"Методические рекомендации по разработке органами местного самоуправления муниципальных правовых актов в области гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера"
МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ
ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ
ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО РАЗРАБОТКЕ ОРГАНАМИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ
ПРАВОВЫХ АКТОВ В ОБЛАСТИ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ И ЗАЩИТЫ
НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ
ПРИРОДНОГО И ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
В соответствии со статьями 14 - 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского поселения, муниципального района, муниципального, городского округа относятся:
участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах (на территории) муниципального образования;
организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне и защите населения и территории муниципального образования от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться вопросы участия в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения <1>.
--------------------------------
<1> Часть 3 статьи 14 Федерального закона N 131-ФЗ.
Законами субъекта Российской Федерации и уставом городского округа с внутригородским делением и принятым в соответствии с ними уставом внутригородского района за внутригородскими районами могут закрепляться вопросы из числа установленных в соответствии с Федеральным законом N 131-ФЗ вопросов местного значения городских округов <2>.
--------------------------------
<2> Часть 2 статьи 16.2 Федерального закона N 131-ФЗ.
Перечень вопросов местного значения внутригородских муниципальных образований городов федерального значения определяется законами субъектов Российской Федерации - городов федерального значения исходя из необходимости сохранения единства городского хозяйства <3>.
--------------------------------
<3> Часть 3 статьи 79 Федерального закона N 131-ФЗ.
Согласно части 1 статьи 7 Федерального закона N 131-ФЗ по вопросам местного значения органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
Настоящие методические рекомендации подготовлены для оказания помощи должностным лицам органов местного самоуправления в разработке проектов муниципальных правовых актов в области гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и разъясняют концептуальные основы содержания таких проектов муниципальных правовых актов.
Предлагаемый в методических рекомендациях перечень муниципальных правовых актов не является исчерпывающим и может быть расширен исходя из решаемых органами местного самоуправления задач в области гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Учитывая динамичное развитие законодательства Российской Федерации, изменения, которые вносятся в федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в указанной области, настоящие методические рекомендации используются в части, не противоречащей действующему федеральному законодательству.
2. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗРАБОТКЕ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ
В ОБЛАСТИ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ
Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне" (далее - Федеральный закон N 28-ФЗ) органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут принимать муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы гражданской обороны.
Органам местного самоуправления, исходя из возлагаемых федеральным законодательством полномочий, задач и функций, рекомендуется разработать и принять следующие муниципальные правовые акты:
"Об утверждении Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальном образовании";
"Об утверждении Плана основных мероприятий в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах муниципального образования на год";
"О создании сил гражданской обороны и поддержании их в состоянии готовности";
"О подготовке населения в области гражданской обороны";
"Об утверждении Положения о муниципальной системе оповещения населения";
"Об эвакуационной (эвакоприемной) комиссии муниципального образования";
"О создании, реконструкции и поддержании в состоянии постоянной готовности к использованию защитных сооружений и других объектов гражданской обороны";
"О комиссии по повышению устойчивости функционирования объектов экономики муниципального образования";
"О создании и содержании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств".
2.1. Муниципальный правовой акт "Об утверждении Положения
об организации и ведении гражданской обороны
в муниципальном образовании"
Положением о гражданской обороне в Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2007 г. N 804 (далее - Положение о гражданской обороне в Российской Федерации), определены порядок подготовки к ведению и ведения гражданской обороны в Российской Федерации, а также основные мероприятия по гражданской обороне.
В соответствии с пунктом 4 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации порядок подготовки к ведению гражданской обороны в муниципальном образовании утверждается должностным лицом местного самоуправления, возглавляющим местную администрацию (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), в соответствии с положением об организации и ведении гражданской обороны в муниципальном образовании, разрабатываемым и утверждаемым МЧС России.
Согласно пункту 5 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утвержденного приказом МЧС России от 14 ноября 2008 г. N 687 <4>, подготовка к ведению гражданской обороны на муниципальном уровне определяется Положением об организации и ведении гражданской обороны в муниципальном образовании.
--------------------------------
<4> Зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 26 ноября 2008 г., регистрационный N 12740.
Таким образом, действующим законодательством предписано должностному лицу местного самоуправления, возглавляющему местную администрацию (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), утверждать Положение об организации и ведении гражданской обороны в муниципальном образовании (в форме муниципального правового акта).
Положение об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утвержденное приказом МЧС России от 14 ноября 2008 г. N 687, определяет организацию и основные направления подготовки к ведению и ведения гражданской обороны, а также основные мероприятия по гражданской обороне в общем виде для всех муниципальных образований. При этом в Положении об организации и ведении гражданской обороны в муниципальном образовании рекомендуется отразить вопросы организации, подготовки к ведению и ведения гражданской обороны применительно к конкретному муниципальному образованию с учетом установленной структуры органов местного самоуправления, особенностей географического положения муниципального образования и прогнозируемых опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
Исходя из вышеизложенного, в Положении об организации и ведении гражданской обороны в муниципальном образовании рекомендуется:
регламентировать вопросы планирования мероприятий по гражданской обороне с указанием структурных подразделений органов местного самоуправления, ответственных за разработку, а также сроков разработки, согласования и утверждения годовых планов, предусматривающих основные мероприятия по вопросам гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций муниципального образования, плана гражданской обороны и защиты населения муниципального образования, других планирующих документов в области гражданской обороны;
указать общий состав сил гражданской обороны в муниципальном образовании (конкретный перечень сил гражданской обороны, создаваемых органами местного самоуправления, рекомендуется указывать в муниципальном правовом акте "О создании сил гражданской обороны и поддержании их в состоянии готовности");
определить орган, осуществляющий управление гражданской обороной в муниципальном образовании (структурное подразделение соответствующего органа местного самоуправления, уполномоченное на решение задач в области гражданской обороны);
определить структурные подразделения органов местного самоуправления, осуществляющие сбор информации в области гражданской обороны на территории муниципального образования и ее представление в соответствующие исполнительные органы субъекта Российской Федерации;
отразить конкретные мероприятия по гражданской обороне, осуществляемые на местном уровне, с указанием структурных подразделений органов местного самоуправления и организаций, обеспечивающих выполнение мероприятий местного уровня по гражданской обороне, ответственных за их выполнение;
регламентировать по решению органов местного самоуправления иные вопросы с учетом специфики муниципального образования и решаемых задач в области гражданской обороны.
