"Методические рекомендации для территориальных органов МЧС России об организации деятельности сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны и защиты населения для обеспечения мероприятий по противодействию распространению новой коронавирусн
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
"ВСЕРОССИЙСКИЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ
ПО ПРОБЛЕМАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ И ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ
МЧС РОССИИ" (ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЦЕНТР НАУКИ И ВЫСОКИХ ТЕХНОЛОГИЙ)
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ДЛЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОРГАНОВ МЧС РОССИИ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЕТИ НАБЛЮДЕНИЯ И ЛАБОРАТОРНОГО КОНТРОЛЯ
ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ И ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ
МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ РАСПРОСТРАНЕНИЮ НОВОЙ
КОРОНАВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИИ
1. Организация, основные задачи и порядок функционирования сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны Российской Федерации были изменены в связи с внесением изменений в Федеральный закон от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне" (далее - Федеральный закон от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ) и принятием постановления Правительства Российской Федерации от 17 октября 2019 г. N 1333 "О порядке функционирования сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны и защиты населения" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 17 октября 2019 г. N 1333).
2. Данные рекомендации содержат дополнительные меры по определению порядка функционирования сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны и защиты населения (далее - сеть наблюдения и лабораторного контроля) в целях защиты населения, материальных и культурных ценностей от опасностей биологического характера, возникающих при распространении новой коронавирусной инфекции.
3. Федеральным законом от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ установлено, что Правительство Российской Федерации определяет порядок функционирования сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны и защиты населения (абзац введен Федеральным законом от 01.05.2019 N 84-ФЗ).
Сеть наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны и защиты населения - совокупность действующих специализированных учреждений, подразделений и служб федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и организаций, осуществляющих функции наблюдения и контроля за радиационной, химической, биологической обстановкой на территории Российской Федерации (абзац введен Федеральным законом от 01.05.2019 N 84-ФЗ).
4. Согласно пункту 7 Правил функционирования сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны и защиты населения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 октября 2019 г. N 1333 (далее - Правила функционирования сети наблюдения и лабораторного контроля) органы государственной власти субъектов Российской Федерации, исходя из возложенных на них задач в области гражданской обороны, определяют состав учреждений сети наблюдения и лабораторного контроля территориальных подсетей и осуществляют непосредственное руководство деятельностью таких подсетей.
5. Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2007 г. N 804 "Об утверждении Положения о гражданской обороне в Российской Федерации" определено, что мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с обнаружением и обозначением районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому или иному заражению, являются:
создание и обеспечение готовности сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны и защиты населения - действующих специализированных учреждений, подразделений и служб федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и организаций, осуществляющих функции наблюдения и контроля за радиационной, химической, биологической обстановкой на территории Российской Федерации;
совершенствование методов и технических средств мониторинга состояния радиационной, химической, биологической обстановки, в том числе оценка степени зараженности и загрязнения продовольствия и объектов окружающей среды радиоактивными, химическими и биологическими веществами.
6. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации, исходя из возложенных на них задач в области гражданской обороны, при необходимости усиления сил и средств привлекаемых для обеспечения мероприятий по противодействию распространения коронавирусной инфекции, дополнительно рекомендуется:
6.1. Уточнить состав учреждений сети наблюдения и лабораторного контроля (далее - СНЛК) территориальных подсетей и осуществить непосредственное руководство их деятельностью.
Предусмотреть включение в состав территориальных подсетей всех лабораторий организаций вне зависимости от их организационно-правовой формы, имеющих санитарно-эпидемиологическое заключение на работу с возбудителями I - II группы патогенности.
6.2. Организовать приведение в готовность учреждений СНЛК для минимизации последствий распространения коронавирусной инфекции по соответствующим планам.
7. В соответствии с пунктами 9 и 10 Правил функционирования сети наблюдения и лабораторного контроля и в целях всестороннего обеспечения мероприятий по противодействию распространения коронавирусной инфекции рекомендуется определить основные задачи и функции СНЛК:
7.1. Основные задачи - наблюдение, своевременное обнаружение опасностей возникновения биологического заражения компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, продовольствия, сырья животного и растительного происхождения, индикация возбудителей инфекционных заболеваний, в том числе общих для человека и животных, патогенных биологических агентов, вызывающих инфекционные болезни человека, животных и поражение растений вредными и особо опасными организмами, а также представление сведений о возникновении возможных опасностей.
7.2. Основные функции - наблюдение и лабораторный контроль за состоянием биологической обстановки на территории соответствующего субъекта Российской Федерации;
установление в окружающей среде наличия и вида патогенных биологических агентов, вызывающих инфекционные болезни человека, животных, вредных и особо опасных вредных организмов на объектах растениеводства и территориях сельскохозяйственных угодий;
отбор и доставка проб в специализированные учреждения для проведения исследований по определению загрязненности биологическими средствами;
выработка предложений по повышению эффективности деятельности сети наблюдения и лабораторного контроля в условиях опасностей биологического характера, возникших при распространении коронавирусной инфекции.
8. Информацию о возможных опасностях радиационного, химического и биологического характера, а также о принимаемых мерах по их локализации предоставить в сроки, определенные пунктом 11 Правил функционирования сети наблюдения и лабораторного контроля.
