"Методические рекомендации для территориальных органов МЧС России по оказанию помощи органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации по дополнительным мерам организации работы пунктов временного размещения пострадавшего в ЧС населения в услов
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
"ВСЕРОССИЙСКИЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ
ПО ПРОБЛЕМАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ И ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ
МЧС РОССИИ" (ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЦЕНТР НАУКИ И ВЫСОКИХ ТЕХНОЛОГИЙ)
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ДЛЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОРГАНОВ МЧС РОССИИ ПО ОКАЗАНИЮ
ПОМОЩИ ОРГАНАМ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНЫМ МЕРАМ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ
ПУНКТОВ ВРЕМЕННОГО РАЗМЕЩЕНИЯ ПОСТРАДАВШЕГО В ЧС НАСЕЛЕНИЯ
В УСЛОВИЯХ РАСПРОСТРАНЕНИЯ НОВОЙ КОРОНАВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИИ
1. Общие положения
1.1. Настоящие рекомендации по дополнительным мерам организации работы пунктов временного размещения пострадавшего в ЧС населения в условиях пандемии коронавируса COVID-19 (далее - рекомендации) разработаны в дополнение к Методическим рекомендациям по организации первоочередного жизнеобеспечения населения в чрезвычайных ситуациях и работы пунктов временного размещения пострадавшего населения (утв. МЧС России от 25.12.2013 N 2-4-87-37-14) https://www.mchs.gov.ru/dokumenty/2124.
1.2. Пункты временного размещения пострадавших в чрезвычайных ситуациях (ПВР) разворачиваются на территориях вне зоны ЧС, в том числе сезонных ЧС (наводнений, природных пожаров и др.). При этом должна быть исключена необходимость защиты пострадавших, персонала и материальных ценностей ПВР от воздействия опасных факторов ЧС (затопление при наводнении, продукты горения от природных пожаров и др.).
1.3. Пострадавших в ЧС в условиях пандемии опасной инфекции (коронавируса COVID-19) рекомендуется размещать в стационарных пунктах временного размещения развернутых на базе санаториев, пансионатов, гостиниц и т.п.
1.4. Выбор территорий, зданий и сооружений для развертывания пунктов временного размещения, пострадавших в условиях пандемии опасной инфекции коронавируса COVID-19, и организация функционирования ПВР осуществляется при участии специалистов органа, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
1.5. Санитарные требования в условиях опасной инфекции коронавируса COVID-19 к территории, зданиям (сооружениям) ПВР предусматривают в дополнение к зоне постоянного проживания и зоне обслуживания (административно-хозяйственная зона) оборудование зоны строгого противоэпидемического режима. Между ними устанавливается разрыв не менее 50 м с раздельными зонами въезда и выезда.
1.6. Зону строгого противоэпидемического режима рекомендуется оборудовать в составе:
1) приемно-диагностический пункт, который включает:
распределительный пост, на котором проверяются документы, проводится диагностика температуры тела пострадавших, предварительное распределение пострадавших по местам проживания, их имущества, транспортных средств и др.;
отделение санитарной обработки пострадавших;
медицинский пост для приема пострадавших (пациентов) врачами;
2) площадка специальной обработки транспорта;
3) пункт специальной обработки имущества;
4) изолятор;
5) помещение для персонала приемно-диагностического пункта.
Приемно-диагностический пункт ПВР в период массового поступления пострадавших развертывается по контрольно-пропускному типу в несколько линий.
2. Цель и задачи создания ПВР пострадавшего населения
Дополнительно рекомендуется включить в подпункт 2.7 "Основными задачами ПВР при повседневной деятельности являются":
заблаговременно, до прибытия пострадавших в ЧС в ПВР, проводится проверка наличия и доукомплектование имеющихся в субъектах Российской Федерации ПВР имуществом, техническими средствами, комплектами оборудования (электронные, инфракрасные термометры, переносные тепловизоры) и дезинфицирующими средствами для последующего выявления лиц с признаками инфекционного заболевания и недопущения завоза и распространения в ПВР коронавирусной инфекции (COVID-19).
Дополнительно рекомендуется включить в подпункт 2.8 "Основными задачами ПВР при возникновении ЧС являются":
недопущение завоза и распространения в ПВР коронавирусной инфекции (COVID-19).
