"Методические рекомендации по подготовке нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, направленных на реализацию положений Федерального закона от 27 мая 2014 г. N 136-ФЗ "О внесении изменений в статью 26.3 Федерального закона "Об общих принц
МИНИСТЕРСТВО РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ПОДГОТОВКЕ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ СУБЪЕКТОВ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, НАПРАВЛЕННЫХ НА РЕАЛИЗАЦИЮ ПОЛОЖЕНИЙ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 27 МАЯ 2014 Г. N 136-ФЗ "О ВНЕСЕНИИ
ИЗМЕНЕНИЙ В СТАТЬЮ 26.3 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "ОБ ОБЩИХ
ПРИНЦИПАХ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ (ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫХ)
И ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" И ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "ОБ ОБЩИХ
ПРИНЦИПАХ ОРГАНИЗАЦИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Настоящие Методические рекомендации <1> разработаны Министерством регионального развития Российской Федерации в соответствии с подпунктом "в" пункта 2 Перечня поручений Президента Российской Федерации В.В. Путина от 22 июня 2014 г. N Пр-1448 по итогам заседания Совета при Президенте Российской Федерации по развитию местного самоуправления 26 мая 2014 г. и подпунктом "в" пункта 2 поручения Председателя Правительства Российской Федерации Д.А. Медведева от 30 июня 2014 г. N ДМ-П16-4824.
--------------------------------
<1> В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2005 г. N 40 "Об утверждении Положения о Министерстве регионального развития Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" Минрегион России не уполномочен давать официальное толкование нормам действующего законодательства. Соответственно, указанные Методические рекомендации не являются официальным толкованием норм федеральных законов.
В соответствии с Федеральным законом от 27 мая 2014 г. N 136-ФЗ "О внесении изменений в статью 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 136-ФЗ) за органами государственной власти субъектов Российской Федерации закреплены новые полномочия по регулированию законами субъектов Российской Федерации вопросов организации местного самоуправления в Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 4 Федерального закона N 136-ФЗ в течение шести месяцев со дня вступления в силу указанного Федерального закона (не позднее 27 ноября 2014 г.) принимаются законы субъектов Российской Федерации, предусмотренные частью 4 статьи 35 и частью 2 статьи 36 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ). Указанными нормами Федерального закона N 131-ФЗ предусматривается регулирование законом субъекта Российской Федерации (в рамках возможностей, предоставленных соответствующими нормами Федерального закона N 131-ФЗ) способа формирования представительного органа муниципального района, а также порядка избрания и основных полномочий главы муниципального образования.
Часть 4 статьи 35 Федерального закона N 131-ФЗ предусматривает определение законом субъекта Российской Федерации одного из двух способов формирования представительных органов муниципальных районов, а часть 2 статьи 36 - порядка избрания и основных полномочий главы муниципального образования.
Кроме того, измененной редакцией Федерального закона N 131-ФЗ за субъектом Российской Федерации закрепляются дополнительные правомочия:
- по перераспределению полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
- по закреплению дополнительных вопросов местного значения за сельскими поселениями;
- по созданию и регулированию статуса муниципальных образований нового вида - городских округов с внутригородским делением и муниципальных районов.
I. Формирование представительных органов муниципальных районов
В соответствии с частью 4 статьи 35 Федерального закона N 131-ФЗ представительный орган муниципального района в соответствии с законом субъекта Российской Федерации и уставом муниципального района:
1) может состоять из глав поселений, входящих в состав муниципального района, и из депутатов представительных органов указанных поселений, избираемых представительными органами поселений из своего состава (система делегирования);
2) может избираться на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании (система прямых выборов).
