"Методические рекомендации по реконструкции территориальных систем оповещения гражданской обороны Российской Федерации"
Утверждаю
Заместитель Министра
Российской Федерации
по делам гражданской обороны,
чрезвычайным ситуациям
и ликвидации последствий
стихийных бедствий
М.И.ФАЛЕЕВ
__ сентября 2001 года
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО РЕКОНСТРУКЦИИ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ СИСТЕМ ОПОВЕЩЕНИЯ
ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Принятые сокращения
АТС - автоматическая телефонная станция
ГО - гражданская оборона
ГЗПУ - городской запасный пункт управления
ГКС - групповой комплект стационарный
ГУПВ - городской узел проводного вещания
ЗЗПУ - загородный запасный пункт управления
ЗИП - запасные части, инструмент и принадлежности
ЗУС - защищенный узел связи
ИВЭП - источник вторичного электропитания
КТС - комплекс технических средств
ЛАЦ - линейно-аппаратный цех
МГ (станция) - междугородняя (станция)
МДК - модем-кодек
МКФ - микрофон
МТС - междугородная телефонная станция
ОФМ - относительная фазовая модуляция
ПК - передающий комплект
ПТО - пульт технического обслуживания
ПЭВМ - персональная электронно-вычислительная машина
РОВД - районный отдел внутренних дел
РТУ - радиотрансляционный узел
РЭ - руководство по эксплуатации
ТАСЦО - территориальная автоматизированная система
централизованного оповещения
ТЭЗ - типовой элемент замены
ТЧ (канал) - (канал) тональной частоты
УС - узел связи
УПВ - узел проводного вещания
ФРС - формализованное речевое сообщение
ЦСПВ - центральная станция проводного вещания
ЧС - чрезвычайная ситуация
Введение
В соответствии с Федеральным законом от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне" и Положением о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 ноября 1995 г. N 1113, одной из задач федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций является создание и поддержание в постоянной готовности к использованию систем оповещения гражданской обороны на территории Российской Федерации.
Следует отметить, что к началу 1992 года из бывших республик Советского Союза только Российская Федерация не имела автоматизированной системы оповещения, а 37% территориальных систем оповещения субъектов Российской Федерации нуждались в реконструкции.
В соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" финансирование мероприятий по реконструкции существующих и созданию новых территориальных систем оповещения осуществлялось из бюджетов субъектов Российской Федерации. Но финансовые средства были выделены лишь в отдельных субъектах Российской Федерации и в объемах, позволивших провести частичную реконструкцию систем оповещения.
В целом, действующие системы оповещения гражданской обороны обеспечивают доведение сигналов и информации оповещения до всех органов управления ГОЧС и 78,5% населения Российской Федерации.
Вместе с тем техническую основу указанных систем составляют средства оповещения, разработанные до 1982 года, серийно не выпускаемые предприятиями России с 1994 года и находящиеся в эксплуатации свыше установленного эксплуатационного ресурса (12 лет). В результате снижаются готовность и надежность систем оповещения, возрастают затраты на их содержание.
Кроме этого, из-за интенсивного сокращения сетей проводного вещания и невозможности использования существующих средств оповещения на широко внедряемых цифровых сетях связи в субъектах Российской Федерации сокращается охват населения территориальными системами оповещения.
Одна из причин сложившегося положения - дефицит финансовых средств, направляемых в субъектах Российской Федерации и организациях на создание новых и реконструкцию существующих систем оповещения.
Сегодня проблема реконструкции систем оповещения актуальна более чем для половины субъектов и это число будет увеличиваться с каждым годом.
Наиболее остро данная проблема стоит в субъектах Российской Федерации Приволжско-Уральского и Дальневосточного регионов, где уже сегодня около 80% территориальных систем оповещения нуждаются в реконструкции.
Таким образом проблема обеспечения готовности и надежности систем оповещения населения и органов управления имеет особую важность для общества и государства.
В целях решения этой проблемы во исполнение решения Межведомственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций от 30 июня 2000 г. приказом МЧС России от 10 октября 2000 г. N 508 утверждена Программа реконструкции систем оповещения гражданской обороны на территории Российской Федерации до 2010 года, которая предусматривает поэтапную реконструкцию систем оповещения.
В соответствии с мероприятиями первого этапа (2000 - 2002 гг.) в 2001 году завершены государственные испытания нового комплекса технических средств оповещения П-166 и организовано его серийное производство, разработаны типовые проекты по реконструкции систем оповещения всех звеньев гражданской обороны.
На втором этапе (2003 - 2010 гг.) планируется реализовать основные мероприятия по реконструкции и вводу в эксплуатацию систем оповещения гражданской обороны.
В результате выполнения программы в значительной мере расширятся возможности систем оповещения ГО за счет эффективного использования каналов звукового сопровождения телерадиовещания, кабельного телевидения, мощных звукоизлучающих устройств, возможностей цифровых сетей связи, что в конечном итоге позволит повысить уровень защиты населения Российской Федерации в чрезвычайных ситуациях.
1. Общие положения
1.1. Настоящие рекомендации разработаны в целях реализации Федерального закона "О гражданской обороне" от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ с учетом требований Федеральных законов ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ, постановлений Правительства Российской Федерации "Об утверждении Положения о порядке использования действующих радиовещательных и телевизионных станций для оповещения и информирования населения Российской Федерации в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени" от 1 марта 1993 г. N 177, "О создании локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов" от 1 марта 1993 г. N 178, совместного приказа МЧС России, Минсвязи России и ВГТРК "Об утверждении Положения о системах оповещения гражданской обороны" от 7 декабря 1998 г. N 701/212/803.
1.2. В настоящих рекомендациях определены общие оперативно-технические требования, основные организационно технические принципы построения и этапы работ по реконструкции территориальных систем оповещения гражданской обороны (далее - системы оповещения ГО) на базе аппаратуры оповещения П-166.
1.3. Рекомендации предназначены для использования органами, специально уполномоченными решать задачи гражданской обороны, задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления (далее органы управления ГОЧС) при проведении работ по реконструкции территориальных систем оповещения ГО.
1.4. За создание новых и реконструкцию существующих систем оповещения ГО несут персональную ответственность главы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и руководители органов местного самоуправления, являющиеся по должности начальниками гражданской обороны.
1.5. Реконструкция территориальных систем оповещения ГО - составная часть мероприятий по гражданской обороне, проводимых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации на соответствующих территориях с целью защиты населения.
1.6. Системы оповещения ГО являются составной частью системы управления гражданской обороной Российской Федерации и представляют собой организационно-техническое объединение сил и специальных технических средств оповещения, сетей вещания, каналов сети связи общего пользования и ведомственных сетей связи.
1.7. При разработке рекомендаций учтены требования действующих нормативных документов, регламентирующих вопросы организации оповещения населения Российской Федерации.
2. Основные особенности построения и функционирования
территориальных автоматизированных систем централизованного
оповещения на базе комплекса технических
средств оповещения П-166
2.1. Особенности построения систем оповещения.
2.1.1. Территориальная автоматизированная система централизованного оповещения (ТАСЦО) строится в соответствии со структурой системы управления гражданской обороной по радиально-узловой схеме на базе комплекса технических средств оповещения (КТСО) П-166, действующих сетей радио, телевизионного и проводного вещания, каналов связи общего пользования и ведомственных сетей связи.
2.1.2. Типовой вариант организационно-технического построения ТАСЦО на базе КТСО П-166 представлен в приложении 2.
2.1.3. На городском (или в Главном управлении по делам ГО и ЧС субъекта Российской Федерации) и на загородном запасном пункте управления (ЗЗПУ) администрации субъекта Российской Федерации размещается комплекс технических средств (КТС) центра оповещения П-166 ЦО, в том числе:
на рабочем месте оперативного дежурного для управления ТАСЦО устанавливается АРМ ОД в составе: персональная ЭВМ с встроенной платой речевого ввода/вывода и микрофоном, модули управления и индикации;
в техническом помещении устанавливается мультиплексор передачи данных (МПД) для взаимодействия с АРМ ОД и комплексом технических средств междугородной телефонной станции П-166 МГ.
