Информация Банка России от 08.04.2010
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ИНФОРМАЦИЯ
от 8 апреля 2010 года
Департамент внешних и общественных связей Банка России сообщает, что в территориальные учреждения Центрального банка Российской Федерации направлено письмо Банка России от 05.04.2010 N 04-15-6/1550 "Об оценке рисков банков на собственников" следующего содержания.
Одним из наиболее важных уроков кризиса для российской банковской системы явилось подтверждение того известного из мирового опыта факта, что операции с владельцами (собственниками) и иными аффилированными (связанными) с банком лицами являются в общем случае существенно более рискованными, чем операции с третьими (не аффилированными по отношению к банку) лицами.
Практически для всех банков, испытавших в период кризиса серьезные потрясения, была характерна повышенная концентрация рисков на бизнес владельцев. Причем именно это обстоятельство вкупе с характером объектов вложений средств (инвестиционные проекты) в подавляющем большинстве случаев и явилось главной причиной финансовых проблем банков.
В связи с вышеизложенным Банк России предложил своим территориальным учреждениям провести целенаправленную работу по оценке уровня рисков, принятых банками, на реальных (бенефициарных) собственников и аффилированных с ними лиц (в соответствии с определением аффилированных лиц, предусмотренных ст. 4 Федерального закона от 22.03.1991 N 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках"), включая риски, принятые на бизнес собственников и аффилированных лиц (далее указанные риски именуются рисками на собственников банка).
Оценка уровня рисков на собственников банка будет производиться исходя из содержательных подходов, т.е. не только по критерию правовых связей или связей по капиталу, но и на основании фактического владения физическими лицами банком и соответствующим бизнесом (организациями).
Как показывает имеющийся опыт, признаками принятия рисков на собственников являются в том числе операции банка, проводимые с компаниями:
- имеющими большую долю операций, проводимых без очевидного экономического смысла, либо операций, смысл которых состоит в обеспечении номинального соблюдения (фактического обхода) установленных пруденциальных требований по предельному уровню рисков (в т.ч. кредитному, ликвидности), по уровню доходности и т.п.;
- не ведущими реальной деятельности в сфере материального производства и услуг. При этом, как правило, деятельность ведется в сфере "финансового" бизнеса, суть которого сводится к "транзиту", т.е. передаче средств разными способами (кредитные, в т.ч. вексельные, либо инвестиционные схемы) третьим лицам с конечным назначением "финансирование (кредитование) различных проектов";
- имеющими заведомо усложненную структуру собственности, в т.ч. когда владение компаниями осуществляется через офшоры;
- имеющими в качестве учредителей и/или в составе органов управления лиц, являющихся сотрудниками банка (их родственниками) и/или руководителями/сотрудниками в других компаниях, принадлежащих собственникам банка;
- зарегистрированными по адресам массовой регистрации, и/или по адресам структурных подразделений банка, и/или по адресам компаний, принадлежащих собственникам банка либо аффилированным с ними лицам.
Иными признаками концентрации обслуживания бизнеса собственников банка являются занимающие значительную долю в деятельности банка:
- кредиты, предоставленные заемщикам на "общие" цели, т.е. без идентификации конкретной цели кредитования (например, кредиты на "пополнение оборотных средств", "неотложные нужды" и т.п.), особенно если указанные заемщики не ведут деятельности в сфере материального производства и услуг. Иногда такие кредиты предоставляются на льготных условиях;
- операции с векселями (в т.ч. собственными векселями банка), облигациями, паями паевых инвестиционных фондов, долями участия и/или акциями не известных на рынке компаний;
- фидуциарные (доверительные) сделки. Такого рода сделки иногда осуществляются через размещение денежных средств на корреспондентских счетах в банках-корреспондентах и/или в виде межбанковских кредитов. В свою очередь, связанность средств может быть установлена на основании анализа условий размещения средств. Признаком связанности выступает также фактическая "обездвиженность" средств на корреспондентских счетах в других банках и не характерная для межбанковских кредитов длительность кредитования. Последняя может камуфлироваться изменением контрагентов по межбанковским кредитам при схожести общей величины предоставленных кредитов.
При обслуживании банками бизнеса их собственников одновременно проявляются, как правило, несколько характерных для такой деятельности признаков. Необходимо учитывать также и то, что "схемы", используемые банками в целях сокрытия реального содержания операций, связанных с обслуживанием бизнеса собственников, с течением времени меняются и усложняются. В связи с этим приведенный в настоящем письме перечень признаков не может рассматриваться как исчерпывающий.
Источниками информации для изучения уровня концентрации рисков банков на бизнес собственников могут быть: отчетность кредитных организаций, включая отчетность по МСФО, акты проверок их деятельности, справки кураторов и уполномоченных представителей Банка России, назначенных в кредитную организацию в соответствии со ст. 76 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", результаты посещений соответствующих компаний в целях визуальной оценки характера деятельности, материалы СМИ, в т.ч. с сайтов банков и предприятий-получателей, включая конечных получателей средств, запросы и ответы банков, материалы деловых встреч (совещаний), проведенных с руководством и собственниками банков, и т.п.
Банк России ориентирует территориальные учреждения на максимально консервативные оценки уровня рисков банков на собственников.
О результатах работы по оценке уровня рисков, принятых банками на их собственников, влиянии указанных рисков на финансовую устойчивость банков территориальным учреждениям предложено информировать Банк России.
В случаях, когда риск на каждого собственника банка (группу связанных собственников) превышает 20% капитала банка, территориальным учреждениям рекомендовано проводить с соответствующими банками и их собственниками надзорные мероприятия в рамках предупредительных мер надзорного реагирования. В ходе этих мероприятий целесообразно предложить банкам и собственникам определить перспективы снижения концентрации рисков на собственников и диверсификации банковского бизнеса с разработкой соответствующих графиков, ориентированных на достижение результата в разумное время.