Инструкция Минфина СССР от 12.06.1981 N 120
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ СССР
ИНСТРУКЦИЯ
от 12 июня 1981 г. N 120
О ПОРЯДКЕ ПЛАНИРОВАНИЯ,
ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И УЧЕТА ВНЕБЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ, А ТАКЖЕ
ОТЧЕТНОСТИ ПО НИМ
(Издана на основании Постановления Совета Министров СССР
от 26 июня 1980 г. N 527)
I. Общие положения
1. Внебюджетными средствами являются средства, получаемые бюджетными учреждениями помимо ассигнований, выделяемых им из Государственного бюджета СССР. Внебюджетные средства расходуются строго по целевому назначению.
Внебюджетные средства не включаются в Государственный бюджет СССР, если иное не установлено законодательством СССР.
Распорядителями внебюджетных средств являются руководители бюджетных учреждений, которым предоставлено право распоряжаться бюджетными ассигнованиями.
2. Относящиеся к внебюджетным средствам специальные средства, суммы по поручениям и депозитные суммы образуются и используются в порядке, установленном Положением о внебюджетных средствах учреждений, состоящих на Государственном бюджете СССР, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 26 июня 1980 г. N 527 <*>. Порядок использования других внебюджетных средств, образуемых в соответствии с законодательством Союза ССР и в устанавливаемых им пределах законодательством союзных республик, определяется Министерством финансов СССР.
--------------------------------
<*> Сообщено в письме Министерства финансов СССР от 11 августа 1980 г. N 114.
3. Учет и отчетность по внебюджетным средствам осуществляется в соответствии с инструкциями и указаниями Министерства финансов СССР об учете и отчетности для учреждений, состоящих на Государственном бюджете СССР.
4. Учреждения и организации, осуществляющие ревизии и проверки основной деятельности учреждений, одновременно проверяют законность образования имеющихся у учреждений внебюджетных средств, целевое и экономное их расходование, а также правильность ведения учета и составления отчетности по этим средствам.
5. Планирование и расходование специальных средств производится в порядке, установленном настоящей инструкцией.
Суммы по поручениям и депозитные суммы не планируются.
Планирование других внебюджетных средств определяется в порядке, указанном в разделе V настоящей инструкции.
II. Специальные средства
6. Специальными средствами являются доходы бюджетных учреждений, получаемые от реализации продукции, выполнения работ, оказания услуг или осуществления иной деятельности.
Специальные средства образуются только при наличии разрешений. Разрешения на образование специальных средств с установлением источников доходов и определением целей, на которые они могут расходоваться, даются:
а) учреждениям, состоящим на союзном бюджете, - Министерством финансов СССР;
б) учреждениям, состоящим на республиканских бюджетах союзных и автономных республик и местных бюджетах, - Советами Министров союзных республик либо по их поручениям министерствами финансов союзных республик.
Право иметь специальные средства предоставляется при условии, если отсутствует возможность организовать на началах хозяйственного расчета реализацию продукции, выполнение работ, оказание услуг или осуществление иной деятельности, а также если расходы, связанные с осуществлением указанной деятельности, полностью обеспечиваются получаемыми доходами.
Упразднение специальных средств производится органами, которым предоставлено право давать разрешения на их образование.
7. Оформление разрешений на образование специальных средств по учреждениям, состоящим на союзном бюджете, производится приказами Министра финансов СССР, а по учреждениям, состоящим на республиканских бюджетах союзных и автономных республик и местных бюджетах, - в порядке, определяемом министерствами финансов союзных республик, если Советами Министров союзных республик право образования специальных средств предоставлено министерствам финансов союзных республик.
8. Бюджетные учреждения, имеющие специальные средства, составляют ежегодно сметы по каждому виду специальных средств по форме согласно приложению N 1 к настоящей инструкции.
Сметы доходов и расходов по специальным средствам <*> составляются каждым учреждением, независимо от того, ведет ли данное учреждение учет самостоятельно или обслуживается централизованной бухгалтерией. Сметы по специальным средствам учреждений, обслуживаемых централизованными бухгалтериями, составляются соответствующими работниками этих бухгалтерий совместно с руководителями обслуживаемых учреждений.
--------------------------------
<*> В дальнейшем в настоящей инструкции сметы доходов и расходов по специальным средствам именуются "сметы по специальным средствам" или "сметы специальных средств".
Сметы по специальным средствам составляются в рублях.
9. В доходную часть сметы включаются поступления денежных средств по соответствующему виду специальных средств в планируемом году и остаток денежных средств по этому же виду специальных средств на текущем счете на начало планируемого года.
Подсобные сельские хозяйства при бюджетных учреждениях, содержащиеся за счет специальных средств, долгосрочные кредиты на затраты по организации и расширению материально - технической базы, получаемые в соответствии с Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 4 декабря 1978 г. N 985 <*>, предусматривают в доходной части сметы по строке "Долгосрочные кредиты Госбанка СССР".
--------------------------------
<*> Сообщено в письме Министерства финансов СССР от 21 февраля 1979 г. N 21.
При составлении сметы специальных средств имеющиеся в учреждении на начало года остатки товарно - материальных ценностей, приобретенных за счет специальных средств, а также образовавшаяся по расчетам за счет специальных средств дебиторская и кредиторская задолженность не учитываются.
10. Расходы по смете специальных средств предусматриваются в соответствии с целевым направлением специальных средств и с распределением по статьям бюджетной классификации.
Подсобные сельские хозяйства при бюджетных учреждениях, содержащиеся за счет специальных средств, суммы, направляемые на погашение долгосрочных кредитов, полученных на затраты по организации и расширению материально - технической базы, предусматривают в расходной части сметы по строке "Погашение долгосрочных кредитов Госбанка СССР".
