуществление которых требует максимальной или приближенной к максимальной нагрузки на программно-технические средства инфраструктурной организации;
3) индикаторы риска потери деловой репутации инфраструктурной организации и иные индикаторы:
- устойчивый отток клиентов инфраструктурной организации за анализируемый период;
- устойчивое снижение отношения размера прибыли от операционной деятельности инфраструктурной организации за анализируемый период к размеру затрат по операционной деятельности, понесенных инфраструктурной организацией за тот же период;
- наблюдаемая два квартала подряд убыточная деятельность инфраструктурной организации;
- наблюдаемое два квартала подряд снижение отношения размера величины собственных средств инфраструктурной организации и страхового покрытия по заключенным инфраструктурной организацией договорам страхования к рыночной стоимости депонированных в ней эмиссионных ценных бумаг (для расчетного депозитария);
- наблюдаемое два квартала подряд снижение объема операций, проводимых или учитываемых инфраструктурной организацией на финансовом или ином рынке Российской Федерации, на котором инфраструктурная организация осуществляет свою деятельность;
- наблюдаемый два квартала подряд рост негативных отзывов (статей) о деятельности инфраструктурной организации в средствах массовой информации.
Глава 5. Рекомендации, касающиеся инструментов восстановления финансовой устойчивости
5.1. Инфраструктурной организации рекомендуется разработать инструменты восстановления финансовой устойчивости (далее - инструменты) или их совокупность исходя из осуществляемых инфраструктурной организацией ключевых функций, вариантов Плана восстановления и видов рисков, которым подвержена инфраструктурная организация или источником распространения которых она является, а также инфраструктурной организации рекомендуется установить порядок применения таких инструментов.
5.2. Инфраструктурной организации рекомендуется разработать инструменты или группу инструментов, обладающих в совокупности наибольшим количеством следующих характеристик:
комплексность - инструменты должны позволять комплексно подходить к возможности дальнейшего осуществления инфраструктурной организацией ключевых функций;
эффективность - каждый инструмент должен быть надежным, актуальным и не противоречить законодательству Российской Федерации;
прозрачность, измеримость, управляемость и контролируемость - инструменты должны напрямую соответствовать их назначению и позволять инфраструктурной организации и ее клиентам в случае возникновения убытков, дефицита ликвидности измерять указанные убытки и дефицит ликвидности, управлять ими и контролировать их;
создание стимулов - инструменты должны создавать стимулы для органов управления инфраструктурной организации, клиентов инфраструктурной организации и иных заинтересованных лиц для управления и ограничения рисков, которые они могут привносить в деятельность инфраструктурной организации, а также для осуществления контроля за действиями инфраструктурной организации в части управления рисками, содействия по управлению сбоями в работе инфраструктурной организации и процессу ее восстановления;
снижение негативного воздействия - инструменты должны создаваться с целью снижения негативного воздействия на инфраструктурную организацию, ее акционеров (участников), участников финансового и товарного рынков Российской Федерации вследствие ухудшения финансового состояния инфраструктурной организации и реализации рисков, которым подвержена инфраструктурная организация.
5.3. При разработке Плана восстановления инфраструктурной организации также рекомендуется включать в него инструменты, разработанные самостоятельно или приведенные в настоящей Главе:
- инструменты пополнения финансовых ресурсов инфраструктурной организации (привлечение дополнительных финансовых средств, докапитализация инфраструктурной организации и прочее);
- инструменты для распределения убытков инфраструктурной организации (докапитализация инфраструктурной организации, заключение договора страхования или соглашения, предусматривающего возмещение убытков инфраструктурной организации и прочее);
- инструменты восстановления ликвидных активов для исполнения имеющихся обязательств (получение ликвидных средств от третьих лиц, проведение взаимозачетов по требованиям и обязательствам, реструктуризация портфеля активов и пассивов в части замены низколиквидных (неликвидных) финансовых инструментов на ликвидные финансовые инструменты и прочее).