Система делегирования и (или) система прямых выборов может быть установлена, а впоследствии - изменена законом субъекта Российской Федерации для любого конкретного муниципального района, для нескольких (перечисленных поименно) либо для всех муниципальных районов. В случае принятия закона субъекта Российской Федерации, изменяющему способ формирования представительного органа муниципального района, устав муниципального района подлежит приведению в соответствие с законом субъекта Российской Федерации в течение трех месяцев со дня его вступления в силу. Измененный порядок формирования представительного органа муниципального района применяется после истечения срока полномочий, на который был избран предыдущий состав представительного органа муниципального района.
Избрание (делегирование) депутатов представительных органов муниципального района из состава депутатов представительных органов поселений осуществляется в соответствии с нормой представительства, равной для всех поселений и не зависящей от численности населения (как правило, 1 - 2 депутата от поселения), либо согласно норме представительства, устанавливаемой законом субъекта Российской Федерации, и в соответствии с ним - уставом муниципального района и уставами поселений.
Представители от малочисленных поселений, насчитывающих менее 100 жителей, обладающих избирательным правом, в которых представительный орган не формируется, а его полномочия осуществляются сходом граждан (либо насчитывающих от 100 до 300 жителей при наличии соответствующей нормы в уставе поселения), избираются на сходах граждан.
Норма представительства конкретного поселения может устанавливаться как в абсолютных числах (например, 3 депутата), так и в процентном отношении от установленной численности (например, четверть от общего состава депутатов). Согласно Федеральному закону N 131-ФЗ норма представительства одного поселения не может превышать одной трети от установленной численности депутатов представительного органа муниципального района. Данная норма может быть актуальна для муниципальных районов, значительная часть населения которых сосредоточена в одном - двух поселениях.
По данным мониторинга реализации Федерального закона N 131-ФЗ, ежегодно проводимого Минрегионом России, по состоянию на начало 2014 г. система делегирования применялась в 15 процентах муниципальных районов. При этом представители органов государственной власти тех субъектов Российской Федерации, где уже имеется опыт применения системы делегирования, как правило, положительно оценивали такой опыт. Неоднократно указывалось, что система делегирования позволяет достичь баланса и взаимного учета интересов поселений и муниципальных районов в деятельности органов местного самоуправления.
В то же время применение системы делегирования в некоторых регионах может быть сопряжено с некоторыми затруднениями организационного характера. Так, в районах Крайнего Севера может быть затруднена и сопряжена со значительными финансовыми затратами транспортировка депутатов от места их постоянного пребывания к месту проведения сессии представительного органа муниципального района и обратно. Кроме того, жители межселенных территорий, не имеющие возможности принять участие в выборах депутатов представительных органов поселений, при применении на районном уровне системы делегирования могут оказаться вообще без своих представителей в органах местного самоуправления. Вероятно, в таких муниципальных районах будет признано более целесообразным применение системы прямых выборов.
II. Определение порядка избрания и полномочий глав муниципальных образований
Согласно части 2 статьи 36 Федерального закона N 131-ФЗ глава муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации:
1) избирается на муниципальных выборах либо представительным органом муниципального образования из своего состава;
2) в случае избрания на муниципальных выборах входит в состав представительного органа муниципального образования и исполняет полномочия его председателя либо возглавляет местную администрацию;
3) в случае избрания представительным органом муниципального образования исполняет полномочия его председателя;
4) не может одновременно исполнять полномочия председателя представительного органа муниципального образования и возглавлять местную администрацию.
Порядок избрания главы муниципального образования и его место в системе органов местного самоуправления (имея в виду статус председателя представительного органа или главы местной администрации) может быть установлен, а впоследствии - изменен законом субъекта Российской Федерации для любых конкретных (перечисленных поименно) муниципальных образований, либо для всех муниципальных образований в пределах субъекта Российской Федерации, либо дифференцированно по видам (типам) муниципальных образований (с поименным перечислением исключений из общего правила либо без такового).
