Рейтинг@Mail.ru

"Концепция развития профильного кадетского образования Следственного комитета Российской Федерации на период с 2025 по 2030 гг."

Утверждаю

Председатель

Следственного комитета

Российской Федерации

генерал юстиции

Российской Федерации

А.И.БАСТРЫКИН

08.10.2024

КОНЦЕПЦИЯ

РАЗВИТИЯ ПРОФИЛЬНОГО КАДЕТСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ СЛЕДСТВЕННОГО

КОМИТЕТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД С 2025 ПО 2030 ГГ.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Федеральными государственными образовательными стандартами основного общего и среднего общего образования, принятыми в соответствии с частью 5 статьи 43 Конституции Российской Федерации, установлена приоритетная задача Российской Федерации в сфере образования детей - развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовно-нравственные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины.

Выпускнику общеобразовательной организации, в соответствии с указанными стандартами, необходимо обладать такими личностными характеристиками и качествами, как любовь к своему краю и своей Родине, уважение своего народа, его культуры и духовно-нравственных традиций, осознание и принятие традиционных ценностей семьи, российского гражданского общества, многонационального российского народа, человечества, осознание своей сопричастности к судьбе Отечества, ответственности перед семьей, обществом, государством, человечеством, подготовленности к сознательному выбору профессии, уважение закона и правопорядка.

Особую роль в выполнении указанных требований играет деятельность общеобразовательных организаций, в которых совместно с общеобразовательными программами основного и среднего общего образования, в соответствии со статьей 86 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон об образовании) реализуются дополнительные программы, имеющие целью подготовку несовершеннолетних граждан к служению Отечеству.

Следственный комитет Российской Федерации (далее - Следственный комитет) в рамках реализации государственной программы Российской Федерации "Развитие образования", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. N 1642, и Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р, осуществляет комплекс мероприятий, направленных на предоставление детям качественного образования, воспитание талантливых, патриотически настроенных несовершеннолетних граждан, готовых к службе Отечеству, воспитанных на чувствах преданности Родине, чести и справедливости, а также на решение острейших социальных проблем - беспризорности, безнадзорности, подростковой преступности. Значительное место в этой работе уделяется ранней профессиональной ориентации несовершеннолетних граждан на государственную службу, в том числе в следственных органах Следственного комитета.

С этой целью в Следственном комитете разработаны "Концепция развития профильного кадетского образования Следственного комитета Российской Федерации на период до 2018 года" (утверждена 10 мая 2016 г.) и "Концепция профильного кадетского образования Следственного комитета Российской Федерации" (утверждена 29 мая 2018 г.). В ходе их реализации создана и успешно развивается система профильного кадетского образования Следственного комитета, включающая в себя общеобразовательные организации Следственного комитета (далее - кадетские корпуса <1>) и профильные кадетские классы Следственного комитета общеобразовательных организаций, заключивших договоры о профильном кадетском образовании (далее - профильные кадетские классы Следственного комитета <2>).

--------------------------------

<1> Список кадетских корпусов Следственного комитета представлен на официальном сайте Следственного комитета;

<2> Список профильных кадетских классов Следственного комитета представлен на официальном сайте Следственного комитета.

"Концепция развития профильного кадетского образования Следственного комитета Российской Федерации" (далее - Концепция) разработана с учетом изменений, внесенных в законодательство Российской Федерации в области образования, Концепции непрерывного ведомственного образования в Следственном комитете, общего уровня развития системы профильного кадетского образования Следственного комитета.

Концепция является основой системы профильного кадетского образования Следственного комитета с учетом требований законодательства Российской Федерации в области образования и потребностей Следственного комитета.

Целью Концепции является определение направлений деятельности Следственного комитета в области профильного кадетского образования, создание условий для ранней профессиональной ориентации молодежи, поддержка инициативы общеобразовательных организаций различных регионов страны по присоединению к системе профильного кадетского образования Следственного комитета, профилактика детской преступности, преступлений в отношении детей и других негативных явлений в обществе, связанных с несовершеннолетними гражданами.

