"Методические рекомендации о порядке применения Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по исполнению государственной функции по осуществлению в установленном порядке проверки дея
Утверждаю
Руководитель
Федеральной службы по надзору
в сфере защиты прав потребителей
и благополучия человека,
Главный государственный
санитарный врач
Российской Федерации
Г.Г.ОНИЩЕНКО
3 апреля 2008 г. N 01/3054-8-34
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
О ПОРЯДКЕ ПРИМЕНЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНОГО РЕГЛАМЕНТА
ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ
ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА ПО ИСПОЛНЕНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ФУНКЦИИ ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ В УСТАНОВЛЕННОМ
ПОРЯДКЕ ПРОВЕРКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ,
ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ И ГРАЖДАН ПО ВЫПОЛНЕНИЮ
ТРЕБОВАНИЙ САНИТАРНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, ЗАКОНОВ
И ИНЫХ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ,
РЕГУЛИРУЮЩИХ ОТНОШЕНИЯ В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ,
И ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ПРАВИЛ ПРОДАЖИ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДУСМОТРЕННЫХ
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ ВИДОВ ТОВАРОВ, ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТ,
ОКАЗАНИЯ УСЛУГ
Разработаны: рабочей группой по совершенствованию законодательства и внесению изменений в правовые акты по вопросам, относящимся к компетенции Роспотребнадзора и подготовке методических документов (О.А. Кулагина, С.В. Шекунова, И.В. Воинов, И.В. Читалкина, О.Ю. Керимова, Г.П. Махонина, М.М. Сесицкая, С.Е. Ходячих, А.А. Минеев).
Утверждены Руководителем Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека - Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации Г.Г. Онищенко 03.04.2008.
Введены в действие с 7 апреля 2008 г.
1. Область применения
1.1. Методические рекомендации определяют порядок применения Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по исполнению государственной функции по осуществлению в установленном порядке проверки деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению требований санитарного законодательства, законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей, и за соблюдением правил продажи отдельных предусмотренных законодательством видов товаров, выполнения работ, оказания услуг при проведении контрольно-надзорных мероприятий в целях предупреждения, выявления и пресечения нарушений действующего санитарного законодательства и законодательства в сфере защиты прав потребителей (далее - Методические рекомендации).
1.2. Методические рекомендации предназначены для использования уполномоченными должностными лицами Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека - управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации <*> (далее - Служба).
--------------------------------
<*> Положения настоящих Методических рекомендаций не распространяется на осуществление государственного санитарно-эпидемиологического надзора на железнодорожном транспорте.
2. Нормативные ссылки
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1 (ч. I), ст. 1; N 30, ст. 3029; N 44, ст. 4295, ст. 4298; 2003, N 27, ст. 2700, 2708, 2717; N 46, ст. 4434; N 50, ст. 4847, 4855; 2004, N 31, ст. 3229; N 34, ст. 3529, 3533; 2005, N 1, ст. 9, 13; N 10, ст. 763; N 13, ст. 1077; N 19, ст. 1752; N 27, ст. 2719, 2721; N 30, ст. 3104, 3131; 2006, N 1, ст. 10; N 12, ст. 1234) (далее - КоАП);
Федеральный закон от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст. 1650; 2002, N 1 (ч. I), ст. 2; 2003, N 2, ст. 167; N 27 (ч. I), ст. 2700; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 19, ст. 1752; 2006, N 1, ст. 10) (далее - Закон N 52-ФЗ);
Закон Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 15, ст. 766; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 140; 1999, N 51, ст. 6287; 2002, N 1 (ч. I), ст. 2; 2004, N 35, ст. 3607; N 45, ст. 4377; N 52, ст. 5275; 2006, N 31 (ч. I), ст. 3439; N 43, ст. 4412; N 48, ст. 4943) (далее - Закон N 2300-1);
Федеральный закон от 8 августа 2001 года N 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 33 (ч. I), ст. 3436; 2002, N 44, ст. 4297; 2003, N 2, ст. 159; N 40, ст. 3820; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 19, ст. 1752; N 27, ст. 2719; 2006, N 1, ст. 17; 2007, N 1 (ч. I), ст. 29) (далее - Закон N 134-ФЗ);
Федеральный закон от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 19, ст. 2060) (далее - Закон N 59-ФЗ);
Федеральный закон от 2 января 2000 г. N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 2, ст. 150; 2002, N 1 (ч. 1), ст. 2, 2003, N 2; ст. 167, N 27 (ч. 1), ст. 2700; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 19, ст. 1752, N 50, ст. 5242; 2006, N 1, ст. 10, N 14, ст. 1458) (далее - Закон N 29-ФЗ);
Приказ Минздравсоцразвития России от 19.10.2007 N 658 "Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по исполнению государственной функции по осуществлению в установленном порядке проверки деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению требований санитарного законодательства, законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей, и за соблюдением правил продажи отдельных предусмотренных законодательством видов товаров, выполнения работ, оказания услуг" (зарегистрировано Минюстом России 12.11.2007, регистрационный N 10459) (Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 18.02.2008, N 7) (далее - Административный регламент);
Приказ Роспотребнадзора от 19.07.2007 N 224 "О санитарно-эпидемиологических экспертизах, обследованиях, исследованиях, испытаниях и токсикологических, гигиенических и иных видах оценок" (зарегистрировано в Минюсте России 20.07.2007, регистрационный N 9866) (Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 30.07.2007, N 31) (далее - Приказ N 224).