2.2. Муниципальный правовой акт "Об утверждении Плана
основных мероприятий в области гражданской обороны,
предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций,
обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей
на водных объектах муниципального образования на год"
В соответствии с пунктами 3 и 4 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утвержденного приказом МЧС России от 14 ноября 2008 г. N 687, подготовка к ведению гражданской обороны осуществляется на основании годовых планов, предусматривающих основные мероприятия по вопросам гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций муниципального образования, которые разрабатываются органом местного самоуправления и согласовываются с территориальным органом МЧС России - органом, специально уполномоченным решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, по субъекту Российской Федерации (далее - территориальный орган МЧС России).
При этом ежегодно Правительственная комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности (далее - Правительственная комиссия) рекомендует органам местного самоуправления разрабатывать соответствующие планы основных мероприятий в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах (далее - план основных мероприятий) и рассматривать их на заседаниях комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности.
Таким образом, основные мероприятия по вопросам гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, упомянутые в пункте 3 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утвержденного приказом МЧС России от 14 ноября 2008 г. N 687, предусматриваются в плане основных мероприятий муниципального образования на год. Разработка отдельных годовых планов основных мероприятий непосредственно по вопросам гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций муниципального образования не требуется.
Исходя из вышеизложенного, органы местного самоуправления ежегодно:
разрабатывают план основных мероприятий муниципального образования на год;
согласовывают план основных мероприятий муниципального образования на год с соответствующим территориальным органом МЧС России;
рассматривают план основных мероприятий муниципального образования на год на заседании комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности муниципального образования;
утверждают план основных мероприятий муниципального образования на год. Рекомендуемая форма утверждения - муниципальный правовой акт.
При разработке плана основных мероприятий муниципального образования на год учитываются мероприятия ежегодного плана основных мероприятий, одобренного Правительственной комиссией и утвержденного Министром Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, а также плана основных мероприятий соответствующего субъекта Российской Федерации на год.
2.3. Муниципальный правовой акт "О создании сил гражданской
обороны и поддержании их в состоянии готовности"
В соответствии с пунктом 2 статьи 8 Федерального закона N 28-ФЗ органы местного самоуправления самостоятельно в пределах своих полномочий создают и поддерживают в состоянии готовности силы гражданской обороны, необходимые для решения вопросов местного значения.
Согласно статье 15 Федерального закона N 28-ФЗ к силам гражданской обороны, которые могут создаваться органами местного самоуправления, относятся:
профессиональные аварийно-спасательные формирования;
нештатные аварийно-спасательные формирования (далее - НАСФ);
спасательные службы;
нештатные формирования по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне (далее - НФГО).
В Положении о гражданской обороне в Российской Федерации определены основные мероприятия по гражданской обороне, осуществляемые в целях создания сил гражданской обороны и поддержании их в состоянии готовности.
Вопросы создания профессиональных аварийно-спасательных формирований в органах местного самоуправления регулируются законодательством в сфере создания и деятельности аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, в том числе муниципальными правовыми актами по данным вопросам.
Пунктами 4 и 9 Порядка создания нештатных аварийно-спасательных формирований, утвержденного приказом МЧС России от 23 декабря 2005 г. N 999 <5> (далее - Порядок создания НАСФ), определены права органов местного самоуправления по созданию НАСФ и поддержанию их в состоянии готовности.
--------------------------------
<5> Зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 19 января 2006 г., регистрационный N 7383.
Пунктом 8 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утвержденного приказом МЧС России от 14 ноября 2008 г. N 687, установлено, что по решению органов местного самоуправления могут создаваться спасательные службы (медицинская, инженерная, коммунально-техническая, противопожарная, охраны общественного порядка, защиты животных и растений, оповещения и связи, защиты культурных ценностей, автотранспортная, торговли и питания и другие), организация и порядок деятельности которых определяются создающими их органами в соответствующих положениях о спасательных службах. Вид и количество спасательных служб, создаваемых органами местного самоуправления, определяются на основании расчета объема и характера выполняемых в соответствии с планами гражданской обороны и защиты населения задач.
Пунктами 3 и 8 Типового порядка создания нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне, утвержденного приказом МЧС России от 18 декабря 2014 г. N 701 <6> (далее - Типовой порядок создания НФГО), определены функции органов местного самоуправления по созданию НФГО и поддержанию их в состоянии готовности.
--------------------------------
<6> Зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 16 февраля 2015 г., регистрационный N 36034.
