Федеральный закон от 31.07.2025 N 289-ФЗ
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
ОБ ОТДЕЛЬНЫХ ВОПРОСАХ
РЕГУЛИРОВАНИЯ ПЛАТФОРМЕННОЙ ЭКОНОМИКИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Принят
Государственной Думой
22 июля 2025 года
Одобрен
Советом Федерации
25 июля 2025 года
Глава 1. Общие положения
Статья 1. Предмет регулирования, цели и сфера применения настоящего Федерального закона
1. Настоящий Федеральный закон определяет правовые основы платформенной экономики в Российской Федерации и регулирует отношения, возникающие между операторами посреднических цифровых платформ, их партнерами, пользователями и иными лицами в связи с продажей товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
2. Целями настоящего Федерального закона являются:
1) создание безопасной цифровой среды на цифровых платформах, способствующей повышению уровня доступности товаров, работ, услуг, а также развитию предпринимательства и конкуренции;
2) создание правовых, экономических и организационных условий развития и функционирования цифровых платформ;
3) обеспечение единства экономического пространства в Российской Федерации путем установления требований к организации и осуществлению деятельности цифровых платформ;
4) обеспечение баланса экономических интересов хозяйствующих субъектов, функционирующих в сфере платформенной экономики, а также обеспечение гарантий соблюдения прав и законных интересов физических и юридических лиц;
5) повышение доступности осуществления торговой деятельности, выполнения работ, оказания услуг для хозяйствующих субъектов, в том числе субъектов малого и среднего предпринимательства.
3. Положения настоящего Федерального закона не применяются к отношениям, связанным:
1) с организацией и осуществлением деятельности аудиовизуальных сервисов, деятельности лиц, являющихся кредитными организациями, некредитными финансовыми организациями, а также лиц, оказывающих профессиональные услуги на финансовом рынке;
2) с предоставлением лицензии на использование программ для электронных вычислительных машин, баз данных посредством программы для электронных вычислительных машин, которая предназначена для поиска, просмотра и приобретения указанных программ, баз данных;
3) с распространением исключительно товаров, услуг, принадлежащих владельцам информационных ресурсов.
4. Действие положений настоящего Федерального закона не распространяется на операторов инвестиционных платформ, операторов государственных и муниципальных информационных систем, операторов иных информационных систем (информационных ресурсов), создаваемых в соответствии с федеральными законами, на операторов электронных площадок и операторов специализированных электронных площадок, функционирующих в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) или законодательством Российской Федерации о приватизации.
Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:
1) платформенная экономика - совокупность организационных и имущественных отношений, складывающихся в результате взаимодействия неограниченного круга лиц посредством цифровых платформ для осуществления предпринимательской деятельности или в иных целях, в том числе не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности;
2) цифровая платформа - информационная система, и (или) сайт в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", и (или) программы для электронных вычислительных машин, обеспечивающие технические, организационные, информационные и иные возможности для взаимодействия неограниченного круга лиц, в том числе в целях обмена информацией и ее распространения, продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг;
3) владелец цифровой платформы - лицо, обеспечивающее организацию взаимодействия пользователей цифровой платформы, в том числе самостоятельно и по своему усмотрению определяющее цели и порядок использования цифровой платформы, включая порядок размещения информации на такой платформе, с учетом положений, предусмотренных настоящим Федеральным законом;
4) партнер посреднической цифровой платформы (далее - партнер) - юридическое лицо, иностранное юридическое лицо, иностранная организация, не являющаяся юридическим лицом, индивидуальный предприниматель либо физическое лицо, в том числе иностранный гражданин или лицо без гражданства (за исключением физических лиц, совершающих между собой на посреднической цифровой платформе сделки, не связанные с осуществлением предпринимательской деятельности), применяющие специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход" в соответствии с Федеральным законом от 27 ноября 2018 года N 422-ФЗ "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход" и являющиеся партнером-продавцом и (или) партнером-исполнителем, осуществляющими деятельность на посреднической цифровой платформе;
5) партнер-продавец - партнер, заключивший гражданско-правовой договор с оператором посреднической цифровой платформы и осуществляющий деятельность на посреднической цифровой платформе, направленную на продажу товаров пользователям-покупателям;
6) партнер-исполнитель - партнер, заключивший гражданско-правовой договор с оператором посреднической цифровой платформы и осуществляющий деятельность на посреднической цифровой платформе, направленную на выполнение работ, оказание услуг для пользователей-заказчиков в рамках гражданско-правовых отношений при условии соблюдения требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом;
7) пользователь посреднической цифровой платформы (далее - пользователь) - лицо, не являющееся оператором посреднической цифровой платформы и использующее технические возможности посреднической цифровой платформы в целях приобретения товаров (пользователь-покупатель) и (или) получения результатов выполнения работ, оказания услуг (пользователь-заказчик);
8) оператор посреднической цифровой платформы (далее - оператор) - юридическое лицо, иностранное юридическое лицо, иностранная организация, не являющаяся юридическим лицом, индивидуальный предприниматель, иностранный гражданин или лицо без гражданства, оказывающие услуги, связанные с организацией взаимодействия партнеров и пользователей на посреднической цифровой платформе, и являющиеся владельцем такой цифровой платформы или лицом, с которым этот владелец заключил договор об эксплуатации посреднической цифровой платформы;
9) посредническая цифровая платформа - цифровая платформа, обеспечивающая взаимодействие оператора, партнеров и пользователей в целях заключения гражданско-правовых договоров, предоставляющая технические возможности размещения заказов и (или) карточек товаров, работ, услуг, совершения сделок, осуществления оплаты товара, работы, услуги пользователем в пользу партнера, соответствующая дополнительным критериям, установленным на основании части 4 статьи 4 настоящего Федерального закона, и включенная в реестр посреднических цифровых платформ в соответствии с частью 2 статьи 4 настоящего Федерального закона;
10) пункт приема и выдачи заказов (далее - пункт выдачи заказов) - объект логистической инфраструктуры оператора, в котором оператором или владельцем пункта приема и выдачи заказов осуществляется деятельность по приемке, хранению, доставке, выдаче, отправлению и возврату товаров, заказанных пользователем-покупателем на посреднической цифровой платформе, а также могут осуществляться иные действия, направленные на совершение сделок, проведение расчетов или осуществление финансовых операций между пользователем, оператором и (или) партнером;
11) владелец пункта приема и выдачи заказов (далее - владелец пункта выдачи заказов) - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, заключившие договор с оператором и на законном основании осуществляющие в пункте выдачи заказов деятельность по приемке, хранению, доставке, выдаче, отправлению и возврату товаров, заказанных пользователем-покупателем на посреднической цифровой платформе, а также иные действия, направленные на совершение сделок, проведение расчетов или осуществление финансовых операций между пользователем, оператором и (или) партнером;
12) логистическая инфраструктура оператора - склады, распределительные центры, пункты выдачи заказов и иные необходимые для выдачи и (или) доставки товаров объекты, принадлежащие оператору, владельцу пункта выдачи заказов или привлекаемым ими третьим лицам на праве собственности или ином законном основании;
13) личный кабинет - информационный ресурс, размещенный на посреднической цифровой платформе, используемый партнерами, владельцами пунктов выдачи заказов и пользователями для осуществления своих прав и исполнения своих обязанностей посредством такой платформы;
14) заказ - размещенное на посреднической цифровой платформе задание пользователя-заказчика на выполнение работ, оказание услуг, адресованное партнеру-исполнителю;
15) карточка товара, работы, услуги (далее - карточка товара) - предложение партнера о продаже товара, выполнении работы, об оказании услуги, адресованное пользователям посреднической цифровой платформы;
16) поисковая выдача - предоставление пользователю информации, размещенной на посреднической цифровой платформе, в соответствии с его запросом на посреднической цифровой платформе;
17) рейтинг товара, работы, услуги, партнера, пункта выдачи заказов (далее - рейтинг) - результат оценки товара, работы, услуги, пункта выдачи заказов, деятельности партнера, владельца пункта выдачи заказов на посреднической цифровой платформе, рассчитываемый оператором с учетом выставленных пользователями оценок товара, работы, услуги, пункта выдачи заказов, деятельности партнера, владельца пункта выдачи заказов, а также иных критериев, предусмотренных правилами пользования посреднической цифровой платформой.
