Информационное сообщение Минфина России от 09.09.2025 N ИС-учет-58
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ИНФОРМАЦИОННОЕ СООБЩЕНИЕ
от 9 сентября 2025 г. N ИС-учет-58
НОВОЕ В БУХГАЛТЕРСКОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ: ФАКТЫ И КОММЕНТАРИИ
Определен порядок доступа к аудиторским заключениям
о консолидированной финансовой отчетности,
содержащимся в ГИРБО
Федеральным законом "О бухгалтерском учете" в состав государственного информационного ресурса бухгалтерской (финансовой) отчетности (далее - ГИРБО) включены аудиторские заключения о консолидированной финансовой отчетности (если эта отчетность подлежит обязательному аудиту) <1>. Порядок включения аудиторских заключений <2> в ГИРБО определен Федеральным законом "Об аудиторской деятельности".
--------------------------------
<1> См. Информационные сообщения ИС-учет-55 и ИС-аудит-75.
<2> Здесь и далее под аудиторскими заключениями понимаются как непосредственно аудиторские заключения о консолидированной финансовой отчетности, так и иные документы, составляемые по результатам проверки промежуточной консолидированной финансовой отчетности аудируемых лиц в случаях, если консолидированная финансовая отчетность подлежит обязательному аудиту либо указанной проверке, вид и порядок проведения которой устанавливаются стандартами аудиторской деятельности.
Согласно части 9.1 статьи 18 Федерального закона "О бухгалтерском учете" доступ к аудиторским заключениям, содержащимся в ГИРБО, в том числе ограничение или возобновление такого доступа, обеспечивается ФНС России в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации по согласованию с Банком России. Данный порядок определен постановлением Правительства Российской Федерации от 3 сентября 2025 г. N 1361 "О порядке обеспечения доступа к аудиторским заключениям по результатам аудита консолидированной финансовой отчетности либо иным документам по результатам проверок промежуточной консолидированной финансовой отчетности аудируемых лиц".
Лица, которым обеспечивается доступ
к аудиторским заключениям
Доступ к аудиторским заключениям обеспечивается:
а) органам государственной власти, иным государственным органам, органам местного самоуправления, государственным внебюджетным фондам, Банку России - ко всем аудиторским заключениям, содержащимся в ГИРБО, без ограничений;
б) иным заинтересованным лицам - к содержащимся в ГИРБО аудиторским заключениям, доступ к которым не ограничен.
Способы доступа к аудиторским заключениям
Доступ к аудиторским заключениям, содержащимся в ГИРБО, в том числе ограничение и возобновление его, обеспечивает ФНС России.
Органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, Банк России имеют доступ к аудиторским заключениям посредством единой системы межведомственного электронного взаимодействия.
Иные заинтересованные лица получают доступ к аудиторским заключениям с использованием интернет-сервиса, размещенного на официальном Интернет-сайте ФНС России.
Случаи ограничения доступа к аудиторским заключениям
Доступ к аудиторским заключениям ограничивается в следующих случаях:
1) когда доступ к бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица и аудиторским заключениям о такой отчетности, содержащимся в ГИРБО, ограничен в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2022 г. N 1624 "О порядке ограничения и возобновления доступа к информации, содержащейся в государственном информационном ресурсе бухгалтерской (финансовой) отчетности, и о признании утратившими силу некоторых решений Правительства Российской Федерации" (далее - постановление N 1624) <3>;
--------------------------------
<3> См. Информационное сообщение ИС-учет-42.
2) когда консолидированная финансовая отчетность, в отношении которой составлено аудиторское заключение, не подлежит раскрытию. В свою очередь, случаи, когда консолидированная финансовая отчетность не подлежит раскрытию, установлены:
а) законодательством Российской Федерации, в частности, частью 8 статьи 7 Федерального закона "О консолидированной финансовой отчетности", Федеральными законами "О Государственной корпорации по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции "Ростех", "О Российском Фонде Прямых Инвестиций";
б) решениями Правительства Российской Федерации, принятыми в отношении отдельных организаций в соответствии с частью 1 статьи 30.1 Федерального закона "О рынке ценных бумаг";
в) решениями, принятыми Банком России в соответствии с частью 1 статьи 30.1 Федерального закона "О рынке ценных бумаг", Советом директоров Банка России в соответствии со статьей 3 Федерального закона от 14 марта 2022 г. N 55-ФЗ;
3) когда консолидированная финансовая отчетность, в отношении которой составлено аудиторское заключение, содержит сведения, не подлежащие раскрытию. Такие сведения определены:
а) законодательством Российской Федерации, в частности, частью 8 статьи 7 Федерального закона "О консолидированной финансовой отчетности", частью 6 статьи 30.1 Федерального закона "О рынке ценных бумаг";
б) решениями Правительства Российской Федерации, в частности, постановлением Правительства Российской Федерации от 13 сентября 2023 г. N 1490 "Об особенностях раскрытия консолидированной финансовой отчетности";
в) решениями, принятыми Советом директоров Банка России в соответствии со статьей 3 Федерального закона от 14 марта 2022 г. N 55-ФЗ.