3. Общие положения
Функция по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка является основной составляющей в деятельности Службы и ей территориальных органов.
В связи с чем уделяется пристальное внимание соблюдению уполномоченными должностными лицами территориальных органов Службы положений действующего законодательства при исполнении государственной функции, осуществлению в установленном порядке проверки деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению требований санитарного законодательства, законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей, и за соблюдением правил продажи отдельных предусмотренных законодательством видов товаров, выполнения работ, оказания услуг.
В соответствии с Концепцией административной реформы в Российской Федерации и решениями Правительственной комиссии по проведению административной реформы федеральные органы исполнительной власти разрабатывают и утверждают административные регламенты исполнения государственных функций.
Методические рекомендации направлены на оптимизацию (упорядочение) и единообразное исполнение уполномоченными должностными лицами Службы и ее территориальных органов административных процедур и административных действий, связанных с осуществлением мероприятий по контролю (надзору) соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами требований законодательства в области защиты прав потребителей и (или) в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Настоящие Методические рекомендации предназначены для использования должностными лицами Службы и территориальных органов Службы при реализации Административного регламента
4. Административные процедуры
4.1. При применении пункта 6 Административного регламента следует учитывать, что под нормативными правовыми актами, являющимися основаниями для проверки, являются только приказы руководителей территориальных органов Службы (заместителей руководителей территориальных органов Службы).
4.2. При реализации пункта 7.2 Административного регламента учитывать положения пункта 6.1 настоящих Методических рекомендаций.
5. Проведение плановых и внеплановых проверок
5.1. Ведение журнала учета юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в отношении которых осуществляется государственный санитарно-эпидемиологический надзор, осуществляется уполномоченными должностными лицами территориальных органов Роспотребнадзора, назначенными распоряжением соответствующих руководителей.
5.2. Распоряжение о проведении планового мероприятия по контролю (надзору) подписывает руководитель территориального органа Роспотребнадзора (его заместители) на основании Плана проведения мероприятий по контролю (надзору) в соответствии с Законом N 134-ФЗ.
5.3. План контрольно-надзорных мероприятий территориального органа Роспотребнадзора на квартал (на полугодие, на год) утверждается приказом Руководителя не позднее чем за две недели до начала квартала (полугодия, года).
5.4. Начальники структурных подразделений представляют в уполномоченное структурное подразделение проект Плана контрольно-надзорных мероприятий территориального органа Роспотребнадзора на квартал (год) не позднее чем за один месяц до начала квартала (полугодия, года).
5.5. При необходимости внесения изменений в утвержденный План контрольно-надзорных мероприятий территориального органа Роспотребнадзора на квартал (полугодие, год) начальники структурных подразделений представляют в уполномоченное структурное подразделение служебную (докладную) записку с мотивированным обоснованием включения либо исключения из Плана контрольно-надзорных мероприятий территориального органа Роспотребнадзора на квартал (полугодие, год) субъекта надзора, на основании которой уполномоченным структурным подразделением готовится проект приказа о внесении изменений и дополнений в План контрольно-надзорных мероприятий территориального органа Роспотребнадзора на квартал (полугодие, год).
5.6. Распоряжение издается руководителем территориального органа Роспотребнадзора (его заместителями), начальником территориального отдела (его заместителями) в соответствии с требованиями пункта 7.9 Административного регламента.
5.7. Распоряжения о проведении внеплановых мероприятий по контролю (надзору) как предусмотренные Планом контрольно-надзорных мероприятий территориального органа Роспотребнадзора на квартал (полугодие, год), так и не предусмотренные Планом контрольно-надзорных мероприятий территориального органа Роспотребнадзора на квартал (полугодие, год) подписывают начальники территориальных отделов (их заместители).
