<Информация> Банка России
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ИНФОРМАЦИЯ
РАЗЪЯСНЕНИЯ
ПО ОБЩИМ ВОПРОСАМ, СВЯЗАННЫМ С ПОРЯДКОМ СОСТАВЛЕНИЯ
БУХГАЛТЕРСКОЙ (ФИНАНСОВОЙ) ОТЧЕТНОСТИ НЕКРЕДИТНЫХ
ФИНАНСОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ (ДАЛЕЕ - НФО)
Вопрос 1. Просим уточнить, разрабатывается ли Банком России рекомендуемый состав избранных примечаний в составе промежуточной бухгалтерской (финансовой) отчетности для НФО. Просим дать рекомендации в отношении минимального состава избранных примечаний, которые НФО должна включить в состав промежуточной бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Ответ. Банк России не планирует определять перечень примечаний представляемых в промежуточной бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Согласно пункту 3.3 Положения N 526-П <1>, пункту 3.3 Положения N 527-П <2> и пункту 3.2 Положения N 532-П <3> при определении состава примечаний, включаемых в промежуточную бухгалтерскую (финансовую) отчетность некредитная финансовая организация руководствуется положениями МСФО (IAS) 34 "Промежуточная финансовая отчетность", введенного в действие на территории Российской Федерации Приказом Минфина России от 28.12.2015 N 217н (далее - МСФО (IAS) 34).
--------------------------------
<1> Положение Банка России от 28.12.2015 N 526-П "Отраслевой стандарт бухгалтерского учета "Порядок составления бухгалтерской (финансовой) отчетности страховых организаций и обществ взаимного страхования".
<2> Положение Банка России от 28.12.2015 N 527-П "Отраслевой стандарт бухгалтерского учета "Порядок составления бухгалтерской (финансовой) отчетности негосударственных пенсионных фондов".
<3> Положение Банка России от 03.02.2016 N 532-П "Отраслевой стандарт бухгалтерского учета "Порядок составления бухгалтерской (финансовой) отчетности профессиональных участников рынка ценных бумаг, акционерных инвестиционных фондов, организаторов торговли, центральных контрагентов, клиринговых организаций, специализированных депозитариев инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда и негосударственного пенсионного фонда, управляющих компаний инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда и негосударственного пенсионного фонда, бюро кредитных историй, кредитных рейтинговых агентств, страховых брокеров".
В соответствии с пунктом 15 МСФО (IAS) 34, организация должна включить в свою промежуточную финансовую отчетность пояснение событий и операций, которые являются значительными для понимания изменений в финансовом положении и результатах деятельности организации, произошедших с даты окончания последнего годового отчетного периода, а также информацию требуемую пунктом 16А МСФО (IAS) 34, в случае наличия соответствующих операций.
То есть количество раскрытий в промежуточной бухгалтерской (финансовой) отчетности определяется конкретными обстоятельствами, которые индивидуальны для каждой организации.
Вопрос 2. Необходимо ли определять чувствительность оценок к возможным изменениям исходных данных, использованных в оценке справедливой стоимости для уровня 2 в иерархии справедливой стоимости?
Ответ. Заполнение графы 8 "Чувствительность оценки справедливой стоимости" таблиц "Методы оценки и исходные данные, использованные в оценке справедливой стоимости для уровня 2 в иерархии справедливой стоимости, а также чувствительность оценок к возможным изменениям исходных данных" не требуется.
Вопрос 3. Должны ли обороты денежных средств по операциям покупки/продажи ценных бумаг, совершаемых брокером по поручению НФО, а также остаток денежных средств на брокерском счете отражаться в отчете о потоках денежных средств?
Ответ. Остатки денежных средств на брокерских счетах включаются в состав денежных средств и их эквивалентов, если в отношении них выполняются критерии, установленные пунктом 7 МСФО (IAS) 7 "Отчет о движении денежных средств", введенного в действие на территории Российской Федерации приказом Минфина России от 28.12.2015 N 217н (далее - МСФО (IAS) 7). Если НФО включает остатки денежных средств на брокерских счетах в состав денежных средств и их эквивалентов, то передача денежных средств от НФО брокеру и от брокера НФО в отчете о потоках денежных средств некредитной финансовой организации не отражается, поскольку в соответствии с пунктом 9 МСФО (IAS) 7 денежные потоки не включают обороты между статьями денежных средств и их эквивалентов.
Вопрос 4. Корректно ли отражение остатков по счету 30602 и минимального неснижаемого остатка по счету 47901, со сроком исполнения до 90 дней, по статье "Денежные средства и их эквиваленты" бухгалтерского баланса?
Ответ. По статье "Денежные средства и их эквиваленты" бухгалтерского баланса отражаются денежные средства, переданные в доверительное управление, в отношении которых выполняются критерии, установленные пунктом 7 МСФО (IAS) 7.
По статье "Денежные средства и их эквиваленты" бухгалтерского баланса могут отражаться остатки по счету 30602 "Расчеты некредитных финансовых организаций - доверителей (комитентов) по брокерским операциям с ценными бумагами и другими финансовыми активами", в отношении которых выполняются критерии, установленные пунктом 7 МСФО (IAS) 7.
Остатки по счетам 47901 и 30602, в отношении которых не выполняются критерии, установленные пунктом 7 МСФО (IAS) 7, могут отражаться по статье "Депозиты и прочие размещенные средства в кредитных организациях и банках-нерезидентах" бухгалтерского баланса.
