Федеральный закон от 31.07.2025 N 351-ФЗ
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ
В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "ОБ ОСНОВАХ ГОСУДАРСТВЕННОГО
РЕГУЛИРОВАНИЯ ТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Принят
Государственной Думой
15 июля 2025 года
Одобрен
Советом Федерации
25 июля 2025 года
Статья 1
Внести в Федеральный закон от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 1, ст. 2; 2011, N 48, ст. 6728; 2012, N 53, ст. 7643; 2016, N 27, ст. 4197, 4206; 2018, N 1, ст. 71; N 31, ст. 4861; N 49, ст. 7518; N 53, ст. 8414; 2021, N 24, ст. 4188; N 27, ст. 5182; 2022, N 8, ст. 1035; N 14, ст. 2199; 2023, N 25, ст. 4393, 4417) следующие изменения:
1) в статье 1:
а) часть 1 дополнить словами "и деятельности по исследованию товарных рынков";
б) часть 2 дополнить пунктом 5 следующего содержания:
"5) обеспечение достоверности результатов деятельности по исследованию товарных рынков.";
в) часть 3 после слов "осуществлением торговой деятельности" дополнить словами "и деятельности по исследованию товарных рынков", дополнить словами "и деятельности по исследованию товарных рынков";
г) дополнить частями 4.2 и 4.3 следующего содержания:
"4.2. Положения главы 2.1 настоящего Федерального закона не применяются к лицам, выручка которых (их группы лиц, определяемой в соответствии с антимонопольным законодательством) за последний календарный год не превышает восьмисот миллионов рублей.
4.3. Положения главы 2.1 настоящего Федерального закона не применяются к организаторам исследований товарных рынков в следующих случаях:
1) деятельность по исследованию товарных рынков осуществляется в собственных интересах организатора исследований товарных рынков и (или) лиц, входящих в его группу лиц, и результаты проведенных исследований товарных рынков и полученные данные не подлежат передаче лицам, не входящим с таким организатором исследований товарных рынков в одну группу лиц в соответствии с Федеральным законом от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Федеральный закон "О защите конкуренции");
2) исследование товарного рынка проводится по заказу органа государственной власти и (или) органа местного самоуправления либо находящихся в их ведении организаций;
3) исследование товарного рынка проводится в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации с использованием информации, содержащейся в государственных информационных системах, а также в иных информационных системах, созданных в соответствии с федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации или муниципальным нормативным правовым актом.";
д) в части 6 слова "Федеральным законом от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Федеральный закон "О защите конкуренции")" заменить словами "Федеральным законом "О защите конкуренции";
е) дополнить частями 7 и 8 следующего содержания:
"7. Для целей настоящего Федерального закона термин "товарный рынок" используется в значении, определенном Федеральным законом "О защите конкуренции".
8. Установленные статьей 12.1 настоящего Федерального закона обязанности организатора исследований товарных рынков распространяются также на лиц, входящих с ним в одну группу лиц в соответствии с Федеральным законом "О защите конкуренции".";
2) статью 2 дополнить пунктами 21 - 23 следующего содержания:
"21) деятельность по исследованию товарных рынков - вид предпринимательской деятельности по оказанию услуг по обработке и (или) анализу данных о структуре товарных рынков в Российской Федерации;
22) данные о структуре товарных рынков - информация об уровне спроса и предложения на товарных рынках в Российской Федерации и (или) об условиях обращения товаров на товарных рынках, в том числе информация о стоимости товаров, об объемах производства, импорта (экспорта) и продаж товаров, обобщенные данные о потребителях, производителях и об импортерах товаров, об условиях реализации товаров и о принципах определения их цены, иная информация о товарных рынках, используемая для продвижения товаров на рынке;
23) организатор исследований товарных рынков - осуществляющее деятельность по исследованию товарных рынков в качестве основного вида деятельности российское юридическое лицо, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.";
3) в статье 5:
а) наименование дополнить словами "и деятельности по исследованию товарных рынков";
б) в части 1:
абзац первый дополнить словами "и деятельности по исследованию товарных рынков";
пункт 1 дополнить словами "и деятельности по исследованию товарных рынков";
дополнить пунктами 3.7 - 3.9 следующего содержания:
"3.7) определение уполномоченного федерального органа исполнительной власти, ответственного за проведение мониторинга соблюдения организаторами исследований товарных рынков требований к организации и осуществлению деятельности по исследованию товарных рынков (далее - уполномоченный орган в сфере деятельности организаторов исследований товарных рынков);
3.8) утверждение порядка проведения уполномоченным органом в сфере деятельности организаторов исследований товарных рынков мониторинга соблюдения организаторами исследований товарных рынков требований к организации и осуществлению деятельности по исследованию товарных рынков;