5.8. Соотношение основания и предмета проверки в ходе внепланового мероприятия по контролю дано в следующей таблице:
5.9. Как предусмотрено предпоследним абзацем части 5 ст. 7 Закона N 134-ФЗ, мероприятия по контролю в случаях получения информации от юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, органов государственной власти о возникновении аварийных ситуаций, об изменениях или о нарушениях технологических процессов, а также о выходе из строя сооружений, оборудования, которые могут непосредственно причинить вред жизни, здоровью людей, окружающей среде и имуществу граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей; возникновения угрозы здоровью и жизни граждан, загрязнения окружающей среды, повреждения имущества, в том числе в отношении однородных товаров (работ, услуг) других юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей могут проводиться по мотивированному решению органа государственного контроля (надзора), в том числе в отношении иных юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, использующих соответствующие однородные товары (работы, услуги) и (или) объекты.
5.10. Последним абзацем части 5 ст. 7 Закона N 134-ФЗ установлено, что обращения, не позволяющие установить лицо, обратившееся в орган государственного контроля (надзора), не могут служить основанием для проведения внепланового мероприятия по контролю. Данная норма относится к обращениям, в которых отсутствуют сведения о фамилии заявителя и почтовом адресе, по которому должен быть направлен ответ (часть 1 ст. 11 Федерального закона от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации"). В связи с этим при поступлении жалобы на нарушения прав и законных интересов гражданина должностному лицу, к которому поступила данная жалоба на исполнение, следует удостовериться в том, что жалоба не анонимная.
5.11. Контроль выполнения постановлений, вынесенных главным государственным санитарным врачом (или его заместителем) на основании пункта 6 части 1 ст. 51 Закона N 52-ФЗ, самостоятельным основанием для проведения внепланового мероприятия по контролю не является. В случае невыполнения таких постановлений по отношению к виновному лицу следует применять меры, предусмотренные КоАП (часть 1 статьи 19.4 - Неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль)).
5.12. При применении пункта 7.7 Административного регламента необходимо учитывать, что в соответствии со статьей 12 Закона N 59-ФЗ установлен месячный срок для рассмотрения жалоб и обращений граждан.
6. Порядок оформления распоряжений о проведении проверки
6.1. При применении пункта 7.8 Административного регламента необходимо учитывать, что согласно статье 7 Закона N 134-ФЗ мероприятия по контролю проводятся на основании распоряжения органа государственного надзора (контроля). В связи с этим следует учитывать, что полномочия по выдаче распоряжений о проведении (как плановых, так и внеплановых) мероприятий по контролю могут быть делегированы должностному липу, возглавляющему территориальный отдел соответствующего управления или его заместителю на основании приказа руководителями территориальных органов Службы.
6.2. Содержание распоряжения о проведении мероприятий по контролю должно соответствовать требованиям, указанным в ч. 1 ст. 7 Закона N 134-ФЗ, в том числе в обязательном порядке указываются правовые основания проведения мероприятия по контролю и нормативные правовые акты, обязательные требования которых подлежат проверке.
6.3. Правовым основанием для проведения планового мероприятия по контролю является ежегодный (полугодовой, квартальный) план соответствующего территориального органа Службы, утвержденный его руководителем.
6.4. Распоряжения о проведении плановых мероприятий по контролю выносят только руководитель Службы или его заместитель либо руководитель территориального органа Службы или его заместитель.
6.5. Начальники территориальных отделов территориальных органов Службы или их заместители выносят распоряжения о проведении внеплановых мероприятий по контролю. При этом, однако, должна быть соблюдена процедура уведомления руководителя территориального органа Службы о предстоящем мероприятии по контролю и издании соответствующего распоряжения. На имя последнего должна быть направлена служебная (докладная) записка начальника территориального отдела о необходимости проведения проверки (проверок) в отношении установленного (установленных) юридического лица (юридических лиц) или индивидуального предпринимателя (индивидуальных предпринимателей). Такая необходимость может быть обусловлена конкретными фактами, которые являются основаниями для внепланового мероприятия по контролю (см. пункт 7.7 Административного регламента).
6.6. После вынесения соответствующего распоряжения (соответствующих распоряжений) о проведении внепланового мероприятия по контролю начальник территориального отдела должен уведомить руководителя территориального органа Службы об издании такого (таких) распоряжения (распоряжений). Целесообразно оформить уведомление в виде сопроводительного письма с приложением копии (копий) соответствующего распоряжения (соответствующих распоряжений).