Таким образом, в муниципальном правовом акте "О создании сил гражданской обороны и поддержании их в состоянии готовности" рекомендуется:
отразить положения, направленные на реализацию прав органов местного самоуправления по созданию НАСФ и поддержанию их в состоянии готовности, указанных в пунктах 4 и 9 Порядка создания НАСФ. Например, определить организации, находящиеся в сфере их ведения, которые создают НАСФ (с указанием конкретных типов создаваемых формирований), и регламентировать другие связанные с этим вопросы;
установить виды и количество спасательных служб муниципального образования, определить ответственные за их создание структурные подразделения органов местного самоуправления. По решению органов местного самоуправления в данном муниципальном правовом акте могут быть утверждены положения о спасательных службах муниципального образования (после их согласования с руководителями соответствующих спасательных служб субъекта Российской Федерации);
включить положения, касающиеся реализации функций органов местного самоуправления по созданию НФГО и поддержанию их в состоянии готовности, приведенных в пунктах 3 и 8 Типового порядка создания НФГО. Например, определить организации, находящиеся в ведении органов местного самоуправления, создающие НФГО (с указанием конкретных типов создаваемых формирований), регламентировать другие вопросы.
Указанные выше вопросы могут отражаться как в одном муниципальном правовом акте "О создании сил гражданской обороны и поддержании их в состоянии готовности", так и в самостоятельных муниципальных правовых актах, издаваемых по видам создаваемых сил гражданской обороны. Например, "О создании нештатных аварийно-спасательных формирований...", "О создании спасательных служб муниципального образования...", "О создании нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне...".
2.4. Муниципальный правовой акт "О подготовке населения
в области гражданской обороны"
В соответствии с пунктом 2 статьи 8 Федерального закона N 28-ФЗ органы местного самоуправления самостоятельно в пределах границ муниципальных образований проводят подготовку населения в области гражданской обороны.
Подпунктом "в" пункта 5 Положения о подготовке населения в области гражданской обороны, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 2 ноября 2000 г. N 841 (далее - Положение о подготовке населения в области гражданской обороны), определены функции органов местного самоуправления по проведению подготовки населения в области гражданской обороны.
Таким образом, в муниципальном правовом акте "О подготовке населения в области гражданской обороны" рекомендуется определить порядок реализации функций органов местного самоуправления (с указанием ответственных исполнителей) по проведению подготовки населения в области гражданской обороны, указанных в подпункте "в" пункта 5 Положения о подготовке населения в области гражданской обороны.
При определении порядка реализации функций органов местного самоуправления по проведению подготовки населения в области гражданской обороны также учитываются основные мероприятия по подготовке населения в области гражданской обороны, планируемые и осуществляемые органами местного самоуправления согласно пункту 15.1 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утвержденного приказом МЧС России от 14 ноября 2008 г. N 687.
2.5. Муниципальный правовой акт "Об утверждении Положения
о муниципальной системе оповещения населения"
В соответствии с пунктом 2 статьи 8 Федерального закона N 28-ФЗ и подпунктом "б" пункта 3 Правил создания, реконструкции и поддержания в состоянии постоянной готовности к использованию систем оповещения населения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 мая 2023 г. N 769 (далее - Правила создания, реконструкции и поддержания в состоянии постоянной готовности к использованию систем оповещения населения), органами местного самоуправления создаются муниципальные системы оповещения населения, являющиеся сегментами систем оповещения населения субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 13 Правил создания, реконструкции и поддержания в состоянии постоянной готовности к использованию систем оповещения населения на введенную в эксплуатацию систему оповещения населения оформляется положение о соответствующей системе оповещения населения, формы и содержание текстовых и графических частей которого устанавливаются МЧС России.
На основании пункта 16 Правил создания, реконструкции и поддержания в состоянии постоянной готовности к использованию систем оповещения населения положение о муниципальной системе оповещения населения утверждается правовым актом органа местного самоуправления.
2.6. Муниципальный правовой акт "Об эвакуационной
(эвакоприемной) комиссии муниципального образования"
В соответствии с Правилами эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2023 г. N 2056 (далее - Правила эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы), и Положением об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утвержденным приказом МЧС России от 14 ноября 2008 г. N 687, для планирования, подготовки и проведения эвакуационных мероприятий органами местного самоуправления заблаговременно в мирное время создаются эвакуационные (эвакоприемные) комиссии (далее - эвакуационные комиссии). Деятельность эвакуационных комиссий регламентируется положениями об эвакуационных комиссиях, утверждаемыми соответствующими руководителями гражданской обороны (в форме муниципального правового акта).
Таким образом, в муниципальном правовом акте "Об эвакуационной (эвакоприемной) комиссии муниципального образования" рекомендуется утвердить Положение об эвакуационной комиссии муниципального образования и ее персональный состав.
В структуру Положения об эвакуационной комиссии муниципального образования рекомендуется включить следующие разделы:
I. Общие положения, определяющие статус, предназначение эвакуационной комиссии и правовые основы ее деятельности;
II. Цели и задачи эвакуационной комиссии;
III. Функции эвакуационной комиссии;
IV. Состав эвакуационной комиссии (по должностям);
V. Права и обязанности эвакуационной комиссии и должностных лиц, входящих в ее состав;
VI. Организация и порядок работы эвакуационной комиссии.
При определении задач, функций, состава эвакуационной комиссии муниципального образования и других вопросов ее деятельности учитываются нормы Правил эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы.
По решению органов местного самоуправления вместо одного муниципального правового акта "Об эвакуационной (эвакоприемной) комиссии муниципального образования" могут быть приняты два муниципальных правовых акта - "Об утверждении Положения об эвакуационной (эвакоприемной) комиссии муниципального образования" и "Об утверждении состава эвакуационной (эвакоприемной) комиссии муниципального образования".
2.7. Муниципальный правовой акт "О создании, реконструкции
и поддержании в состоянии постоянной готовности
к использованию защитных сооружений и других
объектов гражданской обороны"
В соответствии с пунктом 2 статьи 8 Федерального закона N 28-ФЗ органы местного самоуправления самостоятельно в пределах границ муниципальных образований создают, реконструируют и поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию защитные сооружения и другие объекты гражданской обороны.