При этом обновленная редакция Федерального закона N 131-ФЗ формально не связывает реализацию данного полномочия с необходимостью проведения каких-либо консультаций с органами местного самоуправления либо мероприятий по выявлению и учету мнения населения (например, публичных слушаний). Вместе с тем федеральный законодатель, возлагая данные полномочия на органы государственной власти субъектов Российской Федерации, безусловно, исходил из того, что данные полномочия будут реализовываться с учетом местной специфики и, прежде всего, в интересах местных сообществ.
В случае принятия закона субъекта Российской Федерации, изменяющего порядок избрания и (или) полномочия главы муниципального образования, устав муниципального образования подлежит приведению в соответствие с законом субъекта Российской Федерации в течение трех месяцев со дня его вступления в силу.
Необходимость взаимосвязанного применения установленных федеральным законодателем требований при конструировании системы органов местного самоуправления в каждом конкретном муниципальном образовании приводит к формированию трех основных моделей системы организации местного самоуправления:
модель I - глава муниципального образования избирается населением и возглавляет местную администрацию (в этом случае председатель представительного органа избирается депутатами из своего состава);
модель II - глава муниципального образования избирается депутатами представительного органа из своего состава и исполняет обязанности его председателя (в этом случае глава местной администрации назначается представительным органом муниципального образования по итогам конкурса);
модель III - глава муниципального образования избирается населением и возглавляет представительный орган муниципального района (в этом случае глава местной администрации назначается представительным органом муниципального образования по итогам конкурса).
При этом необходимо учитывать, что каждая из вышепоименованных моделей имеет как свои отличительные достоинства, так и недостатки.
Так, первая модель (с "сильным мэром") предполагает тесную взаимосвязь главы муниципального образования с населением и его персональную ответственность за формирование и реализации социально-экономической политики, однако ее применение не предполагает подбор руководящих кадров по уровню профессионализма и крайне затрудняет урегулирование кризисных ситуаций.
Вторая модель (с "сити-менеджером") предполагает подбор руководителей органов местного самоуправления по критерию профессионализма и возможность их оперативной ротации, однако ее применение обычно сопровождается ослаблением связей между населением и должностными лицами органов местного самоуправления.
Третья ("гибридная") модель предполагает сосуществование "выборного" главы муниципального образования и назначаемого по конкурсу "сити-мендежера", однако содержит в себе опасность размывания ответственности и предпосылки для развития конфликта между указанными должностными лицами.
В целом по Российской Федерации "первая" и "вторая" модели имеют примерно равное, или во всяком случае сопоставимое ("третья" - несколько меньшее) распространение.
При этом муниципальные образования отдельно взятых субъектов Российской Федерации, как правило, склоняются к применению какой-либо одной модели. При этом "первая" модель несколько чаще применяется в сельских и небольших городских поселениях, "вторая" - в муниципальных районах и крупных городских округах (прежде всего - в административных центрах субъектов Российской Федерации).
Применительно к отдельным видам муниципальных образований федеральным законодателем установлены следующие особенности:
1) уставом сельского поселения либо внутригородского муниципального образования в городе федерального значения может быть предусмотрено одновременное возложение на главу муниципального образования функций главы местной администрации и председателя представительного органа муниципального образования;
2) глава поселения, в котором полномочия представительного органа осуществляются сходом граждан, избирается сходом граждан и возглавляет местную администрацию;
3) в соответствии с Законом Российской Федерации от 14 июля 1992 г. N 3297-1 "О закрытом административно-территориальном образовании" глава администрации ЗАТО назначается по контракту по итогам конкурса. Соответственно, глава ЗАТО (независимо от того, каким способом он был избран) исполняет полномочия председателя представительного органа.
Также при разработке и принятии указанных законопроектов необходимо учитывать предусмотренную Федеральным законом N 131-ФЗ возможность возложения полномочий администрации поселения - административного центра муниципального района на администрацию муниципального района и иные ситуации, когда в соответствии с Федеральным законом N 131-ФЗ местная администрация не формируется. В этих случаях рекомендуется возлагать на главу муниципального образования полномочия председателя представительного органа муниципального образования.