Расходы на заработную плату штатных работников исчисляются в зависимости от объема деятельности, осуществляемой за счет специальных средств, применительно к типовым штатам, нормам нагрузки и ставкам заработной платы (должностным окладам) работников учреждений и организаций аналогичного профиля, осуществляющих деятельность на основе хозрасчета или за счет средств бюджета. При определении фонда заработной платы учитываются экономия, образующаяся в связи с оплатой временной нетрудоспособности отдельных работников за счет средств социального страхования, некомплектность штатов, а также другие факторы.
Расходы на капитальные вложения сверх государственного плана за счет источников, перечисленных в приложении к Постановлению Совета Министров СССР от 25 сентября 1980 г. N 839 <*>, могут предусматриваться в сметах специальных средств при наличии соответствующих разрешений.
--------------------------------
<*> Сообщено в письме Министерства финансов СССР от 11 ноября 1980 г. N 181.
Расходы по остальным статьям сметы специальных средств определяются с учетом действительной необходимости в соответствующих расходах.
Суммы расходов по отдельным статьям сметы специальных средств исчисляются по установленным нормам, тарифам и расценкам, а при их отсутствии - по средним расходам, сложившимся по отчетным данным.
Расходы по смете специальных средств не могут превышать суммы, предусматриваемой в доходной части сметы.
11. Если сумма доходов по конкретному виду специальных средств больше суммы расходов по этому же виду специальных средств, в смете определяется сумма превышения доходов над расходами.
Сумма превышения доходов над расходами, подлежащая внесению в доход соответствующего бюджета и показываемая в смете специальных средств, определяется следующим образом: из общей суммы превышения доходов над расходами вычитается часть доходов планируемого года, расходы за счет которых по условиям выполнения работ или оказания услуг переносятся на год, следующий за планируемым (курсы повышения квалификации, подготовительные курсы для поступающих в вузы и техникумы, кружки и т.п.), и сумма превышения доходов над расходами, оставляемая на основании решений Правительства СССР в распоряжении учреждений для использования на установленные цели.
Превышение доходов над расходами, подлежащее внесению в доход соответствующего бюджета, показывается в смете специальных средств в общей сумме и с распределением по кварталам.
12. Составленные учреждениями сметы специальных средств подписываются теми же должностными лицами, которыми подписываются сметы расходов этих учреждений за счет ассигнований по бюджету.
К смете специальных средств должны быть приложены производственные показатели работы учреждения, которые влияют на объемы доходов и расходов по специальным средствам, расчеты по доходам, по каждой статье расходов, а также пояснительная записка.
13. Бюджетные учреждения представляют составленные ими сметы специальных средств в двух экземплярах на рассмотрение в вышестоящие органы, которым эти учреждения подчинены.
Органы, которым представлены на рассмотрение сметы специальных средств бюджетных учреждений, рассматривают эти сметы как в отношении законности образования специальных средств, так и в отношении полноты и правильности исчисления доходов, правильности целевого направления средств, соблюдения режима экономии в исчислении расходов, правильности определения сумм превышения доходов над расходами, подлежащих внесению в бюджет.
14. На основе смет специальных средств бюджетных учреждений министерства, ведомства СССР, союзных и автономных республик, отделы (управления) исполкомов местных Советов народных депутатов составляют сводные сметы специальных средств учреждений, состоящих соответственно на союзном бюджете, республиканских бюджетах союзных, автономных республик и местных бюджетах.
Сводные сметы специальных средств составляются по форме согласно приложению N 2, в тысячах рублей с одним десятичным знаком.
В сводные сметы не включаются специальные средства, находящиеся в непосредственном распоряжении министерства, ведомства СССР, союзной, автономной республики, отдела (управления) исполкома местного Совета народных депутатов. По этим специальным средствам составляются отдельные сметы с соблюдением требований, установленных пунктами 8 - 12 настоящей инструкции.
15. Министерства, ведомства СССР, союзных и автономных республик, отделы (управления) исполкомов местных Советов народных депутатов (кроме исполкомов сельских, поселковых и городских (городов районного подчинения) Советов народных депутатов) представляют составленные ими сводные сметы специальных средств в двух экземплярах на рассмотрение соответственно в Министерство финансов СССР, министерства финансов союзных и автономных республик, местные финансовые органы одновременно с представлением расчетных балансов доходов и расходов (финансовых планов), проектов планов по доходам и сводных смет расходов за счет ассигнований из бюджета на предстоящий год.
Вместе со сводными сметами специальных средств эти организации представляют также в двух экземплярах сметы по специальным средствам, находящимся в их непосредственном распоряжении.
К сметам, представленным на рассмотрение, прилагаются расчеты (в объеме и по показателям, согласованным с соответствующим финансовым органом) по доходам и статьям расходов смет специальных средств.
Расходы на заработную плату, включенные в сметы специальных средств, определяются в пределах общих фондов заработной платы, установленных для министерств, ведомств СССР, союзных и автономных республик, исполкомов местных Советов народных депутатов.
Представленные сметы рассматриваются по принадлежности управлениями и отделами отраслевого финансирования Министерства финансов СССР, министерств финансов союзных и автономных республик, местными финансовыми органами, которые проверяют:
законность образования специальных средств, правильность направления средств, полноту и правильность исчисления доходов, соблюдение режима экономии в исчислении расходов, соответствие расходов на заработную плату и капитальные вложения выделенным фондам заработной платы и установленным лимитам капитальных вложений по государственному плану;
правильность исчисления по сметам сумм превышения доходов над расходами, подлежащих внесению в бюджет, и поквартального распределения этих сумм.
В случае необходимости для проверки могут быть затребованы также сметы, на основе которых составлялись сводные сметы специальных средств.
16. По рассмотрении сводных смет специальных средств по учреждениям, состоящим на союзном бюджете, и смет по специальным средствам, находящимся в непосредственном распоряжении министерств и ведомств СССР, управления и отделы отраслевого финансирования Министерства финансов СССР представляют эти сметы на утверждение Министру финансов СССР или его заместителям. Сводные сметы должны быть утверждены в такие сроки, которые обеспечивали бы своевременное утверждение сметы (смет) специальных средств каждого бюджетного учреждения (пункт 18 настоящей инструкции).
