Рейтинг@Mail.ru

"Методические рекомендации по созданию в структуре образовательных организаций, реализующих дополнительные образовательные программы спортивной подготовки, интернатов для проживания лиц, обучающихся по этим программам"

Утверждаю

Заместитель Министра спорта

Российской Федерации

А.А.МОРОЗОВ

25 сентября 2023 г.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО СОЗДАНИЮ В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ,

РЕАЛИЗУЮЩИХ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ

СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ, ИНТЕРНАТОВ ДЛЯ ПРОЖИВАНИЯ ЛИЦ,

ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ЭТИМ ПРОГРАММАМ

I. Введение

Настоящие методические рекомендации разработаны в соответствии с пунктом 11 (1) Плана мероприятий по реализации Концепции развития детско-юношеского спорта в Российской Федерации до 2030 года, I этап (2022 - 2024 годы), утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2021 г. N 3894-р, и предназначены для образовательных организаций, реализующих дополнительные образовательные программы спортивной подготовки (далее - Организация), органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, имеющих в своем ведении такие организации.

Детско-юношеский спорт является одним из ключевых элементов системы физической культуры и спорта в Российской Федерации, обеспечивающих вовлечение детей в систематические занятия спортом, их физическое развитие, воспитание и подготовку, формирование и укрепление их здоровья, патриотическое воспитание и формирование их гражданской идентичности.

Приобщение лиц, не достигших возраста 18 лет, к систематическим занятиям спортом является необходимым условием формирования нового поколения российских граждан, которым предстоит ответить на вызовы современности, обеспечить устойчивое развитие страны в ситуации усиливающейся глобальной конкуренции во всех сферах жизнедеятельности.

Поддержку и развитие детско-юношеского спорта необходимо рассматривать как приоритетное направление в социальной политике государства, имеющее важнейшее значение для будущего страны, способствующее раскрытию таланта каждого человека, включая лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов.

В Российской Федерации имеется опыт создания профильных интернатов, в которых лица, проявившие способности в различных сферах деятельности (образование, культура, физическая культура) или имеющие склонность к военному делу (кадетские корпуса), а также дети-сироты и лица с ограниченными возможностями здоровья обеспечиваются проживанием и питанием.

Примерами таких учреждений в сфере физической культуры и спорта являются школы-интернаты спортивной направленности, школы-интернаты с углубленным изучением предмета "физическая культура", общеобразовательные школы с круглосуточным пребыванием детей и пр. Такие учреждения находятся в постоянном поиске альтернативных путей повышения своих конкурентных преимуществ.

Анализ текущего состояния, проведенный на основании мониторинга субъектов Российской Федерации, показывает, что система многолетней спортивной подготовки подрастающего поколения с использованием ресурсов интернатов является востребованной и эффективной формой подготовки спортивного резерва. В 2022 году в 36 субъектах Российской Федерации функционировали школы-интернаты спортивной направленности, в том числе на базе организаций, осуществляющих спортивную подготовку, и училищ олимпийского резерва. Еще в 36 субъектах есть потребность в создании и (или) увеличении количества школ-интернатов спортивной направленности, что указывает на высокий уровень ответственности организаций в вопросах комплексного обеспечения в круглосуточном режиме условий и качества образовательной деятельности, спортивной подготовки, воспитательной работы, обеспечения питанием, проживанием.

Деятельность школ-интернатов спортивного профиля создает широкие возможности для одаренных юных спортсменов, способствует фундаментальной подготовке спортивного резерва и формированию спортивных традиций.

Интернат как структурное подразделение Организации, создаваемое для обеспечения содержания (проживания и питания) лиц, обучающихся по дополнительным образовательным программам спортивной подготовки, интегрированными с программами основного общего и среднего (полного) общего образования (далее - интернат), значительно дополняет ресурсные возможности в совершенствовании системы подготовки спортивного резерва.

Целесообразность принятия решения о создании интерната определяется следующими критериями:

создание условий для юных спортсменов, имеющих способности в достижении высоких спортивных результатов по видам спорта, развиваемым в субъектах Российской Федерации (в том числе по командным игровым видам спорта);

создание условий для юных спортсменов, имеющих способности в достижении высоких спортивных результатов по видам спорта, развиваемым в субъектах Российской Федерации (в том числе по командным игровым видам спорта), проживающих в муниципальных образованиях, значительно отдаленных от центров, имеющих лучшее материально-техническое и кадровое обеспечение (в целях подготовки спортивного резерва для спортивных сборных команд субъекта Российской Федерации и спортивных сборных команд Российской Федерации).