III. Образование городских округов с внутригородским делением
Обновленной редакцией Федерального закона N 131-ФЗ (с изменениями, внесенными Федеральным законом N 136-ФЗ) предусматривается возможность создания в соответствии с законами субъектов Российской Федерации муниципальных образований нового вида - городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов.
Согласно статье 2 Федерального закона N 131-ФЗ критерии для деления городских округов на внутригородские районы должны быть установлены законами субъекта Российской Федерации и уставом городского округа с внутригородским делением.
Федеральным законом не установлено обязательных требований либо критериев выделения городских округов с внутригородским делением. Однако разработчиками законопроекта предполагалось, что конструкция городского округа с внутригородским делением будет востребована в крупных городах, имевших в своей истории опыт внутригородского деления на районы с формированием районных органов власти либо органов местного самоуправления (прежде всего - в административных центрах субъектов Российской Федерации), а также в городских округах, образованных в 2004 - 2014 гг. на территории существующих или ранее существовавших административных районов и (или) районных муниципальных образований и занимающих значительные территории.
Городские округа с внутригородским делением могут быть созданы только путем преобразования существующих городских округов. Положениями частей 1, 2 и 7.1 статьи 13 Федерального закона N 131-ФЗ предусматривается возможность изменения статуса городского округа с наделением его статуса городского округа с внутригородским делением (с одновременным образованием внутригородских районов).
Соответствующее решение принимается законодательным (представительным) и исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации и оформляется законом субъекта Российской Федерации. Указанное решение принимается с учетом мнения населения, порядок учета мнения населения по вопросу о статусе городского округа с внутригородским делением определяется законом субъекта Российской Федерации и уставом городского округа.
При преобразовании городского округа с его наделением статусом городского округа с внутригородским делением законом субъекта Российской Федерации должны быть урегулированы следующие вопросы:
- о границах и статусе городского округа с внутригородским делением и внутригородских районов (часть 1.1 статьи 10, часть 2 статьи 11 Федерального закона N 131-ФЗ);
- о составе муниципального имущества внутригородских районов и источниках доходов местных бюджетов исходя из установленных для внутригородских районов перечней вопросов местного значения и необходимости сохранения единства городского хозяйства (части 4 и 5 статьи 16.2 Федерального закона N 131-ФЗ);
- о сроках полномочий представительного органа городского округа с внутригородским делением и представительных органов с внутригородским районом (часть 5.1 статьи 34 Федерального закона N 131-ФЗ);
- о порядке избрания представительного органа городского округа с внутригородским делением (часть 5 статьи 35 Федерального закона N 131-ФЗ);
- о численности депутатов представительного органа городского округа с внутригородским делением и внутригородских районов (части 7.1 и 8 статьи 35 Федерального закона N 131-ФЗ);
- о порядке избрания и полномочиях главы городского округа с внутригородским делением и глав внутригородских районов (часть 2 статьи 36 Федерального закона N 131-ФЗ);
- о сроках внесения изменений в устав городского округа с внутригородским делением и принятия уставов внутригородских районов, а также о сроках формирования органов местного самоуправления и избрания (назначения) должностных лиц местного самоуправления городского округа с внутригородским делением и внутригородских районов (часть 5.1 статьи 34 Федерального закона N 131-ФЗ).
В соответствии с частью 5 статьи 35 Федерального закона N 131-ФЗ представительный орган городского округа с внутригородским делением в соответствии с законом субъекта Российской Федерации и уставом соответствующего муниципального образования:
1) может формироваться из депутатов представительных органов внутригородских районов, избираемых представительными органами внутригородских районов из своего состава (система делегирования);
2) может избираться на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании (система прямых выборов).
Выборы в представительные органы создаваемых внутригородских районов должны быть проведены не позднее чем через шесть месяцев со дня их создания. До формирования органов местного самоуправления и избрания (назначения) должностных лиц местного самоуправления городского округа с внутригородским делением и внутригородских районов их полномочия осуществляют ранее сформированные (избранные, назначенные) органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления.