Первые экземпляры утвержденных смет направляются соответственно министерствам, ведомствам СССР, а вторые экземпляры остаются в делах управления, отдела отраслевого финансирования Министерства финансов СССР. Управления, отделы отраслевого финансирования передают в Бюджетное управление Министерства финансов СССР своды указанных смет по формам, установленным Бюджетным управлением.
На основе этих данных Бюджетное управление Министерства финансов СССР составляет и представляет на утверждение министру или его заместителю общий свод смет специальных средств учреждений, состоящих на союзном бюджете, который является приложением к росписи доходов и расходов союзного бюджета.
17. Порядок утверждения сводных смет специальных средств учреждений, состоящих на республиканских бюджетах союзных и автономных республик и на местных бюджетах, а также смет по специальным средствам, находящимся в непосредственном распоряжении министерств и ведомств союзных и автономных республик, исполкомов местных Советов народных депутатов или их отделов (управлений), определяется Советами Министров союзных республик.
После утверждения указанных смет министерства финансов союзных, автономных республик и местные финансовые органы составляют свод смет специальных средств учреждений, состоящих на республиканских бюджетах союзных и автономных республик и на местных бюджетах, по форме согласно приложению N 3.
Применительно к этой же форме составляется свод смет специальных средств учреждений, состоящих на сельских, поселковых и городских (городов районного подчинения) бюджетах.
Указанные своды смет являются приложениями к росписи доходов и расходов соответственно республиканского бюджета союзной, автономной республики и местного бюджета.
18. Министерства и ведомства СССР, союзных и автономных республик, отделы (управления) исполкомов местных Советов народных депутатов по получении утвержденных сводных смет специальных средств в пределах указанных в них сумм:
а) утверждают сметы специальных средств по бюджетным учреждениям, им подчиненным;
б) устанавливают для подведомственных организаций, имеющих в своем подчинении бюджетные учреждения, сводные сметы по каждому виду специальных средств. Сметы специальных средств каждого из учреждений, состоящих на бюджете и не подчиненных непосредственно министерствам или ведомствам СССР, союзных и автономных республик, отделам (управлениям) исполкомов местных Советов народных депутатов, утверждаются вышестоящими организациями, которым эти учреждения подчинены, в пределах установленных для этих организаций сводных смет специальных средств.
Сметы специальных средств бюджетных учреждений, подчиненных министерствам и ведомствам союзных и автономных республик, отделам (управлениям) исполкомов местных Советов народных депутатов, утверждаются в порядке, предусмотренном настоящим пунктом инструкции, если Советами Министров союзных республик не установлен иной порядок утверждения этих смет.
Сметы специальных средств бюджетных учреждений должны быть утверждены в сроки, установленные для утверждения смет расходов по бюджету.
19. Утверждение сметы специальных средств оформляется подписью руководителя (или заместителя руководителя) организации, утверждающей смету, с датой утверждения, а также оттиском печати этой организации на всех экземплярах сметы.
Смета утверждается в общей сумме доходов и общей сумме расходов с указанием суммы превышения доходов над расходами, подлежащей внесению в бюджет (с поквартальным распределением), и фонда заработной платы работников отдельно штатного и нештатного (несписочного) состава (с поквартальным распределением).
Для тех учреждений, которым согласно действующему законодательству разрешено расходовать суммы сверхпланового превышения доходов над расходами по специальным средствам на премирование работников, в сметах утверждается также поквартальное распределение общей суммы доходов и общей суммы расходов <*>.
--------------------------------
<*> Названные учреждения не должны принимать во внимание содержащиеся в форме сметы отметки, исключающие необходимость поквартального распределения общей суммы доходов и общей суммы расходов.
Первый экземпляр утвержденной сметы направляется бюджетному учреждению, второй остается в делах организации, утвердившей смету.
20. Действие утвержденных смет прекращается 31 декабря. Остатки специальных средств, образовавшиеся к концу года на текущем счете, переносятся в доходную часть сметы соответствующего вида специальных средств будущего года.
21. Специальные средства бюджетных учреждений хранятся на текущих счетах в учреждениях Госбанка СССР (а в соответствующих случаях - в сберкассах), открываемых для хранения специальных средств. Для всех видов специальных средств учреждению открывается один текущий счет.
Текущий счет по специальным средствам открывается бюджетному учреждению в том же учреждении Госбанка СССР (сберкассе), в котором этому учреждению открыт бюджетный (текущий) счет по финансированию из бюджета.
Если бухгалтерский учет исполнения смет бюджетных учреждений ведется централизованной бухгалтерией, то для всех учреждений, обслуживаемых этой бухгалтерией, открывается один текущий счет по специальным средствам. Этот текущий счет открывается учреждению, при котором находится централизованная бухгалтерия.
Специальные средства воинских частей, учреждений и организаций Министерства обороны, Министерства внутренних дел СССР и Комитета государственной безопасности СССР хранятся на текущих счетах, открываемых в порядке, установленном специальной инструкцией Госбанка СССР.
Порядок хранения специальных средств учреждений, состоящих на сельских, поселковых и городских (городов районного подчинения) бюджетах, определен в пункте 26 настоящей инструкции.
22. Открытие текущих счетов по специальным средствам производится учреждениями Госбанка СССР на основании заявлений по форме, установленной соответствующей инструкцией Госбанка СССР, и справок об утверждении смет специальных средств. Продление срока действия текущих счетов на новый год производится на основании справок об утверждении смет специальных средств на этот год.
Справки об утверждении смет специальных средств выдаются в порядке, предусмотренном в пункте 23 настоящей инструкции.
23. Справки об утверждении смет специальных средств выдаются бюджетным учреждениям организациями, утвердившими эти сметы (пункт 18 настоящей инструкции). Учреждениям, бухгалтерский учет которых сосредоточен в централизованных бухгалтериях, справки об утверждении смет специальных средств выдаются организациями, при которых организованы эти централизованные бухгалтерии.
