Федеральный закон от 31.07.2025 N 307-ФЗ
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ
В КОДЕКС ВНУТРЕННЕГО ВОДНОГО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
И СТАТЬИ 2 И 3 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "ОБ ОСОБЕННОСТЯХ
РЕГУЛИРОВАНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ЦЕЛЯХ РЕАЛИЗАЦИИ
ПРИОРИТЕТНЫХ ПРОЕКТОВ ПО МОДЕРНИЗАЦИИ И РАСШИРЕНИЮ
ИНФРАСТРУКТУРЫ И О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ
ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Принят
Государственной Думой
22 июля 2025 года
Одобрен
Советом Федерации
25 июля 2025 года
Статья 1
Внести в Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 11, ст. 1001; 2008, N 29, ст. 3418; 2011, N 15, ст. 2020; 2012, N 18, ст. 2128; N 25, ст. 3268; N 26, ст. 3446; N 31, ст. 4320; 2016, N 27, ст. 4300; 2019, N 31, ст. 4453; 2023, N 29, ст. 5312; N 49, ст. 8674; 2024, N 10, ст. 1303) следующие изменения:
1) в статье 3:
а) в абзаце одиннадцатом слова "гидротехническое сооружение" заменить словами "портовое гидротехническое сооружение";
б) абзац двенадцатый изложить в следующей редакции:
"речной порт (далее также - порт) - территория и акватория, а также совокупность расположенных в границах этих территории и акватории объектов речного порта, указанных в пункте 1 статьи 53 настоящего Кодекса, в том числе обустроенных и оборудованных для оказания услуг по обслуживанию пассажиров и судов, погрузки, выгрузки, приема, хранения и выдачи грузов, взаимодействия с другими видами транспорта;";
в) дополнить абзацами тридцать четвертым - тридцать восьмым следующего содержания:
"речной порт общего пользования (далее также - порт общего пользования) - речной порт, в котором осуществляются обслуживание пассажиров и оказание услуг по перевозке пассажиров и их багажа на основании договоров перевозок пассажиров и (или) погрузка, выгрузка, прием, хранение и выдача грузов и который соответствует одному или нескольким из следующих условий: включен в прямое смешанное водно-железнодорожное и водно-автомобильное сообщение; открыт для захода судов под флагами иностранных государств; является транспортным узлом при перевозке грузов между административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации, между административными центрами муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, между речным портом и причалом общего пользования, расположенными в одном муниципальном округе, между государствами; используется для погрузки, выгрузки, приема, хранения и выдачи грузов, предназначенных для районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей;
причал общего пользования - причал, на котором осуществляются обслуживание пассажиров и оказание услуг по перевозке пассажиров и их багажа на основании договоров перевозок пассажиров и (или) погрузка, выгрузка, прием, хранение и выдача грузов;
подходы к порту или причалу - участки внутренних водных путей, примыкающие к причалу и имеющие выход на судовой ход;
рейд - водное пространство внутренних водных путей, расположенное за пределами границ акватории порта, обозначенное навигационными знаками или иным способом и предназначенное для стоянки судов в ожидании прохождения судоходных шлюзов, судоподъемников и участков внутренних водных путей, на которых осуществляется диспетчерское регулирование движения судов;
рейд порта - водное пространство в границах акватории порта, обозначенное навигационными знаками или иным способом и предназначенное для стоянки и обслуживания судов и осуществления операций с грузами.";
2) пункт 4 статьи 6 дополнить абзацем вторым следующего содержания:
"Сборы с судов, следующих по судовому ходу, проходящему по акватории речного порта, без захода в этот речной порт для оказания услуг в речном порту, не взимаются.";
3) в пункте 6 статьи 34.2 слово "морской" заменить словом "водной";
4) в статье 55:
а) в пункте 1 слова "размещения порта" заменить словами "размещения объектов речного порта";
б) пункт 2 дополнить предложением следующего содержания: "Акватория порта включает в себя подходы к порту или причалу и рейды порта.";
в) дополнить пунктами 3 - 5 следующего содержания:
"3. Решение об установлении или изменении границ территории и акватории порта принимается Правительством Российской Федерации в порядке, установленном в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи.