В случае принятия закона субъекта Российской Федерации, изменяющего способ формирования представительного органа городского округа с внутригородским делением, устав муниципального образования подлежит приведению в соответствие с законом субъекта Российской Федерации в течение трех месяцев со дня его вступления в силу. При этом измененный порядок формирования представительного органа городского округа с внутригородским делением применяется после истечения полномочий ранее избранного представительного органа.
Избрание (делегирование) депутатов представительных органов городского округа с внутригородским делением из состава депутатов представительных органов внутригородских районов осуществляется в соответствии с нормой представительства, равной для всех внутригородских районов и не зависящей от численности населения, либо согласно норме представительства, устанавливаемой законом субъекта Российской Федерации и в соответствии с ним - уставом городского округа с внутригородским делением и уставами внутригородских районов. Данная норма может быть актуальна для городских округов с неоднородной территорией и значительной (в несколько раз) разницей в численности населения внутригородских районов.
Законами субъектов Российской Федерации могут быть дополнительно урегулированы вопросы:
- об установлении дополнительных вопросов местного значения городских округов с внутригородским делением с передачей необходимых для их осуществления материальных ресурсов и финансовых средств (часть 3 статьи 16 Федерального закона N 131-ФЗ);
- о закреплении за внутригородскими районами иных, помимо установленного частью 1 статьи 16.2 базового перечня, вопросов местного значения из числа установленных вопросов местного значения городских округов (часть 2 статьи 16.2 Федерального закона N 131-ФЗ);
- о разграничении полномочий по решению вопросов местного значения между органами местного самоуправления городского округа с внутригородским делением и органами местного самоуправления внутригородских районов (часть 3 статьи 16.2 Федерального закона N 131-ФЗ).
Статьей 13 Федерального закона N 131-ФЗ предусмотрены следующие способы преобразования муниципальных образований, которые могут затронуть городские округа с внутригородским делением и внутригородские районы:
- объединение двух и более внутригородских районов (часть 3.2 статьи 13 Федерального закона N 131-ФЗ);
- разделение внутригородского района с образованием двух или более внутригородских районов (часть 6.1 статьи 13 Федерального закона N 131-ФЗ);
- присоединение к городскому округу с внутригородским делением поселения с его наделением статуса внутригородского района (часть 6.2 статьи 13 Федерального закона N 131-ФЗ);
- выделение из городского округа с внутригородским делением внутригородского района с его наделением статусом городского или сельского поселения (часть 6.3 статьи 13 Федерального закона N 131-ФЗ).
Объединение либо разделение внутригородских районов осуществляется с согласия населения городского округа с внутригородским делением, выраженного его представительным органом. Кроме того, при объединении внутригородских районов учитывается мнение населения объединяемых районов, а при разделении внутригородского района - мнение населения образуемых внутригородских районов.
Присоединение поселения к городскому округу с внутригородским делением, а также выделение внутригородского района из городского округа с внутригородским делением осуществляется с согласия населения городского округа и соответствующего поселения (внутригородского района) в соответствии с уставами муниципальных образований, а также с учетом мнения населения муниципального района, из состава которого исключается или в состав которого включается соответствующее поселение.
Частью 7.1 статьи 13 Федерального закона предусмотрена возможность преобразования городского округа с внутригородским делением с лишением его указанного статуса. Данное преобразование осуществляется законом субъекта Российской Федерации с учетом мнения населения соответствующего городского округа в соответствии с его уставом и законом субъекта Российской Федерации. Лишение муниципального образования статуса внутригородского округа с внутригородским делением влечет упразднение внутригородских районов.