Статья 3. Принципы правового регулирования платформенной экономики в Российской Федерации
1. Правовое регулирование отношений между лицами, осуществляющими использование цифровых платформ, основывается на принципах:
1) автономии воли, в том числе свободы в заключении гражданско-правовых договоров посредством использования цифровых платформ;
2) добросовестности;
3) имущественной самостоятельности;
4) обеспечения безопасных условий продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг на цифровых платформах, защиты прав потребителей соответствующих товаров, работ, услуг;
5) обеспечения гарантий соблюдения прав и законных интересов каждого из участников отношений, являющихся предметом регулирования настоящего Федерального закона.
2. Предоставление доступа к цифровой платформе, а также ее использование основывается на принципах прозрачности (открытости), запрета дискриминации и недопустимости ограничения свободного доступа лиц к цифровой платформе, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
3. Правовое регулирование платформенной экономики в Российской Федерации основывается на Конституции Российской Федерации и федеральных конституционных законах, осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
4. Настоящий Федеральный закон и другие федеральные законы, регулирующие использование цифровых платформ, применяются независимо от вида деятельности оператора, сферы деятельности лиц, использующих соответствующую платформу, и информационной технологии, использованной для создания и обеспечения функционирования такой платформы, за исключением случаев, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 1 настоящего Федерального закона.
5. К отношениям с партнерами, являющимися иностранными юридическими лицами, иностранными организациями, не являющимися юридическими лицами, иностранными гражданами и лицами без гражданства, осуществляющими деятельность с использованием посреднической цифровой платформы на законном основании, настоящий Федеральный закон применяется в части, не противоречащей праву Евразийского экономического союза и международным договорам Российской Федерации.
Статья 4. Цифровая платформа. Реестр посреднических цифровых платформ
1. Владелец цифровой платформы обязан:
1) обеспечить равный и беспрепятственный доступ неограниченного круга лиц к цифровой платформе, возможность ознакомления с правилами пользования цифровой платформой, в том числе посредством предоставления свободного и открытого доступа к правилам пользования цифровой платформой;
2) не допускать создания на цифровой платформе дискриминационных условий для лиц, относящихся к одной категории и использующих такую цифровую платформу;
3) разместить на цифровой платформе адрес электронной почты для направления владельцу такой цифровой платформы юридически значимых сообщений, а также свои фамилию, имя и отчество (при наличии) (для физического лица) или наименование (для юридического лица);
4) соблюдать требования законодательства Российской Федерации, в частности:
а) не допускать использования цифровой платформы в целях совершения уголовно наказуемых деяний, разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую законом тайну, распространения материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публично оправдывающих терроризм, других экстремистских материалов и материалов, пропагандирующих порнографию, насилие и жестокость, а также размещения предназначенной для пользователей информации, содержащей нецензурную брань;
б) не допускать распространения информации с целью опорочить гражданина или отдельные категории граждан по признакам пола, возраста, расовой или национальной принадлежности, языка, отношения к религии, профессии, места жительства и работы, инвалидности, а также в связи с их политическими убеждениями;
в) соблюдать права и законные интересы граждан и организаций, в том числе честь, достоинство и деловую репутацию граждан, деловую репутацию организаций;
г) обеспечивать защиту сведений, содержащихся на цифровой платформе и обрабатываемых с ее использованием, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации, законодательства Российской Федерации в области персональных данных.
2. Цифровая платформа в случае соответствия критериям, указанным в пункте 9 статьи 2 настоящего Федерального закона, а также дополнительным критериям, установленным на основании части 4 настоящей статьи, признается посреднической цифровой платформой с момента включения в реестр посреднических цифровых платформ федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации на ведение такого реестра.
3. Правительством Российской Федерации устанавливаются правила формирования и ведения реестра посреднических цифровых платформ, определяющие в том числе состав сведений, включаемых в такой реестр, условия и порядок включения в такой реестр и исключения из него указанных сведений.
4. Дополнительные критерии отнесения цифровой платформы к посредническим цифровым платформам, в том числе в зависимости от количества пользователей информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации и осуществляющих доступ к данной цифровой платформе, с учетом критериев, указанных в пункте 9 статьи 2 настоящего Федерального закона, могут быть установлены Правительством Российской Федерации.
Глава 2. Взаимодействие оператора, партнеров и владельцев пунктов выдачи заказов
Статья 5. Договор между оператором и партнером или владельцем пункта выдачи заказов. Проверка сведений о лице, имеющем намерение стать партнером или владельцем пункта выдачи заказов
1. Взаимодействие оператора с партнером и владельцем пункта выдачи заказов осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации на основании договора между оператором и партнером или владельцем пункта выдачи заказов. Оператор обязан обеспечить партнеру, владельцу пункта выдачи заказов возможность заключить указанный договор в электронной форме на посреднической цифровой платформе.
2. При заключении договора с партнером или владельцем пункта выдачи заказов оператор осуществляет проверку сведений о лице, имеющем намерение стать партнером или владельцем пункта выдачи заказов, посредством проверки сведений о таком лице, содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, либо посредством идентификации и (или) аутентификации с использованием федеральной государственной информационной системы "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме", а также иными способами, установленными Правительством Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 части 3 настоящей статьи.