2.1.4. В ЛАЦ междугородной телефонной станции (МТС) и защищенного узла связи (ЗУС) устанавливается комплекс технических средств междугородной телефонной станции П-166 МГ в составе:
группового комплекта станционного П-166 ГКС (ГКС) для взаимодействия с КТС П-166 ЦО, приема, обработки и передачи сигналов оповещения на передающие комплекты П-166 ПК (до 16 комплектов);
передающих комплектов П-166 ПК (ПК-8) для отбора каналов связи на направлениях оповещения (до 128) и передачи по ним сигналов и информации оповещения).
2.1.5. На городских запасных пунктах управления (ГЗПУ) категорированных городов на рабочем месте оперативного дежурного для приема сигналов и информации оповещения, передаваемых оперативным дежурным органа управления по делам ГО и ЧС субъекта Российской Федерации, и управления оконечными средствами КТС местного оповещения устанавливается автоматизированный пульт управления П-166 АПУ в составе: персональной ЭВМ с встроенной платой модема и микрофоном.
2.1.6. В районных отделах внутренних дел (РОВД) сельских районов для приема сигналов и информации оповещения, передачи подтверждений и обмена речевыми сообщениями устанавливается командный пульт управления П-166 КПУ без функции управления оконечными средствами оповещения (вариант поставки НЯИТ.465673.004-02).
2.1.7. На городских и районных узлах связи устанавливается комплекс технических средств междугородной телефонной станции П-166 МТ в составе:
блок коммутации сообщений П-166 БКС (БКС) для приема сигналов и информации оповещения по одному из трех независимых входов и их ретрансляции по восьми направлениям;
блок оповещения универсальный П-166 БОУ (БОУ) для приема сигналов и информации оповещения, передаваемых с КТС П-166 ЦО, П-166 АПУ, и циркулярного или избирательного управления оконечными средствами оповещения (телефоны, электросирены, РТУ) по двадцати направлениям и для управления до восьми блоков индивидуальных комплектов П-166 БИК (БИК);
блоки индивидуальных комплектов П-166 БИК для наращивания числа направлений оповещения (до 20 каждый) и выполнения функции П-166 БОУ в части управления оконечными средствами оповещения.
2.1.8. На радиотрансляционных узлах (РТУ) устанавливаются блоки переключения РТУ П-166 БПР для дистанционного включения усилителей проводного вещания и их переключения с основного режима работы на передачу информации оповещения через квартирные и уличные громкоговорители.
2.1.9. На радио и телевизионных передающих центрах и в студиях кабельного телевидения устанавливаются блоки переключения РТУ П-166 БПР для переключения речевых трактов телевизионных передатчиков и передатчиков радиовещания с основного режима работы на передачу информации оповещения на телевизоры и радиоприемники.
2.1.10. На потенциально опасных объектах (за счет средств этих объектов) устанавливаются:
на рабочем месте дежурного диспетчера потенциально опасного объекта автоматизированный пульт управления П-166 АПУ или командный пульт управления П-166 КПУ для приема сигналов и информации оповещения, передаваемых по территориальной системе оповещения, передачи подтверждений о их приеме и управления локальной системой оповещения;
в помещении АТС объекта устанавливается комплекс технических средств междугородной телефонной станции П-166 МГ в составе:
блока оповещения универсального П-166 БОУ для приема сигналов и информации оповещения, передаваемых по территориальной системе оповещения, и управления оконечными средствами оповещения;
блоки индивидуальных комплектов П-166 БИК для наращивания числа направлений оповещения;
блоки переключения РТУ П-166 БПР для управления объектовым радиотрансляционным усилителем или выходным акустическим устройством П-166 ВАУ;
выходные акустические устройства П-166 ВАУ для оповещения рабочих и служащих объекта через уличные громкоговорители.
2.2. Особенности функционирования систем оповещения.
2.2.1. Алгоритм работы при приеме сигналов и информации оповещения от региональной автоматизированной системы оповещения.
При приеме сигналов и информации оповещения от региональной автоматизированной системы оповещения КТС П-166 МГ декодирует поступившую информацию и в автоматическом режиме передает подтверждение о ее приеме. Одновременно с этим принятая информация передается на КТС П-166 ЦО, в котором определяется достоверность принятого сообщения.
Если достоверность установлена, то на КТС П-166 ЦО включается звуковая и световая сигнализация (АРМ ОД), а на экран ПЭВМ выводится принятая информация. С КТС П-166 ЦО на КТС П-166 МГ передается команда разрешения ретрансляции принятой информации в соответствии с адресацией указанной в сообщении.
По мере поступления подтверждений от КТСО местных систем оповещения КТС П-166 ЦО отображает их на экране ПЭВМ и архивирует на жестком диске.
Передача подтверждений осуществляется: в автоматическом режиме - на одну ступень вверх, в "ручном" - на две ступени.
Если достоверность принятого сообщения не установлена (информация оказалась ложной), то сигнализация не включается, а с КТС П-166 ЦО на КТС П-166 МГ передается команда сброса принятого сообщения.
2.2.2. Алгоритм работы при передаче сигналов и информации оповещения.
Оперативный дежурный на экране ПЭВМ КТС П-166 ЦО или П-166 АПУ выбирает порядок оповещения: по заранее запрограммированному варианту (ситуации) или режим произвольного набора (задание адресов, номера команды, номера сообщений). После этого оперативный дежурный передает на КТС П-166 МГ номера задействованных направлений, номер команды (при необходимости), а также задействованные средства оповещения (сирены, УПВ, телефоны).
КТС П-166 МГ осуществляет отбор каналов связи на выбранных направлениях оповещения и передачу по ним сигналов и информации оповещения.
КТС местных систем оповещения (П-166 БКС, П-166 БОУ) декодирует поступившие команды и передает команды на выбранные устройства управления оконечными средствами оповещения населения (на П-164 А - для включения сирен, на П-166 БПР - для переключения УПВ), а также отбирает абонентские линии для подачи на телефоны вызывного сигнала.
После получения от П-166 БКС (П-166 БОУ) подтверждения о готовности к передаче информации оповещения КТС П-166 ЦО (П-166 АПУ) включает устройство речевого ввода-вывода, которое начинает передачу с магнитного носителя ПЭВМ речевого сообщения.
По окончании передачи речевого сообщения КТС П-166 ЦО (П-166 АПУ) передает сигнал (имитация отжатия тангенты), по которому П-166 БКС (П-166 БОУ) передает на КТС П-166 ЦО (П-166 АПУ) информацию об ответивших абонентах и о срабатывании П-166 БПР.
2.2.3. Алгоритм работы при обмене речевыми сообщениями.
Выбор варианта запуска и передача команды в целом совпадают с обычным режимом запуска системы (п. 2.2.2 настоящих рекомендаций).
Оперативный дежурный с КТС П-166 ЦО дает указание одному из корреспондентов нижестоящего звена на передачу с П-166 АПУ (П-166 КПУ) ответа (сигнала нажатия тангенты). При поступлении ответа П-166 МГ создает тракт передачи речевого сообщения с П-166 АПУ (П-166 КПУ) на КТС П-166 ЦО. При этом остальные направления оповещения для приема речевого сообщения блокируются.
По окончании передачи речевого сообщения с П-166 АПУ (П-164 КПУ) на КТС П-166 МГ передается сигнал отжатия тангенты и система снова готова для передачи речевой информации с КТС П-166 ЦО.
2.2.4. Алгоритм работы при получении сигналов от датчиков чрезвычайной ситуации.
При срабатывании датчика чрезвычайной ситуации (ЧС), подключенного к П-166 БОУ, последний производит отбор канала и на КТС П-166 МГ передает сообщение с признаком "датчик ЧС". КТС П-166 МГ декодирует полученное сообщение, добавляет к нему номер направления, по которому пришел сигнал о ЧС, и передает его на КТС П-166 ЦО, который включает звуковую и световую сигнализацию и на экран ПЭВМ выводит сообщение с указанием объекта и вида ЧС.