6.7. Правовые основания для проведения внеплановых мероприятий по контролю указываются в строгом соответствии с формулировками п. 5 ст. 7 Закона N 134-ФЗ.
6.8. При получении писем и других документов от органов государственной власти в зависимости от содержания поступившей информации в качестве правового основания для проведения внеплановой проверки в распоряжении необходимо указывать: "информация от органов государственной власти о возникновении аварийных ситуаций, об изменениях или о нарушениях технологических процессов, а также о выходе из строя сооружений, оборудования, которые могут непосредственно причинить вред жизни, здоровью людей, окружающей среде и имуществу граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" или "возникновение угрозы здоровью и жизни граждан, загрязнения окружающей среды, повреждения имущества".
6.9. При применении п. 7.8 Административного регламента следует учитывать, что в случае назначения комплексной проверки назначается руководитель группы, который под роспись доводит до сведения лиц, входящих в состав группы, данное распоряжение.
6.10. При применении п. 7.9 Административного регламента следует учитывать, что в случаях проведения комплексной проверки на руководителя группы возлагаются обязанности по организации и координации проведения мероприятий по контролю.
6.11. Перед началом проверки должностному лицу, уполномоченному осуществить мероприятия по контролю, следует удостовериться в том, что нормативные акты, устанавливающие обязательные требования, соблюдение которых надлежит проверить, имеют юридическую силу (действуют) и в них не внесены изменения или дополнения. Это необходимо в целях исключения случаев предъявления юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям незаконных требований.
6.12. Официально изданные нормативные правовые акты должностному лицу, уполномоченному осуществить мероприятия по контролю, следует иметь при себе в целях подтверждения законности предъявляемых юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю требований.
6.13. В целях обеспечения реализации права должностных лиц и (или) представителей юридического лица и индивидуальных предпринимателей и (или) их представителей на получение необходимой им информации, относящейся к предмету проверки, должностному лицу, уполномоченному осуществить мероприятия по контролю, следует иметь при себе документ, являющийся основанием для проведения мероприятия по контролю: выписку (выкопировку) из соответствующего плана проведения мероприятий по контролю в отношении юридического лица или индивидуального предпринимателя, ранее выданное предписание, жалобу, информацию о правонарушении и т.д.
7. Требования к назначению экспертизы
7.1. При применении п. 7.12 Административного регламента следует учитывать, что в случае необходимости проведения экспертизы выносится определение о назначении экспертизы в соответствии со статьей 26.4 КоАП.
После вынесения определения о назначении экспертизы проводится отбор проб и образцов в соответствии со статьей 26.5 КоАП, о чем составляется протокол.
По результатам проведения экспертизы должно быть подготовлено экспертное заключение.
Под экспертом в соответствии со ст. 25.9 КоАП понимается любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо, обладающее специальными познаниями, достаточными для проведения экспертизы и дачи экспертного заключения.
7.2. Предписания, выдаваемые главными государственными санитарными врачами и их заместителями, в соответствии с п. 7.12.3 Административного регламента выдаются на основании п. п. 4 п. 1 ст. 51 Закона N 52-ФЗ и п. 4 Приказа N 224.
7.3. Документы, оформляемые в соответствии с п. 7.12.4 Административного регламента, подготавливаются соответствующей организацией в двух экземплярах, проводившей расследование, обследование, испытания, экспертизы токсикологических, гигиенических и иных видов оценок, в соответствии с Приказом N 224 и в случае выдачи предписания в соответствии с п. 7.12.3 Административного регламента. Один экземпляр направляется в территориальный орган Службы.
7.4. В целях реализации п. 7.12 Административного регламента руководителям территориальных органов Службы и федеральных государственных учреждений здравоохранения целесообразно разработать и утвердить приказ, в котором отразить порядок взаимодействия по проведению санитарно-эпидемиологических экспертиз, обследований, исследований, испытаний и токсикологических, гигиенических и иных видов оценок.
8. Порядок оформления акта по результатам мероприятий
по надзору
8.1. При применении п. 7.13 Административного регламента следует учитывать, что после проведения проверки руководитель группы знакомиться с актом, составленным по результатам проверки, вручает один экземпляр акта с копиями приложений представителю юридического лица, индивидуального предпринимателя либо направляет посредством почтовой связи с уведомлением о вручении. В случае выявления в ходе проведения проверки нарушений действующего законодательства руководитель группы принимает решение о составлении протоколов об административных правонарушениях.