3. Правительство Российской Федерации:
1) определяет перечень сведений, подлежащих проверке оператором в соответствии с частью 2 настоящей статьи, порядок осуществления такой проверки;
2) устанавливает иные способы, кроме предусмотренных частью 2 настоящей статьи, проверки сведений о лице, имеющем намерение стать партнером или владельцем пункта выдачи заказов, в том числе предусматривающие случаи, в которых оператор обязан запрашивать у такого лица дополнительные сведения перед заключением с ним договора, осуществлять проверку полноты и достоверности представляемой информации.
4. Условия договора между оператором и партнером или владельцем пункта выдачи заказов должны в том числе предусматривать:
1) требования к партнеру, владельцу пункта выдачи заказов;
2) порядок обмена юридически значимыми сообщениями, в том числе направления уведомления об изменении договора в сроки, указанные в статье 12 настоящего Федерального закона;
3) исчерпывающий перечень применяемых к партнеру, владельцу пункта выдачи заказов и оператору мер ответственности, основания и порядок их применения;
4) порядок обжалования решений и действий (бездействия) оператора в рамках системы досудебного рассмотрения жалоб (разрешения споров) с указанием срока и процедуры рассмотрения жалоб, порядок дальнейшего разрешения споров в случае недостижения согласия между оператором и партнером или владельцем пункта выдачи заказов, порядок направления партнером сведений, необходимых оператору для принятия решения по жалобе в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона;
5) порядок продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг, в том числе порядок и условия приостановления или прекращения принятия заказов партнером-исполнителем, порядок определения продолжительности выполнения работ, оказания услуг с использованием посреднической цифровой платформы;
6) порядок осуществления взаиморасчетов между оператором и партнером или владельцем пункта выдачи заказов, включая порядок определения срока платежей;
7) порядок предоставления партнеру, владельцу пункта выдачи заказов доступа к информации о принципах формирования рейтинга, об основаниях изменения рейтинга и о последствиях, наступающих для партнера, владельца пункта выдачи заказов при определенных значениях рейтинга;
8) порядок доступа к информации о принципах ранжирования результатов поисковой выдачи и об основаниях изменения положения карточки товара в поисковой выдаче;
9) порядок установления, изменения партнерами цены товара, работы, услуги, включая срок вступления такого изменения в силу;
10) порядок определения размера вознаграждения оператора за оказание услуг партнеру или владельцу пункта выдачи заказов;
11) порядок установления скидок на предлагаемые товары, работы и услуги.
5. Оператор обязан размещать договор с партнером или владельцем пункта выдачи заказов с указанием периода действия этого договора, а также предоставлять партнеру, владельцу пункта выдачи заказов беспрепятственный доступ к действующему договору и договорам, утратившим силу, в том числе для ознакомления и копирования, в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и (или) в соответствующем разделе личного кабинета партнера или владельца пункта выдачи заказов (при наличии) в течение сроков хранения таких документов, устанавливаемых в соответствии с законодательством об архивном деле в Российской Федерации, но не менее трех лет.
6. Партнер и (или) владелец пункта выдачи заказов, возместившие вред, причиненный оператором, имеют право обратного требования (регресса) к этому оператору в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
Статья 6. Предоставление партнеру, владельцу пункта выдачи заказов доступа к посреднической цифровой платформе. Обмен юридически значимыми сообщениями
1. Предоставление партнеру, владельцу пункта выдачи заказов технических возможностей для осуществления прав и исполнения обязанностей, в том числе посредством обеспечения доступа к личному кабинету на посреднической цифровой платформе (при наличии), осуществляется на основании договора между оператором и партнером, договора между оператором и владельцем пункта выдачи заказов.
2. Оператор обязан обеспечить партнеру, владельцу пункта выдачи заказов возможность направлять и получать юридически значимые сообщения в электронной форме.
3. Обеспечение направления и получения юридически значимых сообщений осуществляется путем их размещения в личном кабинете партнера, владельца пункта выдачи заказов (при наличии) и иным способом, указанным в договоре между оператором и партнером или договоре между оператором и владельцем пункта выдачи заказов и позволяющим получить обратную связь.
Статья 7. Размещение карточки товара, внесение изменений в карточку товара
1. При размещении карточки товара партнером, внесении им изменений в карточку товара оператор обязан:
1) обеспечивать партнеру техническую возможность размещения в карточке товара информации о данном партнере, товаре, работе, услуге, предлагаемых указанным партнером посредством размещения карточки товара, в соответствии с законодательством Российской Федерации о защите прав потребителей, а также:
а) информации о разрешениях, лицензиях, сертификатах или иных документах, имеющихся у партнера и необходимых для выполнения предлагаемых работ, оказания предлагаемых услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации;
б) информации об обязательном или о добровольном подтверждении соответствия предлагаемых товаров требованиям, установленным актами, составляющими право Евразийского экономического союза, в соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ "О техническом регулировании", путем размещения ссылки на страницу сайта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", содержащую запись о сертификате соответствия и (или) декларации о соответствии в реестре выданных сертификатов соответствия и зарегистрированных деклараций о соответствии, порядок формирования и ведения которого установлен Правительством Российской Федерации, и (или) Едином реестре выданных сертификатов соответствия и зарегистрированных деклараций о соответствии Евразийского экономического союза, порядок формирования и ведения которого утвержден Коллегией Евразийской экономической комиссии;
в) информации об исполнении требований по маркировке предлагаемых товаров в случае, если такие требования к товару установлены Федеральным законом от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", законодательством Российской Федерации об обращении лекарственных средств или законодательством Российской Федерации о драгоценных металлах и драгоценных камнях;
г) информации о государственной регистрации предлагаемых товаров в соответствии с актами, составляющими право Евразийского экономического союза, и Федеральным законом от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" путем размещения ссылки на страницу сайта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", содержащую запись о свидетельстве государственной регистрации продукции в едином реестре свидетельств о государственной регистрации продукции;
д) информации о возможности приобретения товаров, работ, услуг с использованием электронного сертификата в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2020 года N 491-ФЗ "О приобретении отдельных товаров, работ, услуг с использованием электронного сертификата";
2) размещать в карточке товара информацию о том, что предлагаемый к продаже товар подлежит маркировке средствами идентификации, если такое требование установлено в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", законодательством Российской Федерации об обращении лекарственных средств или законодательством Российской Федерации о драгоценных металлах и драгоценных камнях;
3) разместить в карточке товара информацию о том, что оператор не является продавцом предлагаемого товара, исполнителем предлагаемых работ, услуг, не заключает с пользователем договор купли-продажи товара, договор подряда, договор возмездного оказания услуг, за исключением случаев, если оператор продает товары, выполняет работы, оказывает услуги от своего имени;
4) если партнером является иностранное юридическое лицо, иностранная организация, не являющаяся юридическим лицом, иностранный гражданин или лицо без гражданства (далее - иностранный партнер), размещать в карточке товара информацию о том, что товары, работы, услуги предлагаются в такой карточке иностранным партнером, а также информировать пользователя об особенностях покупки товаров, заказа работ, услуг у иностранного партнера;
