Информационное письмо Банка России
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО
О ПЛАНИРУЕМОМ ИЗМЕНЕНИИ
ПОРЯДКА ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОТЧЕТНОСТИ
МИКРОФИНАНСОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
В настоящее время Банком России осуществляется подготовка нормативного акта, в соответствии с которым микрофинансовые организации будут обязаны представлять в Банк России документы, содержащие отчет о микрофинансовой деятельности и о персональном составе руководящих органов микрофинансовой организации (далее - Отчетность), в виде электронного документа с электронной подписью, начиная с Отчетности за полугодие 2014 года.
Представление микрофинансовыми организациями Отчетности в виде электронного документа с электронной подписью в Банк России планируется осуществлять в соответствии с Порядком организации электронного документооборота при представлении электронных документов с электронной подписью в Федеральную службу по финансовым рынкам, утвержденным приказом ФСФР России от 25.03.2010 N 10-21/пз-н (далее - Порядок).
Руководствуясь пунктом 1.4 Порядка, для направления Отчетности в Банк России в виде электронного документа с электронной подписью микрофинансовым организациям необходимо предварительно получить у одного из удостоверяющих центров, заключивших соглашение с Банком России, усиленные квалифицированные электронные подписи на лицо, осуществляющее функции руководителя (единоличного исполнительного органа) микрофинансовой организации, и главного бухгалтера микрофинансовой организации. Список удостоверяющих центров, заключивших соглашение с Банком России, размещен на сайте Банка России в информационно-коммуникационной сети "Интернет" по адресу: www.cbr.ru (далее - сайт Банка России) в разделе "Участники финансовых рынков / Электронный документооборот / Удостоверяющие центры".
Подготовка Отчетности в виде электронного документа с электронной подписью будет осуществляться микрофинансовыми организациями с использованием программы "Анкета. Редактор. Отчетность микрофинансовых организаций". Актуальная версия программы "Анкета. Редактор. Отчетность микрофинансовых организаций", содержащая электронную форму Отчетности, будет размещена в открытом доступе на сайте Банка России в разделе "Участники финансовых рынков / Личный кабинет участника финансового рынка" для скачивания, установки и использования микрофинансовыми организациями.
При представлении Отчетности в Банк России в виде электронного документа с электронной подписью микрофинансовым организациям следует также руководствоваться Инструкцией по представлению электронных документов в Службу Банка России по финансовым рынкам (далее - Инструкция), содержащей рекомендации по формированию и порядку отправления электронного документа с электронной подписью. Указанная инструкция размещена на сайте Банка России в разделе "Участники финансовых рынков / Личный кабинет участника финансового рынка".
Согласно пункту 4.1 Инструкции микрофинансовая организация может направить электронный документ с электронной подписью в Банк России одним из следующих способов:
1. С помощью сервиса "Личный кабинет участника финансового рынка" (далее - Личный кабинет).
2. С помощью программы АРМ "Отправка электронных документов", размещенной на сайте Банка России в разделе "Участники финансовых рынков / Личный кабинет участника финансового рынка", которая устанавливается на компьютерном оборудовании микрофинансовой организации и позволяет осуществлять представление электронного документа с электронной подписью в Банк России, не используя Личный кабинет. Руководство пользователя по работе с программой АРМ "Отправка электронных документов" приведено в приложении N 2 к Инструкции. Вместе с тем для отслеживания истории отправки электронного документа с электронной подписью микрофинансовым организациям необходимо зарегистрироваться в Личном кабинете до отправки первого электронного документа с электронной подписью.
3. С помощью иного программного обеспечения, используемого для направления в Банк России электронного документа с электронной подписью, веб-сервис и описание которого приведены в приложении N 3 к Инструкции.
В случае использования для направления электронного документа с электронной подписью в Банк России сервиса Личного кабинета микрофинансовым организациям следует провести процедуру регистрации в Личном кабинете. Ссылка на Личный кабинет размещена на сайте Банка России в разделе "Участники финансовых рынков".
При первичной регистрации в Личном кабинете микрофинансовой организации необходимо на странице Личного кабинета в разделе "Оставить заявку на регистрацию" заполнить электронную форму заявки на регистрацию участника. При регистрации следует обратить внимание на то, что микрофинансовыми организациями заполняется заявка на регистрацию участника для юридических лиц.
В электронной форме заявки на регистрацию участника заполняются следующие обязательные поля:
1. Логин (адрес электронной почты) - адрес действующей электронной почты микрофинансовой организации.
2. Наименование - полное или краткое наименование микрофинансовой организации (в соответствии с уставом микрофинансовой организации).
3. Пароль - набор символов, сформированный уполномоченным лицом микрофинансовой организации, заполняющим заявку на регистрацию участника;
4. ИНН - идентификационный номер налогоплательщика микрофинансовой организации.
5. Повторный ввод пароля.
6. ОГРН - основной государственный регистрационный номер.
7. ФИО контактного лица - сведения об уполномоченном лице микрофинансовой организации.
8. Контактный телефон - телефон для связи с уполномоченным лицом микрофинансовой организации, формат номера свободный.
Далее необходимо нажать окно "Оставить заявку".