Приложением к такому решению является текстовое описание местоположения границ территории и акватории порта, включающее в себя перечень географических координат характерных точек границ этих территории и акватории и (или) перечень координат этих точек в системе координат, установленной для ведения Единого государственного реестра недвижимости.
Инициатором установления или изменения границ территории порта может выступать правообладатель земельного участка, на котором размещен объект речного порта либо планируется его строительство, при наличии согласия собственника земельного участка на включение земельного участка в планируемые к установлению или изменению границы территории порта.
4. Порядок установления и изменения границ территории и акватории порта утверждается Правительством Российской Федерации и должен содержать в том числе:
1) требования к содержанию решений об установлении и изменении границ территории и акватории порта;
2) порядок представления инициатором установления или изменения границ территории порта в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере внутреннего водного транспорта, заявления об установлении или изменении границ территории порта и прилагаемых к нему материалов, порядок рассмотрения таких заявления и материалов;
3) перечень материалов, предусмотренных подпунктом 2 настоящего пункта, порядок их подготовки и согласования;
4) основания установления или изменения границ территории и акватории порта.
5. Подходы к портам или причалам общего пользования включаются в перечень внутренних водных путей.";
5) дополнить статьями 55.1 и 55.2 следующего содержания:
"Статья 55.1. Создание порта, открытие и закрытие порта для оказания услуг
1. Создание порта осуществляется на основании схемы территориального планирования Российской Федерации в области развития федерального транспорта (железнодорожного, воздушного, морского, внутреннего водного, трубопроводного) и автомобильных дорог федерального значения, схемы территориального планирования субъекта Российской Федерации, а также с учетом международных договоров Российской Федерации.
2. Решение о создании порта принимается Правительством Российской Федерации.
В отношении портов, в которых на 17 января 2026 года осуществляются оказание услуг по обслуживанию пассажиров и судов, погрузка, выгрузка, прием, хранение и выдача грузов, взаимодействие с другими видами транспорта (далее - портовые услуги), принятие решения о создании порта не требуется.
3. В случае, если при создании порта осуществляются образование земельных участков, создание искусственных земельных участков, строительство объектов речного порта, в решении о создании порта предусматриваются мероприятия, связанные с образованием земельных участков, созданием искусственных земельных участков, строительством объектов капитального строительства, относящихся к объектам речного порта.
Решение о создании порта, предусматривающее создание искусственного земельного участка, должно содержать указание о планируемом использовании искусственного земельного участка (категории, предполагаемом целевом назначении, в том числе виде (видах) разрешенного использования искусственного земельного участка) и лице (лицах), осуществляющем (осуществляющих) создание искусственного земельного участка, а также о конкретном объекте капитального строительства, для размещения которого создается искусственный земельный участок, и лице (лицах), осуществляющем (осуществляющих) строительство на искусственном земельном участке этого объекта капитального строительства.
Инициаторами создания порта могут выступать федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, юридические лица, которые планируют размещение и (или) строительство объектов речного порта для оказания портовых услуг.
4. Порядок подготовки и принятия решения о создании порта утверждается Правительством Российской Федерации и должен содержать в том числе:
1) требования к содержанию решения о создании порта;
2) порядок представления инициаторами создания порта в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере внутреннего водного транспорта, предложения о создании порта и прилагаемых к нему материалов, порядок рассмотрения таких предложения и материалов;
3) перечень материалов, предусмотренных подпунктом 2 настоящего пункта, и порядок их подготовки.
5. После завершения строительства и ввода в эксплуатацию объектов капитального строительства, возведения некапитальных строений и сооружений, относящихся к объектам речного порта, порт подлежит открытию для оказания портовых услуг на основании решения Правительства Российской Федерации об открытии порта с внесением соответствующих сведений в перечень речных портов Российской Федерации.
Порт считается открытым для оказания портовых услуг со дня принятия решения об открытии порта.
