"Методические рекомендации по организации мероприятий по срочному захоронению трупов в военное время"
Утверждаю
Заместитель Министра
Российской Федерации
по делам гражданской обороны,
чрезвычайным ситуациям
и ликвидации последствий
стихийных бедствий
А.П.ЧУПРИЯН
31 декабря 2015 г. N 2-4-87-63-11
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОРГАНИЗАЦИИ МЕРОПРИЯТИЙ ПО СРОЧНОМУ ЗАХОРОНЕНИЮ ТРУПОВ
В ВОЕННОЕ ВРЕМЯ
Настоящие Методические рекомендации по организации мероприятий по срочному захоронению трупов в военное время определяют основные принципы планирования, подготовки, проведения и обеспечения срочного захоронения людей и животных, погибших в ходе военных конфликтов или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
Методические рекомендации предназначены для руководителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, руководителей служб и организаций, а также их работников, уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Методические рекомендации разработаны коллективом сотрудников Департамента гражданской обороны и защиты населения совместно с ФГБОУ ВПО "Академия гражданской защиты МЧС России" под общей редакцией директора Департамента гражданской обороны и защиты населения МЧС России.
Общие положения
Правовые основы создания и деятельности нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне (далее - НФГО) и служб, предназначенных для захоронения трупов в военное время, составляют Конституция Российской Федерации, Федеральные законы от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне", от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", от 22 августа 1995 г. N 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей", от 12 января 1996 г. N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле", приказ МЧС России от 14 ноября 2008 г. N 687 "Об утверждении Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях", другие законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законодательные и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (приложение 1).
В целях обеспечения выполнения мероприятий по гражданской обороне, связанных с захоронением трупов, могут создаваться соответствующие спасательные службы (службы гражданской обороны) и НФГО.
Спасательная служба (служба гражданской обороны) по захоронению трупов в военное время (далее - служба) создается руководителем муниципального образования и утверждается соответствующим Постановлением (Распоряжением) главы муниципального образования.
Служба по захоронению трупов в военное время включает в себя органы управления службы и силы (НФГО для проведения срочного захоронения трупов) и осуществляет контроль и организацию мероприятий по срочному захоронению трупов в военное время, а также при крупномасштабных чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
Финансирование мероприятий по захоронению трупов в военное время осуществляется в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Глава 1. Основные мероприятия по гражданской обороне,
осуществляемые в целях решения задачи, связанной со срочным
захоронением трупов в военное время
Основными мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной со срочным захоронением трупов в военное время, являются <1>:
заблаговременное определение мест возможных захоронений;
создание, подготовка и поддержание в готовности сил и средств гражданской обороны для обеспечения мероприятий по срочному захоронению трупов, в том числе на базе специализированных ритуальных организаций;
организация и проведение мероприятий по осуществлению опознания, учета и захоронения с соблюдением установленных законодательством правил;
организация санитарно-эпидемиологического надзора.
--------------------------------
<1> Приказ МЧС РФ от 14.11.2008 N 687 "Об утверждении положения об организации и введении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях" (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 26 ноября 2008 г., регистрационный N 12740).
1.1 Заблаговременное определение мест возможных захоронений
1.1.1 Общие сведения о местах и видах захоронения
Решение о создании мест захоронения принимается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, на территориях которых они создаются <2>.
--------------------------------
<2> Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле".
Существуют следующие виды захоронений трупов или останков умерших - путем предания:
земле (захоронение в могилу);
огню (кремация с последующим захоронением урны с прахом);
воде.
Захоронение в воде возможно при следующих обстоятельствах: когда гибель (смерть) произошла на судне, находящемся в открытом море, и доставка тел на берег или их сохранение на судне в соответствии с нормами санитарной безопасности невозможны или чрезвычайно затруднены;
при отсутствии возможности принять меры к доставке умерших на судне, находящемся в открытом море, в ближайший населенный пункт, где тела могут быть помещены в надлежащие условия, в том числе с использованием морской авиации, а также при отсутствии или невозможности использования судовых средств консервации и охлаждения, в том числе запаивания в металлические герметичные гробы или контейнеры, допускается погребение в море.
Местами захоронения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли для захоронения тел (останков) погибших (умерших), в том числе для захоронения урн с прахом погибших (умерших) (пеплом после сожжения тел (останков) погибших (умерших), далее - прах).
1.1.2 Основные принципы выбора земельного участка для размещения места захоронения
Выбор земельного участка для размещения места захоронения осуществляется в соответствии с правилами застройки города или иного поселения с учетом гидрогеологических характеристик, особенностей рельефа местности, состава грунтов, предельно допустимых экологических нагрузок на окружающую среду, а также в соответствии с санитарными правилами и нормами и должен обеспечивать неопределенно долгий срок существования места погребения <3>.
--------------------------------
<3> Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле".
Места захоронения должны размещаться на расстоянии не менее 300 метров от границ селитебной территории.
Не разрешается проводить захоронения на территориях:
первого и второго поясов зоны санитарной охраны источника водоснабжения, минерального источника, первой зоны округа санитарной (горно-санитарной) охраны курорта;
с выходами на поверхность закарстованных, сильнотрещиноватых пород и в местах выклинивания водоносных горизонтов;
на берегах озер, рек и других поверхностных водных объектов, используемых населением для хозяйственно-бытовых нужд, купания и культурно-оздоровительных целей;
со стоянием грунтовых вод более двух метров от поверхности земли при наиболее высоком их стоянии, а также на затапливаемых, подверженных оползням и обвалам, заболоченных.
Создание новых мест захоронений, реконструкция действующих мест погребения возможны при наличии положительного заключения экологической и санитарно-гигиенической экспертизы.
Предоставление земельного участка для размещения места погребения осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством, а также в соответствии с проектной документацией, утвержденной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Размер земельного участка для захоронения определяется с учетом количества жителей конкретного города или иного поселения, а также с учетом вместимости уже имеющихся кладбищ, но не может превышать 40 га.
1.1.3 Соблюдение санитарно-гигиенических требований при выборе мест для захоронения
Заблаговременное определение мест возможных захоронений производится на основе санитарно-эпидемиологической оценки следующих факторов <4>:
санитарно-эпидемиологической обстановки;
градостроительного назначения и ландшафтного зонирования территории;
геологических, гидрогеологических и гидрогеохимических данных;
почвенно-географических и способности почв и почвогрунтов к самоочищению;
эрозионного потенциала и миграции загрязнений; транспортной доступности.