Справки об утверждении смет специальных средств выдаются сроком на один календарный год и составляются по форме согласно приложению N 4 с соблюдением следующих правил:
а) каждому бюджетному учреждению, независимо от количества видов специальных средств, имеющихся у данного учреждения, выдается одна справка;
б) по учреждениям, обслуживаемым централизованными бухгалтериями, в справке показываются общие суммы доходов и расходов по специальным средствам всех учреждений, обслуживаемых данной централизованной бухгалтерией.
Если в сметах специальных средств бюджетных учреждений предусматриваются суммы превышения доходов над расходами, подлежащие зачислению в бюджет, организации, утвердившие сметы специальных средств таких учреждений, направляют финансовым органам по месту нахождения этих бюджетных учреждений второй экземпляр справки об утверждении сметы специальных средств. Финансовые органы осуществляют контроль за своевременным перечислением соответствующих сумм в доход бюджета.
24. После выдачи бюджетным учреждениям справок об утверждении смет специальных средств министерства и ведомства СССР, союзных и автономных республик, отделы (управления) исполкомов местных Советов народных депутатов (кроме исполкомов сельских, поселковых и городских (городов районного подчинения) Советов народных депутатов) составляют и представляют соответственно Министерству финансов СССР, министерствам финансов союзных и автономных республик и местным финансовым органам по форме согласно приложению N 5 перечни выданных справок об утверждении смет специальных средств по всем учреждениям, состоящим на соответствующем бюджете.
В указанных перечнях отражаются также справки, выданные организациями, утвердившими сметы специальных средств по учреждениям, непосредственно не подчиненным министерствам и ведомствам СССР, союзных и автономных республик, отделам (управлениям) исполкомов местных Советов народных депутатов.
Управления и отделы Министерства финансов СССР, министерств финансов союзных и автономных республик и местные финансовые органы обязаны тщательно проверять соответствие в этих перечнях сумм, на которые выданы справки для представления в учреждения Госбанка СССР, общим суммам, утвержденным по сводным сметам специальных средств.
25. Бюджетные учреждения, получившие справки об утверждении смет специальных средств, представляют эти справки в соответствующие учреждения Госбанка СССР для открытия текущего счета по специальным средствам или продления срока его действия.
Предельный срок представления в учреждения Госбанка СССР справок об утверждении смет специальных средств для продления срока действия открытого текущего счета по специальным средствам - 1 апреля.
26. Специальные средства, находящиеся в непосредственном распоряжении исполкомов сельских, поселковых и городских (городов районного подчинения) Советов народных депутатов, а также специальные средства подведомственных этим исполкомам учреждений, бухгалтерский учет которых централизован, хранятся на одном текущем счете, открываемом исполкому соответствующего Совета народных депутатов. На этом же текущем счете хранятся и другие внебюджетные средства (кроме сумм по поручениям, для которых открывается отдельный текущий счет) указанных исполкомов и подведомственных им учреждений (бухгалтерский учет которых централизован). Исполкомы сельских Советов народных депутатов хранят на этом текущем счете средства самообложения.
Текущие счета по специальным и другим внебюджетным средствам открываются исполкомам сельских, поселковых и городских (городов районного подчинения) Советов народных депутатов в учреждениях Госбанка СССР, осуществляющих кассовое исполнение сельских, поселковых и городских бюджетов. В тех случаях, когда кассовое исполнение сельского, поселкового и городского (города районного подчинения) бюджета осуществляется сберегательной кассой, текущий счет по специальным и другим внебюджетным средствам открывается исполкому соответствующего Совета народных депутатов в той же сберегательной кассе.
Для открытия названных выше текущих счетов исполкомы сельских, поселковых и городских (городов районного подчинения) Советов народных депутатов подают в учреждения Госбанка СССР или в сберегательные кассы заявления по форме, установленной соответствующими инструкциями Госбанка СССР. Справки об утверждении смет специальных средств для открытия этих текущих счетов и для продления срока их действия не представляются.
Состоящие на сельских, поселковых, городских (городов районного подчинения) бюджетах учреждения, бухгалтерский учет которых не централизован, хранят специальные средства на текущих счетах, открываемых в установленном порядке.
27. В случае неутверждения до 1 января сметы специальных средств, представленной бюджетным учреждением в установленном порядке на утверждение, ему разрешается впредь до утверждения сметы, но не позднее 1 апреля, производить расходы в пределах сумм, исчисленных в представленной смете, но не свыше одной двенадцатой части годовой суммы расходов ежемесячно.
В порядке, установленном настоящим пунктом инструкции, расходование средств допускается по тем видам специальных средств, которые были указаны в справке об утверждении смет по специальным средствам, представленной в учреждение Госбанка СССР в истекшем году. По специальным средствам, не названным в этой справке, расходы могут производиться только после утверждения сметы.
С 1 апреля подлежат закрытию текущие счета по специальным средствам тех бюджетных учреждений, которыми не представлены в учреждения Госбанка СССР справки об утверждении смет по этим средствам.
28. Доходы по специальным средствам могут поступать от плательщиков либо путем перечисления на текущий счет учреждения, на котором хранятся специальные средства, либо наличными деньгами непосредственно в кассу учреждения, где такие кассы разрешены действующими правилами. Принимать наличные деньги по доходам специальных средств может также лицо, на которое это возложено приказом по учреждению. О приеме денег плательщикам выдаются установленного образца квитанции или билеты.
29. Бюджетные учреждения обязаны расходовать специальные средства в пределах утвержденных смет и фактического поступления доходов по каждому виду специальных средств.
Выдача и перечисление средств с текущего счета по специальным средствам производятся на основании расчетно - денежных документов установленных форм.
При оплате расходов с текущих счетов по специальным средствам учреждения указывают в расчетно - денежных документах сумму свободного остатка средств на счете по каждому виду специальных средств (разница между поступившими доходами по данному виду специальных средств и произведенными расходами по этому же виду специальных средств). Сумма свободного остатка по данному виду специальных средств указывается без учета суммы, показанной в представляемом документе.