3. Состав администрации ПВР пострадавшего населения
Дополнительно в состав администрации ПВР пострадавшего населения рекомендуется включить:
специалиста органа, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор - 1 чел.;
специалистов для обеспечения строгого противоэпидемического режима:
по приемно-диагностическому пункту:
распределительный пост - 2 чел.;
отделение санитарной обработки пострадавших - 2 чел.;
медицинский пост - 3 медработника, из которых 1 врач-инфекционист, 1 врач-эпидемиолог и 1 медработник из состава среднего медперсонала;
по специальной обработке транспорта - 1 чел.;
по специальной обработке имущества - 1 чел.;
по изолятору - 1 медработник из состава среднего медперсонала.
4. Организация работы ПВР пострадавшего населения
Дополнительно рекомендуется включить в подпункт 4.5 "В целях организации работы ПВР его администрацией отрабатываются следующие документы":
на принятый в эксплуатацию ПВР составляется санитарный паспорт, в двух экземплярах. Один из них передается эксплуатирующей организации и является документом, разрешающим эксплуатацию, другой - остается в учреждении санитарного надзора, выдавшем санитарный паспорт, и используется при осуществлении текущего санитарного надзора за эксплуатацией ПВР.
Дополнительно рекомендуется включить в подпункт 4.6 "Для обеспечения функционирования ПВР необходимы": электронные, инфракрасные термометры, переносные тепловизоры.
Дополнительно рекомендуется включить в пункт 4 "Организация работы ПВР пострадавшего населения" следующие положения:
при прибытии пострадавших в ЧС в ПВР требуется проведение обязательных мероприятий по снижению рисков распространения коронавирусной инфекции COVID-19:
контроль температуры тела пострадавших в ЧС при их прибытии в автобусах с применением аппаратов для измерения температуры тела бесконтактным или контактным способом (электронные, инфракрасные термометры, переносные тепловизоры) с обязательным отстранением от входа на территорию ПВР лиц с повышенной температурой тела и с признаками инфекционного заболевания;
соблюдение дистанции в очереди на входе не менее 1,5 метров;
при входе пострадавших в ЧС в ПВР - обработка рук кожными дезинфицирующими средствами (с помощью установленных ручных или автоматических гелевых дозаторов) и дезинфицирующими спиртсодержащими салфетками с установлением контроля над полноценным проведением этой гигиенической процедуры;
информирование прибывших в ПВР о необходимости соблюдения правил личной и общественной гигиены (режима регулярного мытья рук с мылом или обработки кожными антисептиками в течение всего дня и после каждого посещения туалета);
выдача каждому прибывшему в ПВР индивидуальной защитной медицинской маски и "Памятки о правилах пребывания в ПВР в условиях проведения санитарно-противоэпидемиологических мероприятий в ПВР", размещенной на сайте https://www.vniigochs.ru/center/covid19/covid19-recommendations.
5. Содержание помещений и территорий ПВР
Дополнительно рекомендуется включить в пункт 5 "Содержание помещений и территорий ПВР" следующие положения:
при прибытии в ПВР пострадавших в ЧС требуется проведение обязательных мероприятий по снижению рисков распространения коронавирусной инфекции COVID-19:
обработка имущества и одежды прибывших в ПВР с применением дезинфицирующих средств, обращая особое внимание дезинфекции личного имущества (сумок, корзин, корзин-тележек, верхней одежды, обуви, детских колясок, детских игрушек и т.п.);
обработка дезинфицирующими средствами покрытий площадок въезда и выезда, территорий, прилегающих к зданиям (сооружениям), в которых находятся ПВР, и автотранспорта, осуществляющего доставку пострадавших в ПВР;
обработка дезинфицирующими средствами контрольно-пропускных пунктов в ПВР, а также рук, одежды, средств индивидуальной защиты органов дыхания (респираторы), оборудования и инвентаря сотрудников администрации ПВР (электронные, инфракрасные термометры, переносные тепловизоры и т.п.), встречающих и осуществляющих контроль граждан, прибывающих в ПВР (пострадавших в ЧС, сотрудников органов внутренних дел, медицинских работников, сотрудников коммунальных служб и др.);
применение бактерицидных (антибактериальных) ламп для дезинфекции воздуха, рециркуляторов воздуха с целью регулярного обеззараживания воздуха в помещениях ПВР, в которых организован прием прибывающих пострадавших в ЧС.
Дополнительно рекомендуется включить в подпункт 5.7 "В помещениях ПВР на видном месте должны быть вывешены на информационных стендах распорядок дня, регламент работы, схема размещения, опись имущества, другие необходимые инструкции и журнал отзывов и предложений размещаемого в ПВР населения. Также могут быть установлены телевизоры, радиоаппаратура, холодильники и другая бытовая техника";
информирование находящихся в ПВР о необходимости соблюдения правил личной и общественной гигиены, режима регулярного мытья рук с мылом или обработки кожными антисептиками в течение всего дня и после каждого посещения туалета.