Основными задачами Концепции являются:

развитие системы кадетских корпусов и профильных кадетских классов Следственного комитета;

совершенствование нормативной правовой базы в сфере профильного кадетского образования Следственного комитета;

совершенствование дополнительных общеразвивающих образовательных программ, обеспечивающих подготовку обучающихся кадетских корпусов и профильных кадетских классов Следственного комитета (далее - обучающиеся) к поступлению в образовательные организации высшего образования Следственного комитета;

разработка учебной и учебно-методической литературы в рамках дополнительных общеразвивающих образовательных программ;

формирование у обучающихся высоких гражданских, патриотических и духовно-нравственных качеств, готовности к служению Отечеству;

совершенствование системы социальной защиты обучающихся, относящихся, прежде всего, к социально незащищенным категориям, обеспечение возможности их социальной адаптации;

способствование установлению равного доступа к полноценному образованию разным категориям обучающихся в соответствии с их способностями, индивидуальными склонностями и потребностями;

совершенствование профориентационной работы, направленной на подготовку обучающихся кадетских корпусов и профильных кадетских классов Следственного комитета к поступлению в ведомственные образовательные организации высшего образования и на службу в следственных органах Следственного комитета;

обеспечение преемственности между ведомственным общим и профессиональным образованием, эффективная подготовка обучающихся к освоению основных профессиональных образовательных программ высшего образования;

привлечение к обучению и воспитанию обучающихся сотрудников Следственного комитета и военнослужащих, участников боевых действий, в том числе принимавших участие в специальной военной операции, а также ветеранов следствия, ветеранов Великой Отечественной войны.

2. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

В соответствии с частью 4 статьи 66 Закона об образовании организация образовательной деятельности по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования может предусматривать углубленное изучение отдельных учебных предметов, предметных областей соответствующей образовательной программы с учетом образовательных потребностей и интересов обучающихся - профильное обучение.

С учетом данного положения в Концепции применяются следующие основные понятия:

профильные кадетские классы Следственного комитета - классы общеобразовательных организаций, в которых в соответствии с договорами, заключенными со Следственным комитетом, реализуются дополнительные общеразвивающие образовательные программы, направленные на подготовку несовершеннолетних граждан к государственной службе, в том числе в следственных органах Следственного комитета;

профильное обучение - целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся, изучающих программы основного общего образования и среднего общего образования, обеспечивающий углубленное изучение отдельных учебных предметов, предметных областей соответствующей образовательной программы с учетом образовательных потребностей и интересов обучающихся, направленный на овладение знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретение опыта деятельности в сфере подготовки к государственной службе, в том числе в следственных органах Следственного комитета;

профильное кадетское образование Следственного комитета - единый целенаправленный процесс обучения и воспитания в кадетских корпусах и профильных кадетских классах Следственного комитета по образовательным программам основного и среднего общего образования, предусматривающий:

дифференциацию содержания образования с учетом интересов обучающихся и запросов образовательных организаций высшего образования Следственного комитета, предусматривающую углубленное изучение отдельных учебных предметов и предметных областей правовой направленности;

реализацию дополнительных общеразвивающих образовательных программ, направленных на подготовку обучающихся к государственной службе, в том числе в следственных органах Следственного комитета;

наличие соответствующих ритуалов и атрибутики, позволяющих относить обучающихся к кадетам, а классы общеобразовательных организаций именовать кадетскими.

3. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ КОНЦЕПЦИИ

Правовыми основами создания и деятельности кадетских корпусов и профильных кадетских классов Следственного комитета являются следующие нормативные правовые акты в действующей редакции:

Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.);

Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей";

Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";

Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. N 400;

Основы государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей, утвержденные Указом Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 г. N 809;

иные нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Следственного комитета, Министерства просвещения Российской Федерации и Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки.

4. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЗДАНИЯ И ОСОБЕННОСТИ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОФИЛЬНЫХ КАДЕТСКИХ КЛАССОВ

СЛЕДСТВЕННОГО КОМИТЕТА

Создание профильных кадетских классов Следственного комитета осуществляется на добровольной основе по инициативе общеобразовательной организации, участники образовательного процесса которой согласны с положениями Концепции и типового договора о профильном кадетском образовании Следственного комитета Российской Федерации. Решение о заключении договора принимается руководителем территориального следственного органа Следственного комитета исходя из возможностей территориального следственного органа Следственного комитета по организации взаимодействия с общеобразовательной организацией и потребностей в подготовке кадров.

Открытие профильного кадетского класса Следственного комитета осуществляется приказом руководителя общеобразовательной организации.

Прием в профильный кадетский класс Следственного комитета проводится по заявлению родителя (законного представителя) несовершеннолетнего кандидата либо по заявлению совершеннолетнего кандидата.

Общеобразовательная организация считается включенной в систему профильного кадетского образования Следственного комитета после заключения соответствующего договора и предоставления копий учредительных и иных документов, доказывающих выполнение требований Концепции и реализации дополнительных общеразвивающих образовательных программ, направленных на подготовку несовершеннолетних граждан к государственной службе, в том числе в следственных органах Следственного комитета.

Информация о присоединении общеобразовательной организации к системе профильного кадетского образования Следственного комитета размещается на официальном сайте Следственного комитета в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и на сайте общеобразовательной организации.

Описание и правила ношения форменной одежды, а также знаков различия обучающихся кадетских корпусов устанавливаются Следственным комитетом, обучающихся профильных кадетских классов Следственного комитета - общеобразовательными организациями или их учредителями с учетом требований статьи 38 Закона об образовании.

В целях соблюдения единообразия общеобразовательным организациям (их учредителям) рекомендуется придерживаться описаний, установленных для кадетских корпусов ведомства.

Финансирование общеобразовательных организаций, имеющих профильные кадетские классы Следственного комитета, осуществляется за счет бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

Присоединение к системе профильного кадетского образования Следственного комитета не предусматривает создание либо реорганизацию юридических лиц.

В кадетских корпусах и профильных кадетских классах Следственного комитета реализуется профильное обучение правовой направленности, предусматривающее углубленное изучение учебных предметов гуманитарной направленности - права, истории, обществознания и т.д. Конкретные учебные предметы, изучающиеся углубленно, а также количество учебных часов на их изучение определяются общеобразовательными организациями исходя из имеющихся возможностей.

При разработке учебных планов по освоению основной образовательной программы основного общего и среднего общего образования кадетские корпуса и общеобразовательные организации, имеющие профильные кадетские классы Следственного комитета, предусматривают непосредственное применение при реализации ее части, формируемой участниками образовательных отношений, примерных рабочих программ учебных предметов (в том числе "Основы государственной службы в Следственном комитете Российской Федерации", "Введение в профессию следователь" и др.), предложенных Следственным комитетом.

Таким образом, организация профильного кадетского обучения позволяет за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности обучающихся, создавать условия для их обучения в соответствии с запросами образовательных организаций высшего образования Следственного комитета, формировать у обучающихся не только профессиональные компетенции, но такие личностные качества, как гражданская зрелость, патриотизм, готовность к самопожертвованию, чувство ответственности, инициативность, лидерские качества, общая культура и т.д.

В целях нормативного обеспечения развития системы профильного кадетского образования Следственного комитета разработаны:

типовой договор о профильном кадетском образовании Следственного комитета Российской Федерации (рекомендуемый образец приведен в приложении к Концепции развития профильного кадетского образования Следственного комитета Российской Федерации);

примерные дополнительные общеразвивающие образовательные программы, имеющие целью подготовку обучающихся к государственной службе, в том числе в следственных органах Следственного комитета.

В соответствии с Концепцией непрерывного ведомственного образования в Следственном комитете кадетские корпуса осуществляют взаимодействие с образовательными организациями высшего образования Следственного комитета по вопросам ориентации общеобразовательных программ на программы высшего профессионального образования правовой направленности, реализуемые ведомственными академиями, и профориентационной работы со старшеклассниками.

Методическое обеспечение деятельности профильных кадетских классов Следственного комитета по организации профильного образования, воспитания обучающихся и реализации дополнительных общеразвивающих образовательных программ, направленных на подготовку к государственной службе, в том числе в следственных органах Следственного комитета, возлагается на территориальные следственные органы Следственного комитета в соответствии с полномочиями, определенными заключенными договорами, подразделения центрального аппарата Следственного комитета в соответствии с полномочиями, определенными соответствующими нормативными актами, и ведомственные образовательные организации.

Основными направлениями методологического обеспечения профильного кадетского образования Следственного комитета являются:

соотнесение вводимого профильного кадетского образования с проводимой в Российской Федерации реформой общего образования. При его организации необходимо учитывать действующую систему государственной итоговой аттестации, этапы внедрения федеральных государственных образовательных стандартов основного и среднего общего образования и иные требования действующего законодательства Российской Федерации в области образования;

разработка учебных пособий и учебной литературы по дополнительным общеразвивающим образовательным программам, направленным на подготовку обучающихся к государственной службе, в том числе в следственных органах Следственного комитета;

организация повышения квалификации педагогических работников, сотрудников и руководителей общеобразовательных организаций, в том числе при содействии муниципальных и региональных органов управления образованием;

организация воспитания обучающихся как части образовательного процесса и одного из основных видов деятельности кадетских корпусов и профильных кадетских классов Следственного комитета;

создание системы оценки достижений обучающихся, в том числе введение накопительной оценки (портфолио - "портфель достижений"), которая учитывает и фиксирует индивидуальные достижения конкретного обучающегося в разнообразных видах деятельности: учебной, творческой, спортивной, социальной, коммуникативной и т.д.

При организации профильного кадетского образования необходимо, чтобы каждый педагогический работник, работающий с профильным кадетским классом Следственного комитета, не просто был специалистом высокого уровня, соответствующим профилю и специализации своей деятельности, но и обеспечивал:

профессиональную ориентацию выпускников на дальнейшее обучение в образовательных организациях высшего образования Следственного комитета;

активное участие обучающихся в олимпиадах, викторинах и конкурсах по общеобразовательным предметам и предметам дополнительных общеразвивающих образовательных программ, направленных на подготовку несовершеннолетних граждан к государственной службе, в том числе в следственных органах Следственного комитета;

проведение воспитательной работы с обучающимися, направленной на повышение их духовно-нравственного, интеллектуального и профессионального потенциала;

социальную защиту обучающихся;

психолого-педагогическую поддержку обучающихся, в том числе относящихся к социально незащищенным категориям.

Новые требования к результатам профильного кадетского образования Следственного комитета влекут за собой необходимость непрерывной системы повышения квалификации педагогических кадров общеобразовательной организации.

Важнейшая задача педагогических кадров общеобразовательной организации - обучение и воспитание патриотично настроенных, дисциплинированных и разносторонне развитых личностей. Патриотизм должен закладываться в обучающихся с самого начала обучения. С этой целью они изучают историю нашей Родины, подвиги ее защитников, символы страны и ее традиции, на регулярной основе проводятся уроки мужества и героизма, в том числе с участием ветеранов, участников боевых действий, участников специальной военной операции.

Реализация перечисленных направлений методологического обеспечения профильного кадетского обучения позволит осуществлять дальнейшее совершенствование профильного кадетского образования Следственного комитета.

Другие документы по теме
Ошибка на сайте