II. Правовые основания создания и деятельности

интернатов в структуре образовательных организаций,

реализующих дополнительные образовательные программы

спортивной подготовки, для проживания лиц, обучающихся

по этим программам

Реализация Федерального закона от 30 апреля 2021 г. N 127-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" и Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" расширила правовые основания для создания интернатов спортивной направленности.

Определяющим основанием является часть 6 статьи 84 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон N 273-ФЗ), которой предусмотрено, что в структуре образовательных организаций, реализующих дополнительные образовательные программы спортивной подготовки, могут создаваться интернаты для проживания лиц, обучающихся по этим программам.

За содержание детей в образовательных организациях, имеющих интернат и осуществляющих подготовку спортивного резерва для спортивных сборных команд Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, родительская плата не взимается.

Организации, реализующие дополнительные образовательные программы спортивной подготовки, в соответствии с частями 1 и 2 статьи 27 Закона N 273-ФЗ самостоятельны в формировании своей структуры и могут иметь в своей структуре интернат, обеспечивающий осуществление образовательной деятельности с учетом уровня, вида и направленности реализуемых образовательных программ, формы обучения и режима пребывания обучающихся, предусмотренный локальными нормативными актами образовательной организации.

Структурные подразделения Организации не являются юридическими лицами и действуют на основании устава Организации и положения о соответствующем структурном подразделении, утвержденного в установленном порядке.

Согласно части 1 статьи 28 Закона N 273-ФЗ образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и уставом образовательной организации.

Согласно статье 43 Закона N 273-ФЗ обучающиеся обязаны выполнять требования устава Организации, правил внутреннего распорядка, правил проживания в интернатах и иных локальных нормативных актов по вопросам организации и осуществления образовательной деятельности.

Согласно статье 44 Закона N 273-ФЗ родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся обязаны соблюдать правила внутреннего распорядка Организации, правила проживания обучающихся в интернатах, требования локальных нормативных актов, которые устанавливают режим занятий обучающихся, порядок взаимодействия между Организацией и обучающимися и (или) их родителями (законными представителями).

III. Порядок создания и условия функционирования

интернатов в структуре образовательных организаций,

реализующих дополнительные образовательные

программы спортивной подготовки

1.1. Основание для создания интерната.

Создание интерната для обучающихся по дополнительным образовательным программам спортивной подготовки рекомендуется осуществлять в качестве структурного подразделения в Организации и утвердить локальным актом Организации по согласованию с учредителем.

Интернат рекомендуется создавать в Организации, имеющей материально-техническое обеспечение, соответствующее Санитарно-эпидемиологическим требованиям к организации воспитания, обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи (СанПин 2.4.3648-20), утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. N 28 (далее - СанПин 2.4.3648-20).

Организация при необходимости может включить в свое наименование слово "интернат" (пример - "Спортивная школа-интернат").

Интернат руководствуется в своей деятельности федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Министерства спорта Российской Федерации, Министерства просвещения Российской Федерации и локальными актами, утвержденными Организацией.

Создание интерната предполагает:

отражение вопросов создания и функционирования интерната в уставе Организации;

утверждение локальным актом положения о структурном подразделении;

включение интерната в организационно-штатную структуру Организации, а также во внутренний распорядок и режим деятельности Организации;

утверждение внутреннего регламента оказания услуг (работ) по проживанию, присмотру и уходу за обучающимися, включая форму договора между Организацией и родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся о предоставлении места в интернате.

1.2. При разработке положения об интернате рекомендуется устанавливать:

- цели и задачи его деятельности;

- организационно-методическое обеспечение;

- материально-техническое обеспечение;

- финансирование;

- участников воспитательного процесса, их права и обязанности;

- управление интернатом, в том числе внутренний контроль Организации за деятельностью интерната.

При необходимости положением об интернате могут регулироваться иные вопросы, непосредственно связанные с деятельностью интерната (права проживающих и их родителей (законных представителей), в том числе режим посещения интерната, обеспечение учебными принадлежностями, обязанности проживающих и др.)