Пунктом 9 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 1999 г. N 1309 (далее - Порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны), определены функции органов местного самоуправления по созданию и поддержанию в состоянии постоянной готовности к использованию объектов гражданской обороны.
Таким образом, в муниципальном правовом акте "О создании и поддержании в состоянии постоянной готовности к использованию защитных сооружений и других объектов гражданской обороны" рекомендуется определить порядок реализации функций органов местного самоуправления (с указанием ответственных исполнителей) по созданию и поддержанию в состоянии постоянной готовности к использованию объектов гражданской обороны, указанных в пункте 9 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, а также регламентировать вопросы реконструкции объектов гражданской обороны, находящихся на балансе органов местного самоуправления.
При определении порядка реализации функций органов местного самоуправления по созданию и поддержанию в состоянии постоянной готовности к использованию объектов гражданской обороны также учитываются основные мероприятия по предоставлению населению средств коллективной защиты, планируемые и осуществляемые органами местного самоуправления согласно пункту 15.4 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утвержденного приказом МЧС России от 14 ноября 2008 г. N 687.
2.8. Муниципальный правовой акт "О комиссии по повышению
устойчивости функционирования объектов экономики
муниципального образования"
В соответствии с пунктом 2 статьи 8 Федерального закона N 28-ФЗ органы местного самоуправления самостоятельно в пределах границ муниципальных образований проводят первоочередные мероприятия по поддержанию устойчивого функционирования организаций в военное время.
Согласно пункту 15.14 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утвержденного приказом МЧС России от 14 ноября 2008 г. N 687, в целях решения задачи по обеспечению устойчивости функционирования организаций, необходимых для выживания населения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, органы местного самоуправления создают комиссии по вопросам повышения устойчивости функционирования объектов экономики (посредством принятия соответствующего муниципального правового акта) и организуют их работу в мирное и военное время.
В муниципальном правовом акте "О комиссии по повышению устойчивости функционирования объектов экономики муниципального образования" рекомендуется утвердить Положение о комиссии по повышению устойчивости функционирования объектов экономики муниципального образования (далее - комиссия по ПУФ) и ее персональный состав.
В структуру Положения о комиссии по ПУФ рекомендуется включить следующие разделы:
I. Общие положения, определяющие статус, предназначение комиссии по ПУФ и правовые основы ее деятельности;
II. Цели и задачи комиссии по ПУФ;
III. Функции комиссии по ПУФ;
IV. Состав комиссии по ПУФ (по должностям);
V. Права и обязанности комиссии по ПУФ и должностных лиц, входящих в ее состав;
VI. Организация и порядок работы комиссии по ПУФ.
По решению органов местного самоуправления вместо одного муниципального правового акта "О комиссии по повышению устойчивости функционирования объектов экономики муниципального образования" могут быть приняты два муниципальных правовых акта - "Об утверждении Положения о комиссии..." и "Об утверждении состава комиссии...".
2.9. Муниципальный правовой акт "О создании и содержании
в целях гражданской обороны запасов материально-технических,
продовольственных, медицинских и иных средств"
В соответствии с пунктом 2 статьи 8 Федерального закона N 28-ФЗ органы местного самоуправления самостоятельно создают и содержат в целях гражданской обороны запасы продовольствия, медицинских средств индивидуальной защиты и иных средств. Также пунктом 28 части 1 статьи 16 Федерального закона N 131-ФЗ к вопросам местного значения муниципального, городского округа отнесено создание и содержание в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.
Положением о накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 27 апреля 2000 г. N 379 (далее - Положение о запасах гражданской обороны), определен порядок накопления, хранения и использования в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств (далее - запасы гражданской обороны).
Таким образом, исходя из норм Положения о запасах гражданской обороны в муниципальном правовом акте "О создании и содержании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств" рекомендуется:
утвердить номенклатуру и объемы запасов гражданской обороны, создаваемых органами местного самоуправления (пункты 4, 6 Положения о запасах гражданской обороны);
определить структурные подразделения органов местного самоуправления, ответственные за создание (накопление) и хранение запасов гражданской обороны, с закреплением конкретных структурных подразделений органов местного самоуправления за соответствующими видами запасов гражданской обороны согласно утвержденной номенклатуре (п. п. 3, 5, 6 Положения о запасах гражданской обороны);
установить основания и цели использования запасов гражданской обороны, созданных органами местного самоуправления (п. 6 Положения о запасах гражданской обороны);
регламентировать вопросы осуществления контроля за созданием, хранением и использованием запасов гражданской обороны органов местного самоуправления (пункт 61 Положения о запасах гражданской обороны);
определить структурное подразделение органа местного самоуправления, ответственное за представление в соответствующий исполнительный орган субъекта Российской Федерации информации о накопленных запасах гражданской обороны органов местного самоуправления (пункт 7 Положения о запасах гражданской обороны);
регламентировать вопросы финансирования накопления, хранения и использования запасов гражданской обороны, создаваемых органами местного самоуправления (пункт 9 Положения о запасах гражданской обороны);
отразить иные вопросы по решению органов местного самоуправления.
Согласно пункту 4 Положения о запасах гражданской обороны номенклатура и объемы запасов гражданской обороны определяются создающими их органами местного самоуправления с учетом соответствующих методических рекомендаций по определению номенклатуры и объемов создаваемых в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, утвержденных МЧС России.
3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗРАБОТКЕ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ
В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ
СИТУАЦИЙ ПРИРОДНОГО И ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА
Согласно статье 2 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Федеральный закон N 68-ФЗ) органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут принимать муниципальные правовые акты, регулирующие отношения, возникающие в связи с защитой населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - чрезвычайные ситуации).