Глава 6. Рекомендации по соглашению об оказании внутригрупповой финансовой поддержки
6.1. В соглашении об оказании инфраструктурной организации внутригрупповой финансовой поддержки (далее - соглашение) рекомендуется предусматривать как оказание финансовой поддержки в случае реализации стресс-сценариев со стороны юридического лица, под контролем или значительным влиянием которого находится инфраструктурная организация, в отношении инфраструктурной организации, входящей в группу организаций, подконтрольных такому юридическому лицу (далее - группа), так и со стороны инфраструктурной организации, входящей в группу, в отношении данного юридического лица, а также между инфраструктурной организацией и иными организациями, входящими в группу и являющимися сторонами соглашения (далее при совместном упоминании - стороны соглашения).
6.2. Финансовую поддержку в рамках соглашения рекомендуется оказывать в виде ссуды (кредита), независимой гарантии, предоставления активов в качестве обеспечения, в виде комбинации указанных форм, а также иных форм финансовой поддержки.
6.3. В соглашении рекомендуется устанавливать правила расчета размера финансовой поддержки (компенсации) по каждой сделке (операции), определенной соглашением (далее - правила). В правилах рекомендуется предусматривать требование о возможности предоставления компенсации в период оказания финансовой поддержки в рамках соглашения. При разработке соглашения, в том числе правил определения размера компенсации и иных положений, рекомендуется обеспечить его соответствие следующим принципам:
- сторона, обеспечивающая финансовую поддержку, должна обладать соответствующей информацией о стороне, которой она предоставляет такую поддержку в полном объеме, до момента определения размера компенсации, а также до принятия иных решений в рамках предоставления финансовой поддержки;
- при определении размера компенсации может приниматься во внимание информация, недоступная участникам финансового и товарного рынка Российской Федерации и находящаяся в распоряжении стороны, предоставляющей финансовую поддержку, при условии, что эта сторона является той же частью группы, что и сторона, получающая финансовую поддержку;
- при определении размера компенсации в рамках предоставления финансовой поддержки не должно учитываться ожидаемое краткосрочное влияние на рыночные цены, являющееся результатом внешних по отношению к группе событий (факторов).
6.4. Соглашение рекомендуется заключать только в случае, если в момент его заключения в деятельности каждой из сторон соглашения отсутствуют признаки, свидетельствующие о необходимости реализации Плана восстановления.
Инфраструктурной организации рекомендуется уведомлять Банк России о начале получения внутригрупповой финансовой поддержки в соответствии с соглашением с указанием стороны соглашения, предоставляющей такую поддержку, причин, явившихся основанием для ее предоставления, размера, сроков и иных существенных условий ее предоставления, а также направлять копию соглашения.
6.5. Каждое соглашение рекомендуется одобрять акционерами (участниками) стороны, заключающей такое соглашение.
Настоящие Методические рекомендации подлежат опубликованию в "Вестнике Банка России" и размещению на сайте Банка России в сети Интернет.
Первый заместитель
Председателя Банка России
С.А.ШВЕЦОВ
Приложение
к Методическим рекомендациям
по разработке планов
восстановления финансовой
устойчивости инфраструктурными
организациями финансового рынка
от 20.05.2016 N 17-МР
ПРИМЕРНАЯ СТРУКТУРА
ПЛАНА ВОССТАНОВЛЕНИЯ ФИНАНСОВОЙ УСТОЙЧИВОСТИ
ИНФРАСТРУКТУРНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
N п/п
Наименование раздела
Состав данных
1.
Общие положения
1.1.
Общие сведения об инфраструктурной организации
Наименование инфраструктурной организации, информация о создании и местонахождении инфраструктурной организации.
1.2.
Сведения о бизнес-модели инфраструктурной организации
Краткий обзор основных направлений деятельности инфраструктурной организации (в том числе ключевых функций, осуществляемых инфраструктурной организацией в рамках этих направлений). Сведения об организационной структуре и структуре органов управления инфраструктурной организации с указанием их функций, а также лиц, ответственных за реализацию Плана восстановления. Целесообразно описать схему взаимосвязи структурных подразделений, осуществляющих ключевые функции в инфраструктурной организации и способствующих поддержанию внутренних операционных процессов, а также стратегию (возможные мероприятия) по поддержанию функционирования таких структурных подразделений в стрессовых ситуациях.