--------------------------------
<4> Санитарные правила и нормы СанПиН 2.1.2882-11 "Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения", утвержденные Главным санитарным врачом Российской Федерации 28 июня 2011 г.
Участок, отводимый под захоронение, должен удовлетворять следующим требованиям:
иметь уклон в сторону, противоположенную от населенного пункта, открытых водоемов, а также при использовании населением грунтовых вод для хозяйственно-питьевых и бытовых целей;
не затопляться при паводках;
иметь уровень стояния грунтовых вод не менее чем в 2,5 м от поверхности земли при максимальном стоянии грунтовых вод. При уровне выше 2,5 м от поверхности земли участок может быть использован лишь для размещения кладбища для погребения после кремации;
иметь сухую, пористую почву (супесчаную, песчаную) на глубине 1,5 м и ниже, с влажностью почвы в пределах 6 - 18%.
Места возможных захоронений должны размещаться на расстоянии:
от жилых, общественных зданий, спортивно-оздоровительных и санаторно-курортных зон в соответствии с санитарными правилами по санитарно-защитным зонам и санитарной классификации предприятий, сооружений и иных объектов;
от водозаборных сооружений централизованного источника водоснабжения населения не менее 1000 м с подтверждением достаточности расстояния расчетами поясов зон санитарной охраны водоисточника и времени фильтрации.
В сельских населенных пунктах, пользующихся колодцами, каптажами, родниками и другими природными источниками водоснабжения, при планировании размещения мест возможных захоронений выше по потоку грунтовых вод санитарно-защитная зона между предполагаемым местом захоронения и населенным пунктом обеспечивается в соответствии с результатами расчетов очистки грунтовых вод и данными лабораторных исследований.
Колумбарии и стены скорби для захоронения урн с прахом погибших следует размещать на специально выделенных участках земли. Допускается размещение колумбариев и стен скорби за пределами мест возможных захоронений на обособленных участках земли на расстоянии не менее 50 м от жилых зданий, территорий лечебных, детских, образовательных, спортивно-оздоровительных, культурно-просветительных учреждений и учреждений социального обеспечения населения.
Выбор участков и отвод территории под места возможных захоронений осуществляются главным архитектором города совместно с представителями органов жилищно-коммунального хозяйства по согласованию с представителями санитарно-эпидемиологической и экологической служб и утверждаются решением органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации или местного самоуправления на основании генеральных планов развития поселений.
При отводе участка площадью, превышающей 40 га, когда градостроительная ситуация требует большей площади, участок следует членить на зоны, разделенные зоной моральной защиты (далее - ЗМЗ) так, чтобы каждая зона не превышала площадь 40 га и могла функционировать как самостоятельное место захоронения.
Располагать в ЗМЗ захоронения, в том числе и после кремации, не разрешается.
Ширину ЗМЗ между зонами рекомендуется принимать не менее 40 м.
1.2 Создание запасов средств для проведения срочного
захоронения трупов в военное время
Создание и накопление материально-технических средств для проведения срочного захоронения трупов и средств обеззараживания производится органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления на соответствующих территориях в составе запасов для нужд гражданской обороны исходя из прогнозируемых объемов работ по срочному захоронению трупов.
Примерная номенклатура запасов, необходимых для осуществления срочного захоронения трупов:
средства индивидуальной защиты кожи и органов дыхания для персонала НФГО, предназначенных для захоронения трупов в военное время;
запасы гробов (материалов для изготовления гробов);
мешки патологоанатомические;
дезинфицирующие вещества (хлорная известь);
горюче-смазочные материалы (для транспортного обеспечения).
В мирное время создаются запасы гробов (материалов для изготовления гробов) и патологоанатомических мешков из расчета 30% от прогнозируемых безвозвратных потерь, запасы дезинфицирующих средств применяемых для массовых захоронений из расчета 40% от прогнозируемых потерь (10% средств может быть использовано для проведения противоэпидемических мероприятий в местах первоначального нахождения погибших). Для восполнения текущих потребностей в ходе непосредственного осуществления мероприятий по захоронению трупов в военное время заблаговременно (в мирное время) должны быть заключены договора на поставку средств, необходимых для осуществления срочного захоронения трупов в объеме, соответствующем прогнозируемым потерям.
Оснащение НФГО техникой и имуществом осуществляется организацией, на базе которой создается и функционирует данное НФГО. Исходя из планируемого объема работ по срочному захоронению трупов необходимо учитывать возможность привлечения дополнительных технических средств из других организаций, в особенности это касается землеройной техники (экскаваторов) и транспортных средств, на которых будет осуществляться транспортировка трупов к месту захоронения.
1.3 Создание, подготовка и поддержание в готовности сил
и средств гражданской обороны для обеспечения мероприятий
по срочному захоронению трупов
НФГО, предназначенные для захоронения трупов в военное время, представляют собой структуры, входящие в состав службы по захоронению трупов муниципального образования, оснащаются техникой, оборудованием, снаряжением и материалами, подготовленные для проведения комплекса мероприятий по срочному захоронению трупов в военное время, а также при чрезвычайных ситуациях мирного времени в составе сил гражданской обороны и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
НФГО, предназначенные для захоронения трупов в военное время, создаются специализированными ритуальными службами (организациями) из числа своих работников в обязательном порядке, если это предусмотрено законодательством Российской Федерации, или по решению администраций специализированных ритуальных организаций, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
Перечень специализированных ритуальных служб (организаций), независимо от форм собственности, создающих НФГО, предназначенные для захоронения трупов в военное время, разрабатывается, утверждается и доводится до соответствующих руководителей организаций органами местного самоуправления.
НФГО, предназначенные для захоронения трупов в военное время, рекомендуется создавать на базе специализированных ритуальных служб (организаций), соответствующих хотя бы одному из следующих условий:
размещение специализированной ритуальной организации вблизи категорированных городов, а также населенных пунктов с плотностью населения 500 и более человек на 1 кв. км;
размещение специализированной ритуальной организации вблизи заранее определенных органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации безопасных районов, предназначенных для принятия эвакуируемого населения.