Органам местного самоуправления, исходя из возлагаемых федеральным законодательством полномочий, задач и функций, рекомендуется разработать и принять следующие муниципальные правовые акты:
"О муниципальном звене территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций";
"О комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности муниципального образования";
"О создании постоянно действующего органа управления муниципального звена территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций";
"О создании единой дежурно-диспетчерской службы муниципального образования";
"О силах и средствах постоянной готовности муниципального звена территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций";
"О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера";
"Об утверждении порядка использования бюджетных ассигнований резервного фонда местной администрации";
"О создании резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций";
"О муниципальной программе в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций";
"Об утверждении Порядка сбора и обмена в муниципальном образовании информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера";
"Об утверждении Порядка установления фактов проживания граждан в жилых помещениях, находящихся в зоне чрезвычайной ситуации, нарушения условий их жизнедеятельности и утраты ими имущества в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".
3.1. Муниципальный правовой акт "О муниципальном звене
территориальной подсистемы единой государственной системы
предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций"
Положением о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. N 794 (далее - Положение о РСЧС), определен порядок организации и функционирования единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - РСЧС).
В соответствии с пунктом 5 Положения о РСЧС территориальные подсистемы РСЧС создаются в субъектах Российской Федерации для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в пределах их территорий и состоят из звеньев, соответствующих административно-территориальному делению этих территорий (муниципальные звенья территориальных подсистем РСЧС).
В целях регламентации вопросов организации, состава сил и средств муниципального звена территориальной подсистемы РСЧС, а также порядка его деятельности органам местного самоуправления рекомендуется принять муниципальный правовой акт "О муниципальном звене территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций".
Исходя из норм Положения о РСЧС в муниципальном правовом акте "О муниципальном звене территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" рекомендуется:
определить состав органов управления муниципального звена территориальной подсистемы РСЧС, в том числе перечень конкретных органов повседневного управления на муниципальном уровне (пункты 7 - 11 Положения о РСЧС);
определить состав сил и средств муниципального звена территориальной подсистемы РСЧС (пункт 13 Положения о РСЧС);
определить орган местного самоуправления (должностное лицо), уполномоченный (уполномоченное) на установление (отмену) режимов функционирования для соответствующих органов управления и сил муниципального звена территориальной подсистемы РСЧС (пункты 24 - 26 Положения о РСЧС);
регламентировать вопросы финансового обеспечения функционирования муниципального звена территориальной подсистемы РСЧС и мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций муниципального характера (пункт 34 Положения о РСЧС);
отразить иные вопросы, направленные на определение организации и порядка деятельности муниципального звена территориальной подсистемы РСЧС с учетом установленной структуры органов местного самоуправления, особенностей географического положения муниципального образования, имеющихся рисков возникновения чрезвычайных ситуаций.
3.2. Муниципальный правовой акт "О комиссии
по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций
и обеспечению пожарной безопасности
муниципального образования"
В соответствии со статьей 4.1 Федерального закона N 68-ФЗ и Положением о РСЧС координационными органами РСЧС на муниципальном уровне являются комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности (далее - КЧС и ОПБ) муниципальных образований, возглавляемые главами местных администраций.
В муниципальном правовом акте "О комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности муниципального образования" рекомендуется утвердить Положение о КЧС и ОПБ муниципального образования и ее персональный состав.
В Положении о КЧС и ОПБ муниципального образования рекомендуется отразить следующее:
общие положения, определяющие статус, предназначение КЧС и ОПБ муниципального образования и правовые основы ее деятельности;
основные задачи, функции и права КЧС и ОПБ муниципального образования;
состав КЧС и ОПБ муниципального образования (по должностям);
организация и порядок деятельности КЧС и ОПБ муниципального образования;
структурное подразделение органа местного самоуправления, осуществляющее организационно-техническое обеспечение деятельности КЧС и ОПБ муниципального образования.
По решению органов местного самоуправления вместо одного муниципального правового акта "О комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности муниципального образования" могут быть приняты два муниципальных правовых акта - "Об утверждении Положения о комиссии..." и "Об утверждении состава комиссии...".
3.3. Муниципальный правовой акт "О создании постоянно
действующего органа управления муниципального звена
территориальной подсистемы единой государственной системы
предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций"
В соответствии с пунктом 3 статьи 4.1 Федерального закона N 68-ФЗ и пунктом 10 Положения о РСЧС постоянно действующими органами управления РСЧС на муниципальном уровне являются создаваемые при органах местного самоуправления органы, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, компетенция и полномочия которых определяются соответствующими положениями о них или уставами указанных органов управления.
Полномочия органов местного самоуправления по созданию постоянно действующих органов управления, специально уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, также определены подпунктом "з" пункта 2 статьи 11 Федерального закона N 68-ФЗ.
Исходя из норм пункта 10 Положения о РСЧС при создании на муниципальном уровне органа, специально уполномоченного на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций:
в форме структурного подразделения органа местного самоуправления - разрабатывается и утверждается положение об этом подразделении;
в форме муниципального учреждения - разрабатывается и утверждается устав этого учреждения.
Таким образом, в муниципальном правовом акте "О создании постоянно действующего органа управления муниципального звена территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" рекомендуется:
указать форму создаваемого органа, специально уполномоченного на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (в форме структурного подразделения органа местного самоуправления или в форме муниципального учреждения), и его наименование;
утвердить положение о соответствующем структурном подразделении органа местного самоуправления или устав соответствующего муниципального учреждения.