Сообщение о ЧС может быть передано и оператором с пульта П-166 КПУ "вручную" путем нажатия кнопки "ЧС". При этом также отбирается канал на верхнее звено и по нему передается сигнал о ЧС. КТС П-166 МГ ретранслирует полученное сообщение на КТС П-166 ЦО для включения сигнализации и вывода на экран ПЭВМ атрибутов (номера) пославшего запрос корреспондента, а также передает автоматическое подтверждение, которое высвечивается на П-166 КПУ. Оперативный дежурный приняв запрос с КТС П-166 ЦО передает команду на разрешение соединения с оператором, давшим запрос, и далее продолжает работу в режиме обмена речевыми сообщениями, как было рассмотрено выше.
2.3. Особенности использования КТСО П-166 на цифровых сетях связи.
2.3.1. Развитие и внедрение цифровых транспортных сетей типа SDH и ATM приводит к тому, что (особенно в крупных городах) существует весьма разнородная структура каналов связи и телекоммуникационного оборудования. Для доступа непосредственно в цифровую сеть необходимо дополнительно устанавливать мультиплексоры например серии FCD типа Megaplex 2000/2004 фирмы RAD для выделения из двухмегабитных потоков E 1 аналоговых виртуальных каналов ТЧ к которым и подключается аппаратура оповещения.
Мультиплексоры FCD могут быть оборудованы как электрическим (по стандарту G.703), так и оптоволоконным интерфейсом для подключения к оборудованию опорной транспортной сети, а для сопряжения с оборудованием пользователя в мультиплексор устанавливаются платы LS-6 для организации до 40 каналов ТЧ.
Таким образом, может быть создана наложенная сеть с выделенными каналами ТЧ, которые можно использовать не только для передачи информации оповещения.
2.4. Другим вариантом подключения аппаратуры оповещения при отсутствии аналоговых окончаний каналов связи или физических линий является использование модификаций КТС П-166 (БОУ, БКС) с установленным телефонным модемом МДКТ для работы по абонентским линиям АТС путем автоматического набора номера при передаче информации оповещения.
В этом случае, БОУ при приеме вызова с АТС имитирует снятие трубки и происходит установление соединения через АТС.
Недостатком данного варианта является увеличение до 20 сек. времени запуска и резкое снижение вероятности доставки сообщений из-за участия АТС в установлении соединения.
3. Организация и основные этапы реконструкции систем
оповещения гражданской обороны
3.1. Мероприятия по реконструкции территориальных систем оповещения ГО субъектов Российской Федерации проводятся под руководством глав органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, руководителей органов местного самоуправления, являющихся по должности начальниками гражданской обороны, органами, осуществляющими управление гражданской обороной на территории субъекта Российской Федерации, с участием организации связи.
3.2. Орган, осуществляющий управление гражданской обороной на территории субъекта Российской Федерации готовит и представляет Руководителю субъекта Российской Федерации обоснованные предложения по реконструкции системы оповещения ГО.
3.3. Основанием для начала работ по реконструкции территориальной системы оповещения ГО является Постановление Руководителя субъекта Российской Федерации, в котором определяется заказчик работ, цель, задачи, порядок и источники финансирования, основные этапы реконструкции и обязанности должностных лиц по их выполнению.
3.4. На основании Постановления Руководителя субъекта Российской Федерации орган, осуществляющий управление гражданской обороной, совместно с заказчиком и организацией связи разрабатывает и представляет на утверждение План мероприятий по реконструкции системы оповещения ГО.
3.5. В Плане мероприятий по реконструкции системы оповещения ГО весь период реконструкции систем оповещения ГО условно делится на три этапа:
подготовка к проектированию и проектирование реконструкции системы оповещения ГО - 8 - 12 месяцев;
проведение строительно-монтажных и пуско-наладочных работ - 1 - 2 года;
приемка и ввод в эксплуатацию системы оповещения ГО - 2 - 3 месяца.
3.6. На первом этапе:
разрабатывается техническое задание на разработку проекта по реконструкции системы оповещения ГО;
определяется проектная организация и заключается договор на выполнение проектных работ;
проводятся проектные работы;
осуществляется приемка и утверждение проекта.
3.6.1. Техническое задание на реконструкцию системы оповещения ГО является основным документом, определяющим требования и порядок реконструкции системы оповещения, в соответствии с которым проводится ее реконструкция и приемка в эксплуатацию.
3.6.2. Техническое задание на реконструкцию системы оповещения ГО разрабатывается органом, осуществляющими управление гражданской обороной, с участием организации связи на основе типового технического задания (приложение 3) и после согласования с региональным центром представляется для согласования в МЧС России (курирующее подразделение).
При разработке технического задания (ТЗ) на проектирование должны учитываться:
возможности аппаратуры оповещения П-166;
особенности организации сетей связи и вещания и перспектив их развития;
размещение на территории субъекта Российской Федерации объектов системы управления гражданской обороной, населенных пунктов, потенциально опасных объектов, объектов экономики, мест массового скопления населения и т.д.
3.6.3. Согласованное с МЧС России техническое задание утверждается заказчиком и проектной организацией и оформляется в виде приложения к договору на выполнение проектных работ.
3.6.4. Проект на реконструкцию системы оповещения ГО разрабатывается проектными организациями связи в соответствии с следующими основными документами:
техническим заданием на реконструкцию системы оповещения ГО;
СНиП 2.01.51-90;
типовыми проектными материалами У-050-87 "Сети уличной звукофикации в городах и других населенных пунктах", НИИ "Гипросвязь" г. Москва;
ГОСТ В 20.39.308-76 "Конструктивные технические требования";
ГОСТ 11515-91 "Каналы и тракты звукового вещания";
ГОСТ В 20.39.301-76, ГОСТ В 20.39.304-76 - требования по живучести и стойкости к внешним воздействиям.
3.6.5. Проект на реконструкцию системы оповещения ГО направляется на экспертизу в организации государственной вневедомственной экспертизы в субъекте Российской Федерации.
3.6.6. Проект на реконструкцию системы оповещения ГО с заключением организаций государственной вневедомственной экспертизы направляется на согласование в МЧС России (курирующее подразделение) и Госэкспертизу МЧС России для подготовки сводного экспертного заключения.
3.6.7. Проект на реконструкцию системы оповещения ГО утверждается Главой администрации субъекта Российской Федерации.
3.6.8. На основании утвержденного проекта на реконструкцию системы оповещения ГО, как правило, проводятся торги (тендеры) и заключается договор подряда.
3.7. На втором этапе:
определяются генеральный подрядчик и субподрядчики на выполнение работ по реконструкции системы оповещения ГО;
заключаются договора на закупку оборудования, проведение строительно-монтажных и пуско-наладочных работ;
осуществляется в соответствии с проектом закупка оборудования и его поставка на объекты;
проводятся строительно-монтажные и пуско-наладочные работы;
генеральным подрядчиком направляется заказчику уведомление о готовности системы оповещения ГО к приему в эксплуатацию.
3.7.1. Генеральный подрядчик работ по реконструкции системы оповещения ГО определяется заказчиком на конкурсной основе в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
3.7.2. Субподрядчики определяются генеральным подрядчиком по согласованию с заказчиком.
3.7.3. Договора на реконструкцию территориальной системы оповещения ГО заключаются в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации:
между заказчиком и генеральным подрядчиком;
между генеральным подрядчиком и субподрядчиками.
3.7.4. К проведению монтажных и пуско-наладочных работ по реконструкции системы оповещения ГО целесообразно привлекать местные организации связи.
3.7.5. В период проведения работ по реконструкции систем оповещения ГО органы, осуществляющие управление гражданской обороной, совместно с организациями связи разрабатывают и проводят комплекс организационно-технических мероприятий по исключению их несанкционированного задействования.
3.7.6. Генеральный подрядчик после завершения строительно-монтажных работ в соответствии с договором подряда представляет заказчику необходимые документы, включая официальное извещение об окончании работ и готовности системы оповещения ГО к эксплуатации, а также предложения о сроках работы приемочной комиссии.