5) размещать в карточке товара информацию о том, что партнер зарегистрирован в государственной информационной системе мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, если предлагаемый к продаже товар подлежит обязательной маркировке средствами идентификации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2. Оператор осуществляет проверку информации, содержащейся в размещаемой на посреднической цифровой платформе карточке товара, в соответствии с порядком, предусмотренным частью 4 настоящей статьи, и не допускает размещения карточки товара, содержащей информацию:
1) о продаже товаров, изъятых из оборота;
2) о продаже пестицидов и агрохимикатов, не прошедших государственную регистрацию в Реестре пестицидов и агрохимикатов и подлежащих такой регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации;
3) о продаже биологически активных добавок, не прошедших государственную регистрацию специализированной пищевой продукции и подлежащих такой регистрации в соответствии с актами, составляющими право Евразийского экономического союза, и законодательством Российской Федерации;
4) о продаже лекарственных препаратов и медицинских изделий, не прошедших регистрацию и подлежащих такой регистрации в соответствии с актами, составляющими право Евразийского экономического союза, и законодательством Российской Федерации;
5) о продаже товара, подлежащего обязательному подтверждению соответствия требованиям, установленным актами, составляющими право Евразийского экономического союза, в соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ "О техническом регулировании", без размещения партнером в карточке товара информации, предусмотренной подпунктом "б" пункта 1 части 1 настоящей статьи;
6) о продаже товара, подлежащего государственной регистрации предлагаемых товаров в соответствии с актами, составляющими право Евразийского экономического союза, и Федеральным законом от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", без размещения партнером в карточке товара информации, предусмотренной подпунктом "г" пункта 1 части 1 настоящей статьи;
7) о продаже товара, подлежащего маркировке в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", законодательством Российской Федерации об обращении лекарственных средств или законодательством Российской Федерации о драгоценных металлах и драгоценных камнях, без размещения партнером в карточке товара информации, предусмотренной подпунктом "в" пункта 1 части 1 настоящей статьи;
8) о продаже товара, подлежащего обязательной маркировке средствами идентификации в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", партнером, не зарегистрированным в государственной информационной системе мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации.
3. Партнер вправе самостоятельно прекратить размещение карточки товара, содержащей предложение данного партнера, или ограничить доступ к такой карточке, в том числе посредством использования личного кабинета (при наличии).
4. Порядок осуществления оператором проверки содержащейся в размещаемой на посреднической цифровой платформе карточке товара информации, предусмотренной пунктом 1 части 1 и частью 2 настоящей статьи, в том числе перечень используемых при такой проверке государственных информационных систем (реестров), и порядок взаимодействия с операторами указанных систем (реестров) устанавливаются Правительством Российской Федерации.
5. Правительство Российской Федерации вправе установить иные требования к карточке товара, в том числе требования к отображению информации о цене товара, размещению карточки товара, а также требования, без соблюдения которых оператор не вправе допускать размещение такой карточки товара на посреднической цифровой платформе.
6. Правообладатель исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации в случае обнаружения нарушения его исключительного права и законных интересов вправе обратиться к оператору с заявлением о прекращении размещения на посреднической цифровой платформе информации, нарушающей такое исключительное право.
Статья 8. Особенности продажи отдельных видов товаров
В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, продажа партнером товаров, свободная реализация которых ограничена законодательством Российской Федерации, может осуществляться с использованием посреднической цифровой платформы при условии идентификации и (или) аутентификации пользователя-покупателя с использованием биометрических персональных данных посредством использования единой биометрической системы в соответствии со статьей 10 Федерального закона от 29 декабря 2022 года N 572-ФЗ "Об осуществлении идентификации и (или) аутентификации физических лиц с использованием биометрических персональных данных, о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" или иным способом, установленным Правительством Российской Федерации. Продажа товаров, свободная реализация которых ограничена законодательством Российской Федерации, может осуществляться в соответствии с настоящей статьей при условии соблюдения требований законодательства Российской Федерации к порядку и условиям продажи таких товаров.
Статья 9. Предоставление скидок на товары
1. Снижение оператором цены предлагаемого партнером товара за счет партнера допускается в порядке и на условиях, которые предусмотрены договором между оператором и партнером, при условии направления партнеру уведомления о намерении снизить цену товара не менее чем за пять рабочих дней до даты предполагаемого снижения и при условии получения согласия партнера на такое снижение цены по форме, установленной указанным договором.
2. Партнер вправе выразить предусмотренное частью 1 настоящей статьи согласие на снижение за его счет цены товара, в том числе посредством использования личного кабинета (при наличии), путем установления минимальной цены предлагаемого данным партнером товара с указанием срока действия такого согласия и (или) количества товаров, на которые такое согласие распространяется (при необходимости). В указанном случае согласие на снижение цены товара за счет партнера в установленном размере считается полученным и направление уведомления в соответствии с частью 1 настоящей статьи не требуется. Установление партнером минимальной цены предлагаемого им товара признается запретом на продажу такого товара со снижением цены за его счет по цене ниже установленной им минимальной цены.
3. Партнер вправе в любое время отказаться от выраженного согласия на снижение за его счет цены предлагаемого им товара, договор купли-продажи которого не заключен, путем направления уведомления оператору, в том числе посредством использования личного кабинета (при наличии).
4. Оператор посреднической цифровой платформы обязан обеспечить партнеру возможность установить запрет, в том числе посредством использования личного кабинета (при наличии), на продажу предлагаемых им товаров со снижением цены товаров за счет партнера. Оператор не вправе направлять такому партнеру уведомления о намерении снизить цену на товары, в отношении которых данным партнером установлен запрет на продажу со снижением цены, если иное не предусмотрено условиями договора или не установлено партнером, в том числе посредством использования личного кабинета (при наличии).
5. Отсутствие согласия партнера на снижение цены предлагаемых им товаров за его счет не может являться основанием для применения в отношении его таких мер, как ограничение доступа к личному кабинету, прекращение размещения карточки товара, снижение рейтинга, изменение положения карточки товара в поисковой выдаче, или для иного ущемления его интересов.
Статья 10. Поисковая выдача
1. Если на посреднической цифровой платформе допускается возмездное оказание оператором услуг, влияющих на поисковую выдачу, оператор обязан предоставлять доступ к таким услугам всем партнерам, владельцам пунктов выдачи заказов на равных условиях.
2. Если иное не установлено законодательством Российской Федерации, при формировании поисковой выдачи не допускается несоблюдение критериев сортировки, примененных пользователем.
Статья 11. Предоставление сведений оператором
1. Партнер, владелец пункта выдачи заказов вправе запросить у оператора акт сверки взаиморасчетов и иные документы, связанные с формированием такого акта и определенные в договоре между оператором и партнером или договоре между оператором и владельцем пункта выдачи заказов, в том числе посредством использования личного кабинета (при наличии). Указанные документы предоставляются оператором в течение семи рабочих дней с даты направления партнером, владельцем пункта выдачи заказов соответствующего требования.