В структуру положения о структурном подразделении органа местного самоуправления, специально уполномоченном на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, рекомендуется включить следующие разделы:
I. Общие положения, определяющие статус, предназначение структурного подразделения и правовые основы его деятельности;
II. Основные задачи структурного подразделения;
III. Основные функции структурного подразделения;
IV. Полномочия структурного подразделения;
V. Организация деятельности структурного подразделения.
В структуру устава муниципального учреждения, специально уполномоченного на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, включаются сведения, указанные в статье 14 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" и других нормативных правовых актах.
3.4. Муниципальный правовой акт "О создании единой
дежурно-диспетчерской службы муниципального образования"
В соответствии с подпунктом "г" пункта 4 статьи 4.1 Федерального закона N 68-ФЗ и пунктом 11 Положения о РСЧС в число органов повседневного управления РСЧС на муниципальном уровне входят единые дежурно-диспетчерские службы муниципальных образований (далее - ЕДДС), подведомственные органам местного самоуправления, компетенция и полномочия которых определяются соответствующими положениями о них или уставами указанных органов управления.
Кроме того, согласно подпункту "в" пункта 5 статьи 4.1 Федерального закона N 68-ФЗ и подпункту "г" пункта 11(1) Положения о РСЧС ЕДДС на муниципальном уровне осуществляют обеспечение координации деятельности органов повседневного управления РСЧС и гражданской обороны (в том числе управления силами и средствами РСЧС, силами и средствами гражданской обороны), организации информационного взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций при решении задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны, а также при осуществлении мер информационной поддержки принятия решений в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны.
Исходя из норм пункта 11 Положения о РСЧС при создании ЕДДС:
в форме структурного подразделения органа местного самоуправления - разрабатывается и утверждается положение о ЕДДС;
в форме муниципального учреждения - разрабатывается и утверждается устав этого учреждения.
Таким образом, в муниципальном правовом акте "О создании единой дежурно-диспетчерской службы муниципального образования" рекомендуется:
указать форму создаваемой ЕДДС (в форме структурного подразделения органа местного самоуправления или в форме муниципального учреждения) и ее наименование;
утвердить положение о ЕДДС или устав муниципального учреждения, на базе которого создается ЕДДС.
В структуру положения о ЕДДС рекомендуется включить следующие разделы:
I. Общие положения, определяющие статус, предназначение ЕДДС и правовые основы ее деятельности;
II. Основные задачи ЕДДС;
III. Основные функции ЕДДС;
IV. Полномочия ЕДДС;
V. Порядок работы ЕДДС;
VI. Режимы функционирования ЕДДС;
VII. Состав и структура ЕДДС;
VIII. Комплектование и подготовка кадров ЕДДС.
В структуру устава муниципального учреждения, на базе которого создается ЕДДС, включаются сведения, указанные в статье 14 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" и других нормативных правовых актах.
Положение о ЕДДС или устав муниципального учреждения, на базе которого создается ЕДДС, разрабатываются с учетом национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 22.7.01-2021 "Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Единая дежурно-диспетчерская служба. Основные положения" и Примерного положения о единой дежурно-диспетчерской службе муниципального образования, одобренного на заседании Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности (протокол от 29 ноября 2022 г. N 9).
3.5. Муниципальный правовой акт "О силах и средствах
постоянной готовности муниципального звена территориальной
подсистемы единой государственной системы предупреждения
и ликвидации чрезвычайных ситуаций"
В соответствии с подпунктом "б" пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 8 ноября 2013 г. N 1007 "О силах и средствах единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" к силам и средствам РСЧС относятся силы и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций в составе подразделений пожарной охраны, аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных, поисково-спасательных, аварийно-восстановительных, восстановительных, аварийно-технических и лесопожарных формирований, подразделений, учреждений и предприятий федеральных органов исполнительной власти, государственных корпораций, исполнительных органов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений, осуществляющих в пределах своей компетенции защиту населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Согласно пункту 14 Положения о РСЧС в состав сил и средств каждого уровня РСЧС входят силы и средства постоянной готовности, предназначенные для оперативного реагирования на чрезвычайные ситуации и проведения работ по их ликвидации.
Основу сил и средств постоянной готовности составляют аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования, иные службы и формирования, оснащенные специальной техникой, оборудованием, снаряжением, инструментом, материалами с учетом обеспечения проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в зоне чрезвычайной ситуации в течение не менее 3 суток.
Состав и структуру сил и средств постоянной готовности определяют создающие их федеральные органы исполнительной власти, государственные корпорации, исполнительные органы субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, организации и общественные объединения исходя из возложенных на них задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Таким образом, в муниципальном правовом акте "О силах и средствах постоянной готовности муниципального звена территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" рекомендуется определить состав и структуру сил и средств постоянной готовности, создаваемых органами местного самоуправления.
При определении состава сил и средств постоянной готовности рекомендуется указать наименования и местонахождение аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, иных служб и формирований (подразделений пожарной охраны, поисково-спасательных, аварийно-восстановительных, восстановительных, аварийно-технических и лесопожарных формирований, подразделений, учреждений и предприятий органов местного самоуправления, осуществляющих в пределах своей компетенции защиту населения и территорий от чрезвычайных ситуаций), входящих в состав муниципального звена территориальной подсистемы РСЧС и отвечающих критериям, указанным в пункте 14 Положения о РСЧС.
При определении структуры сил и средств постоянной готовности рекомендуется указать перечень структурных подразделений каждой (каждого) аварийно-спасательной службы, аварийно-спасательного формирования, иной службы или формирования, включенной (включенного) в состав сил и средств постоянной готовности муниципального звена территориальной подсистемы РСЧС, их численность, сведения об их оснащении специальной техникой, оборудованием, снаряжением, инструментом, материалами.