3.7.7. До приема системы оповещения ГО в эксплуатацию генподрядчик при участии заказчика:
организует выполнение пуско-наладочных работ, включающих в себя проверку, регулировку, настройку, тренировку и электрические измерения индивидуального оборудования, а также их контрольную проверку (опробование), в процессе которых все параметры оборудования и системы должны быть доведены до нормативных;
совместно с заказчиком готовит справки о соответствии системы оповещения ГО и смонтированного оборудования утвержденному проекту, о выполнении строительно-монтажных работ в соответствии с требованиями СНиП, о результатах контрольных измерений, испытаний и опробования оборудования и системы;
разрабатывает и согласовывает с органом, осуществляющим управление гражданской обороной, и организацией связи программу и методику приемо-сдаточных испытаний и представляет их заказчику на утверждение.
3.8. На третьем этапе:
осуществляется приемка системы в эксплуатацию;
разрабатывается и представляется на утверждение приказ о приеме системы оповещения ГО в эксплуатацию.
3.8.1. Приемка в эксплуатацию системы оповещения ГО осуществляется в соответствии с законодательными актами, строительными нормами и правилами (СНиП), инструкциями и руководствами, действующими в Российской Федерации в период реконструкции и приемки в эксплуатацию.
3.8.2. Основанием для начала приема системы оповещения ГО в эксплуатацию является решение Руководителя субъекта Российской Федерации о создании приемочной комиссии, в котором определяются состав комиссии, сроки проведения, цель и задачи приемки, обязанности должностных лиц из состава комиссии.
3.8.3. Рекомендуется следующий состав приемочной комиссии:
председатель комиссии - заместитель Руководителя субъекта Российской Федерации;
заместители(ль) председателя комиссии - руководитель органа, осуществляющего управление гражданской обороны, руководитель организации связи, представитель Генерального подрядчика;
члены комиссии - начальники оперативного отдела и отдела связи органа, осуществляющего управление гражданской обороной, представители организации связи, Генерального подрядчика, субподрядчиков и проектной организации.
3.8.4. Работу приемочной комиссии организует ее председатель. Необходимые условия для работы комиссии создают заказчик и Генподрядчик.
3.8.5. На основании решения Руководителя субъекта Российской Федерации о создании приемочной комиссии разрабатывается план работы приемочной комиссии, который после согласования с органом, осуществляющим управление гражданской обороной, организацией связи, представляется на утверждение председателю комиссии.
3.8.6. В плане работы приемочной комиссии указываются состав рабочих групп (не обязательно из состава комиссии) по проверке выполнения требований технического задания на реконструкцию системы оповещения ГО, дата проверки, пункты технического задания, выполнение которых проверяется, пункты программы и методики испытаний, в соответствии с которыми осуществляется проверка соответствия системы оповещения ГО требованиям технического задания.
Целесообразно из состава рабочих групп определить ответственного за своевременное проведение проверки, оформление и представление в комиссию протоколов испытаний.
3.8.7. В протоколе испытаний членами рабочей группы отражаются результаты испытаний, замечания и рекомендации по работе системы и делается вывод о выполнении проверяемого пункта технического задания.
При отсутствии согласованного мнения по результатам испытаний член рабочей группы имеет право отразить в протоколе особое мнение.
3.8.8. Протокол по результатам испытаний подписывается членами рабочей группы и представляется в приемочную комиссию для дальнейшего рассмотрения и утверждения председателем комиссии.
3.8.9. Приемочная комиссия по результатам рассмотрения протоколов испытаний оформляет Акт, в котором указываются цель и основные результаты работы приемочной комиссии, основные замечания и рекомендации, высказанные членами рабочих групп, делается вывод о соответствии системы оповещения ГО требованиям технического задания и даются рекомендации по приему системы в эксплуатацию.
К Акту прилагаются:
протоколы рабочих групп;
ведомость соответствия системы оповещения ГО требованиям технического задания;
замечания и рекомендации по результатам работы приемочной комиссии с указанием сроков их устранения и реализации, а также ответственных исполнителей.
3.8.10. Акт подписывается членами комиссии и представляется на утверждение Руководителю субъекта Российской Федерации.
При наличии у отдельных членов приемочной комиссии обоснованных возражений они должны быть рассмотрены до утверждения Акта с участием организаций, представителями которых являются эти члены комиссии.
3.8.11. Если приемочная комиссия принимает решение о невозможности приемки системы оповещения ГО в эксплуатацию, то вместо акта составляется мотивированное заключение с обоснованиями, имеющими ссылки на действующие законодательные и нормативные акты (которое подписывается членами комиссии) и рекомендуемыми мерами по обеспечению ввода системы в эксплуатацию.
3.8.12. Председатель приемочной комиссии направляет Руководителю субъекта Российской Федерации акт приемки или мотивированное заключение о невозможности приемки системы в эксплуатацию.
3.8.13. Юридической основой принятия системы оповещения ГО в эксплуатацию является Постановление Руководителя субъекта Российской Федерации о принятии системы оповещения ГО в эксплуатацию.
3.8.14. На принятую в эксплуатацию систему оповещения органом, осуществляющим управление гражданской обороной оформляется паспорт (приложение 4), который утверждается начальником органа, осуществляющим управление гражданской обороной.
3.8.15. Копии Постановления Руководителя субъекта Российской Федерации о приеме системы оповещения ГО в эксплуатацию, Акта приемки и паспорт системы оповещения ГО направляются в МЧС России и региональный центр.
Приложение 1
ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
КОМПЛЕКСА ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОПОВЕЩЕНИЯ П-166
1. Назначение комплекса технических средств оповещения (КТСО) П-166.
Комплекс технических средств оповещения П-166 предназначен для обеспечения доведения сигналов (распоряжений) и информации оповещения от органов, осуществляющих управление гражданской обороной на территории области, города, городского или сельского района до:
руководящего состава гражданской обороны области, города, городского или сельского района, а также руководителей областных, районных и городских служб гражданской обороны;
населения, проживающего на территории области, города, городского или сельского района;
оперативных дежурных служб (диспетчеров) потенциально опасных объектов и других объектов экономики, имеющих важное оборонное и экономическое значение или представляющих высокую степень опасности возникновения ЧС в военное и мирное время.
2. Основные тактико-технические характеристики КТСО П-166.
2.1. КТСО П-166 обеспечивает:
- подготовку и хранение речевых и буквенно-цифровых сообщений, программ оповещения, вариантов и режимов запуска;
- формирование, передачу и прием информации оповещения (формализованных сигналов), речевых и буквенно-цифровых сообщений;
- двухсторонний обмен речевыми сообщениями;
- двухсторонний обмен буквенно-цифровыми сообщениями;
- дистанционное управление средствами оповещения населения и должностных лиц;
- управление с трех центров (пунктов) оповещения одного уровня в соответствии с установленной системой приоритетов;
- взаимное уведомление центров (пунктов) оповещения о задействовании сети оповещения;
- приоритеты сигналам оповещения по отношению к работе пользователей отбираемого канала и вышестоящим инстанциям по отношению к нижестоящим;
- документирование на магнитном диске и печатающем устройстве ПЭВМ процесса оповещения и действий оперативного дежурного.
2.2. Ввод информации в систему осуществляется:
- с ПЭВМ-формализованных сигналов оповещения, заранее заготовленной или оперативно набираемой буквенно-цифровой информации, предварительно заготовленной речевой информации;
- с микрофона - оперативной речевой информации.
2.3. Адресование информации в системе:
- циркулярное - всем абонентам системы;
- программное - по заранее заготовленным спискам (до 25 вариантов);
- избирательное - в пределах одной ступени до 128 направлений;
- избирательное через ступень - до 20 направлений одновременно.
При всех вариантах адресования обеспечивается сбор:
- автоматических подтверждений приема сигнала - на одну ступень в каждом направлении;
- ручных подтверждений:
- на одну ступень и ограниченного количества (до 48);
- через одну ступень.