2. Оператор не реже одного раза в месяц осуществляет актуализацию документов, указанных в части 1 настоящей статьи, и размещает их в соответствующем разделе личного кабинета партнера, владельца пункта выдачи заказов (при наличии) или предоставляет партнеру, владельцу пункта выдачи заказов иным способом, предусмотренным договором.
Статья 12. Изменение договора между оператором и партнером, договора между оператором и владельцем пункта выдачи заказов
1. В случае одностороннего изменения оператором договора между оператором и партнером, договора между оператором и владельцем пункта выдачи заказов (далее в настоящей статье - договор) оператор обязан направить партнеру, владельцу пункта выдачи заказов уведомление в электронной форме не менее чем за сорок пять дней до дня вступления такого изменения в силу, если такое изменение влечет за собой:
1) изменение мер ответственности, предусмотренных договором;
2) увеличение размера вознаграждения оператора за услуги, оказываемые партнеру, владельцу пункта выдачи заказов;
3) изменение порядка определения размера вознаграждения оператора за услуги, оказываемые партнеру, владельцу пункта выдачи заказов;
4) снижение размера вознаграждения владельца пункта выдачи заказов;
5) изменение порядка определения размера вознаграждения владельца пункта выдачи заказов;
6) изменение условий приемки, хранения, доставки, выдачи, отправления и (или) возврата товара партнера-продавца.
2. В иных случаях одностороннего изменения оператором договора, помимо предусмотренных частью 1 настоящей статьи, оператор обязан направить партнеру, владельцу пункта выдачи заказов уведомление в электронной форме не менее чем за пятнадцать дней до дня вступления такого изменения в силу.
3. Оператор вправе не соблюдать сроки, указанные в частях 1 и 2 настоящей статьи, и уведомлять партнера, владельца пункта выдачи заказов об изменении договора в срок, предусмотренный договором, если:
1) изменение договора направлено на улучшение положения партнера, владельца пункта выдачи заказов;
2) изменение договора осуществляется в силу необходимости приведения существенных условий договора в соответствие с законодательством Российской Федерации.
4. Одностороннее изменение оператором договора, влекущее за собой последствия, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, должно осуществляться с учетом требований, установленных антимонопольным законодательством Российской Федерации.
5. Действие положений настоящей статьи не распространяется на случаи изменения договора на основании вступившего в законную силу решения суда.
Статья 13. Ограничение и прекращение размещения карточки товара. Ограничение доступа к личному кабинету
1. Оператор вправе ограничивать или прекращать размещение карточки товара:
1) в целях обеспечения соблюдения установленных законодательством Российской Федерации требований к размещению предложений о продаже товаров, о выполнении работ, об оказании услуг;
2) в целях обеспечения исполнения вступившего в законную силу решения суда, решения органа государственной власти;
3) по основаниям, предусмотренным договором между оператором и партнером.
2. Оператор вправе ограничивать доступ партнера, владельца пункта выдачи заказов к личному кабинету:
1) в целях обеспечения соблюдения законодательства Российской Федерации;
2) по основаниям, предусмотренным договором между оператором и партнером, договором между оператором и владельцем пункта выдачи заказов;
3) в случае обнаружения признаков и (или) факта неправомерного доступа третьих лиц к личному кабинету партнера или владельца пункта выдачи заказа, в том числе при получении соответствующего запроса партнера или владельца пункта выдачи заказов.
3. Применение оператором в отношении партнера или владельца пункта выдачи заказов мер гражданско-правовой ответственности, а также иных мер, предусмотренных настоящей статьей, допускается только при условии направления оператором партнеру или владельцу пункта выдачи заказов мотивированного уведомления в электронной форме и иным способом в случае, если такой способ предусмотрен договором между оператором и партнером, договором между оператором и владельцем пункта выдачи заказов, с указанием нарушенных положений договора и (или) законодательства Российской Федерации не позднее чем за три дня до применения таких мер. Указанное уведомление направляется в день применения таких мер, если они применены оператором в целях обеспечения соблюдения законодательства Российской Федерации, исполнения вступившего в законную силу решения суда, решения органа государственной власти или устранения неправомерного доступа третьих лиц к личному кабинету партнера или владельца пункта выдачи заказов.
4. При осуществлении ограничения доступа к личному кабинету в случаях, предусмотренных пунктами 1 и 2 части 2 настоящей статьи, оператор обязан обеспечить партнеру или владельцу пункта выдачи заказов доступ к разделам личного кабинета, указанным в части 5 статьи 5 и статье 11 настоящего Федерального закона, разделам личного кабинета, обеспечивающим возможность предъявления жалобы партнером или владельцем пункта выдачи заказов оператору в рамках системы досудебного рассмотрения жалоб (разрешения споров) в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.
5. В случае устранения обстоятельств, послуживших основанием для применения мер, предусмотренных частями 1 и 2 настоящей статьи, оператор обязан отменить примененные им меры в течение 48 часов с момента, когда ему стало известно об устранении таких обстоятельств. Оператор вправе удалить личный кабинет партнера или владельца пункта выдачи заказов в случае, если партнер или владелец пункта выдачи заказов не устранил обстоятельства, послужившие основанием для ограничения доступа к его личному кабинету, в течение девяноста дней со дня, когда ему стало известно о таком ограничении.
6. Основания, указанные в пункте 3 части 1 и пункте 2 части 2 настоящей статьи, должны соответствовать требованиям, установленным антимонопольным законодательством Российской Федерации.
Статья 14. Рассмотрение жалоб (разрешение споров) на посреднической цифровой платформе
1. До обращения в суд для оспаривания действий (бездействия) оператора, связанных с применением им в отношении партнера или владельца пункта выдачи заказов мер гражданско-правовой ответственности, ограничением или прекращением размещения карточки товара, ограничением доступа к личному кабинету, снижением рейтинга, изменением положения карточки товара в поисковой выдаче, партнер или владелец пункта выдачи заказов в обязательном порядке предъявляет оператору жалобу в рамках системы досудебного рассмотрения жалоб (разрешения споров). Оператор обязан обеспечить партнеру или владельцу пункта выдачи заказов возможность обжаловать указанные действия (бездействие) с использованием системы досудебного рассмотрения жалоб (разрешения споров), размещенной на посреднической цифровой платформе, и направить ответ на такую жалобу не позднее пятнадцати дней со дня ее подачи с использованием указанной системы.
2. Жалоба с использованием системы досудебного рассмотрения жалоб (разрешения споров) подается партнером или владельцем пункта выдачи заказов в электронной форме с приложением документов (сведений), указывающих на необоснованность действий (бездействия) оператора, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, в том числе посредством использования личного кабинета (при наличии).