НФГО, предназначенные для захоронения трупов в военное время, создаются для:
сбора трупов;
осуществления доставки трупов к месту захоронения;
осуществления доставки к месту захоронения гробов (герметичных пакетов или контейнеров) со складов;
проведения обеззараживания и захоронения трупов.
Состав и структуру НФГО, предназначенных для захоронения трупов в военное время, определяют соответствующие органы местного самоуправления в соответствии с требованиями законодательства и Положением о службе по захоронению трупов муниципального образования (приложение 2), исходя из возложенных на них задач по гражданской обороне и защите от чрезвычайных ситуаций. Состав, структура и оснащение создаваемых НФГО, предназначенных для захоронения трупов в военное время, согласовываются с территориальными органами МЧС России в установленном порядке.
Деятельность этих НФГО осуществляется по планам гражданской обороны и защиты населения, планам действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций муниципальных образований и субъектов Российской Федерации.
Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - МЧС России) и его территориальные органы осуществляют методическое руководство и контроль за созданием НФГО, предназначенных для захоронения трупов в военное время, разрабатывают с участием федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации примерную организационно-штатную структуру и рекомендации по нормам оснащения НФГО специальной техникой и имуществом.
Координацию деятельности НФГО, предназначенных для захоронения трупов в военное время, осуществляют территориальные органы МЧС России и органы, специально уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций при органах местного самоуправления.
Подготовка и обучение НФГО, предназначенных для захоронения трупов в военное время, осуществляются в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, с учетом организационно-методических указаний МЧС России, а также нормативными правовыми актами Ростехнадзора и других органов, отвечающих за создание, подготовку и обеспечение НФГО на предприятиях и объектах. Примерные программы обучения НФГО, предназначенных для захоронения трупов в военное время, утверждаются МЧС России.
1.4 Организация и проведение мероприятий по осуществлению
опознания, учета и захоронения с соблюдением установленных
законодательством правил
1.4.1 Организация и порядок проведения захоронений трупов
Для организации похорон создается комиссия, в состав которой включаются все представители, на которых возлагаются обязанности по оформлению документов на умерших, хранению тела, изготовлению гроба, подготовке могилы <5>.
--------------------------------
<5> Рекомендации о порядке похорон и содержании кладбищ в Российской Федерации МДК 11-01.2002 (рекомендованы протоколом НТС Госстроя России от 25 декабря 2001 г. N 01-НС-22/1).
При проведении группового погребения захоронение может производиться как в индивидуальные могилы, так и в общую для данной группы умерших. Захоронение прахов в "стенах скорби" открытых и закрытых колумбариев производится в индивидуальные ниши.
В случаях, когда групповое погребение проводится для группы лиц, состоящих из военных и гражданских лиц, воинские почести следует отдавать всей группе умерших.
Погребение может производиться только при наличии медицинского и государственного свидетельств о смерти и после идентификации (опознания) личности умершего (приложение 3).
В случае, когда идентификация личности по внешним признакам затруднена, должна проводиться генетическая экспертиза. Генетическая экспертиза проводится по требованию медицинского учреждения, выдающего свидетельство о смерти, органов внутренних дел, МЧС России, Минобороны России. Медицинское свидетельство в этом случае выдается на основании результатов экспертизы.
В ситуациях, когда смерть наступила в результате взрыва или иной чрезвычайной ситуации, в силу которой останки найдены быть не могут, факт смерти допускается устанавливать по свидетельству очевидцев органам исполнительной власти всех уровней или суду. Захоронение в таких ситуациях допускается проводить как заочное на основании свидетельства о смерти, выданного по решению органа исполнительной власти или суда.
Погребение лиц, личность которых не установлена, допускается производить на основании решения органов внутренних дел на специализированных участках кладбищ. Кремация при этом не допускается, за исключением случаев, когда она необходима по требованиям санитарных правил и норм или по результатам патологоанатомических исследований судебно-медицинской экспертизы.
Орган здравоохранения вправе потребовать проведение погребения в форме кремации в случаях, когда захоронение не кремированных останков способно стать источником инфекционной опасности для населения или эпидемии.
При погребении останков деформированных или разрушенных тел после судебно-медицинской или генетической экспертизы они должны помещаться в запаянные гробы или капсулы, обеспечивающие санитарно-эпидемиологическую безопасность, и в ходе погребения не вскрываться.
Консервацию и бальзамирование останков рекомендуется проводить в ситуациях, когда сохранение останков необходимо для проведения последующих экспертиз: судебно-медицинской, генетической, криминалистической.
Не допускается погребение в одном гробу, капсуле или урне останков или праха, соответственно, нескольких умерших.
После погребения составляется акт.
1.4.2 Гигиенические требования при организации захоронений
Захоронение не кремированных останков должно производиться в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Захоронение останков после кремации (праха) в урнах допускается производить в колумбарных стенах, колумбариях и могилах.
При захоронении гроба с телом глубину могилы следует устанавливать в зависимости от местных условий (характера грунтов и уровня стояния грунтовых вод), но не менее 1,5 м.
Захоронение в братских могилах допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения органов и учреждений государственной санитарно-эпидемиологической службы при соблюдении следующих условий:
количество гробов, глубина и количество уровней захоронения устанавливаются от местных климатических условий и высоты стояния грунтовых вод;
расстояние между гробами по горизонтали должно быть не менее 0,5 м и заполняться слоем земли с укладкой поверху хвороста или хвойных веток;
при размещении гробов в несколько уровней расстояние между ними по вертикали должно быть не менее 0,5 м. Гробы верхнего ряда размещаются над промежутками между гробами нижнего ряда;
глубина при захоронении в два уровня должна быть не менее 2,5 м;
дно могилы должно быть выше уровня грунтовых вод не менее чем на 0,5 м;
толщина земли от верхнего ряда гробов до поверхности должна быть не менее 1 м;
надмогильный холм устраивается высотой не менее 0,5 м;
для ускорения минерализации трупов на дне братских могил устраиваются канавки и поглощающий колодец, а также закладывается вентиляционный канал от дна до верха могилы.
Перевозка умерших к месту захоронения осуществляется специализированным транспортом. Допускается использование другого вида автотранспорта для перевозки умерших за исключением автотранспорта, используемого для перевозки пищевого сырья и продуктов питания.