2.4. Передача информации оповещения, данных о ЧС и подтверждений обеспечиваются в системе по занятым и выделенным двух- и четырехпроводным каналам ТЧ, цифровым потокам через мультиплексоры, абонентским и соединительным линиям государственной и ведомственных сетей связи путем отбора каналов на время передачи. Время отбора канала у потребителя для передачи условного сигнала оповещения и подтверждений - не более 3 секунд на одну ступень.
2.5. КТСО П-166 в федеральном и региональных звеньях обеспечивает встроенными аппаратно-программными средствами имитозащиту передаваемых условных сигналов оповещения по 2 классу стойкости с открытым распределением ключей для приемников информации.
2.6. Средняя наработка на отказ каждого КТС не менее То = 10000 часов.
2.7. Полный средний срок службы каждого КТС до списания не менее 12 лет.
Все КТС обеспечивают непрерывную круглосуточную работу в дежурном режиме.
3. Состав КТСО П-166.
КТСО П-166 состоит из комплексов междугородной и местных подсистем.
3.1. В состав комплекса междугородной подсистемы входят следующие КТС:
- КТС центра оповещения (П-166 ЦО) НЯИТ.468383.000 ТУ;
- КТС междугородней станции МГ (П-166 МГ) состоящий из:
блока ГКС (П-166 ГК) НЯИТ.468362.059 ТУ;
блоков ПК-8 (П-166 ПК) НЯИТ.468362.060 ТУ.
3.2. В состав комплекса местной подсистемы входят следующие КТС:
- КТС местной телефонной станции (П-166 МТ) состоящий из:
блока оповещения универсального (П-166 БОУ) НЯИТ.465689.004 ТУ;
блоков индивидуальных комплектов (П-166 БИК) НЯИТ.465689.003 ТУ;
- Блок коммутации сообщений (П-166 БКС) НЯИТ.465653.007 ТУ;
- Пульт управления командный (П-166 КПУ) НЯИТ.465673.004 ТУ;
- Пульт управления автоматизированный (П-166 АПУ) НЯИТ.465673.003 ТУ;
- Блок переключения РТУ (П-166 БПР) НЯИТ.468332.039 ТУ;
- Приемник местного оповещения (П-166 ПМО) НЯИТ.468383.000 ТУ;
- Выходное акустическое устройство (П-166 ВАУ).
3.3. Для текущего ремонта имеются одиночные комплекты ЗИП-О имеющие в своем составе типовые элементы замены (ТЭЗы).
ЗИП-О имеют следующие составные части: П-166 ЦО, П-166 МГ, П-166 МТ, П-166 БКС, П-166 КПУ, П-166 АПУ, П-166 БПР.
ЗИП-О на П-166 МГ и П-166 МТ поставляются по отдельному заказу и имеют модификации в зависимости от числа блоков ПК-8(БИК) в составе станции.
Для пополнения соответствующих ЗИП-О имеется ЗИП-Г рассчитанный на 5 изделий.
3.4. Состав эксплуатационной документации:
- КТС центра оповещения (П-166 ЦО) НЯИТ.468383.000 РЭ
- КТС станции МГ (П-166 МГ) НЯИТ.468361.025 РЭ
- КТС станции МТ (П-166 МТ) НЯИТ.465689.003 РЭ
- Блок коммутации сообщений (П-166 БКС) НЯИТ.465653.007 РЭ
- Пульт управления автоматизированный (П-166 АПУ) НЯИТ.465673.003 ПС
- Пульт управления командный (П-166 КПУ) НЯИТ.465673.004 ПС
- Блок переключения РТУ (П-166 БПР) НЯИТ.468332.039 ПС
- Приемник местного оповещения (П-166 ПМО) НЯИТ.468383.000 ПС.
4. Назначение, особенности работы и эксплуатации составных частей КТСО-П-166.
4.1. КТС центра оповещения (П-166 ЦО) предназначен для управления федеральной, региональными и территориальными системами оповещения и включает:
- ПЭВМ со встроенной платой речевого ввода-вывода и микрофоном,
- модуль управления,
- модуль индикации,
- мультиплексор передачи данных (МПД).
ПЭВМ, модуль управления и модуль индикации образуют автоматизированное рабочее место оперативного дежурного (АРМ ОД).
Модуль управления и модуль индикации являются пультовым оборудованием и устанавливаются на столе, а МПД представляет стандартный блок БНК с размерами 600 x 302 x 306 мм и может находиться в техническом помещении на расстоянии до 500 м от ПЭВМ.
ПЭВМ обеспечивает:
- подготовку и хранение речевых и буквенно-цифровых сообщений, программ оповещения, вариантов и режимов запуска;
- выбор и коррекцию вариантов запуска;
- документирование на магнитном диске и печатающем устройстве процесса и результатов оповещения;
- парольную защиту от несанкционированного запуска;
- отображение по запросу справочной информации и инструкций;
- работу в режиме тренажера (без запуска системы).
Модули индикации и управления обеспечивают:
- световую и звуковую сигнализацию о приеме команд оповещения, данных о ЧС;
- формирование и индикацию текущего (московского) и оперативного времени, подачу звукового сигнала при достижении заданного времени (до 6 "будильников");
- индикацию подключения микрофона;
- контроль передаваемой и воспроизведение принимаемой речевой информации;
МПД обеспечивает:
- взаимодействие с ПЭВМ КТС АРМ ОД;
- управление КТС станций (до 3-х) по выделенному 4-проводному каналу ТЧ;
- управление модулем индикации КТС АРМ ОД;
- ведение и коррекцию текущего времени по сигналам радиовещания;
- контроль работоспособности КТС ЦО с помощью встроенного пульта ТО.
Питание КТС ЦО осуществляется от сети переменного тока напряжением 220 В + 10% - 15% частотой 50 Гц +/- 2% через устройство бесперебойного питания (УБП), предназначенного для питания ПЭВМ.
КТС ЦО имеет 3 варианта поставки:
- НЯИТ.468383.008 обеспечивает работу с двумя ПЭВМ (одна у ОД, другая у его помощника), имеет в своем составе модуль индикации (для вывода оперативного времени и сигналов управления), а МПД рассчитан на работу с тремя станциями П-166 МГ и имеет возможность обмена с тремя дополнительными устройствами (для модернизации системы);
- НЯИТ.468383.008-02 отличается от первого варианта тем, что МПД рассчитан на работу с двумя станциями П-166 МГ и имеет возможность обмена с одним дополнительным устройством;
- НЯИТ.468383.008-01 - это минимальная конфигурация (работа с одной ПЭВМ, нет модуля индикации, МПД рассчитан на работу с одной станцией).
Требования к ПЭВМ: не ниже 486-DX2-100.
Требования к УБП - мощность не менее 200 Вт.
4.2. КТС станции МГ (П-166 МГ) предназначен для составления трактов (маршрутов) путем отбора каналов у основного потребителя и передачи по ним сигналов оповещения и включает в себя:
- групповой комплект станционный (блок ГКС);
- передающие комплекты на 8 направлений (блок ПК-8) - до 16 штук.
ГКС и ПК-8 представляют собой стандартные блоки БНК с размерами 600 x 302 x 306 мм и устанавливаются на узлах связи в стативы ЛАЦ.
Блок ГКС обеспечивает:
- взаимодействие с тремя КТС ЦО своего уровня по 4-х проводным выделенным каналам ТЧ с учетом приоритетов КТС ЦО и категории команд;
- прием и обработку информации оповещения с вышестоящего звена (до 4-х направлений) и передачу туда автоматических подтверждений;
- коммутацию речевых трактов при двухстороннем обмене речевыми сообщениями;
- циркулярное управление аппаратурой П-160 или П-164;
- контроль работоспособности КТС станции с помощью пульта ТО.
Блок ПК-8 обеспечивает:
- отбор каналов у основных потребителей и передачу по ним сигналов оповещения и дополнительной речевой и буквенно-цифровой информации;
- прием подтверждений, данных о ЧС и другой информации с нижестоящего звена;
- возможность наращивания до 128 направлений.
Питание КТС станции осуществляется от сети переменного тока напряжением 220 В + 10% - 15%, частотой 50 Гц +/- 2% с резервированием от источника постоянного тока напряжением 24 В +/- 10%.