6. Закрытие порта для оказания портовых услуг, за исключением случаев, установленных пунктом 8 настоящей статьи, осуществляется на основании решения Правительства Российской Федерации об изменении границ территории и акватории порта и (или) решения Правительства Российской Федерации, принятого на основании изменений схемы территориального планирования Российской Федерации в области развития федерального транспорта (железнодорожного, воздушного, морского, внутреннего водного, трубопроводного) и автомобильных дорог федерального значения и (или) схемы территориального планирования субъекта Российской Федерации, в случае прекращения оказания портовых услуг.
О принятии решения о закрытии порта для оказания портовых услуг федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере внутреннего водного транспорта, обязан в порядке, утвержденном в соответствии с пунктом 7 настоящей статьи, уведомить оператора порта или причала в течение одного месяца со дня принятия такого решения.
7. Порядок открытия и закрытия порта для оказания портовых услуг утверждается Правительством Российской Федерации и должен содержать в том числе:
1) порядок принятия решений, указанных в абзаце первом пункта 5 и пункте 6 настоящей статьи;
2) требования к содержанию решений об открытии и о закрытии порта для оказания портовых услуг;
3) порядок представления федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере внутреннего водного транспорта, в федеральный орган исполнительной власти в области транспорта предложения об открытии или о закрытии речного порта для оказания портовых услуг и прилагаемых к нему материалов, порядок рассмотрения таких предложения и материалов;
4) перечень материалов, указанных в подпункте 3 настоящего пункта, и порядок их подготовки;
5) требования к размещению в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" информации о принятии решения об открытии или о закрытии порта для оказания портовых услуг.
8. Вследствие непреодолимой силы и военных действий, объявления карантина, при возникновении явлений стихийного характера, крушений судов, аварий, иных ситуаций, при которых оказание портовых услуг невозможно в связи с угрозой жизни или здоровью человека, повреждения и (или) уничтожения имущества, в том числе грузов, оператором порта может быть принято решение о временном закрытии порта для оказания портовых услуг с установлением срока действия такого решения в порядке, утвержденном в соответствии с пунктом 7 настоящей статьи. О принятии решения о временном закрытии порта для оказания портовых услуг оператор порта обязан в порядке, предусмотренном пунктом 7 настоящей статьи, уведомить федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере внутреннего водного транспорта, в течение трех рабочих дней со дня принятия такого решения.
Статья 55.2. Перечень речных портов Российской Федерации
1. В целях ведения учета речных портов сведения о них подлежат внесению в перечень речных портов Российской Федерации (далее в настоящей статье - Перечень).
Основанием для внесения сведений о порте в Перечень является открытие порта для оказания портовых услуг.
2. Порты, в которых на 17 января 2026 года осуществляется оказание портовых услуг, считаются открытыми для оказания портовых услуг независимо от даты внесения сведений о них в Перечень. Сведения о таких портах вносятся в Перечень в порядке, установленном для ведения Перечня.
3. Исключение сведений о порте из Перечня осуществляется на основании решения Правительства Российской Федерации о закрытии порта для оказания портовых услуг.
4. Ведение Перечня, включающее в себя сбор сведений о речных портах, внесение их в Перечень, изменение, хранение указанных сведений, исключение их из Перечня и предоставление доступа к сведениям, содержащимся в Перечне, осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере внутреннего водного транспорта, в порядке, утвержденном в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи.
5. Правила ведения Перечня утверждаются федеральным органом исполнительной власти в области транспорта и должны включать в себя в том числе:
1) требования к форме и содержанию Перечня;
2) порядок представления администрациями бассейнов внутренних водных путей в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере внутреннего водного транспорта, сведений о портах и порядок их рассмотрения;
3) требования к содержанию сведений о порте, вносимых в Перечень, включая указание об отнесении порта к портам общего пользования;
4) перечень подтверждающих сведения о порте документов, представляемых администрациями бассейнов внутренних водных путей, порядок рассмотрения указанных документов;
5) порядок присвоения порядкового номера порту при внесении сведений о нем в Перечень;
6) порядок внесения изменений в Перечень и основания для таких изменений;
7) порядок исключения сведений о порте из Перечня;
8) порядок и способы предоставления федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере внутреннего водного транспорта, доступа к сведениям, содержащимся в Перечне, и перечень лиц, которым эти сведения предоставляются.".