3.9) определение перечня сведений и документов, свидетельствующих о соблюдении организаторами исследований товарных рынков требований к организации и осуществлению деятельности по исследованию товарных рынков, а также порядка их предоставления в уполномоченный орган в сфере деятельности организаторов исследований товарных рынков;";
4) дополнить главой 2.1 следующего содержания:
"Глава 2.1. ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ИССЛЕДОВАНИЮ ТОВАРНЫХ РЫНКОВ
Статья 12.1. Обязанности организатора исследований товарных рынков
Организатор исследований товарных рынков обязан:
1) соблюдать установленные законодательством Российской Федерации требования к обработке персональных данных, контрсанкционной информации и иной информации ограниченного доступа;
2) осуществлять запись, систематизацию, накопление, хранение, анализ, извлечение информации, полученной в результате проведенных исследований, с использованием баз данных, находящихся на территории Российской Федерации;
3) размещать на территории Российской Федерации технические средства, используемые для исследований товарных рынков;
4) предоставлять сведения и документы, указанные в пункте 3.9 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, по запросу уполномоченного органа в сфере деятельности организаторов исследований товарных рынков;
5) не допускать исполнения решений иностранного государства, государственного объединения и (или) союза и (или) государственного (межгосударственного) учреждения иностранного государства или государственного объединения и (или) союза, международной организации о введении мер ограничительного характера в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц;
6) не использовать недостоверные данные о структуре товарного рынка в Российской Федерации, а также не размещать такие данные и не создавать условия для их размещения в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Статья 12.2. Требования, предъявляемые к организатору исследований товарных рынков
1. Если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации, иностранное государство, международная организация, а также находящаяся под их контролем организация, иностранное юридическое лицо, российское юридическое лицо, доля иностранного участия в уставном капитале которого составляет более двадцати процентов, иностранный гражданин, лицо без гражданства, гражданин Российской Федерации, имеющий гражданство другого государства, не вправе осуществлять деятельность по исследованию товарных рынков.
2. Если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации, лица, указанные в части 1 настоящей статьи, не вправе осуществлять прямо или косвенно владение, управление в отношении более двадцати процентов долей (акций) в уставном капитале организатора исследований товарных рынков.
3. Не допускается установление лицами, указанными в части 1 настоящей статьи, любых иных форм контроля над организатором исследований товарных рынков, в результате которого указанные лица приобретают возможность прямо или косвенно управлять таким организатором исследований товарных рынков, а также непосредственно или через третьих лиц определять принимаемые им решения.
4. В случае нарушения требований, установленных частями 2 и 3 настоящей статьи, лица, указанные в части 1 настоящей статьи, либо иные лица, через которые прямо или косвенно осуществляются указанные в частях 2 и 3 настоящей статьи владение, управление или контроль, обязаны произвести отчуждение долей (акций), превышающих максимальный размер, установленный настоящей статьей, в порядке, предусмотренном статьей 238 Гражданского кодекса Российской Федерации. Принадлежащие указанным лицам голоса учитываются при определении кворума общего собрания участников (членов, акционеров) организатора исследований товарных рынков и при подсчете голосов в пределах, не превышающих двадцати процентов такого участия.
5. Любые сделки, которые приводят к нарушению требований настоящей статьи, ничтожны.
6. Не допускается осуществление деятельности по исследованию товарных рынков организаторами исследований товарных рынков с нарушением требований к организации и осуществлению деятельности по исследованию товарных рынков, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
7. Мониторинг соблюдения организаторами исследований товарных рынков требований к организации и осуществлению деятельности по исследованию товарных рынков, установленных настоящим Федеральным законом, осуществляет уполномоченный орган в сфере деятельности организаторов исследований товарных рынков.".
Статья 2
1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 марта 2026 года.
2. Организаторы исследований товарных рынков, за исключением лиц, установленных частями 4.2 и 4.3 статьи 1 Федерального закона от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", обязаны представить не позднее 15 мая 2026 года в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, ответственный за проведение мониторинга соблюдения организаторами исследований товарных рынков требований к организации и осуществлению деятельности по исследованию товарных рынков, сведения и документы о соответствии деятельности организатора исследований товарных рынков статьям 12.1 и 12.2 Федерального закона от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".
Президент
Российской Федерации
В.ПУТИН
Москва, Кремль
31 июля 2025 года
N 351-ФЗ