После перевозки и захоронения умерших транспорт должен в обязательном порядке подвергаться уборке и обработке дезинфицирующими средствами, разрешенными к применению в установленном порядке.
В целях предотвращения распространения особо опасных инфекционных заболеваний процесс захоронения умерших от инфекции не ясной этиологии, а также от особо опасных инфекций (умерших в лечебных учреждениях или поступивших в патологоанатомические отделения для вскрытия) совершается в оцинкованных, герметически запаянных гробах непосредственно из патологоанатомического отделения.
Захоронение умерших, имеющих высокий радиоактивный фон, допускается на специально отведенном участке места захоронения в соответствии с законодательством Российской Федерации по вопросам радиационной безопасности.
Перезахоронение останков умерших возможно по решению органов исполнительной власти и заключению органов Госсанэпиднадзора об отсутствии особо опасных инфекционных заболеваний. Не рекомендуется проводить перезахоронение ранее одного года с момента погребения.
Могила в случае извлечения останков должна быть обработана дезинфицирующими средствами, разрешенными к применению в установленном порядке, засыпана и спланирована.
Извлечение останков умершего из братской могилы возможно в случаях перезахоронения останков всех захороненных в братской могиле по решению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления при наличии санитарно-эпидемиологического заключения.
Предметы и вещества, используемые при погребении (гробы, урны, венки, бальзамирующие вещества), допускаются к использованию при наличии санитарно-эпидемиологического заключения.
1.4.3 Определение потребного количества сил и средств, для проведения работ по срочному захоронению погибших
Количество сил и средств для проведения работ по срочному захоронению погибших определено из условия создания НФГО для захоронения 1000 погибших в течение 3-х суток с момента нанесения ядерного удара или применения противником современных обычных средств поражения.
Основными видами работ в этом случае будут:
разработка котлована для устройства братской могилы на 100 погибших (всего потребуется устройство до 10 котлованов);
подготовка котлована для захоронения тел (останков);
подготовка тел (останков) погибших для захоронения;
раскладка первого ряда тел (останков) погибших в братских могилах;
засыпка первого ряда тел (останков) погибших;
раскладка второго ряда тел (останков) погибших в братских могилах; засыпка второго ряда тел (останков) погибших; засыпка братских могил.
Первоначально определим трудозатраты на устройство котлована при отрывке братской могилы. Исходя из требований руководящих документов, размеры братской могилы должны быть следующие:
длина по низу - 20 м;
ширина - 3 м;
высота - 2,3 м.
Наиболее эффективно по производительности при отрывке котлованов использовать бульдозеры. С учетом крутизны откосов 1:3 длина котлована по верху для въезда-выезда бульдозеров составит 32 м. За расчетный вид техники принят бульдозер со средней производительностью по разработке котлованов составляющей 80 куб. м в час. К числу таких бульдозеров относятся широко распространенные в Российской Федерации бульдозеры с тяговым усилием 10 - 15 тс, на базе тракторов Т-170, Т-130.
Схема отрывки котлована под братскую могилу показана на рисунке:
Для оборудования братских могил, укладки тел погибших, их присыпки необходим ручной труд. Средняя производительность по выполнению земляных работ принята 1 куб. м в час.
Исходя из принятых данных, определяем общие требуемые трудозатраты (в машино-часах и человеко-часах) на захоронение погибших в одной братской могиле. Данные по определению трудозатрат приведены в таблице.
ТРУДОЗАТРАТЫ НА ЗАХОРОНЕНИЯ ПОГИБШИХ В ОДНОЙ БРАТСКОЙ МОГИЛЕ
(НА 100 ПОГИБШИХ)
Выполняемые работы
Объем работ
Ед. изм.
Трудозатраты
чел./час
маш./час
Отрывка котлована под братскую могилу
180
м3
234
2,25
Укладка первого ряда погибших
50
чел.
4
-
Присыпка землей первого ряда трупов на высоту 0,4 м
13,5
м3
6,75
-
Засыпка землей первого ряда трупов на высоту 0,5 м
40
м3
20
0,5
Укладка второго ряда погибших
50
чел.
4
-
Присыпка землей второго ряда трупов на высоту 0,4 м
15,5
м3
7,75
-
Засыпка землей второго ряда трупов на высоту 0,5 м
84
м3
42
1,5
Насыпка могильного холма высотой 0,75 м
50
м3
50
0,63
ИТОГО
368,5
4,43
Таким образом, при нормальных условиях работы для захоронения 100 погибших в одной братской могиле потребуется затратить 368,5 человеко-часа, а при условии совместного использования, как личного состава НФГО, так и техники (бульдозеров, экскаваторов) - 22,5 человеко-часа и 4,43 машино-часа.
Далее определим количество сил и средств, необходимых для захоронения 1000 погибших в течение 3 суток после нанесения ядерного удара.
Условиями работ будут следующие:
в состав НФГО включены как инженерная техника, так и личный состав;
количество рабочих смен принимается равным - 2;
время, затрачиваемое на сбор НФГО, выдвижение к месту работ, проведение рекогносцировки и развертывание сил и средств, составляет 6 часов;
общая продолжительность работ составляет 66 часов;
категория разрабатываемых грунтов - глины, суглинки тяжелые;
продолжительность работы в темное время суток составит 30% всего времени работ;
коэффициент технической готовности техники принят равным 0,85; техника работает непрерывно, передается от смены к смене; при пересмене делаются технологические перерывы для обслуживания техники;
общее время на технологические перерывы для обслуживания техники не должно превышать 4 часа в сутки.
Требуемое количество сил и средств:
а) требуемое количество личного состава определяем по формуле:
где
- суммарная трудоемкость работ по личному составу;
n - количество смен;
T - продолжительность работ;
Kу - коэффициент условий работ
Kу = KГ · KТ · KП, где
KГ - коэффициент, учитывающий структуру грунта, равен 1,5;
KТ - коэффициент, учитывающий усложнение работ в темное время суток, равен 1,5;
KП - коэффициент, учитывающий погодные условия при проведении работ, равен 1,0.
Исходя из трудозатрат, определенных для разработки одной братской могилы, получаем, что для захоронения 1000 погибших потребуется 16 чел. личного состава НФГО (при условии участия инженерной техники в проведении работ).
В случае проведения работ без привлечения инженерной техники для захоронения 1000 погибших потребуется привлечь свыше 250 чел.