3. Правительство Российской Федерации вправе установить дополнительные требования к системе досудебного рассмотрения жалоб (разрешения споров).
4. Оператор обязан отменить примененные им в отношении партнера или владельца пункта выдачи заказов меры в течение 48 часов с момента признания жалобы, указанной в части 1 настоящей статьи, обоснованной.
5. Предусмотренный настоящей статьей порядок досудебного разрешения споров не применяется в случае, если ограничение размещения карточки товара или прекращение размещения карточки товара и (или) ограничение доступа к личному кабинету осуществлены оператором в целях исполнения вступившего в законную силу решения суда, решения органа государственной власти.
Глава 3. Особенности взаимодействия операторов, пользователей-заказчиков и партнеров-исполнителей, являющихся физическими лицами
Статья 15. Заключение гражданско-правовых договоров с партнерами-исполнителями, являющимися физическими лицами
Партнер-исполнитель, являющийся индивидуальным предпринимателем или физическим лицом, применяющим специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход" в соответствии с Федеральным законом от 27 ноября 2018 года N 422-ФЗ "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход" (далее в настоящей главе - партнер-исполнитель, являющийся физическим лицом), лично выполняющий работы, оказывающий услуги, вправе осуществлять такую деятельность в рамках гражданско-правовых отношений с использованием посреднической цифровой платформы в случае соответствия его деятельности одновременно следующим требованиям:
1) предлагаемый партнеру-исполнителю, являющемуся физическим лицом, к исполнению заказ направлен на выполнение конкретной работы, оказание конкретной услуги и не предусматривает наличия у такого партнера-исполнителя режима (графика) работы и соблюдения им правил внутреннего трудового распорядка и содержащих нормы трудового права локальных нормативных актов оператора и (или) пользователя-заказчика;
2) партнер-исполнитель, являющийся физическим лицом, самостоятельно принимает решение о выполнении работ, об оказании услуг и вправе не принимать заказ без применения к нему мер ответственности, за исключением случаев добровольного выбора таким партнером-исполнителем периода времени, в течение которого он обязуется выполнять работы, оказывать услуги, в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 16 настоящего Федерального закона;
3) для партнера-исполнителя, являющегося физическим лицом, не допускается выполнение дополнительных работ, оказание дополнительных услуг, не указанных в заказе, размещенном на посреднической цифровой платформе и принятом таким партнером-исполнителем;
4) за выполненную работу или оказанную услугу с использованием посреднической цифровой платформы партнеру-исполнителю, являющемуся физическим лицом, оператором начисляется вознаграждение в рамках каждого заказа отдельно;
5) выполнение работ, оказание услуг партнером-исполнителем, являющимся физическим лицом, не предусматривают:
а) привлечения третьих лиц;
б) предоставления партнеру-исполнителю, являющемуся физическим лицом, дополнительных социальных гарантий за счет оператора и (или) пользователя-заказчика, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом;
в) предоставления оператором и (или) пользователем-заказчиком партнеру-исполнителю, являющемуся физическим лицом, еженедельных выходных дней и отпуска, предусмотренных трудовым законодательством Российской Федерации. Настоящее положение не ограничивает партнера-исполнителя в осуществлении перерывов в работе и пользовании временем для отдыха.
Статья 16. Права и обязанности партнера-исполнителя, являющегося физическим лицом, при взаимодействии с оператором
1. Партнер-исполнитель, являющийся физическим лицом, обязан осуществлять самостоятельное исполнение заказов в рамках гражданско-правовых отношений с учетом законодательства Российской Федерации, стандартов качества и безопасности выполнения работ, оказания услуг, установленных оператором в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 17 настоящего Федерального закона, требований к выполнению работ, оказанию услуг, устанавливаемых оператором и (или) пользователем-заказчиком, соблюдать установленные законодательством Российской Федерации требования к выполнению отдельных работ.
2. Партнер-исполнитель, являющийся физическим лицом, вправе:
1) получать от оператора информацию об условиях осуществления деятельности на посреднической цифровой платформе, включая информацию об условиях договора между оператором и партнером-исполнителем, являющимся физическим лицом, о стандартах качества и безопасности выполнения работ, оказания услуг, установленных оператором в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 17 настоящего Федерального закона, применении технологий автоматизированного принятия решений, способах защиты своих прав, а также иные сведения, предусмотренные настоящим Федеральным законом;
2) самостоятельно определять место и время принятия и исполнения заказов, период времени, в течение которого он обязуется выполнять работы, оказывать услуги, в частности:
а) знакомиться с условиями заказа и принимать заказ или отказываться от его принятия без применения к нему мер ответственности, за исключением случаев, если партнер-исполнитель, являющийся физическим лицом, добровольно устанавливает период времени, в течение которого он обязуется выполнять работы, оказывать услуги, если оператор предлагает такому партнеру-исполнителю принять и исполнить заказ;
б) самостоятельно принимать решение о выборе вариантов места выполнения работ, оказания услуг и периода времени, в течение которого он обязуется выполнять работы, оказывать услуги, или об отказе от всех вариантов, размещенных на посреднической цифровой платформе;
3) получать в установленный срок вознаграждение за каждый исполненный заказ;
4) принимать и исполнять заказы на разных посреднических цифровых платформах в любое время;
5) в любое время приостанавливать или прекращать принятие заказов;
6) обжаловать принятые в отношении его решения оператора в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
7) на добровольной основе принимать участие в общественных объединениях партнеров-исполнителей.