В случае, когда организация раскрывает консолидированную финансовую отчетность, из которой изъяты сведения, не подлежащие раскрытию, и в ГИРБО представлены два аудиторских заключения - аудиторское заключение, составленное в отношении консолидированной финансовой отчетности, содержащей сведения, не подлежащие раскрытию, и аудиторское заключение, составленное в отношении консолидированной финансовой отчетности, из которой изъяты эти сведения (сокращенное аудиторское заключение), доступ иным заинтересованным лицам к сокращенным аудиторским заключениям не ограничивается.
Порядок ограничения доступа к аудиторским заключениям
Доступ к аудиторским заключениям ограничивается с даты получения ФНС России аудиторского заключения от аудиторской организации. Датой получения аудиторского заключения считается дата, указанная в квитанции о приеме аудиторского заключения, направленной аудиторской организации.
Ограничение доступа происходит "автоматически" на основании информации, содержащейся в уведомлении о представлении аудиторского заключения:
1) данных, позволяющих идентифицировать аудируемое лицо (ИНН), - в случае, когда доступ к информации об этом аудируемом лице, содержащейся в ГИРБО, ограничен в соответствии с постановлением N 1624;
2) данных о том, что консолидированная финансовая отчетность, в отношении которой составлено аудиторское заключение, не подлежит раскрытию или содержит сведения, не подлежащие раскрытию, - в случае, когда консолидированная финансовая отчетность, в отношении которой составлено аудиторское заключение, не подлежит раскрытию или содержит сведения, не подлежащие раскрытию. Эти данные включаются аудиторской организацией в уведомление на основании информации, полученной от аудируемого лица в соответствии с пунктом 2.1 части 2 статьи 14 Федерального закона "Об аудиторской деятельности". Аудируемое лицо, лицо, заключившее договор оказания аудиторских услуг, обязано информировать аудиторскую организацию до подписания последней аудиторского заключения о консолидированной финансовой отчетности о том, что эта консолидированная финансовая отчетность не подлежит раскрытию или содержит сведения, не подлежащие раскрытию.
Уведомление направляется аудиторской организацией в ФНС России вместе с аудиторским заключением. Какие-либо дополнительные заявления (документы) от аудируемого лица либо аудиторской организации не требуются.
В первом случае доступ к аудиторским заключениям ограничивается за те же отчетные периоды и на тот же срок, за которые доступ к информации об аудируемом лице, содержащейся в ГИРБО, ограничен в соответствии с постановлением N 1624. Во втором случае доступ к аудиторским заключениям о консолидированной финансовой отчетности, не подлежащей раскрытию или содержащей сведения, не подлежащие раскрытию, ограничивается на срок до дня его возобновления.
Порядок возобновления доступа к аудиторским заключениям
Доступ к аудиторским заключениям, который был ограничен в случае, когда доступ к информации об аудируемом лице, содержащейся в ГИРБО, ограничен в соответствии с постановлением N 1624, возобновляется ФНС России одновременно с возобновлением доступа к информации об этом аудируемом лице, содержащейся в ГИРБО, в соответствии с постановлением N 1624. Доступ возобновляется за те же отчетные периоды, за которые возобновляется доступ к информации об аудируемом лице, содержащейся в ГИРБО, в соответствии с постановлением N 1624.
Доступ к аудиторским заключениям, который был ограничен на основании информации о том, что консолидированная финансовая отчетность, в отношении которой составлено аудиторское заключение, не подлежит раскрытию или содержит сведения, не подлежащие раскрытию, возобновляется ФНС России на основании заявления аудируемого лица о возобновлении доступа к аудиторским заключениям. Заявление представляется в ФНС России в произвольной форме с указанием сведений, идентифицирующих аудируемое лицо (ОГРН, ИНН).
ФНС России возобновляет доступ ко всем содержащимся в ГИРБО аудиторским заключениям, доступ к которым был ограничен. Возобновление доступа производится не позднее третьего рабочего дня со дня получения соответствующего заявления.
Вступление в силу
Постановление Правительства Российской Федерации от 3 сентября 2025 г. N 1361 вступает в силу с 13 сентября 2025 г. Установленный им порядок подлежит применению с периода, когда в соответствии с Федеральным законом от 26 декабря 2024 г. N 481-ФЗ аудиторские заключения начнут поступать в ГИРБО, т.е. начиная с аудиторских заключений о годовой консолидированной финансовой отчетности за 2025 г.
Департамент регулирования
бухгалтерского учета,
финансовой отчетности
и аудиторской деятельности
Минфина России