Вопрос 5. Какой порядок формирования показателей по разделу "Прочий совокупный доход" отчета о финансовых результатах некредитной финансовой организации?
Ответ. Показатели по статьям раздела "Прочий совокупный доход" отчета о финансовых результатах некредитной финансовой организации определяются исходя из остатков по соответствующим символам отчета о финансовых результатах, которые рассчитываются, как обороты по соответствующим лицевым счетам балансовых счетов второго порядка счета N 106.
Вопрос 6. Каким образом НФО должна раскрыть информацию о переходе с 1 января 2018 года на МСФО (IFRS) 9 "Финансовые инструменты", введенный в действие на территории Российской Федерации приказом Минфина России от 27.06.2016 N 98н, (далее - МСФО (IFRS) 9) в бухгалтерской (финансовой) отчетности за год, оканчивающийся 31 декабря 2017 года?
Ответ. В примечании 4 "Принципы учетной политики, важные оценки и профессиональные суждения в применении учетной политики" НФО указывает наименования выпущенных, но не вступивших в силу МСФО, с указанием дат, с которых планируется применение этих МСФО, характера предстоящих изменений в учетной политике, обсуждения ожидаемого влияния на отчетность или указания того, что такое влияние не может быть обоснованно оценено.
Таким образом, НФО должна раскрыть в бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2017 год ожидаемое влияние МСФО (IFRS) 9 на бухгалтерскую (финансовую) отчетность и описать характер предстоящих изменений в учетной политике.
Вопрос 7. НФО, осуществившая переход на отраслевые стандарты бухгалтерского учета 1 января 2017 года, планирует применение МСФО (IFRS) 9 с 1 января 2018 года. Каким образом НФО должна скорректировать сопоставимые сравнительные данные за 2017 год в бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2018 год?
Ответ. При определении порядка представления сравнительной информации в бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2017 год следует руководствоваться положениями МСФО (IAS) 1 "Представление финансовой отчетности", введенного в действие на территории Российской Федерации приказом Минфина России от 28.12.2015 N 217н и пунктом 7.2.1 МСФО (IFRS) 9.
Вопрос 8. Необходимо ли НФО пересматривать промежуточную бухгалтерскую (финансовую) отчетность в случае обнаружения в ней ошибок?
Ответ. При обнаружении ошибок в промежуточной бухгалтерской (финансовой) отчетности НФО необходимо, начиная со следующей промежуточной бухгалтерской (финансовой) отчетности после обнаружения ошибок, отразить скорректированные показатели доходов и расходов нарастающим итогом, исправленные данные об остатках на начало сравнительного отчетного периода и конец сравнительного отчетного периода, раскрыть информацию о произведенных исправлениях в текстовых пояснениях к таблицам примечаний к бухгалтерской (финансовой) отчетности некредитной финансовой организации.
Вопрос 9. Необходимо ли в отчетности отражать задолженность по налогам на сальдированной основе, в частности, по налогу на прибыль, страховым взносам, НДФЛ, налогу на имущество?
Ответ. В соответствии с пунктом 32 МСФО (IAS) 1 организация не должна представлять на нетто-основе активы и обязательства, кроме случаев, когда это требуется или разрешается каким-либо МСФО.
В соответствии с пунктом 71 МСФО (IAS) 12 "Налоги на прибыль", введенного в действие на территории Российской Федерации Приказом Минфина России от 28.12.2015 N 217н, (далее - МСФО (IAS) 12) организация должна производить взаимозачет текущих налоговых активов против текущих налоговых обязательств в том и только в том случае, если организация:
(a) имеет юридически защищенное право осуществить зачет таких признанных сумм; и
(b) намеревается либо осуществить расчеты на нетто-основе, либо реализовать данный актив и погасить данное обязательство одновременно.
Организация обычно имеет юридически защищенное право проводить зачет текущего налогового актива против текущего налогового обязательства, если они относятся к налогам на прибыль, взимаемым одним и тем же налоговым органом и этот налоговый орган разрешает организации произвести или получить платеж единой суммой, рассчитанной на нетто-основе (пункт 72 МСФО (IAS) 12).
Таким образом, при условии соответствия критериям, установленным пунктом 71 МСФО (IAS) 12, организация в бухгалтерском балансе проводит взаимозачет текущих налоговых активов и обязательств.
Взаимозачет отложенных налоговых активов и обязательств регулируется пунктом 74 МСФО (IAS) 12. При выполнении критериев, установленных указанным пунктом, организация отражает в учете взаимозачет отложенных налоговых активов и обязательств по парным счетам N 61701 "Отложенное налоговое обязательство" и N 61702 "Отложенный налоговый актив по вычитаемым временным разницам". Иного требования о проведении взаимозачета отложенных налоговых активов и обязательств в отчетности МСФО (IAS) 12 не установлено.
Задолженность по налогам и сборам, кроме налога на прибыль, отражается по статье "Прочие обязательства" бухгалтерского баланса. В случае наличия переплат по налогам и сборам, кроме налога на прибыль, они отражаются по статье "Прочие активы" бухгалтерского баланса. Взаимозачет актива и обязательства возможен только в случае, если они относятся к налогам или сборам, взимаемым одним и тем же фискальным органом, и этот орган разрешает организации произвести или получить платеж единой суммой, рассчитанной на нетто-основе.