б) требуемое количество инженерной техники определяем по формуле:
где
- суммарная трудоемкость работ по инженерной технике;
KТГ - коэффициент технической готовности, равен 0,85;
T - продолжительность работ, принимаем 55 часов, с учетом продолжительности работы смен 6 часов (всего 11 смен), в конце каждой смены производится технологический перерыв на 1 час для обслуживания техники;
Kу - коэффициент условий работ, равен 2,25.
Исходя из трудозатрат, определенных для разработки одной братской могилы, получаем, что для захоронения 1000 погибших потребуется 2 единицы инженерной техники.
Таким образом, исходя из проведенных расчетов, можно сделать вывод, что для проведения работ по непосредственному погребению 1000 человек в течение 3-х суток потребуется привлечь 2 единицы инженерной техники и 16 человек личного состава НФГО. В случае привлечения только личного состава потребуется привлечение 250 человек.
При оценке возможных безвозвратных потерь среди населения и наибольшей работающей смены после применения противником современных обычных средств поражения за основной интегрирующий критерий принимается степень поражения города.
Степень поражения города (Сп) определяется по формуле:
как отношение площади города, оказавшейся в зоне полных и сильных разрушений , ко всей площади города Sг.
Расчет числа и структуры возможных потерь населения в городе от обычных средств поражения проводится с использованием таблицы 1.
Таблица 1
ВОЗМОЖНЫЕ ПОТЕРИ НАСЕЛЕНИЯ
ОТ СОВРЕМЕННЫХ ОБЫЧНЫХ СРЕДСТВ ПОРАЖЕНИЯ
N п/п
Виды потерь
Степень поражения города (района)
0,1
0,2
0,3
0,4
0,5
0,6
0,7
0,8
0,9
1,0
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
ПОТЕРИ НЕЗАЩИЩЕННОГО НАСЕЛЕНИЯ
1
Безвозвратные
1
2
2,5
3
4
7
10
20
25
30
ПОТЕРИ НАСЕЛЕНИЯ, УКРЫТОГО В УБЕЖИЩАХ
1
Безвозвратные
0,1
0,2
0,3
0,5
0,6
0,8
2,0
2,5
3
5
ПОТЕРИ НАСЕЛЕНИЯ В ПРОСТЕЙШИХ УКРЫТИЯХ
1
Безвозвратные
0,1
0,25
0,5
0,5
1,5
3
5
5
7
10
Прогноз безвозвратных возможных потерь персонала на объектах экономики, продолжающих производственную деятельность в военное время, от современных средств поражения проводится исходя из степени разрушения объекта с использование таблицы 2.
Таблица 2
РАСЧЕТ ВОЗМОЖНЫХ ПОТЕРЬ ПЕРСОНАЛА ОБЪЕКТОВ ЭКОНОМИКИ
ОТ СОВРЕМЕННЫХ ОБЫЧНЫХ СРЕДСТВ ПОРАЖЕНИЯ ПРОТИВНИКА, %
N п/п
Виды потерь
Степень разрушения объекта экономики
Слабые
Средние
Сильные
Полные
ВОЗМОЖНЫЕ ПОТЕРИ НЕЗАЩИЩЕННОГО ПЕРСОНАЛА
1
Безвозвратные
5
8
55
70
ВОЗМОЖНЫЕ ПОТЕРИ ПЕРСОНАЛА, УКРЫТОГО В УБЕЖИЩАХ
1
Безвозвратные
0,2
0,7
1,7
4,5
ВОЗМОЖНЫЕ ПОТЕРИ ПЕРСОНАЛА ОЭ В ПРОСТЕЙШИХ УКРЫТИЯХ
1
Безвозвратные
0,8
2,5
20,0
25,0
Глава 2. Основные мероприятия по гражданской обороне,
осуществляемые в целях решения задачи, связанной со срочным
захоронением трупов животных в военное время
2.1 Сбор и перевозка трупов животных
Заключение об уборке, утилизации или уничтожении трупов животных дает ветеринарный специалист.
Трупы животных, зараженных или контаминированных возбудителями:
сибирской язвы, эмфизематозного карбункула, чумы крупного рогатого скота, чумы верблюдов, бешенства, туляремии, столбняка, злокачественного отека, катаральной лихорадки крупного рогатого скота и овец, африканской чумы свиней, ботулизма, сапа, эпизоотического лимфангоита, мелиоидоза (ложного сапа), миксоматоза, геморрагической болезни кроликов, чумы птиц, сжигают на месте, а также в трупосжигательных печах или на специально отведенных площадках;
энцефалопатии, скрепи, аденоматоза, висна-маэди, перерабатывают на мясокостную муку. В случае невозможности переработки они подлежат сжиганию;
болезней, ранее не регистрировавшихся на территории России, сжигают.
До их убоя или уничтожения представитель государственного ветеринарного надзора обязан принять меры, исключающие доступ к ним посторонних граждан, а также животных, включая птиц и насекомых.
Транспортные средства, выделенные для перевозки трупов животных, оборудуют водонепроницаемыми закрытыми кузовами, которые легко подвергаются санитарной обработке. Использование такого транспорта для перевозки кормов и пищевых продуктов запрещается.
После погрузки трупов животных на транспортное средство обязательно дезинфицируют место, где они лежали, а также использованный при этом инвентарь и оборудование.
Почву (место), где лежал труп, дезинфицируют сухой хлорной известью из расчета 5 кг/кв. м, затем ее перекапывают на глубину 25 см.
Транспортные средства, инвентарь, инструменты, оборудование дезинфицируют после каждого случая доставки биологических отходов для утилизации, обеззараживания или уничтожения.
Для дезинфекции используют одно из следующих химических средств: 4-процентный горячий раствор едкого натра, 3-процентный раствор формальдегида, раствор препаратов, содержащих не менее 3 проц. активного хлора, при норме расхода жидкости 0,5 л на 1 кв. м площади или другие дезинфицирующие средства, указанные в действующих правилах по проведению ветеринарной дезинфекции объектов животноводства.
Спецодежду дезинфицируют путем замачивания в 2-процентном растворе формальдегида в течение 2 часов.
2.2 Проведение утилизации трупов животных
Трупы животных, допущенные ветеринарной службой к переработке на кормовые цели, на ветеринарно-санитарных заводах, в цехах технических фабрикатов мясокомбинатов, утилизационных цехах животноводческих хозяйств подвергают сортировке и измельчению.