8.2. При применении п. 7.13 Административного регламента следует учитывать, что в соответствии со ст. 9 Закона 134-ФЗ акт о результатах мероприятий по контролю в обязательном порядке должен содержать информацию о должностных лицах, на которых возлагается ответственность за совершение выявленных нарушений.
8.3. При применении п. 7.13 Административного регламента трехдневный срок представления акта по результатам мероприятий по контролю руководителю территориального органа Службы (должностному лицу им уполномоченному) следует исчислять как с момента подписания данного акта, так и с момента направления посредством почтовой связи с уведомление о вручении.
8.4. При применении п. 7.13 Административного регламента следует учитывать, что в целях контроля за действиями должностных лиц, осуществивших проверку в отношении юридического лица или индивидуального предпринимателя, уполномоченные в соответствии с приказом руководителя территориального органа Службы должностные лица знакомятся с актом по результатам мероприятия по контролю, о чем на последней странице акта делается отметка "Материалы приняты".
8.5. При применении пункта 7.14 Административного регламента следует учитывать, что в соответствии с п. 2 ст. 50 Закона N 52-ФЗ правом выдачи предписаний гражданам, юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям при установлении факта нарушения санитарного законодательства обладает должностное лицо, осуществляющее государственный санитарно-эпидемиологический надзор. При выдаче предписаний гражданам, юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям при установлении факта нарушения законодательства в сфере защиты прав потребителей полномочия по выдаче указанных предписаний могут быть делегированы должностным лицам территориальных органов Службы на основании приказа руководителя территориального органа Службы.
8.6. При контроле за выполнением предписания (п. 7.14.3 Административного регламента) следует учитывать, что должностное лицо, выдавшее предписание, осуществляет контроль за его выполнением не позднее одного месяца по истечении срока, указанного в предписании.
8.7. При применении пункта 7.14.6 Административного регламента следует учитывать, что в случае принятия решения об удовлетворении ходатайства и назначении нового срока исполнения предписания данное решение оформляется в письменной форме с обязательным указанием основания вынесения решения, обоснования продления срока действия предписания и нового срока выполнения предписания. Решение об удовлетворении ходатайства и назначении нового срока выполнения предписания принимается должностным лицом, уполномоченным принимать акт по результатам мероприятий по контролю в соответствии с п. 7.13 Административного регламента. Данное решение является неотъемлемой частью предписания.
9. Требования к организации учета документации по контролю
(надзору) в установленной сфере деятельности
9.1. Документы, содержащиеся в Приложениях N 4 - 6, к Административному регламенту, являются примерными.
9.2. При применении п. 7.15 Административного регламента следует учитывать, что необходимо осуществлять формирование дел об административных правонарушениях. В состав административного дела включаются все процессуальные документы, составляемые при производстве по делам об административных правонарушениях с момента возбуждения дела, который определяется по правилам части 4 статьи 28.1 КоАП РФ.
9.3. При применении приложения N 4 к Административному регламенту графа N 5 "карта учета" в образце Журнала учета юридических лиц и индивидуальных предпринимателей заполняется в случае, если данная карта разработана.
9.4. Карты учета юридического лица или индивидуального предпринимателя (далее - Карта) - документ, являющийся приложением к Журналу учета юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в отношении которых осуществляется надзор в установленной сфере деятельности. На каждое юридическое лицо или индивидуального предпринимателя, указанное в этом Журнале учета юридических лиц, заводится Карта.
9.5. В Карте указываются все осуществляемые виды деятельности и все объекты, принадлежащие юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, на которых уполномоченными должностными лицами территориального органа Роспотребнадзора проводятся мероприятия по надзору и которые осуществляют свою деятельность на административной территории, подведомственной территориальному органу Роспотребнадзора, территориальному отделу.
9.6. Карта является внутренним документом территориального органа Роспотребнадзора, служащим для оптимизации проведения учета объектов, на которых проводятся мероприятия по надзору в рамках осуществления полномочий территориального органа Роспотребнадзора.
10. Возбуждение дела об административном правонарушении
и рассмотрение дела об административном правонарушении
10.1. По результатам мероприятий по надзору, после составления акта по результатам мероприятий по надзору и его подписания руководителем (должностным лицом) юридического лица или индивидуальным предпринимателем уполномоченные должностные лица Службы или ее территориальных органов составляют протокол об административном правонарушении и в течение суток направляют вместе с иными материалами дела об административном правонарушении в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП) и настоящим Административным регламентом.