Статья 17. Права и обязанности оператора при взаимодействии с партнером-исполнителем, являющимся физическим лицом
1. Оператор при взаимодействии с партнером-исполнителем, являющимся физическим лицом, обязан:
1) устанавливать и публиковать на посреднической цифровой платформе стандарты качества и безопасности выполнения работ, оказания услуг, в отношении которых размещаются заказы, в том числе требования к подтверждению квалификации партнера-исполнителя, необходимой для выполнения работ, оказания услуг, связанных с опасностью для жизни и здоровья;
2) предоставлять пользователям-заказчикам и партнерам-исполнителям, являющимся физическими лицами, равные технические возможности использования посреднической цифровой платформы с учетом особенностей, устанавливаемых оператором для определенных видов работ, услуг, в том числе с учетом оценки деятельности партнера-исполнителя, являющегося физическим лицом, а также равные условия доступа к посреднической цифровой платформе, за исключением случаев ограничения доступа партнера-исполнителя к принятию заказа в связи с нарушением им условий договора с оператором и (или) пользователем-заказчиком;
3) обеспечивать ознакомление партнера-исполнителя, являющегося физическим лицом, с основными условиями заказа, в том числе со следующими условиями:
а) вид работ, услуг;
б) место и время принятия и исполнения заказа, период времени выполнения работ, оказания услуг;
в) продолжительность выполнения работ, оказания услуг, если партнер-исполнитель, являющийся физическим лицом, выполняет работу, оказывает услугу по заказу пользователя-заказчика или оператора в установленный период времени;
г) минимальный размер вознаграждения за исполнение заказа в соответствии с установленной оператором и (или) пользователем-заказчиком ценой договора;
4) информировать партнера-исполнителя, являющегося физическим лицом, о требованиях, предусмотренных частью 1 статьи 16 настоящего Федерального закона;
5) установить ограничения на систематическое и продолжительное выполнение работ, оказание услуг партнером-исполнителем, являющимся физическим лицом, в интересах одного пользователя-заказчика с использованием посреднической цифровой платформы оператора. Критерии систематичности и продолжительности выполнения работ для одного пользователя-заказчика, оказания услуг одному пользователю-заказчику и (или) предельно допустимое количество заказов, исполняемых партнером-исполнителем, являющимся физическим лицом, для одного пользователя-заказчика, в отдельных сферах деятельности устанавливаются Правительством Российской Федерации;
6) при наличии требований, установленных законодательством Российской Федерации или договором между оператором и партнером-исполнителем, являющимся физическим лицом, осуществлять контроль за соблюдением:
а) максимального времени систематического и продолжительного выполнения работ, оказания услуг, связанных с использованием партнером-исполнителем, являющимся физическим лицом, источника повышенной опасности или риском причинения вреда жизни, здоровью и имуществу третьих лиц, а также максимального времени ежедневной деятельности такого партнера-исполнителя по отдельным видам работ, услуг и для отдельных категорий партнеров-исполнителей, являющихся физическими лицами;
б) перечня видов работ, услуг, для выполнения, оказания которых привлечение несовершеннолетних партнеров-исполнителей, являющихся физическими лицами, не допускается;
7) обеспечивать партнеру-исполнителю, являющемуся физическим лицом, техническую возможность знакомиться с предложениями страховых организаций и негосударственных пенсионных фондов и подавать заявку на заключение договора добровольного страхования и негосударственного пенсионного обеспечения, если указанные организации и фонды воспользовались возможностью разместить такие предложения на посреднической цифровой платформе в соответствии с пунктом 8 настоящей части;
8) по запросу страховых организаций, негосударственных пенсионных фондов обеспечивать равную возможность размещения на посреднической цифровой платформе информации о предлагаемых ими страховых продуктах добровольного медицинского страхования, негосударственного пенсионного обеспечения и добровольного страхования от несчастных случаев и болезней, а также обеспечивать техническую возможность заключения соответствующих договоров при условии наличия такой возможности у указанных организаций и фондов;
9) предоставлять преференции партнерам-исполнителям, являющимся физическими лицами, добровольно вступившим в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию, обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также заключившим договоры добровольного медицинского страхования, договоры негосударственного пенсионного обеспечения, договоры добровольного страхования от несчастных случаев и болезней. Минимальный объем таких преференций устанавливается Правительством Российской Федерации;
10) обеспечивать соблюдение требований законодательства о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации при заключении с иностранными гражданами договоров о выполнении работ или оказании услуг на территории Российской Федерации;
11) при наличии требований, установленных законодательством Российской Федерации или договором между оператором и партнером-исполнителем, являющимся физическим лицом, исходя из содержания заказа информировать партнера-исполнителя, являющегося физическим лицом, о предельно допустимых нормах физических и иных нагрузок для партнеров-исполнителей по отдельным видам работ, услуг;
12) обеспечивать соблюдение предусмотренных пунктами 1 - 6 части 2 статьи 16 настоящего Федерального закона прав партнера-исполнителя, являющегося физическим лицом.
2. Оператор при взаимодействии с партнером-исполнителем, являющимся физическим лицом, в рамках гражданско-правовых отношений имеет право:
1) определять с помощью технологий автоматизированного принятия решений партнера-исполнителя, являющегося физическим лицом, для направления предложения об исполнении заказа;
2) определять размер вознаграждения партнера-исполнителя, являющегося физическим лицом, за работы и (или) услуги, выполненные и (или) оказанные с использованием посреднической цифровой платформы, порядок и срок выплаты указанного вознаграждения этому партнеру-исполнителю, в том числе с использованием технологий автоматизированного принятия решений;
3) оценивать деятельность партнера-исполнителя, являющегося физическим лицом, на посреднической цифровой платформе на основе данных о соблюдении им условий договоров с пользователями-заказчиками и оператором и размещать на такой платформе рейтинг этого партнера-исполнителя, рассчитываемый оператором;
4) в случаях, предусмотренных договором между оператором и пользователем-заказчиком, вести учет количества и качества выполненных партнером-исполнителем, являющимся физическим лицом, на посреднической цифровой платформе работ, оказанных им на такой платформе услуг;
5) применять к партнеру-исполнителю, являющемуся физическим лицом, меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации и договором между оператором и партнером-исполнителем, являющимся физическим лицом, осуществлять ограничение доступа к личному кабинету за неисполнение и (или) ненадлежащее исполнение принятого этим партнером-исполнителем заказа либо отказ от принятия заказов в период времени, определяемый в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 16 настоящего Федерального закона;
6) полностью или частично возмещать расходы партнеров-исполнителей, являющихся физическими лицами, добровольно вступивших в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию, обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, в части осуществления страховых взносов, а также расходы этих партнеров-исполнителей по договорам добровольного медицинского страхования, договорам негосударственного пенсионного обеспечения, договорам добровольного страхования от несчастных случаев и болезней с учетом объема преференций, предоставляемых оператором партнеру-исполнителю, являющемуся физическим лицом, в соответствии с пунктом 9 части 1 настоящей статьи;
7) предоставлять возможность для получения партнерами-исполнителями, являющимися физическими лицами, дополнительного профессионального образования, а также организовывать обучение этих партнеров-исполнителей, в том числе с использованием программ для электронных вычислительных машин, сайтов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и (или) мобильных приложений, в целях соблюдения стандартов качества и безопасности выполнения работ, оказания услуг и повышения качества исполнения заказов;
8) предоставлять партнеру-исполнителю, являющемуся физическим лицом, инструменты и материалы для исполнения заказа, в том числе одежду, в соответствии со стандартами качества и безопасности выполнения работ, оказания услуг в порядке и на условиях, которые установлены оператором;
9) предлагать партнеру-исполнителю, являющемуся физическим лицом, выбор вариантов места выполнения работ, оказания услуг и периода времени, в течение которого он обязуется выполнять работы, оказывать услуги, либо подтверждать предлагаемые этим партнером-исполнителем варианты места выполнения работ, оказания услуг и периода времени, в течение которого он обязуется выполнять работы, оказывать услуги;
10) проверять наличие у партнера-исполнителя, являющегося физическим лицом, опыта выполнения работ, оказания услуг, определенных специальности или квалификации, если соответствующие опыт, специальность или квалификация необходимы для выполнения работ, оказания услуг;
11) отказывать пользователю-заказчику в размещении заказов, если выполнение работ, оказание услуг связаны с опасностью для жизни и здоровья;
12) устанавливать ограничения на распределение заказов между определенными партнерами-исполнителями, являющимися физическими лицами, только посредством технологий автоматизированного принятия решений. Требования к технологиям автоматизированного принятия решений могут быть установлены Правительством Российской Федерации или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти;
13) производить оценку рисков безопасного выполнения работ, оказания услуг партнерами-исполнителями.