Со свежих трупов разрешается съем шкур, которые после этого обязательно дезинфицируют.
Утилизационные цеха животноводческих хозяйств перерабатывают трупы животных, полученные только в данном хозяйстве. Завоз биологических отходов из других хозяйств и организаций категорически запрещается.
2.3 Требования к проведению уничтожения трупов животных
Запрещается сброс трупов животных в водоемы, реки и болота.
Категорически запрещается сброс трупов животных в бытовые мусорные контейнеры и вывоз их на свалки и полигоны для утилизации мусора и отходов с целью их захоронения.
2.3.1 Захоронение трупов животных в земляные ямы
Захоронение трупов животных в земляные ямы разрешается в исключительных случаях, при массовой гибели животных и невозможности их транспортировки для утилизации, сжигания или обеззараживания в биотермических ямах, допускается захоронение трупов в землю только по решению Главного государственного ветеринарного инспектора субъекта Российской Федерации.
В зоне разведения северных оленей (районы вечной мерзлоты) при отсутствии возможности строительства и оборудования скотомогильников допускается захоронение биологических отходов в земляные ямы. Для этого на пастбищах и на пути кочевий стад отводятся специальные участки, по возможности на сухих возвышенных местах, не посещаемых оленями.
Выбор и отвод земельного участка для строительства скотомогильника или отдельно стоящей биотермической ямы проводят органы местной администрации по представлению организации государственной ветеринарной службы, согласованному с местным центром санитарно-эпидемиологического надзора.
Размещение скотомогильников (биотермических ям) в водоохранной, лесопарковой и заповедной зонах категорически запрещается.
Скотомогильники (биотермические ямы) размещают на сухом возвышенном участке земли площадью не менее 600 кв. м.
Уровень стояния грунтовых вод должен быть не менее 2 м от поверхности земли.
Размер санитарно-защитной зоны от скотомогильника (биотермической ямы) до:
жилых, общественных зданий, животноводческих ферм (комплексов) - 1000 м;
скотопрогонов и пастбищ - 200 м;
автомобильных, железных дорог в зависимости от их категории - 50 - 300 м.
Территорию скотомогильника (биотермической ямы) огораживают глухим забором высотой не менее 2 м с въездными воротами. С внутренней стороны забора по всему периметру выкапывают траншею глубиной 0,8 - 1,4 м и шириной не менее 1,5 м с устройством вала из вынутого грунта.
Через траншею перекидывают мост.
При строительстве биотермической ямы в центре участка выкапывают яму размером 3,0 x 3,0 м и глубиной 10 м. Стены ямы выкладывают из красного кирпича или другого водонепроницаемого материала и выводят выше уровня земли на 40 см с устройством отмостки. На дно ямы укладывают слой щебенки и заливают бетоном. Стены ямы штукатурят бетонным раствором. Перекрытие ямы делают двухслойным. Между слоями закладывают утеплитель. В центре перекрытия оставляют отверстие размером 30 x 30 см, плотно закрываемое крышкой. Из ямы выводят вытяжную трубу диаметром 25 см и высотой 3 м.
Над ямой на высоте 2,5 м строят навес длиной 6 м, шириной 3 м. Рядом пристраивают помещение для вскрытия трупов животных, хранения дезинфицирующих средств, инвентаря, спецодежды и инструментов.
Приемку построенного скотомогильника (биотермической ямы) проводят с обязательным участием представителей государственного ветеринарного и санитарного надзора с составлением акта приемки.
Скотомогильник (биотермическая яма) должен иметь удобные подъездные пути.
На выбранном месте выкапывают траншею глубиной не менее 2 м. Длина и ширина траншеи зависит от количества трупов животных. Дно ямы засыпается сухой хлорной известью или другим хлорсодержащим дезинфицирующим средством с содержанием активного хлора не менее 25%, из расчета 2 кг на 1 м2 площади. Непосредственно в траншее перед захоронением у павших животных вскрывают брюшную полость с целью недопущения самопроизвольного вскрытия могилы из-за скопившихся газов, а затем трупы обсыпают тем же дезинфектантом. Траншею засыпают вынутой землей. Над могилой насыпают курган высотой не менее 1 м и огораживают ее в соответствии с требованиями, указанными выше.
Дальнейших захоронений в данном месте не проводят.
2.3.2 Порядок проведения сжигания трупов животных
Сжигание трупов животных проводят под контролем ветеринарного специалиста в специальных печах или земляных траншеях (ямах) до образования негорючего неорганического остатка.
Способы устройства земляных траншей (ям) для сжигания трупов:
1. Выкапывают две траншеи, расположенные крестообразно, длиной 2,6 м, шириной 0,6 м и глубиной 0,5 м. На дно траншеи кладут слой соломы, затем дрова до верхнего края ямы. Вместо дров можно использовать резиновые отходы или другие твердые горючие материалы. В середине, на стыке траншей (крестовина), накладывают перекладины из сырых бревен или металлических балок и на них помещают труп животного. По бокам и сверху труп обкладывают дровами и покрывают листами металла. Дрова в яме обливают керосином или другой горючей жидкостью и поджигают.
2. Роют яму (траншею) размером 2,5 x 1,5 м и глубиной 0,7 м, причем вынутую землю укладывают параллельно продольным краям ямы в виде гряды. Яму заполняют сухими дровами, сложенными в клетку, до верхнего края ямы и поперек над ним. На земляную насыпь кладут три - четыре металлические балки или сырых бревна, на которых затем размещают труп. После этого поджигают дрова.
3. Выкапывают яму размером 2,0 x 2,0 м и глубиной 0,75 м, на дне ее вырывают вторую яму размером 2,0 x 1,0 м и глубиной 0,75 м. На дно нижней ямы кладут слой соломы и заполняют ее сухими дровами. Дрова обливают керосином или другой горючей жидкостью. На обоих концах ямы, между поленницей дров и земляной стенкой, оставляют пустое пространство размером 15 - 20 см для лучшей тяги воздуха. Нижнюю яму закрывают перекладинами из сырых бревен, на которых размещают труп животного. По бокам и сверху труп обкладывают дровами, затем слоем торфа (кизяка) и поджигают дрова в нижней яме.