10.2. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 6.3 - 6.7, 6.14, частью 2 статьи 7.2, частью 2 статьи 7.8, 8.2, 8.5, частью 2 статьи 8.6, 10.8, 14.1 - 14.8, 14.10, 14.15, 14.16, 14.26, ч. 1 - 4, 6 - 8 ст. 14.34, 15.12, 17.7, 17.9, частью 1 статьи 19.4, частью 1 статьи 19.5, 19.6, 19.7, 19.14, частью 1 статьи 19.19, 19.20, 19.26, частью 1 статьи 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, возбуждаются уполномоченным должностным лицом Службы или ее территориального органа при наличии хотя бы одного из поводов, предусмотренных частью 1 статьи 28.1 КоАП, и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
10.3. Производство по делу об административном правонарушении возбуждается путем составления протокола об административном правонарушении.
10.4. Протокол об административном правонарушении составляется на специальном бланке Службы или ее территориального органа. Правом составления указанного протокола обладают уполномоченные руководителем (заместителем руководителя) Службы или руководителем (заместителем руководителя) территориального органа Службы должностные лица, уполномоченные осуществлять мероприятия по надзору.
10.5. В соответствии со статьей 28.5 КоАП протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения.
10.6. Протокол об административном правонарушении подписывается уполномоченным должностным лицом Службы или ее территориального органа, физическим лицом, индивидуальным предпринимателем или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола в нем делается соответствующая запись уполномоченным должностным лицом Службы или ее территориального органа.
10.7. О времени и месте рассмотрения дела лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, уведомляются путем соответствующей записи в протоколе об административном правонарушении, либо определением о назначении времени и места рассмотрения дела, которое выносится не позднее двух суток со дня составления протокола.
10.8. Законными представителями юридического лица в соответствии с частью первой Гражданского кодекса Российской Федерации являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органа юридического лица. Полномочия законного представителя юридического лица подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение. Копии этих документов должны быть приобщены к материалам дела об административном правонарушении.
10.9. Защитник лица, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении, допускается к участию в производстве по делу с момента возбуждения дела об административном правонарушении. Полномочия защитника подтверждаются ордером (для адвоката) либо доверенностью, оформленной в соответствии с законом (для иных лиц). Копии ордера, доверенности приобщаются к материалам дела.
10.10. Копия протокола об административном правонарушении, заверенная печатью Службы или ее территориального органа, вручается под расписку физическому лицу, индивидуальному предпринимателю или законному представителю юридического лица, в отношении которых он составлен, либо защитнику лица.
10.11. Материалы дел и протоколы об административных правонарушениях передаются в день составления указанных протоколов в юридическую службу Службы или ее территориального органа.
10.12. После получения материалов дела и протокола об административном правонарушении руководитель (заместитель руководителя) Службы или руководитель (заместитель руководителя) территориального органа Службы, в случае если рассмотрение дела не относится к его компетенции, выносит определение о передаче протокола об административном правонарушении и других материалов дела на рассмотрение по подведомственности в течение трех суток с момента поступления названых материалов в Службу или ее территориальный орган.
10.13. В соответствии с частью 1 статьи 28.8 КоАП протоколы об административных правонарушениях должны быть направлены должностным лицам, мировым судьям, в суды в течение суток с момента составления протокола об административном правонарушении.
10.14. Материалы дел и протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.1 КоАП, совершенных индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, направляются для рассмотрения в арбитражные суды по месту совершения административного правонарушения.
10.15. Материалы дел и протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 14.1 (совершенных физическими лицами), 17.7, 17.9, частью 1 статьи 19.4, статьями 19.6, 19.7, 19.26 КоАП, направляются для рассмотрения мировому судье по месту совершения административного правонарушения. В случае отсутствия на территории совершения административного правонарушения мирового судьи материалы дела и протокол об административном правонарушении направляются для рассмотрения в соответствующий районный суд.
10.16. Определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении выносится в срок до трех дней в соответствии с частью 5 статьи 28.1 КоАП по форме согласно приложению N 5 к настоящему Административному регламенту в случае отказа в возбуждении дела об административном правонарушении при наличии материалов, сообщений, заявлений, поступивших из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений, содержащих данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, а также сообщений и заявлений физических и юридических лиц, сообщений в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.
10.17. Получив материалы дела и протокол об административном правонарушении, руководитель (заместитель руководителя) Службы или руководитель (заместитель руководителя) территориального органа Службы осуществляет подготовку к рассмотрению дела об административном правонарушении.