1.2.1. К целям деятельности интерната рекомендуется относить:

осуществление образовательной деятельности по образовательным программам основного общего и среднего общего образования, интегрированным с дополнительными образовательными программами спортивной подготовки;

выявление и отбор наиболее одаренных детей и подростков;

обеспечение содержания обучающихся в условиях интерната;

обеспечение воспитания обучающихся в условиях интерната в соответствии с приоритетами государственной политики в сфере воспитания, установленными В Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р;

обеспечение условий для круглогодичной подготовки спортивного резерва из числа обучающихся по дополнительным образовательным программам спортивной подготовки в системе многолетней подготовки, направленных на всестороннее физическое и нравственное развитие, физическое воспитание, совершенствование спортивного мастерства обучающихся посредством организации их систематического участия в спортивных мероприятиях, включая спортивные соревнования, в том числе в целях включения обучающихся в состав спортивных сборных команд субъектов Российской Федерации и спортивных сборных команд Российской Федерации;

создание надежного фундамента для повышения эффективности подготовки спортивного резерва.

Приоритетными задачами деятельности интерната могут являться:

создание единого физкультурно-спортивного образовательного пространства для раскрытия потенциала обучающихся;

развитие моральных, психологических и физических способностей каждого обучающегося;

обеспечение организации и проведения в полном объеме круглогодичных учебных и учебно-тренировочных занятий.

1.2.2. В организационно-методическом обеспечении рекомендовано предусматривать:

1) порядок зачисления (комплектования), условия приема и предоставления места в интернате, в том числе наличие письменной рекомендации профильных физкультурно-спортивных организаций (региональные федерации, спортивные школы, спортивные клубы) с подтверждением спортивных результатов, результатов тестирования двигательной подготовленности, установленных дополнительной образовательной программой спортивной подготовки, образец заявления родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся о предоставлении места в интернате, наличие медицинского заключения об отсутствии противопоказаний для проживания в интернате.

Зачисление обучающихся в интернат рекомендуется осуществлять с учетом возможностей материально-технической базы Организации. План комплектования (количественный состав к зачислению) утверждается Организацией ежегодно;

2) требования к обучающимся, зачисляемым в интернат (возрастные ограничения, виды спорта, этап спортивной подготовки и др.).

Рекомендуется осуществлять зачисление в интернат обучающихся на основе индивидуального спортивного отбора с учетом результатов тестирования и участия в спортивных соревнованиях, начиная с учебно-тренировочного этапа (этапа спортивной специализации), а также в приоритетном порядке - членов спортивных сборных команд субъекта Российской Федерации и (или) спортивных сборных команд Российской Федерации;

3) организацию деятельности интерната (образовательный процесс, учебно-тренировочный процесс, восстановительные мероприятия, воспитательный процесс).

Организация образовательного процесса, объем учебно-тренировочной нагрузки обучающихся, сроки и продолжительность восстановительных мероприятий регламентируются учебно-тренировочным планом, разрабатываемым и утверждаемым Организацией самостоятельно, в том числе с учетом требований приказа Министерства спорта Российской Федерации от 3 августа 2022 г. N 634 "Об особенностях организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам спортивной подготовки".

Учебный год рекомендуется начинать с 1 сентября. Сроки начала и окончания учебно-тренировочного процесса (спортивного сезона) устанавливаются Организацией в соответствии с учебно-тренировочным планом круглогодичной (52 недели) спортивной подготовки.

Организация, в структуре которой создан интернат, обеспечивает условия для освоения обучающимися образовательных программ основного общего и среднего общего образования, интегрированных с дополнительными образовательными программами спортивной подготовки. Реализация образовательных программ может осуществляться посредством сетевой формы на основании заключенного соглашения (договора), в соответствии с порядком организации и осуществления образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ, утвержденным приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации от 5 августа 2020 г. N 882/391. При этом организация должна иметь лицензию на реализацию соответствующих образовательных программ.