Статья 2
Внести в Федеральный закон от 31 июля 2020 года N 254-ФЗ "Об особенностях регулирования отдельных отношений в целях реализации приоритетных проектов по модернизации и расширению инфраструктуры и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2020, N 31, ст. 5013; 2022, N 18, ст. 3010; 2024, N 33, ст. 4957) следующие изменения:
1) в части 2 статьи 2:
а) пункт 1 дополнить словами ", а также здания, сооружения, необходимые для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля в автомобильных пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации";
б) пункт 3 дополнить словами ", а также судоходные гидротехнические сооружения";
2) в статье 3:
а) дополнить частью 5.1 следующего содержания:
"5.1. Подготовка проектной документации судоходного гидротехнического сооружения может осуществляться до утверждения документации по планировке территории, предусматривающей строительство такого сооружения. В этом случае обязательными приложениями к заданию застройщика или технического заказчика на архитектурно-строительное проектирование являются:
1) решение о подготовке документации по планировке данной территории;
2) чертеж границ зон планируемого размещения соответствующего объекта инфраструктуры, сведения о его характеристиках и схема планировочных решений, предусмотренные разрабатываемой документацией по планировке территории.";
б) в части 6 после слов "линейного объекта инфраструктуры" дополнить словами ", судоходного гидротехнического сооружения", слова "такого объекта инфраструктуры" заменить словами "таких объектов инфраструктуры";
в) в части 8 после слов "линейного объекта транспортной инфраструктуры" дополнить словами "и судоходного гидротехнического сооружения", слова "такого линейного объекта" заменить словами "таких объектов инфраструктуры";
г) часть 9 изложить в следующей редакции:
"9. До получения разрешения на ввод в эксплуатацию линейного объекта инфраструктуры, судоходного гидротехнического сооружения, зданий, сооружений, необходимых для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля в автомобильных пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, разрешения на ввод в эксплуатацию в отношении этапа строительства, реконструкции указанных объектов допускается осуществление их временной эксплуатации в целях осуществления перевозки грузов и (или) пассажиров, пересечения Государственной границы Российской Федерации при условии подтверждения технической готовности указанных объектов к временной эксплуатации в соответствии с частями 10 и 11 настоящей статьи.";
д) в части 10 после слов "линейного объекта инфраструктуры" дополнить словами ", судоходного гидротехнического сооружения, зданий, сооружений, необходимых для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля в автомобильных пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации,", слова "указанного объекта" заменить словами "указанных объектов";
е) часть 11 изложить в следующей редакции:
"11. Требования к техническому состоянию линейного объекта инфраструктуры, судоходного гидротехнического сооружения, зданий, сооружений, необходимых для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля в автомобильных пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, допускаемых к временной эксплуатации, порядок подтверждения технической готовности указанных объектов к временной эксплуатации, порядок осуществления такой временной эксплуатации и технического обслуживания указанных объектов устанавливаются Правительством Российской Федерации.";
ж) дополнить частью 15 следующего содержания:
"15. Временная эксплуатация объектов инфраструктуры, указанных в части 9 настоящей статьи, допускается не более чем на три года с момента подтверждения технической готовности объектов инфраструктуры к временной эксплуатации в соответствии с частями 10 и 11 настоящей статьи.".
Статья 3
1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 сентября 2025 года, за исключением статьи 1 настоящего Федерального закона.
2. Статья 1 настоящего Федерального закона вступает в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования настоящего Федерального закона.
3. К нормативным правовым актам Российской Федерации, устанавливающим обязательные требования и предусмотренным Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 254-ФЗ "Об особенностях регулирования отдельных отношений в целях реализации приоритетных проектов по модернизации и расширению инфраструктуры и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в редакции настоящего Федерального закона), не применяются положения частей 1 и 4 статьи 3 и частей 1 и 2 статьи 11 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации".
Президент
Российской Федерации
В.ПУТИН
Москва, Кремль
31 июля 2025 года
N 307-ФЗ