Поставка КТС станции МГ осуществляется поблочно. Необходимое количество блоков ПК-8 определяется числом оповещаемых направлений. При расширении сети оповещения возможен дополнительный заказ и установка блоков ПК-8 (общим числом не более 16).
Блок ГКС имеет три исполнения:
- НЯИТ.468362.059 - (2 направления на ЦО и 4 направления на станции вышестоящего уровня);
- НЯИТ.468362.059-01 - (1 направление на ЦО и 1 направление на станции вышестоящего уровня);
- НЯИТ.468362.059-02 - (2 направления на ЦО и 2 направления на станции вышестоящего уровня).
Комплект ЗИП-О КТС П-166 МГ поставляется по отдельному заказу в трех исполнениях. Исполнения отличаются количеством ТЭЗ для блока ПК-8.
4.3. КТС станции МТ (П-166 МТ) предназначен для доведения речевой информации до населения по радиосети, до должностных лиц - на телефоны (или приемники местного оповещения П-166 ПМО) и для управления электросиренами и включает в себя:
- блок оповещения универсальный (П-166 БОУ);
- блоки индивидуальных комплектов (П-166 БИК) - до 8 штук.
Блоки имеют стандартный размер 600 x 302 x 306 мм и размещаются на МТС райцентра, ГТС города (или на телефонной станции гарнизона).
БОУ предназначен для управления оконечными средствами оповещения (телефоны, ПМО, электросирены, РТУ, П-166 ВАУ (СГС-22 М)) и обеспечивает:
- прием команд управления и речевых сообщений с верхнего звена или КПУ (АПУ) для циркулярного или избирательного запуска оконечных устройств;
- отбор абонентских линий, передачу на телефонные аппараты вызывного сигнала и ретрансляцию речевых сообщений при снятии трубки;
- отбор абонентских линий и передачу по ним сигналов управления устройствами П-164 А для включения электросирен в непрерывном или прерывистом режимах;
- передачу по каналам ТЧ или соединительным линиям сигналов управления на БПР для переключения РТУ или звукового сопровождения телевещания и ретрансляции по ним речевых сообщений;
- управление БИКами (до 8 шт.).
БИК предназначен для наращивания числа направлений и должен выполнять функции БОУ в части управления оконечными устройствами оповещения (число направлений - до 20).
Питание блоков осуществляется от сети постоянного тока напряжением 60 В.
Пример записи при заказе и в технических документах:
Пример записи при заказе и в технических документах:
Общее количество ТЭЗ МДК-05, МДКФ-5 и МДКТ должно быть от одного до двух.
Далее по тексту приводится обозначение ТЭЗ МДК, кроме оговоренных случаев.
Общее количество ТЭЗ ИК, ИКП, ИКС, ИКД, ИКР должно быть от одного до десяти.
Установка ТЭЗов ИК (индивидуальные комплекты) в блоки БОУ и БИК на заводе-изготовителе осуществляется в соответствии со спецификацией заказа в зависимости от типа и количества оконечных средств оповещения.
Установка модемов в блоки БОУ на заводе-изготовителе осуществляется в соответствии со спецификацией заказа в зависимости от типа линий связи (отбираемые каналы ТЧ, выделенные физические линии, коммутируемые линии АТС) и количества направлений с верхнего звена или КПУ (1 - 2).
4.4. Блок коммутации сообщений (П-166 БКС) заказывается при необходимости и предназначен для коммутации команд и речевых сообщений по 8 направлениям с целью создания разветвленной радиально-узловой структуры сети оповещения и обеспечивает:
- отбор соединительных линий, прием команд с верхнего звена управления по одному из трех независимых входов и ретрансляцию по 8 направлениям в нижнее звено (или на БКС, или на БОУ, или на БПР);
- прием и ретрансляцию речевых сообщений;
- прием информации по каждому из 8 входов с нижнего звена и их ретрансляцию в верхнее звено.
Питание осуществляется от сети постоянного тока напряжением 60 В.
Пример записи при заказе и в технических документах:
Общее количество ТЭЗ МДК-05, МДКФ-5 и МДКТ должно быть от двух до одиннадцати.
Установка модемов в блоки БКС на заводе-изготовителе осуществляется в соответствии со спецификацией заказа в зависимости от типа линий связи (отбираемые каналы ТЧ, выделенные физические линии, коммутируемые линии АТС) и количества направлений для разветвления и с верхнего звена (3 - 11).
4.5. Пульт управления командный (П-166 КПУ) предназначен для управления оконечными средствами КТС местного оповещения и для приема информации оповещения с верхнего звена и состоит из клавиатуры и блока обмена, соединенных кабелем длиной до 5 м.
Клавиатура размещается на столе, а блок обмена, представляющий из себя моноблок с двумя ТЭЗами, в любом удобном месте.
КПУ обеспечивает:
- набор на клавиатуре команд, отбор канала ТЧ или физической линии и передачу на БОУ информации для управления сиренами, РТУ, телефонными аппаратами (или ПМО) в циркулярном и избирательном режимах;
- передачу речевых сообщений с микрофона или диктофона;
- прием с БОУ подтверждений и индикацию ответов абонентов;
- прием по каналу ТЧ или физической линии команд оповещения с КТС верхнего звена, индикацию номера принятой команды и звуковую сигнализацию о приеме;
- передачу на КТС верхнего звена автоматических и ручных подтверждений о приеме сигнала оповещения;
- обмен речевыми сообщениями с КТС верхнего звена.
Напряжение питания - 220 В переменного тока.
КПУ имеет 2 варианта поставки:
- НЯИТ.465673.004 - выполняет все перечисленные выше функции;
- НЯИТ.465673.004-02 не выполняет функции управления оконечными средствами оповещения и предназначен для приема команд, передачи подтверждений и обмена речевыми сообщениями.
4.6. Пульт управления автоматизированный (П-166 АПУ) предназначен для управления оконечными средствами местного оповещения и для приема информации оповещения с верхнего звена, построен на базе ПЭВМ, выполняет функции КПУ и дополнительно обеспечивает:
- предварительную подготовку, коррекцию и хранение списка абонентов, речевых сообщений и программ запуска сети;
- документирование на принтере и жестком диске результатов оповещения.
Вариант поставки П-166 АПУ-01 работает только по выделенным физическим линиям (без отбора).
4.7. Блок переключения РТУ (П-166 БПР) предназначен для переключения радиотрансляционного узла с основного режима работы на передачу речевой информации оповещения и обеспечивает:
- прием по каналам ТЧ или физическим линиям (2- или 4-проводным) команд и речевой информации с БОУ или БКС;
- дистанционное включение питания усилителей РТУ (до 4-х);
- передачу подтверждений о приеме команды управления;
- ретрансляцию речевой информации на вход усилителей (до 4-х).
Вместо РТУ возможно управление по НЧ-входам телевизионных передатчиков и передача речевой информации оповещения по каналам звукового сопровождения.
Напряжение питания - 220 В переменного тока.
Вариант исполнения П-166 БПР обеспечивает управление переключением радиотрансляционного узла с основного режима работы на передачу речевой информации оповещения и работает по выделенным каналам ТЧ или физическим линиям (2- или 4-проводным).
Вариант исполнения П-166 БПР-01 обеспечивает управление акустической установкой П-166 ВАУ (СГС-22 М) для включения ее в режим выдачи сиренного сигнала или ретрансляции речевого сообщения и работает по выделенным каналам ТЧ или физическим линиям (2- или 4-проводным).
Вариант исполнения П-166 БПР-02 обеспечивает управление переключением радиотрансляционного узла с основного режима работы на передачу речевой информации оповещения и работает по отбираемым у основного потребителя каналам ТЧ или физическим линиям (2- или 4-проводным).
Вариант исполнения П-166 БПР-03 обеспечивает управление акустической установкой П-166 ВАУ (СГС-22 М) для включения ее в режим выдачи сиренного сигнала или ретрансляции речевого сообщения и работает по отбираемым у основного потребителя каналам ТЧ или физическим линиям (2- или 4-проводным).
