Рейтинг@Mail.ru

<Информация> Комитета по региональной политике и местному самоуправлению ГД ФС РФ от 17.06.2025

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

КОМИТЕТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ ПО РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ

И МЕСТНОМУ САМОУПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ФЕДЕРАЛЬНОГО

СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ИНФОРМАЦИЯ

от 17 июня 2025 года

О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ,

СВЯЗАННЫХ С ПРОВОДИМОЙ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ РЕФОРМОЙ СИСТЕМЫ

МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Положения части 2 статьи 9 Федерального закона от 20 марта 2025 г. N 33-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти" (далее - Федеральный закон N 33-ФЗ) предусматривают, что местное самоуправление осуществляется в следующих видах муниципальных образований:

1) городской округ;

2) муниципальный округ;

3) внутригородское муниципальное образование города федерального значения.

При этом в силу положений части 7 статьи 9 Федерального закона N 33-ФЗ в субъектах Российской Федерации, имеющих социально-экономические, исторические, национальные и иные особенности, регулирование вопросов организации местного самоуправления может осуществляться с учетом особенностей, предусматривающих возможность сохранения установленной законом субъекта Российской Федерации на день вступления в силу данного Федерального закона территориальной организации местного самоуправления с осуществлением местного самоуправления в видах муниципальных образований, указанных в пунктах 1 и 2 части 2 данной статьи, и (или) муниципальных образованиях, образующих двухуровневую систему организации местного самоуправления (поселения (сельские и городские) и муниципальные районы).

Необходимо учитывать, что дата официального опубликования Федерального закона N 33-ФЗ (официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 20.03.2025) и дата вступления его в силу (с 19.06.2025) не совпадают.

Положения части 3 статьи 91 Федерального закона N 33-ФЗ предусматривают, что со дня вступления в силу указанного Федерального закона (то есть с 19 июня 2025 года) могут быть приняты законы субъектов Российской Федерации, устанавливающие одноуровневую территориальную организацию местного самоуправления в соответствующем субъекте Российской Федерации с осуществлением местного самоуправления в видах муниципальных образований, указанных в пунктах 1 и 2 части 2 статьи 9 данного Федерального закона, на всей территории соответствующего субъекта Российской Федерации или на территории отдельного муниципального района.

Согласно положениям части 8 статьи 91 Федерального закона N 33-ФЗ законом субъекта Российской Федерации, принимаемым в соответствии с частью 3 данной статьи, может быть предусмотрено образование муниципального округа или городского округа в границах, совпадающих с границами территории существовавшего по состоянию на день вступления в силу Федерального закона N 33-ФЗ поселения (сельского, городского), а также муниципального района.

В данном случае, если в границах всех поселений, входивших в состав территории муниципального района, образованы муниципальные и (или) городские округа, муниципальный район упраздняется.

Из системного толкования указанных положений Федерального закона N 33-ФЗ следует, что вопрос о принятии законов субъектов Российской Федерации, указанных в частях 3 и 8 статьи 91 данного Федерального закона, может решаться законодательными органами субъектов Российской Федерации.

Вместе с тем необходимо учитывать, что в силу положений части 2 статьи 91 Федерального закона N 33-ФЗ законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, регулирующие вопросы организации местного самоуправления, муниципальные правовые акты подлежат приведению в соответствие с данным Федеральным законом не позднее 1 января 2027 года. До их приведения в соответствие с Федеральным законом N 33-ФЗ они применяются к соответствующим отношениям в части, не противоречащей указанному Федеральному закону.

При этом следует отметить, что положения части 2 статьи 91 Федерального закона N 33-ФЗ должны применяться во взаимосвязи с положениями части 7 статьи 9 Федерального закона N 33-ФЗ, предусматривающих возможность сохранения установленной законом субъекта Российской Федерации на день вступления в силу данного Федерального закона территориальной организации местного самоуправления, в том числе двухуровневой системы территориальной организации местного самоуправления (то есть муниципальные районы и городские, сельские поселения, входящие в его состав).

Согласно положениям части 1 статьи 94 Федерального закона N 33-ФЗ данный Федеральный закон вступает в силу по истечении девяноста дней после дня его официального опубликования (то есть с 19 июня 2025 года), за исключением статей 32, 37, 39 и части 23 статьи 89 указанного Федерального закона.

Следовательно, до вступления в силу Федерального закона N 33-ФЗ должны применяться положения Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ).

Так, согласно части 3.1 статьи 13 Федерального закона N 131-ФЗ объединение всех поселений, входящих в состав муниципального района, с городским округом осуществляется с согласия населения поселений, муниципального района и городского округа, выраженного представительным органом соответствующего поселения, муниципального района и городского округа. При этом муниципальный район, в котором все поселения, входившие в его состав, объединились с городским округом, а также соответствующие поселения утрачивают статус муниципального образования.

В части 3.1-1 статьи 13 Федерального закона N 131-ФЗ предусмотрено, что объединение всех поселений, входящих в состав муниципального района, осуществляется с согласия населения, выраженного представительными органами соответствующих поселений и муниципального района, и влечет наделение вновь образованного муниципального образования статусом муниципального округа.

При этом, если население двух и более поселений не выразило в установленной форме своего согласия на объединение всех поселений, входящих в состав муниципального района, такое объединение не осуществляется. В данном случае муниципальный район, в котором все поселения, входившие в его состав, объединились, а также указанные поселения утрачивают статус муниципального образования.

Необходимо также учитывать, что в силу требований пункта 4 части 3 статьи 28 Федерального закона N 131-ФЗ на публичные слушания должны выноситься вопросы о преобразовании муниципального образования, за исключением случаев, если в соответствии со статьей 13 данного Федерального закона для преобразования муниципального образования требуется получение согласия населения муниципального образования, выраженного путем голосования либо на сходах граждан.

В положениях Федерального закона N 33-ФЗ не предусмотрено специальных норм, исключающих применение в переходный период до вступления в силу данного Федерального закона требований, установленных частями 3.1 и 3.1-1 статьи 13 Федерального закона N 131-ФЗ о необходимости получения согласия населения, выраженного представительными органами соответствующих поселений и муниципального района на осуществление объединения всех поселений, входящих в состав муниципального района, в муниципальный округ, а также пунктом 4 части 3 статьи 28 данного Федерального закона о необходимости вынесения на публичные слушания вопроса об осуществлении преобразования вышеуказанных муниципальных образований в муниципальный округ.

В связи с изложенным полагаем, что указанные положения Федерального закона N 131-ФЗ до вступления в силу Федерального закона N 33-ФЗ (то есть до 19 июня 2025 года) продолжают действовать и подлежат применению в полном объеме, в том числе в части порядка осуществления в вышеупомянутых случаях преобразования муниципальных образований.

Вместе с тем, необходимо учитывать, что с даты вступления в силу Федерального закона N 33-ФЗ, с учетом применения положений части 3 стати 91 данного Федерального закона, могут быть приняты законы субъектов Российской Федерации, устанавливающие одноуровневую систему территориальной организации местного самоуправления в соответствующем субъекте Российской Федерации с осуществлением местного самоуправления в видах муниципальных образований, указанных в пунктах 1 и 2 части 2 статьи 9 данного Федерального закона (муниципальные и городские округа).

В данном случае не требуется получения согласия населения, выраженного представительными органами поселений и муниципального района и проведение публичных слушаний для осуществления преобразования данных муниципальных образований в муниципальные или городские округа, поскольку с даты вступления в силу Федерального закона N 33-ФЗ соответствующие положения Федерального закона N 131-ФЗ утратят силу, а положения частей 3 и 8 статьи 91 Федерального закона N 33-ФЗ, устанавливающие порядок преобразования муниципальных образований в переходный период, указанных требований не предусматривают.

При этом порядок перехода к одноуровневой системе территориальной организации местного самоуправления в субъекте Российской Федерации в переходный период должен конкретизироваться в законе соответствующего субъекта Российской Федерации, указанного в частях 3 и 8 статьи 91 Федерального закона N 33-ФЗ.

Также следует отметить, что после принятия указанного закона субъекта Российской Федерации, предусматривающего переход к одноуровневой системе территориальной организации местного самоуправления в соответствующем субъекте Российской Федерации, дальнейшее преобразование муниципальных округов и городских округов должно осуществляться в соответствии с общими положениями Федерального закона N 33-ФЗ (в частности, в соответствии с положениями статей 12, 47 и других).

Другие документы по теме
"О ставках вывозных таможенных пошлин на нефть и отдельные категории товаров, выработанных из нефти, на период с 1 по 31 июля 2025 года"
"Сопоставительная таблица кодов классификации расходов федерального бюджета, применяемых в 2024 году, к кодам классификации расходов федерального бюджета, применяемым в 2025 году"
"О реализации права Росфинмониторинга приостанавливать операции в связи с подозрениями в отмывании преступных доходов"
"Правительство уточнило периодичность и основания проведения контрольных и профилактических мероприятий в сфере соцобслуживания"
Ошибка на сайте