Платежные требования поставщиков за товарно - материальные ценности и оказанные услуги оплачиваются с текущих счетов по специальным средствам без истребования справок об остатке специальных средств. Учреждения учитывают суммы, выплаченные поставщикам за товарно - материальные ценности и оказанные услуги, в последующем порядке при представлении в учреждения Госбанка СССР чеков и платежных поручений.
30. Установленные по утвержденным сметам специальных средств суммы превышения доходов над расходами вносятся бюджетными учреждениями в доход соответствующего бюджета, если законодательством СССР не установлено иное направление этих сумм.
Превышение доходов над расходами по сметам специальных средств, подлежащее внесению в бюджет (пункт 19 настоящей инструкции), вносится бюджетными учреждениями соответственно в доход союзного бюджета, республиканских бюджетов союзных и автономных республик и местных бюджетов на раздел 12 § 16 классификации доходов ежеквартально не позднее 15-го числа последнего месяца квартала в суммах, установленных на соответствующие кварталы при утверждении сметы.
При поступлении доходов в меньшей сумме, чем предусмотрено по смете специальных средств, суммы превышения доходов над расходами вносятся бюджетными учреждениями в доход бюджета полностью в размере, установленном по смете, а расходы соответственно сокращаются.
31. Доходы, поступившие в течение года сверх сумм, предусмотренных по смете специальных средств, могут расходоваться в текущем году при наличии дополнительных смет, утвержденных в таком же порядке, в каком утверждены основные сметы специальных средств.
Утверждение дополнительных смет по специальным средствам учреждений производится после утверждения дополнительных сводных смет по специальным средствам. После утверждения дополнительных смет по специальным средствам соответствующие организации в установленном порядке выдают бюджетным учреждениям новые справки (приложение N 4 к настоящей инструкции), взамен ранее выданных, на всю сумму доходов и расходов по утвержденным сметам (с учетом сумм, утвержденных по дополнительным сметам), а в случаях, предусмотренных в последнем абзаце пункта 23 настоящей инструкции, направляют финорганам копии этих справок.
В тех случаях, когда в соответствии с действующим законодательством учреждению разрешено использовать на премирование работников суммы сверхпланового превышения доходов над расходами, составления дополнительных смет для расходования этих сумм не требуется.
32. Изменения в сметах отдельных учреждений сметных назначений путем увеличения расходов по одним статьям и уменьшения по другим статьям допускаются в исключительных случаях в пределах одного вида специальных средств с разрешения организации, утвердившей смету.
Изменения в сметах отдельных учреждений сметных назначений по заработной плате и государственным капитальным вложениям допускаются только в пределах назначений на эти цели, утвержденных в целом по сводной смете соответствующего вида специальных средств.
Передвижение сметных назначений из сметы одного вида специальных средств в смету другого вида специальных средств не допускается.
33. Министерства, ведомства СССР, союзных и автономных республик, отделы (управления) исполкомов местных Советов народных депутатов обязаны осуществлять систематический контроль за целевым и экономным расходованием специальных средств подведомственными им бюджетными учреждениями, за правильностью ведения ими бухгалтерского учета и составления отчетности по специальным средствам, а также не допускать фактов использования учреждениями в качестве специальных средств таких доходов, по которым не имеется разрешений, данных в порядке, установленном законодательством.
34. Управления и отделы Министерства финансов СССР, министерств финансов союзных и автономных республик и местные финансовые органы обязаны:
проверять своевременность и полноту поступления в бюджет сумм превышения доходов над расходами, предусмотренных по сметам специальных средств;
одновременно с рассмотрением сводных отчетов об исполнении смет расходов по бюджету анализировать отчетность об исполнении смет по специальным средствам и вносить предложения по устранению выявленных недостатков;
вести учет принятых решений об образовании специальных средств для учреждений соответствующих отраслей народного хозяйства;
совместно с министерствами, ведомствами, учреждениями и организациями рассматривать целесообразность существования отдельных видов специальных средств, ранее установленных. Систематически изучать возможность перевода на хозяйственный расчет тех учреждений и организаций, которые имеют специальные средства и условия для их перевода на хозяйственный расчет;
при подготовке предложений об установлении новых видов специальных средств внимательно изучать необходимость и целесообразность их образования.
35. По высшим учебным заведениям и научно - исследовательским учреждениям сметы специальных средств утверждаются в соответствии с действующим законодательством, определяющим права руководителей высших учебных заведений и научно - исследовательских учреждений.
Сводные сметы специальных средств научно - исследовательских учреждений по доходам от выполнения научно - исследовательских работ по договорам утверждаются:
по учреждениям, состоящим на союзном бюджете, - в порядке, установленном Министерством финансов СССР;
по учреждениям, состоящим на республиканских бюджетах союзных и автономных республик и местных бюджетах, - в порядке, установленном Советами Министров союзных республик.
Суммы превышения доходов над расходами, образующиеся у высших учебных заведений и научно - исследовательских учреждений в результате выполнения научно - исследовательских работ по договорам, используются в установленном порядке.
36. Министерства финансов союзных республик могут издавать указания по вопросам специальных средств учреждений, состоящих на республиканских бюджетах союзных и автономных республик и местных бюджетах, применительно к настоящей инструкции и в соответствии с законодательством союзных республик.
III. Суммы по поручениям
37. Суммами по поручениям являются средства, получаемые бюджетными учреждениями от предприятий, учреждений и организаций для выполнения определенных поручений.
Бюджетные учреждения могут получать в качестве сумм по поручениям средства для расчетов с выезжающими к месту работы молодыми специалистами, окончившими вузы и техникумы, на выплату учащимся техникумов и студентам вузов стипендий за счет промышленных предприятий, строек, совхозов и колхозов, направивших их в эти учебные заведения, на приобретение методической литературы и учебных пособий для заочников, на приобретение заказанных в централизованном порядке бланков документации по бухгалтерскому учету, отчетности и статистике, на приобретение путевок и т.д.