При выезде обучающегося или группы обучающихся на учебно-тренировочные мероприятия на срок более 10 дней реализация образовательной программы основного общего и среднего (полного) общего образования с данными обучающимися может быть организована в месте прохождения учебно-тренировочных сборов с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

Для обучающихся, являющихся членами спортивных сборных команд субъекта Российской Федерации, кандидатами в спортивные сборные команды Российской Федерации, Организации рекомендуется использование индивидуального учебного плана.

В целях подготовки к промежуточным, итоговым экзаменам за курс основного общего образования (ОГЭ) и государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования (ЕГЭ) рекомендуется обеспечить особый режим контроля самоподготовки с подбором тьюторов (специалистов с педагогическим образованием), обеспечением онлайн-доступа родителей к прохождению детьми контрольных точек в обучении, выполнению домашних заданий.

Организация воспитательного процесса в интернате осуществляется в соответствии с планом, утвержденным руководителем Организации. Воспитательная работа в интернате должна способствовать всестороннему гармоническому развитию личности, развитию чувства ответственности перед коллективом, патриотизма и осуществляться с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, уровня спортивной подготовленности обучающихся.

Восстановительные мероприятия проводятся в соответствии с учебно-тренировочным планом спортивной подготовки и могут осуществляться в условиях интерната и (или) в иных организациях, имеющих соответствующую материально-техническую базу, на основе заключенных договоров. Восстановительные мероприятия для обучающихся, которые можно организовать в условиях интерната, должны носить комплексный характер и включать различные средства, при применении которых учитываются возраст, спортивный стаж, спортивная квалификация и индивидуальные особенности.

В целях сохранения высокой мотивации обучающихся в процессе многолетней подготовки, а также в части ежедневного отдыха и восстановления работоспособности, предупреждения преждевременного выгорания, соблюдения принципов спортивной подготовки обучающихся рекомендуется особое внимание уделять формированию распорядка дня. В режиме дня, кроме основных элементов (подъем, утренняя зарядка, утренний туалет, режим питания, учебные занятия, самоподготовка, ночной сон), необходимо обеспечить оптимальное соотношение учебно-тренировочных занятий, отдыха и восстановительных мероприятий как в течение одного дня, так и в недельном цикле, что позволит сохранить и укрепить ресурсные возможности обучающихся в процессе многолетней спортивной подготовки.

1.2.3. Материально-техническое обеспечение:

- условия проживания обучающихся в интернате должны соответствовать требованиям СанПин 2.4.3648-20, а также пункту 1 статьи 105 Жилищного кодекса Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 188-ФЗ, в том числе необходимо:

обеспечить требования к санитарному состоянию помещений интерната, хозяйственно-бытовому обслуживанию обучающихся, проживающих в интернате;

утвердить порядок обеспечения обучающихся, проживающих в интернате, мебелью, постельными принадлежностями, предметами общего пользования, средствами личной гигиены и т.д.;

- условия организации питания обучающихся, проживающих в интернате, устанавливаются Организацией самостоятельно в соответствии с требованиями СанПиН 2.3/2.4.3590-20, а также требованиями региональных (муниципальных) нормативных правовых актов (при наличии), регулирующих вопросы организации питания детей, и с учетом особенностей видов спорта;

- условия медицинского обслуживания обучающихся, проживающих в интернате, устанавливаются Организацией с учетом требований СанПин 2.4.3648-20 и СанПиН 3.3686-21 "Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней".

Обеспечение медицинского обслуживания обучающихся, проживающих в интернате, может осуществляться штатным медицинским работником Организации или работником учреждения здравоохранения, за которым закреплено медицинское обслуживание Организации.

Для эффективного осуществления деятельности интерната Организация может предоставлять возможность использования материально-технической базы иных организаций дополнительного образования, спорта и культуры в порядке, определяемом руководителем Организации.

1.2.4. Финансирование.

Финансирование интерната может осуществляться:

за счет средств, выделенных из регионального (муниципального) бюджета Организации на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания;

за счет средств, выделенных Организации из регионального (муниципального) бюджета, на цели, не связанные с финансовым обеспечением выполнения государственного (муниципального) задания;

за счет средств, полученных Организацией от приносящей доход деятельности (при осуществлении такой деятельности);

из иных источников финансирования, не запрещенных законодательством.

1.2.5. Участники воспитательного процесса, их права и обязанности.