Блоки П-166 БПР всех исполнений при работе по физическим линиям обеспечивают коррекцию АЧХ для расширения полосы пропускания.
4.8. Приемник местного оповещения (П-166 ПМО) предназначен для оповещения личного состава в помещениях и должен обеспечивать:
- прием по двухпроводной линии вызывного сигнала с БОУ и включение звуковой сигнализации о приеме;
- передачу ручного подтверждения о приеме вызывного сигнала;
- прием речевого сообщения и воспроизведение его через встроенный громкоговоритель.
ПМО размещается на стене или на столе.
Источника питания не требуется.
4.9. П-166 ВАУ (СГС-22) предназначено для звукового оповещения населения, работников предприятий, объектов, организаций, воинских частей.
ВАУ состоит из:
- пульта управления (ПУ) (до 4 пультов);
- усилительно-коммутационного блока (УКБ) (номинальной мощностью от 250 до 2000 ватт с охватом от 1 до 13 зон оповещения);
- рупорных громкоговорителей (ГР, ГР-Д) (мощностью 50 или 100 ватт);
- громкоговорителей для помещений (мощностью от 5 до 10 ватт).
ВАУ обеспечивает:
- подачу предупредительного сигнала "сирена" ("команда - 3");
- передачу речевой информации ("команда - 5");
- ретрансляцию вещательных программ.
Приложение 2
СХЕМА
ОРГАНИЗАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКОГО ПОСТРОЕНИЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ
АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ ЦЕНТРАЛИЗОВАННОГО ОПОВЕЩЕНИЯ
НА БАЗЕ АППАРАТУРЫ ОПОВЕЩЕНИЯ П-166
(ВАРИАНТ)
Приложение 3
"УТВЕРЖДАЮ"
"УТВЕРЖДАЮ"
Руководитель проектной организации
_________________________________
"__" ______ 200_ г.
Руководитель организации заказчика
________________________________
"__" ______ 200_ г.
ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ
на реконструкцию территориальной системы оповещения
___________________________
(наименование субъекта РФ)
Руководитель органа
управления ГОЧС
субъекта РФ
Руководитель организации
связи
"__" ______ 200_ г.
"__" ______ 200_ г.
200_ г.
1. Общие положения.
1.1. Наименование реконструируемой территориальной системы оповещения (ТСО).
Дается полное наименование и условное обозначение реконструируемой ТСО с указанием наименования субъекта Российской Федерации.
1.2. Основания для реконструкции.
Указываются директивные документы, на основании которых реконструируется ТСО, кем и когда утверждены эти документы.
1.3. Назначение ТСО и цели ее реконструкции.
1.3.1. Назначение ТСО.
Указывается назначение системы.
1.3.2. Цели реконструкции.
Приводят наименования и требуемые значения показателей ТСО, которые должны быть достигнуты в результате реконструкции.
1.4. Заказчик.
Указывается полное наименование и реквизиты заказывающей организации.
1.5. Головной исполнитель.
Указывается полное наименование и реквизиты организации головного исполнителя.
1.6. Соисполнители.
Указываются полное наименования и реквизиты организаций соисполнителей.
1.7. Генеральный подрядчик.
Указывается полное наименование и реквизиты организации, осуществляющей строительно-монтажные и пуско-наладочные работы.
1.8. Сроки выполнения работ.
Указываются основные этапы проектных, строительно-монтажных и пуско-наладочных работ, сроки их начала и окончания.
При необходимости указываются сроки предоставления отдельных документов (технико-экономических расчетов, рабочих проектов и т.д.).
1.9. Порядок предоставления заказчиком исходных данных.
Указываются сроки, порядок и способ предоставления заказчиком головному исполнителю исходных данных.
2. Характеристика действующей ТСО.
Приводятся краткие сведения о действующей ТСО или ссылки на документы, содержащие такую информацию, а также сведения об условиях ее эксплуатации.
3. Требования к ТСО.
3.1. Требования к ТСО в целом.
3.1.1. Требования к структуре и функционированию системы.
Указывают:
- основные задачи ТСО;
- количество и места размещения пунктов управления ТСО;
- конкретные границы ТСО, города и районы, включаемые в систему;
- перечень подсистем ТСО, их назначение и основные характеристики, требования к числу уровней иерархии и степени централизации системы;
- перечень систем оповещения, сопрягаемых с ТСО (федеральная, региональная, местные, локальные и др.), требования к характеристикам взаимосвязей ТСО со смежными системами, в том числе параметры ее сопряжения с региональной системой оповещения, системой оповещения Минобороны РФ, других министерств и ведомств, указания о способах обмена информацией (автоматически, по телефону и т.п.);
- требования к режимам функционирования ТСО;
- требования к диагностированию ТСО;
- перспективы развития, модернизации ТСО.
3.1.2. Требования к численности и квалификации персонала и режиму его работы.
Приводят:
- требования к численности оперативного и эксплуатационного персонала;
- требования к квалификации оперативного и эксплуатационного персонала, порядку его подготовки и контроля знаний и навыков;
- режим работы оперативного и эксплуатационного персонала.
3.1.3. Требования к показателям надежности.
Приводят значения параметров, характеризующие степень соответствия ТСО ее назначению, в том числе указываются:
- состав и количественные значения показателей надежности для системы в целом или ее подсистемам;
- перечень ситуаций, по которым должны быть регламентированы требования к надежности, и значения соответствующих показателей;
- требования к надежности технических средств и программного обеспечения;
- требования к методам оценки и контроля показателей надежности на разных стадиях реконструкции ТСО.
3.1.4. Требования по безопасности.
Включают требования по обеспечению безопасности при монтаже, наладке, эксплуатации, обслуживании и ремонте технических средств ТСО.
3.1.5. Требования по эргономике и технической эстетике.
Включают показатели ТСО, задающие необходимое качество взаимодействия человека с машиной и комфортность условий работы.
3.1.6. Требования к эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту.
Включают:
- условия и регламент (режим) эксплуатации, которые должны обеспечивать использование технических средств ТСО с заданными техническими показателями, в том числе виды и периодичность обслуживания технических средств системы или допустимость работы без обслуживания;
- требования к составу, размещению и условиям хранения комплекта запасных изделий и приборов;
- предварительные требования к допустимым площадям для размещения персонала и технических средств системы, к параметрам сетей энергоснабжения и т.п.
3.1.7. Требования к защите информации от несанкционированного доступа.
Включаются требования, установленные в нормативно-технической документации (НТД), действующей в МЧС России.
3.1.8. Требования к сохранности информации при авариях.
Приводится перечень событий: аварий, отказов технических средств (в том числе - потеря электропитания) и т.п., при которых должна быть обеспечена сохранность информации в ТСО.
3.1.9. Дополнительные требования.
Включают:
- требования к оснащению системы устройствами для обучения персонала;
- требования к сервисной аппаратуре, стендам для проверки элементов системы;
- требования к ТСО, связанные с особыми условиями эксплуатации;
- специальные требования по усмотрению разработчика или заказчика.
3.2. Требования к видам обеспечения.
Приводят требования к информационному, техническому, метрологическому, организационному, методическому и другим видам обеспечения.
3.2.1. Для информационного обеспечения системы приводят требования:
- к информационному обмену между компонентами системы;
- к информационной совместимости со смежными системами;
- к защите данных от разрушений при авариях и сбоях в электропитании системы;
- к контролю, хранению, обновлению и восстановлению данных.
3.2.2. Для технического обеспечения ТСО приводят требования к видам технических средств, в том числе к видам комплексов технических средств, программно-технических комплексов и других комплектующих изделий, допустимых к использованию в системе. Указывается комплекс аппаратуры и средств оповещения, составляющих основу создаваемой ТСО.
3.2.3. В требованиях к метрологическому обеспечению приводят:
- требования к метрологическому обеспечению технических и программных средств, входящих в состав измерительных каналов системы, средств встроенного контроля;
- вид метрологической аттестации (государственная или ведомственная) с указанием порядка ее выполнения и организаций, проводящих аттестацию.