38. Денежные средства, получаемые бюджетными учреждениями для выполнения определенных поручений, хранятся на отдельных текущих счетах "Суммы по поручениям", открываемых бюджетным учреждениям в учреждениях Госбанка СССР (сберкассах). Указанные счета открываются при наличии разрешений соответствующих финансовых органов, за исключением случаев, предусмотренных в пункте 40 настоящей инструкции, и других случаев, когда согласно указаниям Министерства финансов СССР для открытия этих счетов разрешений финансовых органов не требуется.
Разрешения финансовых органов на открытие текущих счетов "Суммы по поручениям" выдаются на период, необходимый для выполнения определенных операций по счету, и действуют в течение срока, указанного в разрешениях. При отсутствии ограничений срока действия текущего счета в разрешении на открытие счета должно быть указано, что оно действительно до отмены.
В тех случаях, когда у бюджетного учреждения, которому открыт текущий счет "Суммы по поручениям", возникает необходимость в осуществлении по этому счету дополнительных операций с суммами по поручениям, для совершения которых требуются разрешения финансовых органов, финансовые органы дают разрешения на осуществление таких операций по открытому счету, причем обязательно с соблюдением вышеуказанных условий о сроке действия таких разрешений.
Разрешения финансовых органов на открытие текущих счетов "Суммы по поручениям", на продление срока действия ранее открытых текущих счетов и на проведение дополнительных операций по этим счетам даются по форме согласно приложению N 6 к настоящей инструкции.
Бюджетные учреждения, имеющие текущие счета "Суммы по поручениям", должны ежегодно, не позднее 1 марта, представлять соответствующим финансовым органам для контроля справки о движении средств по этим счетам за истекший год (по каждому виду операций) и выписки из акта внутриведомственного контроля о проверке обоснованности расходования средств по указанным счетам.
39. Учреждениям, состоящим на союзном бюджете, текущие счета "Суммы по поручениям" для совершения операций, требующих разрешения финансовых органов, открываются в учреждениях Госбанка СССР по письменному разрешению руководства Министерства финансов СССР на основании ходатайств соответствующих министерств и ведомств СССР. Для продления срока действия открытых в указанном порядке текущих счетов "Суммы по поручениям" или осуществления дополнительных операций с суммами по поручениям по уже открытым текущим счетам также представляются ходатайства.
В ходатайствах министерств и ведомств СССР об открытии текущего счета "Суммы по поручениям" (о продлении срока действия текущего счета "Суммы по поручениям" или об осуществлении дополнительных операций с суммами по поручениям по открытому текущему счету) должна быть дана характеристика источников поступления средств и целей, на которые они могут расходоваться, а также указаны номера и даты решений Правительства СССР или других нормативных актов, обуславливающих возможность получения бюджетными учреждениями средств для выполнения определенных поручений.
Управления и отделы отраслевого финансирования Министерства финансов СССР рассматривают эти ходатайства и в случае положительного решения поставленных в них вопросов подготавливают письма - разрешения, передают их в Бюджетное управление, которое после проверки указанных в них данных представляет их на подпись руководству Министерства финансов СССР, а после подписи направляет эти разрешения соответствующим учреждениям Госбанка СССР.
Применительно к указанному порядку должно производиться оформление разрешений на открытие текущих счетов "Суммы по поручениям" министерствами финансов союзных и автономных республик и местными финансовыми органами.
40. Высшим и средним специальным учебным заведениям текущие счета "Суммы по поручениям" для зачисления средств по расчетам с молодыми специалистами, направляемыми к месту работы после окончания учебных заведений, и средств, перечисляемых промышленными предприятиями, стройками, совхозами и колхозами для выплаты стипендий студентам высших учебных заведений и учащимся средних специальных учебных заведений, направленным ими в эти учебные заведения, открываются учреждениями Госбанка СССР по разрешениям вышестоящих организаций, подписанным их руководителями и главными бухгалтерами или их заместителями. В разрешениях указывается срок их действия, но не более 5 лет.
41. Денежные средства, зачисленные на текущие счета "Суммы по поручениям", расходуются бюджетными учреждениями строго по целевому назначению, указанному в соответствующем поручении.
Бюджетное учреждение, получившее суммы по поручениям, после выполнения поручения обязано выслать предприятию, учреждению, организации, давшим поручение, отчет об израсходованных средствах и вернуть неиспользованный остаток полученных сумм.
42. Бюджетные учреждения, получившие суммы по поручениям от других бюджетных учреждений и не использовавшие их по назначению в текущем году, обязаны не позднее 31 декабря возвратить полученные суммы учреждениям, перечислившим эти суммы.
Суммы по поручениям, полученные бюджетным учреждением от предприятий и хозяйственных организаций и не использованные в текущем году, также подлежат возврату.
Не подлежат возврату и используются по назначению в следующем году зачисленные на текущие счета "Суммы по поручениям" средства на выплату премий и оказание единовременной помощи, а в установленных случаях и другие средства.
43. На текущие счета "Суммы по поручениям" зачисляются также следующие поступления:
а) на текущие счета министерств и ведомств СССР, союзных и автономных республик, исполкомов краевых, областных, окружных, районных и городских Советов народных депутатов, а также бюджетных учреждений - средства для выплаты премий работникам предприятий, учреждений, организаций и на оказание единовременной помощи;
б) на текущие счета научно - исследовательских учреждений, финансируемых из государственного бюджета, - средства, поступающие в соответствии с действующим законодательством на образование фонда премирования работников этих учреждений;
в) на текущие счета отделов исполкомов Советов народных депутатов, при которых имеются централизованные бухгалтерии, или на текущие счета учреждений, бухгалтерский учет которых не централизован, - средства за сбор лома черных и цветных металлов, за сдачу и сбор других видов вторичного сырья, коконов и пищевых отходов;
г) на текущие счета отделов народного образования - средства от экономии расходов по бюджету на содержание школ, переводимые районными (городскими) финансовыми отделами, и средства, выделяемые шефствующими предприятиями, колхозами, совхозами, профсоюзными и другими организациями, - на создание фондов школьных учебников в начальных, восьмилетних и средних общеобразовательных школах;
д) другие поступления на текущие счета сумм по поручениям, предусмотренные отдельными указаниями Министерства финансов СССР.