3. Положения настоящей главы не применяются к правоотношениям, возникающим между оператором и партнером-исполнителем, являющимся физическим лицом, в рамках которых выполнение работ, оказание услуг осуществляются в интересах оператора или иного лица, не являющегося пользователем-заказчиком посреднической цифровой платформы.
Глава 4. Логистическая инфраструктура оператора
Статья 18. Общие положения о логистической инфраструктуре оператора
1. В целях исполнения договоров, заключаемых с партнерами-продавцами и владельцами пунктов выдачи заказов, оператор вправе использовать объекты логистической инфраструктуры оператора, необходимые для доставки товаров и принадлежащие оператору, привлекаемым им третьим лицам или владельцам пунктам выдачи заказов на праве собственности или ином законном основании.
2. Объекты логистической инфраструктуры оператора должны соответствовать предусмотренным законодательством Российской Федерации требованиям пожарной безопасности, санитарно-эпидемиологическим требованиям и иным требованиям, применяемым в зависимости от вида объекта, а также требованиям, предъявляемым к обращению товаров, в том числе продовольственных.
3. Оператор обязан обеспечить соблюдение требований законодательства Российской Федерации к обращению товаров в случае осуществления продажи товаров с использованием объектов логистической инфраструктуры оператора и несет ответственность за несоблюдение данных требований в соответствии с законодательством Российской Федерации.
4. Оператор обязан обеспечить возможность осуществить возврат товара партнеру-продавцу через пункт выдачи заказов с использованием объектов логистической инфраструктуры оператора, если доставка такого товара была осуществлена с использованием объектов логистической инфраструктуры оператора.
Статья 19. Пункты выдачи заказов
1. Товар, приобретаемый пользователем-покупателем на посреднической цифровой платформе, может предоставляться в пункте выдачи заказов пользователю-покупателю для ознакомления, распаковки и проверки, в том числе с возможностью примерки с использованием примерочных, если ими оборудован пункт выдачи заказов.
2. Оператор обязан утвердить правила взаимодействия оператора с владельцем пункта выдачи заказов при обороте товаров. Такие правила должны содержать в том числе нормы о распределении рисков повреждения или случайной гибели товаров, об ответственности, связанной с оборотом товаров, о порядке осуществления владельцем пункта выдачи заказов деятельности по приемке, хранению, доставке, выдаче, отправлению и возврату товаров, заказанных пользователем-покупателем на посреднической цифровой платформе.
3. Проведение владельцем пункта выдачи заказов денежных расчетов с пользователем-покупателем в интересах партнера-продавца, чьи товары заказаны пользователем-покупателем на посреднической цифровой платформе, не влечет признания пункта выдачи заказов торговым объектом, если иное не предусмотрено частью 4 настоящей статьи.
4. В случае, если в пункте выдачи заказов осуществляются выкладка, демонстрация товаров и (или) торговля товарами, не заказанными на посреднической цифровой платформе, к пункту выдачи заказов применяются требования, установленные Федеральным законом от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" для торговых объектов.
Глава 5. Заключительные положения
Статья 20. Информационное взаимодействие с налоговыми органами
Информационное взаимодействие операторов с налоговыми органами осуществляется в порядке и в соответствии с требованиями к такому взаимодействию, которые утверждаются Правительством Российской Федерации.
Статья 21. Государственный контроль (надзор) за соблюдением законодательства в сфере платформенной экономики в Российской Федерации
1. Предметом федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением требований в сфере платформенной экономики является соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и физическими лицами правил и требований, предусмотренных статьями 5, 6, 9 - 14, 16 и 17 настоящего Федерального закона и нормативными правовыми актами, принятыми во исполнение настоящего Федерального закона.
2. Федеральный государственный контроль (надзор) за соблюдением требований в сфере платформенной экономики осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства.
3. Организация и осуществление федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением требований в сфере платформенной экономики регулируются Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
4. При осуществлении федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением требований в сфере платформенной экономики плановые контрольные (надзорные) мероприятия не проводятся.
5. Федеральный государственный контроль (надзор) за соблюдением требований, предусмотренных статьей 7, статьями 8, 18 (за исключением обязательных требований, являющихся предметом иных видов федерального государственного контроля (надзора) и статьей 19 настоящего Федерального закона, а также нормативными правовыми актами, принятыми во исполнение настоящего Федерального закона, осуществляется в рамках федерального государственного контроля (надзора) в сфере законодательства о защите прав потребителей уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по федеральному государственному контролю (надзору) в области защиты прав потребителей.
Статья 22. Порядок применения мер понуждения к исполнению иностранными операторами требований настоящего Федерального закона
1. В случае неисполнения иностранным юридическим лицом, иностранной организацией, не являющейся юридическим лицом, иностранным гражданином или лицом без гражданства - оператором посреднической цифровой платформы, сведения о которой включены в реестр посреднических цифровых платформ (далее - иностранный оператор), требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, в отношении иностранного оператора могут применяться меры понуждения к исполнению указанных требований, предусмотренные статьей 9 Федерального закона от 1 июля 2021 года N 236-ФЗ "О деятельности иностранных лиц в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на территории Российской Федерации", на основании решения, принятого в соответствии с частью 3 настоящей статьи.
2. В случае включения в реестр посреднических цифровых платформ сведений о посреднической цифровой платформе, оператором которой является иностранный оператор, изменения сведений о такой платформе в указанном реестре или исключения сведений о такой платформе из указанного реестра федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации на ведение указанного реестра, представляет соответственно информацию о таких включении, изменении или исключении сведений в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи.
3. Правительством Российской Федерации устанавливаются порядок и основания принятия федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, решения о применении мер в соответствии с частью 1 настоящей статьи, в том числе порядок передачи контрольными (надзорными) органами сведений о допущенном иностранным оператором нарушении обязательных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи.
Статья 23. Вступление в силу настоящего Федерального закона
1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 октября 2026 года.
2. Нормативные правовые акты, принимаемые в целях реализации настоящего Федерального закона и устанавливающие обязательные требования, вступают в силу в сроки, предусмотренные данными нормативными правовыми актами, но не ранее чем по истечении девяноста дней после дня их официального опубликования.
Президент
Российской Федерации
В.ПУТИН
Москва, Кремль
31 июля 2025 года
N 289-ФЗ