При преобразовании городского округа с его лишением статуса городского округа с внутригородским делением законом субъекта Российской Федерации должны быть определены сроки упразднения внутригородских районов, прекращения полномочия их органов местного самоуправления и должностных лиц, а также сроки внесения изменений в устав городского округа, формирования (избрания) его органов местного самоуправления и избрания (назначения) должностных лиц местного самоуправления. Упразднение внутригородских районов должно осуществляться не позднее шести месяцев со дня принятия указанного закона.
IV. Смена статуса с городского поселения на сельское и с сельского поселения на городское
В соответствии с пунктом 7.2 статьи 13 Федерального закона N 131-ФЗ изменение статуса городского поселения в связи с наделением его статусом сельского поселения либо изменение статуса сельского поселения в связи с наделением его статуса городского поселения осуществляется законом субъекта Российской Федерации с согласия населения соответствующего поселения, выраженного путем голосования (в порядке, установленном статьей 24 Федерального закона N 131-ФЗ, а также законодательством о выборах и референдумах).
При этом смена статуса городского поселения на сельское и сельского поселения на городское должна сопровождаться одновременными изменениями в административно-территориальном устройстве субъекта Российской Федерации, производимыми с таким расчетом, чтобы преобразованное поселение не перестало соответствовать требованиям, установленным статьями 2 и 11 Федерального закона N 131-ФЗ. Так, при преобразовании городского поселения в сельское все городские населенные пункты (города и поселки городского типа) на его территории преобразуются в сельские. При преобразовании сельского поселения в городское как минимум один населенный пункт на территории указанного поселения должен получить статус городского населенного пункта (города либо поселка городского типа).
V. Закрепление дополнительных вопросов местного значения за сельскими поселениями
Частью 3 статьи 14 Федерального закона N 131-ФЗ (в редакции Федерального закона N 136-ФЗ) закреплен минимальный гарантированный перечень вопросов местного значения сельского поселения. В указанный перечень включены вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 статьи 14 Федерального закона N 131-ФЗ. Иные вопросы местного значения, закрепленные в части 1 статьи 14 Федерального закона N 131-ФЗ, решаются органами местного самоуправления муниципальных районов.
При этом в соответствии со статьей 4 Федерального закона N 136-ФЗ (в редакции Федерального закона от 23 июня 2014 г. N 165-ФЗ) до 1 января 2015 года органы местного самоуправления муниципальных районов и сельских поселений осуществляют решение вопросов местного значения в соответствии с частью 1 статьи 14 и частью 1 статьи 15 Федерального закона N 131-ФЗ в ранее действовавшей редакции.
Законами субъектов Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений могут также закрепляться другие вопросы местного значения из числа предусмотренных пунктами 4 - 8, 11, 13, 13.1, 15, 18, 19 (в части использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 20, 22 - 27, 31, 32, 33.1 - 38 части 1 статьи 14 Федерального закона N 131-ФЗ.
Следует отметить, что некоторые вопросы местного значения муниципальных районов, установленные частью 1 статьи 15 Федерального закона N 131-ФЗ (например, по участию в профилактике терроризма и экстремизма), практически полностью дублируют вопросы местного значения поселения, установленные частью 1 статьи 14 Федерального закона N 131-ФЗ. Соответственно, закрепление таких вопросов местного значения за сельскими поселениями приведет к дублированию полномочий органов местного самоуправления сельских поселений и муниципальных районов.
Закон субъекта Российской Федерации о закреплении за органами местного самоуправления сельских поселений отдельных вопросов местного значения может распространяться на всю территорию субъекта Российской Федерации либо на отдельные (поименованные в законе) муниципальные районы и (или) сельские поселения. Перечень вопросов местного значения, закрепляемых за сельскими поселениями, может быть единым для всех сельских поселений либо дифференцированным - с составлением отдельных списков вопросов местного значения для двух или нескольких групп сельских поселений.
Закрепление за сельскими поселениями отдельных вопросов местного значения означает автоматический переход к органам местного самоуправления установленных отраслевыми законами полномочий органов местного самоуправления по решению указанных вопросов местного значения.