10.18. При подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении разрешаются следующие вопросы, по которым в случае необходимости выносится определение:
1) о назначении времени и места рассмотрения дела;
2) об истребовании необходимых дополнительных материалов по делу, о вызове лиц, указанных в статьях 25.1 - 25.5, 25.8 - 25.10 КоАП;
3) об отложении рассмотрения дела;
4) о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела должностному лицу иных государственных органов, составившему протокол, в случае составления протокола и оформления других материалов дела неуполномоченным лицом, неправильного составления протокола и оформления других материалов дела либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела;
5) о передаче протокола об административном правонарушении и других материалов дела на рассмотрение по подведомственности, если рассмотрение дела не относится к компетенции территориального органа Службы, к которому протокол об административном правонарушении и другие материалы дела поступили на рассмотрение.
10.19. При наличии обстоятельств, предусмотренных статьей 24.5 КоАП, руководитель (заместитель руководителя) территориального органа Службы выносит постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении.
10.20. Рассмотрение дела осуществляется руководителем (заместителем руководителя) территориального органа Службы в порядке, установленном статьей 29.7 КоАП:
1. При рассмотрении дела об административном правонарушении:
1) объявляется, кто рассматривает дело, какое дело подлежит рассмотрению, кто и на основании какого закона привлекается к административной ответственности;
2) устанавливается факт явки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, а также иных лиц, участвующих в рассмотрении дела;
3) проверяются полномочия законных представителей физического или юридического лица, защитника и представителя;
4) выясняется, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, выясняются причины неявки участников производства по делу и принимается решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела;
5) разъясняются лицам, участвующим в рассмотрении дела, их права и обязанности;
6) рассматриваются заявленные отводы и ходатайства;
7) выносится определение об отложении рассмотрения дела в случае:
а) поступления заявления о самоотводе или об отводе судьи, члена коллегиального органа, должностного лица, рассматривающих дело, если их отвод препятствует рассмотрению дела по существу;
б) отвода специалиста, эксперта или переводчика, если указанный отвод препятствует рассмотрению дела по существу;
в) необходимости явки лица, участвующего в рассмотрении дела, истребования дополнительных материалов по делу или назначения экспертизы;
8) выносится определение о приводе лица, участие которого признается обязательным при рассмотрении дела, в соответствии с частью 3 статьи 29.4 КоАП;
9) выносится определение о передаче дела на рассмотрение по подведомственности в соответствии со статьей 29.5 настоящего КоАП.
2. При продолжении рассмотрения дела об административном правонарушении оглашается протокол об административном правонарушении, а при необходимости и иные материалы дела. Заслушиваются объяснения физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, показания других лиц, участвующих в производстве по делу, пояснения специалиста и заключение эксперта, исследуются иные доказательства, а в случае участия прокурора в рассмотрении дела заслушивается его заключение.
3. В случае необходимости осуществляются другие процессуальные действия в соответствии с КоАП.
10.21. Дело об административном правонарушении должно быть рассмотрено руководителем (заместителем руководителя) Службы в пятнадцатидневный срок со дня получения им материалов дела в соответствии с настоящим Административным регламентом и протокола об административном правонарушении.
10.22. В случае поступления ходатайств от участников производства по делу об административном правонарушении либо в случае необходимости в дополнительном выяснении обстоятельств дела срок рассмотрения дела может быть продлен руководителем (заместителем руководителя) Службы, рассматривающим дело, но не более чем на один месяц. О продлении указанного срока выносится мотивированное определение.
10.23. По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении может быть вынесено постановление:
1) о назначении административного наказания
либо
2) о прекращении производства по делу об административном правонарушении.
10.24. Постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении выносится в случае:
1) наличия хотя бы одного из обстоятельств, исключающих производство по делу, предусмотренных статьей 24.5 КоАП;
2) объявления устного замечания в соответствии со статьей 2.9 КоАП;
3) прекращения производства по делу и передачи материалов дела прокурору, в орган предварительного следствия или в орган дознания в случае, если в действиях (бездействии) содержатся признаки преступления.
10.25. Постановление по делу об административном правонарушении объявляется немедленно по окончании рассмотрения дела.
10.26. Копия постановления по делу об административном правонарушении вручается под расписку физическому лицу, или законному представителю физического лица, или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, а также потерпевшему по его просьбе либо высылается указанным лицам в течение трех дней со дня вынесения указанного постановления.
10.27. По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении выносится определение о передаче дела на рассмотрение по подведомственности, если выяснено, что рассмотрение дела не относится к компетенции рассмотревшего его руководителя (заместителя руководителя) территориального органа Службы.
10.28. После завершения рассмотрения и вынесения постановления об административном правонарушении руководитель (заместитель руководителя) территориального органа Службы, рассматривающий дело, при установлении причин правонарушения и условий, способствовавших его совершению, вносит в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий, способствовавших административному правонарушению.