Дополнительно рекомендуется включить в подпункт 5.9 "Организация ежедневной уборки помещений ПВР и поддержание чистоты в них возлагаются на руководителя ПВР":
уборка помещений в ПВР с применением дезинфицирующих средств, обращая особое внимание дезинфекции дверных ручек, выключателей, поручней, перил, контактных поверхностей напольных покрытий и мебели (столов, кроватей, стульев, технических средств), мест общего пользования (столовых, холлов, коридоров, туалетов, душевых, ванных комнат, комнат и оборудования для хранения запасов продовольствия, находящихся в твердой упаковке, и т.п.), каждые 2 часа.
6. Функциональные обязанности должностных лиц ПВР
6.1. Функциональные обязанности дополнительно рекомендуемого для включения в состав администрации ПВР специалиста органа, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, определяются его руководством.
6.2. Функциональные обязанности начальника ПВР дополнительно включают организацию и обеспечение выполнения противоэпидемических мероприятий.
6.3. Функциональные обязанности заместителя начальника ПВР дополнительно включают:
обеспечение пострадавших и персонала средствами индивидуальной защиты, дезинфицирующими и другими средствами противодействия пандемии коронавируса COVID-19;
организацию контроля над соблюдением пострадавшими и персоналом противоэпидемиологического режима.
6.4. Функциональные обязанности начальника медицинского пункта дополнительно включают:
осуществление ежедневного контроля над состоянием здоровья пострадавших на карантине или в обсервации;
обеспечение пострадавших и медперсонала средствами индивидуальной защиты и дезинфекционными средствами;
организацию ежедневной дезинфекции жилых помещений;
организацию наблюдения за нахождением пострадавших в помещениях в течение периода карантина или обсервации;
организацию противоэпидемических мероприятий;
обеспечение надзора за доставкой питания в одноразовых упаковках до дверей помещений, в которых изолированы пострадавшие;
обеспечение транспортировки в стационарное лечебное учреждение в случае заболевания лиц, находящихся на карантине или в обсервации;
определение обязанностей и инструктирование персонала ПВР, задействованного в проведении противоэпидемических мероприятий.
7. Организация питания в ПВР
Дополнительно рекомендуется включить в подпункт 7.17 "Контроль за организацией и состоянием питания населения осуществляется также комиссиями и должностными лицами органов местного самоуправления, органов государственной власти субъекта Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти при проведении проверок":
при пребывании в ПВР пострадавших в ЧС требуется проведение ежедневных обязательных мероприятий по снижению рисков распространения коронавирусной инфекции COVID-19:
обработка дезинфицирующими средствами покрытий площадок въезда и выезда, территорий, прилегающих к зданиям (сооружениям), в которых находятся ПВР и автотранспорта, осуществляющего доставку (завоз) продовольствия, инвентаря и санитарно-гигиенических средств для пострадавших, размещенных в ПВР, а также обработка привезенного инвентаря, санитарно-гигиенических средств и продовольствия, находящегося в твердой упаковке.
8. Требования пожарной безопасности
8.1. С целью соблюдения требований пожарной безопасности на территории, в зданиях и сооружениях ПВР и принятия неотложных мер по тушению пожара в начальной стадии (до 2 м2) до прибытия подразделений противопожарной службы дополнительно в установленном порядке разрабатывается план эвакуации при пожаре и пожарный расчет ПВР.
8.2. В состав пожарного расчета включаются подготовленные лица из состава персонала ПВР.
8.3. Дополнительно, информация о пожарном расчете вместе с инструкцией по требованиям пожарной безопасности и планом эвакуации ПВР вывешивается на стенде в общедоступном месте.
8.4. Для отработки действий по эвакуации пострадавших и персонала ПВР при пожаре дополнительно организуются тренировки по сигналу "Учебная пожарная тревога" один раз в неделю.
8.5. Дополнительно, все помещения, в которых размещаются пострадавшие в ЧС и обслуживающий персонал ПВР, должны быть оборудованы средствами пожарной автоматики (установками пожарной сигнализации и пожаротушения).
8.6. Дополнительно, для снижения рисков распространения коронавирусной инфекции COVID-19, после применения средств пожаротушения в процессе тушения пожара или тренировки персонал ПВР пожарного расчета и средства пожаротушения обработать дезинфицирующими средствами.