Указанные законы субъектов Российской Федерации рекомендуется принимать с учетом финансовых возможностей сельских поселений и вводить в действие с очередного финансового года (в случае принятия соответствующего закона в течение 2014 года - с 1 января 2015 года).
Механизм перераспределения источников доходов местных бюджетов в связи с изменением перечней вопросов местного значения будет определен законопроектом о внесении в Бюджетный кодекс Российской Федерации и Налоговый кодекс Российской Федерации изменений, направленных на приведение их положений в соответствие с Федеральным законом N 131-ФЗ (в редакции Федерального закона N 136-ФЗ), который разрабатывается Правительством Российской Федерации в рамках исполнения подпункта "а" пункта 2 Перечня поручений Президента Российской Федерации N Пр-1448.
Вопросы разграничения (перераспределения) муниципального имущества, в том числе в связи с изменением полномочий органов местного самоуправления, регулируются частью 11.1 статьи 154 Федерального закона от 22 июля 2004 г. N 122-ФЗ. В связи с этим следует отметить, что в соответствии с подпунктом "б" пункта 2 Перечня поручений Президента Российской Федерации N Пр-1448 Правительством Российской Федерации разрабатывается законопроект о внесении изменений в отраслевые законодательные акты в части, касающейся полномочий органов местного самоуправления в соответствии с Федеральным законом N 131-ФЗ (в редакции Федерального закона N 136-ФЗ) в указанную статью готовятся изменения, регулирующие вопросы передачи имущества между муниципальным районом и сельским поселением в связи с изменениями перечней вопросов местного значения.
IV. Перераспределение полномочий
В соответствии с пунктом 6.1 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и пунктом 1.2 статьи 17 Федерального закона N 131-ФЗ (в редакции Федерального закона N 136-ФЗ) законами субъектов Российской Федерации может осуществляться перераспределение полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации.
Закон субъекта Российской Федерации о перераспределении полномочий может распространяться на всю территорию субъекта Российской Федерации либо на территорию отдельных муниципальных образований. Объектом перераспределения могут быть как отдельные вопросы местного значения, указанные в части 1 статьи 14, части 1 статьи 15 и части 1 статьи 16 Федерального закона N 131-ФЗ, так и конкретные полномочия по решению вопросов местного значения, установленные частью 1 статьи 17 Федерального закона N 131-ФЗ и отраслевыми федеральными законами.
Единый либо дифференцированный перечень полномочий, относимых к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, устанавливается субъектом Российской Федерации исходя из целей перераспределения полномочий (повышение эффективности управления инфраструктурой урбанизированных территорий, реализация проектов развития территорий, сосредоточение ресурсов для эффективного решения одного или нескольких вопросов местного значения и т.п.).
Не могут быть отнесены к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия органов местного самоуправления:
- по управлению муниципальной собственностью;
- по формированию, утверждению и исполнению местного бюджета;
- по осуществлению охраны общественного порядка;
- по установлению структуры органов местного самоуправления;
- по изменению границ муниципального образования;
- по принятию устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений, издание муниципальных правовых актов (пункт 1 части 1 статьи 17 Федерального закона N 131-ФЗ);
- по установлению официальных символов муниципального образования (пункт 2 части 1 статьи 17 Федерального закона N 131-ФЗ);
- по учреждению печатного средства массовой информации (пункт 7 части 1 статьи 17 Федерального закона N 131-ФЗ);
- по осуществлению международных и внешнеэкономических связей в соответствии с федеральными законами (пункт 8 части 1 статьи 17 Федерального закона N 131-ФЗ);
- отнесенные к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования (часть 10 статьи 35 Федерального закона N 131-ФЗ).
Перераспределение полномочий допускается на срок не менее срока полномочий законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Такие законы субъекта Российской Федерации вступают в силу с начала очередного финансового года.