10.29. При применении п. 7.16 Административного регламента следует учесть, что при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению должностным лицом, рассматривающим дело об административном правонарушении, может быть вынесено представление в порядке, установленном ст. 29.13 КоАП.
11. Приостановление производства
и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг),
которые не соответствуют обязательным требованиям. Отзыв
с внутреннего рынка и (или) от потребителя или потребителей
товаров (работ, услуг), которые не соответствуют
обязательным требованиям
11.1. При применении п. 7.22 Административного регламента следует учитывать положения статьи 13 Закона N 52-ФЗ и статьи 7 Закона N 2300-1, что граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие разработку, производство, транспортировку, закупку, хранение и реализацию продукции, в случае установления ее несоответствия требованиям санитарных правил и нормативной документации обязаны приостановить такую деятельность, изъять продукцию из оборота, отозвать от потребителя и принять меры по применению (использованию) продукции в целях, исключающих причинение вреда человеку, или ее уничтожить.
11.2. При вынесении должностными лицами территориальных органов Службы постановления об утилизации и (или) уничтожении опасной продукции необходимо руководствоваться статьями 20, 25 Закона N 29-ФЗ. Постановление об утилизации и (или) уничтожении опасной продукции выносится на основании результатов экспертизы.
12. Порядок рассмотрения жалобы на постановление
по делу об административном правонарушении в установленной
сфере деятельности
12.1. Постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное руководителем (заместителем руководителя) территориального органа Службы, может быть обжаловано лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, потерпевшим, законным представителем физического лица, законным представителем юридического лица, защитником и представителем.
12.2. Постановление по делу об административном правонарушении может быть ими обжаловано в соответствии со статьей 30.1 КоАП:
вынесенное должностным лицом Службы - в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу Службы либо в районный суд по месту рассмотрения дела.
12.3. В случае если жалоба на постановление по делу об административном правонарушении поступила в суд и в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, жалобу рассматривает суд.
12.4. По результатам рассмотрения жалобы выносится решение.
12.5. Постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.
12.6. Порядок и сроки подачи жалобы на постановления определены статьями 30.2 и 30.3 КоАП.
12.7. В случае обжалования постановления по делу об административном правонарушении лицом, в отношении которого велось производство по делу об административном правонарушении, потерпевшим, законным представителем физического или юридического лица, защитником или представителем, руководитель (заместитель руководителя) территориального органа Службы, вынесший постановление, направляет руководителю (заместителю руководителя) Службы все материалы дела в течение трех суток со дня поступления жалобы.
12.8. При подготовке к рассмотрению жалобы на постановление по делу об административном правонарушении руководитель (заместитель руководителя) Службы:
1) выясняет, имеются ли обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения им жалобы, а также обстоятельства, исключающие производство по делу;
2) разрешает ходатайства, при необходимости назначает экспертизу, истребует дополнительные материалы, вызывает лиц, участие которых признано необходимым при рассмотрении жалобы;
3) направляет жалобу со всеми материалами дела на рассмотрение по подведомственности, если ее рассмотрение не относится к компетенции руководителя (заместителя руководителя) Службы.
12.9. По результатам подготовки к рассмотрению жалобы выносится определение о назначении времени и места рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении. Дата, на которую назначается рассмотрение жалобы, не должна выходить за пределы срока ее рассмотрения, установленного статьей 30.5 КоАП. Уведомление направляется в порядке, установленном настоящим Административным регламентом, заявителю жалобы и другим лицам, участие которых при ее рассмотрении признано необходимым.
12.10. Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подлежит рассмотрению в течение десяти дней с момента ее поступления со всеми материалами руководителю (заместителю руководителя) Службы.
12.11. При рассмотрении жалобы должен быть соблюден порядок, установленный статьей 30.6 КоАП.
12.12. Если при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выяснено, что ее рассмотрение не относится к компетенции руководителя (заместителя руководителя) Службы, выносится определение о передаче жалобы на рассмотрение по подведомственности.
12.13. По результатам рассмотрения жалобы выносится решение, которое оглашается немедленно после его вынесения.
12.14. Копия решения по жалобе в срок до трех суток после его вынесения вручается или высылается физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых было вынесено постановление по делу, а также потерпевшему в случае подачи им жалобы либо прокурору по его просьбе. Решение со всеми материалами дела направляется руководителю (заместителю руководителя) территориального органа Службы, вынесшему постановление по делу об административном правонарушении в течение трех суток с момента вступления в законную силу.