После отправки электронной формы заявки на регистрацию участника в течение 24 часов проводится проверка достоверности данных, указанных микрофинансовой организацией в полях "Наименование", "ИНН" и "ОГРН". В случае успешной проверки данных производится активация регистрационной записи Личного кабинета и на адрес электронный почты микрофинансовой организации высылается сообщение о регистрации в Личном кабинете.
Для одной микрофинансовой организации допускается только одна регистрационная запись в Личном кабинете.
После получения подтверждения об активации Личного кабинета уполномоченное лицо микрофинансовой организации заходит на страницу Личного кабинета и вводит свой логин (адрес электронной почты) и пароль, указанный при заполнении заявки на регистрацию участника.
В Личном кабинете микрофинансовая организация имеет возможность:
1. Отправлять электронный документ в Банк России.
2. Просматривать список отправленных электронных документов, текущий статус их обработки (микрофинансовой организации доступен список электронных документов, содержащих ИНН и ОГРН, совпадающих с теми, по которым был проведена регистрация микрофинансовой организации в Личном кабинете).
3. Сохранять на локальный компьютер отправленный электронный документ.
4. Сохранять на локальный компьютер полученные от Банка России уведомления о прохождении электронного документа с электронной подписью.
Для отправки в Банк России Отчетности в виде электронного документа с электронной подписью через Личный кабинет необходимо выполнить следующие действия:
1. Зайти в Личный кабинет.
2. Выбрать пункт меню "Загрузить".
3. Нажать на кнопку "Обзор" и выбрать электронный документ для отправки, при этом в поле "Наименование документа" автоматически появится имя файла электронного документа (в случае необходимости можно изменить имя файла электронного документа с электронной подписью на любое текстовое наименование).
4. Нажать кнопку "Загрузить".
При просмотре списка отправленных электронных документов через Личный кабинет микрофинансовой организации необходимо выполнить следующие действия:
1. В Личном кабинете выбрать пункт меню "Документы".
2. В открывшейся таблице найти нужный электронный документ (по дате, исходящему номеру, наименованию и т.д.).
Дата и время приема электронного документа с электронной подписью - это дата и время отправки электронного документа с электронной подписью в Банк России. Наименование файла электронного документа также является ссылкой для загрузки на локальный компьютер микрофинансовой организации.
В столбце "Статус" отображается текстовое значение статуса, которое также является ссылкой для загрузки на локальный компьютер микрофинансовой организации текущего уведомления о статусе электронного документа с электронной подписью.
В столбце "Первое уведомление" отображается текстовое значение статуса первого уведомления, которое также является ссылкой для загрузки на локальный компьютер микрофинансовой организации первого уведомления о статусе электронного документа с электронной подписью.
Столбцы "Исходящий номер участника", "Дата создания документа", "Входящий номер" и "Дата регистрации" заполняются данными в Личном кабинете микрофинансовой организации по мере прохождения электронным документом с электронной подписью этапов обработки.
В случае невозможности отправки электронного документа с электронной подписью по причине технического сбоя на стороне Банка России (далее - Сбой) или планового временного прекращения приема электронных документов микрофинансовой организации следует руководствоваться пунктом 2.10 Порядка.
В соответствии с указанным пунктом Порядка в случае возникновения Сбоя или планового временного прекращения приема электронных документов на стороне Банка России на странице Личного кабинета размещается информация с указанием даты и времени прекращения приема электронных документов. После устранения Сбоя или возобновления приема электронных документов после его временного прекращения на странице Личного кабинета размещается информация с указанием даты и времени возобновления приема электронных документов. Информация о Сбое или временном прекращении приема электронных документов доступна на странице Личного кабинета в течение одного года.
Если в результате имевшего место Сбоя или временного прекращения приема электронных документов микрофинансовая организация не имела возможности представить в Банк России Отчетность в виде электронного документа с электронной подписью в срок, установленный для его представления, такое событие не может рассматриваться как нарушение микрофинансовой организацией законодательства Российской Федерации. В этом случае срок, установленный для представления Отчетности в Банк России, пролонгируется на семь суток, отсчет которых производится с даты размещения на странице Личного кабинета информации о возобновлении приема электронных документов, опубликованной впервые после истечения срока для представления Отчетности.
После устранения Сбоя или возобновления приема электронных документов после его временного прекращения микрофинансовой организации необходимо отправить Отчетность в течение семи суток с даты размещения на странице Личного кабинета информации о возобновлении приема электронных документов в случае, если:
в результате Сбоя или временного прекращения приема электронных документов микрофинансовая организация не имела возможности представить в Банк России Отчетность в срок, установленный для ее представления;
микрофинансовая организация получила уведомление, содержащее информацию об ошибке прохождения входного контроля Отчетности;
микрофинансовая организация не получила уведомления о прохождении входного контроля и регистрации Отчетности.
При представлении микрофинансовыми организациями в Банк России Отчетности в виде электронного документа с электронной подписью не требуется направление Отчетности на бумажном носителе и в электронном виде на электронном носителе (компакт-диск, флеш-накопитель) в территориальные подразделения Банка России.
Первый заместитель
Председателя Банка России -
руководитель Службы Банка России
по финансовым рынкам
С.А.ШВЕЦОВ