Информация об операционных и финансовых взаимосвязях, информация о взаимосвязях с юридическим лицом, которое имеет преобладающее участие в уставном капитале инфраструктурной организации, либо в соответствии с заключенным между ними договором, либо иным образом имеет возможность определять решения, принимаемые инфраструктурной организацией, аффилированными лицами и связанными инфраструктурными организациями (в том числе с системно значимыми инфраструктурными организациями).
Информация о ресурсах, необходимых инфраструктурной организации для реализации выбранной бизнес-модели (в том числе особенностях структуры финансирования и размещения активов инфраструктурной организации, операционных и информационных системах, а также ресурсов, которые могут быть задействованы при реализации Плана восстановления).
Информацию о показателях (индикаторах), характеризующих соответствие деятельности инфраструктурной организации выбранной бизнес-модели.
2.
Сведения о Плане восстановления
2.1.
Общие сведения о Плане восстановления
Информация о целях, задачах Плана восстановления (с приведением аргументации), его актуальности и реализуемости в критических стрессовых ситуациях, существенных изменениях с момента последнего утверждения Плана восстановления, включая причины таких изменений, или действия, предпринятые инфраструктурной организацией.
2.2.
Интеграция Плана восстановления в существующие процессы
Рекомендуется описать, как План восстановления интегрирован в существующую систему управления рисками инфраструктурной организации, в том числе в информационно-управленческую систему и (или) систему управления в кризисных ситуациях.
Целесообразно привести детальное описание мер, принятых для обеспечения надлежащего управления, в частности подтверждение того, что органом управления инфраструктурной организации утвержден План восстановления и назначено лицо, ответственное за поддержание Плана восстановления в актуальном состоянии и взаимодействие с Банком России.
2.3.
Предположения и стресс-сценарии в Плане восстановления
Рекомендуется описать предположения и стресс-сценарии, учитывающие макроэкономические и финансовые стрессы, которые могут оказать значительное воздействие на финансовую устойчивость инфраструктурной организации.
2.4.
Начало реализации Плана восстановления
Целесообразно отразить сигналы раннего предупреждения и индикаторы реализации Плана восстановления, учитывающие функциональные особенности инфраструктурной организации, а также процедуры, обеспечивающие своевременную реализацию мероприятий по восстановлению финансовой устойчивости инфраструктурной организации.
Рекомендуется описать действия (решения) инфраструктурной организации при срабатывании сигналов раннего предупреждения (например, таких как решения о начале реализации Плана восстановления финансовой устойчивости, применении необходимых мер восстановления и уведомлении органов управления инфраструктурной организации и Банка России и т.п.).
Инфраструктурной организации рекомендуется указать перечень сотрудников, ответственных за принятие решений, запуск процессов и выбор вариантов Плана восстановления.
3.
Варианты Плана восстановления
3.1.
Содержание вариантов Плана восстановления
Целесообразно описать каждый вариант Плана восстановления и конкретные действия, предпринимаемые инфраструктурной организацией для его реализации.
Также рекомендуется описать предполагаемые сценарии восстановления финансовой устойчивости в условиях различных предположений и стресс-сценариев, определить ключевые меры по обеспечению непрерывности осуществления ключевых функций инфраструктурной организации.
По каждому варианту Плана восстановления инфраструктурной организации рекомендуется привести дополнительную информацию:
- предположения при определении влияния каждого варианта Плана восстановления на уровень ликвидности и собственных средств инфраструктурной организации;
- расчет времени, необходимого для привлечения финансовых ресурсов (в том числе собственных ресурсов, включая ранее инвестированные);
- оценка эффективности (низкая, средняя, высокая) реализации варианта Плана восстановления при стрессовой ситуации. Инфраструктурной организации также рекомендуется провести отдельный анализ на предмет последствий при приостановлении или прекращении осуществления ключевых функций в отношении остальных организаций группы, в состав которой входит инфраструктурная организация, или иных инфраструктурных организаций (системно значимых инфраструктурных организаций), а также описание возможных решений.