3.2.4. Для организационного обеспечения приводят требования:
- к структуре и функциям подразделений, участвующих в функционировании системы или обеспечивающих эксплуатацию;
- к организации функционирования системы;
- к защите от ошибочных действий оперативного и эксплуатационного персонала системы.
4. Дополнительные требования по выполнению работ.
4.1. Уточнение и дополнение ТЗ.
Оговаривается порядок согласования с заказчиком возможных требований, отдельных положений ТЗ при проведении сбора исходных данных, обосновании требований и др.
4.2. Исходные данные.
Перечисляются исходные данные, представляемые заказчиком исполнителю для проведения работ (схемы системы связи и оповещения, условия размещения аппаратуры оповещения и т.д.).
4.3. Проектно-сметная документация (ПСД).
Указываются:
- нормативные документы, на основании которых исполнитель разрабатывает ПСД, а также рассчитывает нормативное время проектирования;
- при необходимости разработки ПСД в сжатые сроки оговаривается порядок доплаты за сокращение нормативных сроков проектирования и указывается документ, на основании которого производится доплата;
- указывается необходимость увязки разрабатываемой ПСД с ранее выпущенными типовыми проектными материалами. В целях уменьшения объема работы отдельные решения, имеющиеся в вышеуказанных материалах, могут не приводиться.
Определяется перечень, состав и объем основных и вспомогательных проектно-сметных документов, предоставляемых исполнителем заказчику, а также, при необходимости, оговариваются требования к отдельным документам.
Примерный перечень ПСД:
- схема организации ТАСЦО с пояснительной запиской;
- планы размещения и установки технических средств оповещения, в том числе оконечных с указанием зон звукопокрытия;
- монтажные схемы соединений с учетом сопряжения всех устанавливаемых технических средств;
- спецификация оборудования, кабельных изделий и других необходимых материалов;
- сметные расчеты.
5. Состав и содержание работ по реконструкции ТСО.
Должен содержать перечень стадий и этапов работ по созданию ТСО, сроки их выполнения, перечню организаций - исполнителей работ, ссылки на документы, подтверждающее согласие этих организаций на участие в создании системы, или запись, определяющих ответственного (заказчика или разработчика) за проведение этих работ.
В данном разделе также приводят:
- перечень документов, предъявляемых по окончании соответствующих стадий и этапов работ;
- вид и порядок проведения экспертизы технической документации (стадия, этап, объем проверяемой документации, организация эксперт).
6. Требования к составу и содержанию работ по подготовке ТСО к вводу в действие.
Приводится перечень основных мероприятий и их исполнителей, которые следует выполнить при подготовке ТСО к вводу в действие.
Указываются порядок оформления и предъявления заказчику результатов работы по реконструкции системы (ее частей), по изготовлению и наладке отдельных средств (технических, программных и др.) и программно-технических (программно-методических) комплексов системы.
7. Порядок контроля и приемки ТСО.
Указывают:
- общие требования к приемке работ по стадиям (перечень участвующих предприятий и организаций, место и сроки проведения), порядок согласования и утверждения приемочной документации;
- количество экземпляров разрабатываемой ПСД и расчет ее рассылки;
- порядок согласования с заказчиком и заинтересованными организациями ПСД (исходных данных), а также сдачи-приемки готовой продукции;
- виды, состав, объем и методы испытаний системы и ее составных частей;
- статус приемочной комиссии (государственная, межведомственная, ведомственная).
8. ТЗ подписывают:
представители заказчика;
заместитель начальника органа управления по делам ГО ЧС субъекта Российской Федерации по оперативной работе;
начальник отдела связи органа управления по делам ГО ЧС субъекта Российской Федерации;
представители головного исполнителя, соисполнителя и генерального подрядчика.
Приложение 4
ПАСПОРТ
территориальной автоматизированной системы централизованного
оповещения субъекта Российской Федерации
(по состоянию на 01.01.200_ г.)
Наименование и шифр территориальной автоматизированной системы централизованного оповещения (ТАСЦО) субъекта Российской Федерации ____________________________
1. Охват ТАСЦО населения и территории
1.1. Количество городов и райцентров - ___ кол-во, ___% от потребности.
1.2. Количество потенциально опасных объектов:
всего ________
в том числе:
химически опасных - ___;
гидроузлов (зон затопления) - ___;
ядерно и радиационно опасных - ___.
1.3. Наличие локальных систем оповещения (ЛСО), отвечающих требованиям постановления Правительства Российской Федерации от 1 марта 1993 г. N 178:
всего ________, из них создано в прошедшем году ________,
в том числе:
на химически опасных
___ кол-во, ________%
на гидроузлах (зонах затопления)
___ кол-во, ________%
ядерно и радиационно опасных
___ кол-во, ________%
1.4. Количество ЛСО, сопряженных с ТАСЦО ГО ___ кол-во.
1.5. Количество населения, проживающего в зонах действия ЛСО ___ (тыс. чел.).
1.6. Наличие систем оповещения в местах массового скопления населения:
всего ________, из них создано в прошедшем году ________,
в том числе:
на автомобильных вокзалах
___ кол-во, ________%
на железнодорожных вокзалах
___ кол-во, ________%
на стадионах
___ кол-во, ________%
в других местах (крупных рынках, зрелищных объектах и т.д.)
___ кол-во, ________%
1.7. Охват населения различными средствами оповещения, включенными в ТАСЦО: всего ________%
в том числе:
электросиренами:
городского ___________________%
сельского ____________________%
проводным вещанием:
городского ___________________%
сельского ____________________%
радиовещанием:
городского ___________________%
сельского ____________________%
телевидением:
городского ___________________%
сельского ____________________%
1.8. Охват населения централизованным оповещением за время:
до 5 мин.:
городского ___________________%
сельского ____________________%
до 30 мин.:
городского ___________________%
сельского ____________________%
2. Характеристика ТАСЦО
2.1. Тип аппаратуры, используемый в ТАСЦО (подчеркнуть):
П-157, П-160, П-159, П-162, Р-413, П-164, П-166.
2.2. Места установки оконечных комплектов П-160, П-166 ЕДДС, РОВД, ГОВД, Р(Г)ВК, Р(Г)УС и режим подтверждения приема (ручной, автоматический) - подчеркнуть.
2.3. Управление ТСО ГО:
из административного центра
___________________
из загородной зоны
___________________
2.4. Каналы связи, используемые в ТАСЦО:
по кабельным линиям
___________________%
по радиорелейным линиям
___________________%
по постоянным воздушным линиям
___________________%
2.5. Количество электросирен (уличных):
всего ________
в том числе:
в городах
___________________;
в сельской местности
________________.
Количество электросирен с ручным управлением - ___.
2.6. Количество СЦВ и включенных в них абонентов:
всего ________
в том числе:
в городах
___________________;
в сельской местности
________________.
2.7. Количество узлов проводного вещания, используемых в ТАСЦО ГО - ________.
Число уличных громкоговорителей - _____________.
2.8. Количество радиовещательных станций, используемых в ТАСЦО:
всего ________
в том числе:
УКВ ЧМ
___________________
СВ (КВ, ДВ)
________________
2.9. Количество передатчиков звукового сопровождения телевещания, используемых в ТАСЦО ГО ________.
2.10. Организация оповещения по линии МО РФ:
от частей ПВО
___________________;
от штаба ВО
___________________.
2.11. Реконструкция ТАСЦО ГО, выполненная в прошедшем году:
стоимость реконструкции ________ руб.
3. Организация
эксплуатационно-технического обслуживания (ЭТО)
3.1. Даты начала и завершения работ по реконструкции ТАСЦО и ввода ее в эксплуатацию ______________________
3.2. Организации, обеспечивающие ЭТО:
станционной части: ____________________________
электросирен __________________________________
уличных громкоговорителей _____________________
3.3. Количество работников, обслуживающих ТАСЦО: всего ______,
в том числе:
освобожденных ________________;
по совместительству ______________.
3.4. Организации, на балансе которых находятся:
аппаратура оповещения: ________________________
электросирены _________________________________
уличные громкоговорители ______________________
3.5. Стоимость ЭТО в год (на начало текущего года) ___ руб.