3.6. Муниципальный правовой акт "О подготовке населения
в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного
и техногенного характера"
В соответствии с подпунктом "а" пункта 2 статьи 11 Федерального закона N 68-ФЗ органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют подготовку населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций.
Порядок подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций в целом определен Положением о подготовке граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2020 г. N 1485 (далее - постановление N 1485).
Вместе с тем ряд вопросов по подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций требуют на муниципальном уровне дополнительного нормативного регулирования с учетом специфики муниципального образования.
Таким образом, исходя из норм постановления N 1485 в муниципальном правовом акте "О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" рекомендуется:
определить структурное подразделение органа местного самоуправления, ответственное за представление в установленные сроки в учебно-методический центр по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъекта Российской Федерации заявок на прохождение дополнительного профессионального образования по программе повышения квалификации в области защиты от чрезвычайных ситуаций соответствующими должностными лицами органов местного самоуправления и организаций, а также установить сроки представления этих заявок организациями, находящимися на территории муниципального образования, в данное структурное подразделение органа местного самоуправления;
регламентировать вопросы прохождения на курсах гражданской обороны муниципального образования (при наличии) дополнительного профессионального образования по программам повышения квалификации в области защиты от чрезвычайных ситуаций соответствующими должностными лицами органов местного самоуправления и организаций (установить сроки представления организациями заявок для включения соответствующих должностных лиц в план комплектования курсов гражданской обороны на очередной календарный год, установить сроки разработки и утверждения плана комплектования курсов гражданской обороны на очередной календарный год и регламентировать другие вопросы);
определить порядок проведения инструктажей по действиям в чрезвычайных ситуациях с работниками органов местного самоуправления (централизованно одним структурным подразделением соответствующего органа местного самоуправления или децентрализованно - каждым структурным подразделением органов местного самоуправления самостоятельно);
регламентировать вопросы подготовки в области защиты от чрезвычайных ситуаций физических лиц, не состоящих в трудовых отношениях с работодателем (проведение бесед, лекций, просмотр учебных фильмов, привлечение на учения и тренировки по месту жительства, изготовление и распространение для самостоятельного изучения пособий, памяток, листовок и буклетов, проведение радио- и телепередач в местных средствах массовой информации по вопросам защиты от чрезвычайных ситуаций).
3.7. Муниципальный правовой акт "Об утверждении порядка
использования бюджетных ассигнований резервного фонда
местной администрации"
В соответствии со статьей 81 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьями 11 и 25 Федерального закона N 68-ФЗ в расходной части местных бюджетов предусматривается создание резервных фондов местных администраций (резервов финансовых ресурсов органов местного самоуправления для ликвидации чрезвычайных ситуаций).
Средства резервных фондов местных администраций направляются на финансовое обеспечение непредвиденных расходов, в том числе на проведение аварийно-восстановительных работ и иных мероприятий, связанных с ликвидацией последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций.
Согласно пункту 6 статьи 81 Бюджетного кодекса Российской Федерации и части второй статьи 25 Федерального закона N 68-ФЗ порядок использования бюджетных ассигнований резервного фонда местной администрации, предусмотренных в составе местного бюджета, устанавливается местной администрацией.
Данный порядок рекомендуется устанавливать путем принятия муниципального правового акта "Об утверждении порядка использования бюджетных ассигнований резервного фонда местной администрации".
На основании части третьей статьи 25 Федерального закона N 68-ФЗ резервы финансовых ресурсов органов местного самоуправления могут также использоваться при введении режима повышенной готовности (для проведения мероприятий, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций) в случае, если это предусмотрено порядком использования бюджетных ассигнований резервного фонда местной администрации.
3.8. Муниципальный правовой акт "О создании резервов
материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций"
В соответствии с подпунктом "д" пункта 2 статьи 11 и статьей 25 Федерального закона N 68-ФЗ органы местного самоуправления самостоятельно создают резервы материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Согласно части второй статьи 25 Федерального закона N 68-ФЗ порядок создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций и порядок восполнения использованных средств этих резервов определяются в том числе органами местного самоуправления.
Пунктом 20 Положения о РСЧС определено, что номенклатура и объем резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также контроль за их созданием, хранением, использованием и восполнением устанавливаются создающим их органом.
Таким образом, в муниципальном правовом акте "О создании резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций" рекомендуется:
определить порядок создания и использования резервов материальных ресурсов органов местного самоуправления для ликвидации чрезвычайных ситуаций и порядок восполнения использованных средств этих резервов;
утвердить номенклатуру и объем резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, создаваемых органами местного самоуправления (с закреплением конкретных структурных подразделений органов местного самоуправления за соответствующими видами резервов материальных ресурсов);
регламентировать вопросы осуществления контроля за созданием, хранением, использованием и восполнением резервов материальных ресурсов органов местного самоуправления для ликвидации чрезвычайных ситуаций.
При разработке проекта муниципального правового акта "О создании резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций" предлагается учитывать методические рекомендации МЧС России по созданию, хранению, использованию и восполнению резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
На основании части третьей статьи 25 Федерального закона N 68-ФЗ резервы материальных ресурсов органов местного самоуправления могут также использоваться при введении режима повышенной готовности (для проведения мероприятий, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций) в случае, если это предусмотрено порядком создания и использования этих резервов материальных ресурсов.
3.9. Муниципальный правовой акт "О муниципальной программе
в области защиты населения и территорий
от чрезвычайных ситуаций"
В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации муниципальные программы утверждаются местной администрацией муниципального образования.