Траншеи (ямы) указанных размеров предназначены для сжигания трупов крупных животных. При сжигании трупов мелких животных размеры соответственно уменьшают.
Золу и другие несгоревшие неорганические остатки закапывают в той же яме, где проводилось сжигание.
Глава 3. Организация санитарно-эпидемиологического надзора
Мероприятия государственного санитарно-эпидемиологического надзора определены Федеральным законом от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
Порядок осуществления государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Российской Федерации определяется Положением об осуществлении государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2005 г. N 569.
Санитарно-эпидемиологический надзор и экологический контроль за состоянием мест погребения осуществляются Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и ее территориальными органами, созданными в установленном законодательством Российской Федерации порядке для осуществления государственного санитарно-эпидемиологического надзора в субъектах Российской Федерации, муниципальных образованиях и на транспорте.
Для выявления фактов неблагоприятного воздействия мест погребения на окружающую среду и здоровье человека функционирует система санитарного и экологического мониторинга, которую составляют Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и ее территориальные органы, Министерство внутренних дел Российской Федерации, Министерство обороны Российской Федерации, Федеральная служба исполнения наказаний, Главное управление специальных программ Президента Российской Федерации, Управление делами Президента Российской Федерации, Федеральная служба безопасности Российской Федерации, Федеральная служба охраны Российской Федерации, Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков и Федеральное медико-биологическое агентство, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзор соответственно в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, на объектах обороны и оборонного производства, безопасности, внутренних дел и иного специального назначения, в организациях отдельных отраслей промышленности с особо опасными условиями труда и на отдельных территориях, а также федеральные государственные научно-исследовательские учреждения, центры гигиены и эпидемиологии и другие учреждения, осуществляющие свою деятельность в целях обеспечения государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Российской Федерации.
Порядок ведения санитарного и экологического мониторинга устанавливается Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и ее территориальными органами.
При нарушении санитарных и экологических требований к содержанию мест погребений органы местного самоуправления обязаны приостановить или прекратить деятельность на месте погребения и принять меры по устранению допущенных нарушений и ликвидации неблагоприятного воздействия места погребения на окружающую среду и здоровье человека, а также по созданию новых мест погребений.
Осквернение или уничтожение мест погребения влечет ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
Приложение 1
НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ И ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ
ПО ВОПРОСАМ ОРГАНИЗАЦИИ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ЗАХОРОНЕНИЮ ТРУПОВ
В ВОЕННОЕ ВРЕМЯ, ПРИ КРУПНЫХ АВАРИЯХ И КАТАСТРОФАХ,
ТЕРРОРИСТИЧЕСКИХ АКЦИЯХ
Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле".
Закон Российской Федерации от 14 января 1993 г. N 4292-1 "Об увековечении памяти погибших при защите Отечества".
Федеральный конституционный закон от 25 декабря 2000 г. N 1-ФКЗ "О Государственном флаге Российской Федерации" <6>.
--------------------------------
<6> Регулирует в статье 7 правила обращения с Государственным флагом при погребении военнослужащих.
Федеральный закон от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне" <7>.
--------------------------------
<7> Определят срочное захоронение трупов погибших людей и животных - как одну из задач в области гражданской обороны и защиты населения.
Федеральный закон от 22 августа 1995 г. N 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей".
Федеральный закон от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".
Федеральный закон от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Указ Президента Российской Федерации от 11 июля 2001 г. N 829 "О Федеральном военном мемориальном кладбище".
Указ Президента Российской Федерации от 10 ноября 2007 г. N 1495 "Об утверждении общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации" <8>.
--------------------------------
<8> Регулирует вопросы отдания воинских почестей.
Постановление Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2007 г. N 804 "Об утверждении положения о гражданской обороне в Российской Федерации" <9>.
--------------------------------
<9> Определяет основные мероприятия по гражданской обороне, осуществляемые в целях решения задачи, связанной со срочным захоронением трупов в военное время.
Постановление Правительства Российской Федерации от 20 марта 2003 г. N 164 "Об утверждении Положения о погребении лиц, смерть которых наступила в результате пресечения совершенного ими террористического акта".
Приказ МЧС России от 14.11.2008 N 687 "Об утверждении положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях".
Приказ МЧС России от 30.06.2004 N 307 "О порядке погребения погибших (умерших) военнослужащих войск гражданской обороны, военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы МЧС России, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, уволенных с военной службы (службы)".
Приказ МЧС России от 18.12.2014 N 701 "Об утверждении Типового порядка создания нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне".
Закон г. Москвы от 4 июня 1997 г. N 11 "О погребении и похоронном деле в городе Москве".
Методические рекомендации по созданию и применению нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне от 23.12.2015 N 2-4-87-58-11, утвержденные заместителем Министра А.П. Чуприяном.
СанПиН 2.1.2882-11 "Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения", утвержденные Главным санитарным врачом Российской Федерации 28 июня 2011 г.
Ветеринарно-санитарные правила сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденные Главным ветеринарным инспектором Российской Федерации 4 декабря 1995 г. N 13-7-2/469.
Рекомендации о порядке похорон и содержании кладбищ в Российской Федерации МДК 11-01.2002 (рекомендованы протоколом НТС Госстроя России от 25 декабря 2001 г. N 01-НС-22/1).
Приложение 2
ПРИМЕРНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
О СЛУЖБЕ ПО ЗАХОРОНЕНИЮ ТРУПОВ В ВОЕННОЕ ВРЕМЯ
(МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ)
I. Общие положения
1. Основанием создания службы по захоронению трупов является Федеральный закон от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998 г., N 7, ст. 799) и Постановление (Распоряжение) муниципального образования.
2. Служба по захоронению трупов представляет собой совокупность органов управления, сил и средств, предназначенных для организации и проведения комплекса мероприятий по захоронению трупов людей и животных в военное время, а также, в случае необходимости, при чрезвычайных ситуациях мирного времени.
Служба по захоронению трупов в своей деятельности руководствуется федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, а также настоящим Положением.
Основу службы по захоронению трупов составляют НФГО, предназначенные для захоронения трупов в военное время.
Служба по захоронению трупов осуществляет свою деятельность во взаимодействии с МЧС России и его территориальными органами, специально уполномоченными на решение задач в области гражданской обороны, с другими службами, а также с медицинскими службами Вооруженных Сил Российской Федерации и других войск в установленном порядке.