3.2.
Последствия реализации Плана восстановления
Инфраструктурной организации рекомендуется привести последствия реализации каждого варианта Плана восстановления, включая следующие показатели:
- потенциальное влияние варианта Плана восстановления на текущую деятельность, на собственные средства инфраструктурной организации, на активы инфраструктурной организации, на уровень ликвидности инфраструктурной организации (в том числе на размер высоколиквидных активов), на данные бухгалтерского баланса, на структуру собственности инфраструктурной организации, на процесс урегулирования несостоятельности инфраструктурной организации, на финансовые и товарные рынки, обслуживаемые инфраструктурной организацией, с обоснованием сделанных допущений;
- возможные последствия реализации каждого варианта Плана восстановления для текущей деятельности инфраструктурной организации с точки зрения прибыли.
3.3.
Вопросы реализации варианта Плана восстановления
В разработанном Плане восстановления целесообразно описать:
- механизм приведения в исполнение каждого варианта Плана восстановления;
- предполагаемое время, необходимое для выбора наиболее оптимального варианта Плана восстановления;
- возможные риски и препятствия для успешного внедрения варианта Плана восстановления, включая предположения относительно управления рисками инфраструктурной организации;
- сценарии реализации каждого варианта Плана восстановления;
- должностное лицо и (или) структурное подразделение и (или) иной уполномоченный орган инфраструктурной организации, который осуществляет оперативное управление при выборе варианта Плана восстановления.
3.4.
Реализуемость варианта Плана восстановления
Инфраструктурной организации рекомендуется:
- оценить реализуемость каждого варианта Плана восстановления и его эффективность при наступлении события системного характера и уникального события;
- оценить ситуации, при которых реализация конкретного варианта Плана восстановления может оказаться неэффективной;
- определить варианты Плана восстановления, которые как взаимоисключают, так и дополняют друг друга.
Инфраструктурной организации рекомендуется определить факторы, которые способствуют снижению эффективности реализации варианта Плана восстановления, и меры по их сокращению.
Инфраструктурной организации рекомендуется привести предыдущий опыт по реализации каждого варианта Плана восстановления (при наличии).
4.
Отчуждение (выбытие) активов
Инфраструктурной организации рекомендуется определить необходимость наличия разработанного плана по отчуждению (выбытию) активов, а также все возможные варианты отчуждения (выбытия) активов и включение их в План восстановления.
При этом инфраструктурной организации рекомендуется осуществлять оценку вариантов отчуждения (выбытия) активов, а также пояснить методологию такой оценки и основные предположения.
Для каждого варианта отчуждения (выбытия) активов инфраструктурной организации в виде реализации рекомендуется выделить потенциальных покупателей.
Инфраструктурной организации рекомендуется определить существенные условия и ограничения, которые могут повлиять на отчуждение (выбытие) активов.
5.
Меры восстановления финансовой устойчивости
Инфраструктурной организации целесообразно определить конкретный перечень мер восстановления финансовой устойчивости, их последовательность (или их сочетание) на этапах реализации варианта Плана восстановления при различных стресс-сценариях, требуемых временных рамках для их реализации и оценки прогнозируемых результатов от их применения. При этом инфраструктурной организации рекомендуется принимать во внимание ее размер, структуру, осуществляемые ею ключевые функции, а также взаимосвязи и взаимозависимости с другими инфраструктурными организациями (в том числе системно значимыми), участниками финансового и товарного рынков Российской Федерации и финансовой системой Российской Федерации в целом. Инфраструктурной организации рекомендуется при выборе мер восстановления финансовой устойчивости для разных вариантов Плана восстановления учитывать специфическую структуру рисков инфраструктурной организации (при ее наличии), а также систему комплексного управления рисками.