В тех случаях, когда учреждения не имеют текущих счетов сумм по поручениям для хранения и расходования средств, указанных в подпунктах "а" - "д" настоящего пункта, эти счета открываются:
для сумм, указанных в подпунктах "а" и "б" настоящего пункта, - по заявлениям учреждений, представляемым в учреждения Госбанка СССР. В заявлении делается ссылка на соответствующее постановление (решение) Совета Министров СССР, Совета Министров союзной или автономной республики, решение исполкома местного Совета народных депутатов либо на действующее Положение о премировании;
для сумм, указанных в подпунктах "в" и "г" настоящего пункта, - по письменным разрешениям финансовых органов;
для сумм, указанных в подпункте "д" настоящего пункта, - в порядке, предусмотренном соответствующими указаниями Министерства финансов СССР, а если в указаниях Министерства финансов СССР порядок открытия счетов не установлен, - по письменным разрешениям финансовых органов.
44. Министерства и ведомства СССР, союзных и автономных республик, отделы (управления) исполкомов местных Советов народных депутатов обязаны обеспечить систематическую проверку в каждом учреждении правильности расходования средств со счетов "Суммы по поручениям" и принимать меры к недопущению нарушений в расходовании этих средств.
В тех случаях, когда факты нарушений в расходовании средств со счетов "Суммы по поручениям" были выявлены финансовыми органами, соответствующий финансовый орган рассматривает вопрос о возможности дальнейшего осуществления учреждениями, у которых выявлены такие нарушения, операций с суммами по поручениям.
IV. Депозитные суммы
45. Депозитными суммами являются средства, поступающие во временное распоряжение бюджетных учреждений и подлежащие по наступлении определенных условий возврату вносителям или передаче по назначению.
46. Депозитные суммы хранятся на отдельных текущих счетах в учреждениях Госбанка СССР. Средства со счетов по депозитным суммам выдаются по именным чекам или перечисляются по платежным поручениям на имя тех лиц или организаций, которым эти суммы подлежат выдаче.
Нотариальные конторы могут выдавать гражданам внесенные на их имя в депозит денежные суммы наличными деньгами из кассы конторы лишь в пределах 30 рублей.
Ответственность за правильность выдачи депозитных сумм несет руководитель бюджетного учреждения.
47. Хранение на текущих счетах депозитных сумм ограничивается следующими сроками:
а) депозитные суммы, подлежащие передаче гражданам, хранятся в течение трех лет;
б) депозитные суммы, подлежащие передаче предприятиям, организациям и учреждениям (кроме бюджетных учреждений), хранятся в течение одного года.
Течение сроков, указанных в подпунктах "а" и "б" настоящего пункта, исчисляется со дня направления извещения лицу или предприятию, организации, учреждению, на имя которых внесены депозитные суммы, о внесении соответствующих сумм в депозит, а для сумм, внесенных в депозит по нерешенным судебным делам, - со дня вынесения решения судом.
Если лицо или предприятие, организация, учреждение, на имя которых внесены депозитные суммы, находятся за границей и для распоряжения этими суммами необходимо получить разрешение, то течение этих сроков исчисляется со дня получения такого разрешения;
в) депозитные суммы, подлежащие передаче бюджетным учреждениям, хранятся до 31 декабря того года, в котором эти суммы были внесены, а суммы, внесенные в депозит по нерешенным судебным делам, хранятся до 31 декабря того года, в котором судом было вынесено решение.
48. Невостребованные депозитные суммы по истечении сроков их хранения, указанных в пункте 47 настоящей инструкции, подлежат перечислению по распоряжению бюджетного учреждения, на текущем счете которого хранятся эти суммы, в доход соответствующего бюджета.
49. Порядок хранения и использования бюджетными учреждениями депозитных сумм в иностранной валюте, находящихся как на территории СССР, так и за границей, устанавливается министерствами и ведомствами СССР, которым подчинены эти учреждения, по согласованию с Министерством финансов СССР.
V. Другие внебюджетные средства
50. Другие внебюджетные средства бюджетных учреждений - это средства, не входящие в состав специальных средств, сумм по поручениям и депозитных сумм. Другие внебюджетные средства образуются в соответствии с законодательством Союза ССР и в устанавливаемых им пределах законодательством союзных республик.
По каждому виду этих средств Министерством финансов СССР даются отдельные указания о порядке их планирования, использования, учета и отчетности, а также о порядке их зачисления на соответствующие счета в учреждениях Госбанка СССР.
К другим внебюджетным средствам, в частности, относятся:
а) плата за содержание детей в дошкольных учреждениях;
б) плата за обучение детей в музыкальных школах - семилетках;
в) средства, образующие фонд всеобщего обязательного обучения (фонд всеобуча) в общеобразовательных школах для оказания материальной помощи нуждающимся учащимся;
г) средства, поступающие на питание детей в школах с продленным днем и в интернатах при школах;
д) плата за пользование общежитиями при высших и средних специальных учебных заведениях;
е) средства, оставляемые учебным заведениям Государственного комитета СССР и государственных комитетов союзных республик по профессионально - техническому образованию из сумм, поступающих за работы, выполняемые учащимися, и по договорам на подготовку кадров и повышение квалификации рабочих;
ж) средства на расширение и укрепление материально - технической базы высших и средних специальных учебных заведений и научно - исследовательских учреждений;
з) средства, оставляемые органам охотничьего хозяйства из сумм, взыскиваемых за нарушение правил и сроков охоты и заготовки продукции охотничьего хозяйства;
и) средства, оставляемые органам рыбоохраны из сумм, взыскиваемых в возмещение ущерба, причиненного рыбным запасам, от реализации отобранной рыбы, плавучих средств и орудий лова, от штрафов за нарушение правил рыболовства;
к) средства по расчетам за форменную одежду, выдаваемую работникам некоторых министерств (ведомств) и подведомственных им бюджетных учреждений.