9. Обеспечить соблюдение рекомендаций Роспотребнадзора о принимаемых мерах по недопущению распространения заболеваний, вызванных новым коронавирусом, порядке поведения и действий граждан в условиях распространения коронавирусной инфекции, в том числе:
временные рекомендации по лабораторной диагностике новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV (от 21.01.2020 N 02/706-2020-27);
требования к организации лабораторных исследований на новую коронавирусную инфекцию (от 06.03.2020 N 02/3739-2020-32);
рекомендации по профилактике новой коронавирусной инфекции среди работников (от 10.03.2020 N 02/3853-2020-27);
инструкции по проведению дезинфекционных мероприятий для профилактики заболеваний, вызываемых коронавирусами (от 23.01.2020 N 02/770-2020-32);
дополнительные меры по коронавирусной инфекции (от 03.03.2020 N 02/3401-2020-27);
предварительные рекомендации по предупреждению распространения новой коронавирусной инфекции в медицинских организациях (от 25.01.2020 N 02/847-2020-27).
10. Осуществить организацию обучения специалистов СНЛК в соответствующих органах государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Дополнительно рекомендуется организовать обучение руководителей учреждений СНЛК дистанционным способом в образовательных учреждениях федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны в соответствии с законодательством Российской Федерации.
11. Финансовое и материально-техническое обеспечение СНЛК осуществить за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации, а также за счет средств организаций.
12. Организовать представление отчетов о работе и состоянии территориальных подсетей СНЛК в соответствии с требованиями пункта 16 Правил функционирования сети наблюдения и лабораторного контроля.
13. В связи с продолжающимся глобальным распространением, угрозой завоза и распространения новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации, в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 51 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" дополнительно рекомендуется:
обеспечить контроль за обязательным использованием средств индивидуальной защиты органов дыхания (маски, респираторы) персоналом транспортно-пересадочных узлов, транспортных средств (метрополитен, поезда, автобусы и другие виды общественного транспорта) и других мест с массовым пребыванием людей;
организовать лабораторную диагностику коронавирусной инфекции COVID-2019 в субъектах Российской Федерации с привлечением всех лабораторий организаций вне зависимости от их организационно-правовой формы, имеющих санитарно-эпидемиологическое заключение на работу с возбудителями III - IV группы.
(Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30 марта 2020 г. N 9 "О дополнительных мерах по недопущению распространения COVID-2019").
14. В рамках проводимых мероприятий по противодействию возникновению и распространению опасностей биологического характера и инфекционных заболеваний (коронавирусной инфекции) в субъектах Российской Федерации предусмотреть дополнительные меры по повышению эффективности функционирования территориальных подсетей СНЛК:
14.1. Произвести ранжирование субъекта Российской Федерации в соответствии с учетом риска возникновения опасностей биологического характера и инфекционных заболеваний (коронавирусная инфекция) с возможным отягощением положения рисками возникновения сезонных чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (пожары, подтопления, и т.д.) по следующим критериям:
обеспеченность субъекта медицинскими учреждениями;
обеспеченность субъекта, распределение и уровень взаимодействия между структурными подразделениями СНЛК;
численность городского населения субъекта (число и процент);
возрастной состав населения субъекта (число и процент);
процентное соотношение маргинальных групп населения к общей численности населения в субъекте;
наличие в субъекте развитой транспортной инфраструктуры, крупных транспортно-пересадочных узлов, в том числе международных;
оценка развития транспортной инфраструктуры с соседними субъектами.
В последующем, в соответствии с подпунктом а) пункта 13 Правил функционирования сети наблюдения и лабораторного контроля планируется разработать организационно-методические рекомендации, в которых будут определены количественные и качественные показатели критериев ранжирования территории субъекта Российской Федерации.
14.2. Предусмотреть дополнительное выделение организаций, отвечающих за мониторинг, анализ и прогнозирование чрезвычайных ситуаций биолого-социального характера (коронавирусная инфекция), формирования системы организаций-дублеров с учетом взаимозаменяемости и резервирования.
14.3. В субъектах Российской Федерации, подверженных традиционным сезонным рискам (природные пожары, паводки и т.д.), разработать программы прогнозного моделирования инвариантного развития событий при отягощении их биологическим (инфекционным) воздействием, в первую очередь - коронавирусной инфекцией.
14.4. Разработать и внедрить комплексный план-схему привлечения и взаимодействия органов местного самоуправления, волонтерского движения и общественных организаций к купированию рисков биологического характера (коронавирусной инфекции) при проведении противоэпидемических и карантинно-изоляционных мероприятий с целью повышения устойчивости жизнедеятельности населения.
14.5. В рамках формирования территориальных подсетей СНЛК предусмотреть организацию в каждом субъекте вирусологической лаборатории с III уровнем биологической безопасности.
При выполнении работ обеспечить неукоснительное выполнение правил техники безопасности. Оборудование и помещения лабораторий должны быть пригодны для работы с местными и экзотическими микроорганизмами, передающимися воздушно-капельным путем и вызывающими тяжелые заболевания с возможным летальным исходом.
Уделить особое внимание защите персонала (первичный и вторичный барьеры), а также защите населения и окружающей среды.
15. Координация деятельности и методическое руководство сетью наблюдения и лабораторного контроля на региональном уровне осуществляется органами, уполномоченными на решение задач в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации.