<Информация> Рослесхоза
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА
ИНФОРМАЦИЯ
РАЗЪЯСНЕНИЯ
ПО ПОРЯДКУ ПОДГОТОВКИ РАЗДЕЛОВ 3.11 И 4.2 ТИПОВОЙ ФОРМЫ
И СОСТАВА ЛЕСНОГО ПЛАНА СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ,
УТВЕРЖДЕННОЙ ПРИКАЗОМ МИНПРИРОДЫ РОССИИ
ОТ 20.12.2017 Г. N 692
Раздел 3.11 "Информация об экологическом потенциале, потенциале средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов" (приложение 20 к Типовой форме лесного плана субъекта Российской Федерации)
Парижское соглашение признает важность сохранения и увеличения, в зависимости от обстоятельств, поглотителей и накопителей парниковых газов, упомянутых в Рамочной Конвенции ООН об изменении климата.
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Парижского соглашения, для достижения долгосрочной глобальной температурной цели, Стороны стремятся как можно скорее достичь глобального пика выбросов парниковых газов, а также добиться впоследствии быстрых сокращений в соответствии с наилучшими имеющимися научными знаниями, в целях достижения сбалансированности между антропогенными выбросами из источников и абсорбцией поглотителями парниковых газов во второй половине этого века на основе справедливости и в контексте устойчивого развития и усилий по искоренению нищеты. В данном случае подразумевается снижение выбросов во всех экономических областях (энергетике, тяжелой и добывающей промышленностях), а также увеличение поглощения углерода благодаря увеличению стоков в секторе землепользования.
Пунктом 2 статьи 5 Парижского соглашения уточняются виды проектов в секторе землепользования, которые могут направлены на сокращение выбросов из источников и абсорбцией поглотителями парниковых газов - это "деятельность, связанная с сокращение выбросов в результате обезлесения и деградации лесов и с ролью сохранения лесов, устойчивого управления лесами и увеличение накопления углерода в лесах".
Данные по динамике углеродного баланса субъекта Российской Федерации за определенный год должны соответствовать официальной информации, представленной в Национальном докладе о кадастре антропогенных выбросов из источников и абсорбции поглотителями парниковых газов не регулируемых Монреальским протоколом, который представляется Российской Федерацией во исполнение своих обязательств по Рамочной Конвенции ООН об изменении климата и Киотского протокола. Данные по нетто-поглощению в разрезе субъектов РФ и пулов представлены в таблице П.3.3.2 "Поглощение углерода различными пулами управляемых лесов лесного фонда по федеральным округам и субъектам Российской Федерации". Данные по потерям углерода управляемыми лесами в разрезе субъектов Российской Федерации и пулов представлены в таблицах П.3.3.3 "Потери углерода управляемыми лесами лесного фонда от деструктивных пожаров и прочих причин гибели древостоев по федеральным округам и субъектам Российской Федерации" и П.3.3.4 "Потери углерода управляемыми лесами лесного фонда от сплошных рубок по федеральным округам и субъектам Российской Федерации". Данные о бюджете углерода по пулам в разрезе субъектов Российской Федерации представлены в таблице П.3.3.6 "Бюджет углерода управляемых лесов лесного фонда (без учета кустарников) по федеральным округам и субъектам Российской Федерации". (Приложение таблицы П.3.3.2, П.3.3.3, П.3.3.4, П.3.3.6).
За дальнейшими разъяснениями по порядку использования данных Национального доклада о кадастре антропогенных выбросов из источников и абсорбции поглотителями парниковых газов в части бюджета углерода лесов следует обращаться к его разработчику - федеральное государственное бюджетное учреждение "Институт глобального климата и экологии Росгидромета и РАН", Романовская А.А. - директор, Коротков В.Н. - ведущий научный сотрудник, электронная почта fgbuigce@igce.ru, сайт ФГБУ "ИГКЭ Росгидромета и РАН" http://www.igce.ru
Представление данных по форме приложения 20 должно сопровождаться оценкой эффективности лесоуправления с точки зрения сохранения и увеличения углеродного баланса, а также выводами о необходимости (или ее отсутствии) проведения лесохозяйственных мероприятий, направленных на смягчение антропогенного воздействия на климатическую систему (сокращение выбросов парниковых газов).
Раздел 4.2 "Информация о планируемых мероприятиях по сохранению экологического потенциала лесов, адаптации к изменениям климата и повышению устойчивости лесов" (приложение 21 к Типовой форме лесного плана субъекта Российской Федерации)
В силу пункта 2 статьи 7 Парижского соглашения, адаптация представляет собой глобальный вызов, стоящий перед всеми в местном, субнациональном, региональном и международном измерениях, а также является ключевым компонентом долгосрочного глобального реагирования на изменение климата в целях защиты людей, средств к существованию и экосистем и вносит вклад в такое реагирование.
Существующая потребность в адаптации является значительной. При этом более высокие уровни предотвращения изменения климата могут снизить потребности в дополнительных усилиях по адаптации, а более значительные потребности в адаптации могут быть сопряжены с более высокими расходами на адаптацию.
В соответствии с пунктом 9 статьи 7 Парижского соглашения каждая Сторона надлежащим образом участвует в процессах планирования и осуществлении действий в области адаптации, включая разработку или укрепление соответствующих планов, политики и/или вкладов, которые могут включать, в том числе, процесс формулирования и осуществления национальных планов в области адаптации; оценку воздействий изменения климата и уязвимости в целях формулирования определяемых на национальном уровне приоритетных действий, принимая во внимание потребности наиболее уязвимых людей, мест и экосистем; мониторинг и оценку планов, политики, программ и действий в области адаптации и обучение на их основе; и повышение сопротивляемости социально-экономических и экологических систем, в том числе путем диверсификации экономики и устойчивого управления природными ресурсами.
Адаптация к изменению климата это приспособление в ответ на фактическое или ожидаемое воздействие изменения климата или его последствий, которое позволяет снизить вред или использовать благоприятные возможности.
Адаптационные меры это определенные действия, направленные на уменьшение уязвимости системы или повышения ее способности к адаптации.
Подпунктами "a" и "b" пункта 1 решения 5/СР.17 РКИК ООН признается, что процесс, связанный с национальными планами в области адаптации способствует снижению уязвимости к воздействиям изменения климата путем формирования адаптационного потенциала и устойчивости к ним, а также содействует последовательной интеграции мер по адаптации к изменению климата в соответствующие новые и существующие политику, программы и виды деятельности, в частности в процессы планирования развития и стратегии развития, во всех соответствующих секторах и при необходимости на различных уровнях.
Признавая, что национальное планирование в области адаптации способно наделить все Стороны, являющиеся как развивающимися, так и развитыми странами, возможностями для оценки их уязвимости, учета рисков, связанных с изменением климата, и решения задач в области адаптации, пунктом 6 указанного решения приняты первоначальные руководящие принципы для разработки национальных планов в области адаптации.
Упомянутые руководящие принципы указывают на те виды деятельности, которые могут быть предприняты в ходе разработки национальных планов в области адаптации (НПА). Планирование таких видов деятельности будет зависеть от национальных особенностей.
К основным элементам национальных планов в области адаптации отнесены следующие области:
- создание основы и устранение пробелов, в том числе путем анализа имеющейся информации о видах воздействия изменения климата, уязвимости и адаптации к нему, мерах, принятых для реагирования на изменение климата, а также пробелах и потребностях на национальном и региональном уровнях;
- элементы подготовки, в том числе проведение оценок среднесрочных и долгосрочных потребностей в области адаптации, а также, в соответствующих случаях, потребностей в области развития и климатической уязвимости, а также деятельность, направленная на интегрирование усилий по адаптации к изменению климата в рамки национального и субнационального планирования в области развития и отраслевой деятельности;
- стратегии осуществления, в том числе усилия по укреплению институциональной и нормативной базы для оказания поддержки деятельности по адаптации;
- представление информации, мониторинг и обзор.
Целью проведения оценки уязвимости и рисков является выявление групп, экологических систем и инфраструктур лесного хозяйства, которые являются наиболее уязвимыми к изменению климата.
Выявление групп и соответствующих видов факторов уязвимости рекомендуется проводить в соответствии с "Concept and guidelines for standardized vulnerability assessments)) (GIZ, 2016).
Типовые факторы уязвимости для земель лесного фонда Российской Федерации: изменения средней температуры, изменение режима осадков, экстремальные погодные явления (проливные дожди, ураганы, природные пожары, вредные организмы). Указанные факторы могут приводить к следующим основным изменениям в лесах: снижение/повышение продуктивности лесов в связи с изменениями средних значений температуры и количества выпадаемых осадков; изменения в видовом (породном) составе лесов; увеличение частоты возникновения природных пожаров в лесах и площадей пройденных пожарами; увеличение частоты вспышек массового размножения вредных организмов в лесах; увеличение частоты проявления последствий экстремальных погодных явлений в лесах.
По результатам проведенной оценки уязвимости и рисков для конкретных условий ведения лесного хозяйства субъекта Российской Федерации формируется соответствующий комплекс адаптационных мер, позволяющий уменьшить уязвимость лесного хозяйства и/или повысить его способность к адаптации.
Ниже приведены примеры адаптационных мер, связанных с типовыми факторами уязвимости.
Таблица. Меры адаптации в лесном хозяйстве
к изменениям климата
Риск, вызванный климатическими изменениями
Адаптационная мера
Тип меры
I. Использование и воспроизводство лесов
Снижение продуктивности лесов в связи с изменениями средних значений температуры и количества выпадаемых осадков
Корректировка документов лесного планирования с учетом значений снижения продуктивности лесов
Упреждающая/стратегическая/локализованная
Корректировка Правил ухода за лесами с учетом значений снижения продуктивности лесов Корректировка длительности цикла лесовыращивания с учетом значений снижения продуктивности лесов
Корректировка перечня пород, используемых в процессах лесовосстановления и лесоразведения
Упреждающая/стратегическая/локализованная
Принятие мер по использованию запасов древесины погибших и поврежденных насаждений
Реактивная/тактическая/рассредоточенная
Рассмотреть возможности диверсификации целей лесоуправления с целью производства иных лесных продуктов и услуг
Упреждающая/стратегическая/рассредоточенная
Повышение продуктивности лесов в связи с повышением средних значений температуры и количества выпадаемых осадков
Корректировка длительности цикла лесовыращивания с учетом значений снижения продуктивности лесов
Упреждающая/стратегическая/локализованная
Корректировка перечня пород, используемых в процессах лесовосстановления и лесоразведения
Упреждающая/стратегическая/локализованная
Изменения в видовом (породном) составе лесов
Корректировка документов лесного планирования с учетом прогнозируемых изменений в видовом (породном) составе лесов
Упреждающая/стратегическая/локализованная
Ориентация на выращивание разновозрастных смешанных насаждений
Упреждающая/стратегическая/локализованная
Использование в процессах лесовосстановления и лесоразведения адаптированных к прогнозируемым климатическим изменениям видов древесных пород
Упреждающая/стратегическая/локализованная
Создание (расширение) сети охраняемых природных территорий с целью консервации уязвимых видов и местообитаний
Ситуативная/тактическая/локализованная
Выявление и контроль численности инвазивных видов-лесообразователей
Реактивная/тактическая/локализованная
II. Охрана лесов от пожаров
Увеличение частоты возникновения природных пожаров в лесах и площадей, пройденных пожарами
Повышение эффективности мер пожарной безопасности в лесах, в том числе мер по предупреждению лесных пожаров, мониторингу пожарной опасности в лесах и лесных пожаров
Упреждающая/стратегическая/рассредоточенная
Корректировка планов тушения лесных пожаров в связи с увеличением частоты возникновения природных пожаров в лесах и площадей, пройденных пожарами
Ситуативная/стратегическая/локализованная
III. Защита лесов
Увеличение частоты вспышек массового размножения вредных организмов в лесах
Совершенствование существующего лесозащитного районирования в связи с прогнозируемым увеличением частоты вспышек массового размножения вредных организмов в лесах
Упреждающая/стратегическая/рассредоточенная
Совершенствование системы государственного лесопатологического мониторинга с целью раннего обнаружения вспышек массового размножения вредных организмов в лесах
Упреждающая/стратегическая/рассредоточенная
Совершенствование мер по предупреждению распространения вредных организмов (включая корректировку объемов санитарно-оздоровительных мероприятий в лесах), а также ликвидации очагов вредных организмов в лесах
Ситуативная/стратегическая/локализованная
Увеличение частоты проявления последствий экстремальных погодных явлений в лесах
Корректировка длительности цикла лесовыращивания с целью минимизации рисков ветровала и бурелома в лесах
Упреждающая/стратегическая/рассредоточенная
Применение технологий заготовки древесины, обеспечивающих минимизацию рисков ветровала и бурелома в лесах, в том числе снижение доли сплошных рубок
Ситуативная/стратегическая/локализованная
Формирование разновозрастных смешанных и многоярусных насаждений
Ситуативная/стратегическая/локализованная
За разъяснениями по порядку проведения оценки уязвимости лесов субъектов РФ, а также обоснованию комплекса адаптационных мер, позволяющего уменьшить уязвимость лесного хозяйства и/или повысить его способность к адаптации, следует обращаться в федеральное бюджетное учреждение "Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт лесного хозяйства" - головное научно-исследовательское учреждение, ответственное за научно-методическое обеспечение реализации принципов климатической политики в лесном хозяйстве, Заместитель директора по научной работе: Константинов А.В., электронная почта mail@spb-niilh.ru, сайт ФБУ СПбНИИЛХ http://spb-niilh.ru