При этом средства, указанные в подпунктах "а", "б" и "д" настоящего пункта, зачисляются на бюджетные (текущие) счета соответствующих учреждений, средства, указанные в подпунктах "в", "г" и "ж", хранятся на текущих счетах по специальным средствам, а средства, указанные в подпунктах "е", "з", "и" и "к" настоящего пункта, - на текущих счетах по внебюджетным средствам, открываемых соответствующим учреждениям в учреждениях Госбанка СССР.
* * *
51. В связи с изданием настоящей инструкции считать утратившими силу:
Приказ по Министерству финансов СССР от 8 сентября 1948 г. N 791 "Об усилении контроля за образованием и расходованием специальных средств учреждений, состоящих на союзном, республиканских и местных бюджетах";
инструкцию Министерства финансов СССР от 9 апреля 1952 г. N 489 "О порядке рассмотрения и исполнения смет специальных средств учреждений, состоящих на союзном бюджете, республиканских бюджетах союзных и автономных республик и местных бюджетах";
письмо Министерства финансов СССР от 14 ноября 1963 г. N 336 "О порядке зачисления средств, получаемых бюджетными учреждениями за сбор пищевых отходов, сдаваемые коконы и все виды вторичного сырья";
Приказ по Министерству финансов СССР от 27 августа 1964 г. N А-596 "Об усилении контроля за образованием и расходованием специальных средств учреждений, состоящих на союзном бюджете";
письмо Министерства финансов СССР от 6 декабря 1971 г. N 244 "Об изменении приложения N 3 к инструкции Министерства финансов СССР от 9 апреля 1952 г. N 489 "О порядке рассмотрения и исполнения смет специальных средств учреждений, состоящих на союзном бюджете, республиканских бюджетах союзных и автономных республик и местных бюджетах".
Министр финансов СССР
В.Ф.ГАРБУЗОВ
Приложение N 1
к инструкции
Министерства финансов СССР
от 12 июня 1981 г. N 120
(пункт 8)
СМЕТА ДОХОДОВ И РАСХОДОВ ПО СПЕЦИАЛЬНЫМ СРЕДСТВАМ
_________________________________________
(наименование учреждения)
УТВЕРЖДЕНА:
СМЕТА ДОХОДОВ И РАСХОДОВ ПО СПЕЦИАЛЬНЫМ СРЕДСТВАМ
НА ____________________ 198_ г.
по _______________________________________________________________
(название специальных средств)
__________________________________________________________________
(наименование учреждения)
__________________________________________________________________
(полный адрес)
К смете прилагаются: производственные показатели, положенные в основу сметы; расчеты по доходам и по каждой статье расходов; пояснительная записка к смете.
Примечание. Смета составляется и утверждается по каждому виду специальных средств.
Приложение N 2
к инструкции
Министерства финансов СССР
от 12 июня 1981 г. N 120
(пункт 14)
СВОДНАЯ СМЕТА СПЕЦИАЛЬНЫХ СРЕДСТВ
НА 19__ ГОД
Приложение N 3
к инструкции
Министерства финансов СССР
от 12 июня 1981 г. N 120
(пункт 17)
Приложение N 4
к инструкции
Министерства финансов СССР
от 12 июня 1981 г. N 120
(пункт 23)
Источники доходов по специальным средствам и направление их расходов, а также решения, в соответствии с которыми образованы специальные средства, включенные в настоящую справку, указаны на обороте.
(Оборот справки)
ИСТОЧНИКИ ДОХОДОВ
ПО СПЕЦИАЛЬНЫМ СРЕДСТВАМ И НАПРАВЛЕНИЕ ИХ РАСХОДОВ,
А ТАКЖЕ РЕШЕНИЯ, В СООТВЕТСТВИИ С КОТОРЫМИ ОБРАЗОВАНЫ
СПЕЦИАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА, ВКЛЮЧЕННЫЕ В НАСТОЯЩУЮ
СПРАВКУ
--------------------------------
<*> При оформлении справок в установленных случаях министерствами финансов и финансовыми органами справки подписываются теми должностными лицами министерств финансов и финансовых органов, которыми подписываются документы в учреждения Госбанка СССР на открытие кредитов по союзному бюджету и республиканским бюджетам союзных республик и на перечисление средств из республиканских бюджетов автономных республик и местных бюджетов.
Справки об утверждении смет специальных средств учреждений, учет которых централизован, подписываются руководителем организации, при которой организована централизованная бухгалтерия, и главным бухгалтером этой бухгалтерии.
Справки об утверждении смет специальных средств учреждений (учет которых не централизован), состоящих на сельских, поселковых и городских (городов районного подчинения) бюджетах, подписываются председателем и бухгалтером (секретарем) исполкома соответствующего Совета народных депутатов.
Отметки Госбанка:
Приложение N 5
к инструкции
Министерства финансов СССР
от 12 июня 1981 г. N 120
(пункт 24)
ПЕРЕЧЕНЬ
СПРАВОК ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СМЕТ СПЕЦИАЛЬНЫХ СРЕДСТВ
ПО ПОДВЕДОМСТВЕННЫМ БЮДЖЕТНЫМ УЧРЕЖДЕНИЯМ НА 19__
ГОД, ВЫДАННЫХ ДЛЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ В УЧРЕЖДЕНИЯ
ГОСБАНКА СССР
Подписи руководителя
и главного бухгалтера организации,
составившей перечень справок
Приложение N 6
к инструкции
Министерства финансов СССР
от 12 июня 1981 г. N 120
(пункт 38)