3. НФГО службы по захоронению трупов, создаваемые на базе специализированных ритуальных организаций независимо от формы собственности по решению соответствующих руководителей гражданской обороны, используются в ходе проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ при ведении военных конфликтов или вследствие этих конфликтов, как вспомогательные подразделения для выполнения противоэпидемических мероприятий.
4. Создание и организационно-методическое руководство службой по захоронению трупов возложено на органы местного самоуправления и территориальные органы МЧС России.
II. Основные задачи службы
5. Основными задачами службы по захоронению трупов являются:
прогнозирование безвозвратных потерь среди населения при ведении военных действий, а также при чрезвычайных ситуациях мирного времени;
планирование, организация и проведение мероприятий по захоронению трупов людей и животных в военное время, а также при чрезвычайных ситуациях мирного времени;
создание и подготовка сил и средств службы к выполнению задач при проведении мероприятий гражданской обороны;
создание и содержание запасов медицинских, санитарно-хозяйственных и других средств, предназначенных для НФГО службы по захоронению трупов;
проведение мероприятий по идентификации, доставке к местам захоронения, обеззараживанию и захоронению трупов.
III. Организация службы
6. Служба по захоронению трупов организуется по территориальному принципу органами местного самоуправления на базе специализированных ритуальных организаций.
В муниципальном образовании служба по захоронению трупов создается по решению органов местного самоуправления, а НФГО, в организациях - по решению руководителей этих организаций.
Создание и руководство службой по захоронению трупов возлагается на органы местного самоуправления и руководителей организаций.
7. В состав службы по захоронению трупов входят руководство, органы управления и НФГО.
8. К руководству относятся начальники службы по захоронению трупов. Начальниками службы по захоронению трупов являются специально назначенные должностные лица органов местного самоуправления.
9. Органом управления службы по захоронению трупов является штаб службы по захоронению трупов муниципального образования. Штаб службы по захоронению трупов создается в мирное время распоряжением соответствующего руководителя органа местного самоуправления. Структура и численность органов управления службы по захоронению трупов определяется решением органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, исходя из прогнозируемого объема работ.
10. К НФГО, входящим в состав службы по захоронению трупов относятся:
- НФГО по поиску и сбору погибших (умерших);
- НФГО по организации похоронных мероприятий.
11. При необходимости, для выполнения задач, возлагаемых на службу по захоронению трупов, решениями органов местного самоуправления могут создаваться и другие НФГО службы по захоронению трупов.
IV. Организация управления службой по захоронению трупов
12. Управление службой по захоронению трупов состоит в деятельности начальника службы по захоронению трупов и штаба службы по поддержанию в постоянной готовности организаций и НФГО службы к работе в условиях военного времени, по организации, планированию и проведению комплекса мероприятий по срочному захоронению трупов.
13. Основой управления службой по захоронению трупов является решение начальника службы по захоронению трупов на проведение мероприятий по срочному захоронению трупов.
В решении начальника службы по захоронению трупов на проведение мероприятий по срочному захоронению трупов определяется порядок проведения мероприятий по идентификации, перевозке, обеззараживанию и захоронению трупов, организация кадрового обеспечения, организация обеспечения имуществом и техникой, организация защиты работников органов управления и организаций, состав и порядок использования сил и средств службы по захоронению трупов, организация взаимодействия, организация управления.
Решение начальника службы по захоронению трупов на проведение мероприятий по срочному захоронению трупов оформляется графически (на карте) и текстуально (с приложением комплекта документов) в виде Плана срочного захоронения трупов муниципального образования.
В комплект документов этого Плана входят:
схема оповещения органов управления службы по захоронению трупов;
схема управления и связи на военное время; документы скрытой связи;
план взаимодействия с другими службами;
состав и задачи оперативных групп;
расчеты, заявки, справочные и другие материалы.
14. План срочного захоронения трупов муниципального образования согласовывается с территориальным органом МЧС России и утверждается соответствующим руководителем гражданской обороны - главой муниципального образования.
План разрабатывается в мирное время и корректируется по мере необходимости.
Начальники службы по захоронению трупов осуществляют непосредственное руководство планированием мероприятий по срочному захоронению трупов.
15. Начальники службы по захоронению трупов ежегодно представляют по подчиненности доклады о состоянии службы.
V. Полномочия руководителя службы по захоронению трупов
16. Руководителем службы по захоронению трупов муниципального образования назначается должностное лицо из администрации муниципального образования, которое непосредственно подчиняется главе муниципального образования - руководителю ГО. В его оперативном подчинении находится штаб службы.
Непосредственное руководство НФГО осуществляется по штатным средствам связи через штаб службы.
В военное время штабом службы организуется информационное взаимодействие с силами ГО осуществляющими проведение АСДНР в очагах поражения.
VI. Мероприятия по срочному захоронению трупов
17. К мероприятиям по организации по срочному захоронению трупов относятся:
- создание и накопление материально-технических средств для проведения срочного захоронения трупов и средств обеззараживания;
- совершенствование системы управления НФГО;
- подготовка и техническое оснащение НФГО.
VII. Организация подготовки личного состава службы
по захоронению трупов
18. Примерная программа обучения сотрудников НФГО службы разрабатывается и утверждается Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций, и ликвидации последствий стихийных бедствий. Общий объем обучения сотрудников НФГО должен составлять не менее 36 часов в год. Проведение аттестации сотрудников НФГО не предусматривается, вследствие специфики выполняемых подразделениями задач.
VIII. Материальное обеспечение и финансирование службы
по захоронению трупов
19. Финансирование службы по захоронению трупов осуществляется в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации на выполнение мероприятий по гражданской обороне.
Приложение 3
Министерство здравоохранения
Российской Федерации
Код формы по ОКУД
Медицинская документация форма N 106/у-98
Утверждена приказом Минздрава России
от 07.08.98 N 241
Наименование учреждения здравоохранения
______________________________
______________________________
Ф.И.О. частнопрактикующего врача
Приложение 4
Дата проверки
Выявленные недостатки
Указания по устранению (перечень работ, что нужно сделать). Срок исполнения. Исполнитель
Контроль выполнения работ
Исполнение.
Дата проверки.
Ф.И.О.,
должность проверяющего