Согласно статье 22 Федерального закона N 68-ФЗ финансирование целевых программ по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, по обеспечению устойчивости функционирования организаций осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Для целевого финансирования проводимых в муниципальном образовании мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, по обеспечению устойчивости функционирования организаций рекомендуется муниципальным правовым актом утвердить соответствующую муниципальную программу в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (муниципальная программа "Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах в муниципальном образовании" на соответствующие годы).
3.10. Муниципальный правовой акт "Об утверждении Порядка
сбора и обмена в муниципальном образовании информацией
в области защиты населения и территорий от чрезвычайных
ситуаций природного и техногенного характера"
В соответствии с подпунктом "н" пункта 2 статьи 11 Федерального закона N 68-ФЗ органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют сбор информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обмен такой информацией.
В целях регламентации данного полномочия рекомендуется разработать и принять муниципальный правовой акт "Об утверждении Порядка сбора и обмена в муниципальном образовании информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".
В структуру Порядка сбора и обмена в муниципальном образовании информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера рекомендуется включить следующие разделы:
I. Общие положения, определяющие основания для разработки и утверждения Порядка, предназначение Порядка;
II. Определить структурное подразделение органа местного самоуправления или муниципальное учреждение, ответственное за организацию сбора, обработки и обмена информацией;
III. Сведения о передаваемой информации (оперативная и плановая), их содержание;
IV. Порядок обмена информацией (формы донесений, сроки, до кого доводятся);
V. Отразить иные вопросы, направленные на организацию информирования соответствующих органов управления РСЧС.
3.11. Муниципальный правовой акт "Об утверждении Порядка
установления фактов проживания граждан в жилых помещениях,
находящихся в зоне чрезвычайной ситуации, нарушения условий
их жизнедеятельности и утраты ими имущества в результате
чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера"
В соответствии с подпунктом "п" пункта 2 статьи 11 Федерального закона N 68-ФЗ органы местного самоуправления самостоятельно устанавливают при ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального, межрегионального, регионального, межмуниципального и муниципального характера факты проживания граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства в жилых помещениях, находящихся в зоне чрезвычайной ситуации, нарушения условий их жизнедеятельности и утраты ими имущества в результате чрезвычайной ситуации.
В целях регламентации данного полномочия рекомендуется разработать и принять муниципальный правовой акт "Об утверждении Порядка установления фактов проживания граждан в жилых помещениях, находящихся в зоне чрезвычайной ситуации, нарушения условий их жизнедеятельности и утраты ими имущества в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".
В муниципальном правовом акте рекомендуется:
определить структурное подразделение органа местного самоуправления, ответственное за вопросы установления фактов проживания граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства в жилых помещениях, находящихся в зоне чрезвычайной ситуации, нарушения условий их жизнедеятельности и утраты ими имущества в результате чрезвычайной ситуации;
утвердить Порядок установления фактов проживания граждан в жилых помещениях, находящихся в зоне чрезвычайной ситуации, нарушения условий их жизнедеятельности и утраты ими имущества в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В структуру Порядка установления фактов проживания граждан в жилых помещениях, находящихся в зоне чрезвычайной ситуации, нарушения условий их жизнедеятельности и утраты ими имущества в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера рекомендуется включить следующие разделы:
I. Общие положения, определяющие основания для разработки и утверждения Порядка, предназначение Порядка;
II. Регламент работы (создание комиссий, организация их деятельности);
III. Критерии установления факта проживания граждан в жилых помещениях, находящихся в зоне чрезвычайной ситуации (примерный перечень):
а) гражданин зарегистрирован по месту жительства в жилом помещении, которое попало в зону чрезвычайной ситуации, при введении режима чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил РСЧС;
б) гражданин зарегистрирован по месту пребывания в жилом помещении, которое попало в зону чрезвычайной ситуации, при введении режима чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил РСЧС;
в) имеется договор аренды жилого помещения, которое попало в зону чрезвычайной ситуации;
г) имеется договор социального найма жилого помещения, которое попало в зону чрезвычайной ситуации;
д) имеются справки с места работы или учебы, справки медицинских организаций;
е) имеются документы, подтверждающие оказание медицинских, образовательных, социальных услуг и услуг почтовой связи;
ж) иные сведения, которые могут быть предоставлены гражданином в инициативном порядке, получение которых не потребует от заявителя обращения за получением государственных (муниципальных) услуг, услуг организаций;
IV. Критерии установления факта нарушения условий жизнедеятельности граждан в результате чрезвычайной ситуации (примерный перечень):
а) нарушение санитарно-эпидемиологического благополучия граждан;
б) повреждение конструктивных элементов здания (помещения);
в) нарушение теплоснабжения здания (помещения);
г) нарушение водоснабжения здания (помещения);
д) нарушение электроснабжения здания (помещения);
V. Установление факта утраты имущества первой необходимости гражданами в результате чрезвычайной ситуации (утвержденный перечень):
а) предметы для хранения и приготовления пищи - холодильник, газовая плита (электроплита) и шкаф для посуды;
б) предметы мебели для приема пищи - стол и стул (табуретка);
в) предметы мебели для сна - кровать (диван);
г) предметы средств информирования граждан - телевизор (радио);
д) предметы средств водоснабжения и отопления (в случае отсутствия централизованного водоснабжения и отопления) - насос для подачи воды, водонагреватель и отопительный котел (переносная печь);
VI. Особенности установления факта нарушения условий жизнедеятельности в случае если поражающие факторы источника чрезвычайной ситуации указывают только на один или несколько критериев (нарушение тепло- и электроснабжения на основании информации соответствующих организаций).