Участниками воспитательного процесса в интернате являются воспитанники, родители, администрация Организации, воспитатели, тренеры-преподаватели (тренеры) и другие работники Организации.

Права и обязанности обучающихся и их родителей (законных представителей) определяются уставом и иными локальными актами Организации.

Порядок комплектования персонала интерната регламентируется уставом Организации. Для работников интерната работодателем является Организация.

На педагогическую работу принимаются лица, соответствующие общим требованиям, предъявляемым к данной категории работников.

К педагогической деятельности в интернате не допускаются лица, которым запрещено ею заниматься по приговору суда или медицинским показаниям, а также лица, имевшие судимость за определенные преступления.

Работники интерната имеют право на участие в управлении интернатом в порядке, определенном уставом Организации, согласно должностным инструкциям, а также на защиту своей профессиональной чести и достоинства.

Основные права и обязанности, а также социальные гарантии и льготы, предоставляемые работникам интерната, определяются законодательством Российской Федерации, уставом Организации.

1.2.6. Управление деятельностью интерната, в том числе внутренний контроль организации деятельности интерната.

Общее руководство деятельностью интерната осуществляет руководитель Организации. Непосредственное руководство по всем направлениям деятельности интерната осуществляет руководитель структурного подразделения.

Руководитель интерната назначается руководителем Организации.

Должностные обязанности руководителя интерната определяются руководителем Организации в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом Организации.

Руководитель интерната в соответствии с законодательством Российской Федерации, уставом Организации и положением об интернате:

определяет должностные обязанности работников интерната;

представляет предложения руководителю Организации по назначению и увольнению работников интерната, их должностные инструкции;

дает указания, обязательные для исполнения всеми работниками интерната, докладывает по вопросам работы интерната педагогическому совету Организации;

обеспечивает своевременность (согласно требованиям Организации) представления установленных отчетных документов;

обеспечивает соблюдение режима охраны интерната, соблюдение всеми работниками интерната устава Организации и правил внутреннего трудового распорядка, противопожарной безопасности, техники безопасности и санитарно-гигиенических требований;

несет ответственность за организацию воспитательного процесса, результаты работы интерната, своевременное представление отчетности администрации Организации, обеспечение жизнедеятельности интерната.

Работники интерната несут ответственность за исполнение своих функциональных обязанностей, предусмотренных квалификационными требованиями, трудовым договором (контрактом) и уставом Организации.

Интернат при необходимости взаимодействует со структурными подразделениями Организации (при наличии), а также с иными организациями на территории Российской Федерации по вопросам, относящимся к его компетенции.

Порядок реорганизации и ликвидации интерната в структуре Организации определяется уставом Организации и законодательством Российской Федерации.

1.3. Перечень локальных нормативных актов, необходимых для обеспечения деятельности интерната в Организации (в соответствии с Законом N 273-ФЗ):

правила внутреннего распорядка обучающихся;

правила внутреннего трудового распорядка;

штатное расписание, включающее штатные единицы структурного подразделения (согласованное с учредителем);

порядок приема на работу работников, заключения с ними и расторжения трудовых договоров, распределения должностных обязанностей, создания условий и организации дополнительного профессионального образования работников;

режим работы интерната;

порядок проведения социально-психологического тестирования обучающихся в целях раннего выявления незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ;

порядок перевода, отчисления и восстановления обучающихся, а также заселения и выселения из интерната;

права и обязанности обучающихся и их родителей (законных представителей);

порядок оформления возникновения, приостановления и прекращения отношений между Организацией и обучающимися и (или) родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся.

IV. Заключение

Создание в структуре образовательных организаций, реализующих дополнительные образовательные программы спортивной подготовки, интернатов для лиц, обучающихся по этим программам, нацелено на расширение ресурсных возможностей таких организаций по решению задач, направленных на совершенствование системы подготовки спортивного резерва и подготовку членов спортивных сборных команд субъектов Российской Федерации и спортивных сборных команд Российской Федерации.

Соответственно, интернаты для лиц, обучающихся по дополнительным образовательным программам спортивной подготовки, должны иметь современную инфраструктуру, квалифицированный тренерско-педагогический коллектив, нацеленный на решение задач спортивной подготовки, духовно-нравственного и патриотического воспитания личности обучающихся.

Другие документы по теме
Ошибка на сайте